У цветкового растения выделяют следующие органы корень стебель лист цветок плод с семенами выберите

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Ботаника- это наука о растениях; раздел в биологии, изучающий разнообразие растительного мира Земли, его происхождение, развитие и распространение.

Признаки и значение растений. Высшие и низшие растения

Характерные признаки растений:

  • автотрофный тип питания: растения способны синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза
  • относительная неподвижность организма и его и связь с субстратом
  • наличие пластид: хлоропластов, хромопластов и лейкопластов в клетках
  • большая поглощающая поверхность тела (большое количество листьев, корневая система)
  • рост в течение всей жизни
  • проявление раздражимости
  • особенности строения клеток: наличие жесткой клеточной оболочки из целлюлозы, центральной вакуоли, пластид
  • запасное вещество- крахмал

Высшие и низшие растения

По морфологической организации выделяют две группы растений: высшие и низшие:

Тело низших растений не разделено на органы и ткани, оно представлено одной клеткой или слоевищем (талломом)- многоклеточное образование.

Большинство низших растений обитает в воде.

К низшим растениям относятся только водоросли.

Высшие растения имеют органы и ткани, что позволяет им обитать не только в воде, но и на суше.

Значение растений в природе:

  • выделение кислорода
  • переводят энергию Солнца в энергию химических связей в ходе фотосинтеза (космическая роль растений)
  • начальное звено цепей питания: выполняют роль продуцентов в экосистеме

Значение в жизни человека:

  • пища
  • для украшения- декоративное значение
  • деревья используются в строительстве
  • топливо
  • сырье для текстильной, химической, бумажной, парфюмерной и косметической промышленности
  • изготовление лекарственных веществ

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Ткани растений

Ткань- это совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции.

У растений выделяют следующие типы тканей:

  • образовательные
  • покровные
  • проводящие
  • механические
  • основные
  • выделительные

Образовательные ткани (меристемы).

Эти ткани обеспечивают рост растений за счет образования новых клеток.

Возникающие из меристем клетки дифференцируются и дают начало всем тканям растений.

Камбий- образовательная ткань в стеблях и корнях преимущественно двудольных и голосеменных растений, дающая начало вторичным проводящим тканям и обеспечивающая их прирост в толщину.

Покровные ткани.

Они располагаются на поверхности органов растений.

  • барьерная
  • защита от высыхания
  • защита от повреждения и поедания животными
  • газообмен
  • испарение воды
  • поглощение веществ

Эпидерма, или кожица находится на поверхности листьев, молодых стеблей, цветков.

Снаружи кожицы находится кутикула- восковой налет.

Клетки эпидермы живые очень прочно соединены друг с другом, межклеточное вещество практически отсутствует.

Устьица состоят из замыкающих клеток с неравномерно утолщенными оболочками, между которыми находится устьичная щель.

Эта щель может изменять свой просвет, регулируя транспирацию и газообмен.

Днем, во время фотосинтеза, устьичная щель открывается.

Ближе к вечеру интенсивность фотосинтеза падает, происходит отток ионов и воды из замыкающих клеток, их объем уменьшается и устьичная щель закрывается.

Трихомы (волоски)- это наружные выросты эпидермы.

Ризодерма (эпиблема)- первичная покровная ткань молодого корня.

Перидерма- это вторичная покровная ткань, образуется на стебле и корне и состоит из нескольких слоев клеток.

В перидерме выделяют три части:

  • пробку (клетки пробки мертвые и плотно прилегают друг к другу)
  • феллоген (вторичная меристема, благодаря которой, перидерма растет в толщину)
  • феллодерму (выполняет функцию питания феллогена)

В пробке есть участки с рыхло расположенными клетками- чечевичками (служат для газообмена).

Корка (ритидом) состоит из чередующихся слоев пробки и прочих отмерших тканей коры.

Механические ткани.

  • защитная
  • поддержание определенного положения органов в пространстве

Колленхима- это первичная механическая ткань молодых побегов, которая состоит из живых клеток с неравномерно утолщенными клеточными стенками.

Ее клетки не одревесневают, чаще всего находится непосредственно под эпидермой.

Склеренхима состоит из мертвых клеток, с очень толстыми, равномерно утолщенными и одревесневшими оболочками, находится сразу под покровными тканями или располагается около проводящих тканей.

Может быть двух видов:

  • волокна в составе флоэмы, называются лубяными, а входящие в состав ксилемы- древесинными (также входят в состав проводящей ткани)
  • склереиды группы клеток образуют- скорлупу ореха, косточки сливы, а поодиночке в виде идиобластов (плоды груши)

У водных растений механические ткани развиты слабо или не развиты вообще.

Проводящие ткани.

Основная функция- транспорт веществ по растению.

Проводящую ткань образуют:

  • ксилема (древесина) осуществляет передвижение минеральных веществ снизу-вверх, от корней к листьям (восходящий ток) поднимается вода с растворенными в ней минеральными веществами
  • флоэма (луб) осуществляет передвижение сверху вниз органических веществ (нисходящий ток); но они могут двигаться и вверх (например, к цветкам, плодам или на вершину побега)

Выделительные ткани.

  • удаление продуктов обмена веществ и излишней воды
  • накопление и изоляция от других органов продуктов обмена веществ

Виды выделительной ткани:

  • млечники- это живые клетки, содержащие в вакуолях млечный сок, обычно белого цвета (у чистотела- ярко-оранжевый)
  • железистые волоски- это производные эпидермы, они содержат различные вещества, в том числе жгучие (крапива).
  • нектарники выделяют сахаристую жидкость для привлечения насекомых-опылителей
  • клетки-идиобласты рассеяны внутри органа, они накапливают различные вещества (оксалат кальция, слизи и т. п.), в том числе ядовитые

Основные ткани:

  • ассимиляционная ткань (фотосинтезирующая) отвечает за фотосинтез, в клетках содержится большое число хлоропластов
  • запасающая ткань находится чаще всего в корнях и побегах или в специализированных органах (клубни, луковицы или корневища)
  • воздухоносная (аэренхима)- это ткань с сильно развитыми межклетниками, основная функция которой - вентиляция; наиболее сильно она развита у растений, погруженных в воду или обитающих на болоте
  • водоносная- это ткань, чаще всего развивающаяся у растений, обитающих в условиях недостаточного увлажнения (кактусы, агавы, алоэ), основная функция - запасание воды


Давайте посмотрим на срезы ствола дерева.

По слоям это выглядит так:

С учетом клеточного строения мы видим следующие составные части ствола:

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Органы цветкового растения

Выделяют следующие органы цветкового растения:

Вегетативные органы- части растения, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой, т. е. обеспечивают его существование.

Генеративные органы- части растения, которые осуществляют семенное размножение растений; иначе говоря, это органы, служащие для размножения растения.

Вегетативные органы

Корень

Корень- осевой, чаще подземный, вегетативный орган растения.

На корнях растений никогда не образуется семян, плодов, цветков и листьев.

Функции:

  • минеральное питание растений: поглощение воды и минеральных веществ
  • опора для растения
  • запас питательных веществ (например, крахмала, сахаров)
  • втягивающая: способствует затягиванию семени в почву при прорастании

Виды корней

Главный корень- корень, развивающийся из зародышевого корешка при прорастании семени.

Боковые корни- корни, которые развиваются на главном или придаточных корнях.

Придаточные корни- корни, которые развиваются от стеблей растений.

Корневые системы- совокупность всех корней:

  • стержневая корневая система- корневая система, при которой хорошо выражен главный корень; характерна для большинства двудольных растений.
  • мочковатая стержневая система - корневая система, где главный корень развит слабо или отсутствует, состоит из массы придаточных и боковых корней.

Строение корня на продольном срезе зоны корня:

Поглощение корнями воды и минеральных солей происходит всеми зонами корня, но наиболее активно идет в зоне всасывания, благодаря многочисленным корневым волоскам.

Из корневых волосков вода и минеральные соли попадают в кору корня, а из нее в ксилему, по которой осуществляется дальнейший транспорт в стебель.

Поглощение корнем почвенного раствора:

1) Сосущая сила- сила, с которой вода проникает внутрь клетки (за счет разности осмотического и тургорного давления).

Осмотическое давление- давление почвенного раствора на стенку корневого волоска.

Тургорное давление- давление содержимого клетки на клеточную оболочку изнутри.

2) Корневое давление: давление в проводящих сосудах корней растений.

Сосуды ксилемы- это капилляры, по которым вода поднимается на некоторую высоту, благодаря чему и формируется корневое давление.

Дыхание корней

Корень поглощает кислород и выделяет углекислый газ в процессе дыхания.

Это подтверждается следующим опытом: если в пробирку на некоторое время поместить корень растения, затем вынуть его и опустить в пробирку горящую спичку, то спичка практически мгновенно погаснет.

Видоизменения корня:

  • корнеплоды- питательные вещества откладываются в главном корне (морковь)
  • корневые клубни- питательные вещества откалываются в боковых и придаточных корнях
  • воздушные корни (орхидеи)
  • корни- присоски (гаустории) у растений паразитов
  • микориза- симбиоз корней покрытосеменных с грибом
  • клубеньки небольшие утолщения на корнях многих растений, в первую очередь бобовых, в которых находятся симбиотические азотфиксирующие бактерии

Условия прорастания корня:

  • дыхание- рыхление почвы
  • всасывание воды и минеральных веществ- полив и удобрение
  • рост- культивация почвы
  • пикировка- процесс прищипывания верхушки главного корня, для лучшего разрастания боковых корней, что делает корневую систему более мощной

Побег

Побег- это стебель с расположенными на нем листьями, почками, цветами, плодами.

На стебле различают:

  • узел- место прикрепления почки или листа к стеблю
  • междоузлие- участок стебля между узлами; пазуха листа- угол между листом и лежащим выше участком стебля

Почка- это зачаточный побег.

Снаружи она покрыта плотными чешуйками.

В центре почки имеется зачаточный стебель с прикрепленными к нему зачаточными листьями.

Из листовых почем образуются листья и побеги.

Цветочные почки крупнее листовых, из них образуются цветки и соцветия.

Видоизменения побега можно разделить на надземные и подземные.

К надземным видоизменениям побега относятся:

  • колючки (боярышник)- защитная функция
  • усы- тонкие ползучие стебли с удлиненными междоузлиями (земляника; клубника)
  • усики (виноград, тыква. огурец)- видоизмененные боковые побеги

К подземным видоизменениям побега относятся:

  • корневище
  • клубни (картофель)
  • луковица (лилии, чеснок, лук)

Доказательство, что клубень картофеля- это видоизмененный побег:

Луковица лука в разрезе выглядит так:

Лист

Лист- наружный, вегетативный орган растения, основными функциями которого является фотосинтез, газообмен и транспирация.

Внешнее строение листа:

В зависимости от количества листовых пластинок различают листья простые и сложные.

  • сетчатое (перистое): выделяется главная жилка, которая многократно ветвится на более мелкие (липа, ольха)
  • дуговое- жилки располагаются дугообразно (ландыш)
  • параллельное- жилки располагаются параллельно друг другу по всей длине листовой пластинки (злаки)

Внутреннее строение листа:

Строение жилки листа:

  • ассимиляционная (фотосинтез) за счет столбчатого мезофилла
  • транспирация (испарение воды за счет работы устьиц)- защита растений от перегрева
  • газообмен (за счет работы устьиц)
  • запасающая
  • с помощью черешка обеспечивается явление листовой мозаики- выгодное расположение листовой пластинки по отношению к свету
  • защитная (колючки листового происхождения)

Видоизменения листьев:

  • колючки- кактус, барбарис- уменьшают испарение воды, защита
  • усики- обеспечивают прикрепление к опоре (горох)
  • чешуйки- рудиментарные листья (на корневище)
  • чешуи- у луковицы лука

Благодаря вегетативным органам осуществляют вегетативное размножение растений.

Отводки- способ вегетативного размножения, при котором наземные части растения укореняются, пока являются частью родительского растения.

Усы, или наземные столоны, вид стелющегося побега, на котором образуется розетка листьев дочернего растения.

Выводковые почки- специализированные почки, которые образуются на листьях взрослого растения, а при опадании дают начало дочернему растению.

Луковица- видоизмененный укороченный подземный побег, служащий для запасания воды, питательных веществ и вегетативного размножения.

Клубнелуковица- подземная утолщенная часть стебля, служащая для накопления питательных веществ, с несколькими точками роста.

Корневище- многолетний горизонтальный подземный побег с чешуйчатыми листьями, в пазухах которых развиваются почки, дающие начало надземным побегам.

Корнеклубень или корневые шишки- видоизмененный утолщенный корень, служащий для запаса воды и питательных веществ.

Корневой черенок, или корневой отпрыск- часть корня, несущего придаточные почки

Прививка- вегетативный способ размножения растений путём объединения частей нескольких растений, применяющийся в садоводстве.

Растение, дающее корневую систему, называется подвоем, а прививаемое на него растение - привоем.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Генеративные органы растения

Цветок-это генеративный орган цветкового растения, является укороченным побегом, который обладает ограниченным ростом.

  • половое размножение
  • образование гамет
  • защита зародыша
  • привлечение насекомых-опылителей

Двойное оплодотворение у цветковых растений

Цветок растений является органом размножения.

Именно в цветке созревают гаметы: спермии и яйцеклетки.

Тычинки являются мужскими органами цветка, где образуются пыльцевые зерна.

Каждое пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток и покрыто двумя оболочками.

Из генеративной клетки образуются 2 спермия с одинарным набором хромосом.

Пестик- это женский орган цветка, в завязях пестика формируются семязачатки (один или множество в зависимости от вида растения).

Внутри семязачатка есть зародышевый мешок, внутри которого, развивается яйцеклетка, с одинарным набором хромосом и центральная клетка, имеющая двойной набор хромосом.

После созревания гамет происходит опыление цветка.

Опыление- процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика.

Двойное оплодотворение.

Когда пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика, то из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка и одновременно из генеративной клетки образуются, путем митоза, два спермия.

Эти два спермия перемещаются по пыльцевой трубке и достигают завязи цветка, далее продвигаются в семязачаток и зародышевый мешок.

После того как пыльцевая трубка внедрилась в зародышевый мешок, ее головка разрывается под действием ферментов и разницы в осмотическом давлении между пыльцевой трубкой и зародышевым мешком.

В зародышевый мешок попадают два спермия:

  • один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу с двойным набором хромосом, из которой образуется зародыш
  • второй спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка, образуя клетку с тройным набором хромосом, из которой образуется эндосперм- запасающая ткань

Таким образом происходит двойное оплодотворение, свойственное только покрытосеменным.

Открытие двойного оплодотворения принадлежит русскому ученому академику С.Г. Навашину (1898).

После оплодотворения семязачаток называют уже семенем, а завязь- плодом.

Семя (зачаточное растение) - зародыш, развивающийся после оплодотворения.

Семя состоит из зародыша с двойным набором хромосом (2n), семенной кожуры и эндосперма с тройным набором хромосом (3n), выполняющего функцию питания зародыша.

Эндосперм- питательная ткань зародыша, имеющая триплоидный набор хромосом (3n), содержит большое количество крахмала, белка или растительных жиров (в зависимости от вида растения).


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Главная функция листьев дуба связана с

  • проведением минеральных веществ
  • всасыванием воды
  • образованием органических веществ
  • запасанием веществ
Вопрос 2

Молодые стебли липы снаружи покрыты

  • кожицей
  • пробкой
  • камбием
  • лубом
Вопрос 3

Сердцевина стебля липы выполняет функцию

  • роста стебля
  • всасывания воды
  • образования органических веществ
  • запасания питательных веществ
Вопрос 4

У сидячего листа растения пшеницы отсутствует

  • кожица
  • жилка
  • черешок
  • листовая пластинка
Вопрос 5

На рисунке изображён цветок вишни. Что обозначено цифрой 1?


  • пестик
  • тычинка
  • лепесток венчика
  • цветоложе
Вопрос 6

В цветковом растении после оплодотворения из завязи пестика развивается

  • цветочная почка
  • листовая почка
  • пыльца
  • плод с семенами
Вопрос 7

Луб и древесина стебля цветкового растения выполняют функцию

  • транспорта веществ
  • роста стебля
  • всасывания воды
  • образования органических веществ
Вопрос 8

К вегетативным органам цветкового растения относят

Вопрос 9

Одревесневшие волокна, которые располагаются в лубе и древесине стебля цветкового растения

  • запасают питательные вещества
  • придают прочность стеблю
  • транспортируют вещества
  • всасывают воду
Вопрос 10

Запас питательных веществ семени фасоли сосредоточен в

  • семенной кожуре
  • семядолях
  • зародышевом корешке
  • почечке
Вопрос 11

К генеративным органам цветкового растения относят

Вопрос 12

На рисунке изображена корневая система цветкового растения. Что обозначено цифрой 2?


  • боковой корень
  • главный корень
  • придаточный корень
  • корнеплод
Вопрос 13

Зародыш семени в цветковом растении покрыт

  • кожицей
  • корой
  • кожурой
  • почечными чешуями
Вопрос 14

Чашечка и венчик в цветке растения составляют

  • завязь
  • околоцветник
  • цветоложе
  • цветоножку
Вопрос 15

В цветковом растении семядоли являются частью

  • зародыша семени
  • семенной кожуры
  • цветочной почки
  • рыльца пестика
Вопрос 16

Снаружи семя цветкового растения покрыто

  • чехликом
  • кожурой
  • пробкой
  • корой
Вопрос 17

Почка цветкового растения представляет собой

  • черешок
  • прилистник
  • зачаточный побег
  • луковицу
Вопрос 18

Венчик цветка растения состоит из

  • лепестков
  • чашелистиков
  • тычиной
  • пестиков
Вопрос 19

В простом листе берёзы листовых пластин на черешке

Вопрос 20

Образование органических веществ в растении является главной функцией

Вопрос 21

Зачатки стебля и листьев цветкового растения расположены в

  • прилистниках
  • листовых почках
  • кожице стебля
  • черешках листьев
Вопрос 22

В цветковом растении плод с семенами развивается из

  • пыльника тычинки
  • цветоложа
  • венчика
  • завязи пестика
Вопрос 23

На рисунке изображён цветок вишни. Что обозначено цифрой 2?


  • цветоложе
  • пестик
  • тычинка
  • лепесток венчика
Вопрос 24

Верны ли следующие утверждения? А. Клубень картофеля представляет собой плод растения. Б. Стебель цветковых растений выносит листья к свету.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Неверны оба суждения
Вопрос 25

Верны ли следующие утверждения? А. В обоеполом цветке вишни имеются тычинки и пестики. Б. Все плоды цветковых растений содержат много семян.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Неверны оба суждения
Вопрос 26

Верны ли следующие утверждения? А. Цветки огурца называют обоеполыми, так как они содержат только пестики. Б. У цветковых растений различают сухие и сочные плоды.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Неверны оба суждения
Вопрос 27

Выберите три верных утверждения. В строении семян сирени выделяют

  • кожуру
  • эндосперм
  • камбий
  • пыльник
  • рыльце
  • зародыш
Вопрос 28

Установите соответствие между особенностью строения и органом цветкового растения.

  • Корневой чехлик
  • Камбий
  • Кожица
  • Зона роста
  • Зона всасывания
  • Сердцевина
Вопрос 29

Установите соответствие между особенностью строения и органом цветкового растения.

  • Кожура
  • Пестик
  • Тычинка
  • Венчик
  • Эндосперм
  • Почечка
Вопрос 30

Установите верную последовательность расположения слоёв стебля цветкового растения, начиная с пробки.

  • пробка
  • луб
  • камбий
  • древесина
  • сердцевина
Вопрос 31

Установите верную последовательность расположения зон корня цветкового растения, начиная с корневого чехлика.

11. Правильны ли представленные утверждения:
1. Клубень картофеля представляет собой плод растения.
2. Стебель цветковых растений выносит листья к свету.
а) только 1
б) только 2 +
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

12. Правильны ли представленные утверждения:
1. В обоеполом цветке вишни имеются тычинки и пестики.
2. Все плоды цветковых растений содержат много семян.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

13. Зародыш семени цветкового растения состоит из:
а) семядоли +
б) завязи
в) кожуры

14. Зародыш семени цветкового растения состоит из:
а) пыльника
б) завязи
в) корешка +

15. Зародыш семени цветкового растения состоит из:
а) почечки +
б) пыльника
в) кожуры

16. Сердцевина стебля липы выполняют именно эту функцию:
а) роста стебля
б) запасания питательных веществ +
в) образования органических веществ

17. Что делают одревесневшие волокна, которые располагаются в лубе и древесине стебля цветкового растения:
а) запасают питательные вещества
б) транспортируют вещества
в) придают прочность стеблю +

18. Что отсутствует у сидячего листа растения пшеницы:
а) листовая пластина
б) черешок +
в) кожица

19. Главной функцией … является образование органических веществ в растении:
а) почки
б) корня
в) листа +

20. Где расположены зачатки стебля и листьев цветкового растения:
а) в прилистниках
б) в листовых почках +
в) в черешках листьев

21. Чашечка и венчик в цветке растения составляют это:
а) околоцветник +
б) цветоножку
в) завязь

22. Из чего в цветковом растении развивается плод с семенами:
а) пыльника тычинки
б) завязи пестика +
в) цветоложа

23. Чем покрыт зародыш семени в цветковом растении:
а) почечными чешуями
б) кожицей
в) кожурой +

24. Где сосредоточен запас питательных веществ семени фасоли:
а) в семенной кожуре
б) в семядолях +
в) в почечке

25. Что относят к генеративным органам цветкового растения:
а) лист
б) стебель
в) семя +

26. Правильны ли представленные утверждения:
1. Корневище ириса представляет собой плод растения.
2. У цветкового растения пшеницы прямостоячий стебель.
а) только 1
б) только 2 +
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

27. Правильны ли представленные утверждения:
1. Цветки огурца называют обоеполыми, так как они содержат только пестики.
2. У цветковых растений различают сухие и сочные плоды.
а) только 1
б) только 2 +
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

28. В строении семян сирени выделяют:
а) пыльник
б) рыльце
в) кожуру +

29. В строении семян сирени выделяют:
а) эндосперм +
б) рыльце
в) камбий

30. В строении семян сирени выделяют:
а) камбий
б) зародыш +
в) пыльник

Цветковые растения – группа растений, у которых есть цветки и плоды.
Органы цветковых растений – отдельные части растения: корень, стебель, лист, цветок,
плод с семенами.
корень 1. удерживает растение в почве.
2. всасывает из почвы питательные вещества, воду.
стебель переносит от корня воду и питательные вещества к другим органам
лист участвует в фотосинтезе (в получении из углекислого газа и воды, с помощью света
питательных веществ)
цветок привлекает насекомых-опылителей
плод с семенами созревание семян для дальнейшего размножения

Читайте также: