Флагообразная крона деревьев результат влияния экологического фактора

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Как называются отдельные невосполнимые природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение?

  1. заказники
  2. памятники природы
  3. национальные парки
  4. заповедни…

Как называются особо охраняемые территории (акватории), нацело исключённые из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны вид…

На рисунке изображена птица, которая относится к экологической группе птицы

  1. городских ландшафтов
  2. леса
  3. открытых пространств
  4. побережий водоёмов и болот

На рисунке изображён стегоцефал. Он является ископаемой переходной формой от

2) В отличие от представителей других царств живой природы растения:

3) Только для представителей царства Животные характерно:

4) Изучить разнообразие живых организмов помогает наука:

5) Длительный процесс возникновения организмов, имеющих сложное строение, на основе организмов с более простым строением называют:

6) Простейшие – представители царства:

7) Представители царства Растения, обитающие преимущественно в воде, - это:

8) Самый многочисленный тип животных, представители которого распространены во всех средах жизни:

9) Растения, предпочитающие увлажненные места обитания, не имеющие корней, - это:

10) Растения, образующие цветки, плоды и семена:

11) Рыб относят к типу:

12) В отличие от царства Животные в царстве Растения выделяют систематическую группу:

13) Осьминогов и кальмаров относят к типу:

14) жилище волка, лисы, кабана называют:

15) Для многих млекопитающих важным экологическим фактором наряду со светом, температурой, недостатком воды и пищевых ресурсов является:

16) Уменьшение численности лесных промысловых птиц происходит в результате:

17) Жук плавунец и многие другие членистоногие – обитатели пресных водоемов стали редкими из-за:

1) загрязнения рек и озер отходами производства

18) Для воды как среды жизни организмов характерна:

9) К высокому содержанию кислорода в воде нетребователен:

20) Для наземно-воздушной среды важным экологическим фактором служит:

21) Флагообразная крона деревьев – результата влияния экологического фактора:

22) К жизненным формам растений относят:

23) В еловом лесу видом-строителем является:

24) В отличие от естественного для искусственного растительного сообщества характерно:

А) гидросфера; Б) атмосфера; В) литосфера; Г) биосфера.

4. Простейшие – представители царства:

А) растения; Б) животные; В) грибы; Г) бактерии.

5. Растения, образующие цветки, плоды и семена – это:

А) папоротники; Б) водоросли; В) покрытосеменные; Г) голосеменные.

6. Хлореллу относят к:

А) одноклеточным животным; Б) одноклеточным растениям; В) одноклеточным грибам Г) многоклеточным растениям

7. Для воды как среды жизни организмов характерна (о):

А) высокая плотность; Б) резкое изменение температуры;

В) высокое содержание кислорода; Г) хорошее освещение.

8. Флагообразная крона деревьев – результат влияния экологического фактора:

А) освещённости; Б) ветра;

В) низкой температуры; Г) сильных дождей.

9. Отношения хищник и жертва наблюдаются между:

А) буйволовыми скворцами и копытными;

Б) грибами трутовиками и деревьями, на которых они растут и развиваются;

В) насекомыми и насекомоядными птицами:

Г) растениями и животными, которые строят гнёзда из этих растений.

10. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней:

А) мелкие вакуоли; Б) разрушено ядро;

В) много хлоропластов; Г) крупные вакуоли;

11. Форму грибной клетке придает:

А) ядро; Б) вакуоль; В) оболочка; Г) цитоплазма.

12. Цитоплазма в животной клетке:

А) придает клетке форму; Б) выполняет защитную функцию;

В) обеспечивает поступление веществ в клетку;

Г) осуществляет связь между частями клетки.

13. Органические вещества клетки:

А) углеводы; Б) вода; В) ионы натрия и калия; Г) минеральные соли.

14. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней:

А) ядра; Б) оболочки; В) цитоплазмы; Г) хлоропластов.

15. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки):

А) бактерии; Б) грибы; В) растения; Г) животные.

16. Общим для большинства растительных и грибных клеток является:

А) наличие ядра; Б) способ питания;

В) наличие хлоропластов; Г) строение оболочки.

17. Главные проводящие элементы древесины – это:

А) сосуды; Б) ситовидные трубки;

В) волокна; Г) клетки-спутницы

18. Основная функция образовательной ткани растений: А) защита; Б) рост растений; В) запас питательных веществ; Г) образование органических веществ.

19. Ткань характерная только для животных:

А) покровная; Б) механическая; В) нервная; Г) проводящая.

20. Кровь относится к ткани:

А) нервной; Б) мышечной; В) соединительной; Г) эпителиальной.

Часть В.

В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток

А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы

Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген

В) запасное вещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной

В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки

Функции Части клетки

А) отвечает за наследственность 1. Ядро

Б) граница 2. Клеточная мембрана

В) участвует в делении клетки

Г) обмен веществ

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску (Е)__________

СПИСОК СЛОВ

1. ядро 2. хлоропласты 3. клеточный сок 4. плоды

5. вакуоль 6. фотосинтез 7. пластиды

1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды?

2. Какие вещества называются гидрофобными?

3. Какая основная роль воды в клетке?

Итоговая контрольная работа 5 класс

Вариант № 2

Развитие организма у различных растений происходит неодинаково даже у представителей одного и того же вида. Это во многом зависит от условий, в которых произрастает растение.

Проявление свойств растений, их рост и развитие зависят от условий окружающей среды.

Например, семена могут прорастать и нормально развиваться только при наличии в почве достаточного количества влаги. Поедание животными верхушек побегов вызывает ускорение бокового ветвления, а иногда и потерю деревом одноствольной формы. Споровые растения не могут осуществлять половое размножение, если нет капельно-жидкой воды. Фотосинтез идет только при достаточно ярком свете и у большинства видов только в теплое время года.

Ритмы развития растений

Живя в условиях регулярной смены дня и ночи, времен года, растения наряду с другими живыми организмами приобрели в процессе эволюции удивительное внутреннее свойство — периодичность различных процессов: роста, развития и др.

Особенно широко в растительном мире распространены суточные ритмы. Ученые установили, что суточные ритмы у растительного организма представлены чередованием активного и замедленного (даже покоящегося) состояния процессов жизнедеятельности. Например, суточный ритм деления клеток в образовательных тканях: деление клеток активнее происходи в светлое время суток и медленнее — в ночное.

Таким же внутренним суточным ритмом характеризуются многие процессы: фотосинтез, дыхание, испарение, открывание и закрывание цветков, выделение нектара, передвижение веществ по проводящим сосудам и др.

Суточная периодичность этих процессов у растений обусловлена регулярными изменениями факторов среды (освещенности, температуры, влажности воздуха и других), вызванными движением Земли и сменой дня и ночи.

Наряду с суточной наблюдается и сезонная периодичность. Она обусловлена сменой времен года на Земле. У растений она проявляется также в чередовании периодов активного протекания процессов жизнедеятельности и периодов покоя. Причем неблагоприятные периоды растение переживает обычно в состоянии покоя.

Сезонные ритмы у растений проявляются, например, в образовании годичных приростков побегов, годичных колец стволов, отмирании и возобновлении побегов у трав, в достижении максимума активности роста в летнее время, в активном сокодвижении весной, в прекращении роста осенью, состоянии покоя зимой.

Суточные и сезонные ритмы активности жизненных процессов сохраняются у растений и при перенесении их в другие условия. Это указывает на то, что такая периодичность является внутренним, наследственным свойством организма.

Благодаря суточным и сезонным ритмам растения хорошо приспособлены к климатическим особенностям тех мест, где живут, и потому они мало зависят от случайных погодных колебаний.

Но не только от сезонных и суточных ритмов, обусловленных вращением нашей планеты вокруг своей оси и Солнца, зависят рост и развитие растений. Растения живут в условиях окружающей среды, которые неодинаковы в разных местах и в разные годы. Эти условия как экологические факторы среды заметно влияют на рост и развитие растений.

Влияние экологических факторов на растения. Среди абиотических факторов наибольшее влияние оказывает свет. Интенсивность освещения (яркость), качество световых лучей, продолжительность и периодичность освещения обусловливают ускорение или задержку роста и развития растения. В густом лесу, где интенсивность света невелика, деревья совершенно лишены боковых ветвей на значительном протяжении ствола. У них зеленые листья раскрываются лишь на ветвях, хорошо освещенных солнечным светом, т. е. на самом верху кроны. У того же растения, выросшего на хорошо освещенном месте, ствол густо покрыт ветвями почти от его основания. Сильные односторонние ветры также изменяют форму кроны, придавая ей флагообразный вид.

Кроны бука, выросшие на опушке (слева) и в лесу Флагообразная форма кроны дерева

На росте растений благотворно сказываются высокое содержание в почве минеральных веществ, особенно азота. Однако высокое содержание азота, которое обеспечивает быстрый рост растения, сильно задерживает его развитие и снижает семенную продуктивность.

Кроме абиотических факторов на рост растений значительно влияние оказывают и биотические факторы. К ним можно отнести влияние животных, питающихся соками растений, тканями листьев, стеблей, корней, почек. Это заметно снижает интенсивность роста и развития растения. Многие животные переносят пыльцу с цветка на цветок, т. е. осуществляют перекрестное опыление растений. Поедая плоды и семена, они распространяют их по земной поверхности. Активно питаясь растениями, животные удобряют почву, что благоприятно сказывается на росте и развитии других растений.

Совокупность абиотических, биотических и антропогенных экологических факторов создает ту окружающую среду, в которой произрастают растения на нашей планете.

Рост и развитие растения зависят от экологических факторов окружающей среды. Суточная и сезонная периодичность выработались в ходе эволюции растений как приспособление к ритмам Земли.

Читайте также: