Выберите лишний объект шишка хвоя цветок ствол

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Вам наверняка знакомы представители этого отдела: ели, сосны и их родственники. Голосеменные растения имеют преимущество перед споровыми (мхами, хвощами, плаунами и папоротниками), так как размножаются при помощи семян. Семена образуются только у высших неспоровых растений: голосеменных и покрытосеменных.

Семена

Семена – очень интересная структура, о которой стоит поговорить чуть подробнее. Они выполняют ту же функцию, что и споры, но при этом гораздо лучше приспособлены к выживанию.

Помните спороносный колосок у хвощей и плаунов? Шишки у голосеменных растений представляют собой примерно такой же колосок, но более развитый. Кроме того, у голосеменных растений образуются шишки двух типов – мужские и женские.

Шишка – видоизменённый побег, развивающийся на концах веток голосеменных растений (хвойных и некоторых других) в виде маленьких образований, покрытых чешуйками.

В мужских шишках образуются споры, но никуда не улетают. Они продолжают развиваться до мужских гаметофитов – носителей мужских половых клеток. Получившиеся гаметофиты называются пыльцевыми зёрнами, а их скопление – пыльцой.

Так же и в женских шишках созревают женские гаметофиты. Затем при помощи ветра происходит опыление, то есть перенос пыльцы на женские органы растения, и в них начинают развиваться семена.

Каждое из семян покрыто плотной оболочкой и содержит, помимо зародыша будущего растения, запас питательных веществ. Важно и то, что семена могут находиться в состоянии покоя, пока не попадут в благоприятные условия.

Семя — особая многоклеточная структура со сложным строением, служащая для полового размножения и расселения покрытосеменных и голосеменных растений. Семя содержит зародыш (зачаток) нового растения.


Прорастание сосен из семян

Общая характеристика голосеменных растений

Среди голосеменных растений нет трав: только деревья и, в редких случаях, лианы и кустарники. Большинство из них вечнозелёные.

Почему голосеменные получили такое название?

Семена голосеменных растений развиваются в видоизменённых побегах – шишках. Они лежат на чешуйках шишек открыто, не спрятанные в плодах. Именно поэтому такие растения называются голосеменными.

К голосеменным относят хвойные растения. Листья большинства хвойных растений – хвоинки –узкие и жёсткие. Они покрыты восковидным веществом. Благодаря своему строению хвоинки испаряют меньше влаги. Поэтому хвойные растения очень выносливы, могут выдерживать и засуху, и морозы.


Хвоинки и шишки ели

Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?

У голосеменных растений есть стебель, корни и листья (хвоинки), а у папоротников – корневище, короткий стебель и вайи. У папоротников на вайях располагаются спорангии, в которых развиваются споры (специализированные клетки, служащие для размножения). А у голосеменных растений размножение осуществляется при помощи семян – сложных многоклеточных структур.

Когда-то, около 150 миллионов лет назад, голосеменные растения отвоевали место на планете у споровых. Климат в то время стал холоднее и суше.

Споровые растения очень зависимы от влаги, и они не могли хорошо расти и развиваться на расстоянии от водоёмов. Голосеменные растения приспособились к холоду. Их развитая корневая система обеспечивала как лучшее прикрепление к грунту, так и лучшее питание. А благодаря семенам, разносимым ветром, они хорошо распространялись и завоёвывали всё большие территории.

Среди современных известных голосеменных растений можно назвать такие, как сосна, ель, лиственница, кедр, можжевельник и другие. Хвойные растения широко распространены в России.

Какие голосеменные растения вы знаете?

Показать возможный ответ

Широко распространены хвойные голосеменные растения: сосна, ель, лиственница, можжевельник, пихта, кедр, туя.

Сосна

Молодые сосны пушистые, ветки у них растут густо, на стволе тоже есть иголки.

Если же дереву больше десяти лет, оно выглядит по-разному в зависимости от места произрастания. Если сосна растёт на открытом месте, то ветки растут раскидисто, привольно. А если в роще или лесу, то крона у неё меньше, ветки растут только на верхушке дерева. Таким образом они пропускают много света, а сосна – светолюбивое дерево.


Сосновый лес

У сосен развитая коневая система, также приспосабливающаяся к разным условиям. Так, на плотных почвах у сосен хорошо развит главный корень, уходящий глубоко в почву. Если же грунт песчаный, то под поверхностью развиваются боковые корни. На болотистых почвах главный корень развит слабо. На твёрдых почвах корни иногда стелются по поверхности земли.


Корни сосны

Мужские шишки сосны зеленовато-жёлтые, растут группами у оснований молодых побегов. Женские – одиночные, красноватого или зеленоватого цвета, растут на вершинах молодых веток.


Шишки сосны: 1 – мужская шишка, 2 – оплодотворённая женская шишка, 3 – созревшая шишка, из которой вылетели семена

Из семян прорастают молоденькие побеги. На молодых сосновых ветках развиваются мелкие чешуйчатые бурые листочки, а в пазухах листочков образуется короткий побег. Из него, в свою очередь, вырастает пара видоизменённых листьев – хвоинок. Когда хвоинки опадают (а живут они 2-3 года), они опадают вместе с побегом и остаются соединёнными по две.

Что же касается самой сосны, она при благоприятных условиях может жить до 3,5-4 сотен лет.

В отличие от сосны, ель – теневыносливое дерево. Поэтому в густом лесу, где у сосен нижние ветки отмирают из-за недостатка света, у елей они остаются. Ветви елей растут густо, сквозь них плохо проникает солнечный свет. Поэтому в еловом лесу нелегко живётся другим растениям. Подлеска под елями почти нет, трав тоже. А вот мхи вполне могут произрастать и в таких условиях, им тень не помеха.

Для того, чтобы ель хорошо росла, ей нужна влажная и богатая питательными веществами почва. Боковые корни развиты у елей лучше, чем главный корень; они располагаются неглубоко под почвой. Крона ели имеет пирамидальную форму. Хвоинки короче, чем у сосны (около 3 сантиметров), растут поодиночке и живут 5-7 лет.

Как и у сосен, у елей два типа шишек. Женские шишки имеют зеленоватый или фиолетово-красный оттенок. Они появляются весной на концах годовалых побегов, созревают поздно осенью и опадают после высеивания семян. Мужские шишки желтовато-бурые, мелкие.


На этом фото хорошо видны еловые шишки: маленькие желтоватые — мужские, розовые вертикальные — женские. Крупная бурая шишка — женская, уже созревшая.

Ель живёт до 2,5 сотен лет.

Другие представители хвойных: можжевельник, пихта, лиственница

Можжевельник – хвойный кустарник. Его можно встретить в сосновых и еловых лесах. Листочки можжевельника игольчатые, а шишки необычные – шишкоягоды. Их чешуйки сочные и мясистые, сросшиеся вместе. Шишкоягода созревает два года. А сам можжевельник по праву может называться долгожителем – куст живёт до 2 тысяч лет, если, конечно, его не вырубят. Можжевельник – редкое растение, многие виды которого занесены в Красную книгу.


Куст можжевельника. Его шишки часто принимают за настоящие ягоды

Пихта распространена в Сибири. Она похожа на ель своей пирамидальной кроной и короткими иголочками. Но хвоинки у пихт не колючие. На каждой хвоинке можно заметить две светлые полоски. Когда в начале осени семена в шишках созревают, чешуйки тоже осыпаются и на ветках остаются только стержни шишек. Пихта достигает 30 метров в высоту, а живёт до 200 лет.


Ветка и шишки пихты. На фото хорошо видны полоски на хвоинках

Лиственница светолюбивая и морозостойкая, к почве не требовательна. Она необычна тем, что ежегодно сбрасывает хвою и отращивает новую. Крона у лиственницы овальной или яйцевидной формы. Хвоинки лиственницы мягкие, светло-зелёные, короткие – до полутора сантиметров. Растут они пучками по 20-40 хвоинок. Шишки у лиственницы мелкие и овальные. Живут лиственницы 4-5 сотен лет.


Лиственница осенью. Иголки желтеют перед тем, как опасть

Сравнительная характеристика хвойных

Признаки сравненияЕльСоснаЛиственница
Отношение к почвеРастёт на влажной и плодородной почвеПриспособлена к росту на разных типах почвыНе требовательна к почве
Отношение к светуТеневыносливаСветолюбиваСветолюбива
Форма кроныПирамидальнаяСтройная в лесах, раскидистая — если дерево растёт на открытой местностиОвальная (яйцевидная)
Продолжительность жизни хвоинок5-7 лет2-3 годаменьше года
Способ распространения семянпереносятся ветромпереносятся ветромпереносятся ветром
Каково значение голосеменных растений?

Хвойные леса – дом для многих диких зверей, птиц и мелких животных. Они создают условия для существования многих растений.

Семенами хвойных деревьев питаются белки, бурундуки, дятлы, клесты, сойки и многие другие. Зимой, когда источники пищи ограничены, животные и птицы легко добираются до висящих на ветках шишек. Но они не только поедают семена, но и помогают распространять их по лесу.


Белки с удовольствием лакомятся семенами хвойных растений

Падающие на землю шишки разлагаются и обогащают почву полезными веществами.

Хвоя тоже может быть источником пищи для травоядных животных, например, оленей, лосей, зубров. Любят хвою рябчики и глухари.

Помимо этого, деревья укрепляют почву и, конечно, выделяют кислород, а также поглощают углекислый газ.

Люди используют древесину хвойных деревьев как поделочный и строительный материал, а также как сырьё для разных отраслей промышленности.

Например, из древесины елей изготавливают бумагу. Из целлюлозы, полученной из древесины сосны, пихты и ели, вырабатывают искусственные волокна, похожие на шёлк, – вискозу. Лиственницу используют для изготовления мебели, для строительства домов, мостов и так далее. Древесина лиственницы устойчива к гниению.


Дом из брёвен деревьев хвойных пород

Покрытосеменные растения используются и в пищевой промышленности. Из шишкоягод можжевельника делают приправы, сиропы, морсы. Семена кедровой сосны известны как кедровые орешки. Они очень вкусные, содержат много витаминов и микроэлементов. Их добавляют в салаты, выпечку и другие блюда. Также из семян кедровой сосны делают кедровое масло.

Хвою деревьев используют как подкормку для домашних животных — коз, свиней, коров.

Также покрытосеменные растения используются для приготовления лекарств.

Лекарственные свойства голосеменных

Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?

Многие деревья и кустарники полезны для людей, так как вырабатывают большой объём кислорода. Хвойные же деревья, помимо этого, выделяют в воздух фитонциды, подавляющие болезнетворные бактерии. Таким образом, они делают воздух не только свежим, но и целебным. Это свойство используется при лечении людей, страдающих заболеваниями дыхательных путей, и в период восстановления пациентов после операций и различных болезней.

В фармацевтической промышленности используют кору и древесину хвойных растений, их хвою, шишки и семена, и даже пни.

Например, из коры сосны делают активированный уголь, из корней и пней получают дёготь, из древесины – метиловый спирт и уксусную кислоту. Сосновые почки богаты аскорбиновой кислотой, хвоя – минеральными веществами и витаминами.

Еловая хвоя также содержит витамины и эфирные масла. Из неё делают экстракты для лечебных ванн и ополаскивателей рта.

Не отстаёт от хвойных деревьев и можжевельник. Его шишкоягоды содержат эфирное масло, которое действует как противовоспалительное средство. Его применяют при лечении заболеваний многих внутренних органов.

Это только некоторые из голосеменных растений, используемых в качестве лекарственных.

неполное сцепление генов — результат кроссинговера между сцепленными генами, поэтому полное сцепление генов возможно у организмов, в клетках которых кроссинговер в норме не происходит.

при скрещивании серой длиннокрылой самки с самцом, имеющим черное тело и зачаточные крылья, расщепление по фенотипу будет примерно 41,5: 41,5: 8,5: 8,5, что характеризует неполное сцепление. причина нарушения сцепления заключается в том, что в ходе мейоза происходит кроссинговер и гомологичные хромосомы обмениваются своими участками. в результате гены, расположенные в одной из гомологичных хромосом, оказываются в другой хромосоме. возникают новые сочетания признаков.

Сбрасывает хвою на зиму растение

1) ель
2) сосна
3) пихта
4) лиственница

Шишка

На чешуйках шишек расположены семена у

1) сосны
2) мха
3) хвоща
4) папоротника

Хвоя лиственницы

Хвоя лиственницы представляет собой видоизменённый

1) стебель
2) лист
3) шишку
4) почку

Папоротники и голосеменные растения

У папоротников и голосеменных растений отсутствуют

1) корни
2) стебель
3) цветки
4) листья

Светолюбивые растения

К светолюбивым растениям относят

1) ель
2) пихту
3) сосну
4) щитовник

Древесные и кустарниковые формы растений

Преобладают древесные и кустарниковые формы среди растений

1) папоротников
2) голосеменных
3) хвощей
4) мхов

Семена ели

Семена ели созревают

1) в почках
2) на листьях
3) в шишках
4) в плодах

Размножение семенами

1) мох
2) плаун
3) папоротник
4) сосна

Каменный уголь

Полезное ископаемое каменный уголь формировался из отмерших тел

1) болотных мхов
2) бактериальных клеток
3) древовидных папоротников
4) морских многоклеточных водорослей

Щитовник

Папоротник щитовник, обитающий в лесах средней полосы России, представляет собой

1) однолетнее травянистое растение
2) многолетнее травянистое растение
3) кустарник
4) дерево

Часть 1(А). Выберите один ответ из предложенных четырех.

А.1. Биология-это наука

а) о звездах; в) о живой природе;

б) о веществах; г) о Земле, её форме и строение.

А.2. Раздражимость характерна

а) для всех природных тел; в) только для животных;

б) только для растений; г) для всех живых существ.

А.3. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был

а) Н. Коперник; в) Р. Гук;

б)А. Левенгук; г) К. Птолемей .

А.4. Структуры клетки, выполняющие определенную работу, называют

а) деталями; в) органами;

б) органоидами; г) отделами.

А.5. Клеточное строение имеют

а) все природные тела ; в) митохондрии;

б) только животные; г) все живые существа.

А.6. Органоиды, отвечающие за дыхание клетки,-

а) рибосомы ; в) митохондрии;

б) лизосомы; г) хромосомы.

А.7. Цитоплазма клетки:

а) осуществляет связь между частями клетки;

б) способствует соединению клеток между собой;

в) выполняет защитную функцию;

г) обеспечивает поступление веществ в клетку.

А.8. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций с изучаемым объектом, называется

а) наблюдением; в) рассматриванием;

б) экспериментированием; г) измерением.

А.9. Изучением объектов с помощью линейки и весов получило название

а) разглядывание; в) наблюдение;

б) измерение; г) экспериментирование.

А.10. К. Линней создал

а) классификацию организмов ;

б) изучение о строение Вселенной;

в) учение об изменяемости живых организмов;

г) учение о биосфере.

Часть 2 (В). Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В 1. Микология изучает

а) деревья; г) одноклеточные грибы;

б) плесневые грибы; д) кустарники;

в) муравьев; е) шляпочные грибы.

А) береза 1) ботаника

Б) зяблик 2) зоология

Часть 3 (С). Дайте развернутый ответ на вопрос.

С1. Перечислите отличительные особенности растительной клетки.

Тест по биологии 5 класс

Часть 1(А). Выберите один ответ из предложенных четырех.

А.1. Строение растений изучает наука:

а) анатомия; в) ботаника;

б) бактериология; г) зоология.

А.2. Превращение головастика в лягушку служит примером процесса:

а) размножения; в) раздражимости;

б) развития; г) движения.

А.3. Наблюдения ученого за жизнью насекомых представляет собой:

а) метод изучения природы; в) превращение веществ;

б) явление неживой природы; г) физический эксперимент.

А.4. Полужидкое вещество, которое заполняет клетку, - это:

а) цитоплазма; в) органоид;

б) хлоропласт; г) ядро.

А.5. Мельчайшая частица растения, выполняющая все жизненно важные процессы, - это

а) цветок; в) клетка;

А.6. Женскую половую клетку называют:

а) хлоропласт; в) нервная;

б) сперматозоид; г) яйцеклетка.

А.7. Основную массу тела медузы составляет:

б) сахар; г) соль кальция.

А.8. Клетка, как структура живого организма, была открыта с помощью:

а) весов; в) телескопа;

б) мензурки; г) микроскопа.

А.9. Изучением объектов с помощью микроскопа и лупы получило название

а) разглядывание; в) наблюдение;

б) измерение; г) экспериментирование.

А.10. Учение о биосфере создал

а) Ж. А. Фабр; в) В.И. Вернадский;

б) Ч. Дарвин; г) К. Линней.

Часть 2 (В). Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В 1. КЛЕТКИ растительного организма включают:

а) сперматозоид; г) корень;

б) хлоропласт; д) цветок;

в) цитоплазма; е) ядро.

Оборудование Предназначение оборудования

А) шпатель 1) измерительные приборы

Б) секундомер 2) лабораторное оборудование

Часть 3 (С). Дайте развернутый ответ на вопрос.

С1. Перечислите обязательные компоненты ядерной клетки.

Ответы контрольной работы по теме

Сумма=10 балловЗа каждый правильный ответ дается - 1 балл.

Сумма = 2 баллаЗа все три правильных ответа - 2 балла,

если один неправильный ответ - 1 балл,

если два неправильных ответа - 0 баллов

Часть 3 (С) = 2 балла

Отличительной особенностью растительной клетки будет являться: клеточная стенка, хлоропласты, вакуоль.

Обязательные компоненты ядерной клетки являются: оболочка, ядро, цитоплазма с органоидами

ФИО _______________________________________________________ класс ____________

Выберите один правильный ответ и занесите в таблицу.

1. Клетки бактерий отличаются от клеток других организмов тем, что не имеют:

а) оболочки б) жгутиков в) ядра г )цитоплазмы

2. Бактерии - очень древние организмы, так как они:

а) маленькие по размеру б) одноклеточные

в) появились на Земле 3,5 млрд. лет назад г) имеют форму палочки

3. Клетки бактерий делятся через каждые:

а) 20 мин. б) 35 мин. в) 60 мин. г) 15 мин.

4. В неблагоприятных условиях бактерии превращаются в:

а) кокки б) споры в) почки г) половые клетки

6. Нуклеиновая кислота у бактерий расположена:

а) в ядре б) прямо в цитоплазме в) с споре г) в жгутике

7. Превращают остатки мертвых организмов в перегной:

а) почвенные бактерии б) кисломолочные бактерии в) болезнетворные бактерии

8. Йогурт, кефир, творог люди получают с помощью:

а) гнилостных бактерий б) кисломолочных бактерий в) дрожжей

Выберите 3 правильных утверждения из 6:

1. Нуклеиновая кислота (ДНК) бактерий находится в ядре.

2. Многие бактерии передвигаются с помощью жгутика.

3. Все бактерии имеют палочковидную форму.

4. В неблагоприятных условиях бактерии активны быстро растут.

5. Деятельность древних бактерий привела к образованию самородной серы.

6. Спора - это толстая оболочка, которая образуется у бактерий при неблагоприятных условиях жизни.

Перечислите правила гигиены, которые нужно соблюдать, чтобы не заразиться бактериальными заболеваниями?

ОТВЕТЫ на части А, В

Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство;

Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения: А) продуктов питания; Б) красителей; В) лекарств; Г) одежды;

Основная часть гриба: А) корень; Б) стебель; В) споры; Г) грибница;

Питается, образуя органические вещества из воды и углекислого газа: А) сыроежка; Б) мухомор; В) пшеница; Г) дрожжи;

Тело многоклеточных водорослей называют: А) слоевище; Б) грибница; В) побег; Г) стебель;

В ходе фотосинтеза растение создаёт: А) воду; Б) углекислый газ; В) минеральные соли; Г) питательные вещества;

У большинства мхов имеется: А) корень; Б) цветок; В) плод и семена; Г) стебель и листья;

Выберите три верных утверждения:

9.Представители царства грибов размножаются: А) спорами; Б) семенами; В) участками грибницы; Г) корнями; Д) побегами; Е) почкованием;

10. Верны ли следующие утверждения: А) Одноклеточные водоросли способны передвигаться при помощи жгутиков; Б) Водоросли обитают только в пресных водоёмах; В) Мхи первыми заселяют голые скалы, образуя почву; Г) Споры сфагнума образуются в цветках; Д) У большинства мхов есть стебли и листья; Е) Болотный мох сфагнум впитывает воду ризоидами.

11. Установите соответствие между строением тела и видом растения:

А) многоклеточный организм 1) Хламидомонада

Б) Имеет листья и стебли 2) Кукушкин лён

В) Одноклеточный организм

Г) Клетки обладают жгутиками

Плесень, или белый налёт на хлебе образует: А) шляпочный гриб; Б) гриб мукор; В) дрожжи; Г) бактерии;

Пекарские дрожжи представляют собой: А) бактерии; Б) растения; В) грибы; Г) животных;

Плодовое тело гриба подосиновика состоит из: А) корней; Б) побегов; В) почек; Г) шляпки и ножки;

Процесс образования органических веществ растением называется: А) дыханием; Б) фотосинтезом; В) размножением; Г) испарением;

Самая древняя группа растений - это: А) мхи; Б) водоросли; В) цветковые; Г) папоротники;

В ходе фотосинтеза растение образует: А) воду; Б) соль; В) кислород; Г) углекислый газ;

В отличие от водорослей, у мхов имеются: А) клетки; Б) клеточные ядра; В) стебли и листья; Г) корни;

10. Верны ли следующие утверждения: А) Человек использует морскую капусту в качестве пищи; Б) Водоросли вырабатывают в ходе фотосинтеза кислород; В) Все водоросли имеют микроскопические размеры тела; Г) Из отмерших частей мха образуется песок; Д) Мхи являются одноклеточными растениями; Е) Листья сфагнума состоят из живых и мёртвых клеток.

11. Установите соответствие между видом растения и его принадлежностью к систематической группе:

А) Хламидомонада 1) Водоросли

Б) Сфагнум 2) Мхи

Семенами размножается: А) мох; Б) папоротник; В) сосна; Г) водоросли;

Преобладают древесные и кустарниковые формы среди растений: А) папоротников; Б) голосеменных; В) хвощей; Г) мхов;

Органом размножения покрытосеменных растений является: А) корень; Б) стебель; В) цветок; Г) лист;

Самое сложное строение имеют растения: А) мхи; Б) папоротники; В) голосеменные; Г) покрытосеменные;

Сбрасывает хвою на зиму растение: А) ель; Б) сосна; В) пихта; Г) лиственница;

Кислород, необходимый для дыхания живых организмов вырабатывают: А) грибы; Б) растения; В) животные; Г) бактерии;

К дикорастущим растения относят: А) подсолнечник; Б) кукурузу; В) черешню; Г) одуванчик;

Выберите три верных ответа:

9. Для корма скота разводят растения: А) клевер; Б) лён; В) хлопчатник; Г) свёклу; Д) розы; Е) кукурузу;

10. К органам размножения цветковых растений относят: А) шишку; Б) плод; В) спорангий; Г) семя; Д) цветок; Е) ризоид;

12. Установите соответствие между растением и его использованием в хозяйственной деятельности:

А) Пустырник 1) Лекарственное

Б) Лён 2) Техническое

У папоротников и голосеменных отсутствуют: А) корни; Б) стебель; В) цветки; Г) листья;

Хвоя лиственницы представляет собой видоизмененный: А) стебель; Б) лист; В) шишку; Г) почку;

Семена цветковых растений располагаются в: А) цветках; Б) плодах; В) почках; Г) шишках;

Во всех природных зонах на нашей планете произрастают: А) мхи; Б) хвощи; В) хвойные; Г) цветковые;

На чешуйках шишек расположены семена у: А) сосны; Б) мха; В) хвоща; Г) папоротника;

Образуют питательные вещества из неорганических соединений: А) грибы; Б) растения; В) животные; Г) бактерии;

Как культурное растение человек выращивает: А) липу; Б) яблоню; В) тополь; Г) клён;

К наиболее важным пищевым растениям относят: А) пшеницу; Б) лилию; В) рожь; Г) зверобой; Д) бузину; Е) рис;

12. Установите соответствие между растением и его использованием в хозяйственной деятельности:

А) Яблоня домашняя 1) Пищевое

Б) Картофель 2) Декоративное

Д) Лук стригуновский

Животные питаются: А) в процессе фотосинтеза; Б) образуя органические вещества из углекислого газа и воды; В) поглощая готовые органические вещества; Г) создавая питательные вещества на свету;

Форма тела амёбы: А) шарообразная; Б) непостоянная; В) изогнутая; Г) палочковидная;

К группе кишечнополостных животных относят: А) малярийного плазмодия; Б) коралл; В) осьминога; Г) речного рака;

Раковина в теле моллюсков выполняет роль: А) органа захвата добычи; Б) органа передвижения; В) защиты от врагов; Г) органа размножения;

В теле всех позвоночных животных имеется: А) раковина; Б) прочный панцирь; В) членистые конечности; Г) внутренний скелет - позвоночник;

Откладывает яйца на суше: А) щука; Б) жаба; В) черепаха; Г) лягушка;

В повышении плодородия почвы участвует: А) мидия; Б) паук-крестовик; В) черепаха; Г) дождевой червь;

Для человека опасность представляет: А) ядовитая медуза; Б) гадюка; В) коралл; Г) кузнечик; Д) дождевой червь; Е) скорпион;

Дышат с помощью лёгких: А) воробей; Б) лиса; В) сельдь; Г) карась; Д) уж; Е) акула;

Б) Ящерица 2) Пресмыкающиеся

В) Черепаха 3) Птицы

В отличие от бактерий, клетка простейшего животного амёбы имеет: А) ядро; Б) цитоплазму; В) оболочку; Г) жгутик;

Обитает в крови человека простейшее животное: А) амёба; Б) радиолярия; В) инфузория туфелька; Г) малярийный плазмодий;

Колонии животных, которые участвуют в образовании морских рифов, - это: А) ракообразные; Б) морские звёзды; В) кораллы; Г) кальмары;

Прочный покров защищает тело: А) речного рака; Б) дождевого червя; В) медузы; Г) пиявки;

Череп входит в состав скелета у: А) рыбы; Б) жука; В) рака; Г) мидии;

В передвижении использует две пары конечностей: А) осьминог; Б) медуза; В) лягушка; Г) морская звезда;

Переносчиком опасного для человека заболевания являются: А) блохи; Б) пчёлы; В) кальмары; Г) кузнечики;

К группе беспозвоночных животных относят: А) насекомых; Б) рыб; В) птиц; Г) иглокожих; Д) моллюсков; Е) зверей;

Откладывает на суше яйца: А) лягушка; Б) крокодил; В) жаба; Г) ястреб; Д) страус; Е) окунь;

Б) Скат 2) Земноводные

В) Лягушка 3) Млекопитающие

Значительные перепады температуры характерны для: А) почвенной среды; Б) водной среды; В) подземных пещер; Г) наземно-воздушной среды;

В водной среде животные приспособились к недостатку: А) кислорода; Б) тепла; В) влаги; Г) азота;

Много разных видов грибов, бактерий и насекомых обитают в: А) водной среде; Б) почвенной среде; В) пустынях; Г) пещерах;

Родиной происхождения риса является: А) Африка; Б) Австралия; В) Юго-Восточная Азия; Г) Европа;

Самое высокое хвойное дерево - секвойя - произрастает в: А) Африке; Б) Австралии; В) Южной Америке; Г) Северной Америке;

Только в Австралии обитает: А) слон; Б) панда; В) кенгуру; Г) пингвин;

Самое разнообразное по видам природное сообщество Земли, это: А) влажный тропический лес; Б) степи Европы; В) пустыни Африки; Г) тундра Северной Америки;

Выберите три верных ответа:

9.Приспособлены к бегу животные: А) страус; Б) жаба; В) ягуар; Г) олень; Д) крот; Е) стриж;

10. Установите верную последовательность звеньев в цепи питания: А) рачки; Б) дельфины; В) морской окунь; Г) водоросли

11. Установите соответствие между организмом и материком, на котором он обитает:

А) Императорский пингвин 1) Евразия

Б) Медведь панда 2) Южная Америка

В) Насекомое дровосек-титан 3) Антарктида

В степях и пустынях растения приспособились к недостатку: А) кислорода; Б) освещения; В) тепла; Г) влаги;

Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно: А) тепла; Б) углекислого газа; В) света; Г) почвы;

У многих животных, обитающих в почве, плохо развито: А) зрение; Б) обоняние; В) слух; Г) вкус;

В Антарктиде обитают: А) белые медведи; Б) пингвины; В) полярные волки; Г) песцы;

Саванна, как природная зона расположена в: А) Европе; Б) Азии; В) Африке; Г) Антарктиде;

Основу тайги составляют: А) мхи и лишайники; Б) хвойные деревья; В) берёзы и дубы; Г) кустарники;

Планктонные организмы обитают: А) на дне; Б) у поверхности воды; В) в толще воды; Г) на большой глубине;

11. Установите соответствие между организмом и материком, на котором он обитает:

А) Баобаб 1) Австралия

Б) Секвойя 2) Северная Америка

В) Эвкалипт 3) Африка

А) Почвенная; Б) Пустыня; В) Водная; Г) Наземно-воздушная

В природной зоне тундр располагаются: А) тропические острова; Б) пустыни Азии; В) саванны Африки; Г) северные области Евразии

Саванна, как природная зона, расположена в: А) Европе; Б) Азии; В) Африке; Г) Антарктиде

Основу природного сообщества тайги составляют: А) мхи и лишайники; Б) хвойные деревья; В) берёзы и дубы; Г) кустарники

Самое разнообразное по видам природное сообщество Земли - это: А) влажный тропический лес; Б) степи Европы; В) пустыни Африки; Г) тундра Северной Америки

Установите верную последовательность перечисленных природных зон, начиная от полюсов: А) смешанный лес; Б) влажный тропический лес; В) тайга; Г) тундра; Д) травянистые равнины

Организм: Природная зона:

А) песец; 1) тундра

Б) северный олень; 2) тайга

А) Таёжные леса образуют ель, пихта, лиственница.

Б) В природной зоне саванн круглый год очень тепло и выпадают обильные осадки.

Почва скованна многолетней мерзлотой в природной зоне: А) тундр; Б) смешанных лесов; В) широколиственных лесов; Г) травянистых равнин

Дуб и клён произрастают в: А) тайге; Б) саванне; В) широколиственном лесу; Г) тропическом лесу

В пустынях Средней Азии распространенно много: А) хвойнных деревьев; Б) папоротников; В) пресмыкающихся; Г) лягушек и жаб

Особенно благоприятны для живых организмов условия обитания в зоне: А) степей Европы: Б) пустынь Австралии; В) сибирской тайги; Г) влажного тропического леса

Установите верную последовательность перечисленных природных зон, начиная от экватора: А) широколиственный лес; Б) тайга; В) влажный тропический лес; Г) тундра; Д) саванна

Организм: Природная зона:

А) носорог; 1) саванна

Б) обезьяна; 2) влажный тропический лес

А) В степях встречается много разных видов травянистых растений.

Б) Природное сообщество широколиственного леса включает деревья, кустарники и травы.

Современная наука предполагает, что древним предком человека является: А) шимпанзе; Б) макака; В) австралопитек; Г) кроманьонец

Современные учёные считают, что Человек прямоходящий впервые научился: А) изготавливать каменные орудия; Б) пользоваться огнём; В) употреблять в пищу мясо; Г) собирать плоды растений

Внешне наиболее похож на современного человека: А) австралопитек; Б) Человек Умелый; В) кроманьонец; Г) неандерталец

Верны ли следующие утверждения: А) человекообразная обезьяна горилла является предком современного человека; Б) в качестве одежды неандертальцы использовали шкуры убитых зверей

Установите верную последовательность этапов эволюции человека: А) Человек умелый; Б) австралопитек; В) кроманьонец; Г) неандерталец

Наши далёкие предки - кроманьонцы

Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки

Простейшие орудия труда научился изготавливать: А) Человек умелый; Б) кроманьонец; В) лемур; Г) горилла

Неандертальцы относятся к виду: А) Человек разумный; Б) Человек умелый; В) Человек прямоходящий; Г) Человек современный

Кроманьонцы первыми из предков современных людей научились: А) изображать людей и животных; Б) собирать съедобные коренья; В) жить в пещерах; Г) прямохождению

Верны ли следующие утверждения: А) членораздельная речь сформировалась только у ныне живущего современного человека; Б) австралопитеки и неандертальцы - это вымершие виды

Установите верную последовательность этапов эволюции человека: А) Человек прямоходящий; Б) неандерталец; В) австралопитек; Г) кроманьонец

Наши далёкие предки - Человек умелый

Учёные называют Человека умелого одним из древних предков современного человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя орудия труда. Предполагают, что именно эти существа впервые научились использовать огонь и строить жилища из веток.

Читайте также: