Свойства цветов и их использование в моделировании одежды

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.09.2024

Первое, что вас останавливает, когда вы идете мимо витрины – это цветовая палитра (допустим, оранжевое пальто), вы заходите в магазин и дотрагиваетесь до него – и это самый важный момент. Через прикосновение к ткани вы примерно понимаете качество, стоимость изделия и решаете примерить его или нет. Допустим, пальто прошло все стадии, и вы его надели - на этом этапе вы обращаете внимание на крой и пошив изделия. Если вас устраивает всё, в том числе и цена, то вы неизбежно купите эту вещь. Это к тому, что выбор цвета ткани может спасти скучный дизайн, скрасить недостатки пошива (ох, меня Grasser побьют), а в создании коллекции сыграть главную роль.


За последнее столетие в дизайне одежды сложились определенные правила: в силу национальных и расовых принадлежностей, трендов и технологических возможностей. В fashion индустрии дизайнеры общаются со своей аудиторией выбирая символику цвета и цветовые ассоциации. Можно следить за мероприятиями и публикациями в прогнозировании цветовых трендов, этим занимаются международные консультанты – Colour Group of Great Britain, Color Marketing Group (CMG), the International Colour Authority (ICA), the Color Association of the United States (CAUS). Такие компании выслеживают предпочтения потребителей и модные течения на один-два года вперед.

2.jpg

В коллекции есть один, два, максимум три главных цвета, большее количество сложно воспринимать. Чаще, это один главный цвет, на котором держится вся коллекция, его должно быть совсем мало. Все остальные - это дополнительные цвета, к тому же самые окупаемые. Конечно, если у вас не стоит задача сделать коллекцию красных платьев или монохром. Обычно, то самое оранжевое пальто так и остается висеть на вешалке, а, тем временем, спокойные вещи раскупаются.

4.jpg

3.jpg

Творческих успехов Вам!

Елизавета Артюхович, студентка курса по дизайну текстиля в Chelsea College of Arts и ассистент школы Grasser.

Сочетание цвета в одежде

Чтобы выбрать одежду идеально подходящую вашему стилю, типу фигуры, возрасту недостаточно учитывать только направление моды. Желательно иметь хотя бы общее представление о сочетании цвета и оттенков в одежде. В крайнем случае, можно просто воспользоваться уже имеющимися рекомендациями дизайнеров, размещенных в таблице сочетания цветов и оттенов.

Базовые понятия и определения

Все видимые глазом цвета делятся на две группы: хроматические и ахроматические (от греческого слова "хромос" - цвет). Все цвета спектра - хроматические. Они характеризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
К ахроматическим (бесцветным) относятся белый, серый и черный. Все ахроматические цвета обладают одним свойством - светлотой.

Светлота - это большая или меньшая близость данного цвета к белому. Цветовой тон - хорошо различимая разница в цвете. Насыщенность - это густота цвета или показатель яркости, максимально возможный для данного цвета. Каждый цвет может быть темнее или светлее, его сила, интенсивность может изменяться, не меняя оттенка. Насыщенность цвета имеет несколько переходов: очень светлый, светлый, средний, густо-темный, темный. Самые насыщенные цвета - основные цвета спектра. Их называют чистыми.

Если к любому насыщенному цвету прибавить белый, то насыщенность уменьшается, цвет становится разбеленным. Обычно, пастельные тона считаются разбеленными. Мягкие пастельные тона хорошо сочетаются друг с другом и их можно рекомендовать почти всем. Если к насыщенному цвету добавить черный цвет, то образуются затемненные цвета.
Светлые тона выявляют фасонные линии в одежде, подчеркивают фактуру ткани, зрительно увеличивают объем. Темные тона наоборот, скрадывают фасонные линии, фактуру ткани и зрительно уменьшают объем. Ткани светлых тонов кажутся более легкими, чем ткани темных тонов.

Эмоциональное восприятие цвета одежды

Эмоциональное восприятие цвета одежды

Цвета различных тонов по-разному воздействуют и вызывают различные чувства. Синий цвет, голубой и некоторые зеленые цвета вызывают чувство прохлады и называются холодными. Холодные тона воспринимаются как отступающие, они обладают свойством зрительно уменьшать, отдалять предметы. Красный, оранжевый, желтый цвета связаны с представлением об огне, солнце, они называются теплыми.

Если взять два одинаковых предмета и окрасить один в холодный цвет, а другой - в теплый и рассматривать их издалека, то создается впечатление, что первый предмет меньше и расположен дальше от второго.

Зрительное восприятие фона

Зрительно изменять величину предмета может не только цвет, но и фон. Светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем темные предметы на светлом фоне. На фоне холодных тонов предметы теплых насыщенных цветов кажутся увеличенными, приближенными.

Свойства теплых и холодных тонов необходимо использовать при моделировании одежды. Сочетанием цветов теплых и холодных тонов ткани можно подчеркнуть естественную красоту человека, уменьшить или даже скрыть его недостатки. Полные фигуры, одетые в костюмы холодного тона, зрительно кажутся меньше.
См. также Зрительные иллюзии в моделировании одежды.

Основные закономерности сочетания цветов

Для сочетания цвета в одежде важно не только научиться различать сочетаемые и не сочетаемые цвета, но и суметь скомпоновать детали одежды по цвету и цветовым пропорциям в единое целое. Смешение и сочетание семи основных цветов спектра дают большое разнообразие красок. Эти сочетания имеют свои закономерности. Если спектральные цвета расположить в последовательности по кругу, но между красным и фиолетовым вставить пурпуровый (он получается при смешении красного и фиолетового цветов и добавляется для плавного перехода от фиолетового к красному), то образуется хроматический круг.

Все хроматические цвета можно подразделить на контрастные цвета, родственные и дополнительные. Расстояние между двумя цветами круга называют хроматическим интервалом.

Малый интервал - это интервал между двумя родственными цветами или расстояние между оттенками каждого цвета.
Сочетание цветов в малых интервалах дает хорошее восприятие их, так как при одноцветной гармоний цвета отличаются только степенью насыщенности и светлотой. Они дают плавные переходы от одного цвета к другому, например, зеленый и светло-зеленый. Аналогичная гармония возникает при сочетании смежных или родственных цветов, которые располагаются в цветовом круге рядом, например, желтый и зеленый.

Цвет в одежде

Интервал цветов через один цветовой сектор называется средним. Сочетание цветов в средних интервалах часто производит неприятное впечатление. Сочетание зеленого цвета с синим цветом, красного с фиолетовым цветом считаются несовместимыми.

Интервал цветов, включающий цвета через два-три цветовых сектора или цвета, находящиеся на противоположных концах хроматического круга, называют большим. Дополнительные цвета располагаются на противоположных концах хроматического круга и при смешении дают светло-серый цвет. Дополнительный цвет к красному - зеленый, к синему - оранжевый, к фиолетовому - желтый.
Сочетание этих цветов в одежде создает хорошее впечатление, они усиливают, подчеркивают друг друга. В таких сочетаниях основным, преобладающим должен быть один цвет, а второй - дополнительным, служить отделкой.

Существует такое понятие, как контраст цветов по светлоте. На темном фоне цвета светлеют, на светлом фоне темнеют. В гармонии триады сочетаются три контрастных цвета (или их оттенки), лежащие на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг - это желтый, красный и синий; оранжевый, зеленый и фиолетовый; желто-зеленый, красно-оранжевый и сине-фиолетовый.

Хорошо сочетаются хроматические цвета с ахроматическими. Теплый тон дает красивое сочетание с темным ахроматическим, а холодный - со светлым. Белый цвет и черный гармонируют почти с любым цветом. Светлые тона в сочетании с белым создают мягкую гамму. Насыщенные цвета хорошо гармонируют с черным и белым. Малонасыщенные цвета гармонируют с различными оттенками серого цвета.

Оттенки однородных по тону цветов

Цветов и оттенков в природе много. С развитием техники и химии создаются новые цветовые сочетания, оттенки цветов и комбинации смешения цветов. Однако закономерности цветовой гармонии изучены недостаточно, поэтому рекомендуемые сочетания цветов нельзя воспринимать как обязательные.

Иногда неожиданные сочетания цветов в одежде создают очень приятное впечатление. Кроме того, необходимо учитывать сочетание цвета костюма с цветом волос, глаз, кожи. В изделии сочетание цветов может быть прекрасным, но оно будет не "к лицу" данному человеку.

Условное подразделение людей на четыре цветовых типа

Существует условное подразделение всех людей на четыре цветовых типа, названных по временам года - Весна, Осень (теплые тона), Лето, Зима (холодные тона).
Определить свой цветовой тип можно так:
Сесть перед большим зеркалом. Освещение должно быть не слишком ярким, но достаточно сильным, чтобы цвета выглядели естественно.

Если волосы подкрашены, надо повязать их косынкой, иначе результат может оказаться неточным.

Снять с лица всю декоративную косметику.

Попеременно прикладывайте к себе платки персикового и розового цвета. От того, с каким цветом ваше лицо смотрится лучше, зависит, относитесь ли вы к группе теплых, персиковых тонов ("Весна", "Осень") или к группе холодных, розовых тонов ("Зима", "Лето").

Если вы отнесли себя к группе холодных тонов : ярко-розовый, черный, ярко-желтый ("Зима"); спокойный розовый, бордо, голубовато-стальной ("Лето").

А если вы относитесь к группе теплых выберите такие цвета: травянисто-зеленый, лимонно-желтый, ярко-синий ("Весна"); оливковый, желто-охряный, глубокий сине-зеленый ("Осень"). В богатой гамме оттенков всегда можно найти тот, который "к лицу" именно вам, найти свое неповторимое решение сочетания цветов в одежде. Если вы, например, собираетесь сшить что-либо в красных тонах, а ваш тип "Весна", вам подойдут маковый и оранжево-красный, а если ваш тип "Лето", то вам нужен вишнево-красный или малиновый.

Таблица сочетания цветов в одежде

Таблица сочетания цветов в одежде

Ниже приведены краткие данные из таблицы сочетания цветов в одежде.
Бирюзовый: фуксия, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
Серый - базовый цвет, хорошо сочетается с капризными цветами: фуксия, красный, фиолетовый, розовый, синий.
Бежевый - с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
Розовый - с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно - голубым.
Красный - подходит к желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
Коричневый - ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
Оранжевый - голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
Желтый -синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
Зеленый - золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
Голубой- красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
Синий - светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
Фиолетовый - золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, зеленая мята, светло-оранжевый.
Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Подбор сочетания цветов для вашей одежды основывается не только на рекомендациях дизайнеров из многочисленных таблиц сочетаний цветов. Выбор цвета или сочетания цвета зависит от многих индивидуальных особенностей каждого человека. Все таблицы носят лишь рекомендательный характер.

Учитывать значение этих таблиц следует, но все же больше нужно полагаться на свой вкус и симпатии. Важно не то, как вашу одежду будут воспринимать окружающие, а как вы будете себя в ней чувствовать, например, в юбке ярко красного цвета с безумно пестрой блузкой. Если такая одежда вселяет вам уверенность и не вызывает дискомфорта, значит ваш выбор правильный, пусть он даже и не соответствует рекомендациям таблицы сочетания цвета.

Другие статьи:

Пошив платья своими руками

Пошив платья своими руками
Как сшить платье своими руками. Технология и последовательность пошива платья для начинающих.

Юбка на резинке

Юбка на резинке
Как сделать простую выкройку и сшить различные модели юбки с поясом на резинке.

Типы женских фигур

Типы женских фигур
Одежда выглядит гармонично, если она подобрана под ваш стиль, цвет волос, глаз и стиль одежды соответствует вашему возрасту. Умение правильно подобрать цвет ткани одежды, подобрать сочетания цветов, оттенков других предметов костюма сделают вас увереннее, а значит моложе и привлекательней.

Как выбирается одежда по типу фигуры

Как выбирается одежда по типу фигуры
Подобрать одежду подходящую вашему типу фигуры очень важно практически для любой женщины, особенно имеющей нестандартную или полную фигуру. Правильный подбор одежды по фигуре позволяет не только гармонично и естественно выглядеть, но иногда скрыть некоторые недостатки.

Таблица размеров женской одежды

Таблица размеров женской одежды
С помощью данной таблицы размеров женской одежды вам можно будет определить соответствие ваших мерок тому или иному размеру и конечно же таблица размеров вам обязательно пригодится, если вы шьете одежду на заказ.

Наименование деталей кроя

Наименование деталей кроя, термины
Какие наименования имеют детали выкройки и кроя, линий и срезов верха женского платья и другой одежды.

Как подшить юбку

Как подшить юбку
Прочитайте эту статью, если вы не знаете как подшить юбку, в том числе из шифона. Обработка низа юбки потайным швом.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шокорова Л.В., Киселева Н.Е., Сердюкова Д.А.

В статье раскрываются основные принципы создания художественного образа , играющего решающую роль в современном дизайне одежды . Характеризуются функции костюма , его отличительные особенности, как объекта дизайна, направленного на создание новых изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами в соответствии с образом жизни и потребностями людей. Рассматриваются природа и феномен цвета , позволяющие создать гармоничное единство образа человека и костюма в определённой среде. Проводится анализ влияния цвета , оказывающий влияние на современные тенденции в дизайне костюма . Определяются основные сочетания цветов в композиции костюма , характеризуется цвето-психологический аспект.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шокорова Л.В., Киселева Н.Е., Сердюкова Д.А.

Анализ сиcтемы символов костюма (ССК) в коллекциях дизайнеров 2017 г. В русском стиле и использование результатов исследования в разработке базы данных

COLOUR AS A MEANS OF EXPRESSION OF AN ARTISTIC IMAGE OF A MODERN SUIT

In the research paper the basic principles of creation of an artistic image that is playing a crucial role in the modern design of clothes are revealed. The authors characterize functions of a suit , its distinctive features, as an object of design directed on creation of new products with high-consumer properties and esthetic qualities according to the way of life and needs of people. The nature and a phenomenon of color allowing creating a harmonious unity of an image of a particular person and a suit in a definite environment are considered. The researchers present an analysis of influence of color on current trends in design of suits. The study provides characteristics of the main combinations of colors in suit composition and some color-relating psychological aspects.

ролевые педагогические позиции в процессе профессионального обучения в вузе.

Подытоживая результаты исследования, мы отмечаем в целом хорошие показатели по личностным характеристикам, что немаловажную роль играет в развитии знаний и практических умений будущих педагогов. Исследуемая категория студентов

может стать педагогами с креативным мышлением, развитыми коммуникативными и организаторским способностями, умеющими организовать работу в социокультурном пространстве школы и среды, через использование возможностей формального и неформального образования в изучении ролей педагога и развитии ролевой педагогической позиции.

1. Гибадуллина Ю.М. Профессиональная подготовка педагогов в процессе интеграции формального, неформального и информально-го образования. Фундаментальные исследования. 2014; 11-10: 2253 - 2257.

2. Гибадуллина Ю.М. Основные роли педагога в условиях формального, неформального и информального образования. Педагогическое мастерство: Материалы IVмеждународной научной конференции, февраль, Москва: Буки-Веди, 2014: 228 - 231.

3. Сахарова В.И. Подготовка педагога-исследователя в системе повышения квалификации. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. 4 (16): 106 - 109.

1. Gibadullina Yu.M. Professional'naya podgotovka pedagogov v processe integracii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; 11-10: 2253 - 2257.

2. Gibadullina Yu.M. Osnovnye roli pedagoga v usloviyah formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe masterstvo: Materialy IVmezhdunarodnoj nauchnojkonferencii, fevral', Moskva: Buki-Vedi, 2014: 228 - 231.

3. Saharova V.I. Podgotovka pedagoga-issledovatelya v sisteme povysheniya kvalifikacii. Professional'noe obrazovanie vRossiiiza rubezhom. 2014. 4 (16): 106 - 109.

4. Organizaciya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obscheobrazovatel'nom uchrezhdenii: metodicheskoe posobie. Avtory-sostaviteli N.S. Serdyukova, E.V. Posohina, L.V. Seryh. Belgorod: BelRIPKPPS, 2011.

Статья поступила в редакцию 25.10.15

COLOUR AS A MEANS OF EXPRESSION OF AN ARTISTIC IMAGE OF A MODERN SUIT. In the research paper the basic principles of creation of an artistic image that is playing a crucial role in the modern design of clothes are revealed. The authors characterize functions of a suit, its distinctive features, as an object of design directed on creation of new products with high-consumer properties and esthetic qualities according to the way of life and needs of people. The nature and a phenomenon of color allowing creating a harmonious unity of an image of a particular person and a suit in a definite environment are considered. The researchers present an analysis of influence of color on current trends in design of suits. The study provides characteristics of the main combinations of colors in suit composition and some color-relating psychological aspects. Key words: design of clothes, suit, artistic image, color.

ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА

В статье раскрываются основные принципы создания художественного образа, играющего решающую роль в современном дизайне одежды. Характеризуются функции костюма, его отличительные особенности, как объекта дизайна, направленного на создание новых изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами в соответствии с образом жизни и потребностями людей. Рассматриваются природа и феномен цвета, позволяющие создать гармоничное единство образа человека и костюма в определённой среде. Проводится анализ влияния цвета, оказывающий влияние на современные тенденции в дизайне костюма. Определяются основные сочетания цветов в композиции костюма, характеризуется цвето-психологический аспект.

Ключевые слова: дизайн одежды, костюм, художественный образ, цвет.

Одной из ведущих тенденций современной моды является разработка дизайна одежды, выгодно подчёркивающей особенности личности и выявляющей пластику и красоту человеческого тела. В настоящее время одной из сложнейших задач для дизайнеров становится создание индивидуального костюма, направленного на выявление новых образов человека, позволяющих выйти за рамки своего повседневного существования. Огромное разнообразие современного костюма гораздо отчётливее, чем «другие жанры художественного творчества отражают отноше-

яния цвета на создание художественного образа в современном дизайне костюма определяет несомненную новизну и актуальность данного исследования.

Выполняя те же функции, что и одежда, костюм в то же время несёт знаковую функцию, сообщая окружающим важнейшую информацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Моделирование костюма является одним из объектов дизайна, задачей которого является создание новых культурных образцов и новых вещей с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами в соответствии с образом жизни и потребностями людей.

Современный костюм, как объект дизайна, несёт определённые функции, способствующие облегчению процесса адаптации человека к окружающему миру. Это традиционная утилитарно-практическая, необходимая в конкретной деятельности человека; адаптивная, обеспечивающая комфортность; результативная, связанная с социальным функционированием вещи и интерактивная, направленная на выявление качеств культуры в традициях и ценностях, выраженных в материале и форме.

Дизайнер одежды всегда находится под влиянием процесса потребления, то есть в русле современных модных течений. Являясь средством выражения социального статуса человека, модная одежда позволяет разрешать конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой. Индивидуальный стиль дизайнера, грамотно сочетающийся с модными тенденциями, позволяет создавать уникальные модели одежды, в которых проявляются причудливые сочетания цветов, фасонов и аксессуаров. Таким образом, дизайнер, создавая проект костюма для человека, проектирует не только предметную среду в целом, но и художественный образ самого человека, его облик, эмоции, стиль жизни.

Дизайн костюма является творческой деятельностью, целью которой является определение формальных качеств предмета одежды, в том числе: внешних черт изделия и структурных и функциональных взаимосвязей, превращающих изделие в единое целое, с точки зрения потребителя и с точки зрения изготовителя. При разработке современного костюма необходимо исходить из функционального подхода, который определяет как конструктивное решение, так и выбор материалов, и художественный образ костюма.

Форма - это основное средство выражения художественного образа в одежде, проявляющееся в единстве всех элементов. Традиционные способы и средства гармонизации, такие, как ритм, пропорции, масштабность, контраст, нюанс, тождество и симметрия, обеспечивают целостное восприятие формы. Совокупность тех или иных форм обогащает художественный образ, даёт ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Наряду с такими приёмами визуальной организации образного выражения, как стилизация, трансформация и фактура, богатые по своему содержанию художественные образы костюма создает цвет, тесно соединенный с формой. Однако при этом следует учитывать характер физиологического воздействия цвета на человека, физические и эмоци-

ональные ассоциации, вызываемые цветом. Цветовые нюансы проявляются в сочетании разных оттенков и полутонов в общей колористической гамме костюма. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, обычно выглядит гораздо богаче, сложнее и изысканнее, чем костюм, решённый в одном цвете. Использование нюансов в сочетании вещей даёт большой простор для личного творчества.

Природа и феномен цвета содержат как объективное начало - свет, так и субъективное - зрение. Именно цвет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. На всем протяжении развития науки о цвете мы встречаем имена художников, философов, ученых, которые посвятили свою деятельность этой проблеме: Лукреций, Альберти, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, Гельмгольц, Ломоносов, Освальд, Рабкин, Менсел, Юстов, Кюпперс и другие. Законы цветовой гармонии относительны и во многом носят субъективный характер. Из истории мы знаем, что у различных народов определённые цветовые сочетания считались особенно красивыми: терракотово-красный с чёрным - основной мотив росписи керамики Древней Греции; контрастные сочетания красного, зелёного, белого, чёрного - в национальной одежде узбеков.

Существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов, которые естественно влияют на восприятие. Это факторы времени, возраста, пола, национальности и т. д. Они могут усилить или ослабить воздействие, но не способны снять его полностью. Цвета имеют физиологическое воздействие на человека. Например, красный возбуждает, оранжевый стимулирует, зелёный успокаивает, а фиолетовый производит угнетающее действие на нервную систему.

Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус и обоняние. Вот почему мы начинаем слышать цвет, чувствовать его вкус. Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями, которые можно подразделить на физические и эмоциональные.

Характер цвета - это его положение или место в цветовом круге. Как чистые основные цвета, так и все их смеси обладают ясно выраженным характером. Так, например, зелёный цвет может быть смешан с жёлтым, оранжевым, красным, фиолетовым, синим, белым и чёрным цветом, причем в каждом случае он приобретает специфический, единственный в своем роде характер. Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создает новый, особый его характер. Тон цвета - степень светлоты или темноты какого-либо цвета. Тон цвета может быть изменен двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, чёрным или серым, или за счет смешения с двумя цветами различной светлоты.

Представление о цветовой гармонии позволяет раскрыть смысл другого, не менее важного для живописной практики понятия - колорит. В современном прочтении колорит есть совокуп-

ность всех цветов и оттенков, использованных в художественных произведениях, общее впечатление от цветового строя картины, характера подбора тонов [4, с. 12]. Холодный, тёплый, серебристый, мрачный, воздушный, эти названия вариантов колористического строя произведения приводят к мысли, что большое значение в его определении имеет эмоционально-психологическая оценка произведения зрителем и цветовые представления самого художника, его художественного направления.

Таким образом, художественный образ в дизайне современного костюма - это гармоничное единство образа человека и костюма в определенной среде. Процесс создания художественного образа в дизайне одежды можно подразделяется на два этапа. К первому относится возникновение образной идеи, воплощенной в виде форм, линий, цвета и фактуры материала. Ко второму - создание целостного художественного образа единства костюма и человека.

Смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цветовая гамма. Выбирать свой цвет рекомендуется, учитывая свой тип внешности и использовать максимум три цвета. Один из них будет преобладать в образе, второй - подчеркивать его и оттенять, а третий - расставлять акценты, в зависимости от того, что мы хотим подчеркнуть. Однако, бывают очень кстати и другие сочетания красок.

При монохроматическом сочетании цветов используется только один цвет, но со всем многообразием тонов - от самых светлых до самых темных. Очень важна так называемая созвучность оттенков, находящихся в одном цветовом ряду. Например, синий цвет взаимосвязан с фиолетовым, зеленым и голубым. Оттенки могут располагаться ближе к первому, второму или третьему ряду, позволяющим изменять в разных деталях одежды яркость и насыщенность цвета. Это могут быть неоновый или цвет морской волны, а также васильковый, небесно-голубой, лазурный. Названия оттенков фиолетового цвета переданы через названия цветков: лиловый, фиалка, лавандовый и сиреневый. Бирюзовый, салатовый, аквамарин, изумрудный и оливковый -оттенки зелёного. У оранжевого цвета не менее богатая палитра красок: медовый, рыжий, морковный, апельсиновый, янтарный

(включает группу оттенков от желтого до коричневого), коричневый, который получается благодаря слиянию серого и оранжевого. А у красного - алый, розовый, кармин, бордо, багряный, багровый и кардинал [6, с. 47].

Ахроматическое сочетание цветов позволяет использовать чёрный, серый и белый с обязательным добавлением ярких цветных акцентов, выраженных с помощью аксессуаров: брошей, браслетов, шарфика. При комплиментарном сочетании цветов используются контрастные цвета. Таким образом, при грамотном использовании цветовой палитры, сочетание цветов удачно дополняют друг друга, создавая баланс и гармонию в художественном образе. Выбор цвета будущих коллекций каждого нового сезона всегда определяется разработками Института цвета РапЬпе - мирового авторитета в области цвета и цветовых стандартов для индустрии моды и дизайна.

В результате исследования вопроса роли цвета в композиции костюма стало очевидным, что цвет в костюме в совокупности с формой даёт богатые по своему содержанию произведения. Используя цвет в качестве средства выражения художественного образа, следует учитывать характер физиологического воздействия цвета на человека, физические и эмоциональные ассоциации, вызываемые цветом. Цвета имеют субъективные и объективные свойства восприятия. Цвет в композиции костюма - это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи некой информации и является неоспоримым преимущественным условием при создании гармоничного дизайна костюма конкурентно способного в современных рыночных отношениях.

Специфика творчества в дизайне костюма заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стереотипов в отношении человека к самому себе, навыках, движениях, манере держаться, поведении в целом. Вещи, созданные дизайнером, создают не только новую вещественность, но и новую человечность. Данную функцию легко представить в дизайне одежды. Модельеры систематически обращаются к элементам истории и культуры и находят в них новые решения, которые позволяют им создавать уникальные коллекции.

1. Нестерова М.А. Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды. Автореферат . кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2008.

2. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ляхова Н.Б., Финащина Е.М. Композиция костюма. Москва, 2003.

3. Шокорова Л.В., Киселева Н.Е. Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнера. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2-х ч. Тамбов: Грамота, 2014; 9 (47); Ч. II: 203 - 205.

4. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Москва: Легпромбытиздат, 1997.

5. Платов Ю.Т., Исаев С.М. Цвет, мотив, выбор. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1990.

6. Брызгов Н.В. Функции цвета в различных видах искусства. Искусство и образование. Москва, 2009; № 4.

1. Nesterova M.A. Telopodobnyj i formoobrazuyuschij kostyumy kak dve tendencii v istorii evropejskoj mody. Avtoreferat . kandidata iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2008.

2. Gusejnov G.M., Ermilova V.V., Lyahova N.B., Finaschina E.M. Kompoziciya kostyuma. Moskva, 2003.

3. Shokorova L.V., Kiseleva N.E. Dekorativnaya kompoziciya kak sredstvo razvitiya kreativnogo myshleniya dizajnera. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kul'turologiya iiskusstvovedenie. Voprosy teoriiipraktiki: v 2-h ch. Tambov: Gramota, 2014; 9 (47); Ch. II: 203 - 205.

4. Parmon F.M. Kompoziciya kostyuma. Odezhda, obuv', aksessuary. Moskva: Legprombytizdat, 1997.

5. Platov Yu.T., Isaev S.M. Cvet, motiv, vybor. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 1990.

6. Bryzgov N.V. Funkcii cveta v razlichnyh vidah iskusstva. Iskusstvo i obrazovanie. Moskva, 2009; № 4.

Статья поступила в редакцию 03.11.15

Kudrin V.S., postgraduate (Pedagogy), Lieutenant Colonel of Police, instructor-methodologist, Center of Command and Staff

THE EXTREMIST ACTIVITIES OF YOUTH: CLASSIFICATION, FORMS AND TYPES. The article discusses the extremist activities of youth as one of phenomena of modern socio-cultural situation in a changing paradigm of the modern society. The author analyzes approaches of researchers to this phenomenon through the definition of its forms and types, classification of organizations of an extremist nature. It is emphasized that the phenomenon of extremism, including the extremism of youth is an urgent problem in the Russian society in the XXI century. It not only has slowed down the social development and personal formation, but also has become a threat to the security of our country and humanity in general. The article notes that the problem of extremism arise, where there is a confrontation and collision with concrete manifestations of intolerance, aggression and confrontation, and that extremism is a multifaceted, multilayered and heterogeneous phenomenon, defined as a commitment to extreme measures and opinions, reject-

На протяжении веков цвета использовали для выражения определенных чувств и понятий. Багряный цвет у древних людей олицетворял силу и власть. В наши дни на Дальнем Востоке в этом значении используется желтый цвет. В Англии, США, Австралии синий цвет связывают с понятием мудрости, истины, а красный олицетворяет мужественность. В эпоху средневековья черный цвет означал тьму, белый - мудрость, красный-любовь, желтый - обман.

В наше время некоторые цвета приобрели значение новых символов. Так, красный цвет стал символом революции, праздника, победы, черный - траура и официальности, белый - чистоты, розовый и голубой - младенчества. И сейчас свадебное платье делают чаще всего белым, маленьким девочкам покупают одежду розового, а мальчикам - голубого цвета. Платье для выпускного бала делают светлым - белым, бледно-голубым, бледно-розовым, светло-желтым. Официальная мужская одежда - черная.

Цвет и рисунок материала имеют большое значение в моделировании одежды. Каждая мода предлагает определенную цветовую гамму. Могут предлагаться цвета яркие или спокойные, светлые или темные, чистые или сложные. Цвета серый, черный и белый стали классическими. Всегда присутствует в моде и цвет беж. Женская одежда более сложная по цвету. Молодежная - красочная и яркая.

Очень важным моментом в обновлении одежды является сочетание цветов в одном изделии или в комплекте. Цветовые сочетания могут быть тональными и контрастными. Тональное сочетание - это сочетание двух или трех близких цветов, например светлого, среднего и темного оттенков какого-нибудь цвета в одном костюме. Контрастное сочетание цветов делает одежду яркой, эмоциональной. Предлагается в основном для молодежной одежды. Преобладают сочетания синего с красным, синего с желтым, красного с зеленым. Интересное решение можно получить при сочетании яркого цвета с классическим - черным, серым, белым. В моде последних лет замечаем сочетание черного и белого или черного, белого и красного. Серый, белый и черный можно использовать в одежде классического стиля. В оформлении молодежной одежды яркие цвета предлагаемой модной гаммы можно сочетать с белым и черным.

Цвет в одежде влияет и на ее форму. Удачным использованием цвета мы можем создавать различные зрительные иллюзии. Надо помнить, что цвета светлые и теплые (желтые, оранжевые и красные) являются "выступающими", они зрительно увеличивают форму одежды, поэтому для полных фигур их применять не рекомендуется. Эти цвета более уместны в одежде худощавых и стройных. Полным женщинам больше подходят цвета "отступающие". Это холодные цвета (синие и зеленые) или темные насыщенные. Полным женщинам следует избегать контрастных сочетаний цветов. Необходимо отвлекать внимание от частей фигуры, которые невыгодно подчеркивать.

Так, если у человека слишком широкая шея, надо поместить цветовое пятно около линии талии или выше ее. При слишком плотном телосложении цветовую отделку, привлекающую внимание, располагают где-нибудь около шеи. Светлые перчатки при темном костюме притягивают взор и придают некоторую ширину фигуре. Черные туфли и черная шляпа при светлом костюме подчеркивают высоту. Тёмная юбка может зрительно заузить бедра, темная блузка уменьшить размер лифа.

Цвет имеет немаловажное значение и при составлении гардероба. Женщины, которые нашли свой стиль в одежде, правильно определили и цветовую гамму. Хорошо, если все изделия и дополнения гардероба - шляпы, перчатки, обувь - увязаны между собой по цвету. Этого можно добиться, если за основу взять один какой-нибудь цвет. В этом случае гардероб можно подобрать в светлых и темных тонах этого цвета и цветах, которые гармонично с ним сочетаются. Выбор основного цвета в гардеробе может зависеть от цвета волос, глаз, цвета кожи и характера женщины.

На форму одежды влияет и рисунок ткани. Элементы, составляющие рисунок, могут быть абстрактными (беспредметными), геометрическими, предметными. Это могут быть мотивы растительного и животного мира. Комбинации цвета и рисунка ткани влияют на внешний вид одежды, ее выразительность. Ткань с крупным рисунком создает впечатление большого рельефа и выпуклости. Полная и низкая фигура в одежде из такой ткани покажется еще полнее и приземистее. В этом случае лучше выбрать ткань с мелким рисунком.

Для худощавых высоких женщин приемлемы платья из ткани с крупным рисунком, в клетку, горох, крупные цветы, которые зрительно полнят фигуру. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области.

Эти иллюзии можно использовать, если необходимо зрительно изменить всю фигуру или отдельные ее части.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: научиться правильно использовать цвет, фактуру материала, различную отделку при моделировании швейного изделия.

Развивающая: продолжить знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов в сфере домашнего хозяйства, с принципами дизайна и художественного вкуса.

Воспитательная: формирование технологической культуры и культуры труда, творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.

Тип урока: Нетрадиционный.

План урока:

1. Организационный момент.

3. Закрепление новых знаний

4. Практичесая работа.

6. Подведение итогов.

Ход урока:

Учитель: - Здравствуйте! Ребята, мне только сейчас принесли непонятную телеграмму. На ней нет адреса, и я не знаю от кого она, здесь только просьба о помощи.

Баба-Яга: - Ой, уморилась я! Ой, устала бегать по магазинам! Столько всего накупила! Вы представляете, меня пригласили быть ведущей в модном приговоре для тех, кому за 200! А моя-то одежда вся уже поистрепалась! Как же я появлюсь в телевизоре-то? Ой, девочки, мои дорогие, спасайте, помогайте! Я слышала, что вы - все умелицы, да мастерицы, портнихи-белошвейки! Вы в моде разбираетесь, лучше меня, научите, подскажите, дорогуши! Не оставляйте бабушку в беде!

Учитель: - Ну, что, девочки, поможем?

(Дети хором отвечают)

Учитель: - Конечно, мы вам, бабушка поможем! А что у вас в пакетах?

Баба-Яга: - Да вот накупила всякой красоты, разной ткани, лент и ниток. Мне же надо весь гардероб поменять. Но только не могу разобраться, что к чему!

Учитель: - А вот на пакетах у вас написано: повседневное платье, вечернее платье, пальто. Давайте мы, бабушка, отдадим ваши пакеты девочкам. Они разберутся. А вы садитесь и отдохните.

( Дети делятся на три группы, учитель предлагает выбрать каждой группе один из пакетов Бабы-Яги и изучить его содержимое (но в пакетах материал не соответствует тому виду одежды, который указан))

Учитель: - Девочки, что-то не так?

(Звучат ответы детей)

Учитель: - А, вы думаете, это так важно? Главное — красивая ткань! Ну и что, например, что повседневное платье будет из сетки и блесток? Сейчас модно быть ярким и блестящим?!

(Ответы детей, ученица читает стихотворение о моде)

Мода – ненадежная подруга, Очень переменчива всегда, Уследишь за ней – твоя заслуга, Только не поймаешь никогда!

В моду можно сходу окунуться, Мода впереди планеты всей, Впрочем, может изредка вернуться Из былых давно минувших дней.

Отрицанье моды неразумно, Только в моде мера хороша, Моде слепо следовать безумно, Бессердечна мода-госпожа!

Бессердечна, жестка и бездушна, Часто неприступна, как скала, Мода ведь, по сути, малодушна, Побыла сезон, да и ушла.

То ли дело классика… Искусство… Истинная нега-красота, Та, что формирует в людях чувства, Вкус – искусства мера, высота!

Учитель: - Спасибо! Замечательное стихотворение! Все правильно! В моде долно быть все гармонично.

Учитель: - Ну вот, девочки, я думаю, что мы и определились, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

(Звучат ответы детей, учитель помогает правильно сформулировать тему)

Учитель: - Сегодня мы с вами должны научиться правильно выбирать материал, отделку и фурнитуру для определенного вида одежды. Узнаем, что такое моделирование.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на эти снимки ( фото людей в нелепых нарядах). (Звучит обсуждение этих нарядов, поиск ошибок в крое и не правильном применении той или иной ткани)

Искусство моделирования отличается от других видов декоративно-прикладного искусства тем, что оно непосредственно связано с человеком: создавая костюм, художник-модельер работает над формированием внешнего облика человека. При этом костюм играет активную роль. Костюмом можно выявить, подчеркнуть, сделать более яркими определенные внешние данные того или иного человека. С помощью костюма можно зрительно увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, придать другие соотношения частям тела, скрыть недостатки телосложения. Цветом костюма можно также изменить оттенок кожи, увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица, а еще очень важно соответствие применяемого материала и назначение одежды.

Нельзя сшить пальто из ситца, а из драпа не сошьете платья, нельзя соединить лен и шелк в одном изделии. Существуют определенные правила связи материалов по цвету и фактуре. Например: ткань одной и той же фактуры сочетается по принципу разных цветов. (учитель показывает образцы такого соединения)

А ткань различных фактур, сочетается в одном и том же цвете. При таком сочетании тканей следует учитывать, что фактура каждой из сочетаемых вместе тканей должна выявлять, подчеркивать внешние качества другой. Например, красота фактуры плотных матовых крепов, вуалей, твидов сильнее выявляется при сочетании их с блестящей тканью, такой как атлас, креп-сатин, лаке. Глубокий цвет бархата в сочетании с матовой тканью - тафтой, муаром, репсом усиливается и выигрывает. Иногда хлопчатобумажные или льняные платья отделывают шелком, думая, что это обогатит их; результат же получается обратный: шелк богатством своей фактуры резко контрастирует с основной тканью, отчего изделие только обедняется.

Можно соединить ткани различных фактур, сочетающиеся в различных цветах (по принципу гармонии или контрастности). Самым распространенным цветом для отделки как зимних, так и особенно летних платьев (повседневно-деловых и нарядно-выходных) является белый. Белый цвет подходит почти ко всему, он придает платью опрятность и свежесть. Отделка белой тканью применима как к гладкокрашеным тканям, так и к тканям с цветочным орнаментом, с рисунком полосок и клеток и др. Применяя ту или иную отделку, необходимо учитывать не только свойства материалов, их внешние качества, на и согласованность в цвете. Можно из другой ткани выполнять отдельные детали: воротник, борта, манжеты, карманы, клапаны . При этом надо быть очень внимательными, следует избегать перегрузки изделия элементами отделки. (Учитель поворачивает створку доски, где написан план работы над моделью)

Итак, вот наш с вами план работы над моделью:

(Дети записывают его в свои тетради)

1) для кого создается модель одежды, 2) каково ее назначение, 3) какая форма наиболее точно отвечает назначению одежды, 4) какое цветовое и фактурное решение следует принять для осуществления художественного замысла, 5) какие материалы следует использовать для выполнения проекта — композиции,

6) какую отделку и фурнитуру можно применить.

Физкульт — минутка.(муз. сопровождение)

3. Закрепление новых знаний

Учитель: - Предлагаю вам выполнить тренировочные задания в ваших группах. (Учитель раздает конверты с заданиями) Из данных компонентов нужно составить правильные наряды, и объяснить, почему именно так.

(Учитель напоминает детям технику безопасности при работе)

4. Практичесая работа.

Учитель: - Молодцы! Вы все справились с заданием! Теперь вы сможете помочь нашей гостье! Давайте составим правильные модели из предложенного материала и устроим целый показ мод!

(Учитель напоминает детям технику безопасности при работе)

(Дети работают над моделями в своих группах)

Выступление учащихся (под муз. сопровождение)

Баба-Яга: - Ой, спасибо, милые! Да, какая же теперь я красавица буду! Я теперь все про моду и вкус поняла! Побежала, готовиться!

Учитель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие в мир моды и красоты?

Как вы считаете, вам нужны будут эти знания в жизни? Что вам особенно понравилось? С какими трудностями вы столкнулись в работе?

Читайте также: