Елки 2 посадка самолета

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Прошел год, у нас новые "Елки". Народное внимание покажет, искусственные они или нет. Первый "сруб" удался: фильм собрал 22,7 миллиона долларов, став, при бюджете в 4, 4 миллиона, самой прибыльной картиной прошлого прокатного года.

Звон монет, будем честны, ничуть не хуже, нежели новогодние куранты; бекмамбетовская компания "Базелевс" вообще молодец, что придумала и посмела еще в 2007-м покуситься на святое – новогодний фильм как таковой для всей страны и "Иронию судьбы" в частности. Продолжение действительно общенационального шедевра стало полу-удачей, но продюсерская дерзость сохранилась. И главное – все проекты Бекмамбетова стремятся-стараются иметь больший смысл, чем получение кассы, – вот его основное отличие от неприятной тучи спекулянтов на том либо ином интересе аудитории.

Публика первых "Елок", очевидно, рванула в кинотеатр за позитивом, за мечтой о добре. Напомню, что в прошлом декабре мы переживали полный мрак: события в станице Кущевской и бунт на Манежной площади, плюс космические неудачи (тогда еще не столь тотальные).

На эдаком фоне вся милота с детским стремлением к папе-президенту (вспоминайте девочку-детдомовку, которой нужна была фраза лидера государства "На Деда Мороза надейся, а сам не плошай" в новогоднем телеобращении), казалась одновременно и недостижимым идеалом, и горькой пародией, и нравоучительной сказкой. Первые "Елки" внедряли идею единства России наперекор или, если угодно, параллельно действиям всем известного объединения. Главным героем фильма был народ – хорошие люди, живущие повсюду и готовые помочь.

Снобы скривились, не в силах отделить призываемое картиной "благорастворение воздухов" от повседневности, о которой якобы следует говорить лишь в традиции Салтыкова-Щедрина. А Бекмамбетов и его компания "Базелевс", как сообщали разные новостные источники, начали делать "Елки 2".

Интересно, между прочим, что предполагался формат 3D. Но затея, вероятно, показалась слишком дорогой при ограниченных сроках съемки картины, в которой столь много "объектов" (профессиональное название каждого места, где ставится камера на штатив – ну или берется на плечо). Спасибо, что есть современные технологии "комбинированных съемок", разные монтажные и прочие приемчики, позволяющие манипулировать изображением и фонами. Не везде, надо сказать, получилось безупречно чисто. Жителям Петербурга, например, где происходит существенная часть действия, заметна некоторая, простите, лажа, с нашими улицами. А в изображении других городов – нет. Может, потому, что мы их не знаем столь же хорошо. А может, там "трюки" лучше удались.

Объем – точнее, размах – фильмы проекта "Елки" достигают не форматом, а "раскидистостью" сюжетных историй. В них занята едва ли не вся страна. (Впрочем, в "Елках 2" действие начинается в Астане, поскольку Тимур Бекмамбетов родился и учился в Казахстане; ни один зритель абсолютно не фиксируется на том, что теперь это заграница.) География связана с идеологией. Вообще, картины этого продюсера стремятся работать прежде всего с понятием "патриотизм", что смело. Не нужно объяснять всю взрывоопасность такого творческого поведения – на политической "дорожке", деловой, репутационной и на всех остальных.

В России больше уважаемый как продюсер, Бекмамбетов только что признан его американскими коллегами лучшим иностранным режиссером. Я с огромным интересом жду его вампирскую историю Авраама Линкольна (не обвинят ли, что покусился ли на святое для американцев? правда, не он первый: фильм – экранизация романа Сета Грэма-Смита…), а пока размышляю о том, как трудно в нашей стране сделать не только патриотическую, но просто позитивную комедию. При всем – вот что показывают на самом деле кассовые сборы – желании людей такие фильмы видеть.

"Елки 2" опять сплетены из разных чудесных происшествий, многие из которых вроде бы даже "принесены" народом. В сценаристах значатся сам Бекмамбетов, Ольга Харина, Роман Непомнящий и творческая группа caxap.1kg: выпусники ФИНЭКа и бывшие кавээнщики Игорь Меерсон, Сергей Сысоев, Константин Бушманов и Сергей Арефьев. Они писали отдельные истории, которые и объединены в новую сказку.

Снятую достаточно опытными режиссерами (Александр Котт, Дмитрий Киселев, Резо Гигинеишвили, Александр Баранов, Оксана Бычкова) и весьма именитыми операторами (Леван Капанадзе, Максим Шинкоренко, Сергей Трофимов и с ними монтажер Николай Булыгин). Нельзя не назвать и художников Валерия Викторова и Мухтара Мирзакеева. И уж подавно следует упомянуть актеров – это Алексей Петренко, Ирина Алферова, Иван Ургант, Сергей Светлаков, Владимир Меньшов, Сергей Безруков, Гоша Куценко, Вера Брежнева и многие другие.

Сюжет начинается с того, что один летчик сорок лет ждал под новогодними курантами Спасской башни свою любимую, а она просто не знала об этом – письмо когда-то не дошло. Теперь он потерял веру в чудо и уходит в рейс, а она стоит на Красной площади. Разные люди звонят друг другу по всей стране, рассказывая эту трогательную историю, – и чудо, как вы понимаете, случится.

Однако нынешние "Елки" отличаются от прошлогодних. Главное в них – не единая Россия (и нет никакой фигуры Президента), а связь поколений, семейные ценности, наши общие традиции. Наглядно: дворник Ибрагим, метущий красную площадь, показывает солдатику веточку елки и объясняет, что все мы – как на ней иголки. Опустим "колючесть", образ ясен: связаны корневой системой.
И под "Елками 2" собрались прежде всего родственники, даром что живут он и в разных городах. Буквально: деды и внуки. Буквально: девочка обретает отца, жена – мужа. Влюбленные соединяются. Первая фраза фильма: "Все мы братья. И сестры…". Кровно родные – ну, или двоюродные. И родные ментально: мы все, такие разные, на Новый год едим салат с зеленым горошком и по всем каналам смотрим "Иронию судьбы" (к чести авторов фильма – только ее, без продолжения; в самопиаре не упрекнешь).

Получилась мелодраматическая, почти до слез, комедия. Предельно аккуратная в смысле "политкорректности" и подлинной гражданственности. Никакой сатиры, тем более жесткой, в предпраздничном зрелище быть не может по условиям жанра. Но и ситуация в стране за этот год весьма изменилась. А к финалу обернулась непредсказуемым. Картина делается долго, события в стране и мире развиваются стремительно. Все прогнозы просто смешны. Авторы, понятно, вынуждены выстраивать свое повествование тем же способом, каким летчик в фильме ведет самолет: при отказе навигационных проборов – по уровню воды в стакане.

И – слава чутью создателей "Елок 2"! Они сумели избежать главной аварии – создать впечатление провластной поделки. Тема выборов вылезла всего лишь чертовскими рожками на портрете депутата – самой что ни на есть "сурдинкой". Из вторых "Елок" мудро убраны, сажем так, кремлевские персонажи. Если в первом фильме ребенок-герой брал в руки мишку – мягкую игрушку и говорил о папе и Президенте, то теперь подобное невозможно. Не по цензурным, понятно, соображениям, а совсем по другим.

При этом в "Елках 2" отыграны четыре "горячие точки" минувшего года (и в этом смысле мы опять получили некую энциклопедию российской жизни за год). Это межнациональная рознь, и наши Ромео и Джульетта – русская девушка Алена и чеченский юноша Аслан. Это депутат в "Мерседесе" с синим маячком на "встречке", попавший в аварию. Это аварийная посадка самолета, прогладившего верхушки таежных елей. И это – эмиграция – самое, понятно, концентрированное и практическое выражение патриотической темы.

Первые три вопроса решаются совершенно сказочным образом. А вот история замены Петербурга Парижем при помощи французского жениха – обретенного "честно", от несчастной любви, а не как расчетливое средство передвижения (такую коллизию мы видели в фильме "Зимняя вишня" Игоря Масленникова, 1985), – есть комедия возможной ошибки. Французик, конечно, не Ален Делон в молодости, даже не Ивар Калныньш, но главное – он не любит салат оливье в Новый Год. И совершенно не понимает фильма "Ирония судьбы, или С легким паром". Мораль, а точнее – совет, прозрачен: подумайте, вы готовы лишиться того, с чем выросли?

Это текст. А вот подтекст, который придавал столько смысла первой "серии", из "Елок 2" исчез. Уменьшая политизированность – убрав "кавээнность" шуток, авторы из общего образного строя перешли в разряд преимущественно филологических упражнений. Но и особой афористичности реплик не добились. От картины, которую, конечно же, со временем будут показывать 31 декабря вслед за упомянутым уже шедевром Эльдара Рязанова и другими новогодними проектами Тимура Бекмамбетова, в памяти останется в основном просто смешной Гоша Куценко – профессор в костюме Красного Дракона. Он сидит в милицейском "обезьяннике" и лезет (правда, за кадром) на огромнейшую ель.

И все же, "Елки 2" – настоящий фильм, а не голый продюсерский проект. Таковым его делает контекст – неожиданно, непредсказуемо, а значит, взаправду. В самом финале много-много-много семейных, "компанейских" и прочих групповых фотографий составляют огромный пазл. Камера как бы отъезжает, и мы видим заполнивший экран наш народ. Прекрасные лица. Всего две недели назад половина страны ловила в соцсетях аналогичные, снятые сверху, снимки митинга на Болотной.

Вспоминаем, как 10 лет назад 81 пассажир самолёта Ту-154 спасся при аварийной посадке близ посёлка Ижма. Чудо случилось во многом благодаря одному человеку — Михаилу Сергеевичу Сотникову. Он семь лет на одном только энтузиазме сохранял заброшенный аэропорт в удовлетворительном состоянии.


Московское время 03:27, 7 сентября 2010 года. Ту-154 выходит на рейс "Алроса" Удачный — Москва. На борту 72 пассажира и девять членов экипажа. Взлёт проходит в штатном режиме. Спустя 3,5 часа на высоте более 10 600 метров над Усинском (Республика Коми) в самолёте гаснет свет в результате отказа аккумуляторов. Пилоты "слепнут" и "глохнут", ведь вместе с освещением на борту отключаются почти вся навигация и радиосвязь. Но самое главное — отключаются электрические топливные насосы. Ту-154 летит на так называемом оперативном запасе топлива, которого хватит только на полчаса. Капитан воздушного судна Евгений Новосёлов в последний момент докладывает диспетчерам о неполадке.

Он же принимает решение снизиться до 3000 метров в надежде, что на этой высоте удастся запустить резервный генератор. Тщетно. Тогда пилоты берут курс вдоль реки Ижмы и визуально ищут место для аварийной посадки. Благо тучи и облака уже позади. Лучшее, на что надеются лётчики, — это фрагмент реки без изгибов, который позволит относительно мягко приводниться и не размотать "тушку" о берег.

Фото © klim-podkova.livejournal.com

178 раненых и 84 погибших. Как во Франции произошла самая страшная авария в истории автоспорта

Но не без глаз. Пилоты хоть и случайно, но всё же обнаруживают ВПП. Вследствие сбоя в сети электропитания они потеряли управление закрылками и предкрылками. В итоге с первого круга зайти на посадку не удалось. Что, впрочем, позволило пилотам оценить состояние ВПП: хорошее. Для определения горизонтального положения самолёта в пространстве лётчики ставят перед собой пластиковый стаканчик с водой. Время 7:55. На втором круге на скорости не менее 350 км/ч (норма — 270 км/ч) Ту-154 садится. Из-за большой скорости машину всё же выбрасывает за пределы ВПП. Самолёт пострадал, но главное, что все люди уцелели.

Довольно быстро к месту посадки съезжаются машины МЧС и представители Администрации Ижмы. Среди них оказывается и Сергей Михайлович Сотников, начальник действующей вертолётной площадки. Как оказалось, во многом благодаря именно ему посадка на заброшенную ВПП случилась. Ведь именно он после закрытия аэропорта на протяжении семи лет ухаживал за территорией. Он выкорчёвывал кусты, убирал мусор, обновлял осевую разметку и окраску входных щитов. В общем, делал всё, чтобы оставить полосу в удовлетворительном состоянии.

Фото © klim-podkova.livejournal.com

За преданность своему делу в 2010 году начальник вертолётной площадки получит премию имени Владимира Высоцкого "Своя колея". В 2012 году ему вручат орден "За заслуги перед Отечеством" II степени. После инцидента Сергей Михайлович проработал на вертолётной площадке села Ижма ещё девять лет. Только в 2019-м в возрасте 61 года он покинул пост — вышел на пенсию.

Что говорят об инциденте жители Ижмы?

— Да, помнят. Да, гордятся. Теперь Ижму знает вся Россия, — рассказали Лайфу в Администрации муниципального района Ижемский. Здесь стоит отметить, что Ижма — это крупное, но всё же село с населением 3753 человека (по данным на 2010 год). Всероссийская слава для таких населённых пунктов большая редкость. Если не исключение вовсе.

— Многие, кто наблюдал за посадкой, рассказывали, что до последнего не понимали, что за самолёт пролетает над селом, а главное — почему так низко, — вспоминает Мария Сметанина, методист Управления культуры муниципального района Ижемский. Сама посадку она не застала. Узнала об инциденте, только когда всё случилось.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.


Кадр из фильма "Елки 2"

Кадр из фильма

После шумного прокатного успеха первой части, появление продолжения было вопросом времени. И вот, новый год на носу, хвойные праздничные деревья снова пользуются повышенным спросом, а продюсер Тимур Бекмамбетов выпускает новый фильм.

Кадр из фильма "Елки 2"

Кадр из фильма


Старых друзей пилота и смотрителя аэродрома должны были играть Вахтанг Кикабидзе и Олег Табаков.

Еще две новеллы впоследствии можно будет увидеть на DVD.

История с самолетом основана на прошлогоднем инциденте, когда у Ту-154 отказали электроприборы, и пилотам удалось аварийно посадить его на заброшенную полосу.

К чести авторов, вторые "Елки" могут похвастаться довольно ровным для альманаха центром тяжести (история сорокалетней любви пилота и Земляникиной) и по сравнению с первой серией гораздо реже грозят развалиться на части. Чтобы не изобретать велосипед, решено было оставить большинство ударных персонажей, начиная с немногословного чиновника Виктора Вержбицкого и заканчивая Верой Брежневой. Не стал Бекмамбетов отказываться и от географического принципа действия: фабула мечется между российскими городами, нигде надолго не задерживаясь. Конечно, по большому счету фильм построен по принципу "Голубого огонька" со всеми вытекающими, но это правильный "Голубой огонек", где у каждого народного любимца есть свой пусть небольшой, но яркий выход.

Читайте также: