Свойства цветов в композиции

Обновлено: 02.07.2024

Цвет, как выразительное средство, является одним из важнейших компонентов создания художественного образа и содержит объективное начало — свет и субъективное — зрение. Законы цветовой гармонии во многом носят субъективный характер и зависят от физиологических, физических и психологических особенностей восприятия цвета, способных вызывать определенные ассоциации. Цветовые ассоциации имеют древние традиции, обусловленные восприятием человека явлений окружающего мира. Например, синий цвет, ассоциируясь со льдом, водой и небом, традиционно воспринимается как холодный, вызывающий чувство прохлады. Красный цвет, ассоциируясь с огнем, воспринимается как теплый. Этим обусловлено разделение на теплую и холодную части цветового круга, являющегося основой цветоведения.

К собственным качествам цвета относится цветовой тон, насыщенность и светлота. Насыщенность — это характеристика цвета, выражающая отличие цветового тона. Светлота — количественная сторона цвета. Тон цвета — степень светлоты или темноты какого-либо цвета.

Все цвета во всем их многообразии делят на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. Группа ахроматических цветов не имеет цветового тона и, отличаясь друг от друга степенью яркости, включает белый, черный и серый. Причем серый цвет имеет множество оттенков, которые отличаются один от другого только светлотой. Хроматические цвета — это чистые цвета спектра, различающиеся по цветовому тону.

Цвета, близко расположенные в цветовом круге, создают нюансные контрасты — слабо выраженные и незначительные различия сочетания цвета одного тона, но разного оттенка. Противоположно расположенные цвета создают насыщенные типы цветовых контрастов, среди которых выделяются:

  • — контраст по цвету;
  • — контраст светлого и темного;
  • — контраст холодного и теплого;
  • — контраст дополнительных цветов;
  • — контраст по насыщенности;
  • — контраст по площади цветовых пятен.

Особенности использования цвета в декоративной композиции выявляются через колорит, узорчатость, текстуру, условную передачу пространства с контрастным цветовым звучанием локальных цветовых пятен, черного или цветного контура и т.д. (рис. 41).

  • — каждый цвет, использованный в композиции, должен быть различаем;
  • — цвета не должны спорить друг с другом по активности своего воздействия и по площади;
  • — любое цветовое решение композиции должно сочетаться с назначением изделия, его материально-структурным составом, фактурой и отделкой;
  • — любая создаваемая композиция должна иметь свою колористическую идею, связанную с художественным образом.

Общий колорит декоративной композиции и цвет каждого отдельного ее объекта необходимо подбирать так, чтобы выгодно подчеркнуть и усилить стилизованный эффект. Цвет стилизованного объекта может быть объективным (чаще всего локальным) или субъективным (нереалистичным). Последний прием используется главным образом в двух случаях:

  • 1) для создания или увеличения декоративности композиции;
  • 2) передачи определенного эмоционального содержания композиции.

Узорчатость — это соотношение форм светлых и темных пятен, выразительность силуэта, графичность и выразительность контуров, силуэтов и линий. Важным элементом красочной поверхности чистого цвета является фактура, которая может передавать бесконечное разнообразие выразительных качеств визуального мира.

В декоративной композиции изображение пространственной глубины имеет свои отличительные особенности, направленные не выражение оптической иллюзии трехмерности, а на соотношение цветовых масс на плоскости, часто с использованием обратной перспективы. При этом могут полностью отсутствовать пространственные соотношения реальной натуры, позволяя изображению разворачиваться не в глубину, а вниз, вверх, выходить дальнему плану на ближний уровень.

Эмоциональное отношение к объектам во многом связано именно с тем, как решена их цветовая композиция, насколько она отвечает особенностям функции и формы. Цвет — один из важнейших инструментов дизайнера и художника народного искусства, которым они должен владеть при создании новых форм предметно-материальной среды. Как любой элемент композиции, цвет, необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях, ритмической организации объема, плоскости, пространства. Это должно способствовать созданию у зрителя состояния спокойствия, уравновешенности или, наоборот, активности, динамики, броскости. Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании любого объекта.

Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, симультанные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом.

Тема цветовой композиции настолько многообразна, что здесь возможно отразить только некоторые из ее основных положений.

В разделе, посвященном цветовым созвучиям, уже говорилось о возможностях создания гармоничной композиции. При рассмотрении выразительных свойств цвета мы установили необходимые конкретные условия и отношения, которые могли бы выявить в каждом цвете характерную для него выразительность.

Характер и воздействие цвета определяются его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспри-нимается в окружении других цветов.

Чем дальше по цветовому кругу один цвет удален от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом. Однако ценность и значение каждого цвета в картине определяется не только окружающими его цветами. Качество и размеры цветовых плоскостей также чрезвычайно важны для впечатления, производимого тем или иным цветом.

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветовых пятен. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжел, в верхней же кажется легким. Темно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжелого, неминуемого и грозного, а в нижней — он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Желтый в верхней части произведения производит впечатление легкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении.

Живописцы эпохи барокко с помощью диагоналей добивались в своих фресках иллюзий глубокой перспективы. Эль Греко, Лисе и Маульпертш, используя в своих работах контрасты направлений в движении цвета и форм и отдавая предпочтение диагональным мотивам, достигали особой экспрессивной выразительности.

Китайские живописцы наряду с вертикальными осями сознательно использовали и движение по диагонали, чтобы уводить взор зрителя в глубины ландшафта, причем эти диагонали часто терялись в заоблачных далях.

Кубисты использовали диагональные ориентации и треугольники с совершенно иными целями усиления впечатления рельефной глубины работ.

С другой стороны, глаз, склонный видеть одинаковые цвета вместе, в ситуации сложного колорита может порождать сразу несколько симультанных образов. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Все возникающие симультанные формы должны занимать по отношению друг к другу свое определенное положение. Тот факт, что тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине еще и дополнительных систем порядка и разграничения. То есть совершенно так же, как человеческое сообщество объединяетлюдей по принципу родства крови, мировоззрениям или общественному положению, так и родственные тождества в картине определяют ее собственный внутренний порядок.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счет организации холодных и теплых, светлых и темных цветовых групп в четко определенные пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.

Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счет подчеркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами. В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром и бесконечностью его форм и цвета, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования четко выраженной направленности ограничивающих линий.

Здесь было перечислено много способов создания цветовых композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.

Шпаргалка по цветоведению. Основы цветовой композиции, фото № 1

Этот конспект дают на цветоведении, но данные правила создания цветовой композиции применимы не только к живописи, но и ко всем работам, где используется цвет. Мне, например, эта шпаргалка очень помогает в вязании.

  1. Световая доминанта . Самое светлое пятно (но не белое).
  2. Цветовая доминанта . Активное цветовое пятно, но цвет усложнён другими оттенками. Т.е. не такой яркий как цветовой камертон.
  3. Цветовой камертон . Это маленькая искра. Самый чистый и яркий цвет в пределах гаммы нашей композиции или противоположный гамме (см. спектр), в этом случае цвет наоборот утрачивает спектральность.
  4. Акцентная тень . Небольшое пятно. Максимально плотное и тёмное (но не чёрное).
  5. Световая середина . Теневая пара, которая создаёт максимальный контраст света и тени.

Все эти пятна не должны быть на границе формата работы

Шпаргалка по цветоведению. Основы цветовой композиции, фото № 2

З.Ы. Для примера взяты работы по цветоведению студентов Харьковской академии дизайна и искусств

Светлота в хроматических цветах означает степень приближения цветов к белому или черному (светлее или темнее). В художественной практике любой цвет делается светлее путем добавления белого пигмента (разбеливание) или темнее за счет примеси черного пигмента (затемнение). В том и другом случае меняется цветовой тон, например, разбеленный от красного цвета дает розовый, а затемненный - коричневый тон. Насыщенность цвета характеризует степень концентрации цветового тона и степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического цвета. Все спектральные цвета считаются насыщенными. С приближением цвета по качеству к спектральным цветам повышается его насыщенность. Любые смеси хроматических цветов с белыми, черными или серыми цветами приводят к уменьшению насыщенности вплоть до полной потери цветового тона. Насыщенность цвета не следует путать с яркостью или чистотой цвета. Чистыми считаются три основных цвета, не имеющие примесей: красный, синий и желтый. Яркость -- характеристика восприятия. Она определяется нашей скоростью выделения одного цвета на фоне других.

Яркость видимого объекта определяется нами не как абсолютная величина, а как относительная, по отношению к фону. Так, например, из двух квадратов одинаково серого цвета квадрат на черном фоне кажется нам более светлым, чем квадрат на белом фоне. То же явление мы наблюдаем и с цветными объектами. Это явление называется одновременным контрастом. Излучаемые цвета носят специфический характер. Среди них основными являются красный, синий и зеленый цвет. В смешении они дают белый цвет. Отражаемыми являются три основных цвета: желтый, красный и синий. В гармоническом построении они образуют триаду цветов, которые при смешении дают черный цвет, занимающий ее центр. Прежде всего, отражаемые цвета характеризуются разным хроматическим составом. Они разделяются на ахроматические и хроматические. К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серые оттенки, получаемые от их смешения. В своем гармоническом построении они образуют основной ахроматический круг, в котором верхнее положение занимает белый цвет, нижнее -- черный, а серые оттенки располагаются в промежутке между ними. Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих цветов. Он нем, но легко возбуждается и дает великолепные оттенки. Любой цвет немедленно может вывести серый из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цвете. Серый цвет - это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более интенсивными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и тем самым, подобно вампиру, обретая собственную жизнь. На этом основании Делакруа отвергал серый цвет как отнимающий силу других цветов. К хроматическим цветам относятся чистые цвета спектра, получаемые при разложении дневного света, проходящего сквозь светопреломляющую призму. В первую очередь они различаются по цветовому тону. При более тщательном смешении хроматических цветов образуются оттенки, которые в том же гармоническом порядке образуют так называемый полный цветовой круг (радугу).

При построении композиции на сочетании хроматических цветов с черным, белым и реже серым есть свои особенности. Черный цвет оказывает на хроматические, особенно средние по светлоте и высоко насыщенные красные и зеленые цвета, сильное воздействие: эти цвета светлеют, насыщенность их возрастает, они как бы светятся. С увеличением площади черного цвета в композиции отчетливее проявляется этот эффект: белый цвет, особенно белые обводки хроматических цветов, сообщают композиции своеобразный колорит; цвета становятся воздушными, пастельными. Совокупность оттенков в цветовой композиции определяется как тональность, или цветовая гамма. Сочетание многих цветов, составляющих не одну, а несколько гамм, рассматривается как полихромия, или палитра цветов (колорит). Чрезвычайно важен для построения цветовой композиции учет такого художественного свойства цвета, как активность. Определяется она разной степенью чисто зрительного его воздействия на человека. По такому воздействию различают более активные цвета -- ярко-красно-оранжевые и менее активные -- фиолетово-синие. Нейтральными по воздействию считаются желто-зеленые оттенки. Указанные отношения могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции. Знание выше перечисленных свойств цвета позволяет более осмысленно подходить к решению тех или иных колористических задач в построении графических композиций.

3. Установление гармонического равновесия активных и пассивных цветовых пятен:

· доминирующая роль цвета

· статика динамика цвета

4. Использование пространственных свойств цвета.

С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство,

вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы. Он способствует достижению ее большей выразительности.

Эмоциональное воздействие цветана человека носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его проявления они могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции.

Можно выделить психологические и образно-эстетические свойства разных цветов.

Цветовая культура – составляющая культуры, феномен, опирающийся на психофизиологию восприятия, на колористку как сумму знаний о цветовой среде. Раскрывается в различных аспектах духовной и материальной жизни. Цветовая культура возникает и бытует в гуще социально-пространственных процессов.

Цветовая символика – способность цвета выражать некоторую идею, нести определенный смысл.

Направление цветового пятна:

· направленность формы цветового пятна

· направленность группы подобных тождественных цветовых пятен

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветовых пятен. Цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, расположен ли он в верхней или нижней части, слева или справа.

· в верхней кажется легким.

Темно-красный цвет

· в верхней впечатление чего-то тяжелого, неминуемого и грозного,

· в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся.

· в верхней легкости и невесомости,

· в нижней бунтует, словно в заточении.

Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства графического листа - горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл:

· Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости.

Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении темных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций.

Тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине еще и дополнительных систем порядка и разграничения. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции

Порядок в графическом листе может быть достигнут за счет организации холодных и тёплых, светлых и темных цветовых групп в четко определенные пятна и массы.

Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов.

Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.

Важными характеристиками цвета являются: тон, светлота, температура, насыщенность.

Активность цвета – определяется она разной степенью зрительного его воздействия на человека:

Читайте также: