Выберите растение имеющее неправильный цветок

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

4. Однодомными называют растения, у которых:
1) есть только одни тычиночные цветки
2) пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении
3) есть только пестичные цветки
4) пестичные цветки развиваются на одном растении, а тычиночные на другом

6. Чашелистики цветка образуют:
1) венчик
2) цветоножку
3) чашечку
4) цветоложе
7. Нижняя, самая расширенная часть пестика:
1) столбик
2) рыльце
3) околоцветник
4) завязь

8. Обоеполые цветки:
1) имеют пестики и тычинки
2) имеют только пестики
3) имеют только тычинки
4) не имеют ни пестиков, ни тычинок

9. Какое растение имеет правильные цветки?
1) горох
2) ива
3) шалфей
4) капуста

10. Какое растение имеет двойной околоцветник?
1) роза
2) амариллис
3) тюльпан
4) лилия

Отметьте верные утверждения. Если утверждение не является верным, напишите пояснения, в чем ошибка.
У ситника яркие и красивые цветки
Чашелистики у гвоздики срастаются в трубку
Околоцветник имеется у всех растений
Пестик и тычинки являются главными частями цветка
Цветоложе растений может принимать различную форму
В формуле цветка число чашелистиков и лепестков одинаковое
Ива относится к однодомным растениям
Цветок является разновидностью побега
Семязачатки у всех растений находятся в плодах

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

  • показать, что цветок это видоизменённый побег,
  • показать, что в цветке есть главные части, околоцветник,
  • показать строение и значение главных частей цветка, околоцветника,
  • ознакомить с классификацией цветов по строению околоцветника и главных частей,
  • определение правильности цветка,
  • умение записывать формулу цветка.
  • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
  • прививать бережное отношение к природе,
  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
  • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
  • оценивать и сравнивать.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационная часть
  2. Проверка д. / з.
  3. Аткуализация изучения материала
  4. Новая тема
  5. Обобщение и закрепление изученного материала
  6. Оценка знаний учащихся
  7. Задание на дом
  8. Подведение итогов урока

1. Организационная часть. (2–3 мин.)

- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие, фиксация отсутствующих.

План урока. Слайды № 4, 5, приложение.

1. Запишите признаки, доказывающие, что а) клубень, б) луковица, в) корневище – это видоизменённый подземный побег (а, б, в – варианты I, II, III). Зарисуйте строение видоизменённого подземного побега, подпишите его части: г) клубень, д) луковицу, е) корневище (г, д, е – варианты 1, 2,3)

2. Выбрать цифры, которыми обозначены растения, имеющие видоизменённые побеги а) корневище, б) клубень, в) луковицу; 1 картофель, 2 чеснок, 3 гусиный лук желтый, 4 пырей ползучий, 5 ландыш майский, 6 топинамбур.

3. Актуализация знаний

(Слайд № 6 – стихотворение, приложение.).

Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещ-ва, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.

4. Изучение нового материала:

Они прекраснее всего
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак Делиль

Вы проходите мимо цветка?
Наклонись, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же чёрного цвета земли
Он – то красный, то – синий, то – сиреневый, то – золотой!
(В.Солоухин)

Цветок – видоизменённый укороченный побег. Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.

Строение цветка (рис. в тетради, табл., диск) (слайды № 8 – 10, приложение).

Лепесток + Лепесток = Венчик Чашелистик + Чашелистик = Чашечка

Венчик + Чашечка = Околоцветник

Почему цветок называют органом полового размножения?

Все ли растения размножаются подобным способом? Назовите эти растения. Почему их цветки не имеют яркой окраски для и привлекающего запаха? (Чеснок живородящий, горец живородящий, мятлик живородящий – растения размножаются вегетативно, т.к. цветок трансформируется в почку , которая опадает и прорастает . Яркая окраска и запах цветка – привлекают насекомых опылителей , бережное отношение к насекомым). (Слайд №12, приложение.)

Зарисовать строение цветка подписать части.

Дать понятие двойной и простой околоцветник (муляжи цветов, рисунки). (Слайды № 13 – 14, приложение.)

Задание: выбрать растения с этими типами околоцветников, распределив их в табл.: вишня, ландыш, тюльпан, картофель, черёмуха, лилия.

Объяснение, какие цветки называют правильными и неправильными (гербарии, табл.).

Научить составлять формулу цветка. Краткие обозначения: (слайды № 16, приложение.)

У растений класса двудольные количество лепестков в цветке кратно 4 или 5, у однодольных — 3 и околоцветник простой, либо совсем отсутствует.

Растения каждого из семейств имеют общие признаки. У цветковых растений основными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.

Соответственно, у каждого семейства цветковых есть своя формула.

Для начала давайте рассмотрим более детально строение цветка (при подготовке к ЕГЭ обычно цветок рассматривают только в контексте двойного оплодотворения).

Формула цветковых растений


формулы цветков

Стеблевая часть:

Околоцветник:

Генеративная часть:

Соцветие — часть системы побегов покрытосеменного растения, несущая цветки и в связи с этим разнообразно видоизмененная. Соцветия обычно более или менее чётко отграничены от вегетативной части растения.

Биологический смысл возникновения соцветий — в возрастающей вероятности опыления цветков ветроопыляемых , так и насекомоопыляемых растений.

Закладываются соцветия внутри цветочных или смешанных почек.


формулы цветков

Для построения формулы цветковых растений используют Околоцветник и Генеративную часть

  1. В международной системе сначала указывают пол цветка (мужской, женский или двудомный), в школьном формате этот пункт зачастую пропускают;
  2. обозначают симметрию (правильный или неправильный цветок) — этот пункт тоже пропускаем;
  3. буквами указывают:

О — околоцветник

Ч — чашелистики;

Л — лепестки;

Т — тычинки;

П — пестики;

Примеры:

Формула цветка тюльпана *О3+3Т3+3П(3)

цветок правильный, околоцветник простой и состоит из шести листочков (причём они различаются), шести тычинок (тычинки также неодинаковые) и трёх сросшихся плодолистиков.

Формула цветка шиповника – *Ч5Л5Т∞П∞

цветок правильный, с 5 чашелистиками и 5 лепестками. Тычинок и пестиков много (более 12)

формулы цветковых растений


Еще можно добавить сюда Семейство Сложноцветные

Пример вопроса из теста ГИА:

Цветок одуванчика — это

1) головка
2) корзинка
3) цветок, имеющий 5 сросшихся тычинок и 5 сросшихся лепестков
4) цветок с числом лепестков и тычинок больше 12

Ответ: т.к. одуванчик относится к семейству сложноцветных, то его формула Л (5)Т (5) — соответствует ответу 3)

Вопросы по формулам цветков растений встречаются на экзаменах редко, но стоит их выучить — на всякий случай

Биология 7 класс Лабораторные работы

Соцветие – это часть системы побегов у покрытосеменного растения, которая несет цветки и видоизмененные прицветные листья. Состоит обычно из мелких цветков.

№ 2. Какие виды соцветий вы знаете?

Я знаю, что бывают простые соцветия и сложные соцветия.

К простым соцветиям относятся: щиток, початок, простой зонтик, простой колос, простая кисть, корзинка и головка.

К сложным соцветиям относятся: сложный зонтик, сложный колос, сложная кисть (метелка), завиток.

Стр. 80. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие признаки характерны для растений семейства крестоцветных?

Для растений, которые относятся к семейству Крестоцветные, характерно одинаковое строение цветков, у которых крестообразно расположены лепестки, есть венчик из 4 лепестков, чашечка из 4 чашелистиков, один пестик и шесть тычинок (среди них две короткие и четыре длинных). Вид соцветия – кисть, плоды – стручки или стручочки. Соответственно, формула цветка у таких растений имеет вид: *Ч4Л4Т4+2П1.

У всех крестоцветных растений стержневая корневая система, а листья либо собраны в прикорневую розетку, либо располагаются поочередно.

№ 2. Перечислите растения, относящиеся к семейству крестоцветных.

К семейству Крестоцветные относится около 3200 видов растений. Среди них есть:

Масличные культуры: рыжик, горчица, сурепка, рапс;

Овощные и кормовые культуры: турнепс, редис, капуста, редька, репа, хрен, брюква;

Цветы и травы: ярутка полевая, гулявник лекарственный, желтушник левкойный, пастушья сумка;

Декоративные растения: алиссум, левкой (маттиола), лунник, иберис.

№ 3. Какие известные вам растения относятся к семейству розоцветных?

К семейству Розоцветные относится около 3000 видов растений, среди которых есть деревья, кустарники и травы. Среди деревьев большое количество плодово-ягодных культур: слива, вишня, персик, миндаль, яблоня, айва, груша, абрикос и т.д. Из кустарников это малина, шиповник, боярышник, черемуха. Из трав: лютик едкий, таволга, спирея, двудомная крапива, роза.

№ 4. Какое строение могут иметь цветки розоцветных растений?

У всех растений, которые относятся к семейству Розоцветные, околоцветник в цветке состоит из двух частей: венчика из 5 (иногда 4 или 6) лепестков и чашечки из 5 чашелистиков. Часто встречается двурядная чашечка – с подчашием.

В цветке много тычинок, а вот пестиков каждый раз может быть по-разному – от 1 и до нескольких десятков.

Стр. 80. Подумайте

Какие растения семейств крестоцветных и розоцветных растут в вашей местности? Как человек использует эти растения?

В моей местности (Санкт-Петербург) растет много растений как из семейства Крестоцветные, так и из семейства Розоцветные. Из семейства Крестоцветные это: хрен, редька, редис, горчица, рапс, капуста, пастушья сумка и т.д.

Из семейства Розоцветные это:

деревья: слива, вишня, груша, яблоня, абрикос;

кустарники: черемуха, малина, боярышник, шиповник;

травянистые растения: земляника, крапива двудомная, лютик едкий, крапива двудомная.

Все эти растения широко используются человеком. Одни из них являются популярными продуктами питания, потому что содержат большое количество полезных витаминов и веществ. Это груши и яблони, вишни и абрикосы, малина и ежевика, капуста, редис, редька и т.д. Вторые же служат хорошей приправой для разных блюд, например, горчица или хрен. Третьи используются как ценный питательный продукт в качестве корма для домашнего скота: рапс, брюква.

Есть среди крестоцветных и розоцветных и лекарственные растения, которые обладают отменными целебными свойствами. Например, шиповник, боярышник, крапива двудомная или черемуха. Используются некоторые растения и в производственных целях. Например, из рапса производят биотопливо и техническое масло.

Стр. 80. Задания

№ 1. Используя рисунок 49, выделите основные особенности растений семейства крестоцветных.

Особенность Растения семейства Крестоцветные
Семя По размеру маленькое, продолговатой или округлой формы.
Соцветие Кисть.
Цветок и его части Цветок состоит из крестообразно распложённых лепестков, чашечки из 4 чашелистиков, 6 тычинок (2 длинные и 4 короткие) и 1 пестика.
Плод Стручок или стручочек (ширина в 2-3 раза меньше длины).

№ 2. Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2 – 3 растения семейства крестоцветных. При описании пользуйтесь следующим планом.

Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.

Изучая побег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.

Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение, а также тип соцветия.

Изучая строение цветка, отметьте особенности строения чашечки и венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.

Изучите строение плода. Отметьте особенности его строения. Определите тип плода.

Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании каких признаков вы это определили?

Пастушья сумка обыкновенная

Корень в виде веретена, стержневого типа.

Соцветия собраны в зонтичную кисть с удлинением, беловатые.

Цветки правильные, четырехчленные и собраны в кисть, в начале в зонтиковидную, а потом в удлиняющуюся. Лепестки длиной до 0,35 см, белые, обратнояйцевидные. Чашелистики длиной 0,25 см.

Плод в виде стручка сердцевидной формы, сжатый с боков, из-за чего приобретает сходство с сумкой. Створки плода ладьевидные, тонкостенные с мелкой сеткой жилок.

Рассматриваемое мной растение – пастушья сумка обыкновенная – относится к семейству Крестоцветные, потому что имеет веретеновидный корень стержневого типа и одиночный прямой стебель. Листья поочередно расположены, а соцветия собраны в зонтичную кисть с удлинением. Формула цветка - Ч4Л4Т6П1.

Капуста белокочанная

Корень сильно ветвящийся, стержневого типа, длиной до 1 метра.

Стебель представлен толстой, короткой и мясистой кочерыжкой. Листья тоже мясистые, крупные, с сетчатым жилкованием. Располагаются у корня в виде розетки.

Цветки собраны в соцветие типа кисть.

Цветки представлены четырьмя чашелистиками, четырьмя лепестками, одним пестиком и шестью тычинками, из которых две длинных и четыре коротких.

Плод – длинный стручок, который образуется у растения на второй год жизни. В стручке находится около 18 мелких коричневых семян, диаметр которых составляет от 2 до 4 мм.

Рассматриваемое мной растение – капуста белокочанная относится к семейству Крестоцветные, потому что у нее цветок образует соцветие кисть, а цветок представлен формулой Ч4Л4Т4+2П1. Корень стерневого типа, листья собраны в прикорневую розетку, плод представлен длинным стручком.

Рис. 1. ГДЗ биология 7 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2019-2020 Задание: § 9 Класс Двудольные Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные

У растений класса двудольные количество лепестков в цветке кратно 4 или 5, у однодольных — 3 и околоцветник простой, либо совсем отсутствует.

Растения каждого из семейств имеют общие признаки. У цветковых растений основными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.

Соответственно, у каждого семейства цветковых есть своя формула.

Для начала давайте рассмотрим более детально строение цветка (при подготовке к ЕГЭ обычно цветок рассматривают только в контексте двойного оплодотворения).

Формула цветковых растений


формулы цветков

Стеблевая часть:

Околоцветник:

Генеративная часть:

Соцветие — часть системы побегов покрытосеменного растения, несущая цветки и в связи с этим разнообразно видоизмененная. Соцветия обычно более или менее чётко отграничены от вегетативной части растения.

Биологический смысл возникновения соцветий — в возрастающей вероятности опыления цветков ветроопыляемых , так и насекомоопыляемых растений.

Закладываются соцветия внутри цветочных или смешанных почек.


формулы цветков

Для построения формулы цветковых растений используют Околоцветник и Генеративную часть

  1. В международной системе сначала указывают пол цветка (мужской, женский или двудомный), в школьном формате этот пункт зачастую пропускают;
  2. обозначают симметрию (правильный или неправильный цветок) — этот пункт тоже пропускаем;
  3. буквами указывают:

О — околоцветник

Ч — чашелистики;

Л — лепестки;

Т — тычинки;

П — пестики;

Примеры:

Формула цветка тюльпана *О3+3Т3+3П(3)

цветок правильный, околоцветник простой и состоит из шести листочков (причём они различаются), шести тычинок (тычинки также неодинаковые) и трёх сросшихся плодолистиков.

Формула цветка шиповника – *Ч5Л5Т∞П∞

цветок правильный, с 5 чашелистиками и 5 лепестками. Тычинок и пестиков много (более 12)

формулы цветковых растений


Еще можно добавить сюда Семейство Сложноцветные

Пример вопроса из теста ГИА:

Цветок одуванчика — это

1) головка
2) корзинка
3) цветок, имеющий 5 сросшихся тычинок и 5 сросшихся лепестков
4) цветок с числом лепестков и тычинок больше 12

Ответ: т.к. одуванчик относится к семейству сложноцветных, то его формула Л (5)Т (5) — соответствует ответу 3)

Вопросы по формулам цветков растений встречаются на экзаменах редко, но стоит их выучить — на всякий случай

Читайте также: