Срывать цветы на лугу

Обновлено: 08.07.2024

1) Опишите луг по фотографии.

Луг — это пространство, заросшее травами. На нём почти нет деревьев, зато там много трав и цветов. Из-за этого здесь всегда много насекомых, там гнездятся и охотятся птиц, плодятся грызуны.

2) Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка и атласа-определителя.

На лугу можно встретить травы, относящиеся к разным семействам. Например, тысячелистник относится к семейству сложноцветных. Мышиный горошек является представителем бобовых растений. Нивяник — представитель семейства сложноцветных, а мятлик, тимофеевка и лисохвост — злаки.

3) С помощью рисунка на с. 172 — 173 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

Животный мир луга богат и разнообразен. На лугах водятся самые разные насекомые — бабочки, кузнечики, шмели, мухи, жуки. Здесь можно встретить птиц, которые питаются насекомыми или злаками — трясогузка, коростель, перепел. Водятся здесь земноводные, мелкие грызуны, дождевые черви.

По этому рисунку расскажите об экологических связях на лугу.

Пример экологических связей на лугу для 4 класса

Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.

Трава является основным производителем, её листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня

На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные звери.

Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Всё это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.

4) По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на лугах вашего края.

Для Московской области характерно присутствие следующих многолетних трав: пырей, мятлик, горицвет, лисохвост, лютик, клевер, мышиный горошек, нивяник, пижма.

Животные лугов Московской области: стрекоза, бабочка, жук, кузнечик, муравей, шмель, крот, мышь, уж, жаба, жаворонок, перепел, трясогузка.

На лугах области растут грибы: опёнок луговой, негнеючник, говорушка.

5) Построй модель цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания на лугу для 4 класса

  • Мятлик — мышь полёвка — уж — орёл.
  • Клевер — бабочка — трясогузка.
  • Лисохвост — жаворонок — лунь.
  • Мышиный горошек — кузнечик — жаба.

Модель питания лугового сообщества

6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.

Характеристика сообщества луга для 4 класса

  1. Название — луговое сообщество.
  2. Организмы сообщества: травы, насекомые, птицы, земноводные, млекопитающие, черви.
  3. Экологические связи: солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям. Растения служат кормом для насекомых, птиц, млекопитающих. Насекомыми питаются земноводные и птицы. Черви рыхлят землю и измельчают сухие травы. Микроорганизмы перерабатывают органические вещества в минеральные соли.
  4. Луг — прекрасное место для отдыха. Но человек использует их для пастбищ, для сенокоса.
  5. Влияние человека негативное — почвы лугов истощаются, погибают и исчезают различные растения и животные.
  6. Охрана: соблюдать правила поведения, многие животные и растения лугов внесены в Красную книгу.

Обсудим!

1) Сравните лес и луг.

Лес — это природное сообщество, образованное деревьями. Луг — природное сообщество, образованное травами.

2) Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?

Неправильное поведение человека на лугу: срывать цветы, топтать и жечь траву, ловить бабочек, разорять гнёзда шмелей.

Правильное поведение человека на лугу: любоваться красотой цветов, насекомыми, слушать звуки луга, фотографировать, дышать луговым воздухом.

Многие животные и растения луга внесены в Красную книгу. По вине человека они могут погибнуть, что нарушит экологические связи.

Использование лугов под пастбища также нарушает экологическое равновесие, ведь скот выедает травы, и лишает корма других обитателей.

3) Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните причину.

Косилка должна двигаться от центра к краям, чтобы мелкие животные, обитатели луга могли убежать. Ведь если косилка станет двигаться к центру, то и животные будут бежать к центру, а оттуда им уже некуда деваться, и многие погибнут.

Проверь себя

1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?

Сходства: Производителями в них являются растения, к их особенностям приспосабливаются другие живые организмы. Это природные сообщества, сложное единство живой и неживой природы.

Различия: растениями леса являются преимущественно деревья, а луга — травы.

2. Какие организмы составляют луговое сообщество?

Насекомые, птицы, грызуны, земноводные, черви.

3. Как нужно вести себя на лугу?

Нельзя топтать и жечь травы, рвать цветы, бегать и пугать обитателей, ловить бабочек, других насекомых, разорять гнёзда шмелей.

1. В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом-определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми — опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту.

Я наблюдала за тем, как опыляют луговые цветы два вида бабочек — Голубянка-Икар и Зорька.

Голубянка-Икар более мелкая бабочка, и она успевала за минуту побывать на пяти цветках.

Зорька — более крупная бабочка и она предпочитала медленно ползать по цветку. За минуту Зорька побывала на двух цветках.

А также я смотрела, как шмель опыляет клевер. Шмель довольно быстро покидает выбранный цветок и перелетает на соседний. За минуту шмель побывал на шести — семи цветках.

Поджигать сухую траву нельзя, потому что:

  1. Не лови бабочек и стрекоз.
  2. Не убивай насекомых, не дави гусениц, жуков, кузнечиков.
  3. Не разоряй гнезда птиц и шмелей
  4. Не рви луговые цветы.
  5. Не жги сухую траву.
  6. Не оставляй за собой мусор.

На следующем уроке

Вспомни, по своим наблюдениям, какие растения и животные встречаются в воде и у воды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

У воды я часто встречала камыш, тростник, ряску, осоку, кувшинку. Эти растения живут либо в сильно увлажнённой почве, либо прямо на воде.

Из животных в воде встречаются лягушки, комары, личинки стрекоз, пиявки, улитки, слизни, различные птицы, ондатры, бобры.

Интересно наблюдать за жизнью бобров. Они строят плотины, чтобы поднять уровень водоёма, и хатки, в которых живут целыми семьями.

Почему нельзя срывать цветки у дикорастущих растений

Цель: Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила, которые должны для каждого человека стать нормой поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю

– Ребята, мы сегодня будем говорить о защите растений. Растения не могут защитить себя. Заботиться о них должны мы, люди, чтобы наша Земля не стала пустыней.

– Я сейчас буду рассказывать о каком-то растении, а вы постарайтесь отгадать, о чем идет речь.

– Почему это растение так назвали?

– Цветок похож на колокол

3. Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай.

— Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

— Какое значение имеют растения для животных?

— Какое значение имеют растения для человека?

Мы приехали на речку

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы прошли, конечно, мимо…

— Эй, ребята, — крикнул Дима. —

— Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли,

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

— Подумайте, соответствует ли иллюстрация этому стихотворению.

— Рассмотрите рисунок. Что ребята делают не так?

А теперь закройте глаза и представьте, что мы оказались на лесной полянке. Кругом очень много красивых цветов. Каждый из вас сорвал по 5 цветов. Посчитайте, сколько погибло цветущих растений?

— Какой вывод можете сделать?

– Я сорвал цветок, — и он увял.

– Я поймал мотылька, — и он умер у меня на ладони.

– И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Для того, чтобы собирать букеты, люди специально выращивают растения в садах, на клумбах. А красивые дикорастущие растения должны оставаться в природе.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Но при этом нужно помнить правила заготовки лекарственных трав. Лекарственные растения – ценнейшее богатство, но количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плавун)

1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить

— Приложить лист подорожника

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

— Сфагнум, или торфяной мох

3. Какая ягода заменяет лимон?

— Клюква, содержит лимонную кислоту

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С?

5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

— Отвар из цветов и листьев – хорошее средство от кашля

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

— Валериану. Применяют при нервных расстройствах и бессоннице

7. Какие болезни лечит красавица-береза?

— Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство

Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано.

— Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

— Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых, птиц, зверей.

Летом на лугу здорово. Он покрыт разноцветным ковром из цветущих растений. На лугу много насекомых. Здесь живут жуки, кузнечики, пчёлы, бабочки.

Бабочки перелетают с цветка на цветок и собирают сладкий нектар. Они переносят пыльцу и опыляют растения. Без бабочек у растений не могли бы образоваться плоды и семена.

meadow-4258986_640(1).jpg

Если срывать цветы на лугу, то бабочки останутся без пищи и дома. Если ловить бабочек, то растения не смогут образовать семян.

Можно рассматривать обитателей луга, можно их рисовать или делать фотографии. Так можно узнать много интересного о жизни на лугу, не причиняя вреда его обитателям.


На этом уроке ребята увидят и первые весенние цветы, и цветы, которые цветут в лесу и на лугу летом. Для этого в видеоуроке используются загадки. Узнают дети и о том, как взаимосвязаны между собой цветы и бабочки и что случится, если цветы и бабочки исчезнут. А ещё о том, почему не стоит ловить бабочек и трогать их крылышки


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Здравствуйте ребята! Ой, а куда это я прилетел?

Кажется, я в лесу. Здесь уже начинает хозяйничать весна. А что это за белые, голубые и жёлтые пятнышки на земле? Принимаю информацию. Ребята, я получил какую-то странную информацию. Помогите мне её расшифровать. Вот посмотрите:

Первым вылез из темницы

На лесной проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и очень маленький.

Интересно, о чём этот стишок? Вы знаете, ребята? А-а, я понял. Это загадка! А её отгадка – подснежник. Подснежник получил своё название потому, что он пробивается из земли и зацветает как только подтает снег под первыми тёплыми солнечными лучами.

Какие это милые нежные цветочки! По форме они немного напоминают тюльпаны, только головки у них маленькие, перламутрово-белые. И смотрят они вниз, как будто чем-то смущены.

Вообще-то в народе подснежниками называют разные цветы. Вот, например, ещё один беленький цветочек – ветреница дубравная. А вот этот синий цветок – пролеска. Ещё один синий цветочек – печёночница.


Все они появляются ранней весной, как только земля освобождается от снега. Сейчас я здесь всё рассмотрю, а потом сбегаю в летающую тарелку за фотоаппаратом и сделаю снимки на память. У меня уже есть чудесный альбом с фотографиями котов и собак. А теперь появится ещё и альбом с фотографиями цветов.

Многие виды первых весенних цветов занесены в Красную книгу.

В ней записаны те растения, которых осталось не так уж много. Если люди будут рвать их, собирая большие букеты, то в скором времени эти хрупкие нежные цветы могут совсем исчезнуть. Но несмотря на то, что эти растения находятся под защитой, некоторых людей это не останавливает. Они безжалостно срывают цветы. Кто-то поставит их в вазочку. А кто-то выбросит, не доходя до дома. А ведь это наносит невосполнимый урон природе. Пройдёт два-три дня, и цветочки в вазе завянут. А ведь могли бы в лесу радовать многих людей.

Но вернёмся на лесную полянку. Ну а это что за маленькие жёлтые солнышки?

Появились на пригорке жёлтенькие точки,

Это солнцу улыбнулись первые цветочки.

Ещё и листочков на этом растении нет, а пушистенькие жёлтенькие цветочки расцвели. Так ведь это мать-и-мачеха!

Какое необычное название! Интересно, почему эти цветочки так странно называют? Попробую догадаться.

Ух ты, вот у цветочка уже и листик появился. Сверху он гладкий, прохладный, а снизу – тёплый и мягкий, как нежное прикосновение мамы.

Надо будет сфотографировать и мать-и-мачеху.

Ой, а это что за цветочек такой? Да он живой! Это и не цветок вовсе, а бабочка. Жёлтенькая бабочка. За жёлтый цвет её называют лимонницей.


А вот ещё одна – кирпично-красная, с чёрными пятнышками. А по краям крылышек расположены маленькие голубые пятнышки. Эту бабочку называют крапивницей.

Бабочки так прекрасны, что надо будет их тоже сфотографировать и сделать для этих фотографий отдельный альбом.

Бабочки порхают, перелетая с цветка на цветок. Ведь они питаются нектаром – сладким соком цветов. А заодно переносят пыльцу с цветка на цветок. Благодаря этому на месте цветков со временем появятся семена.

Пройдёт ещё немного времени, и лесные полянки, опушки, леса и луга покроются множеством летних цветов. А знаете ли вы, какие цветы можно увидеть на лугу летом? Вот, например, о каком цветке эта загадка?

Стоят в поле сестрички –

Жёлтые глазки, белые реснички.

Догадались? Это же ромашки!

Как странно, вот и ещё одна ромашка! Только те ромашки росли целой семейкой на одном стебельке. И листочки у них были тоненькие, почти как ниточки. А эта ромашка крупнее, растёт одна на стебельке. И листочки у неё гораздо крупнее, продолговатые, с зубчиками. Да это не ромашка вовсе, а нивяник!


Хотя цветочки у ромашки и нивяника очень похожи – белые лепестки вокруг мохнатенькой жёлтой серединки.

Ну а теперь отгадайте следующую загадку.

Голодный шмель вздыхает тяжко:
Поел бы с радостью я кашки.
Цветов едва коснулся ветер.
И шмель тотчас заметил.

Кто знает, какой цветочек заметил шмель? Этот цветочек часто называют кашкой. Догадались? Это клевер! В клевере очень много вкусного сладкого нектара! Не зря клевер так любят пчёлы. А ещё это растение с удовольствием едят животные – коровы, лошади, кролики. Да и курочки не откажутся от такой добавки.

Но пора уже перейти к знакомству со следующим цветочком.

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

Вы узнали синего красавца? Это василёк. Синий василёк – тоже лекарственное растение.

На лугу можно увидеть и другой вид василька. Только он не синий, а лилово-розовый.

А вот ещё один синий цветочек.

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.

Я не сомневаюсь, что все вы узнали колокольчик.

Ой, какие яркие жёлтые цветочки!

Жёлтые цветочки –

Лаковые щёчки,

В каждом маленьком цветочке

Пять блестящих лепесточков.

Ох уж эти жёлтые блестящие цветочки! Их название – лютики. Но иногда их называют куриной слепотой. И не зря они получили такое название. Лучше эти цветы не трогать, ведь их сок ядовит.

А вот эти мелкие голубые цветочки кажутся такими беззащитными. Их название – незабудки.

Цветочек нежно-голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом.

В одной из легенд рассказывается о том, что богиня цветов Флора наделила эти цветы способностью возвращать память тем людям, которые забывают своих близких или свою родину. Потому и назвала их незабудками.

Ой, какие странные цветочки! Жёлтенькие, похожи на маленьких львят.

Жёлтые цветочки
Со стеблей глядят,
Словно бы головки
Крошечных львят.
Если там, где нужно,
Пальчиком нажмёшь,
Львёночек послушно
Открывает рот.

И действительно, если слегка сжать такой цветочек с боков, то кажется, будто лев открыл свою пасть. Поэтому в народе этот цветочек называют львиным зевом. Зев – это и есть пасть.

Но на самом деле название этого растения – льнянка.

А это что чьи высокие макушки розовеют на опушке?

Лето красное встречай! Ведь расцветает…

Ну конечно, это иван-чай. А второе его название – кипрей. Вы знаете, как-то раз я попробовал мёд, который пчёлы собирали с цветков кипрея. Он удивительный – очень светлый, почти белый. На вкус такой мягкий и нежный. А из листьев и верхних цветочков делают вкусный и поистине целебный чай.

Посмотрите, ребята, какая красивая бабочка села на цветок иван-чая! Это – бабочка-адмирал. Её назвали так за широкие красные полоски на крыльях. Похожие полосы-лампасы раньше нашивались по бокам форменных брюк адмиралов.


Вы знаете, ребята, как-то раз я увидел, как одна девочка поймала красивую бабочку, чтобы ею полюбоваться. Девочка трогала бабочку за крылышки, и они стали терять свою прекрасную окраску. А на пальчиках девочки осталась мельчайшая пыль. Девочка отпустила бабочку, но та уже не смогла больше взлететь.

А дело в том, что крылья бабочек покрыты малюсенькими разноцветными чешуйками.

Именно благодаря им бабочки так ярко окрашены. Когда девочка трогала крылья бабочки, она стёрла много таких чешуек. А без них бабочки летать не могут.

А теперь представьте себе, ребята, что на нашей замечательной полянке со множеством цветов вдруг исчезли все цветы и бабочки. Неужели вам не жаль такой красоты?

Ребята, давайте не будем рвать цветы и ловить бабочек. Без них мир может потерять всю эту красоту. Ведь именно в цветах зарождается жизнь новых растений после того, как их опылят насекомые, в том числе и бабочки.

На месте цветов появятся семена, а из них вырастут новые растения. Не будет бабочек – не появятся многие новые цветы. Не будет цветов – нечем будет питаться прекрасным бабочкам.

Мальчики и девочки, любите и оберегайте природу своей планеты. Она так прекрасна! А если вам хочется полюбоваться цветами и бабочками – сфотографируйте их и любуйтесь. Ведь фотографии не завянут. Их можно смотреть хоть каждый день.

А мне, к сожалению, пора отправляться домой. Но сначала я сфотографирую эти прекрасные цветы и не менее прекрасных бабочек. До свидания, ребята! А я побежал за фотоаппаратом.

Читайте также: