В семье закладываются корни из которых вырастают потом и ветви и цветы и плоды

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Внимание и забота спасут жизнь вашему ребенку.

Как важно быть любимым ребенком, желанным! Любите детей. Помогите им вырасти счастливыми, здоровыми.

Семья является особой социокультурной средой, которая играет существенную роль в воспитании личности. Семья - первая школа чувств.

Особенностями семейного воспитания являются:

  • постоянство.
  • длительность воспитательных воздействий.

Семья играет основную, долговременную роль в воспитании.

То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни.

В семье закладываются основы личности. В семье закладываются корни, из которых потом вырастают и ветви, и плоды, и цветы.
Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для семьи, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи личностного развития.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами и других у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни в детских домах и других учреждениях этого типа.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Так как семейное воспитание не мыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - его устойчивость. Обычно, правильное отношение родителей к воспитанию детей положительно отражается потом на их трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей отрицательно отражается на их общественной активности.

Все большее значение социологи придают коммуникативной функции семьи.

Семейные традиции - один из основных способов воспитания т.к. прежде, чем попасть в школу (другой коллектив), ребенок познает себя и индентифицирует в семье. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Ещё одной особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представление двух, трех, а иногда и четырех поколений. Особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со своей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально - познавательную, трудовую, общественную, игровую, свободного общения.

Еще одна особенность семейного воспитания - осуществление его на основе авторитета взрослых, их примера. В семье имеется возможность постоянного общения взрослого с детьми.
Особенностью семейного воспитания так же является широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, и в любое время года.

Однако, семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия:

  • бездуховность родителей;
  • авторитаризм и безнаказанность;
  • безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
  • отсутствие нормального психологического климата;
  • фанатизм в любых его проявлениях;
  • противоправное поведение взрослых.

Оптимизм и позитив - вот основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Стили семейного воспитания

Существуют четыре стиля воспитания детей:

  • демократический;
  • либеральный;
  • авторитарный;
  • попустительский.

Демократический стиль способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется твердо, последовательно, и вместе с теми гибко и последовательно. Родитель объясняет мотивы своих требований, поощряет их обсуждение ребенком. Родительская власть используется лишь в меру необходимости. В ребенке ценится как послушание, так и независимость. Родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым. Он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.

Дети при демократичных родителях адаптированы в жизни лучше всего. По сравнению с другими они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стиля¬ми поведения.


Либеральный стиль (невмешательство) характеризуется отсутствием активного участия родителей в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные проблемы ребенка могут решаться без их участия. Они решают лишь те проблемы, которые назревают сами, контролируют работу и поведение ребенка от случая к случаю. Детям представлен избыток свободы, без каких-либо ограничений. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабой ответственностью за воспитание детей.

Дети либеральных родителей могут быть непослушными и агрессивными, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Однако, в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Авторитарный стиль воспитания – это стиль, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. Метод воспитания - требование, принуждение. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

А вторитарный родитель всегда очень строго контролирует поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний, инициатива детей не поощряется.

Дети таких родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно они угрюмы, непритязательны и раздражительны.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.

Попустительный стиль - это отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семьи, их полное безразличие к делам и чувствам другого.

Хуже всего, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью. Ребенка ни что не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследование малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью.

Методы семейного воспитания

Добиться гармоничного развития ребенка можно используя следующие распространенные и доказавшие свою эффективность методы семейного воспитания.

  • убеждение - формирование у ребенка позиции согласия с предъявленными ему требованиями с помощью советов, внушения и объяснения;
  • поощрение - использование похвалы или подарков с целью пробуждения у ребенка желания формировать в себе определенные качества и свойства;
  • принуждение (наказание) - применение средств, не унижающих достоинства ребенка, с целью формирования у него отказа от нежелательных поступков и действий;
  • совместная деятельность - участие обо¬их родителей в различных воспитательных мероприятиях: совместные походы в зоопарк и т.д., выезды на природу и т.п.

Семейное воспитание у каждой супружеской пары индивидуально. Если у вас есть семья, которая служит для вас примером и эталоном развития ребенка, не стесняйтесь спросить, на чем строится их семейное воспитание. В любом случае, какие бы методы, секреты и правила вы не использовали - они должны приносить пользу. Главное, чтобы ваш ребенок рос в атмосфере взаимной любви и взаимопонимания.

Автор: Шилова Елена Владимировна

Населенный пункт: Воронежская область, г. Павловск

Именно родители являются помимо педагога и школьников третьим субъектов образовательного процесса. Если мы называем родителей субъектом, значит, мы должны создать условия, для того, чтобы они были компетентными в вопросах современного образования, в вопросах воспитания и, что не менее важно, активны. Отношения с ними мы должны выстраивать в форме конструктивного диалога и содружества, взаимодействия.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и актуальных проблем образования является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Осмыслив требования Стандарта, выстраивается система работы с родителями. Опираясь на свой опыт, я сделала вывод, что прежде чем научить чему-то ребёнка, надо научить этому его родителей.

Задачами своей работы в рамках данного направления считаю: повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе опекунов, воспитывающих детей с ОВЗ; поиск и применение эффективных моделей педагогического сопровождения семейного воспитания; профилактика семейного неблагополучия; популяризации лучшего опыта воспитания детей в семья и др.

Свою работу строю по трем основным этапам: аналитико-диагностический, деятельностный, рефлексивный.

паспортизацию семей и детей группы; составление характеристик семейных ситуаций; комплексная диагностика (педагогичесая, социально-педагогическая и психологическая) семьи и детей, воспитывающихся в ней; выявление позитивного опыта семейного воспитания.

вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей; использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышение их престижа (через вручение благодарностей); организацию совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и детей; оказание практической поддержки родителям в повышении родительской компетентности, воспитательного потенциала семьи и ответственного родительства; активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации детско-родительских отношений и др.

  • Рефлексивный этап включает: анализ достигнутых результатов в

работе с семьями и воспитанниками; анализ своей профкомпетентности.

Размышляя о будущем наших детей, мы всегда хотим для них лучшего. Мало кто мечтает, чтобы его ребенок вырос пассивным, не готовым преодолевать трудности, неуверенным в себе и ведомым. Страшно представить – но именно такими лепит людей из податливого детского материала неправильное воспитание. Внутрисемейное влияние как первоначальная основа развития ребенка с ОВЗ позволит сформировать основы для его социализации.

Семейное, школьное и социальное воспитание ребенка осуществляется в тесном единстве. Педагоги и родители воспитывают одних и тех же детей, имеют общие цели и задачи воспитания. Сотрудничество педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций.

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен для родителей, которые занимаются воспитанием своих детей с раннего возраста, а также няням, бабушкам которые занимаются воспитанием детей.
Главная цель воспитания детей в семье:
- составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачей родителей в пору детства:
- является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самого раннего возраста правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме.
Воспитывая детей, нынешние
родители воспитывают
будущую историю нынешней
страны, а значит, и историю
мира.
А. С. Макаренко




Очень часто родители снова и снова отправляют своих детей в детском саду прощаться с воспитателем, хотя сами, уходя никогда не прощаются с воспитателем. Если кто-то из них сам будет регулярно прощаться с воспитателем, то у детей сформируется автоматически делать это без всяких просьб.
Для ваших маленьких детей очень важно будет услышать ваше мнение о его сверстниках, подружках, друзьях, старайтесь, чтобы ваше мнение было позитивным.
Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику; если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же.



Формирование ответственной позиции родителей и детей.

Формирование ответственной позиции родителей и детей

Позитивное воспитание детей родителями может быть определено как создание позитивных отношений между родителями и детьми.

Воспитание детей родителями в высших интересах ребенка означает, что родители должны, прежде всего, заботиться о благополучии ребенка и его развитии, воспитывать своих детей таким образом, чтобы дети смогли добиться высоких результатов в учебе, в отношениях с друзьями, в обществе. Дети добиваются наилучших результатов, если родители относятся к ним с теплотой и поддержкой, уделяют им много времени, понимают их жизнь и поведение, поощряют открытое общение и реагируют на нарушение дисциплины, объясняя возможные последствия и не прибегая к суровым наказаниям.

Родители должны обеспечивать своим детям:

1. заботу (что означает удовлетворение потребности ребенка в любви, теплоте и безопасности);

2. руководство (что означает регулярное со стороны родителей обеспечение детям чувства безопасности и предсказуемости и при этом необходимой гибкости в воспитательных подходах и отношениях);

3. признание (что относится к потребности каждого ребенка в том, чтобы его увидели, выслушали и оценили как личность);

4. развитие способностей (что направлено на укрепление осознания ребенком своих возможностей и самостоятельности).

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ст. 64 СК РФ)

Задачи ответственного родительства.

Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности.

В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья должна реагировать и помогать школе. Родителям и школе нужно искать и находить в ребенке, что-то хорошее и индивидуальное и совместно работать над развитием.

Ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый.

Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень интимности в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития, его личностным качествам.

Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс.

Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие:

1.Коммуникативное. Родитель регулярно должен общаться с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них.

2.Эмоциональное. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.

3. Нормативное. В этом измерении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет.

4. Экономическое. В обществе, где велика доля бедных или около бедных слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случаев необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.

5. Охранительное. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности во всё большей степени становятся тоже платными.

6. Духовное. В условиях смены ценностных ориентиров важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет.

Чтобы успешно решать задачи, которые стоят перед родителями, должны быть еще определенные условия.

Зрелость самих родителей, что означает способность человека нести ответственность, прежде всего, за свою жизнь, за свои поступки. Тогда он сможет стать ответственным родителем. Если этого нет, то как-то странно ждать от него ответственности в отношении детей. Должна быть нравственная и гражданская зрелость.

Бесспорно следующим условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей.

Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности.

Еще одним очень важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей.

Но ребенок наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители иногда позволяют себе то, за что осуждают других. Справедливость, искренность, честность в отношениях с собственными детьми и окружающими людьми - вот основа родительского авторитета.

Чтобы стать ответственными родителями достаточно усвоить три основных умения:

· активно слушать, т.е. уметь слышать, что ребенок хочет вам сказать;

· уметь выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;

· уметь договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

Выделим несколько принципов позитивного (ответственного) родительства, выраженных через право ребенка на.

1. Право отличаться от других.

2. Право на ошибку.

3. Право на негативные эмоции.

4. Право мечтать.

5. Право на выражение собственного мнения Способность принимать самостоятельные решения в условиях сотрудничества является ключевым условием развития ответственности ребенка.

Итак, по-настоящему сознательные и ответственные родители хотят видеть своего ребенка здоровым, умным, счастливым. Все это, как известно, закладывается в самом начале жизненного пути. Поэтому рождение ребенка и его воспитание требуют осознания родительской ответственности и определенной грамотности, без которой эта ответственность не может быть реальной.

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания.

Читайте также: