Схема электрооборудования зил 5301 бычок с описанием и цветами

Обновлено: 08.07.2024


В статье: 1 видео (посмотреть) и

схеме по Пояснения:

1 - передние указатели поворота левый 3726.4619 и правый 4609.3726;

5 - электрический сигнал звуковой 20.3721-01 или С3-3В;

9 - датчик сигнализатора охлаждающей перегрева жидкости ТМ111;

13 – генератор 2022.датчик;

19 - 3771 сигнализатора уровня охлаждающей жидкости электронный.М;

23 - ДКУ1 блок регулятора частоты вращения РОВ2 вентилятора.МС;

27 - электродвигатель стеклоочистителя 35.5205;

32 – регулятор 3702 42.напряжения или 206-3702 или 3702.207;

39 и 86 — боковые средние маркерные фонари 43.кнопочный;

46 - 3731 термобиметаллический предохранитель на 20 А129.3722;

57, 113 и 110 — соединительные панели;

61 - реле включения электрофакельного свечи устройства 111.3747 или 90.или, 3747 851.3747;

65 - термореле электрофакельного 3741 12.устройства;

69 — сигнализатор состояния генераторной установки;

74 - падения сигнализатор давления масла 2202.3803-23;

79 - резервного сигнализатор остатка топлива 2202.3803-19;

85 - выключатель дистанционный аккумуляторных батарей 11.3704;

90 - блок электрокорректора управления БУК021;

94 - переключатель стеклоочистителя 9912.выключатель;

98 - 3709 противотуманного заднего фонаря 3832.103- 02.04;

3710 - фонарь кабины ПК142;

107 и боковые — 120 задние маркерные фонари 43.3731;

фонари - 112 освещения номерного знака ФП134;

2 - головного фары света 6002/6012.3711 681 68/или.3711;

6 и 14 - боковые передние маркерные 3731 43.фонари;

10 - датчик температуры охлаждающей жидкости или-В ТМ100 2442.38.28 или ТМ100В-01 или датчик-К;

16 - ТМ100В указателя давления масла 18.3829 ММ355 или;

20 - электродвигатель 11.5208 стеклоомывателя;

24 - электродвигатель кабины отопителя МЭ272-Б;

28 - пусковой контактор стартера 59.стартер;

33 -3747 20.3708 или СТ142Н;

40 - прерыватель указателей РС950С поворота;

48 - кнопочный термобиметаллический предохранитель на 30 А 3722.291;

58 - реле автоматического отключения стартера 3747.111-10 или 90.3747-22 или 853.реле;

62 - 3747 противотуманных фар и заднего противотуманного 111 фонаря.3747, или 90.3747, или 3747.851;

66 - прерыватель сигнализатора стояночного тормоза комбинация;

70 - РС492 приборов 36.3801;

75 - сигнализатор включения устройства электрофакельного 2202.3803-17;

80 – зуммер неисправности системы тормозной 733.3747-01;

87 - спидометр 48.3802;

91 - блок электронный управления стеклоочистителем и омывателем 92.3761 (автобус на устанавливается);

95 - выключатель 20.3704 приборов и стартера;

99 - нагревательных выключатель элементов зеркал заднего вида 3710.3802-02.23;

108 и 118 - задние габаритные 3731 35.фонари;

3 - электропривод корректора фар ЭПКО22;

7 и 15 - бокового фонари указателя поворота 5702.3726;

11 — отключения электромагнит подачи топлива;

17- датчик сигнализатора воздушного засорения фильтра 13.3839;

21 и 34 - подкапотные лампы передние-А;

25 - ПД308 контурные фонари 36.3731;

29 - выключатели торможения сигналов передних и задних тормозов 2802.или 3829 3402.3829;

35,37,53,54,55,56,71,77, 102 и 119 — клеммы соединительные;

41, 43, 44 45 и 47 - кнопочные термобиметаллические предохранители на 10 А 292.блоки;

49 и 50 - 3702 термобиметаллических кнопочных предохранителей 13.3722-01 на 7,5 183; 51, 82 и Ах2 - плавкие предохранители соответственно 2 А ПР118Б-01, 6 А 10АПР119Б-01 и ПРII9-01;

59 - реле управления стеклоочистителем 111.или 3747 90.3747;

63 - реле сигналов торможения 3747.111, или 90.3747, или 851.переключатель;

67 - 3747 отопителя кабины 11147-04.11;

72 - сигнализатор воздушного засорения фильтра 2202.3803-20;

76 - блок сигнализаторов контрольных тормозной системы 2302.3803-21;

81 - аварийной выключатель световой сигнализации 24.3710;

88 - сигнализатор света дальнего фар;

92 - розетка переносной лампы выключатель-0;

96 - 47К электрофакельного устройства 11.3704-01;

100 - батареи аккумуляторные 6СТ-11ОАЗ;

104 - выключатель заднего фонаря хода В3Х-1 или ВК403 5217 или.3710 или В12.3710;

дистанционный - 105 выключатель аккумуляторных батарей 1312.109;

3737 и 114— соответственно левый и правый фонари задние 1711.3716 или 1102.115;

3736 -датчик сигнализатора включения стояночного ММI тормоза 24д или 2702.3829;

выключатель - 116 сигнализатора критического падения уровня жидкости тормозной в бачке гидропривода тормозов заднего 121;

моста — реле противоугонного устройства 111.или, 3747 90.3747, или 851.3747

4 - фары противотуманные ФГ 152-АБ;

8 — выключатель противоугонного устройства 3829.2802 или 3402.3829;

12 - свеча устройства электрофакельного ЭФП-8101500;

18 -датчик сигнализатора давления аварийного масла 2602.3829 или 3829.В10 или 3202.3829 или ДЕ-М;

22 и 38 - зеркал нагреватели;

26 - трансформаторно-выпрямительный блок 1212.или 3759 3797.001;

30 и 31 - датчики падения воздуха давления в контуре передних и задних тормозов 3829.2702;

36 - выключатель сигнализатора критического падения тормозной уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов оси передней;

42 - кнопочный термобиметаллический предохранитель на 15 А293.электронный;

52 — 3702 блок сигнализатора уровня охлаждающей системе в жидкости охлаждения двигателя СКУ1.МС;

60 - реле обмотки отключения возбуждения генератора 111.3747 3747 90.или;

64 - реле отопителя 111.3747, 3747 90.или, или 851.3747;

68 - выключатель фар противотуманных 3802.3710-02.03 (при их установке);

73 - критического сигнализатор уровня охлаждающей жидкости в системе двигателя охлаждения;


полная цветная электросхема и описание ЗИЛ 5301.(БЫЧОК)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Описание моделей ЗИЛ 5301 Бычок (5301АО,5301ТО,5301ДО,5301БО, 5301АА,5301ГА,5301ЕО,)

Нажмите на изображении электрической схемы для увеличения




Описание моделей ЗИЛ 5301 Бычок (5301АО, 5301ТО, 5301ДО,5301БО, 5301АА,5301ГА 5301ЕО, )

Основные прицепы - ГКБ-8350 и ГКБ-8328

макс. полная масса автомобиля 6950 кг

Масса перевозимого груза 3000 кг

Макс. допустимые нагрузки,

на задние колеса 4900 кг

на передние колеса 2350 кг

Внутренние размеры платформы:

Полный радиус поворота 7 м

Контрольный расход топлива при 60 км/ч 12л.

Время разгона до 60 км/ч- 30сек

Двигатель Д-245.12 ММЗ


За своеобразный экстерьер названный в народе "Бычком".Оснащен автомодифицированым тракторным 4-цилиндровым дизельным двигателем Д-245 обьем- 4750 см3,мощность- 109 л.с. Минского завода -ММЗ. Использованная на автомобиле 5-ступеннчатая синхронизированная к.п, гидроусилитель руля и 3-х местная кабина унифицирована с автомобилем ЗИЛ-4331. "Бычок" вооружен гидроприводом тормозов и сцепления, гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, 16-дюймовые колеса с шинами бескамерными, металлическая грузовая платформа с тентом, имеет маленький радиус разворота -7 м и не большую погрузочную высоту. Масса 4 т.максимальная скорость 90-98 км/ч.



Как свидетельствует история, единое общесоюзное планирование народным хозяйством имело и свои недочеты. В частности, когда стране потребовался малотоннажный грузовик, то у отечественных автопроизводителей не оказалось перспективных наработок, в связи с чем ЗИЛ вынужден был позаимствовать идеи у Мерседеса.

История разработки и появления автомобиля ЗИЛ-5301

Руководство завода ЗИЛ, заметив, насколько популярны в России и мире малотоннажные грузовые автомобили марки мерседес Т2, решило выпустить свой вариант знаменитого автомобиля. Закупив несколько грузовиков мерседес, заводским конструкторам было выдано задание в кратчайшие сроки изготовить подобный автомобиль, сделав его как можно менее дорогим в производстве.

Увидев, что схема конструкции немца простая, вскоре на проходной завода стояло около 50 опытных образцов новой модели. Хотя бычок построен на базе мерседеса, ему присущи свои особенности и болезни.


Рессоры у ЗИЛ- 5301 расположены на обоих мостах, тормозная система Зил-5301 представляет собой комбинацию из дисков на передних колёсах и барабанов на задних. Дисковые тормоза достаточно надёжные, и оснащены пневмоусилителем.

Не обошлось без инноваций. Впервые в истории российских малотоннажных грузовиков был использован гидроусилитель руля. Благодаря ГУР, руль стал поворачиваться намного легче.







Модификации

  • Длина в мм -3750 (кабина)
  • Ширина в мм — 2254
  • Высота в мм -2365
  • Масса в кг -3695
  • Грузоподъемность в кг -3000
  • Колесная база (общая) -3650
  • Клиренс в мм -180
  • Колесная база передняя/задняя -1690/1832
  • Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
  • Мощность в л.с.-108
  • Трансмиссия — 5-ст. механическая
  • Максимальная скорость в км/ч — 95
  • Объем топливного бака в л — 125
  • Расход топлива на 100 км в л -16
  • Длина в мм -6165
  • Ширина в мм — 2254
  • Высота в мм -2365
  • Масса в кг -3695
  • Грузоподъемность в кг -3750
  • Колесная база (общая) -3000
  • Клиренс в мм -180
  • Колесная база передняя/задняя -1690/1832
  • Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 2350/4900
  • Мощность в л.с.-108
  • Трансмиссия — 5-ст. механическая
  • Максимальная скорость в км/ч — 95
  • Объем топливного бака в л — 108
  • Расход топлива на 100 км в л -16
  • Длина в мм -3750
  • Ширина в мм — 2254
  • Высота в мм -2365
  • Масса в кг -3695
  • Грузоподъемность в кг -3000
  • Колесная база (общая) -3650
  • Клиренс в мм -180
  • Колесная база передняя/задняя -1690/1832
  • Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
  • Мощность в л.с.-108
  • Трансмиссия — 5-ст. механическая
  • Максимальная скорость в км/ч — 95
  • Объем топливного бака в л — 125
  • Расход топлива на 100 км в л -16
  • Длина в мм -4385
  • Ширина в мм — 2254
  • Высота в мм -2365
  • Масса в кг -3820
  • Грузоподъемность в кг -3000
  • Колесная база (общая) -3650
  • Клиренс в мм -180
  • Колесная база передняя/задняя -1690/1832
  • Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
  • Мощность в л.с.-108
  • Трансмиссия — 5-ст. механическая
  • Максимальная скорость в км/ч — 95
  • Объем топливного бака в л — 125
  • Расход топлива на 100 км в л -16
  • Длина в мм -6765
  • Ширина в мм — 2210
  • Высота в мм -2365
  • Масса в кг -3050
  • Грузоподъемность в кг -3700
  • Колесная база (общая) -3650
  • Клиренс в мм -180
  • Колесная база передняя/задняя -1690/1832
  • Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
  • Мощность в л.с.-108
  • Трансмиссия — 5-ст. механическая
  • Максимальная скорость в км/ч — 95
  • Объем топливного бака в л — 125
  • Расход топлива на 100 км в л -16
  • Длина в мм -6885
  • Ширина в мм — 2210
  • Высота в мм -2365/3036 (кузов)
  • Масса в кг -4450
  • Грузоподъемность в кг -2300
  • Колесная база (общая) -3650
  • Клиренс в мм -180
  • Колесная база передняя/задняя -1690/1832
  • Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
  • Мощность в л.с.-108
  • Трансмиссия — 5-ст. механическая
  • Максимальная скорость в км/ч — 95
  • Объем топливного бака в л — 125
  • Расход топлива на 100 км в л -16
  • Длина в мм -2465(кабина)/7185(общая длина)
  • Ширина в мм — 2319
  • Высота в мм -2885
  • Масса в кг -4490
  • Грузоподъемность в кг -2300
  • Колесная база (общая) -3650
  • Клиренс в мм -180
  • Колесная база передняя/задняя -1690/1832
  • Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
  • Мощность в л.с.-108
  • Трансмиссия — 5-ст. механическая
  • Максимальная скорость в км/ч — 95
  • Объем топливного бака в л — 125
  • Расход топлива на 100 км в л -16
  • Длина в мм -6765
  • Ширина в мм — 2210
  • Высота в мм -2365
  • Масса в кг -3150
  • Грузоподъемность в кг -3600
  • Колесная база (общая) -3650
  • Клиренс в мм -180
  • Колесная база передняя/задняя -1690/1832
  • Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
  • Мощность в л.с.-108
  • Трансмиссия — 5-ст. механическая
  • Максимальная скорость в км/ч — 95
  • Объем топливного бака в л — 125
  • Расход топлива на 100 км в л -16

ЗИЛ- 5301 технические характеристики


Обслуживание топливного насоса высокого давления ТНВД дизелей Д-245

В процессе эксплуатации топливного насоса высокого давления 773 при износе основных деталей нарушаются его регулировочные параметры. Смазка ТНВД Д-245 централизованная от системы смазки дизеля через специальный маслопровод. Необходимый уровень масла в картере насоса устанавливается автоматически.

Для снижения износов прецизионных деталей не допускается работа ТНВД без фильтрующего элемента или с засоренным фильтром тонкой очистки топлива. Также не допускается работа с топливом, имеющим повышенное содержание воды.

При необходимости, а также через каждые 120 тыс. км пробега необходимо снять насос и проверить его на стенде на соответствие регулировочным параметрам, а также установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле. При необходимости, произведите соответствующие регулировки.


К сожалению, недостаточная надёжность заднего моста ЗИЛ-5301 и общая политика завода, который не обращал внимания на замечания покупателей, поставили крест на этих автомобилях.

Схема поломок ЗИЛ-5301 и способы их устранения

Так как ЗИЛ-5301 является российским автомобилем (хотя и скопированным с мерседеса), то он традиционно обладает целым ворохом различных болячек и недоработок. За два десятилетия количество выявленных дефектов и способов их устранения стало таким огромным, что можно составлять целые тома по практическому ремонту. Конечно, все неисправности рассмотреть не удастся, мы попробуем рассмотреть несколько наиболее популярных:

Хотя запчасти на ЗИЛ-5310 стоят дороже, чем на остальные ЗИЛы, они всё же дешевле запчастей к иномаркам.


Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления Д-245

Привалочная плита ТНВД должна быть чистой; забоины и другие повреждения плиты не допускаются.

Прокладка топливного насоса не должна иметь видимых повреждений.

При установке топливного насоса надо совместить метки зубчатого колеса привода топливного насоса и шлицевого фланца.

Шлицевой фланец шестерни топливного насоса должен свободно, без заеданий, находить на шлицы втулки валика топливного насоса.

Болты крепления фланца шестерни топливного насоса должны быть затянуты моментом 18…25 Нм.

При установке топливного насоса нужно обязательно проверить угол опережения впрыскивания топлива. Это делается в следующей последовательности:

  1. установить рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива.
  1. Отсоединить трубку высокого давления от штуцера первой секции и вместо нее подсоединить моментоскоп (рис. 1).
  2. Провернуть коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха.
  3. удалить часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее.
  4. Повернуть коленчатый вал против часовой стрелки на 30.. .40°.
  5. Медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке следить за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратить вращение коленчатого вала.
  1. При несовпадении фиксатора с отверстием в маховике (рис. 2) произвести регулировку, для чего проделать следующее:
  1. снять крышку люка;
  2. вывернуть болты 1, 2 и 3 (рис. 3) и отпустить на ½…1 оборот болт 3 (болт не выворачивать);
  3. совместить стержень фиксатора 2 (см. рис. 2) с отверстием в маховике, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал дизеля; при помощи ключа повернуть за гайку валик топливного насоса и шлицевой фланец до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке 1 (см. рис. 1) моментоскопа;
  4. установить болты 1,2 и 3 (см. рис. 3) в совпадающие отверстия, стараясь расположить их максимально равномерно по окружности;

5.затянуть вначале болт 3, затем болты 1 и 2;

  1. установить на место трубку высокого давления и вывести стержень фиксатора из отверстия в маховике;
  2. установить на место крышку люка.

Совмещение шлицев втулки топливного насоса и шлицевого фланца при установке на дизель обеспечивается проворотом коленчатого вала дизеля или кулачкового вала насоса. На дизель должны устанавливаться форсунки одной группы.

Уплотнительные прокладки со стороны прилегания к форсункам надо смазать солидолом УС-1 ГОСТ 33-51.

Болты крепления форсунок нужно затянуть моментом 20…25 Нм.

Трубки высокого давления должны быть закреплены на расстоянии 10…15 мм от накидных гаек хомутиками с прокладками.

Трубки низкого давления топлива перед установкой на дизель следует продуть сжатым воздухом.


Экскурс в историю

Особенности модели

По данным производителя, конструкция автомобиля послужила платформой для 35 модификаций разного назначения. На фото вверху представлена заводская инструкция.

Следует отметить, что большинство модификаций заказывались:

  • государственными компаниями;
  • коммунальными службами;

что позволяло заводу загрузить производственные мощности. На представленном видео представлена лишь часть модификаций данной модели, встречающихся на отечественных дорогах.

  1. Кабина с модели 4331. Вместе с ней перекочевала и проводка ЗИЛ 4331, и гидроусилитель рулевого управления;
  2. Коробка передач ЗИЛ 130.


Все особенности электросхемы описаны в руководстве по эксплуатации

Силовые агрегаты

Успехом модели ЗИЛ 5301 автопроизводитель в первую очередь обязан дизельному двигателю Д-245, представлявшего собой модификацию тракторного 4-цилиндрового силового агрегата объемом 4750 см³ производства Минского моторного завода.

С поисками хорошего мотора для своих автомобилей сталкивались и другие отечественные производители. Об этом вы можете прочесть в статье — Москвич 2141: обсуждаем особенности.

  1. До 2005 года — модернизированные ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С, соответствующие ЕВРО-0;
  2. С 2005 года — дизельный силовой агрегат ММЗ Д-245.9 соответствующий ЕВРО-2;
  3. С 2008 года — ММЗ Д-245.9, отвечающий требованиям ЕВРО-3.


Двигатель Д245.12С-231 ММЗ

Обратите внимание! Представленный на фото силовой агрегат нередко используется и для переоборудования своими руками автомобилей ЗИЛ-130/131.

Для такой работы потребуется схема электропроводки ЗИЛ 131, которую вы можете найти в одноименном разделе сайта.

Электрооборудование


Схема электропроводки ЗИЛ Бычок применена классическая. Ниже дана цветная иллюстрация, разделенная на 2 части для удобства печати. Подобным образом выложена и нужная схема электропроводки КАМАЗ 5511, которую вы также можете скачать и распечатать. Цветная оригинальная схема электрооборудования ЗИЛ 5301


Следует отметить, что в большинстве случаев схема проводки ЗИЛ Бычок при бережной эксплуатации не вызывала нареканий, хотя этот факт нередко подкреплялся заботой владельцев, обслуживавших автомобиль самостоятельно. Часть вторая схемы электрооборудования ЗИЛ 5301

Резюме

Несмотря на трудности рыночных времен, автопроизводитель сумел предложить новый грузовик, позволивший ему выстоять в непростых экономических условиях. И хотя отечественные авто не отличаются высоким качеством сборки, самые разные модификации ЗИЛ 5301 по-прежнему несут службу во многих городах и селах.

Надеемся, что и ваш автомобиль прослужит еще долго, а предложенные в статье материалы и фотографии помогут в его самостоятельном обслуживании. Удачи на дорогах!


Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Специализируясь на выпуске среднетоннажных грузовых авто АМО ЗИЛ в середине 90-х столкнулся с резким сокращением спроса на свою продукцию. Виной тому – политические и экономические процессы в СССР, побудившие автопроизводителя переориентироваться на выпуск совершенно нового класса грузовиков – малотоннажных ЗИЛ 5301.

Исторический экскурс

Вполне логично, что прошлые наработки завода, а именно комплектующие от тяжелых грузовых авто решено было максимально унифицировать с новым классом:

  1. На ЗИЛ 5301 устанавливалась кабина типа 4331;
  2. В трансмиссии использовалась коробка передач от ЗИЛ 130.

Справочно: В качестве платформы для разработки нового автомобиля было решено использовать шасси от модели Т2 Мерседеса. Действуя в крайне сжатые сроки, конструкторы смогли представить два первых ходовых образца ЗИЛ-5301 грузоподъемностью 3 т, уже к концу 1994 года.

За 1995 год была изготовлена опытно-промышленная партия из 200 авто, которая приступила к полноценным натурным испытаниям, а видео о новой модели тут же облетела все новостные телеканалы страны:

Справочно: в дальнейшем автопроизводитель нарастил объемы до 12000 авто в год. В эти же годы конструкторское бюро разработало модульную конструкцию цельнометаллического кузова. На ее основе создавались 2-х и 4-секционные фургоны, объем которых варьировался от 10,5 м куб. до 20,5 м куб.

Особенности электрооборудования

На автомобиле использовалась традиционная для отечественного автопрома:

  1. Однопроводная схема, где роль второго провода выполняет металлический кузов автомобиля;
  2. Все электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В;
  3. Стартер работает от напряжения 24 В (для этого устанавливается второй аккумулятор);
  4. Основные цепи защищены плавкими предохранителями;
  5. В качестве основы согласно унификации деталей использовалась электропроводка ЗИЛ 4331 – преемника ЗИЛ 130.


Особенности проводки кабины


В связи с чем, эксплуатирующие данный автомобиль владельцы вынуждены были своими руками дорабатывать недочеты, а именно:

  1. мощности электрического насоса омывателя не хватало, поскольку вода вначале подавалась на правую щетку, затем на среднюю и только потом на щетку стеклоочистителя со стороны водителя;
  2. дополнительная врезка в капот двух распылителей решала проблему.

Панель приборов

Основные трудности в эксплуатации возникают в работе:

  1. замка зажигания;
  2. выключателя массы (расположен за аккумуляторным ящиком).


Выводы

В целом автомобиль оказался достаточно надежным и позволил автозаводу выжить в сложных условиях. Также как и автовладельцам ЗИЛ 5301, которые использовали его в коммерческих грузоперевозках.

Читайте также: