Репин осенний букет описание картины
Обновлено: 08.07.2024
Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в украинском городке Чугуеве (территория современной Харьковской области) в семье военного поселенца. Рисованием увлекся с раннего детства. Получив основные навыки живописи под руководством местных художников, уже в юности достиг определенной степени мастерства, имел множество заказов в родном городе.
Но юноша не удовольствовался участью провинциального иконописца. В 1863 г. приехал в Петербург, где сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в знаменитой Академии
Известность художнику принесла картина “Бурлаки на Волге”, написанная в начале 70-х гг. XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разнообразна: жизнь российской деревни, революционная борьба, исторические полотна, среди которых особенно известны картины “Иван Грозный убивает своего сына”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Немало место в творчестве художника занимают и портреты.
Среди них – портреты знаменитых современников Репина: композитора М. П. Мусоргского, хирурга Н. И. Пирогова, писателя и философа Л. Н. Толстого.
Став признанным мастером
живописи, Репин преподавал в стенах Академии художеств, где некогда учился сам. Его учениками были И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев, впоследствии также ставшие известными художниками.
С 1899 г. художник проживал в финском местечке Куоккала в своем имении “Пенаты”. Тогда Финляндия входила в состав Российской империи. После революции 1917 г. и провозглашения Финляндии независимым государством Репин оказался за границей.
Художник получал приглашения приехать в Советскую Россию. Но политика, проводимая новыми властями страны, не вызывала у художника одобрения. Остаток жизни он провел в Финляндии.
Свои картины он передал в дар России.
Картина “Осенний букет” написана в имении Здравнево, расположенном на берегу Западной Двины под Витебском. Это имение Репин приобрел вскоре после большой персональной выставки на деньги, полученные от продажи картин. Здесь художник отдыхал после напряженного труда нескольких лет, предшествовавших выставке.
Здесь он жил в кругу семьи, занимался сельским хозяйством. По мнению исследователей, в этот период художник обратился к принципам “чистого искусства”.
Картина, которую автор назвал “Осенний букет” – это портрет его дочери Веры Ильиничны Репиной (1872-1948). О замысле этого произведения художник так писал в письме к дочери Л. Н. Толстого Татьяне Львовне Репин: “Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги”.
Вера Ильинична Репина была разносторонне одаренным человеком. Она увлекалась живописью, пела. Мечтала стать драматической актрисой, училась на курсах при Александринском театре. Но ее сценическая карьера не сложилась.
Некоторое время она, правда, выступала в частных театрах Петербурга и других городов. С 1914 г. жила с отцом в его усадьбе “Пенаты” в Куоккале, занималась хозяйством.
“Осенний букет” датирован 1892 г., следовательно,
В. И. Репина изображена на нем в возрасте 20 лет. Возраст, когда человеку кажется, что все дороги перед ним открыты, все мечты, даже самые безумные, осуществимы. Так ли это – покажет время; но пока человек не думает об этом, просто живет, зачастую не отдавая себе отчета в том, что это, быть может, лучшее время в его жизни…
На картине на фоне осеннего пейзажа изображена задумчивая девушка в нарядной одежде, с букетом полевых цветов в руках. Еще зеленеет луг, но листва на деревьях уже порыжела. Небо ясное и чистое, день светлый, но уже ощущается осенний холодок.
Фигура девушки, написанная не во весь рост (приблизительно до колен) хорошо вписывается в пространство полотна. На девушке светлая юбка с узором из цветов и коричневый жакет с белым кружевным воротником с белыми рюшами впереди. На груди – небольшой букетик из нескольких цветов, бутоньерка, которую упоминал художник в письме к дочери Л. Н. Толстого.
На голове рыжевато-коричневая шляпка – упомянутый в том же письме берет.
Тщательно выписаны лицо и руки девушки. Лицо едва ли можно назвать необычайно красивым. Глаза небольшие, нос широкий, лицо круглое.
Выразительны дуги бровей, изящны линии губ. Это лицо привлекает внимание не тонкостью черт, а молодостью и здоровьем, жизненной силой, что сродни окружающей природе.
Плавно и четко выписаны очертания рук, удерживающих букет. Девушка держит цветы головками вниз. На запястье левой руки – золотой браслет: массивная цепочка и совсем тоненькая, может, они переплетаются, может быть, это два браслета.
Краски букета – от коричневого и рыжего до белого, зеленые стебли и листья – повторяют цвета, которые уже присутствуют в других деталях картины. Тем самым букет словно связывает изображения природы и человека, гармонично вписывает портрет в пейзаж.
Картина “Осенний букет” экспонировалась на выставке передвижников в 1893 г. Работа сразу была оценена по достоинству, известный коллекционер П. М. Третьяков приобрел картину для Третьяковской галереи.
Перед нами осенний пейзаж, мы видим полянку с цветами, молодые деревья, где-то вдалеке виднеются дома. На переднем плане стоит молодая девушка, которая набрала букет последних осенних цветов, они благоухают, и в воздухе витает их чудесный аромат. В букете можно увидеть слегка завядшие ромашки, васильки, лютики. Букет состоит из белых и красных тонов. На груди у девушки тоже закреплены цветы из букета.
Посмотрев на девушку можно сказать, что она скромна, выдержана, интеллигентна. Она смотрит на художника, глаза ее несколько прищурены. Лицо у нее спокойное, в глазах виднеется жизненная энергия, она слегка улыбается. На ней красная шляпка, классическая рубашка темно-зеленого цвета с белыми кружевными вставками, интересным воротником и длинная светлая юбка, гармонично сочетающаяся со всей одеждой, на руке у нее элегантный браслет. Девушка милая и обаятельная, с крупными чертами лица и формами, у нее осиная талия и проницательный взгляд.
Настроение картины спокойное, она излучает нежность и доброту, от нее веет молодость, энергией, здоровьем. При написании художник использовал больше зеленых тонов, здесь мы можем увидеть и светло-зеленые и темные тона. Художник нарисовал начало осени, на улице еще не стало холодно, лишь стало немного пасмурно, трава прилегла к земле, деревья собираются желтеть. Все только начинает увядать, но еще не потеряло своей естественной красоты и живости. Небо светлое и чистое, не видно туч и облаков, но солнце не светит ярко. Свет слегка приглушен.
Рисуя картину, Репин и любуется природой, и девушкой, нежно относится к ней и любит, и девушка смотрит на художника с особой любовью, это его дочка. Он точно прописывает ее черты лица, на фоне увядания, она смотрится ярко, она цветет, ее молодость не собирается увядать, она только начинает распускаться и дарить красоту. Когда смотришь на картину, любуешься природой, разглядываешь девушку, вдыхаешь теплый осенний ветерок и восторгаешься гением.
Личная жизнь
Живописец был женат дважды. Первая супруга Вера родила мужу четверых детей — трех дочерей и сына. В 1887 году, через 15 лет брака, последовало болезненное расставание. Старшие дети остались с отцом, младшие — с матерью.
Нордман умерла от туберкулеза летом 1914 года. После ее смерти управление имением перешло в руки дочери Веры, оставившей подмостки Александринского театра.
ПЕРВАЯ СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Позже в семье Репина появилось ещё два ребёнка, но семейная жизнь так и не заладилась. Скромная девушка с толстой косой любила мужа, но — как показало время — совершенно не годилась в качестве жены художника. Илья Ефимович был жаден до общения. Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кроме тех, кого художник писал, в доме постоянно толпились студенты, его ученики. На молодёжных вечеринках собиралось по многу десятков человек. Репин любил пылкие дискуссии и ярких, умных, самостоятельных женщин. А Вера была слишком тихая, никогда не высказывала своего мнения, была поглощена бытом и детьми. Такая женщина перестала быть музой для художника, а брак не оправдал его надежд. В 1884 году всё это закончилось и Вера покинула мужа, узнав о его связях с другими женщинами. Старшие дочери остались с Ильёй Репиным.
В 1882 году Репин перебрался в Петербург. В эти годы он, набираясь впечатлений, много ездил по России. Так, в 1880 году художник побывал на Украине, в 1882 году — в Курской губернии, а в 1888 и 1899 годах — на Кавказе.
Читайте также: