Рассмотрите плоды крестоцветных зарисуйте строение цветка и плода подпишите их части

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Лабораторная работа 28. Сравнение однодольных и двудольных растений

Цели: познакомиться со строением однодольных и двудольных растений; научиться выявлять признаки однодольных и двудольных растений; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры растений класса однодольные и двудольные по два каждого класса (лучше брать растения с ярко выраженными признаками класса и крупными цветками с четко различимыми частями), можно отдельно приготовить влажные препараты цветков этих растений, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений.

2. Определите жилкование листьев, зарисуйте листья этих растений и подпишите их.

3. Определите тип корневой системы, зарисуйте корневую систему этих растений и подпишите ее.

4. Определите количество лепестков и чашелистиков (или количество листочков стростнолепестного венчика) в цветках, при возможности определите количество тычинок.

5. Проанализировав все признаки, сделайте вывод о принадлежности этих растений к классу однодольные или классу двудольные. Сделайте предположение о количестве семядолей в зародыше этих растений.

Лабораторная работа 29. Определение признаков семейства по внешнему строению растения

Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; познакомиться с характерными представителями семейства крестоцветные на примере местных распространенных видов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой (пастушьей сумки, сурепицы обыкновенной), влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветов редьки дикой (или других видов с достаточно крупными цветками), коллекции плодов, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, пинцет, лупа..

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.

2. Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

3. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся и т.д.).

4. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный), тип листорасположения.

5. Рассмотрите соцветие и определите, к какому типу оно относится.

6. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

7. Рассмотрите влажный препарат цветка. При помощи препаровальных игл аккуратно разберите его на основные части. Определите количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков. Определите, какие из частей цветка являются сросшимися (если таковые есть).

8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.

9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по возможности составьте диаграмму цветка.

10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.

11. Зарисуйте и подпишите плод.

12. Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

Лабораторная работа 30. Определение растений семейства крестоцветных по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дика, желтушник левкойный, гулявник лекарственный, икотник серозеленый, пастушья сумка обыкновенная, ярутка полевая, горчица белая, клоповник сорный), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

2. Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 31. Знакомство с типичными представителями семейства розоцветные на примере шиповника

Цели: познакомиться с типичными представителем семейства розоцветные на примере распространенного местного вида -шиповника; научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные или предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцветные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.

2. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), какими особенностями он обладает?

3. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рассмотрите их

4. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

5. Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цветка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).

6. Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?

7. Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Являются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?

8. Рассмотрите главные органы цветка при помощи лупы. Определите количество тычинок и пестиков.

9. Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.

10. Зарисуйте внешний вид и внешнее строение цветка шиповника, укажите его основные части.

11. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по возможности составьте диаграмму цветка.

12. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Аккуратно разрежьте его препаровальным ножом и рассмотрите его внутреннее строение. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки шиповника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами с плодами из коллекции определите тип плода.

13. Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, подпишите плод и укажите его основные части.

14. Обобщите полученные результаты и на их основании сделайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.

Лабораторная работа 32. Определение растений семейства розоцветные по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства розоцветные: манжетка, слива колючая (терн), черемуха обыкновенная, спирея иволистая, рябина обыкновенная, ежевика, земляника лесная, школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарий растения семейства розоцветные.

2. Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 33. Определение растений семейства бобовые по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства бобовые: клевер ползучий, клевер луговой (красный), донник лекарственный, донник белый, чина луговая, чина клубненосная, горох посевной, горох полевой, школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарий растения семейства бобовые.

2. Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 34. Определение растений семейства пасленовые по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства пасленовые (табак душистый, дурман вонючий, петунья гибридная, белена черная, паслен черный, помидор съедобный, картофель), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарий растения семейства пасленовые.

2. Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 35. Определение растений семейства сложноцветные по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства сложноцветные (одуванчик полевой, ромашка, пижма, мать-и-мачеха, астра), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите гербарий растения семейства сложноцветные.

2. Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 36. Определение принадлежности растений к различным семействам класса двудольные по внешнему виду цветка или соцветия

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: зафиксированные цветки (в чашках Петри или других емкостях) растений семейства бобовые, розоцветные, крестоцветные, пасленовые, соцветия растений семейства сложноцветные; гербарии этих растений, школьный определитель высших растений, препаровальные иглы, препаровальный нож, лупы.

Ход работы:

1. Рассмотрите зафиксированный цветок. Определите характер цветка (правильный или неправильный) зарисуйте внешнее строение цветка, подпишите его основные признаки.

2. Определите характер околоцветника (простой или двойной). Найдите венчик или чашечку. Определите их характер (сросшиеся или свободные).

3. Подсчитайте число чашелистиков и лепестков.

4. Аккуратно разрежьте цветок в вдоль. Рассмотрите тычинки и пестик. Определите характер тычинок (сросшиеся или свободные). Определите количество пестиков.

5. Напишите формулу цветка.

6. Зарисуйте строение цветка в разрезе, подпишите его основные части.

7. На основании характеристик цветка сделайте вывод о принадлежности цветка к тому или иному семейству класса двудольных.

45. Перечислите основные признаки, характерные для покрытосеменных растений.
• Наличие цветков и семян, заключенных в плод;
• Семенная кожура и околоплодник защищают зародыш от неблагоприятных воздействий и обеспечивают его питательными веществами;
• Тело разделено на органы: корень, стебель лист;
• Более развита проводящая система, усложнено и совершенствовано строение тканей;
• Опыление происходит при помощи насекомых и за счет распространения животными семян плодов;
• Обладают внутренним оплодотворением;
• Имеют интенсивный обмен веществ;
• Существуют во всех трех жизненных формах;
• Диплоидны.

46. Рассмотрите рисунки. Напишите названия изображенных жизненных форм растений, обозначенных цифрами.

7-000-46

1. Трава
2. Дерево
3. Кустарник
4. Кустарник
5. Трава

47. Рассмотрите рисунки. Какими цифрами обозначены части растений классов Двудольные и Однодольные? Впишите цифры в соответвтующие строки.

7-000-47

Однодольные: 1, 3, 5
Двудольные: 2, 4, 6

2. Рассмотрите листья шиповника: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья у шиповника простые или сложные?
Листья длиной 4-9 см, расположенные на побеге спирально, длинночерешковые, непарноперистые, с парными прилистниками, сросшимися с черешком или редко сросшимися. Листья шиповника сложные с перистым жилкованием.
Сделайте рисунок.

3. Рассмотрите цветок шиповника. Опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
Ярко розовый. 5 чашелистиков и 5 лепестков венчика.

4. Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики.

5. Рассмотрите внешний вид плода. Разрежьте его и рассмотрите внутреннее строение. Найдите плоды-орешки. Сделайте рисунки.

7-000-49-1

2. Рассмотрите листья пшеницы. Как они соединены со стеблем? Какое имеют жилкование?
Листья без черешка, жилкование параллельное
Сделайте рисунок

7-000-49-2

3. Рассмотрите особенности строения корневой системы пшеницы. К какому типу корневых систем она относится?
Корневая система мочковая

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики. Сосчитайте их. Сделайте рисунок соцветия и цветка.

7-000-49-4

3 пестика и тычинки

5. Рассмотрите плод. Как он называется? Опишите его внешний вид. Сделайте рисунок.
Продольное зерно, покрытое кожистым околоплодником золотисто-желтого цвета.

7-000-49-5

7-000-50

1. Тюльпан (лилейные);
2. Цветная капуста (крестоцветные);
3. Фасоль (бобовые);
4. Вишня (розоцветные);
5. Земляника (розоцветные);
6. Томат (пасленовые);
7. Клевер (бобовые);
8. Василек (сложноцветные);
9. Астра (сложноцветные);
10. Паслен (пасленовые);
11. Овес (злаковые).

51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.

7-000-51

Цветок: цветоножка, цветоложе, чашелистик, лепесток, тычинка, пестик.
Горох представлен стручком. Стручок – это сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу.

52. Запишите формулу цветка.
Ч5-0 Л5 Т5 П1

53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.

7-000-53

54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаков. Какими общими признаками они обладают?
Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза, маис, костер, ячмень
Относятся к травам, имеют параллельное жилкование листа, цветок с трехлучевой симметрией, обладающий тремя лепестками, тремя тычинками и пестиком. Их плод – зерновка.

55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?

7-000-55

1 – стебель; 2 – пестик; 3 – внешние листочки околоцветника; 4 – внутренние листочки околоцветника; 5 –рыльце пестика; 6 – завязь; 7 – тычиночная нить; 8 – пыльники.
Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег – луковица. Плод – коробочка или ягода.

56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-56

Цветки обычно с желтыми, реже белыми или пурпурными лепестками, собраны на верхушках главного или боковых побегов в соцветия – кисти. Плод – плотный стручок длиной 4-8 см и диаметром 0,5 см.

57. Запишите формулу цветка дикой редьки.
Ч4 Л4 Т2+4 П1

58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его строение, сделайте рисунок.

7-000-58

Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод – многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.

59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.
Ч(5) Л(5) Т5 П1
Паслен черный, томат

Выполните лабораторную работу "Строение цветка" (См. с. 62 − 63 учебника.) Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

Решение

1 . Рассмотрите цветок.
Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

2 . Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
Цветок тюльпана подчинён трёхлучевой симметрии: в нём три внешних и три внутренних лепестка околоцветника, шесть тычинок, завязь образована тремя симметричными долями.
3 . Определите, какой околоцветник у данного цветка — простой или двойной.
Околоцветник у данного цветка — простой.
4 . Определите, какая чашечка — раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик — свободнолепестный или сростнолепестный.
Чашечки нет. Венчик свободнолепестный.
5 . Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.

6 . Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?
Столбик отсутствует: рыльце пестика сидит непосредственно на завязи.
Завязь образована тремя симметричными долями.
Семязачатки на рисунке обозначены красным цветом.
Главными частями цветка называют тычинки и пестик, т.к. они учувствуют в размножении.

7 . Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
См. ответ на вопрос № 1 .
8 . Составьте формулу изученного цветка.
О 3 + 3 Т 3 + 3 П( 3 )

Лабораторные работы по курсу

Цель: научиться определять тип расположения листьев на стебле, особенности жилкования листьев, различать простые и сложные листья.

Оборудование: гербарий растений, лупа, приложение 1.

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

Примерный перечень растений: тополь бальзамический, черёмуха обыкновенная, карагана древовидная, берёза повислая, боярышник даурский, яблоня ягодная, лук стареющий, лук торчащий, пижма обыкновенная, одуванчик лекарственный, земляника восточная, копеечник альпийский, клевер средний.

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_025.jpg

Рис. 1 Внешнее строение листа

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_026.jpg

Рис. 2 Прикрепление листьев к стеблю

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_027.jpg

Рис. 3 Различные формы края листьев

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_028.jpg

Рис. 4 Простые листья

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_029.jpg

Рис. 5 Сложные листья

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_030.jpg

Рис.6 Жилкование листьев

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_019.jpg

Рис.7 Листорасположение

Лабораторная работа

Цель: сформировать представление об особенностях внутреннего строения ветк дерева.

Оборудование: гербарий, лупа.

1. Рассмотрите ветку, найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?

2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.

3. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб? Где он расположен и каково его значение для растения?

4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.

5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.

6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.

7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.

8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.

9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту – лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.

Лабораторная работа

Цель работы: убедиться, что корневище, корень, луковица являются видоизмененными подземными побегами и выполняют функции отложения запасных веществ и размножения.

Оборудование: гербарные образцы корневищ растений, клубень картофеля, луковица репчатого лука, препаровальный нож, раствор йода.

1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.

2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

3. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля (рис. 42).

4. Зарисуйте поперечный срез клубня.

5. Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.

6. Докажите, что клубень – это видоизменённый подземный побег.

1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

2. Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез луковицы, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.

3. Докажите, что луковица – это видоизменённый подземный побег.

Используя приложение 1 , рис 5 распределите предложенные растения на группы: корневище, луковица, колючки

Примерный перечень растений: пырей ползучий, крапива коноплёвая, красоднев малый, касатик одноцветковый, ландыш Кейске, лилия карликовая, гусиный лук малоцветковый, лук стареющий, лук торчащий, лилия даурская, боярышник даурский, яблоня, ягодная, земляника восточная, костяника каменистая.

Читайте также: