Собирают цветы все замерло звезды заблестели

Обновлено: 08.07.2024

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 64.6%
Ответом к заданию 9 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи НЕ имеет значения.

Алгоритм решения задания 9:

  1. Подчеркиваем в условии то, что нужно найти.
  2. Выделяем корни в каждом слове.
  3. Находим корни с чередованием.
  4. Пытаемся подобрать к оставшимся проверочные.
  5. Исключаем то, что не подходит по условию.
  6. Выписываем в ответ номера подходящих строк.

Внимание: в ответе может быть от 2 до 4 цифр!

Теория к 9 заданию: читать

Задачи для практики

Задача 1

  1. озарять, потерять, поравняться
  2. отклонение, дивиденд, смягчить
  3. заблестеть, зажигать, собирать
  4. запестреть, замереть, озарять
  5. предлагать, сравнять, выращенный
Решение
  1. озарять - зар/зор (чередование), потерять - проверочное слово "потеря", поравняться - равн/ровн - чередование
  2. отклонение - клан/клон (чередование), дивиденд - непроверяемая, смягчить - проверяется "мягкий"
  3. заблестеть - блест/блист (чередование), зажигать - жиг/жег (чередование), собирать - бир/бер (чередование)
  4. запестреть - проверяется "пестрый", замереть - мир/мер (чередование), озарять - зар/зор (чередование)
  5. предлагать - лаг/лож (чередование), сравнять - равн/ровн (чередование), выращенный - раст/ращ/рос (чередование)

Задача 2

  1. сбережения, авантюра, термометр
  2. роптать, чистовик, торговать
  3. оправдать, огорчение, редколесье
  4. равнинный, симуляция, содрогнуться
  5. примириться, доверительно, оснащение
Решение
  1. сбережение - проверяется "бережно", авантюра - непровер., термометр - непровер.
  2. роптать - проверяется "ропот", чистовик - проверяется "чистый", торговать - проверяется "торг"
  3. оправдать - проверяется "правда", огорчение - проверяется "горе", редколесье - проверяется "редко"
  4. равнинный - равн/ровн (чередование), симуляция - непров., содрогнуться - дрожь
  5. примириться - проверяется "мир", доверительно - проверяется "доверие", оснащение - проверяется "снасти"

Задача 3

  1. укороченный, предвещать, интеллект
  2. прошептать, обретение, щедрота
  3. симпатичный, персонаж, зачерпнуть
  4. наводнение, гениальный, объяснение
  5. процедить, дебаты, грациозный
Решение
  1. укороченный - провер. "коротко", предвещать - провер. "предвестник", интеллект - непров
  2. прошептать - провер "шепчет", обретение - провер. "обрёл", щедрота - провер. "щедрость"
  3. симпатичный - провер. "симпатия", персонаж - провер. "персона", зачерпнуть - провер. "черпать"
  4. наводнение - провер. "воды", гениальный - провер. "гений", объяснение - провер. "ясный"
  5. процедить - провер. "цедит", дебаты - непров., грациозный - провер. "грация"

Задача 4

  1. изменения, содрогнуться, оценить
  2. изложение, заблестевший, обжигание
  3. расстилающий, набирать, пловчиха
  4. замерев, внезапно, умолкать
  5. федерация, прославлять, веранда
Решение
  1. изменения - провер. "измена", содрогнуться - провер. "дрожь", оценить - провер. "оценка"
  2. изложение - чередование лаг/лож, заблестевший - чередование блест/блист, обжигание - чередование жиг/жег
  3. расстилающий - чередование стел/стил, набирать - чередование бер/бир, пловчиха - чередование плав/плов/плыв
  4. замерев - чередование мер/мир, внезапно - непров., умолкать - провер. "молча"
  5. федерация - непров., прославлять - чередов. "слава", веранда - непров.

Задача 5

  1. озарение, свидетельство, обледенение
  2. склонение, приоритет, жалеть
  3. разберите, горелый, касание
  4. характеризовать, умолчать, высказать
  5. заблестевший, непромокаемый, равнинный
Решение
  1. озарение - чередование зар/зор, свидетельство - непров., обледенения - провер. "лед"
  2. склонение - чередование клан/клон, приоритет - непров., жалеть - провер. "жалость"
  3. разберите - чередование бер/бир, горелый - чередование гар/гор, касание - чередование кас/кос
  4. характеризовать - непров., умолчать - провер. "молча", высказать - провер. "скажет"
  5. заблестевший - чередование блест/блист, непромокаемый - чередование мак/мок, равнинный - чередование равн/ровн.

Задача 6

  1. заросли, зарница, подкосились
  2. прикоснуться, замереть, намочить
  3. постелить, соберу, наклониться
  4. подровнять, всколыхнуть, пожалеть
  5. загорать, уравнять (в правах), вскочить
Решение
  1. заросли - чередование раст/ращ/рос, зарница - чередование зар/зор, подкосились - провер. "косо"
  2. прикоснуться - чередование кас/косн, замереть - чередование мер/мир, намочить - чередование мак/мок/моч
  3. постелить - чередование стел/стил, соберу - чередование бер/бир, наклониться - чередование клан/клон
  4. подравнять - чередование равн/ровн, всколыхнуть - непров., пожалеть - провер. "жалость"
  5. загорать - чередование гар/гор, уравнять - чередование равн/ровн, вскочить - чередование скак/скоч

Задача 7

  1. часовой, дремота, крикливый
  2. экология, язык, предложение
  3. закалённые, вплотную, уязвлённый
  4. закрепить, пробежать, уравнение
  5. тренировка, асфальтировать, предъявить
Решение
  1. часовой - провер. "час", дремота - провер. "дрёма", крикливый - провер. "крик"
  2. экология - провер. "эколог", язык - непров., предложение - чередование лаг/лож
  3. закаленный - провер. "закалка", вплотную - провер. "плотный", уязвленный - провер. "язва"
  4. закрепить - провер. "крепкий", пробежать - провер. "бег", уравнение - чередование равн/ровн
  5. тренировка - провер. "тренер", асфальтировать - провер. "асфальт", предъявить - провер. "явка"

Задача 8

  1. больной, вопиющий, победить
  2. выточка (детали), авокадо, бетонный
  3. единичный, зачаровать, оснащение
  4. наскрести, хвостатый, вымакать (мёд из миски)
  5. оплатить, посвятить (романс), подслащённый
Решение
  1. больной - провер. "боль", вопиющий - провер. "вопль", победить - провер. "победа"
  2. выточка - провер. "точит", авокадо - непров., бетонный - непров.
  3. единичный - провер. "единый", зачаровать - провер. "чары", оснащение - провер. "снасти"
  4. наскрести - непров., хвостатый - провер. "хвост", вымакать - чередование мак/мок
  5. оплатить - провер. "оплата", посвятить - провер. "святость", подслащенный - провер. "сладость"

Задача 9

  1. равноправие, подпирать, черёмуха
  2. утварь, прирастить, зарничный
  3. поклонение, касательная, подгорелый
  4. разложение, промокашка, помирить
  5. отнимать, полагать, соскочить
Решение
  1. равноправие - чередование равн/ровн, подпирать - чередование пир/пер, черемуха - непров.
  2. утварь - чередование твар/твор, прирастить - чередование раст/ращ/рос, зарничный - чередование зар/зор
  3. поклонение - чередование клан/клон, касательная - чередование кас/косн, подгорелый - чередование гар/гор
  4. разложение - чередование лаг/лож, промокашка - чередование мак/мок, помирить - провер. "мир"
  5. отнимать - чередование я/им, полагать - чередование лаг/лож, соскочить - чередование скак/скоч

Задача 10

  1. алгоритм, гербарий, канифоль
  2. регата, акварель, деликатес
  3. кавалерия, суверенный, фрагмент
  4. маринад, методика, аплодировать
  5. гастрономия, чебурек, осведомитель
Решение
  1. алгоритм - непров., гербарий - непров., канифоль - непров.
  2. регата - непров., акварель - непров., деликатес - непров.
  3. кавалерия - непров., суверенный - непров., фрагмент - непров.
  4. маринад - непров., методика - провер. "метод", аплодировать - непров.
  5. гастрономия - непров., чебурек - непров., осведомитель - провер. "сведения"

Задача 11

  1. вермишель, зазвонить, травить
  2. бесполезный, (удариться) оземь, рискованный
  3. засветиться, скрипение, форель
  4. шерстяной, обежать (стадион), обтесать
  5. заглянуть, нарядиться, цветистый
Решение
  1. вермишель - непров., зазвонить - провер. "звон", травить - провер. "отрава"
  2. бесполезный - провер. "польза", оземь - провер. "земли", рискованный - провер. "риск".
  3. засветиться - провер. "свет", скрипение - провер. "скрип", форель - непров.
  4. шерстяной - провер. "шерсть", обежать - провер. "бег", обтесать - провер. "тёс"
  5. заглянуть - провер. "глянет", нарядиться - провер. "наряд", цветистый - провер. "цвет"

Задача 12

  1. торопливо, повторить, молчание
  2. агрессивный, предлагать, загорать
  3. удивительный, ироничный, хлопоты
  4. визит, зажигать, маяк
  5. счастливый, гордиться, старик
Решение
  1. торопливо - провер. "торопится", повторить - провер. "повтор", молчание - провер. "молча"
  2. агрессивный - провер. "агрессия", предлагать - чередование лаг/лож, загорать - чередование гар/гор.
  3. удивительный - провер. "диво", ироничный - провер. "ирония", хлопоты - провер. "хлопочет"
  4. визит - непров., зажигать - чередование жиг/жег, маяк - непров.
  5. счастливый - провер. "счастье", гордиться - провер. "гордость", старик - провер. "старый"

Задача 13

  1. собираться, палисадник, саранча
  2. покорить, яростный, берлога
  3. вымокнуть, плавучий, потерять
  4. коснуться, озарить, творец
  5. пловчиха, растут, замереть
Решение
  1. собираться - чередование бер/бир, палисадник - непров., саранча - непров.
  2. покорить - провер. "покорный", яростный - непров., берлога - непров.
  3. вымокнуть - чередование мак/мок, плавучий - чередование плав/плов, потерять - провер. "потеря"
  4. коснуться - чередование кас/косн, озарить - чередование зар/зор, творец - чередование твар/твор
  5. пловчиха - чередование плав/плов, растут - чередование раст/ращ/рос, замереть - чередование мер/мир

Задача 14

  1. поскользнуться, абрикосы, заблестеть
  2. угрожать, принарядиться, вдалеке
  3. резвятся (дети), зарядить (ружьё), увлечённо
  4. вишнёвый, подравнять, корыстный
  5. изменить, гениальный, покориться
Решение
  1. поскользнуться - провер. "скользко", абрикосы - непров., заблестеть - чередование блест/блист
  2. угрожать - провер. "угроза", принарядиться - провер. "наряд", вдалеке - провер. "даль".
  3. резвятся - провер. "резвый", зарядить - провер. "заряд", увлеченно - провер. "увлекся"
  4. вишневый - провер. "вишня", подравнять - чередование равн/ровн, корыстный - непров.
  5. изменить - измена, гениальный - провер. "гений", покориться - провер. "покорный"

Задача 15

  1. горелка, вымокать, пловчиха
  2. сослагательное, горчить, косматый
  3. коснуться, заниматься, выскочка
  4. удовлетворение, стратегия, трепетать
  5. подравняться, упершись, отрасль
Решение
  1. горелка - чередование гор/гар, вымокать - чередование мак/мок, пловчиха - чередование плав/плов
  2. сослагательное - чередование лаг/лож, горчить - провер. "горький", косматый - провер. "космы"
  3. коснуться - чередование кас/косн, заниматься - чередование я/им, выскочка - чередование скак/скоч
  4. удовлетворение - чередование твар/твор, стратегия - непров., трепетать - провер. "трепет"
  5. подравняться - чередование равн/ровн, упершись - чередование пер/пир, отрасль - чередование раст/ращ

Задача 16

  1. торопливый, выгарки, скрипеть
  2. фанфары, палисадник, трафарет
  3. громоздить, обагрённый, ковёр
  4. гладиатор, санаторий, кайма
  5. синонимы, гармония, фасоль
Решение
  1. торопливый - непров., выгарки - чередование гар/гор, скрипеть - провер. "скрип"
  2. фанфары - непров., палисадник - непров., трафарет - непров.
  3. громоздить - непров., обагренный - непров., ковер - провер. "коврик"
  4. гладиатор - непров., санаторий - непров., кайма - непров.
  5. синонимы - непров., гармония - непров., фасоль - непров.

Задача 17

  1. облигация, застелить, сожалеть
  2. осмотреть, приседание, часовой
  3. увядание, методика, сумерки
  4. скрипучий, поджигать, занимать
  5. циферблат, щебетание, стипендия
Решение
  1. облигация - непров., застелить - чередование стел/стил, сожалеть - провер. "жалость"
  2. осмотреть - провер. "осмотр", приседание - провер. "присесть", часовой - провер. "час"
  3. увядание - провер. "вянуть", методика - провер. "метод", сумерки - провер. "меркнет"
  4. скрипучий - провер. "скрип", поджигать - чередование жиг/жег, занимать - чередование я/им
  5. циферблат - провер. "цифра", щебетание - провер. "щебет", стипендия - непров.

Задача 18

  1. осквернять, посвящение, заревать
  2. малахитовый, угрожать, поплавок
  3. выпечка, воплощённый, тонирование
  4. утопический, поплескать, сумерки
  5. утяжелённый, щелевой, равнение
Решение
  1. осквернять - провер. "скверный", посвящение - провер. "святость", заревать - чередование зар/зор
  2. малахитовый - непров., угрожать - провер. "угроза", поплавок - чередование плав/плов
  3. выпечка - провер. "печь", воплощенный - провер. "плоть", тонирование - провер. "тон"
  4. утопические - провер. "утопия", поплескать - провер. "плеск", сумерки - провер. "меркнуть"
  5. утяжеленный - провер. "тяжесть", щелевой - провер. "щель", равнение - чередование равн/ровн.

Задача 19

  1. уединённый, грести (к берегу), оберегать
  2. опередить, декларация, возрождение
  3. угнетение, восхваление, гармонировать
  4. долина, пловец, задрожать
  5. прогноз, заровнять, скакать
Решение
  1. уединенный - провер. "единый", грести - провер. "гребля", оберегать - провер. "бережно"
  2. опередить - провер. "передом", декларация - непров., возрождение - провер. "род"
  3. угнетение - провер. "гнёт", восхваление - провер. "хвалит", гармонировать - провер. "гармония"
  4. долина - провер. "дол", пловец - чередование плав/плов, задрожать - провер. "дрожь"
  5. прогноз - непров., заровнять - чередование равн/ровн, скакать - чередование скак/скоч

Задача 20

  1. вытесненный, аксиома, стипендия
  2. скрипучий, завязать, риторический
  3. обрамление, оптимист, собирать
  4. наискосок, равнение, полемика
  5. косматый, тонировать, урождённый
Решение
  1. вытесненный - провер. "тесно", аксиома - непров., стипендия - непров.
  2. скрипучий - провер. "скрип", завязать - провер. "вяжет", риторический - провер. "риторика".
  3. обрамление - провер. "рама", оптимист - непров., собирать - чередование бер/бир
  4. наискосок - провер. "косо", равнение - чередование равн/ровн, полемика - непров.
  5. косматый - провер. "космы", тонировать - провер. "тон", урожденный - провер. "род"
Необходимо зарегистрироваться

Для доступа к решениям необходимо включить уведомления от группы Турбо в вк — это займет буквально 10 секунд. Никакого спама, только самое важное и полезное для тебя. Ты всегда можешь запретить уведомления.

В 2019 году 1 балл за задание 9 получили 65% учеников. Для выполнения этого задания даже не нужно уметь правильно вставлять гласные в слова, но обязательно нужно понимать, по какому правилу эта гласная находится.

Теория для задания 9 по русскому языку

Проверяемая гласная в корне

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове (к_вёр – кОврик, п_шеход – пЕший)

Нельзя проверять гласные в корне глаголом на -ывать (-ивать): хорошо – хороший, но НЕ прихорашиваться

Непроверяемые гласные

Правописание слов, в которых гласные в корне нельзя проверить ударением, необходимо запомнить (словарные слова) (кв_ртира, к_ртина)

Корни с чередованием

Корни с чередованием пишутся в соответствии с правилами (их нужно запомнить)

1. Зависят от суффикса -А-:

  • бер/бир (набирать – наберу)
  • дер/дир (отдирать – отдеру)
  • мер/мир (отмирать – замереть)
  • пер/пир (отпирать – отпереть)
  • тер/тир (растирать – растереть)
  • блест/блист (блистать – блестящий)
  • жег/жиг (зажигать – прижёг)
  • стел/стил (застилать – застелить)
  • чет/чит (вычитать – вычеты)
  • а(я)/ин(им) (сжать – сжимать, снять – снимать).

Исключения: сочетать, сочетание, побирушка

2. Зависят от последней буквы корня:

  • лаг/лож (полагать – предположить)
  • раст/ращ/рос (отрасти – наращенный – поросль)
  • скак/скоч (скакалка – выскочка)
  • кас/косн (касание – прикосновение).

Исключения: полог, отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, скачок, скачу, скачет

3. Зависят от ударения:

  • гар/гор (загар – загорелый)
  • клан/клон (кланяться – наклониться)
  • твар/твор (тварь – сотворить)
  • зар/зор (зарница – зоренька).

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь, утварь

4. Зависят от смысла:

  • мак (погружать в жидкость) / мок (пропускать жидкость) (макать – вымокнуть)
  • равн (одинаковый, равный, сходный) / ровн (ровный, прямой, гладкий) (равноправие – подровнять)
  • плав/плов (поплавок – пловец, пловчиха) / плыв (плывуны)
  • зар/зор (зарница – зоренька).

Исключения: равнина, уровень, поровну, равняйтесь

ВНИМАНИЕ: не путай корни с чередованием и омонимичные корни с проверяемой гласной!


Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в нашей группе вконтакте и инстаграме @turboegerus.

I. Проверка домашнего задания (упр. 654).

II. Комментированное письмо.

Подбирать ключ, отпираю замок, замереть от радости, растирать краски, зажигать костер, замерли звуки, расстелил ковер, выбирать марки, пришли избиратели, заблестели огни, собираю цветы.

III. Выборочный диктант. (Проверка с использованием графопроектора.)

Выписать глаголы с чередованием

е | и

1. Все замерло. 2. Кругом зажигаются огни. 3. Сердце замирает от страха. 4. Мать вытерла ручку ребенка. 5. Пчелы собирают мед. 6. Пчелы соберут мед и улетят в улей. 7. Дуб вершиной упирается в облака. 8. Спорт смены одержали блистательную победу. 9. Блеснуло вдали озеро.

IV. Проверочная работа с использованием перфокарт.

е — и в корнях

V. Упр. 655.

VI. Анализ ошибок, допущенных в работе с использованием перфокарт.

VII. Объяснительный диктант.

1. Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза след. 2. Вдали колокольчик звенит, замирает. 3. Перед домом расстилался луг. 4. Замерли грома раскаты.

Домашнее задание: упр. 657.

Урок 169. Развитие речи. Невыдуманный рассказ о себе

(упр. 658, 659, 661)

Урок 170. Время глагола

Знать: как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов.

Уметь: определять временные формы глагола.

I. Орфографическая диктовка.

Замирать от радости, располагаться на ночлег, туман расстилается, подрастают ростки, постелить скатерть, блестит роса, выросли заросли, прилагать усилия, выбирать слова, собираемся в поход.

— Найдите глаголы, которые соответствуют схемам:

II. Составляется таблица.

Т а б л и ц а 20

Время глагола Совершенный вид Несовершенный вид
Настоящее Прошедшее Будущее

Таблица заполняется примерами (выборочно), взятыми из приведенного ниже текста. Он читается вначале целиком, затем по предложениям. Учащиеся определяют вид и время глаголов и записывают их в соответствующую графу таблицы.

Вместе с легким утренним заморозком устанавливается ясная погода. В мертвой тишине леса едва слышится шуршание падающих листьев, которые ложатся ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист клена дрогнул, медленно отправился в свое первое и последнее путешествие.

Почему осень на смену изумрудной зелени приносит золотисто-оранжевые и огненно-красные тона? Почему происходит листопад?

Деревья впадают в зимний сон, приспосабливаются к перенесению засушливого сезона. Если мы поставим осенью срезанную ветку в бутылку с водой, почки не распустятся. Но наступит весна, почки разовьются в молодые побеги с новыми листьями.

(По В. Карагодину.)

— Какие временные формы образуют глаголы совершенного вида? несовершенного?

Делается вывод: глаголы несовершенного вида могут иметь три времени — настоящее, прошедшее и будущее, совершенного — два: прошедшее и будущее.

III. Предупредительный диктант.

Записывая предложения, учащиеся выделяют приставки в глаголах, определяют вид и время глаголов.

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сережки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки, шальные весенние ручьи наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

— Найдите в школьном толковом словаре значение слова автограф. Приведите примеры слов с такими же корнями.

IV. Докажите, что по морфемам можно определить:

— время глагола; — спряжение.

Урок 171. Прошедшее время

Знать: способ образования и изменения глаголов прошедшего времени.

Уметь: распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы, глаголы прошедшего времени.

— В каком времени стоят данные глаголы? Что в их строении общего? (Наличие суффикса -л-.) На что указывают окончания глаголов? (На род.) Запишите рядом в столбик неопределенные формы этих глаголов, выделив в них окончания и суффиксы.


О б р а з е ц з а п и с и:

Объясняется образование глаголов прошедшего времени, указывается на сохранение перед -л- глагольного суффикса.

II. Закрепление материала.

1. Упр. 664 (выполняется коллективно).

2. Упр. 665 (устно).

По́нял, по́няли, со́здал, создала́, на́чал, начала́́сь, начался́.

Дается задание употребить эти глаголы в словосочетаниях (устно).

III. Учитель сообщает учащимся, что ряд глаголов образует форму прошедшего времени в мужском роде без суффикса -, но он появляется в женском, среднем роде во множественном числе.


З а п и с ь п о о б р а з ц у: расти — рос,

Нести, трясти, запереть.

IV. Выборочный диктант.

Поставьте глаголы в прошедшем времени, распределите их по группам:


Увидеть, клеить, таять, слышать, чуять, строить, молчать.

V. Предупредительный диктант.

Домашнее задание: § 115, упр. 667.

Урок 172. Настоящее время

Знать: глаголы настоящего времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно, в любое время; образуются глаголы настоящего времени только от глаголов несовершенного вида.

Уметь: определять грамматическое значение глаголов настоящего времени; употреблять эти глаголы в речи; соблюдать орфоэпические нормы.

I. Учитель читает стихотворение Е. Баратынского.

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед.

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.

— Какие картины весны рисует поэт? (Лазурь неба, весенний воздух, облака, лед на реке, шумящие ручьи, пение жаворонка.)

При повторном чтении учащиеся выписывают глаголы, определяя их вид, время.

Внимание школьников обращается на то, что все глаголы настоящего времени несовершенного вида.

— Что обозначают глаголы настоящего времени? Выделите в них окончания. На что они указывают?


О б р а з е ц з а п и с и: слеп — II спр., 3-е л., ед. ч.


лета — I спр., 3-е л., мн. ч.

II. Упр. 671.

Звони́т, позвони́шь, повтори́т, руководи́т.

Дается задание употребить эти глаголы в словосочетаниях (устно).

III. Предупредительный диктант.

Учащиеся записывают текст, выделяют в глаголах настоящего времени окончания, определяют (устно) их значение.

Какое наслаждение выехать весной до зари! Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды. Влажный ветерок изредка набегает легкой волной. Слышится сдержанный шепот ночи. Деревья слабо шумят. Пруд едва начинает дымиться. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля.

— Укажите глаголы, строение которых соответствует следующим схемам: , . (Например: дымится, набегает.)

— Найдите слова с нулевым окончанием (например: воздух, шепот, ветерок); без окончания (изредка).

— Подберите и запишите однокоренные слова различных частей речи:

наслаждение — . ; изредка — . ; яснеет — … .

Урок 173. Будущее время

Знать: о способах образования форм будущего времени, употреблении глаголов будущего времени в речи.

Уметь: образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола.

I. Контрольный словарный диктант (образец см. на с. 173 пособия).

II. Образуйте отданных глаголов форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. Какие при этом могут происходить изменения в корне? Все ли глаголы образуют форму настоящего времени?

Увлекать, стеречь, распилить, пилить, подсказать, подсказывать, стремиться, зажигать, зажечь.

III. Наблюдения на с. 252.

Упр. 673 (устно), 674, 675.

Положу́, поло́жишь, поло́жит, но: положи́ть, положи́л, положи́ла.

С этими глаголами учащиеся составляют словосочетания (устно).

IV. Объяснительный диктант.

Обозначьте время и вид глаголов.

Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечиваются солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины.

Зеленеет, цветет, звенит и веселится все в природе. Ласкает солнце безлистые березы, что-то нашептывает им ветер. Но не торопятся березы распускаться. Ждут они, когда наступит надежное тепло, набухнет дерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами.

Изображение 137. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.Образец: собирать, заря.Отл..жить, пол..жить, прил..жить.

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:

137. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл..жить, пол..жить, прил..жить, предполегать, изл..гать, распол ..житься, вл..жение, сл..гаемые, пол ..г, предпол..жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..стать, р..стения, р..сту-щий, выр..щенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, зан..мать, пон..мать, начинать, выж..чь, взб..раться, проб..раться, пост..лить, отб..рать, заж..гать, сочетать, соч..тание, ч..та, выч..тать, выч..сть; к..саться, прик..снуться, прик..сание, коснуться, прик..сновение, прик..саться, к..сательная, неприкосновенный; г..реть, заг..релый, заг..р, г..релый, уг..реть, разг..раться, подг..рать, дог..реть, уг..рный газ, заг..реть, выг..реть, перег..реть, наг..р; м..кать в сметану, непром..каемый плащ, вым..кнуть под дождём, обм..кнуть кисть, обувь пром..кает; ср..внить числа, р..вносторонний, всё р..вно, р..вняйтесь, р..внина, р..внять грядки, ур..вень, р..весник, пор..вну, подр..внять волосы, ур..внять условия, ср..внение; ск..кать, подск..чить, ск..чок, ск..чу, выск..чка; попл..вок, пл..вчиха, пл..вец, пл..вучесть, пл..вун, жук-пл..вунец; скл..нить, скл..нение, накл..нить, кЛоНяться, поклониться; тв..рец, тв..рь, утв..рь; з..ря, з..рька, з..рево, оз..рение, з..ревать.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

ЕГЭ Задание 9 Русский язык 2022 Правописание корней Теория Алгоритм Задания для подготовки

Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2022 проверяет следующие орфограммы в корне:
- безударные проверяемые гласные в корне
- безударные непроверяемые гласные в корне
- чередующиеся гласные в корне

Формулировка задания 9 ЕГЭ по русскому:

Обратите внимание на изменение в задании 9 по сравнению с предыдущим годом: теперь нет пропущенных гласных, поэтому еще более важно выделить корень правильно. Также важно понимать, что в одном корне может содержаться не одна гласная буква.


уВЕКОВЕ́Чить, исПОЛНи́тель, проСЛАВЛя́ть
ВОЗРАСТно́й, невразУМи́тельно, ТВОРе́ц
оСНАЩе́ние,ОЗАРя́ться, распоЛАГа́ющийся
ФОРМали́зм, УБЕДи́ть, ПОДРАЖА́ние
ПРЕПОДАВА́тель, разГАДа́ть, приМЕРя́ть (вещи)

Алгоритм выполнения задания 9 ЕГЭ:

1) Расставьте ударения в словах.

2) Подберите однокоренные слова. Необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов (меняя приставки, вспоминая другие части речи с таким же корнем и значением). Общая часть - это корень.

Важно помнить, что глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида.

Например, проверочным словом к "опоздать" будет ПОЗДНО, а не опАздывать.

3) Определите правило к каждой гласной корня. Поскольку нам необходимо найти ряды, в которых во всех словах одного ряда СОДЕРЖИТСЯ определенная орфограмма, важно проверить каждую гласную. Например, в задании указано "найти проверяемую гласную в корне", а перед вами корень, в котором есть и проверяемая, и непроверяемая, то слово подойдет в качестве ответа.

4) С чередующимися гласными проще: их легче опознать, более того, мы примерно понимаем, в каком значении корень относится к чередующимся.

Однако нужно быть осторожными, так как, например, в слове "ВОЗРАСТно́й" - корень ВОЗРАСТ, причем гласную О можно проверить, но гласная А в сочетании РАСТ является чередующейся. Итак, несмотря на то что сочетание РАСТ входит в корень ВОЗРАСТ, гласная А будет являться чередующейся, а гласная О будет проверяемой.

  • Запомните! Все исключения по теме "Чередующиеся гласные в корне" являются исключениями только в написании. Другими словами, гласная А в корне слова ПРИГАРЬ является чередующейся, несмотря на то что это слово является исключением.
  • Не забывайте также об омонимии. Например, МЕР - МИР является чередованием в значениях "умирать, замирать", но в значениях "примерять платье, примирять врагов" - проверяемая гласная в корне.

5) Если необходимо найти проверяемую гласную корня, то важно подобрать однокоренное слово с таким же значением, где гласная находится в ударной позиции (лучше другой части речи)

6) Непроверяемой может быть любая гласная корня. Если в корне несколько гласных, то следует учитывать, что каждая гласная может относиться к определенной орфограмме.

7) В ответе может быть от 2 до 4 цифр. Это может стать подсказкой. Если вы нашли только один вариант ответа, значит вы решили задание неправильно.

Безударная чередующаяся гласная в корне

Гласная в корне зависит от ударения

ГАР-/ГОР- Без ударения пишется О: загорать, горелый, гореть, пригорелый, горелка, перегорание, обгореть, сгораемость и др.

Исключения: пригарь, выгарки

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: горн, горе, горевать, загоревать, огорчать, огорчить, огорчение, огорченный, огорчительный, пригорюниться, горький, горчинка, горчица, горчичник, горчичный.

КЛАН-/КЛОН- Без ударения пишется О: склоняться, преклонение, наклон, непреклонный, кланяться, раскланяться, откланяться, клонить(ся), наклонение, преклонение, склонение, уклонение, коленопреклонение, коленопреклонённый и др.

ТВАР-/ТВОР Без ударения пишется О: творить, тварь, творческий, благотворительный, вытворить, вытворять, натворить, одухотворенный, олицетворять, претворить, претворять, притворяться, растворение, растворимый, сотворение, сотворить, столпотворение, творение, творительный, творить, удовлетворить

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: затворить, затвор, притворить, створка.

ЗАР-/ЗОР Без ударения пишется А: заря, заревой, зарница, озарение, озарить, зарянка (птица), зарево, лучезарный, зори (мн.ч.), зорька, зоренька, зорюшка и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: зариться, позариться, взор, надзор, обзор, подзорный, прозорливый; озорной, озорничать, озоровать, озорной, позор, узор

ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- Без ударения пишется А: плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава), плавунец (жук), сплавлять, на плаву.

Исключения: пловец, пловчиха.

Гласная в корне зависит от согласных в корне

ЛАГ-/ЛОЖ- Перед Г пишем А, перед Ж пишем О: излагать(ся), налагать(ся), облагать(ся), полагать(ся), предлагать(ся), прилагать(ся), разлагать(ся), слагать(ся), прилагательное, ложиться, возложить, переложить и др.

СКАК (СКАЧ) СКОК (СКОЧ) Безударное А пишется перед К, безударное О – перед Ч: доскакать, заскакать, обскакать, отскакать, перескакать, поскакать, прискакать, скакалка, скакун, выскочить, доскочить, заскочить, наскочить, проскочить и др.

РАС(Т)-/РОС-РАЩ Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О: возрасти, дорасти, зарасти, растить, отрастить, возрастать, прорастание, растение, растительный, возраст, возрастной, наращение, взрослеть, заросль, недоросль, поросль, повзрослеть и др.

Исключения: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

Гласная в корне зависит от значения

Исключения: равнина, ровесник, уровень, поровну

В безударном корне МОЧ пишется О: мочить с разными приставками, моченый.

Гласная в корне зависит от суффикса

Если есть суффикс А после корня, то в корне пишем А, если нет суффикса А, пишем О в корне

КОС-/КАС- : касаться, соприкасаться, касание, прикасаться, касательная, касательно, прикасание, коснуться, неукоснительный, прикосновение, соприкоснуться и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: кос- (косец, косить, коса (орудие), кос- (косой, искоса, наперекосяк) и кос- (косичка, коса (вид прически).

Если после корня следует суффикс А, то в корне пишется И

БЕР-/БИР -: выберу(сь), заберу(сь), наберу(сь), выбирать, избирать, забирать, собирать перебирать, собирательный, избирательный и др.

БЛЕСК(С, СТ, Щ)/ БЛИСТ : проблеск, блестеть, блестящий, блистать, блистание, блистательный и др.

ДЕР-/ ДИР- : выдеру, выдерешь, подерусь, продерусь, придерусь, обдирала, удирать, выдирать, выдирание и др.

МЕР-/ МИР-: замереть, обмереть, умертвить, смертельный, насмерть, вымирать, умирать, вымирание, замирать и др.

ПЕР-/ ПИР-: опереться, взаперти, запереть, отпереть, запирать, опираться, попирание, запирательство и др.

ТЕР-/ТИР-: тереть, натереть, вытереть, стереть, обтирать, вытирать, утирать, оттирать и др.

ЖЕГ-/ ЖИГ: выжегший, выжечь, зажечь, выжигание, разжигатель, поджигательство, зажигательный и др.

СТЕЛ-/СТИЛ: стелить, застелить, выстелить, постелить, расстелить, застилать, выстилать, перестилать и др.

ЧЕТ(ЧЕС)/ЧИТ: вычесть, чета, вычет, вычитать, предпочитать, считаться, почитать, почитатель, почитание и др.

Исключения: сочетать, сочетание

А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН: взимать – взять; иметь, имение, имущество, преимущество, имущий, имущественный, преимущественный, неимоверный, внимать, внимание, внимательный, воспринимать, вынимать, донимать, занимать, занимательный, нанимать, обнимать, отнимать, перенимать, понимать, поднимать, предпринимать, предприниматель, наниматель, пронимать, снимать, унимать.

К корням с чередованием А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН, относятся также:

ЖИМ/ЖА: выжимать, выжимки, зажимать и др. приставочные от глагола жать

ЖИН/ЖА: пожинать – сжать

ПИН/ПЯ: распинать, пинать, пинок, запинаться, препинание – распять, запятая

МИН/МЯ: вминать, заминать, подминать, приминать, разминаться, уминать – вмять, замять, память, памятовать, памятный, памятник, поминать (и приставочные вспоминать, упоминать, запоминать, напоминать, припоминать), помин, поминовение и др.

ЧИН/ЧА: начинать, зачинать, зачинатель, начинание, начинающий – начать

КЛИН/КЛЯ: заклинать, заклинанье, проклинать – заклясть, проклясть, проклятие, заклятие, клятва, заклятый, клясть

Исключения: выемка, выем, выемщик, выемчатый, выемчатокрылый, жеманиться, формы глагола проклясть (прокляну, проклянешь), помянуть, упомянуть, вспомянуть, выжимки

Проверяемые гласные в корне

Правописание безударных гласных в корнях проверяется подбором слов и форм слова, где эта гласная находится в ударной позиции:

Горить (гОвор), жара (жАркий) молодой (мОлодость)

Безударную гласную корня нельзя проверять глаголами несовершенного вида с суффиксом ЫВА(ИВА)

Например: замолчать, так как мОлча, хотя умАлчивать; выбросить, так брОсить, хоть выбрАсывать и т.д.

Среди слов с проверяемой гласной часто встречаются корни-омофоны, обычно рядом со словам с таким корнем в скобках указано слово, помогающее понять значение слова.

Обвевать (веять) — обвивать (вить);
Частота (часто) — чистота (чистый);
Валы (вал) — вол (вол);
Спешите (спешка) — спишите (пишет);
Поседеть (сед) — посидеть (сидя);
Слепить (лепка) — слипаться (липкий);
скрепить (скрепка) — скрипеть (скрип);
Разредить (редко) — разрядить (ряд);
Посветить (свет) — посвятить (святость);
Отворить (затвор) — отварить (варит);
Запивать (пить) — запевать (петь);
Обижать (обида) — обежать (бег);
Примерять (мера) — примирять (мир);
Старожил (старый) — сторожил (сторож);
развиваться (развитие)— развеваться (веет);
полоскать (полощет) — поласкать (ласка);
прожевал (жёваный) — проживал (жить);
распевать (петь) — распивать (пить);
подражать (дразнит) — подрожать (дрожь);
умолять (молит) — умалять (мало);
окатиться (катит) — окотиться (кот);
увидать (видеть) — увядать (вянуть);
заплотить (плот) — заплатить (плата).
Залезать (залез) – зализать (лижет)
Оземь (зЕмли)-озимь (зИмы)
Малы (маленький) - молы (мол)
Накалить(накал) – наколоть (колет)
Пристежные (стёганый) – пристяжные (тяга)
Долина (дол)– вдалеке (даль)
Кратчайший (краткий) – кротчайший (кроткий)

Непроверяемые гласные в корне

Написание непроверяемых безударных гласных в корне определяется по словарю.

Обратите внимание.

В заданиях ЕГЭ часто встречаются одинаковые слова, в которых пропущены разные гласные.

Одно слово может относиться к группе слов с непроверяемым гласным в корне или к группе слов с проверяемым гласным.

Г..ризонтальный – пропущена непроверяемая гласная.

Гориз..нтальный – пропущена проверяемая гласная корня, проверочное слово – горизОнт.


Задание 2 № 4897

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.


Задание 1 № 4896

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Звонкие (3) переборы ручьёв (1) , весёлые аккорды вернувшихся на родину птиц, светлый шум пробудившихся деревьев. Это ли не радостная музыка апреля?

Всё ярче и ярче светит солнце, всё меньше и меньше серые лоскуты снега. И вот уже поляны раскрашиваются яркими огоньками первоцветов. А следом заколышутся над рощами первые облака нежной зелени. Весна набирает (2) силу и скоро оденет лес во всё многоцветье своих красок.

Совсем недавно сияли снега, а теперь блещут водостоины. Птичьему щебету вторит торопливый ручей. Шмели гудят, мёд с цветов собирают. (4) А значит, и пчёл выпускать надо. Апрель — пора раннего медосбора.

Читайте также: