Дерево широколиственного леса при цветении распространяет чудесный аромат

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

- Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия растений, то в выделенных клетках прочтете название еще одного де­рева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.

(Ключевое слово в выделенных клетках: лиственница.)

Работа с CD

VIII . Подведение итогов урока

— Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

— Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.

(Учитель обращает внимание детей на доску.)

— Чьи предположения оказались верными?

IX . Рефлексия

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 95—102 учебника.

Тема: Лес и человек

Цели: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими про­блемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Формируемые УУД: познавательные — устанавливать причин­но-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира; коммуни­кативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять по­следовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - приобретать новые знания, умения.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний

Работа с картой

(Работа ведется в парах по карте природных зон.)

— Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

— Каким цветом она обозначена на карте?

— Какая у зоны лесов земная поверхность?

— Какая она в сравнении с другими природными зонами?

• Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)

Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красно­ватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоин­ки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна.)

• Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

• Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кед­ровка.)

• Какое дерево является символом России? (Береза.)

• Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

• Плодами какого дерева являются желуди? (Дуба.)

• У какого животного пять черных полос на спине? (У бурун­дука.)

• Какое дерево широколиственного леса при цветении рас­пространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)

• Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

Работа в парах

III. Самоопределение к деятельности Работа в группах

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить —

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться —

И видно все до дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану —

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

— О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между челове­ком и лесом.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг удивительный аромат?

  • Бондалетов Владислав
  • Окружающий мир
  • 2019-07-09 16:56:51
  • 3
  • 1






Добрый день! Хотим разместить рекламу на Вашем проекте. Кто принимает решения по этому вопросу? Предлагаю обсудить

Три экскаватора различной мощности могут вырыть котлован,работая по отдельности:первый -10 дней,второй-за 12,третий-за

Языческие сюжет пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппрррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

Вопрос по русскому языку: Помогите пожалуйста., класс по карточке задания. Язык. задумываемся ли мы ,для чего. В своей притче Э.А.Вартаньян

развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

-Почему мы начали урок с этой песни?

-Сформулируйте тему урока.

Блиц-турнир. Знаете ли вы лес?

(Слайд 6)

Какой лес мы называем тайгой?(Хвойный)

Какое особое отличие есть у лиственницы?(Сбрасывает иголки)

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?(Кедровка)

Какое дерево является символом России?(Берёза)

(Слайд 7)

Это животное умеет не только прыгать, но и летать.(Белка-летяга)

Плодами какого дерева являются жёлуди?(Плоды дуба)

У какого животного пять чёрных полос на спине?(Бурундук)

Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?(Липа)

(Слайд 8) В каком лесу произрастают?

Пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница?(Тайга)

Пихта, берёза, ольха, сосна, лиственница?(Смешанный лес)

Липа, дуб,клён?(Широколиственый лес)

(Слайд 9- кроссворд) С какого дерева этот лист?

1 2

image
image

image
image

3 4

1

2

3

4

4.Работа по теме.

Путешествие по лесу. (Слайды 10,11)

- В каких лесах вы побывали вместе с дядей Кузей и Чивостиком?

-Что узнали о хвойном лесе?

-Какую пользу он приносит?

-Что узнали о лиственном лесе?

-Чем же является лес для человека?

Беседа о значении леса. (Слайды 13,14,15,)

Стоял летний солнечный день. Дул лёгкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Шелестел в ветвях одинокой берёзы. Зимой берёзу обдували холодные ветры, засыпали тяжёлые снега. Осенью дожди сбивали жёлтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались её ствола, птицы вили гнёзда в мягкой листве. Берёза перешёптывалась с соснами и елями. По лесу шёл мальчик. Он собирал грибы. Устав, он присел под берёзу, прислонился к стволу и уснул в её тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе берёзы вырезал своё имя.

Замерла берёза от боли. Горькие слёзы потекли по её стволу. Затрепетала она от раны. Потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Ещё сильнее заплакала берёза. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва, ветки. Почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нём.

-Почему погибло дерево?

-Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Не по его ли вине возникают экологические проблемы?

-Какие экологические проблемы выражены на следующих рисунках? (Слайды17,18,19,20,21)

-Почему некоторые люди не выполняют правил поведения влесу?

-Придумайте и нарисуйте знаки,которые отражали бы опасные для лесадействия человека.

-О чём должны помнить люди, приходя в лес?

(Слайд 21)

Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

6. Рефлексия. Итог.

7.Домашнее задание: прочитать текст, ответить на вопросы.

ВложениеРазмер
urok_po_okr._miru.pptx 1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа № 20 Разработка открытого урока по окружающему миру в 4 классе Учитель начальных классов: Ананьева Н.С. 18.04.10

ЛЕСНОЙ МАРШ Слова П. Синявского Музыка Ю. Чичкова Нам птицы просигналили подъем, Привычными тропинками проходим мы. Мы каждую березку сбережем В лесах любимой Родины. Припев: Мы сами написали В лесной зеленой книжке О том, что есть у леса Надежные друзья – Такие же девчонки, Такие же мальчишки, Такие же счастливые, Как ты и я! Мелькают наших песен огоньки. Шагаем мы лесами-перелесками Под кедрами красавицы-тайги, Под соснами полесскими. Нам солнце улыбнется веселей, И каждый день нам радостней покажется, Когда пройдут по всей родной земле Отряды наших саженцев. Так добрые волшебники – леса – Похожи на поэтов и художников! Природа дарит людям чудеса, А мы – ее помощники

Почему мы начали наш урок этой песней?

Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга) Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба) У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук) Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

В каком лесу произрастают: Пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница? (Тайга) Пихта, берёза, ольха, сосна, лиственница? (Смешанный лес) Липа, дуб,клён ? ( Широколиственый лес)

1 2 3 4 С какого дерева этот лист? 1 2 3 4 Д У Б Е Р Ё З А Л Ь К Л Н

Путешествие по лесу

Значение леса Лес и человек Место отдыха Аптека Источник чистой воды и пищи Источник древесины Дом для растений, животных, грибов Защитник воздуха, водоёмов, почв Источник топлива

Проблемы леса Вырубка Незаконная охота (браконьерство)

Злейшие враги леса

Помоги природе: посади дерево. сделай кормушку, запаси на зиму корм для птиц

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п.

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики.


Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."

Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у.



Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р.


Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе.


Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс.

Цели: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Формируемые УУД: познавательные — устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — приобретать новые знания, умения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой

(Работа ведется в парах по карте природных зон.)

— Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

— Каким цветом она обозначена на карте?

— Какая у зоны лесов земная поверхность?

— Какая она в сравнении с другими природными зонами?

• Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)

• Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна.)

• Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

• Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

• Какое дерево является символом России? (Береза.)

• Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка- летяга.)

• Плодами какого дерева являются желуди? (Дуба.)

• У какого животного пять черных полос на спине? (У бурундука.)

• Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)

• Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3—6 на с. 48—49 рабочей тетради.

III. Самоопределение к деятельности

Работа в группах

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить —

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться —

И видно все до дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану —

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 1 на с. 50.

(Ученики записывают, какую роль лес играет в их жизни.)

2. Работа в парах

(Ученики читают текст самостоятельно, затем работают по схеме, данной в учебнике.)

— О чем новом вы узнали из текста? (Лес очищает воздух от пыли. Фитонциды убивают болезнетворные бактерии. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

3. Беседа об охране природы

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал — и вон убежал.

— О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

— А какие еще экологически проблемы леса вы можете назвать? (Высказывания детей.)

Человек издавна охотился, добывая себе пищу. Это было необходимо для выживания, люди убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограниченна, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.

— Перечислите животных и растения Красной книги, изображенные на с. 105 учебника.

(Ученики называют и показывают животных и растения.)

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 3 на с. 51. Какие экологические проблемы лесной зоны отражены на рисунках? (1. Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины. 2. Незаконная охота — браконьерство. 3. Разведение костров в лесу. Уходя,

урок 16. Лес и человек 99

многие забывают погасить костер. Это приводит к пожару.

4. Вырубка лесов по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог.

5. Загрязнение лесов консервными банками, стеклами, о которые может пораниться человек или животное.)

2. Беседа

(Рассказ читает ученик.)

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

— Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

— Чье поведение в лесу вы считаете правильным? (Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.)

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы долго не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять там, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

(Ученики читают памятку на с. 107 учебника.)

3. Творческая работа

— Придумаем условные знаки к этим правилам, выполнив задание 5 на с. 52 рабочей тетради.

(Ученики работают в парах.)

— Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу? (Ответы детей.)

4. Работа с CD

VII. Подведение итогов урока

— Перечислите экологические проблемы лесов.

— От чего в первую очередь страдает лес?

— Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?

— Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску.)

VIII. Рефлексия

— Какие знания вы сегодня для себя открыли? (Высказывания детей.)

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого из ребят можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Давайте подробнее расскажем о природных условиях, которые там сложились.

Блиц-турнир “Я знаю лес”.

- Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)

- Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (сосна)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

- Какое дерево является символом России? (береза)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка-летяга)

- Плодами какого дерева являются желуди? (дуба)

- У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)

- Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)

Индивидуальная работа по карточкам:

1 задание: определить каким деревьям принадлежат эти семена и шишки (на карточках даны изображения семян и шишек деревьев лесной зоны) ;

2 задание: напиши две цепи питания, сложившиеся в лесной зоне;

3 задание: зрительный диктант: соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Пихта тайга
Береза
Кедровая сосна
Липа смешанный лес
Ольха
Сосна
Лиственница широколиственный лес
Дуб
Клен

2. Определение темы урока.

-Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Люди разных профессий и занятий собрались здесь. Давайте, определим тему.

(дети определяют тему по рисункам и высказываниям на доске)

- Почему эта тема так важна для нас?

Вывод: Это очень важная и актуальная тема, так как здоровье и жизнь человека зависят напрямую от состояния леса.

- Мы попытаемся взглянуть на эту тему глазами людей разных профессий. Итак, кто же к нам приехал?

(дети разделены на три группы: биологи, экологи, медики)

3. Работа над новой темой урока.

1) Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес”

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода- водица,
Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя.

(Самостоятельное чтение стихотворения)

- Так чем же является для человека лес? Давайте выясним это у наших специалистов.

2) Работа детей в группах.

Дети доказывают отношения человека и леса. Одновременно идет показ слайда. Дополнительные вопросы:

Медики.

- Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистую воду.)

Биологи.

- А что ждет человека в лесу?

- Что делают в лесу рябина, орехи, цветы?

- Чем является для них лес?

- Для кого лес еще является домом?

- Значит, лес- это еще и дом для растений, животных, грибов.

Экологи.

- Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека? (Лес является местом отдыха для человека, а также источником чистой пищи и воды.)

- Чем является лес для воздуха? (Лес - защитник воздуха, водоемов и почв.)

- Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеет река.)

3) Показ слайда и закрепление знаний о значении леса.

4) Проблемная ситуация.

На доске запись:

Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.

- Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)

5) Экологические проблемы.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

- Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)

- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)

- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

- Какие чувства у вас вызывает эта фотография?

- Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.

4. Физминутка.

Давайте погуляем в лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу - вы поднимите глаза вверх, если деревья или кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - закройте крепко глаза.

Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, верблюд.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.

5. Работа над темой урока.

1) - Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

- Какие проблемы леса вы еще знаете?

(Загазованность воздуха и пожары)

- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.

2) Работа в группах.

Одновременно идет показ слайда.

- Медикам, биологам и экологам сейчас предстоит рассказать нам что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства.

Медики.

- При загрязнении воздуха трубами заводов, чистого воздуха в природе останется все меньше.

Биологи.

- Из-за отсутствия чистого воздуха нарушится рост растений, исчезнут животные.

Экологи.

- Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник Читой воды и пищи исчезнет с лица земли. Нарушится здоровье человека. А это экологическая катастрофа!

3) Правила поведения в лесу.

- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

- А какие правила вы знаете?

Показ слайда, чтение правил.

Вывод: Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.

6. Итог урока.

- Наши специалисты помогли нам на уроке определить взаимодействие человека и леса.

- Что нового вы узнали для себя?

- На доске изображена наша планета (белого цвета) . Посмотрите, какая она одинокая и холодная. Наши специалисты сейчас поместят на планету свои символы. (Дети помещают символы: животных, растения) .

- А теперь наша планета стала нарядная и красивая. И все это зависит от человека (на середину помещается изображение человека) . И конечно же от нас с вами.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Читайте также: