Выберите правильное определение цветок это

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.09.2024

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Найдите правильное определение логики как науки. Логика – это наука о
формах рационального мышления и логических законах
умозаключениях и доказательствах
мышлении
формах мышления и истинности суждений
формах чувственного познания

2. Основатель формальной логики –
Аристотель
Боэций
Лейбниц
Сократ
Платон

3. К формам чувственного познания относятся
ощущение; восприятие; представление
понятие; суждение; умозаключение
ощущение; восприятие; умозаключение
ощущение; восприятие; понятие
восприятие; представление; понятие

4. Элементарная форма абстрактного мышления, в которой фиксируются существенные свойства, признаки обозначаемого предмета, —
понятие
представление
суждение
умозаключение
силлогизм

5. Форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях, –
суждение
понятие
умозаключение
предложение
рассуждение

6. Найдите понятие:
Студент 1 курса УМБ.
Я являюсь студентом УМБ.
Этот студент учится в УМБ.
В нашей группе есть студенты-отличники.
В нашей группе есть студенты-отличники.

7. Любое понятие имеет
объем
величину
размер
фигуру
модус

8. Объем понятия – это
совокупность объектов, охватываемых этим понятием
наиболее важные признаки того объекта, который оно обозначает
совокупность всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать
всех рассуждения, в которых оно употребляется
существенные признаки того объекта, который оно выражает

9. Общим понятием не является
Эйфелева башня
Москвич
Спортсмен
Двигатель
Глубокое озеро

11. Понятие, большее по объему, называется
родовым
видовым
общим
единичным
широким

12. Найдите правильный вариант обобщения понятия:
цветок – растение
цветок – стебель
цветок – букет цветов
цветок – тюльпан
цветок – роза

13. Найдите правильный вариант обобщения понятия:
цветок – растение
цветок – орхидея
цветок – тюльпан
цветок – нарцисс
цветок – роза

14. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо
единичное понятие
нулевое понятие
абстрактное понятие
родовое понятие
конкретное понятие

15. Несовместимые понятия не могут находиться в отношениях
равнозначности
соподчинения
противоположности
противоречия
контрарности

3. Выпишите цифры, соответствующие однодольным и двудольным растениям:

№ 1 – мочковатая корневая система

№ 2 – две семядоли

№ 3 – одна семядоля

№ 5 – семенная кожура

№ 6 – один зародышевый листок

№ 7 – два зародышевых листка

4. Закончите предложение.

Зародыш семени снабжен запасом.

5. Закончите предложение.

Рубчик – это место прикрепления семени к.

6. Закончите предложение.

Через. в семя проходит воздух и вода.

7. Выпишите цифры, соответствующие строению семени пшеницы, яблока и тыквы:

№ 1 – тонкий слой эндосперма под семенной кожурой

№ 2 – семя состоит из зародыша и семенной кожуры

№ 3 – запас питательных веществ находится в семядолях

№ 4 – маленький зародыш

№ 5 – сильно разросшийся зародыш за счет поглощения питательных веществ эндосперма № 6 – эндосперм занимает почти весь объем семени

8. Выберите более полный ответ.

Корень – это орган растения, выполняющий функции:

A. Удерживания растения в почве

Б. Всасывания воды и минеральных веществ

B. Накапливает запасающие вещества

Г. Все ответы верны

9. При окучивании культурных растений увеличивается количество корней:

B. Главного и боковых

Г. Придаточных и боковых

10. Закончите предложение.

При отщипывании кончика главного корня увеличивается количество.

11. Стерневая корневая система имеется у растений:

A. Моркови и одуванчика

Б. Гороха и свеклы

B. Пшеницы и томата

Г. Овса и цикория

12. Мочковая корневая система имеется у растений:

A. Пшеницы и кукурузы

B. Картофеля и клевера

Г. Яблони и тыквы

13. Придаточные корни:

A. Развиваются из корешка зародыша

Б. Отрастают от стебля

B. Развиваются на главном корне

Г. Отрастают от боковых корней

14. Стержневая корневая система имеет:

В. Много придаточных корней

Г. Главный и корневые корни

15. Корневой чехлик:

A. Обеспечивает передвижение веществ по растению

Б. Выполняет защитную роль

B. Придает корню прочность

Г. Участвует в делении клеток

16. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

В. Зона всасывания

Г. Зона проведения

17. Вставьте пропущенные слова.

Корневые волоски образуют. где происходит. из почвы. и. в ней. веществ.

18. Зона проведения расположена в корне:

A. Под корневым чехликом

Б. Выше зоны всасывания

B. В образовательной ткани

Г. На кончике корня

19. Закончите предложение.

Прочность и упругость корня обеспечивает.

20. Вставьте пропущенные слова.

Пикировка – это. верхушки. в результате чего увеличивается количество. что благоприятно влияет на (повышение, понижение).

21. Найдите соответствие. Допишите к цифрам, обозначающим ткани, буквы обозначающие, соответствующие характеристики тканей.

A. Корневой чехлик

Б. Мелкие, плотно прилегающие живые клетки

Г. Вытянутые клетки с толстыми оболочками, наполненные воздухом

23. Запас питательных веществ откладывается в главном корне:

A. У корнеплодов

Б. В корневых клубнях

B. В воздушных корнях

Г. В дыхательных корнях

24. Корни у некоторых видов растений видоизменились:

A. В процессе приспособления к условиям существования

Б. Из-за смены минерального состава почвы

B. Из-за увеличения содержания влаги в почве

Г. В результате загрязнения почвы различными веществами

25. К цифрам, обозначающим название видоизмененных корней, подберите соответствующие буквы, обозначающие названия растений.

II. Корневые клубни

III. Воздушные корни

IV. Дыхательные корни

Е. Болотный кипарис

26. Выберите правильное определение.

Б. Стебель и листья

B. Стебель, листья и почки

Г. Листья и почки

27. Из предложенного списка выпишете растения, имеющие листорасположение:

28. Закончите предложение.

После опадения листьев на побегах остаются.

29. Найдите соответствие. Заполните необходимые графы в таблице.


30. Закончите предложение.

Побег развивается из.

31. Дайте определение.

32. Закончите предложение.

Снаружи почка покрыта.

33. Закончите предложение.

Зачаточные бутоны находятся внутри. почек.

34. Закончите предложение.

Побег растет за счет деления. конуса нарастания.

35. Выберите правильные ответы.

Формировать крону растений можно:

A. Удаляя верхушечную почку

Б. Удаляя вегетативную почку

B. Удаляя генеративную почку

Г. Подрезая побеги

36. Дайте определение понятия.

Узел – это участок. на котором развиваются.

37. Дайте определение понятия.

Междоузлие – это участок. между. ближайшими. одного.

38. Дайте определение понятия.

Лист – это часть.

39. Вставьте пропущенные слова.

Листья березы и дуба состоят из: а). ; б).

40. Найдите соответствие между названиями растений и типом листорасположения у них:

41. Найдите соответствие. У каких растений листья простые, а у каких – сложные.

42. Вставьте пропущенные слова.

Листья разных растений имеют разное жилкование:

43. Двудольные отличаются от однодольных:

A. По форме листа

Б. Имеют параллельное жилкование

B. Имеют сетчатое жилкование

Г. Не имеют черешков

44. Выберите правильный ответ.

A. Придают листу прочность

Б. Проводят растворы питательных веществ

B. Осуществляют фотосинтез

Г. Проводят растворы питательных веществ и придают листу прочность

45. Выберите правильное определение.

Кожица листа – это ткань:

46. Проводящие пучки листа состоят из клеток ткани:

В. Механической и проводящей

47. Световой лист, в отличие от теневого:

A. Имеет более светлую окраску

Б. Содержит меньше хлорофилла

B. Имеет несколько слоев столбчатых клеток

Г. Все утверждения верны

48. Вставьте пропущенные слова.

1. Замыкающие клетки, в цитоплазме которых содержатся. и щель между ними образуют.

2. Через устьичную щель в лист проникает. и происходит.

49. К цифрам, обозначающим название листьев, поставьте соответствующие характеристики (буквы).

II. Лист кувшинки

III. Водный лист стрелолиста

A. Устьица находится на нижней стороне листа

Б. Устьица отсутствуют

B. Устьица находятся на верхней стороне листа

50. Выпишите цифры, соответствующие:

I – столбчатой ткани,

II – губчатой ткани.

№ 1 – клетки прилегают к верхней кожице

№ 2 – клетки округлые и неправильной формы

№ 3 – клетки плотно прилегают друг к другу

№ 4 – клетки удлиненной формы

№ 5 – межклетники заполнены воздухом

№ 6 – в цитоплазме клеток особенно много хлоропластов

51. Покажите взаимосвязь строения и функции жилок листа, обозначив существующие связи стрелками.

2. Проводящие пучки

4. Ситовидные трубки

6. Придают прочность

7. Передвигается вода и минеральные вещества

8. Передвигаются растворы органических веществ

9. Мертвые длинные клетки

10. Живые длинные клетки с перегородками.

52. Закончите предложения.

1. Число устьиц зависит от. в которых. растения.

2. У листьев, собранных с деревьев, растущих в городском парке, число устьиц. (больше, меньше), чем у листьев, собранных с деревьев за городом.

53. Световой лист, в отличие от теневого:

A. Имеет более светлую окраску

Б. Содержит меньше хлорофилла

B. Имеет несколько слоев столбчатых клеток

Г. Все утверждения верны

54. Выпишите соответствующие цифры, обозначающие признаки листьев растений влажных и засушливых мест.

№ 1 – листья крупные

№ 2 – небольшой размер листьев

№ 3 – густое опушение листовой пластинки

№ 4 – большое количество устьиц

№ 5 – восковой налет на внешней стороне листа

№ 6 – небольшое количество устьиц

Растения влажных мест – №.

Растения засушливых мест – №.

55. Найдите соответствие. Выпишите цифры, обозначающие видоизменения листьев, характерных для растений (буквы).

№ 5 – волоски с клейкой жидкостью

56. Выберите правильные ответы.

A. Проводит питательные вещества

Б. Запасает питательные вещества

B. Удерживает растение в почве

Г. Выносит листья к свету

57. Деревянистые стебли прочнее травянистых благодаря особому веществу, которое накапливается в оболочках клеток:

58. Найдите соответствие. Выпишите номера соответствующих растений, для которых характерны стебли (I–IV):

№ 3 – мышиный гороше]

59. Какому типу ткани соответствуют различные участки спила дерева и какую функцию они выполняют? Составьте логические пары.

IV. Лубяные волокна

V. Ситовидные трубки

№ 1 – проведение растворов органических веществ

№ 5 – запас питательных веществ

№ 6 – проведение воды и минеральных веществ

60. Выберите правильное определение.

Годичные кольца – это:

А. Все слои древесины, образовавшиеся весной, летом, осенью

Б. Основная часть стебля

В. Клетки механической ткани

Г. Защитный слой стебля

61. Выберите правильное определение.

A. Название растения

Б. Название вещества

B. Группа клеток, через которые происходит газообмен

Г. Клетки, придающие прочность стеблю

62. Вставьте пропущенные слова.

Сердцевидные лучи проходят от. через. и.

63. Вставьте пропущенные слова.

Видоизмененные подземные побеги. в них накапливаются. веществ.

64. Напишите, какие растения (обозначенные буками) имеют:

65. Клубень и луковица – видоизмененные побеги. Схематично подтвердите это, вписав в рамки номера соответствующих понятий.


1 – глазки, 2 – донце, 3 – сердцевина, 4 – древесина, 5 – пробка, 6 – луб, 7 – чешуи, 8 – почки в пазухе чешуи.

66. Выберите правильное определение.

Б. Видоизмененный побег

B. Видоизмененный лист

67. Схематично подтвердите, что цветок – это видоизмененный укороченный побег, орган размножения покрытосеменных растений.

68. Околоцветник – совокупность покровных листочков цветка, окружающих тычинки и плодолистики. Напишите соответствующие буквы, указывающие растения с двойным, простым околоцветником и растения, не имеющие околоцветника.

I. Двойной околоцветник

II. Простой околоцветник

III. Голые цветки

69. Напишите характерные органы для I – пестика и II – тычинки.

Г. Тычиночная нить

70. Раздельнополые цветки, имеющие только пестичные цветки и только тычиночные, присутствуют у:

71. Обоеполые цветки, в которых есть и тычинки и пестики, имеются у:

72. Закончите предложение.

Однодомными называют такие растения, у которых тычиночные и пестичные цветки расположены на.

73. К двудомным относятся растения, у которых тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других. Выберите двудомные растения:

74. Выберите правильное определение.

A. Название цветка

Б. Все цветущие растения

B. Все цветки одного растения

Г. Группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке

75. Найдите соответствие. Составьте пары, выбрав названия растений (обозначенные буквами) и соответствующие им соцветия.

VII. Сложный зонтик

IX. Сложный колос

76. Найдите соответствие. Из каких частей цветка образуются различные части плода?

A. Стенки завязи

Б. Основания тычинок, лепестков, чашелистников

77. Закончите предложение.

Плод называют простым, если он развивается из цветка, имеющего.

78. Вставьте пропущенные слова.

Плод называют. если он разрастается из цветка, имеющего. пестиков.

79. Закончите предложение.

Формируется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов – .

80. Вставьте пропущенные слова.

В зависимости от количества воды в околоплодниках различают. и. плоды.

81. Найдите соответствие между типом плода и видом растения.

82. Распространяются с помощью ветра семена:

83. Распространяется с помощью воды семена:

А. Кокосовой пальмы

84. Выберите верное утверждение.

1. Покрытосеменные имеют орган семенного размножения – цветок.

2. Семя состоит из кожуры и зародыша и содержит запас питательных веществ.

3. Эндосперм – это особая разновидность запасающей ткани.

4. Зародыш образован семядолями, почечкой, стебельком и зародышевым корешком.

5. Семядоли – это первые листья зародыша растения.

6. Семя пшеницы покрыто непосредственно семенной кожурой.

7. Придаточные корни могут образовываться на стеблях и листьях растений.

8. Кончик корня покрыт корневым чехликом, который образован покровной тканью.

9. Зона деления корня образована образовательной тканью, клетки которой постоянно делятся и число их увеличивается.

10. Корневые волоски всасывают воду с растворенными в ней органическими веществами.

11. Прочность и упругость корня объясняется присутствием механической ткани.

12. Основная часть корней у большинства растений разрастается на глубине 60–80 см от поверхности почвы.

13. Листорасположение бывает – очередное, супротивное и спиральное.

14. Рост у многих растений происходит за счет удлинения междоузлий побега – это вставочный рост.

15. Все почки растений имеют почечную чешую.

16. Лист – это часть побега.

17. У всех растений листья к стеблю прикрепляются черешком, у основания которого развиваются прилистники.

18. Восковой налет, опушение, небольшое число устьиц характерно для листьев растений произрастающих во влажных условиях.

19. Теневносливые растения имеют более тонкие листья и два-три слоя окурглых и неплотно прилегающих клеток.

20. У степных и полупустынных растений устьица находятся на верхней стороне листа.

21. У многих древесных растений гладкая пробка сменяется трещиноватой коркой, которая состоит из слоев пробки и других отмерших тканей.

22. Корневище – это надземная часть корня.

23. Донце луковицы является видоизмененным корнем.

24. Цветки бывают с двойным или простым околоцветником.

25. Цветок – это видоизмененный укороченный побег, который развивается из почки.

26. Раффлезия – гигантский цветок, у которого нет ни стебля, ни листьев.

27. У одуванчика соцветие простой зонтик.

28. Плод у банана – ягода.

29. Лимон, апельсин, мандарин имеют ягодовидный плод – померанец.

30. Покрытосеменные растения имеют вегетаивные органы – корень, побег и цветок, и генеративные – плод с семенами.

Цветок — видоизмененный укороченный побег, который имеет все необходимое для перекрестного опыления, и чтобы образовывать микро- и мегаспоры, гаметы.

Ученые, изучающие растения, сформировали два направления, которые по-разному определяли основные признаки цветка и что такое цветок вообще.

В первом направлении цветок характеризовался наличием тычинки, пестика и околоцветника. Поэтому на основании этого предполагалось, что цветок может быть только у покрытосеменных растений.

Второе направление выделяло в качестве признака принадлежности к цветку образование спор и гамет, поскольку из цветка формируется семя и плод. Согласно этому утверждению, цветок могут иметь покрытосеменные и голосеменные растения.

Цветоложе, чашечка и лепестки

Цветок по строению — довольно сложная конструкция. Схема цветка представлена на картинке ниже.

Строение цветка и его особенности

Остановимся подробнее на строении цветка на рисунке.

Боковой или основной побег могут заканчиваться цветком. Цветок, который оканчивается боковым побегом — это покровный цветок.

Ось цветка — цветоложе: главная часть цветка, на которой крепятся чашечка, венчик, тычинки и пестик.

У каждого отдельного растения индивидуальное цветоложе. К примеру, пионы имеют плоское цветоложе, лютик — выпуклое, а вишня и роза — вогнутое.

Некоторые растения имеют на цветках цветоножки, которые являются частью стебля, несущего цветок. Цветок без цветоножки называется сидячим. На цветоножке могут находиться прицветники: у одних их вообще нет, у других — несколько. С помощью прицветников растения классифицируются на семейства, роды и виды.

Чашечку цветка образуют чашелистики (обычно зеленого цвета). Функция чашечки — защита цветка, находящегося в стадии бутона. В некоторых случаях чашечки срастаются, а в некоторых — остаются свободными.

С помощью лепестков формируется венчик. В отличие от чашечки, венчик обычно яркого цвета: каждое растение отличается своим пигментом цветка. Встречается огромное количество форм и цветов венчика.

Венчики бывают правильными и неправильными. Правильный венчик или правильный цветок — тот, через который можно провести не одну ось. Такой венчик есть у семейства крестоцветных и гвоздичных. Неправильный венчик — тот, через который можно провести только одну ось. Он встречается у губоцветных и мотыльковых семейств растений.

Через венчик канны и валерьяны вообще нет возможности провести ось, но при этом их венчики тоже считаются неправильными.

Венчик также может срастаться или оставаться свободным. Одна из главных задач венчика — привлекать своей пигментацией насекомых для опыления.

Чашечка и венчик образуют околоцветник. Есть двойные околоцветники (есть и чашечка, и венчик) и простые околоцветники (есть только чашечка или только венчик).

Простой околоцветник обычно характеризуется яркой окраской — как у тюльпана, пиона, лилии. Встречается и зеленая окраска — у свеклы и крапивы.

Цветки без околоцветника — голые цветки — есть у ясеня, ивы, осоки.

Строение пыльника, пыльцы и тычинки

При вопросе из чего состоит цветок обязательно называют тычинку, пыльник и пыльцу.

Начнем со строения тычинки.

Тычинка — это конструкция из тычиночной нити и пыльника, который прикреплен к верхушке тычинки. Именно в пыльнике развиваются споры, из которых потом образуется пыльца.

Тычиночная нить может иметь разную форму:

  • плоскую;
  • пластичную;
  • мясистую;
  • узкоцилиндрическую.

В строении цветка встречается короткая тычиночная нить или вообще ее отсутствие. Нить закрепляется за пыльник.

Пыльник формируют две продольные половинки, которые связывает одна с другой связник. Форма пыльника служит основанием для деления растений на виды. Обычно пыльник отличается неподвижностью, но у отдельных растений — лилейных и злаковых — он качается.

В каждой половинке пыльника есть два пыльцевых гнезда, в которых и развиваются микроспоры (в будущем — пыльца).

​​​​​​​Микроспоры прорастают внутри пыльника и дают мужские гаметофиты. В процессе прорастания микроспора делится с помощью митоза: образуется небольшая репродуктивная клетка (из нее развивается спермий) и большая вегетативная клетка (из нее развивается пыльцевая трубка).

Особенности строения пестика

Строение цветка растения невозможно представить без пестика.

Пестик образуется в результате срастания плодолистиков. В нижней вздутой части завязки пестика хранятся семенные зачатки. На столбике пестика есть рыльце, на котором происходит прорастание пыльцы. У каждого растения столбик разный, а у некоторых он вообще не развит. В случае неразвитого столбика говорят о сидячем рыльце.

Количество пестиков у цветка зависит от количества завязей.

Завязи бывают разные:

  • верхние, средние и нижние;
  • одногнездые, двухгнездые и многогнездые.

В гнездах содержатся семенные зачатки. Количество семенных зачатков определяется видом растения. Семенные зачатки выглядят как небольшие бугорки и закладываются на внутренних стенках завязи. Место, где закладываются зачатки, называют плацентой — зачатки крепятся к плаценте при помощи семяножек.

Интегументами семенных зачатков формируется отверстие, которое получило название микропиле. Нуцеллус размещается под интегументами и окружает зародышевый мешок.

Нуцеллус — ядро семенного зачатка.

Микрополярный конец зародышевого мешка содержит 3 клетки: одну большую яйцеклетку и две синергиды. Противоположный конец содержит 3 клетки антиподы. Результатом слияния двух полярных ядер является образование вторичного ядра, которое располагается в центре зародышевого мешка.

Формула и диаграмма цветка

Формула цветка описывается при помощи специальных обозначений:

  • P — обозначает простой околоцветник;
  • K — используется для указания на чашечку цветка;
  • A — указывает на тычинку;
  • C — используется для обозначения венчика;
  • G — обозначает в формулах цветков пестик.

Количество в формулах и диаграммах цветка обозначается при помощи цифр. В случаях, когда подсчитать количество не представляется возможным, используют знак бесконечности.

Знаки + и скобка служат для обозначения элементов, идущих по кругу и сросшиеся члены соответственно.

Для обозначения завязи используют черту — под или над цифрой.

Неправильный венчик можно обозначить стрелочкой вверх, а правильный — звездочкой.

Для указания на однополый цветок мужского типа (тычиночный) используется знак ♂, а для женского пестичного — ♀. Если цветок двуполый, то используется объединение этих двух знаков.

Примеры формул цветков

Формулы цветков в таблице

Формула растения

Расшифровка

Формула цветка лилии

Правильный венчик, простой околоцветник с 6 лепестками, 6 тычинок, 3 сросшихся пестика

Формула цветка розы и лютика

Правильный венчик цветка, чашечка, состоящая из 5 чашелистиков, венчик, включающий 5 лепестков, бесконечное количество пестиков и тычинок

Формула цветка сурепицы

Правильный венчик, 4 чашелистика в чашечке, 4 лепестка на венчике, 4 тычинки и 2 пестика.

Диаграмма цветков представляет собой проекцию цветка на плоскости, которая располагается перпендикулярно оси цветка.

Составляется диаграмма на основе поперечного разреза цветочных почек, которые нераскрыты. Благодаря диаграмме цветков по семействам получают более точную схему строения цветка, чем с помощью формулы цветков по семействам.

Вот пример диаграммы цветка Крестоцветных и формулы для сравнения.

Формула и диаграмма цветка

​​​​​​​

Функции цветка

Для того чтобы понять, что такое цветы, нужно разобраться не только с морфологией цветов, составом цветка, его строением и значением, но и с их функциями.

Первое, что бросается в глаза — цветы существуют с целью эстетического разнообразия флоры. Практически любой цветок в ботанике можно описать с точки зрения его аромата. Но цветок состоит из многого другого, а не только из красивого внешнего вида и аромата.

Главная функция цветов — размножение. Насекомые и птицы-опылители притягиваются цветами при помощи формы, окрашивающего пигмента, эфирных масел, создающих аромат.

Если цветок и его строение не характеризуются примечательными ароматами и формами, то вместо насекомых или птиц в качестве опылителя для них выступает ветер.

Цветок — орган семенного размножения покрытосеменных растений, который представляет собой видоизменённый побег.

Цветоножка — это видоизменённый стебель, а ч ашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизменённые листья.

Цветок снаружи окружает околоцветник . Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.

Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник .

Если околоцветник образован более или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником .

строение цветка_ziedu struktūra_flower structure.jpg

В цветке яблони есть лепестки и чашелистики — у них двойной околоцветник. Двойной околоцветник имеют цветки сливы, гороха, шиповника и других растений.

У тюльпанов в цветке одинаковые листочки — у них простой околоцветник. Листочки простого околоцветника могут быть крупные и яркие, как у тюльпана, а могут быть невзрачные, как у свёклы.

tulips-g067c2a464_640.jpg

Известны растения, например, ива и белокрыльник, в цветках которых околоцветник отсутствует. Такие цветки называют голыми .

Листочки простого околоцветника могут оставаться свободными, как у лилии и тюльпана (околоцветник простой раздельнолистный ) или срастаться, как у ландыша (околоцветник простой сростнолистный ).

В двойном околоцветнике лепестки и чашелистики тоже могут срастаться, образуя сростнолепестный венчик и сростнолистную чашечку .

  • в цветках томата, петунии, картофеля срастаются и чашелистики и лепестки;
  • в цветках груши, редьки дикой, сурепки, печёночницы свободны чашелистики и лепестки;
  • в цветках колокольчика срастаются лепестки, а чашелистики свободны.

У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце . Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити .

Особенности строения цветка можно отметить сокращённо в виде формулы. При её составлении используют слдедующие сокращения: Ок листочки простого околоцветника, Ч — чашелистки, Л — лепестки, Т — тычинки, П -пестики.

Число частей цветка обозначается цифрами в виде индекса ( Ч 5 — это \(5\) чашелистиков), при большом количестве частей ставится знак ∞ .

В случае срастания частей между собой цифру, указывающую их число, берут в скобки ( Л ( 5 ) — венчик состоит из пяти сросшихся лепестков).

Если одноименные части цветка расположены в несколько кругов, то между цифрами, указывающими их число в кругах, ставят знак \(+\) ( Т 5 + 5 — десять тычинок расположены в два круга по пять в каждом). Например, формула цветка тюльпана — О 3 + 3 Т 3 + 3 П , колокольчика — Ч 5 Л ( 5 ) Т 5 П 1

У раздельнополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные, или мужские, цветки), или только пестик (пестичные, или женские, цветки).

обоеполый и раздельнополый_divmāju un vienmāju_Monoecious and Dioecious — копия.jpg

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными .

мужскойиженскийцветокvīriešuunsieviešuziedimaleandfemaleflowerw500.jpg

Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными .

Читайте также: