Технология печати на цветах

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Цифровая цветопроба — незаменимый инструмент в современной полиграфии. Точность воспроизведения цвета зависит от многих технологических и естественных факторов и всегда является разумным компромиссом требований клиента по качеству с приемлемыми затратами. Работа по международным стандартам качества и знание ограничений технологии цветопробы являются надежным способом контроля цветопередачи в офсетной печати.

Цветопроба — это способ получить представление о цвете в будущем тираже. Фактически она имитирует печатный процесс с точки зрения воспроизведения цвета.

Цветопробу не следует смешивать с пробной печатью, когда полностью воспроизводится печатный процесс. Очевидное преимущество пробной печати — получение достоверного образца готовой продукции. Главный минус — время производства и стоимость, как у небольшого тиража.

Точность цветопробы

Современная цифровая цветопроба печатается, как правило, струйным способом на специальном носителе — цветопробной бумаге. Вопреки ошибочному мнению, при грамотной настройке она обеспечивает довольно высокую точность передачи цвета.

В деловых взаимоотношениях принято оперировать формальными критериями. Для цветопробы таким является прохождение контрольного теста на цветовые различия.

Методика проста: берется стандартный набор сочетаний триадных красок (CMYK), который печатается на цветопробе. Например, контрольная шкала UGRA/FOGRA Media Wedge:

fb19b8f92ea7ef026190d1d2eecccb87.jpg

Затем измеряется цвет элементов этой контрольной шкалы. Данные сравниваются с эталонными значениями выбранного печатного процесса — например, листовая офсетная печать на мелованной бумаге по стандарту ISO 12647-2. Если отклонения не превышают определенных допусков, тест считается пройденным.

51f8b94b5dffc49c542bfefcb2a9f8c4.jpg

Пример отчета о прохождении контрольного теста цветопробы в ПО X-Rite i1Profiler

Эта процедура контроля соответствует международному стандарту ISO 12647-7.

Важно понимать, что если цветопроба, успешно прошедшая процедуру контроля, не устраивает заказчика по цвету, необходимо корректировать исходные данные макета. Предъявлять претензии к самой цветопробе в этом случае так же бесполезно, как пытаться украсить картинку в зеркале.

Печать по стандарту

Но для получения желаемого результата — схожести с реальным тиражом — это лишь одна часть уравнения. Для того, чтобы корректная цветопроба соответствовала тиражу, необходимо, чтобы сам тираж был отпечатан с теми параметрами цветопередачи, которые имитировались на цветопробе. То есть печать и цветопроба должны быть ориентированы на один стандарт цветопередачи.

Общепринятой практикой для контроля цвета в тираже является измерение набора параметров по стандарту ISO 12647-2. В нем прописаны эталонные значения показателей цветопередачи и допуски на их отклонения при печати тиража.

59b7b5670dbd991e447d9b4acf59ae3a.jpg

Пример контроля параметров печати тиража в ПО Heidelberg ColorToolbox

Хотим подчеркнуть, что в промышленной технологии печати никогда не идет речь о полном совпадении цвета — так называемая, факсимильная цветопередача. При том, что такое сходство крайне трудно достижимо в повседневной практике, оно еще и неоправданно дорого. Его получение неприемлемо по затратам для большинства бизнес-приложений печати.

В отдельных приложениях полиграфии — например, упаковка, каталоги косметики или лакокрасочных материалов, репродукции произведений искусства — требования к точности воспроизведения цвета могут быть существенно строже тех, что заложены в стандартах. В таких случаях технологические параметры контроля и допуски должны оговариваться отдельно.

Восприятие и ограничения

Кроме собственно цвета есть ряд факторов, существенно влияющих на его восприятие.

Свойства бумаги

Прямое воздействие на цветопередачу оказывает цвет самой бумаги. Даже если бумага кажется чисто белой, она, как правило, имеет некоторый оттенок. Кроме того, для повышения видимой белизны производители добавляют в коммерческие сорта бумаг оптические отбеливатели, которые приводят к сложным сдвигам в цветопередаче и неизбежно снижают точность расчета цвета для цветопробы. Данные факторы особенно сильно влияют на цветопередачу светлых участков изображений. Для повышения точности цветопробы в этом аспекте есть возможность учесть свойства конкретной марки бумаги.

Другим важным параметром является глянец бумаги. Изображения на глянцевых носителях, при прочих равных, выглядят контрастнее, чем на матовых (это свойство используют производители дисплеев).

Не менее сильное воздействие оказывает полупрозрачность бумаги. Чем ниже плотность и толщина бумаги, тем больше сквозь нее просвечивает изображение, напечатанное на обороте листа. Это следует держать в голове дизайнеру при верстке.

Освещение

Влияние освещения на цвет зачастую не принимается в расчет, а между тем оно может радикально поменять цветопередачу. Наверное, каждый сталкивался c явлением искажения цвета в условиях некачественного или неестественного освещения — дешевые светодиодные или люминесцентные лампы, натриевые лампы в метро. Привычные вещи меняют свои оттенки, сдвигаются памятные цвета — например, зелень растений, цвет кожи или ясного неба. Иногда особенности специального освещения используются для намеренного влияния на цвет — например, специальные светильники в отделах мясной продукции супермаркетов делают цвет продуктов особенно аппетитным.

В коммерческой печати технология воспроизведения цвета рассчитана на стандартизированное освещение — источник D50. Его спектр близок к естественному дневному свету. Для приложений полиграфии, чувствительных к точности цветопередачи рекомендуется использовать освещение со спектром, максимально приближенным к D50. В специальных случаях технология управления цветом позволяет учесть характеристики конкретного освещения.

В повседневной практике, если качественное освещение недоступно, рекомендуется проводить сравнение цвета при естественном дневном свете (днем) либо при освещении источником света с высоким индексом цветопередачи (CRI) — лампы накаливания, галогенные светильники*.

* В последнее время в продаже стали появляться и качественные светодиодные лампы, но пока что они все равно достаточно мало распространены.

2fe012508ff31c5d3b0e3385b4ddc1ad.jpg

Сравнение цвета одной и той же сцены в разном освещении

Существуют технологии, позволяющие снизить сдвиги цветового восприятия при смене освещения. Хорошие результаты дает оптимизация цветоделения для цветопробы и печати.

Финишное покрытие оттисков

Защитное или отделочное покрытие оттиска — такие, как различные виды лака, ламинат, — может внести заметное изменить цвет сюжета. Как правило, цвет под покрытием становится несколько темнее, в случае глянцевых покрытий повышается контраст, под матовыми — напротив, снижается. В зависимости от конкретного покрытия может сдвигаться и цветовой тон.

Для точной цветопробы печати с покрытиями необходима специальная настройка: построение цветового профиля, учитывающего финишную отделку. Если она не проведена, можно использовать стандартные цветовые профили для печати с неким усредненным покрытием (уф-лак, ламинат), предоставляемые организацией European Color Initiative.

Сюжет

Восприятие цвета в рамках сюжетной сцены описывают достаточно сложные теории — Модели цветового восприятия (Color Appearance Models). В настоящее время они начинают применяться в повседневной практике управления цветом.

На прикладном уровне в полиграфии существует классификация типов изображений по сложности воспроизведения цвета, разработанная авторитетной компанией System Brunner. Она делит все изображения на 4 класса по уровню цветового контраста.

c106ab5d46dd4f4fac4d7b75d6eb6285.jpg

На этой иллюстрации имитируются колебания в воспроизведении цвета сюжетов, различных по цветовому контрасту. Это типичные отклонения как при печати нескольких тиражей по одному макету, так и в рамках одного тиража от листа к листу; они укладываются в допуски стандарта ISO. Очень четко видно, что чем ниже класс цветового контраста изображения, тем заметнее различие в восприятии цвета сюжета.

Таким образом, необходимо осознавать, что при одном и том же уровне точности цветопередачи по формальным критериям — контрольные показатели и допуски — разные сюжеты изображений на цветопробе и печатном оттиске могут восприниматься нашим зрением либо как очень схожие по цвету, либо как весьма различные.

Напрямую нивелировать этот фактор невозможно, его нужно иметь в виду. А в тех случаях, когда высокий уровень сходства требуется, несмотря на затраты, применять специальные технологии, повышающие точность цветопередачи.

Воспроизведение смесевых цветов на цифровой цветопробе имеет ряд ограничений:

Качество печати изображений на цветопробе

Цветопроба как образец для печати

Наличие цветопробы позволяет печатнику проводить тонкую подстройку параметров и значительно точнее получить согласованный цвет. Кроме того, можно указать приоритетные аспекты — фирменные цвета, предметы художественной или коммерческой ценности. Становится возможным сбалансировать воспроизведение цвета разных сюжетов на одном печатном листе.

Сейчас очень популярна техника эко-принт — получение отпечатков листьев, цветков, стеблей растений на ткани. Но не только на шелке и хлопке можно получить красивые результаты.

Также очень интересные растительные отпечатки получаются на бумаге. Это гораздо проще, но также увлекательно!

Пока еще стоит лето, можно успеть попробовать эту технику и заготовить растительный материал на зиму.

Получившаяся необычная авторская бумага всегда вам пригодится: для открыток, визиток, бирок, упаковки, альбомов и так далее.

Необходимые материалы.

  1. Бумага акварельная.
  2. Уксус + спрей для него.
  3. Листья.
  4. Плотный картон или деревянные бруски.
  5. Веревки.
  6. Пищевая или строительная пленка.
  7. Большая емкость.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 1

Готовим листья, отпечатки которых мы хотим получить. Для первого раза лучше взять листья, которые не подведут и точно оставят отпечатки. Это каштан, клубника, земляника, малина, пион, можжевельник, эвкалипт, орех, дуб, клен, береза, жимолость и многие другие.

Свежие листья я просто положила в воду, чтобы оставались свежими, пока готовлю все остальное.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 2

Если листья сухие, заготовленные зимой, или сухие банные веники, необходимо из замочить, заливаем очень горячей водой и оставляем на час.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 3

Готовим бумагу. Я обычно беру акварельную, пробую любые виды бумаги. Интересно бывает, когда на разной бумаге одни и те же листья дают отпечатки разного оттенка! Не могу сказать, что подобрала для себя какой-то оптимальный вид бумаги. Эксперименты пока в процессе. Пробуйте любую, разной плотности, разных фирм.

Размер бумаги от А3 до А5.

Замачиваем бумагу в воде буквально на 5-10 минут.

Заранее подумаем, как мы будем закреплять наши принты. Для бумаги я обычно использую несколько вариантов.

1. Кусок деревянной палки или черенка от лопаты. Это удобно, когда для принтов используется бумага формата А3, меньшего размера бумагу сложно плотно замотать.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 4

2. Деревянные бруски — я их специально нарезала под формат А5. С ними очень удобно работать.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 5

3. Когда очень хочется, а нет ни скалки, ни деревянных брусков, можно на один раз сделать пресс из картона. Выбираете максимально толстый картон, какой найдете в доме, нам нужно две штуки. Я тут использовала основания от фоторамок.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 6

Оборачиваете их пищевой пленкой, чтобы подольше не размокали.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 7

Вот и все готово! Теперь самое интересное. Начинаем делать наши "бутерброды".

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 8

Тут есть варианты. Можно выкладывать: лист бумаги, листья растений, лист бумаги, листья растений и так далее. Тогда отпечатки будут и на лицевой и на обратной стороне бумаги.

А можно делать иначе. Лист бумаги — листья растений — два листа бумаги — листья растений — два листа бумаги — и так далее.

В этом случае у вас будут отпечатки только на одной стороне листа.

Обращайте внимание, чтобы к листьям была направлена именно лицевая сторона акварельной бумаги.

При выкладывании каждый лист сбрызгиваем уксусом из спрея.

Не всегда каждый лист дает отпечаток, тогда бумагу можно использовать повторно, и выкладывать листья только там, где результат вас не удовлетворил.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 9

Продолжаем, наша стопка бумаги растет.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 10

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 11

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 12

Выложили все листья, теперь начинаем сворачивать в рулон, если используем деревянную палку. На палку удобно наматывать, когда у вас несколько листов бумаги, от 3 до 5, иначе сложно добиться плотности.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 13

Закручиваем наш рулон в пленку.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 14

И перевязываем веревками, чем крепче тем лучше.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 15

В случае использования деревянных брусков высота стопки может быть сколько угодно высокой! На один деревянный брусок выкладываем стопку бумаги с листья и, замотанную в пленку, сверху накрываем вторым деревянным бруском и плотно перевязываем веревками.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 16

Это стопка с картоном. Для нее я еще использовала зажимы для плотности. Но с зажимами нужна большая емкость для варки подобной стопки.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 17

Укладываем все в большую кастрюлю с водой и варим два часа. Можно так же закреплять паром на пароварке, тоже в течение около двух часов. Не забываем накрывать крышкой.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 18

Выключаем плиту, даем остыть, разворачиваем и любуемся получившимся результатом.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 19

Огромный лист каштана на формате А3, лицевая и изнаночная сторона.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 20

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 21

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 22

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 23

Папоротник, эвкалипт, лесной орех, ирис. Лицевая и изнаночная сторона листьев.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 24

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 25

Пион, два вида эвкалиптов, слива, можжевельник. Лицевая и изнаночная сторона листьев.

Как сделать принты растений на бумаге, фото № 27

Подобную бумагу можно использовать где угодно!

Я из нее сделала небольшие открытки. Очень удобно — используешь и красивые отпечатки листьев, и бумагу, которая как бы "не получилась", но, тем не менее, также интересна! :) Так что — это безотходное производство. Все пригодится!

UV- или УФ-печать — ультрафиолетовая печать — это разновидность струйной печати с использованием УФ-отверждаемых чернил, которые застывают (фотополимеризуются) под воздействием ультрафиолетового излучения, образуя плёнку на запечатываемом материале. Эта полиграфическая технология появилась на рекламном рынке относительно недавно, всего два, три года назад, но по праву занимает одну из важнейших позиций в отрасли. Почему? Характерной особенность этого метода является возможность нанесения изображений на любые поверхности: на пластик, любой листовой ПВХ, ДСП, металл, композитные материалы, дерево, стекло, фанера, на ткань, готовые сувениры, посуду и др. Что же это за зверь, и с чем его едят? В этой статье мы рассмотрим основные преимущества "УФ-ки" для клиентов при печати широкоформатных изделий, а также при нанесении лого на сувениры, и основные отличия ее от многих других способов нанесения.

Несмотря на то, что стоимость УФ-печати отличается (она дороже) от прежних методов нанесения, таких как сольвентная печать и тампопечать, эффективность ее куда выше. В первую очередь это связано со скоростью и качеством нанесения. В процессе печати теперь отсутствуют промежуточные этапы, такие как накатка пленки на пластик и ламинация, следственно уменьшается общее количество операций. Краски наносятся прямо на поверхность. В результате вы получаете готовое полноцветное нанесение на изделие без затрат времени на дополнительные технологические процессы, с гарантированным результатом. В процессе эксплуатации многие изделия с накатанной пленкой могут быстро приходить в негодность, ламинация расслаиваться, отклеиваться. Эти неприятные последствия могут возникнуть не сразу. Типографии честно используют в производстве самые качественные пленки и пластик, но, несмотря на это, вероятность брака высока. В производстве немаловажную роль будет играть равномерность нанесения на пленку клеевого слоя, ее толщина, отсутствие пузырьков воздуха и попадания мелких крупинок, образование которых так же вероятно. Технология УФ-печати, укорачивая производственную цепочку, исключает данные этапы. Этим самым сокращает время исполнения заказа и сводит к минимуму риски брака и человеческого фактора.

Стойкость нанесенного изображения.

Во многих технологиях печати на бумаге и пластике почти всегда необходимо обеспечивать дополнительную защиту изображения – ламинацию. Без нее изображение будет легко повредить при любом соприкосновении с какой-либо твердой поверхностью, например в процессе транспортировки или монтажа. Широкоформатная УФ печать лишена таких недостатков. Изображение гораздо крепче держится на поверхности, его довольно трудно содрать, особенно при печати на пластике или подобных мягких материалах. Но и если напечатать на композитном материале или металле, то изображения и надписи держатся прекрасно, их можно только соскоблить. Таким образом, риск случайного повреждения изделий гораздо ниже и такого практически не может произойти, если случайно его задеть или поцарапать.

Возможность печати белым цветом.

УФ- технология печати позволяет наносить на поверхности краску белого цвета. Это открывает небывалые возможности для дизайна. Такая печать важна, например, на темных матовых поверхностях, где белые буквы будут идеально читаться, на темных материалах, где недопустим белый срез пленки, который виден при накатывании пленки (она всегда белая), для печати на темных тканях, печати на стекле для запечатывания всех основных цветов изображения, чтобы они не просвечивали насквозь. С прежними видами печати это было практически невозможно.

Размеры и возможность печати на любых материалах.

Прямую печать можно нанести фактически на любую ровную и цилиндрическую поверхность, в том числе на ткань, мебель, двери шкафов, зеркала и даже на большие листы ДСП, ЛДСП, фанеру, металл, композит, оргстекло, поликарбонат и т.п. Как было уже выше сказано, запечатка с помощью пленки более кропотлива и вероятность брака так же велика. Опять-таки, пленка может со временем отстать по краям, расслоиться и изделие довольно быстро потеряет свое рекламное лицо. Наряду с тем УФ-печати данные проблемы чужды. И самое главное, на больших форматах и определенных материалах печать возможна исключительно на огромных УФ-станках, что само собой отсекает иные способы нанесения.

Высокая плотность цвета.

Благодаря кроющей технологии нанесения, способом прямой печати можно создавать максимально сочные и яркие цвета с высокой плотностью. Этот способ печати идеально подходит для нанесения изображений на бэклите, когда необходима подсветка с внутренней части рекламного щита, световой панели или рекламного короба. Используя прежние технологии, практически невозможно было добиться такой яркости цветов. Даже при многослойной заливке одним и тем же цветом, насыщенность изображений была ниже, вследствие того, что материал при таких видах нанесения истончался - краска въедалась в поверхность. УФ-печать обеспечивает плотное нанесение, не просвечиваемое, и очень насыщенное, из-за того, что краска не впитывается в материал, а наносится только на его поверхность, слой за слоем. Преимуществом здесь является полноцвет, ведь цветовые переходы в той же тампопечати, например, передать невозможно.

Технология УФ-печати является одной из самых экологичных в полиграфии и рекламе.

Несмотря на то, что УФ красители сами по себе довольно аллергенны, при полимеризации они перестают быть таковыми. Это свойство невозможно переоценить при создании декоров для дома, детских, спален, общественных мест и рабочих помещений, где людям приходится проводить большое количество времени. Изделия с прямым нанесением не токсичны еще и потому, что краска не разъедает поверхность нанесения, а фиксируется на ней. Это свойство уф-красителей важно еще и при создании изображений на одежде. Изделия с таким видом печати на ткани абсолютно безопасны для человека.

Возможность четко пропечатывать мелкие детали.

Ультрафиолетовая печать применяется в случаях, когда нужно добиться наибольшей детализации мелких элементов на изображении. Так, например, различные мелкие тексты, схемы и таблицы лучше создавать с помощью данного вида нанесения. При других способах печати изображение так же получается качественным, но, впоследствии обработки материалов пленкой, ареал вокруг букв может стать размытым, что с наибольшей вероятностью осложнит прочтение текста. В частности, это может быть сильно заметно на темных поверхностях с матовой ламинацией. При УФ печати не требуется ламинация, поэтому данной проблемы не может быть.

УФ-печать – это прогрессивный, современный и экологичный способ создания самой яркой, качественной и безопасной полиграфии и рекламы, чем и объясняет свое такое быстрое приобретение популярности в современном производстве.

Мы уже успели забыть те времена, когда печать была возможна лишь на ограниченной группе материалов… Казалось бы, всего 20 лет назад появилась технология УФ-печати, но уже так плотно она вошла в нашу жизнь. Для чего используется ультрафиолетовая печать? С помощью этой технологии нанесение изображений высочайшего качества возможно практически на любые поверхности. Все меньше людей спрашивают о возможности офсетной печати, предпочитая яркую цифровую печать.

уф печать

УФ-печать основана на использовании уф-отверждаемых красок. Благодаря этому изображения можно нанести на бумагу, ткани, стекло, пластмассу и даже дерево. Из оборудования по этой технологии по-прежнему используются струйные принтеры, однако на этот раз краска не проникает внутрь материалов, а остается тонким и очень прочным слоем на поверхности. Отверждение чернил происходит посредством облучения изображения ультрафиолетовыми лампами. Перед нанесением печати поверхность необходимо тщательно очистить от загрязнений и жира, иначе изображение потеряет свою прочность и долговечность.

Первые принтеры, работающие с полимеризующимися красками, основывались на применении специальных ламп. Однако данная технология была быстро вытеснена светодиодами, производящими лучи в том же диапазоне спектра. Так срок службы оборудования до замены осветительной системы увеличился до 100 тысяч часов вместо предыдущих полутора тысяч. Представьте, насколько дешевле стало производство широкоформатных рекламных материалов с новой технологией! Так увеличилась скорость подготовки тиражей и ультрафиолетовая печать стала неотъемлемой частью жизни любой крупной и средней типографии.

широкоформатная уф печать

Виды оборудования для УФ-печати

Как мы уже упомянули ранее, технология UV-печати невозможна без использования УФ-принтеров. Однако существуют различные виды такого рода оборудования, предназначенные для разных типов материалов, а значит и разных целей. Итак, виды УФ-принтеров:

  • Рулонные - самая привычная и простая технология, используемая для рулонных материалов, что понятно по названию. Печать наносится на бэклит, баннерные ткани, пленки сетки и безусловно бумагу. Исходя из простоты технологии у нее есть и конкуренты в виде плоттеров (сольвентных и экосольвентных).

что такое уф печать