Знаю я что не цветут там чащи не звенит лебяжьей шеей рожь вид придаточного

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.


Кроме того, произведение родилось еще и как попытка переосмыслить и пережить боль, которую принесло автору известие о смерти его хорошего знакомого – поэта Ширявцева. Вот почему оно пронизано такими грустными, безнадежными нотками.

Система образов

Он изображает пейзажи настолько четко и красиво, что читатель проникается этой горечью и понимает, почему лирический герой так боится смерти. Вся система образов работает на то, чтобы донести мысли автора человеку, который поймет стихотворение и почувствует то же самое.

Одновременно поэт пытается сообщить и еще одно важное послание. Нужно уметь жить, не растрачивая себя на мелочи. Жизнь прекрасна – это нужно ценить и понимать!

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Памяти Ф. И. Тютчева Оттого ль, что в божьем мире Красота вечна, У него в душе витала Вечная весна; Освежала зной грозою И, сквозь капли слез, В тучах радугой мелькала,- Отраженьем грез. Оттого ль,…
  2. Я хочу веселья Я хочу веселья. Радостного пенья, Буйного разгула, Смеха и острот — Оттого, что знал я Лишь одни лишенья, Оттого, что жил я Под ярмом забот. Воздуха, цветов мне, Солнечной погоды!…
  3. Двуглавый орел Я нашел, друзья, нашел, Кто виновник бестолковый Наших бедствий, наших зол. Виноват во всем гербовый, Двуязычный, двуголовый, Всероссийский наш орел. Я сошлюсь на народное слово, На великую мудрость веков: Двуголовье…
  4. Плач скифиянки Мы, насельники бедной страны, Не от алчности ли бедны? Грехи ненасытны. Мы не помним своей вины — И тем беззащитны. Мы — насельники вьюжных мест С обрывами тока: Лишь забуду…
  5. Мы уходим в себя Мы уходим в себя, как отшельники в домик витой, отболев маятой, оборвав поводки, но — в ошейниках… Отстраненные, потусторонние, каждым атомом посторонние. Негонимые, нехранимые, в белый свет, как в копейку,…
  6. А мы уходим в эти горы А мы уходим в эти горы, На самый верх, на небеса, Чтобы забыть про ваши взоры, Про ваши синие глаза. Ах, вы забудьте, ах, вы оставьте Свои ужасные черты, Ах,…
  7. К тебе теперь я думу обращаю К тебе теперь я думу обращаю, Безгрешную, хоть грустную,- к тебе! Несусь душой к далекому мне краю И к отчужденной мне давно судьбе. Так много лет прошло,- и дни невзгоды,…
  8. Цветы счастья (папоротник) Расцветают в ночь Купала, небывалой красоты, Как огни багряно-алы, чародейные цветы… Чащи, заросли лесные обступили их гурьбой, Караулят злые силы вместе с Бабою-Ягой… Если счастье не ласкало никогда — иди…
  9. Мы стояли на балконе Мы стояли на балконе. День погас уже. Звезда Там, на синем небосклоне, Загоралась. Никогда Свод небес так не был ясен, Так прозрачен и прекрасен; Никогда, как в этот миг, Божий…
  10. Теперь все чаще чувствую усталость Теперь все чаще чувствую усталость, все реже говорю о ней теперь, о, помыслов души моей кустарность, веселая и теплая артель. Каких ты птиц себе изобретаешь, кому их даришь или продаешь,…
  11. Оттого, что нам вместе нельзя Оттого, что нам вместе нельзя, как немыслимо врозь, Оттого, что Вселенная терпит беспутство комет, Оттого неизбежно на ось натыкается ось, Высекая по искре сверхновый сверхискренний свет… Оттого, что ни Богу,…
  12. Я научился понемногу Я научился понемногу Шагать со всеми — рядом, в ногу. По пустякам не волноваться И правилам повиноваться. Встают — встаю. Садятся — сяду. Стозначный помню номер свой. Лояльно благодарен Аду…
  13. Понимаю понемногу Понимаю понемногу: В жизни вовсе нет чудес, Вижу дальнюю дорогу, Белый дым и черный лес. Очень хочется уехать. Не на время — навсегда В белый край, где бродит эхо, Провожает…
  14. И привыкаешь понемногу И привыкаешь понемногу к тому, что новая страна. Но почему твой облик новый любить и славить я должна? Киоски с импортной дешевкой, в которых дрянь или старье, что нам сплавляет…
  15. Я счастлив был во времена былые Я счастлив был во времена былые, Когда я в жизнь так весело вступил, И вкруг меня вились мечты златые, — Я счастлив был. Я счастлив был: Мне грех роптать на…
  16. Соберемся понемногу Соберемся понемногу, Поцелуем мертвый лоб, Вместе выйдем на дорогу, Понесем сосновый гроб. Есть обычай: вдоль заборов И затворов на пути Без кадил, молитв и хоров Гроб по улицам нести. Я…
  17. Уходит лето понемногу Уходит лето понемногу, Уже беря тепло взаймы. Иду на белуга дорогу, На трудный твердый шлях Земли… Иду. Степь к горлу подступает. Воспоминаньями тесня, Все ближе, ближе подступает, И узнает, признав…
  18. Ночь проходит понемногу Ночь проходит понемногу. Никого со мною нет. Только этот — слава Богу — Тихий, сумеречный свет. Только этот, только этот Свет над крышкою стола. Никого со мною нету, А когда-то…
  19. Поговорить бы хоть теперь Поговорить бы хоть теперь, Марина! При жизни не пришлось. Теперь вас нет. Но слышится мне голос лебединый, Как вестник торжества и вестник бед. При жизни не пришлось. Не я виною….
  20. Солдат из Алабамы Шел солдат из Алабамы До родных своих краев, До своей хорошей мамы. До сестер и до братьев. О, Сюзанна, Как счастлив буду я После стольких лет разлуки Увидать мои края!…

Вы сейчас читаете стих Мы теперь уходим понемногу, поэта Есенин Сергей Александрович

Композиция

Композиция линейная.

Литературоведы делят стихотворение на четыре условные части.

  • Первая часть, и она же экспозиция, представляет собой некое вступление в тему.
  • Затем автор начинает вспоминать о том, что было и почему он любит этот мир. Эту часть, самую большую по объему, можно назвать завязкой и развитием действия. Он вспоминает о прекрасных видах русской природы, о своих думах и мыслях, о женщинах, которых целовал, так развивается тема произведения.
  • Затем наступает кульминация (третья смысловая часть), в которой лирический герой сообщает о своем страхе перед смертью.
  • Наконец, наступает развязка, в которой слышатся некие оптимистические нотки. Поэт говорит, почему он любит людей и жизнь в целом.

Возможно вам будет интересно

Средства художественной выразительности

Есенин мастерски пользовался огромным количеством средств художественной выразительности. В этом сравнительно большом произведении их тоже очень много.

Стихотворение С. Есенина “Мы теперь уходим понемногу…”. Восприятие, истолкование, оценка

Поэт С. Есенин – человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту. Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения – это крик о помощи, размышления о растраченной молодости, предчувствие близкой смерти.

Есенин покончил жизнь самоубийством в тридцать лет, и его добровольный уход из жизни не случайность. Если мы почитаем последние стихи Есенина, то увидим, что в тридцать лет он уже чувствовал себя глубоким стариком, потерявшим интерес к

Стихотворение “Мы теперь уходим понемногу…” написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь да благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Это четверостишие является вступлением к дальнейшему рассказу. Строфа начинается с местоимения “Мы”, так как поэт не одинок в своей тоске оконечности жизни. Далее форма множественного числа “Мы” перекликается с местоимением единственного числа “я”, стихотворение

написано от первого лица, это очень личное размышление поэта, хотя оно адресовано множеству читателей.

Есенин использует устаревшее слово “бренный”, что означает “тленный, преходящий” в качестве эпитета. “Бренные пожитки собирать” – готовиться к смерти, к переходу в мир иной. Но поэт, возможно, еще не готов к такому жизненному финалу. Об этом говорят следующие две части.

Вторая и третья строфы объединены общей темой: любовью поэта к милой сердцу русской природе. Не случайно эта часть начинается с использования восклицательных предложений-обращений:

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы равнин пески!

Окружающий мир для Есенина такой же живой человек, как и он сам. Местоимение “ты” в речи употребляется, когда мы обращаемся к своему другу, близкому человеку. А “вы” – вежливая форма обращения к старшему. Для поэта “ты” – это его родина, средняя полоса России, где прошло его детство, “березовые чащи”.

Обратим внимание и на это словосочетание. Чаща – это густой лес, обычно с прилагательным “березовый” сочетается слово “роща”. А у Есенина “чаща” имеет переносное значение, и это словосочетание наполнено легкой иронией.

А “вы” – это уже далекие страны, “равнин пески”, где он бывал и тоже любил, но такие места не настолько уж близки его средцу.

Лирическому герою жалко покидать этот мир, где он был так счастлив:

Перед этим соимом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

Мы опять встречаем устаревшее слово “соим”. “Соим уходящих” – собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной. И читатель понимает, как тяжело поэту совершить этот переход. Ведь он по-прежнему любит природу, олицетворяя ее в своих стихах.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Есенинские олицетворения, яркие эпитеты создают в любом его произведении неповторимые, волшебные образы.

Следующая часть, объединяющая две строфы – размышление поэта о том, для чего он жил на земле. И все-таки на его жизненном пути выпадали минуты радости, не случайно это слово выделено анафоры:

Счастлив тем, что я дышал и жил,

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

В этих строках отражена вся жизнь поэта. Он любил многих женщин, бережно относился “к братьям нашим меньшим” и наслаждался красотой русской природы. Здесь поэт как бы подводит итог своему творческому пути, чем и для чего он жил на земле, которая была для него “угрюмой”.

Последняя часть стихотворение перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: “не цветут там чащи”, “не звенит лебяжьей шеей рожь”, “не будет этих нив, златящихся во мгле”. Повторение частицы “не” придает отрицательное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль:

Перед этим соимом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Но не только с русской природой и любимыми тяжело расставаться. Трудно терять близких, друзей. И все-таки конец оптимистичен:

От того и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

После смерти одного человека жизнь на земле не заканчивается. Другие продолжают наслаждаться этим миром.

Стихотворение написано пятисложным хореем, пропуски ударных слогов делают этот размер более мелодичным, похожим на трехсложный.

Поэт использует слова разной стилистической окраски: высокие, устаревшие: “бренные”, “соим”, “благодать”, “облекает”, “плоть”, “златящихся”, и низшие, разговорные : “пожитки”, “валялся”, “зверье”.

Мы часто встретим в стихотворении инверсию: “знаю я”, “и на этой на земле угрюмой”, “не звенит лебяжьей шеей рожь” и др. С помощью инверсии поэт выделяет последнее слово, придает ему особый смысл. Также много повторов, анафор, их роль – сделать акцент на особых словах, например: “много”, “счастлив тем”.

Несмотря на грустное настроение, мне очень нравится это стихотворение. В нем поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути. Оно мелодично, напоминает песню.

Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается.

И у потомков остались великолепные стихи “Московского озорного гуляки”, я думаю что о нем не забудут и наши дети.

Мода на отъезд из серой и унылой России искусно поддерживается из СМИ и от деятелей культуры. И я уверен, что этому надо положить конец.

Знакомый человек, сказал мне, что уезжает из России. Лет ему много, но ему не нравится, что в России люди живут не по людски. Несколько лет назад он ездил в Ирландию и ему там крайне понравилось.

Я стоял в недоумении и не знал что ему сказать. Человеку много лет, но он преотличный инженер, руками может собрать из холодильника авианосец. Живет в квартире где лет 10 идет ремонт, потому что ему некогда..

Работает на хорошей работе. И все ему не так. Все ему не то. Поддерживает всяких маргиналов и шлет им деньги. И ведь психически здоров. Хотя власть ругает с конца 80х. В эксцессах не замечен. Просто у него такая позиция, что в России все плохо, а в Европе все идеально.

Денег он зарабатывает очень неплохо, недавно женился на молодой девушке, которая постоянно ноет, что в России ей душно и она хочет в Европу.

Я этого не понимаю. У меня убеждение, что переехав куда то, то ты просто меняешь одни проблемы на другие, но когда ты уезжаешь из страны, попутно ее ругая, то ты лишаешься фундамента под ногами. Наши предки его своей жизни создавали

Вообще тема, что пора "Валить с Рашки" похожа на какое то помешательство. Вброс в молодежную среду. Но попутно, влияя и на людей старшего возрасте

Удерживать я знакомого не могу. Его жизнь. Лично я сожалею, что он уезжает и что не нашел себя в России. Человек очень талантливый, изобретательный. я знаю фирмы, которые ему предлагают работу, но он хочет быть свободным

В России, как ему кажется, все плохо. Это такое восприятие страны где он живет

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

antonliakhovskii

1. Андрей поднял глаза и увидел стоящую у окна такую красавицу, какой еще не видывал отроду.

красавицу КАКУЮ? → какой . [придаточное определительное]

воротам КАКИМ? → откуда . [придаточное определительное]

3. За равниной тянется чёрная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки.

пашня КАКАЯ → над которой . [придаточное определительное]

4. Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие.

гостинице КАКОЙ? → где . [придаточное определительное]

5. Знаю я, что не цветут там чащи.

Знаю ЧТО? → что . [придаточное изъяснительное]

6. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

слышно ЧТО? → как . [придаточное изъяснительное]

7. Все кажется мне, будто в тряском беге по мерзлой пашне мчусь я на телеге.

кажется ЧТО? → будто . [придаточное изъяснительное]

8. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

трудился КАК?/ КАКИМ ОБРАЗОМ? → что . [придаточное обстоятельственное образа действий]

9. Дверь захлопнулась за нею так громко, что не под силу было отпереть.

захлопнулась КАК? → что . [придаточное обстоятельственное образа действий]

kabinet205

Определить вид придаточного предложения (придаточные предложения подчёркнуты и выделены курсивом; главные слова, от которых задаём вопрос, - жирным шрифтом)

1. Андрий поднял глаза и увидел стоящую у окна такую красавицу (КАКУЮ ИМЕННО?), какой еще не видывал отроду. СПП с придаточным определительным

3. За равниной тянется черная пашня (КАКАЯ ИМЕННО ПАШНЯ?), над которой пестрят не то грачи, не то галки. СПП с придаточным определительным

4. Я остановился в гостинице (В КАКОЙ ИМЕННО?), где останавливались все проезжие. СПП с придаточным определительным

5. Знаю (ЧТО ЗНАЮ?) я, что не цветут там чащи. СПП с придаточным изъяснительным

6. И слышно было (ЧТО БЫЛО СЛЫШНО?) до рассвета, как ликовал француз. СПП с придаточным изъяснительным

7. Всё кажется (ЧТО КАЖЕТСЯ?) мне, будто в тряском беге по мерзлой пашне мчусь я на телеге. СПП с придаточным изъяснительным

8. Трудился так (КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ ТРУДИЛСЯ?) крестьянин мой, что градом пот с него катился. СПП с придаточным образа действия

9. Дверь захлопнулась за нею так громко (В КАКОЙ МЕРЕ ГРОМКО?), что не под силу было отпереть. СПП с придаточным меры и степени

Читайте также: