Сравните цветки и плоды семейств покрытосеменных растений крестоцветные и пасленовые

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.09.2024

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

1. Растения семейства крестоцветные имеют плод:

А) семянка; Б) зерновка; В) ягода или коробочка; Г) стручок;

2. Назовите признаки, характерные для класса однодольных:

А) корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями;

Б) наличие цветка, плода с семенами, хорошо развитая проводящая система;

В) корневая система мочковатая, жилкование листьев дуговое или параллельное, зародыш с одной семядолей;

Г) хорошо развитые вегетативные органы, отсутствие цветка и плода.

3. Для покрытосеменных, в отличие от голосеменных, харак­терно наличие:

А) цветков; Б) смоляных ходов; В) шишек; Г) двойного оплодотворения;

Д) иголок; Е) травянистых жизненных форм

4. К семейству крестоцветные относится:

А) шиповник; Б) капуста; В) горох; Г) картофель.

5. Горох – представитель семейства:

А) пасленовых; Б) бобовых; В) крестоцветных; Г) сложноцветных.

6. Яркие крупные цветки или соцветия многих растений:

А) лучше опыляются ветром; Б) сильно пахнут; В) очень красивые;

Г) лучше заметны насекомым.

7. Капуста, редис, редька относятся к семейству: А) крестоцветные; Б) лилейные.

8. Соцветие корзинка характерно для представителей семейства:

А) розоцветных; Б) крестоцветных; В) сложноцветных; Г) пасленовых

9. У двудольных корневая система: А) стержневая; Б) мочковатая

10. Двойное название растения вводят для обозначения .

А) семейства; Б) класса; В) вида

А. Выберите правильные утверждения.

1. Шиповник – растение семейства лилейных.

2. Гаметофит – это половое поколение растения.

3. У бобовых плод – стручок.

4. Двудольные растения имеют мочковатую корневую систему, простые листья с дуговым или параллельным жилкованием.

5. В тропиках скорость роста деревьев определяется чередованием сухого и влажного сезонов.

6. Многие деревья умеренного пояса сбрасывают листву каждую осень, поэтому их называют вечнозелеными.

Б. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Сходные по строению и жизнедеятельности особи относятся к одному_______ если они дают плодовитое потомство, похожее на родителей. Близкие по строению виды объединяют в ________. Близкие роды входят в состав одного ________. Цветковые растения объединяют в два класса ______ и класс ________.

1. Покрытосеменные – наиболее многочисленная группа растений. Что позволило им занять господствующее положение

2. Дайте характеристику семейству Луковые

3. Назовите тип плода, соцветия Бобовых, Злаковых

1. К семейству пасленовые относится:

А) капуста; Б) горох; В) шиповник; Г) картофель

2. У цветковых растений в отличие от голосеменных растений есть:

А) корни; Б) листья; В) семена; Г) цветки и плоды

3. Растения семейства бобовых в отличие от растений других семейств имеют:

А) сложные листья; Б) яркие цветы; В) клубеньки на корнях; Г) сухие плоды

4. Назовите главный признак семейства розоцветных:

А) цветок с двойным околоцветником, состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков;

Б) цветы собраны в соцветие колос;

В) цветки напоминают мотылька;

Г) цветок трехчленного типа с простым околоцветником.

5. Шиповник относится:

А) к однодольным; Б) к двудольным

6. По наличию стебля соломины, плоду зерновки, соцветию колос, можно предположить, что это растение .

А) Овес; Б) Кукуруза; В) Пшеница.

7. Где правильно показано систематическое положение покрытосеменных растений?

А) род - цветковые, класс – покрытосеменные;

Б) Царство - растения, отдел – покрытосеменные;

В) класс - покрытосеменные, отдел – растения.

8. Укажите тип плода у представителей семейства крестоцветные:

А) коробочка; Б) боб; В) стручок или стручочек; Г) корзинка.

9. Назовите семейство, для которого характерно следующее: цветок имеет 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, 1 пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами, 3 тычинки, плод зерновка:

А) злаки; Б) крестоцветные; В) розоцветные; Г) пасленовые.

10. Укажите растения семейства розоцветные:

А) сахарный тростник, мятлик, ежа, бамбук;

Б) редька дикая, пастушья сумка, репа, редис, горчица;

В) земляника, шиповник, малина Г) баклажан, томат, перец

А. Выберите правильные утверждения.

1. Покрытосеменные – это наиболее обширная группа высших растений, отличающихся прогрессивными особенностями в строении.

2. Основной признак покрытосеменных – наличие семени.

3. Картофель – растение семейства крестоцветных.

4. Отдел покрытосеменных делится на 2 класса.

5. Цветковые растения образуют многоярусные сообщества.

6. Основной признак двудольных – наличие одной семядоли в зародыше.

Б. Сгруппируйте перечисленные ниже растения в три колонки:

Культурные, сорные, лекарственные.

Редька дикая, капуста, хрен, рыжик, сурепка обыкновенная, редька огородная, репа, пастушья сумка, брюква, левкой, редис, горчица, турнепс, ярутка полевая

Главным отличием покрытосеменных от голосеменных является наличие у первых плода – семя не лежит открыто, а защищено плодовой оболочкой. Кроме этого, есть много менее очевидных отличий, представленных в следующей таблице:

Отдел покрытосеменные


Сравнение голосеменных и покрытосеменных

Отдел Покрытосеменные делится на два класса: однодольные и двудольные, отличающиеся друг от друга рядом признаков.

  1. Цветки однодольных чаще трехчленного типа, то есть количество частей цветка кратно трем: 3-6 лепестков, 6 тычинок. Цветки двудольных пятичленного типа.

Сравнение цветков однодольных и двудольных

  1. Околоцветник однодольных простой, состоящий чаще только из венчика, двудольные имеют двойной околоцветник, образованный чашечкой и венчиком.

Простой и двойной околоцветник

  1. У представителей этих классов отличается и семя. Зародыш однодольных огражден от эндосперма щитком, через который происходит его питание при прорастании семени, семя имеет только одну семядолю, что и определило название класса. Зародыш двудольных питается за счет самих семядолей, эндосперма нет у большинства представителей. Семя содержит две семядоли.

Сравнение семян однодольных и двудольных растений

  1. Однодольные – в основном травянистые растения, их проводящие пучки не имеют камбия и не способны вторично утолщаться (даже бамбук и пальмы утолщаются не за счет камбия).

Травянистый стебель однодольных

Стебли двудольных имеют открытые проводящие пучки (между ксилемой и флоэмой лежит камбий, откладывающих в сторону ксилемы новые сосуды и другие элементы древесины, а в сторону флоэмы – ситовидные трубки и другие элементы луба), поэтому способны к вторичному утолщению и часто являются древесными.

Стебель двудольных растений

  1. Край листа однодольных ровный, а у двудольных растений может быть как ровным, так и пильчатым, зубчатым и т. д.

Край листа однодольных и двудольных растений

  1. Лист однодольных простой, то есть листовая пластинка едина, у двудольных лист может быть как простым, так и сложным (листовая пластинка может быть разделена).

Простой и сложный лист

  1. Отличается и тип жилкования (расположения жилок в листе): у однодольных параллельное и дуговое жилкование, у двудольных – перистое, сетчатое, пальчатое жилкование.

Жилкование однодольных

Жилкование двудольных

  1. Корневая система однодольных часто состоит из придаточных корней, а главный корень отсутствует. Такая корневая система называется мочковатой.

Двудольные имеют стержневую корневую системы с чётко выраженным главным корнем.

Мочковатая и стержневая корневая система однодольных и двудольных

Сравнение однодольных и двудольных растений

Семейства двудольных растений

Цветок: имеет двойной околоцветник (четыре чашелистика и четыре лепестка), тычинок шесть (два во внешнем круге, четыре во внутреннем), пестик один.

Строение цветка крестоцветных (капустных)

Диаграмма цветка:

Диаграмма цветка крестоцветных

Соцветие: кисть, метелка

соцветие крестоцветных - кисть

Рис. Соцветие кисть

Соцветие крестоцветных - метёлка

Рис. Соцветие метёлка

Плод: стручок, стручочек.

Плоды крестоцветных – стручки и стручочки

Семена: не имеют эндосперма

Представители:

Горчица и рапс (используют для получения растительных масел, оставшийся после отжима жмых сушат, перемалывают и делают горчичный порошок, который используется в горчичниках и в кулинарии; растения относятся к медоносным).

Репа, турнепс, редька, редис (используются видоизмененные корни - корнеплоды).

Пастушья сумка (сорное растение).

Левкой и ночная красавица (декоративные).

Другие особенности: растения этого семейства содержат большое количество витамина С, путем искусственного отбора получены: листовая капуста, цветная (в пищу используют видоизмененные сочные цветки), белокочанная и краснокочанная (используется видоизменённый побег или почка), брюссельская (видоизмененные почки), кольраби (видоизмененный побег). Капуста – двулетнее растение, в первый год происходит активное накопление питательных веществ, а на второй год происходит цветение и плодоношение.

Цветок: пятичленного типа, обоеполый правильный (с радиальной симметрией). Количество тычинок чаще всего четно количеству лепестков, количество пестиков может быть разным. Околоцветник у многих представителей двойной.

Цветок розоцветных

Формула цветка: *Ca5Co5AG (*Ч5Л5ТП) или *Ca5Co5AG1 (*Ч5Л5ТП1) – это наиболее распространенные формулы, могут встречаться и другие, но общей чертой у них останется количество чашелистиков равное пяти, число лепестков кратно пяти, они могут быть сросшимися или свободными.

Диаграмма цветка:

Диаграмма розоцветных

Соцветие: зонтики, щитки, кисти

Соцветие зонтик у вишни

Плод: орешки, многоорешки, костянки, многокостянки, встречается большое количество ложных плодов.

Плоды розоцветных – многокостянки и многоорешки

Семена: у большинства без эндосперма

Представители: шиповник, яблоня, рябина, малина, ежевика, костяника, морошка, груша, слива, терновник, алыча, боярышник, миндаль, абрикос, персик, вишня

Другие особенности: Содержащийся в миндале глюкозид амигдалин разлагается на бензальдегид и синильную кислоту. Абрикос содержит большое количество витамина А.

Цветок: чаще неправильный (зигоморфный, билатерально симметричный), пестик один, тычинок десять. Верхний, самый крупный лепесток называют парусом, два боковых – веслами или крыльями, два нижних лепестка сливаются, образуя лодочку.

Цветок бобовых

Диаграмма цветка:

Диаграмма бобовых (мотыльковых)

Соцветие: кисти, головки

Соцветие кисть у бобовых (мотыльковых)

Рис. Соцветие кисть

соцветие головка у бобовых (мотыльковых)

Рис. Соцветие головка

Плод: боб

Плод боб

Семена: без эндосперма

Представители: мимоза, акация, арахис, горох, фасоль, клевер, соя, люцерна.

Другие особенности: у акации прилистники превращены в колючки.

Некоторые культурные бобовые, такие как горох посевной, размножаются самоопылением. Бобовые вступают в симбиоз с азотфиксирующими бактериями. Листья у всех сложные, есть видоизменения листа – ус (горох).

Цветок: цветки чаще правильные (радиально-симметричные), число чашелистиков, тычинок и лепестков кратно пяти, пестик один.

Цветок паслёновых

Диаграмма цветка:

Диаграмма паслёновых

Соцветие: завиток

Соцветие завиток

Плод: ягоды и коробочки

Плод ягода

Плод коробочка

Рис. Плод коробочка

Семена: без эндосперма

Представители: томат, картофель, паслён, белена, дурман, баклажан, красный перец, физалис, белладонна, табак, мандрагора,

Другие особенности: многие паслёновые содержат алкалоиды, вследствие чего они ядовиты. Стебель, листья, ягоды картофеля и позеленевшие клубни накапливают соланин

  1. Семейство сложноцветные или астровые

Цветок: может быть трубчатым, язычковым или ложноязычковым, воронковидным. Обычно цветок имеет один пестик, пять сросшихся тычинок, пять сросшихся лепестков.

Трубчатые и язычковые цветки ромашки

Формула цветка: так как цветки даже в одной корзинке могут быть разными, то и формул может быть множество:

Диаграмма трубчатого цветка:

Диаграмма трубчатого цветка

Соцветие: всегда корзинка

Соцветие корзинка

Плод: семянка, развивается из завязи, в основании которой образуется много щетинок и волосков, которые образуют хохлатку, способствующую распространению семян.

Семена: нет эндосперма

Представители: ромашка, василёк, мать-и-мачеха, кошачья лапка, одуванчик, подсолнечник, лопух, топинамбур или земляная груша, маргаритки, ноготки, георгины, астры, циннии, бодяк или розовый осот, чертополох, тысячелистник

Класс однодольные

На данный момент растения этого класса являются наиболее прогрессивными, их семя имеет хорошо развитый эндосперм, скорость их размножения позволила захватить большие территории нашей планеты.

Большинство представителей класса – травянистые растения, но есть и небольшое количество древесных (пальмы, бамбук, юкка).

Цветок: обоеполый, правильный (актиноморфный), имеет простой околоцветник, количество лепестков кратно трем, пестик один, тычинок шесть.

Цветок лилейных

Диаграмма цветка:

Диаграмма цветка лилейных

Соцветие: кисти, колосья, метелки

Соцветие метелка у лилейных

Плод: коробочка, ягода.

Плод – коробочка

Семена: с эндоспермом у всех представителей

Представители: чемерица, лилейник, алоэ, гусиный лук, тюльпан, рябчик, пролески, гиацинты, лук, чеснок, ландыш, спаржа, вороний глаз.

Другие особенности: многие представители имеют видоизмененные подземные побеги – корневища и луковицы. Ягоды ландыша и вороньего глаза ядовиты.

Цветок: типичный околоцветник отсутствует, есть верхняя кроющая чешуя, образованная предлистом; нижняя кроющая чешуя, околоцветные пленки. Тычинки три, иногда их количество сокращается до двух или даже одной, пестик один. Опыление только ветром. Цветки обоеполые.

Цветок злаковых

Диаграмма цветка:

Диаграмма злаковых

Соцветие: сложный колос, метелка, султан

Соцветие сложный колос

Плод: зарновка. Ее семенная чешуя плотно срастается с тонким околоплодником.

Плод – зерновка

Семена: Эндосперм крахмалистый, благодаря чему его используют в производстве муки.

Представители: бамбук, рожь, пырей, пшеница, мятлик, овес, тимофеека, лисохвост, просо, рис, кукуруза.

Другие особенности: междоузлия у большинства полые, такой стебель называется соломиной. Листья влагалищные, обхватывающие стебель. Имеется подземный видоизмененный побег – корневище. Рост стебля вставочный, за счет образовательной ткани узла.


Урок знакомит с семействами класса Двудольные: Бобовые (Мотыльковые), Паслёновые и Сложноцветные (Астровые). Также в уроке рассматриваются особенности строения цветков данных семейств и плодов. В уроке приводятся следующие понятия: плод ― боб, клубеньки, азотфиксаторы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Семейства Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные"

Семейство Бобовые, или как его ещё называют Мотыльковые.

Это семейство объединяет более 12 тыс. видов. Включает однолетние и многолетние травы, кустарники и деревья.

Среди них есть пищевые растения (горох, фасоль, соя, арахис), декоративные растения (робиния, или белая акация, глициния, душистый горошек), лекарственные (донник), кормовые (клевер, люпин, люцерна), и другие ценные растения.


Рассмотрим строение цветка семейства Бобовые.

Цветок имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков (2 из них сросшиеся).


Лепестки цветка бобовых имеют особые названия: верхний, обычно самый крупный ― парус, боковые лепестки ― вёсла, 2 сросшихся нижних ― лодочка. Пестик, расположенный внутри лодочки, окружён 10 тычинками. У большинства нити 9 тычинок срастаются, а 1 остаётся свободной. Формула цветка большинства мотыльковых выглядит так: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.

Иногда все тычинки срастаются нитями (как, например, у люпина) или могут остаться свободными.

Плод у мотыльковых называется ― боб. Боб состоит из двух длинных тонких створок, соединённых краями. Внутри боба содержится небольшое количество семян, расположенных в одну линию. Семена крепятся к брюшному шву коротенькими семяножками.

В клетки корней мотыльковых растений через корневые волоски из почвы проникают бактерии. Они поглощают и усваивают свободный азот воздуха, вызывают деление и увеличение размеров клеток, в результате чего на корнях появляются клубеньки. Поэтому все органы мотыльковых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом.

Листья бобовых растений различны у разных видов. У клевера листья тройчатые, у гороха, листья перистые и заканчиваются ветвистыми усиками, у люпина ― пальчатые.

Для мотыльковых растений характерны соцветия кисть (как, например, у люпина, донника) и головка (как у клевера).

Семейство Паслёновые

Оно насчитывает около 3 тыс. видов. В основном это травянистые растения, но есть среди них и кустарники, а в тропических широтах ― даже невысокие деревья.

К паслёновым относятся такие растения, как петуния, баклажан, или паслён тёмноплодный, картофель, томат и многие другие.

В органах многих растений семейства Паслёновые содержатся ядовитые вещества. Особенно опасны для человека белена чёрная, дурман обыкновенный, мандрагора лекарственная, белладонна, или красавка обыкновенная. Эти растения могут вызвать сильные отравления, но из них можно приготовить и ценные лекарства.

Белладонну можно узнать по цветкам: они очень крупные (около 3 см), буро-фиолетового окраса снаружи и грязно-жёлтого – внутри. Плод белладонны – чёрная глянцевитая ягода, напоминающая по виду обычную вишню. Однако, в отличие от вишни, этот плод ядовит, как и другие части этого растения. Бывали случаи, когда люди отравлялись даже мёдом, который был выработан из пыльцы белладонны.

Много ядовитых веществ содержат и листья табака. Из них особенно ядовит никотин. Он отравляет кровь, разрушает сердце и органы дыхания. Вытяжка из стеблей и листьев табака часто используется вместо ядохимикатов при борьбе с вредителями.


Все паслёновые имеют одинаковое строение цветков и плодов. Цветок этих растений имеет двойной околоцветник: чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик ― из 5 сросшихся лепестков. Цветок имеет 5 тычинок и 1 пестик.

Формула цветка паслёновых выглядит так: *Ч(5)Л(5)Т 5П1.

Плоды паслёновых ― либо ягоды (вы их хорошо знаете), либо коробочки. Например, у дурмана коробочка четырёхгнездная, которая раскрывается четырьмя створками, покрытыми шипами. Во время созревания коробочка растрескивается и из неё высыпаются семена. В одной коробочке созревает от 500 до 800семян, а на одном растении — 25—45 тысяч.

Из паслёновых растений исключительное народнохозяйственное значение имеет картофель. Родина культурного картофеля — Южная Америка (Чили). В Россию он был завезён Петром I.

Однако повсеместное выращивание картофеля в нашей стране началось лишь с 40-х годов ХVIII в. Ценность этой культуры связана с высокой урожайностью клубней, большим содержанием в них крахмала (около 20 % от сырой массы) и некоторых других необходимых человеку органических веществ.

Семейство Сложноцветные или как его ещё называют Астровые.

Оно является самым многочисленным среди цветковых. Включает почти 25 тыс. видов.

В семействе Сложноцветные очень много декоративных растений: это астры, георгины, маргаритки, ноготки и др.

Многие сложноцветные являются лекарственными растениями: например, ромашка аптечная, девясил, мать и-мачеха, пижма и др.

Есть среди сложноцветных и трудноискоренимые сорняки, например бодяк полевой. Иногда бодяк за счёт вегетативного размножения может заполнить всё поле, вытеснив культурные растения.

Из сельскохозяйственных растений семейства Сложноцветные наиболее известен подсолнечник.

Характерный признак растений семейства Сложноцветные ― это наличие соцветия корзинки. Обычно соцветие содержит множество мелких цветков, сидящих на общем ложе.


Все эти цветки окружены обёрткой из листочков, обычно зелёных.

Такое соцветие, например жёлтую корзинку одуванчика, можно принять за крупный одиночный цветок с большим числом лепестков.

Цветки сложноцветных имеют двойной околоцветник, но чашечка у них либо не развита, либо представлена щетинками или волосками, образующими хохолок. Венчик состоит из 5 сросшихся в трубку лепестков. Тычинок тоже 5, их пыльники соединены в тычиночную трубку, расположенную вокруг столбика. В цветке 1 пестик.

Из завязи пестика формируется плод семянка.

Однолетнее растение подсолнечник имеет огромное соцветие-корзинку.

Количество цветков в корзинке может достигать 1000. В середине находятся трубчатые цветки, по краю — ярко-жёлтые бесполые язычковые, привлекающие насекомых.

Плод подсолнечника — семянка с плотным околоплодником.

Подсолнечник был завезён в Европу из Мексики в XVI веке. Хозяйственная его ценность была обнаружена намного позже. Семена подсолнечника содержат много масел (как и семена большинства сложноцветных).

В корзинке одуванчика все цветки одинаковые язычковые. Лепестки каждого цветка внизу срастаются в трубку, а наверху ― в узкий язычок с 5 зубчиками на конце. 5 тычинок каждого цветка тоже срастаются в трубку, внутри которой находится столбик пестика с двулопастным рыльцем.

Из завязи пестика развивается очень мелкая семянка с пучком волосков (летучкой) на длинной ножке. Летучки приспособлены к распространению семян ветром. Эти летучки развиваются из хохолков. В зависимости от особенностей строения венчика у сложноцветных растений различают несколько типов цветков.

Бодяк полевой имеет корзинку, образованную только трубчатыми цветами. Плоды бодяка ― семянки с хохолком ― также разносит ветер.

У василька синего в центре корзинки расположены трубчатые, а по краю ― крупные синие воронковидные цветки, не имеющие ни тычинок, ни пестиков.


Из завязей трубчатых цветков развиваются семянки, каждая с маленьким хохолком.

Ромашка лекарственная ― однолетние растение. В её корзинке цветки двух типов: трубчатые жёлтые в середине, язычковые белые по краям. Лекарственным свойством обладают молодые корзинки. В них много полезных при различных заболеваниях человека эфирных масел.

У пижмы обыкновенной маленькие корзинки из трубчатых цветков собраны в сложные соцветия.

Препараты на основе пижмы нашли применение в современной медицине. Их применяют для улучшения пищеварения, при болезнях печени и кишечника, при бронхиальной астме, ревматизме, как глистогонное средство и др.

Читайте также: