В букете все живет цветет и радуется

Обновлено: 08.07.2024

3) ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку.

4) использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

обучающие: дальнейшее совершенствование навыков грамотного письма и связной речи обучающихся; обогащение словарного запаса школьников, совершенствование умения отбирать языковые средства, характерные для текста описания;

развивающие: развитие воображения, образного мышления; эстетического вкуса;

воспитательные: обогащение эмоциональной сферы школьников, формирование умения преживать эстетические чувства; воспитание любви к миру, интереса к искусству, к личности выдающегося человека

Результаты обучения:

личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к совершенствованию речи; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной или письменной форме;

метапредметные: способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую, адекватно выражать свое отношение к изображённому на картине; умение создать устный и письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Осознание задачи преобразовать визуальную информацию в текстовую.

Планирование работы с учётом ее этапов: (коллективная беседа по картине, сбор материала, усвоение задачи, обсуждение мнений), групповая, самостоятельная (создание собственного текста).

Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над сочинением, поиск решений.

Адекватность самооценки, рефлексия, постановка новых задач.

Познавательные УУД:

Точное понимание цели работы.

Поиск и отбор информации

Построение сложного плана

Создание текста по плану.

Коммуникативне УУД:

Достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Слушать и вступать вдиалог при обсуждении сочинения (вопроса).

Формулировать вопрос в процессе поиска информации.

Оформление мысли в соответствии с нормами русского литературного языка

2.Вступительное слово учителя о жанрах живописи.

t1592909593aa.jpg

Итак, мы отправляемся в картинную галерею. В первом зале познакомимся с художником пейзажистом И. И. Левитаном

t1592909593ab.jpg

Пейза́ж ( фр. Paysage , от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа . (Работа 1 группы)

Далее – с портретистом К. Е. Маковским

Портре́т — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (Работа 2 группы)

t1592909593ae.jpg
t1592909593af.jpg

А в следующем зале нас ждет встреча с художником, который великолепно писал натюрморты . Рассмотрим его картину.

t1592909593ag.jpg

t1592909593ah.jpg

Страничка из словаря (Работа 3 группы)

t1592909593ai.jpg

Легеда о сирени Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень Вот что гласит древнегреческая легенда . ( Работа 4группы )

t1592909593aj.jpg

«Цветы сирени…фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке…

Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы.

Слайд № 13,14 Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский

( выразительное чтение подготовленн ыми учениками )

Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлебнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.

- Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общего?

Так о сирени могут писать люди, по-настоящему любящие и понимающие природу.

Слайд № 15 .

t1592909593ak.jpg

П.П.Кончаловский…Сирень стала для художника не только источником вдохновения, но и одной из главных тем творчества.

Слайд № 16 2 клика – видеофильм о Художнике. 1 Клик – выход

t1592909593al.jpg

Слайд № 18

t1592909593am.jpg

Цвет – средство эмоциональной выразительности живописи,её духа

t1592909593an.jpg

Повторим правописание словарных слов

+ Тест (Кликнуть на значок с восклицательным знаком) Все уч-ся на листах. 1- 2 ученика у монитора. Потом проверка

Беседа по картине ( в ходе беседы учащиеся записывают в тетради словосочетания и отдельные слова на черновики, набирают рабочий материал для написания сочинения)

t1592909593ao.jpg

1. В какое время года мы можем встретить сирень в природе? Можем мы сегодня почувствовать запах сирени? (сирень можно увидеть весной, а сегодня при виде картины мы чувствуем аромат сирени)

3.Какого цвета, каких оттенков эта пышная сирень? (лиловая, темно-красная, белая, розоватая)

5.Опишите ветки сирени, расположенные в центре, верхней части и нижней части букета. ( В центре букета-большая ветка белой жемчужной сирени, вверху темно-красные грозди сирени, между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки , а внизу фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней – розоватая ветка)

6.Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к ней? (изумительная, чудная, чудесная,восхитительная, великолепная, прекрасная, роскошная, замечательная, дивная, поразительная, несравненная и т.д.)

7.На каком фоне изображена сирень и почему? ( на фоне стены, так как хорошо выделяются яркие насыщенные цвета, которыми написана картина)

8.Что чувствуете вы, глядя на картину? ( картина вызывает восхищение, хорошее радостное настроение, напоминает о весне, о празднике)

t1592909593ap.jpg
t1592909593aq.jpg

Слайды № 21-28

t1592909593ar.jpg
t1592909593as.jpg

t1592909593at.jpg
t1592909593au.jpg

t1592909593av.jpg
t1592909593aw.jpg

t1592909593ax.jpg
t1592909593ay.jpg

Заполнение таблицы (Групповая работа. Учитель осуществляет помощь)

Мои чувства, мысли, эмоции

Обильный букет, роскошный, щедро собранный букет, целая охапка, для такого букета понадобилась корзина

Веток собрано так много, что понимаешь: в саду большое разнообразие кустов сирени и цветут они дружно.Коллекцию сортов с любовь подбирали, высаживали,ухаживали

2.Сирень свежая, только что сорванная

Кисти пушистые,упругие, листья еще не успели увянуть, а верхушки кистей поникнуть

Такое ощущение, что ветки ещё влажные от утренней росы, прохладные.

3. Цвета и оттенки:

Кисти сирени лиловые, розовые, бледно-розовые, разных оттенков красного цвета, белоснежные, жемчужные

Листья зелёнык, светло-зелёные,темно-зелёные

Трудно подобрать слова, чтобы описать слова, чтобы описать все цвета, все тона и оттенки, которые понадобились художнику. На свету и в тени краски разные

4.Мастерство художника в изображении

Перед нами большой букет в плетёной корзине

Букет огромный, но прописана каждая

Цветочки-звёздочки собраны в пучки (пирамидки) которые хорошо прорисованы. А вместе они составляют пышные грозди (кисти).Пышные, нежные, душистые, праздничные, нарядные, тяжёлые. крупные

Цветы как живые, особенно если смотреть на картину издали

Точно передана форма листа сирени, видны стебельки и прожилки, острые кончики

Хочется прикоснуться к прохладной глянцевой сверху, и бархатистой снизу поверхности.

Ветки крупные, длинные. Каждая веточка видна отдельно, она выделяется на фоне других, ёё можно рассмотреть

Хотя веток много, букет выглядит очень аккуратно, ведь каждая веточка не заслоняет другиие. Веточки собраны в букет так, что кисти сирени не сливаются, не смешиваютя ни по цвету, ни по форме

Сплетена и х прутьев, обычная дачная корзина. Только она могла вместить такой богатый букет

Корзина с сиренью расположена на полу у стены. Неброский, неяркий, обыденный фон. На стене видны тени от букета.

На таком фоне сирень выглядит ещё ярче и нарядней

Что хотел сказать (показать) своей картиной автор? Какие чувства он выразил в соем натюрморте?

Как красивы эти простые, привычные глазу цветы, распустившиеся на непрхотливых кустах. Стойко переживших зиму. Автор передал своё восхищение красотой природы, радость от утренней весенней свежести

Вспоминается весна, теплые дни, возникает радостное, даже праздничное настроение. В душе звучит музыка

П.П.Кончаловский о своей картине

t1592909593az.jpg

Составление плана сочинения-описания

Примерный вариант плана может быть таким.

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

II. Чудесный букет сирени.

III. “В букете все живет, цветет и радуется”.

Работа над вступлением к сочинению и его заключением

t1592909593ba.jpg

И поэты, и композиторы, и художник изображают один и тот же предмет – сирень, только разными художественными средствами: художник-красками, поэт- словом, композиторы – мелодичными звуками

Сейчас у вас есть возможность почувствовать себя писателями, поэтами, художниками слова

Описать картину П.Кончаловского словами, используя наработанный во время урока материал.

Самостоятельное написание сочинения.

Примерный вариант сочинения:

П.П.Кончаловский был садоводом и любил изображать цветы. Никто из русских художников не создал так много натюрмортов с изображением цветов как он.
Любимые цветы П.П.Кончаловского - сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известная из них "Сирень в корзине". Сирень изображена в корзине на столе. Она стоит красочная как разноцветный ковёр. Кисти сирени пышные сочные, как будто мокрые. Кисть состоит из маленьких, нежных цветочков. Листья у сирени тёмно-зеленые, а куда упал солнечный луч и позолотил их- жёлто-зелёные кисти. Сирень разных цветов: белая, фиолетовая, голубоватая. Торжественно выглядит в середине букета высокая тёмно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у неё оттенки: жемчужные, лиловые. Корзина, в которой стоит душистая сирень, сплетена из прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени.
Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и как-то сразу становится радостно на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени." В этом букете всё цветёт, живёт и радуется",-писал сам П.П.Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюблённый в родную природу".

Следующий урок будет посвящен анализу творческих работ учащихся (разбор наиболее удачных и менее удачных сочинений)

Зачем на свете есть цветочки? С их колоритными либо нежными красками и непередаваемым запахом? Идеальнее всего ответ на этот вопрос знают живописцы: для того, чтоб заполнять сердца людей любовью и красотой, чтоб грусть и нехорошее настроение растворялись без следа при одном взоре на нежные лепестки либо тугие бутоны цветов.

На полотне изображен шикарный букет сирени, помещенный в плетеную корзину. На больших соцветьях фиолетового, белоснежного, красноватого и голубого цветов играют лучи солнца, пышноватые гроздья смотрятся в особенности выразительно на мерклом фоне, они будто бы стараются вырваться из окружившей их тени.

Букет на картине делает чувство солнечного летнего утра, когда растения еще не вполне расстались с ночной прохладой, но уже ловят на для себя теплые лучи солнца. Легкий серебристый налет утренней воды кутает каждый лепесток, и нет никаких колебаний, что еще минутку вспять веточки сирени качались посреди броской зелени и щебечущих птиц.

Этот букет. посланник расцветающих садов. призван припоминать людям о красе природы, о самых умопомрачительных и запоминающихся моментах нашей жизни.

Пышный букет сирени на холсте изображен мастерски. Переливы лилового, белого, сиреневого, красного, бордового и голубого цветов создают множество оттенков, местами напоминающих мягкое сияние розового жемчуга. Несмотря на то, что художник не стремился к тщательной проработке мелких деталей, картина смотрится реалистично, каждый маленький цветочек выразителен и находится на своем месте.

Листва, выглядывающая из цветочного облака, разбавляет розово-лиловую цветовую палитру сирени и придает букету естественности. Ярко-зеленые, глянцевые, отражающие солнечный свет листья выглядят живыми, наверное, ветки срезали совсем недавно, или в корзине прячется невидимый нами кувшин с прохладной водой.

Роскошные грозди сирени кажутся влажными и тяжелыми, они, как спелый виноград, низко склоняются над столом, на котором стоит корзина. Ее ивовые прутья будто бы пытаются сдержать пышное великолепие сиреневой пены. Фон картины, состоящий из стола и стены, расположенной за ним, так же как и корзина, выполнен в холодных серо-коричневых тонах не случайно. Это подчеркивает яркость веток сирени, они выглядят по-настоящему живыми и осязаемыми на тусклом и невыразительном фоне.

Эта картина произвела на меня огромное впечатление. Букет на ней состоит из душистой живой сирени, кажется, что веточки источают нежный аромат, напоминающий о свежем весеннем ветерке. Когда сморишь на холст, поднимается настроение, и кажется, что по ту сторону окна весна, ярко светит солнце и впереди длинные каникулы.

Большие пышные ветви сирени стоят на столе, в простой грубой корзине, сплетенной из прутьев. Свежая зелень листьев говорит о том, что срезали веточки совсем недавно. Мелкие цветки сплелись между собой лепестками и спелыми гроздьями свисают вниз. Цветочки распустились еще не все, можно увидеть крошечные бутоны. Букет обретет еще больше роскошный вид, когда они расцветут. Нет сомнений, среди массы цветков есть имеющий пять лепестков, тот, исполняющий желания! Как жаль, что нельзя его отыскать на картине!

Любоваться на букет, изображенный на полотне, можно бесконечно. Глядя на композицию из белых, лиловых, розовых и голубых соцветий, дополненных изумрудно-зелеными листьями, можно почувствовать легкий, едва ощутимый запах свежей сирени, согретой теплыми лучами солнца.

Яркие и сочные краски холста завораживают зрителей, вызывают в воображении картины солнечных весенних дней. Хочется прикоснуться к этим чудесным ветвям, чтобы окунуться в дурманящую атмосферу весеннего утра и вдохнуть необыкновенный аромат весенних цветов.

Плетеная корзина с сиренью стоит на столе, она расположена в центре картины. В букете присутствуют ветви самых разных цветов: белые, розовые, фиолетовые и лиловые. Легкие и воздушные, они невероятно красивы.

Затерявшиеся среди сиреневых кистей листочки выглядят очень яркими, от букета веет свежестью. Похоже, его совсем недавно принесли из утреннего сада.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Петр Петрович Кончаловский (1876-1965) – художник, за многолетний период творчества создавший около двух тысяч полотен. В его творческой копилке пейзажи, портреты, натюрморты, успешно пробовал себя качестве мастера театральных костюмов и декораций.

Особенно художник любил сирень, ей посвятил он множество картин. Художник изображал на картинах букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад, на полу - охапками.

Даже перечисление цветов, которые изображал на картинах Кончаловский, удивляет: это гладиолусы, пионы, дельфиниум, мальвы, бегонии, полевые цветы, конечно же, сирень.

Три самых важных вопроса мы должны себе задать:

- почему сирень стоит в корзине (не в вазе с водой или банке с водой, а в простой плетеной корзине),

- что именно хотел сказать художник своему зрителю.

Вопросы для беседы:

- К какому жанру изобразительного искусства относится картина П.П. Кончаловского?

- Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только срезали?

- Какого цвета, каких оттенков эта сирень?

- Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.

(В центре букета высокая ветка темно-красной сирени. Под ней небольшая ветка белой сирени с жемчужным оттенком и ветвь розоватой сирени)

- Какого цвета сирень в левой части букета?

(Темно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая с серебристым оттенком)

- Опишите сирень в правой части букета.

(Справа кисти свисают почти до самого стола. Темно-красные грозди перемежаются с бледно-сиреневыми, розоватыми и белыми)

- Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный. (Душистый, пахучий, благоухающий)

-Подберите прилагательные, которыми можно выразить отношение к изображенному? (красивая, изумительная, чудесная, чудная, дивная, несравненная, восхитительная, бесподобная, замечательная, великолепная, роскошная, превосходная, прекрасная)

- Все листья сирени одинаково освещены? (Темно зеленые внизу, светло-зеленые с золотистым оттенка вверху и слева, а середине - темно-зеленые)

-Куда художник поместил букет? (с трудом помещается в корзине из ивовых прутьев)

-На каком фоне показана сирень? (Фон неяркий, желтовато-коричневый; он не отвлекает наше внимание от букета)

- Почему именно такой фон выбрал художник? (Важно не отвлекать внимание зрителя от сирени, для контраста с яркими, насыщенными цветами, которыми написана сирень)

- Почувствовали ли восхищение художника сиренью, любовь к ней?

-Что хотел сказать нам художник этой картиной? Какие чувства пробудить?

Речевая подготовка:

Художник - П.П. Кончаловский, живописец, мастер, он;

сирень – цветы, букет;

рисует, изображает, показывает.

пунктуация при однородных членах,

пунктуация в сложном предложении

Бледно-розовая, сиреневый, фиолетовые, лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, аромат, запах, роскошные цветы, гроздья, кисти, зелененькие с тонкими прожилками листья.

Моделирование текста

- Какой стиль выберем для сочинения? (Художественный)

- Какой тип речи? (Описание)

- Что можно предварительно узнать о художнике и картине, чтобы упомянуть во вступлении?

(Название картины, полное имя художника, название музея, в котором хранится сейчас картина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Более 5000 произведений – картин, портретов, натюрмортов, акварелей создал П. П. Кочаловский за 60 лет творчества. Среди его работ – портреты современников, букеты цветов, пейзажи. Важное место в творчестве этого художника занимает натюрморт.

Что такое натюрморт?

Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба. Кончаловский был признанным мастером этого жанра.

П. П. Кончаловский – художник, любивший изображать на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов.

Розы, пионы, сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс…человеку Кончаловский.

Натюрморты П. П. Кончаловского

Натюрморты П. П. Кончаловского

В Европу сирень попала в 16 веке из Персии. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений.

От этого натюрморта веет весной. Он напоминает нам о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном морозно. На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя. Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому он не выписывает тщательно все лепестки, листья, ветки сирени. Ему важно создать целостный образ букета. Мы чувствуем восхищение художника щедрой природой, чувствуем его любовь к ней.

Читайте также: