Герасим вырос немой и могучий как дерево растет на плодородной почве вид придаточного

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Прочитайте предложения. Подчеркните в них основы. Устно докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными.

1 . Перед ними стелется равнина , где ели изредка взошли .

2 . Бывают дни , когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре .

3 . Начиналась уже осень , хотя стоял еще август .

4 . Уж проходят караваны через те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы .

5 . Что Ноздрёв лгун отъявленный , это было известно всем.

6 . Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду .

7 . Пугачëв сел на том диване , на котором, бывало, дремал Иван Кузмич , усыплённый ворчанием своей супруги .

8 . Савельича мудрено было унять , когда, бывало , примется за проповедь .

Пунктуация

Прочитайте предложения. Найдите в них основы. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Но те кто знал его в годы первой мировой войны утверждают что он никогда не участвовал в боевых действиях. (В. Кожевников)
  2. Я умчу тебя туда где огромные крокодилы выплывают из реки и греются на солнце у берега. (Л. Чарская)
  3. Там где недавно клокотал прибой чуть-чуть шевелились ленивые и прозрачные волны. (В.Губарев)
  4. Счастлив тот кому зарёю теплый ветер веет. (И. А. Бунин)
  5. Жить с тобой мы станем так дружно и весело что никогда твоя душа не узнает слез и печали. (А. С. Грин)
  6. Хаджи-Мурат вспомнил отца таким каким видел его в последний раз. (Л. Н. Толстой)
  7. То что он увидел было так неожиданно что он немножко испугался. (А. П. Чехов)
  8. Пивомедов поднялся кашлянул и начал диктовать густым пронзительным басом стараясь уловить экзаменующегося на словах которые пишутся не так как выговариваются. (А. П. Чехов)
Согласование подлежащего и сказуемого

Прочитайте предложения. Выберите правильный вариант в согласовании подлежащего и сказуемого. Сделайте вывод о причинах подобных ошибок. Получившиеся предложения запишите.

Типы предложений

Найдите 4 названия различных типов предложения.

Образец: Ветер стих. Ветер стих и переменился. Ветер стих, и стало тепло. Когда ветер стих, из-за туч показалось осеннее солнце.

Грамматические нормы

Подчеркните правильный вариант в каждом вопросе.

Для того чтобы правильно выполнить тестовые задания, нужно выделить грамматические основы в каждом сложном предложении и верно задать вопросы от главного предложения к придаточной части.

1 ) Укажите вид придаточного в сложноподчинённом предложении.

Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

в) образа действия

2 ) Укажите вид придаточного в сложноподчинённом предложении. Зачеркните правильный ответ

Город, куда он попал на четвёртые сутки войны, уже был занят фашистами.

3 ) Укажите вид придаточного в сложноподчинённом предложении.

Хочу узнать, куда он уезжает.

4 ) Укажите вид придаточного в сложноподчинённом предложении. Зачеркните правильный ответ.

Когда на другой день стало светать, корабль был уже далеко.

5 ) В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перед нами ( 1 ) была река ( 2 ) правый берег ( 3 ) которой ( 4 ) порос кустарником.

6 ) В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он ходит ( 1 ) на работы ( 2 ) от которых не уклоняется ( 3 ) и ( 4 ) на которые не напрашивается.

7 ) В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я знал ( 1 ) что Кимры добывают себе пропитание сапогами ( 2 ) что Тула делает самовары ( 3 ) и ружья ( 4 ) и что Одесса портовый город.

Грамматические ошибки

Установите соответствие между ошибкой и примером.

Пунктуация

Исключите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.

Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

Идея единого европейского пространства, поклонником которой был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, обрела множество сторонников.

Света подошла к мальчику старшая сестра, которого училась с ней в одном классе и поздоровалась.

После Берлинского конгресса Болгария, геостратегическое положение которой было очевидно, стала главной точкой опоры российской политики.

Союзы

Прочитайте предложения и цветом выделите союзы. Подумайте, к какой разновидности сочинительных союзов они относятся?

День, насыщенный событиями и впечатлениями, быстро, но за суетой в воспоминаниях он кажется огромным. (Сол.)

Ночь была теплая, но к утру стало свежо. (Кат.)

Он умел в самом будничном открывать черты необыкновенного, и это свойство делало его подлинным художником. (Пауст.)

Скоро выпал первый снег, а река всё ещё не поддавалась холоду. (М.-С.)

Накануне было теплым-тепло, а ночью хватил мороз, и озеро покрылось голубым ледком. (Арам.)

В десятом часу обогнули остров, и перед нами открылся великолепный залив, глубоко вторгшийся в сушу. (Н.-Пр.)

То белая колоколенка проглянет из синего марева, то красная крыша дома сквозь сада, то прогремит колесо по бревенчатому мосту через светлую небыструю речку, то васильковое платье девушки завиднеется по тропинке во ржи, то солнце набросает на сочную траву ярких пятен, процедившись сквозь трепещущую листву молодых берез. (Сол.)

Сложное предложение
Сложные предложения

Прочитайте предложения и расставьте недостающие знаки препинания. Устно объясните наличие или отсутствие запятой между выделенными союзами, назовите тот элемент, из-за наличия которого запятая на стыке союзов не ставится.

1. Ипполит Сергеевич думал что когда он взглянет ей в лицо то на нём увидит откровенное и грубое кокетство. (М. Г.) 2. И сейчас отстегивая от пояса гранату он решил что если танк пойдёт в его сторону он бросит гранату только тогда когда танк будет совсем близко. (Сим.) 3. Маркушев знал по опыту что если полковник замолчал то пробовать продолжать с ним разговор бесполезно. (Сим.) 4. Мои спутники знали что если нет проливного дождя то назначенное выступление обыкновенно не отменяется. (Арс.) 5. На задаваемые вопросы он объяснил что если в тихую погоду туман поднимается кверху и если при этом бывает сильное эхо непременно надо ждать затяжного дождя. (Арс.) 6. Есть на нашей реке глухие и укромные места что когда проберёшься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мира. (Сол.) 7. Такие длинные у него (щенка) выросли уши что когда вниз посмотрит так глаза закрываются. (Пришв.)

…Самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле… Переселённый в город, он не понимал, что с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью. Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте…


Задание 1 № 2882

Тест 10. СПП с придаточными обстоятельственными
Вариант 1
А1. Какое предложение содержит придаточное времени? 1) Известны случаи, когда легенду создаёт определённое лицо. 2) Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда 3)Скажите, когда отправляется поезд? 4) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.
А2. Какое предложение содержит придаточное образа действия? 1) Минуло уже пять часов, как прервалась связь с берегом. 2) Будешь знать, как с ружьём баловать! 3) Футболисты постарались играть так, как советовал тренер. 4) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
А3. Какое предложение содержит придаточное места? 1) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. 2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 3) Забрёл я в дальний лес, куда никто не заходил. 4) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.
А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую? 1) Там где ветры слизали снег земля по ночам гулко лопается. 2) В том саду где мы с вами встретились ваш любимый куст хризантем расцвёл. 3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела словно в реку вылили масло. 4) Оттуда куда мы направлялись поднимался широким облаком дым от лесного пожара.

Данная контрольная работа проводится после изучения в 9 классе сложноподчинённых предложений с различными видами придаточных и перед изучением СПП с несколькими придаточными. В предложениях ученики расставляют знаки препинания, определяют вид придаточного предложения и выделяют главное и придаточное предложение скобками. Вторая часть заданий подобна заданиям из ГИА, где ученики ищут предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, фразеологизмами, сравнениями и олицетворениями и вво.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор Гринченко Е.М.
Дата 08.01.2016
Формат docx
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Контрольная работа в 9 классе по теме

1)Спишите, расставьте знаки препинания, выделив скобками главные и придаточные предложения, укажите виды придаточных.

(Можно первую часть контрольной работы продиктовать, а задания написать на доске.)

Михаил казалось не понимал как решить проблему.

На фольклорную практику едут туда где еще живы народные традиции песни сказания.

Пока дождь не прекратится придется сидеть дома.

Извозчик остановился ибо лошади почувствовав опасность вдруг зафыркали.

К утру прояснилось так что отряд отправился дальше.

Если дочь проживающая временно у тётки не звонила по неделе, мать начинала беспокоиться.

Фролов был готов на все чтобы получить это место.

Вечер удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Герасим вырос немой и могучий как дерево растёт на плодородной почве.

Городишко в котором я вырос навсегда останется в моем сердце наполненном любовью к малой родине.

Тот кто ничего не делает по словам моей бабушки яйца выеденного не стоит.

Чичиков даже до того был неучтив что скоро ушёл от них в другую сторону.

Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

Ветры слизали снег так что земля по ночам в тех местах гулко лопалась.

2) Укажите номер предложения, осложнённого обособленным определением.

3) Укажите номер предложения, осложнённого обособленным обстоятельством.

4) Укажите номер предложения, осложнённого вводным словом.

5) Укажите номер предложения, осложнённого вводным словосочетанием.

6) Укажите номер предложения, в состав которого входит фразеологический оборот.

7) Укажите номер предложения, в котором используется в качестве средства выразительности олицетворение.

Читайте также: