Где по народным преданиям растет мировое дерево

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Разветвленное дерево с необычным узором в виде цветов, плодов и птиц часто встречается в народном искусстве. Это символ плодородия, который представляет силу и мощь земли, живой и цветущей природы, а также соединительную ось между землей и небесами. Небесное дерево вобрало в себя мироздание древних славян. Своеобразный портал присутствовал практически у всех древних народов, но имел свое название, например, у скандинавов Иггдрасиль, тюрков Байтерек, китайцев Киен-Му. Символ может изображаться в виде обычного дерева с корнями и ветвями, схематически в виде одной палки и трех веток, а также в форме женщины с поднятыми руками.

Древнее представление о мировом дереве

Давайте рассмотрим, откуда появилось само понятие небесное дерево. По преданиям, Бог изначально находился внутри яйца в полном тумане. Рассеивание мелких капель привело к разделению мировых вод с воздушным пространством. Куда бы Господь не бросил свой взор, везде загоралась яркая звезда. Однажды Всевышний надумал оживить свой зеркальный облик, так искаженная сфера принесла на землю темное божество, именуемое Бесом (несущий беду).

Сила божья дала рост двум священным дубам, а опавшие желуди принесли в мир пару уток. Птицы начали доставать морской песок и сооружать гнездо, которое затем стало землей. Злому Бесу не понравилось действие птиц. Он набрал полный рот ила и покрыл им строящуюся поверхность, что привело к образованию гор. Недостойное поведение Беса рассердило Бога. Всевышний сломал одно из деревьев и загнал им нечисть под землю. Так в мире осталось лишь одно Небесное дерево.
Вся Вселенная, состоящая из девяти небес, со всех сторон окружает дерево. Попасть в каждый мир можно по стволу, а самая верхняя точка кроны достигает седьмого неба. Дерево можно сравнить с порталом, который переносит в разные миры, как коридор с входными дверями в разные комнаты.

Легенды о мировом дереве

yggdrasil_the_world_tree_by_mara999-dc1jfgl

Основные части мирового дерева

Величие и таинственность леса издавна манили к себе человечество. Славянские памятники 11-17 века повествуют о поклонениях язычников священным рощам, где проводились различные ритуалы, венчались молодые, освящалась вода, проходили праздничные трапезы. Славяне-язычники считали дерево центром познания и соединения трех миров: наземного, подземного и верхне-небесного. Изображение древа восхождения сопровождали силуэтами духов и Божеств, воинов и жрецов. Верхушка священного ствола касалась мира Богов, а корни опускались в подземный мир, где обитал Чернобог и Марена. На самой верхушке, за облаками располагался Ирий (рай). Его жителями были Боги, предки людей, прародители животных и растений.

Животный мир населял все три слоя:

89eaf6aa13f30bc3e54ecdff85de259d

  • нижний мир — лягушки, рыбы и змеи, изредка медведи и фантастические чудовища,
  • средний — копытные животные (лоси, лошади, коровы), реже встречались пчелы и сам человек,
  • верхний — птицы, чаще всего пара орлов.
    Славяне считали, что дерево наделено душой, поэтому относили его к живым существам. Иногда человеческую жизнь сравнивали с деревом: семья – это крепкие корни, ствол – путь к знаниям, плоды – результат человеческих трудов, а цветы – подрастающие поколение. По левой стороне дерева располагалась луна, ночь и холод, а правая сохраняла тепло родного очага, правду и солнце.
    Символ такого дерева дошел до наших дней через сказки, предания и песни, а также благодаря узорам и орнаментам вышивок и росписи.

c0262f8442c70411581cb52c76ec4d91

Мировое дерево рисунок фото

Могущество мирового дерева вызывает восхищение. Его корни раскалывали каменные глыбы и валуны.

screenshot_2

Такие деревья, дошедшие из древности, являются частью нашего мира. Они выступают гимном стойкости и жизнелюбия.

411672_sidsigga_yggdrasil-the-world-tree

Объединив знания славян, умение рисовать и свою фантазию, школьники создают совершенно разные творения.

Пример детского рисунка, созданного гелевой ручкой.

imgp3200

Аналогичная работа выполнена с помощью красок.

2170667

Как нарисовать мировое дерево поэтапно с пояснениями

Ветви дерева на абстрактной картине австрийского художника Густава Климта выглядят слегка запутанными, но повторить такую работу под силу даже четвероклассникам. Достаточно следовать приведенным этапам.

draw-klimt-tree

  • Для начала в центре листа рисуют ствол.
  • К его верхушке добавляют с двух сторон закругленные ветви.
  • С правой и левой стороны дерева рисуют пару толстых веток с завитками. Внизу добавляют волнистую горизонтальную линию.
  • Боковые ветви дополняют мелкими деталями.
  • На ветках прорисовывают листья в виде абстрактных фигур.
  • Внутри ствола и земли рисуют аналогичные узоры.
  • Черным цветом наводят контуры дерева. В работе автора преобладают золотистые и коричневые оттенки, но дерево можно раскрасить по своему вкусу.

4f9c375129bb1c53482249a1839e9fe6

Пример рисования могучего дуба карандашом.

Для начала чертят внизу листа линию земли, а затем изображают толстый неровный ствол. Необходимо учесть, что дубовые ветви растут низко.

116


Следующий этап очень ответственный, так как в нем детализируют листву и крону. Их форма отвечает за внешний вид всего дерева. У дуба крона немного расширенная по сторонам.

214


Листья рисуют слегка размазанными или прорисовывают каждый лист. Затем придают листве объем. От этого дерево приобретет легкость.

312

Нижняя крона должна быть чуть темнее верха. Закрашивают ветки и ствол, а внизу добавляют тень.

Варианты рисунка мировое дерево , фото

Детское воображение может трансформировать в Мировое дерево обычные предметы: чайник, зонт, трон, трость и даже абажур.

screenshot_6

Быстрое чередование периодов жизни наши предки ассоциировали с деревом. Его считали символом воскрешения и пробуждения.

img16


Образ нарисованного дерева также может быть различным: древо-время, древо-мир или древо-род.

7857d07ae05b3d1ed034f1496ezl-aksessuary-batik-platok-drevo-zhizni

derevo


Рисование такого символа поможет детям лучше познать легенды и мифы разных народов.

p1500491


Мировое древо, как отражение бесконечности, всегда притягивало к себе внимание человечества. Его семя, как человеческая жизнь, прорастает с новой силой, продолжая существовать в мировых культурах.



Вселенная представлялась нашим предкам-славянам величественным деревом, чья крона упирается в небеса, а корни оплетают преисподнюю. В вершине этого дерева сияли солнце и луна, мерцали звезды, ниже царствовали птицы, ствол был отдан во владение трудолюбивым пчелам; у корней плодилась всякая живность, а под корнями таятся змеи, бобры, кроты, землеройки, а также всякая нечисть и нежить.




Ой, сыграем свадьбу - дело молодое,
Дело молодое, древо мировое,
Древо мировое от земли до неба,
Принеси нам, боже, и вина, и хлеба.
Принеси весною нам тепла и света,
Принеси зимою нам побольше снега.
Ой, сыграем свадьбу вьюноши с дивчиной
Ясна соколенка с птахою невинной.
Дело молодое, время золотое,
Время золотое, древо мировое.

Солнышко, навеки над селом зависни,
Расцветай на радость, древо новой жизни!
Жаворонки звонко бога превозносят,
Пчелы в дупла древа цвет медовый носят.
Облака над древом вольный ветер гонит,
Горностай под древом малых деток холит.
Ой, сыграем свадьбу в тереме высоком.
Славься, соколиха! Славься, ясен сокол!




Часовских Кирилл (Gandharva).Мировое древо




Древо жизни, дерево, акрил, лак, 2009
Музей славянской мифологии


Род един и многолик одновременно, как и сам человек. По-разному его называют: Род, Крышень, Вышень, Сварог, Белобог. Есть и тайные имена. Всё это и есть проявления вселенского разума, первородной мужской энергии, животворящего начала.

Вещие птицы, посланницы Богов, изображенные по обе стороны от Рода, поют людям Божественные гимны и предвещают будущее тем, кто умеет их слышать.









ничегошеньки подобного раньше не знала. спасибо! а то навроде неруси какой, понятия ни о чем былом. а в школе так и не проходят этого поди.

fufala, В школе? Конечно не проходят. Точно ты сказала, навроде нерусей воспитывают.. И нас также воспитывали.

Английские исследователи паранормального нашли Валинор

В статье рассматривается семантика образа дерева в культурах народов мира. Мировое Древо и его разновидности нашли отражение в мифологии, религии, философии, литературе, народном искусстве. Оно выступает как понятие о мироустройстве, происхождении и организации жизни. Возможность рассмотрения образа дерева с точки зрения разных культур, весьма интересна, поскольку помогает познать менталитет, истоки традиций и отношение к бытию конкретного народа.

Для сознания современного человека непривычны древние традиции и верования, а мнения заинтересованных древней мифологией людей расходятся, их споры о культуре прошлого, зашифрованные в виде знаков, ведутся долгие годы. Одним из самых интересных и многогранных образов в этой дискуссии – образ Мирового древа в народной культуре стран и континентов, которое выступает в роли народного мифологического и мифопоэтического сознания.

В германо-скандинавской мифологии можно увидеть культ поклонения священным деревьям, вероятно, имеющего отношение к Иггдрасилю. Упоминается дуб Тора, священная роща, а также яблоки богини весны Идунн, дарующие вечную молодость.

Рис. 1. Образ Мирового Древа в декоративном искусстве стран Востока

Рис. 2. Мировое Древо в работах народных мастеров славянской культуры

Древние славяне верили, что дуб, вяз, ель, каштан и другие крупные деревья являлись воплощением Мирового древа. Эти породы деревьев считали заповедными. Нельзя было рубить их, ломать ветви и наносить какие-либо другие увечья. Нарушение этих запретов приводило к несчастьям, т.к. эти деревья оберегали людские поселения, защищали от наводнений, пожаров и других стихийных бедствий.

У народов Приамурья (Хабаровский край) образ Родового древа наделялся особой семантикой. У нанайцев жилище представляло собой пространственную ориентацию Мирового Древа, соединявшего небо и землю. Главные столбы дома, гуси тора, располагались в центре, являлись, по верованиям нанайцев, осью мира; служили опорой крыши-небосвода. Особое место занимало изображение Родового Древа на одежде нанайской невесты. В её образе Родовое Древо не случайно: она – продолжательница рода, хранительница его традиций. Это свидетельствует об особом отношении нанайцев к женщине. Помещалось Древо симметрично, по обе стороны, на спинке верхнего халата сикэ и отображало три мировых уровня (рис.3).

Рис. 3. Родовое Древо на свадебных халатах, работы современных мастериц

Можно утверждать, что образу птицы в Родовом Древе нанайцы уделяли сакральное значение. Родовое Древо они чаще всего изображали с помощью трёх цветов: синего, красного и зелёного. Синий выступал как небо, красный представлял огонь, зелёный – тайгу и её богатства. Эти три цвета символизировали гармонию жизни и были связаны с мировоззрением нанайцев. Известный исследователь нанайского языка и культуры А. С. Киле писала, что мир в сознании нанайцев состоял из трёх космических сфер, каждую из которых представляли свои животные. Верхняя часть отведена небесной сфере – доказательством этому служит стилизованное изображение солнца или цветка на вершине Древа. Ствол и ветви олицетворяют родовую древность и прочность, пышная крона - процветание и благополучие рода, а корни – мир предков, истоки жизни. Нанайские образы Родового Древа, по сравнению с другими приамурскими народами, более древние, зашифрованные. Можно сказать, что, несмотря на определённые различия, образ Мирового древа в народном искусстве имеет общее начало, является центром мироздания, сакральным для человека образом, сосредоточением сил природы, её могущества и превосходства. Мировое Древо воплощает жизненный цикл, круговорот души в пространстве миров, отражает представления о жизни и смерти, о перерождении, переселении душ; оно и его ипостаси являются в народном сознании опорой мироздания, источником человеческого рода, его благосостояния.

Мифопоэтическое значение образа Древа трудно переоценить для понимания народной культуры и искусства народов Приамурья. Уходя корнями в глубины земли, оно символизирует прошлое, мир предков, с которым неразрывно связан человек; его ствол и крона означают изобилие и плодородие людского, реального мира, он изображался богато населённым неведомыми, сказочными существами, на ветвях Древа произрастали плоды, дарующие сокровенную мудрость, силу, бессмертие и другие сверхъестественные способности, непостижимые для человека; вершина Древа выступала небесным миром, неприступным, вселяющим трепет, вершившим судьбы и управляющим жизнью. Все это в виде зашифрованных тексов-рисунков представлено в традиционной культуре малой родины – Приамурья, которую необходимо изучать современному поколению дальневосточников, достойно сохранять и продолжать традиции предшественников.

В мировой культуре есть идея Оси мира (Axis mundi). Это довольно распространенный и мощный символ, который есть практически у всех народов. Ось связывает небо и землю. Это вектор, который идет перпендикулярно вращению земли. Эта ось очень часто является лестницей, по которой можно совершить восхождение в воздушные сферы или спустится в хтонические глубины. Попасть в миры духов или в подземные обиталища предков. Часто эта ось приобретала форму горы, столба или дерева, именно вокруг нее разворачивается картина мироздания. В этой статье мы посмотрим, какие формы приобретает эта идея и как изменялась в представлениях разных народов.


Мировая ось, как столб или шест (universalis columna)

Ось мира, как столб или шест – это динамический или подвижный вариант. Например, есть племя кочевников, которое постоянно перемещается по бескрайней степи. Где у него будет центр мира? Это может быть высокая гора, заметная издали, может быть высокое дерево (но с этим сложнее, потому что деревья в степи не очень растут). Да и вообще, где будет этот центр? Где-то далеко? Не совсем логично, потому что он должен быть в центре мира людей, в центре обжитой ойкумены.

Логика мифа такова, что гораздо удобнее возить центр вселенной с собой.


Это мог быть Столб или шест и, когда племя приходило в удобное для стоянки место, его устанавливали в самом центре, или на возвышенности. Согласно этой логике, центр всегда у людей, причем у своих. А свои – это мы. А вот и столб – в середине лагеря, или на горке неподалеку. Соответственно, куда бы мы не пошли, Мировая ось всегда рядом.

Если племя оседало на месте, делали каменную Ось – колонну или стелу, которая могла превратится в зиккурат или храм. Такова модель мира, связанная с universalis columna. Но были и другие варианты.

Мировая гора

Мировая гора – еще один распространенный образ в мифологии. Там, где у степных народов Столб, у лесных – Дерево, у живущих недалеко от гор – Гора. Символика – схожая – это та же ось.

Самая известная из Мировых гор – Меру. Вокруг нее вращаются звезды, солнце и планеты. Она в центре мирозданья. С помощью нее девы и асуры добывали напиток Амриту.


Еще одна популярная гора – Олимп, но в греческой мифологии этот символ не очень развит, видимо, потому что она по своему характеру поздняя, то есть антропомофная. Тут интересны более архаичные народы.

Например, у алтайцев была гора Алтын-ту, корни ее находились в небе, вершина – над землей, на высоте колена. Любопытно, что гора стоит как бы наоборот. Есть несколько толкований этому феномену, самое вероятное – отсчет ведется не от мира людей, а от верхнего мира.

Кроме того, с символикой горы связана идея пророков. Вспомним, куда идет пророк за откровением – чаще всего в горы. Так было с Моисеем и Авраамом. Именно в горном Тибете живут ламы и находится знаменитая Шамбала. Если нет гор – лес, но это реже. Лес – символ сокрытого и тайного, гора – возвышенного и нисходящего к людям. Это Ось, вокруг которой разворачивается Вселенная.

Мировое дерево

Символика Мирового древа входит во многие религиозные системы. С одной стороны, оно являет собой обновление мира и бесконечный родник существования космоса, плодовитость, настоящий центр сакрального начала. Оно воплощает небесные и планетарные сферы.


Его образ дополняется многочисленными мифическими символами и двойниками. Вместе с деревом идут образы матери, плода, молока, птиц, животных и т.д. Каждому уровню дерева соответствуют свои животные, и они могут меняться в зависимости от традиции.

Начнем с ясеня Иггдрасиля (в переводе – конь Игга – Одина) – это ярчайший образ. Ясень –Мировое дерево древних скандинавов, именно на нем висел Один, чтобы получить мед поэзии.

Оно превосходит по размерам и красоте все деревья. Ветви его раскинуты над землей и возносятся над небесами. Три корня углубляются в нижние пределы. Иггдрасиль воплощает модель мира, верхние, средние и нижние пределы. Крона Иггдрасиля уходит в мир богов – Асгард, ствол – срединный мир – Мидгард. Корни Игдрассиля – мир мертвых Хельхейм. А также Нифльхель, Свартальхейм, Муспельхейм и Ётунхейм – миры различных великанов и карликов. Иггдрасиль – святыня. Здесь бьют сакральные родники и собираются на сходку Асы. Здесь же обитают богини судьбы – норны.


Иггдрасиль – не просто символ или абстрактный объект, он имеет глубочайший мистический смысл. После распятия на нем, Один через поэзию постигает тайны мироздания.


Вспомним северный шаманизм: из древа Мира шаман делает бубен, чтобы подобно Одину мочь перемещаться между уровнями. Монголы верили в существование растения Замбу. Корневища его спускаются под гору Сумер, а крона располагается над ее вершиной. Добрые божества едят его плоды, а демоны прячутся в дуплах. У Хантов Мировое дерево растет от ада до верхнего мира. У народа Гольда – три дерева, в трех мирах, но они суть одно. Иногда говорят о семи деревьях, или дереве с семью стволами. Иногда оно удваивается или утраивается.


Принцип умножения – известен в мифологии как образ специализации, адаптации и расслоения функций. Далее мы рассмотрим историю с двумя деревьями, известную в герметических науках.

Два дерева

Начнем с библейской истории. В раю росло два значимых растения: одно – древо Жизни, второе – древо Познания. Первое даровало бессмертие, второе – знание. Далее – история с Адамом и Евой, Змий и сотни трактований этого эпизода… Скорее всего, дуализм деревьев евреи позаимствовали в шумерской традиции, там были деревья Истины и Жизни, но нам важнее, какое влияние этот миф оказал на более поздние культуры и герметическую традицию.


Важнейший момент – поймать интеллектом тот момент, когда Мировое древо в мифосознании стало раздваиваться на дерево Жизни и Познания. На природу в ее совершенной форме и интеллект, со всеми вытекающими из него искушениями. Золото и серебро, луну и солнце, короля и королеву. Когда распалось это единство на два направления и интеллект, культуростроительство и все что с этим связано, обособилось от первозданной простоты, с ее мощной жизненной силой. Осознание этого момента – важный шаг к обретению внутренней целостности, к тому, что буддисты называют просветлением, даосы – познанием дао, христиане – святостью, алхимики – гермафродитом, а К.Г. Юнг и весь юнгианский психоанализ – индивидуацией.


На гравюре выше Андрогин, Луна и Солнце и два дерева. Это глубокий символ объединения начал, финалом которого является Философский камень

Эвола приводит миф о расцвете и закате Золотого века – когда древо засыхает, мир катится к закату, потом приходит культурный герой, совершает подвиг и исцеляет его. Результат – древо расцветает и наступает Золотой век. Еще Эвола пишет, что древо было прекрасным, когда по земле ходили боги. Если напитать его силой – они вернуться. Идея сухого дерева выступает как память о пра- традиции


Это Арбор Моралис из трактата Раймунда Луллия, как видите – тоже двоится.

У Эволы приводится миф о двух деревьях: солнечном и лунном. Автор пишет, что образ двух деревьев кросс- культурный феномен. Два древа в виде золотого и серебряного довольно часто встречаются в описаниях и на гравюрах.


Две пальмы из трактата. По сути – алхимическая экзотика.

Есть мнение, что история с деревьями и Золотым веком еще сложнее. Все, что происходит сейчас, так или иначе связано с прошедшими эпохами. Период, когда ходили Гиганты и Титаны – как раз то время. В Золотом веке эти существа не обладали сами по себе властью. У них были атрибуты, предметы, орудия. Их можно было украсть или выманить хитростью и в результате занять важное место в иерархии.


Если это удавалось, дерзкий считался молодцом и приравнивался к власть имеющим, если нет – такова судьба и мы скорее всего, о нем больше не услышим.

Постепенно происходил переход от солярного культа к лунному, от диурна к ноктюрну, от солнца к луне, от героики подвига к более рациональному, но менее героическому способу добыть приз. Изменялся характер взаимодействия с миром, это напрямую влияло на культуру и религию. Мифологическое сознание постепенно переходило с дневной стороны, на ночную, героя заменил жрец…Дерево раздвоилось окончательно.


Если обратиться к герметическим наукам, то главная идея следующая: определенные существа, имея прямую связь с трансцендентным, а может быть, даже пришедшие оттуда, совершали титанические поступки. Титанические в плане глобальности и размаха, они приходили в мир, меняли его, приносили знания и мысли, создавали ре-лигии (как восстановление связи с горним). Истребление этих существ – конец Золотой эпохи. Может быть они приходят и сейчас, но не имеют тех возможностей, сил, и их никто не слышит.

Деревья у Толкина – финализированный эпос

Современная интерпретация этого мифа – Силмаррилион Толкина. Как известно, профессор превосходно знал миф и специализировался на фино-угорских языках. Ему удалось великое дело – создать живой миф, который бы точно прижился, попади он в другое время. Прочитывая его, мы увидим всю историю деревьев, которую, как пазл, собирали в этой статье.


Древа были созданы в стране богов – Валиноре, на горе и освещали мир. Телперион (Серебряный) – первое древо, второе – Лаурелин (Золотое). Соответственно своему цвету, они испускали лучи. Росу деревьев собирали в чаши, свет ослабевал и затухал с периодичностью в двенадцать часов.

Из росы и света деревьев легендарный мастер Феанор создал Сильмарили. Свет деревьев исцелял вред, нанесенный Морготом и позволял эльфам не стареть и жить в Средиземье.


Мелькор (Моргот) и паучиха Унголиант уничтожили деревья, и боги Валар не смогли их исцелить. Но из последних плодов были созданы солнце и луна.

Также сохранился отросток Телпериона, из которого выросло белое дерево Нуменора. Его потомок были перевезен в Средиземье, где тот рос в Гондоре, в эпоху его могущества. Потом растение засохло, но вновь расцвело с пришествием истинного Короля.


Как видите, профессор отлично вычитывает и излагает миф. Здесь и два дерева, луна и солнце, преемственность, возвращение героя и новый Золотой век. Но это еще не все.

После Последней битвы утерянные Сильмарили вернутся к Феанору, и тот расколет камни, чтобы эльфы вернулись, и мир снова стал молодым.

Используя свет камней, будут восстановлены деревья и их сияние разольётся по всей Арде. Благодаря ему боги – Валар вновь обретут былую силу, эльфы воскреснут и зазвучит вторая музыка Айнур. То есть цикл замкнется и все вернется на круги своя.

Вот такой мифологический сюжет, который проходит сквозь время, трансформируется, но даже в наше время отлично прочитывается в современной культуре.

Читайте также: