Психологическая подготовка сотрудников полиции учебное пособие в л цветков

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

В статье автор осуществляет постановку проблемы профессиональной деятельности руководителя территориального органа МВД России, которая им видеться в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психологическими, уметь их комбинировать и модифицировать. Психологическими технологиями автор называет вид социальных технологий, который учитывает особенности и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отношений, возможностей их технологизации. Предметом технологизации выступают: психологические качества и характеристики личности (установки, характер, реакции, воля, отношения). Современные тенденции заключаются в том, что появляется все большее число психологических технологий, которые разрабатываются на стыке психологии и иных направлений науки и практики (управление, массовые коммуникации, реклама, лингвистика, информационные системы и пр.). Управление подразделением полиции это не только социальное, но и психологическое явление. Абсолютно ответственно можно утверждать, что несмотря на наличие огромного обилия мировой литературы по управлению, любой руководитель неизменно нуждается в научно обоснованных, практикоориентированных психологических технологиях по выработке, принятию и реализации управленческих решений. Психологические технологии в профессиональной деятельности должны основываться на психологических знаниях и профессиональном опыте, и сопровождаться теоретико-методологическими обоснованиями, статистическими расчетами, методическими или практическими рекомендациями и осознанностью и конструктивностью применения.


1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с.

2. Горач Н.Н., Анашкин О.А.Возможности психологического тренинга на основе моделирования профессиональных ситуаций в профилактической работе с личным составом правоохранительных органов // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. № 1. С. 4.

3. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Мельничук И.И., Радченко В.А., Сепиашвили Е.Н., Толмачёв О.М.Организационное поведение - Учебное пособие для бакалавров. Учебно-методический комплекс / Москва, 2014.

5. Котенев И.О., Портнягина Н.Ю., Тюнис Л.Ю. Организация психологической работы с резервом руководящих кадров органов внутренних дел: методич. Пособие / под общ.ред В.Л. Кубышко. М., 207. С. 45-46.

6. Мальцева Т.В. Психология: учебное пособие + Дополнительные материалы (Электронный ресурс) / Москва, 2017.

7. Марьин М. И., Мальцева Т. В., Петров В. Е., Сафронов А. Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. Руза: МОФ МосУ МВД России – 2014;

9. Сомов А.В., Мальцева Т.В. Психолого-управленческое воздействие руководителя на подчиненных в правоохранительных органах // Прикладная юридическая психология – 2012, №1. С. 125-130.

Руководство территориальным органом МВД России сопряжено не только с высокими физическими нагрузками и морально-психологическим напряжением, но и необходимостью в адаптации руководителя к любому изменению содержания деятельности, изменении условий осуществлении управленческой функции, изменении взаимоотношений в служебном коллективе и с вышестоящим руководством. Успешность и конструктивность данного процесса зависит от субъектных способностей руководителя, уровня развития психолого-управленческого потенциала и психологической компетентности.

Сегодняшние реалии таковы, что руководителю территориального органа МВД России важно быть не только компетентным специалистом, профессионалом своего дела, но и грамотным психологом, способным грамотно решать проблемы как межличностного, так и внутриличностного характера. Однако, при этом быть беспристрастным и гибким, стрессоустойчивым, коммуникабельным и обладать многими другими качествами.

В организации деятельности сотрудников полиции достаточно сложно определить такие аспекты, в которых бы не могли быть использованы знания из психологии управления, социальной и юридической психологии. Поэтому знание достижений психологической науки, а именно психологической практики, выражающейся в психологических технологиях и умение ими пользоваться, играют ключевую роль в конструктивном управлении территориальным органом МВД России.

Описание использования психологических технологий в управленческой деятельности является существенной проблемой в психологии управления. На современном этапе развития социума её решение в сфере правоохранительной деятельности достаточно востребовано в связи с усложнением социальных и технологических процессов. Сегодня востребованы повышение осознанной активности каждого руководителя в осуществлении возложенных на него функций, организация притока высококвалифицированных сотрудников, выявления эффективных механизмов повышения деятельности подразделений за счёт активизации внутренних ресурсов, через реализацию процессов профессионально-личностного саморазвития. В данных аспектах остро встает актуальность использования в управленческой деятельности психологических технологий и путей их совершенствования.

Особенность профессиональной деятельности руководителя территориального органа МВД России состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психологическими, уметь их комбинировать и модифицировать.

Под психологическими технологиями следует рассматривать вид социальных технологий, который учитывает особенности и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отношений, возможностей их технологизации. В данном случае предметом технологизации будут выступать: психологические качества и характеристики личности (установки, характер, реакции, воля, отношения). Овладение руководителем территориального органа МВД России психологическими технологиями позволитт последовательно и целенаправленно формировать и использовать навыки деловой и межличностной коммуникации, выбирать оптимальные приемы преодоления стрессов, принимать взвешенные решения по разрешению профессиональных, внутриличностных и межличностных конфликтов в условиях оперативно-служебной деятельности.

Психологическая технология в современной научной литературе очень часто употребляется как синоним прикладной психологии. До сих пор в теоретическо-прикладных исследованиях не существует единого подхода к интерпретации термина, его содержание зависит от личностного понимания автора [1]. Термин используется либо для номинации тренинговых форм обучения, либо для обозначения нейролингвистического программирования, либо транзанктного анализа, либо методов контроля сознания и т. д.

Одно из наиболее научных и емких толкований представлено в работах В. В. Козлова, который под современными психологическими технологиями понимает систему категорий, моделей и принципов, описывающих человеческое существо, социальную группу, саму психическую реальность как развивающуюся целостность, ориентированную на практическую работу с психикой индивидуума, определенных социальных групп, включающую в себя конкретные умения, навыки, приемы и методы по целенаправленному преобразованию личности или группы [4].

Современные тенденции заключаются в том, что появляется все большее число психотехнологий, которые разрабатываются на стыке психологии и иных направлений науки и практики (управление, массовые коммуникации, реклама, лингвистика, информационные системы и пр.). Прикладное применение подобных исследований находит свое отражение в различных сферах человеческой жизнедеятельности, включая политику, бизнес, менеджмент и пр. Новые психологические технологии успешно применяются в избирательных компаниях, берутся на заметку силовыми ведомствами, при их помощи совершаются серьезные преступления, формируются многочисленные деструктивные культы. Отсюда и то, что современные психологические технологии обладают огромным воздействием на личность, на массовое сознание.

Огромная сила воздействия различных психологических технологий связана их высокой технологичностью, базированием на своевременном выявлении, понимании, знании и результативности использования последовательностей, закономерностей протекания психических процессов, поведения личности в различных жизненных ситуациях и различных условиях, а также высоким уровнем исполнения [4].

По критерию интенсивности и силы воздействия на сознание личности и социальных групп выделяют следующие типы современных психологических технологий:

  • интегративныепсихотехнологии, оказывающие интегральное, комплексное воздействие;
  • целевые технологии, реализующие определенные задачи и формирующие определенные, заданные качества;
  • метапсихотехнологии – технологии обучения использованию интегративных и целевых психологических практик.

В юридической психологии существует несколько иной подход.

Рассматривая структуру профессиональной компетентности руководителя территориального органа МВД России, И.О. Котенев выделял следующие составляющие: юридическая (правовая) компетентность; организационно-управленческая компетентность; социальная компетентность (общественные процессы, институты, тенденции развития); инновационная компетентность (готовность работать в условиях реформирования, внедрять достижения науки и техники в деятельность органов внутренних дел); профессионально-психологическая компетентность, включающая в себя: социально-психологическую, межличностную, психолого-педагогическую, психотехнологическую (переговорная и конфликтная), самоменеджмент и саморазвитие, управленческая, принятие решений (индивидуальных и коллективных), командообразование [5]. Таким образом, к психотехнологиям, которые проявляются в деятельности руководителя территориального органа МВД России, по мнению автора, относятся лишь технологии ведения переговоров и управления конфликтами.

Другое значение психологическим технологиям в профессиональной деятельности придают Чернышева Е.В., Злоказов К.В. Они относя психотехнологии к числу применяемых вспомогательных действий, которые создают благоприятные условия для выполнения основных действий. Психологические технологии в профессиональной деятельности, с их точки зрения, это научно обоснованный и проверенный на опыте психологический способ выполнения определенного служебного или психологического действия,обеспечивающий достижение намеченного результата. Это своеобразное операциональное образование, которое системно, целостно и алгоритмизированно (строго, но гибко определяемо по последовательности, взаимосвязям, частным способам выполнения) [10]. Причем данные авторы считают, что психологические технологии включают в себя в качестве взаимодействующих элементов психологические методы, приемы, правила, условия, средства, микротехнику и тонкости их использования [10].

Однако, на наш взгляд, психологические технологии в профессиональной деятельности должны основываться на психологических знаниях и профессиональном опыте, и сопровождаться теоретико-методологическими обоснованиями, статистическими расчетами, методическими или практическими рекомендациями и осознанностью и конструктивностью применения.

Рассматривая использование и реализацию психологических технологий в деятельности руководителя территориального органа МВД России, отметим, что в некоторых случаях это требует обязательного участия специалиста-психолога (например, проведение профессионального психологического отбора, применение специального психофизиологического исследования (полиграфа), психокоррекционные мероприятия и гипнорепродукции при опросе потерпевших, свидетелей, подозреваемых и др.). Другая часть психологических технологий рассчитана на самостоятельное применение руководителем в сфере деятельности органов внутренних дел (тайм-менеджмент, технологии психологической саморегуляции, стресс-менеджмент и др.).

Таким образом, психологические технологии в деятельности руководителя территориального органа МВД России по основанию участия в их реализации специалиста-психолога возможно разделить на два типа:

1) психологические технологии реализуемые специалистом-психологом;

2) психологические технологии реализуемые самостоятельно.

Однако, следует помнить, что при самостоятельной реализации психологических технологий руководитель должен сначала получить знания о данных технологиях и сформировать умения в их реализации на практике.

В ходе профессиональной деятельности сотрудникам полиции, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать психологический контакт, оказывать управляющее воздействие на развитие общения. Техника установления психологического контакта, т.е. доверительных отношений помогает продуктивно провести деловую беседу и избежать конфликтных отношений. Психологический контакт в психологии – это начальная фаза общения, в ее процессе происходит взаимная увязка целей и интересов, обеспечивается дальнейшее взаимодействие общающихся. Деятельность по установлению психологического контакта всегда целенаправленная и планируемая, направлена на создание условий, которые обеспечивают развитие общения в нужном направлении и достижение поставленных в общении целей. Основу успешного установления контакта составляет умение понять цели и интересы партнера по общению, продемонстрировать, что они близки или совпадают с вашими. Установление психологического контакта это первичный этап построения доверительных отношений, далее обязательно должен следовать этап развития психологического контакта [6].

Таким образом, психологические технологии реализуемые специалистом-психологом, отнесем следующие технологии:

К психологическим технологии реализуемые самостоятельно, при должной подготовке и обучении руководителя, отнесем:

  • ведение переговоров;
  • визуальная психодиагностика личности;
  • психологическая саморегуляция;
  • психолого-управленческое воздействие;
  • тайм-менеджмент;
  • управление конфликтами;
  • установление и развитие психологического контакта.

Итак, управление подразделением полиции это не только социальное, но и психологическое явление. Абсолютно ответственно можно утверждать, что несмотря на наличие огромного обилия мировой литературы по управлению, любой руководитель неизменно нуждается в научно обоснованных, практикоориентированных психологических технологиях по выработке, принятию и реализации управленческих решений.

Цветков В.Л., Караяни А.Г., Хрусталева Т.А. и др. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел

В настоящем издании рассмотрены теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Систематизированы представления о технологиях оценки личности на основе визуальной психологической диагностики, рассмотрены методы противодействия психологическому воздействию со стороны потенциальных преступников, раскрыты особенности коммуникации с объектами профайлинга, представлены методы психической саморегуляции эмоциональных состояний в деятельности профайлера, показаны пути развития навыков распознания потенциальных преступников по их словесному портрету и типологии поведения.
Рассматриваются такие темы, как: "Профайлинг как метод выявления лиц, вынашивающих противоправные замыслы", "Психология личности правонарушителя", "Психология личности террористов", "Визуальная диагностика потенциально опасных лиц", "Психологические основы общения при выявлении потенциально опасных лиц", "Особенности коммуникации с объектами профайлинга", "Методы психической саморегуляции в деятельности сотрудника органов внутренних дел" и др.
Предназначено для студентов и преподавателей юридических вузов, а также для практических работников органов внутренних дел, выполняющих обязанности по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

Смотри также

Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации

Учебно-методическое пособие. - 2-е изд. перераб. / Науч. ред. Ю.Н. Демидова. - Домодедово. Всероссийский институт повышения квалификации МВД России, 2007. - 78 с. ISBN 5-9552-0201-3 В учебно-методическом пособии раскрываются психологические методы выявления потенциально опасных пассажиров на транспорте. На основе современных знаний психологии террориста приводится структурная.

  • 1,33 МБ
  • добавлен 12.01.2013 02:00
  • изменен 12.01.2013 14:43

Вахнина В.В., Мальцева Т.В., Михайлова Т.В. и др. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел

Учебное пособие. - М.: Академия управления МВД России, 2019. - 100 с. В настоящем издании рассматриваются такие темы, как: "Основы профайлинга как метода выявления скрываемой информации и прогнозирования поведения человека", "Учёт психофизиологических особенностей в профайлинге", "Визуальная психосемиотика. Стратегии (модели) оценки информации", "Особенности вербальных средств.

  • 715,36 КБ
  • добавлен 08.11.2019 18:33
  • изменен 10.11.2019 18:08

Волынский-Басманов Ю.М., Эриашвили Н.Д., Волынский В.Ю. и др. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий

Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 199 с. В настоящем издании рассмотрены нормативно-правовая база, теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения террористических актов путём оперативного выявления их угрозы. Представлен общий методологический подход к разработке профайлинга для различных участков (этапов).

  • 10,74 МБ
  • добавлен 28.10.2018 23:25
  • изменен 04.02.2022 07:56

Дормидонтов А.В., Семенова И.А. Профайлинг

Учебное пособие. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2011. – 111 с. Содержит сведения о профайлинге как системе мер обеспечения авиационной безопасности; особенностях психологии потенциально опасных пассажиров, о перевозоч-ных документах, документах, удостоверяющих личность, и порядке их проверки. Предназначено для курсантов и студентов заочной формы обучения специализации 280102.65.12.

  • 2,11 МБ
  • добавлен 30.03.2015 16:59
  • изменен 31.03.2015 17:28

Спирица Е. Этнический профайлинг

М.: МАИЛ (Международная Академия Исследования Лжи). - 2015. — 169 с. Мини-книга. Электронное издание. Особенности распознавания лжи у представителей разных культур, наций и этнических групп. Из предисловия: Почему важны знания о этническом профайлинге, как правильно вести переговоры с иностранными контрагентами и успешно с ними договариваться, как в случае необходимости.

  • 1,84 МБ
  • добавлен 18.11.2016 09:57
  • изменен 23.11.2016 17:30

Филатов Алексей. Профайлинг. Как разбираться в людях и прогнозировать их поведение

Полукарпов С.Б., Туманов В.Д., Кузнецов Д.Ю. Психологический тренинг и подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях. Методические разработки

Гримак Л.П. Психологическая подготовка парашютиста

  • формат djvu
  • размер 2.97 МБ
  • добавлен 16 июля 2010 г.

- М.: Изд-во ДОСААФ, - 1988 г. – 132 с. Под общ. ред. полковника медицинской службы А. Е. Мазина. Книга представляет собой редкое издание об одном из наиболее экстремальных видов деятельности в спортивной психологии – парашютизме. Материал, изложенный в ней известным психологом, и сегодня является актуальным и базовым при психологической подготовке парашютистов. Краткое содержание: Эмоция и воля. Особенности эмоциональных состояний парашютиста н.

Доклад - Основные формы и методы работы психологов, социальных работников и специалистов физической реабилитации в условиях экстремальной ситуации

  • формат doc
  • размер 315 КБ
  • добавлен 28 июня 2010 г.

Иванова С.П. Психологическая концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России

  • формат doc
  • размер 727 КБ
  • добавлен 05 ноября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург. - 2011. – 43 стр. Специальность: 05.26.03 – пожарная и промышленная безопасность. Цель исследования - разработать психологическую концепцию профессиональной подготовки психологов МЧС России, способных выполнять свои профессиональные обязанности в экстремальных условиях, а также оберегать себя и свою психику от воздействий разрушительных факторов.

Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска

  • формат doc
  • размер 182.05 КБ
  • добавлен 31 декабря 2011 г.

Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста России. - Москва, 2002. - 97с. Оглавление: Теоретические основы психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях. Специфика методики и ее апробация. - экстремальные ситуации и особенности их воздействия на психику активных участников событий; - возможность повышения толерантности к стрессу активных участников собы-тий.

Наприев И.Л., Луценко Е.В. Структурное моделирование изменений образа-Я сотрудником органов внутренних дел под влиянием экстремальных условий

  • формат pdf
  • размер 404.01 КБ
  • добавлен 28 июня 2010 г.

Статья. Научный журнал КубГАУ, №30(6), 2007 г. - 25 стр. Наприев И. Л. – адъюнкт, Луценко Е. В. – д. э. н., к. т. н., профессор. Кубанский государственный аграрный университет. В статье рассматривается структурно-содержательные трансформации образа-Я сотрудников органов внутренних дел под воздействием экстремальных условий. В ходе проведенного экспериментального исследования были разработаны критерии изменения интенсивности экстремальных ситуаци.

Прошин А.А и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях

  • формат doc
  • размер 876.83 КБ
  • добавлен 01 сентября 2010 г.

Методическое пособие предназначено для психологов органов внутренних дел, сотрудников подразделений по работе с личным составом, руководителей МВД, ГУВД, УВД, начальников специальных подразделений, преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений МВД России. В пособии использованы информационно-методические материалы и результаты исследований, проведенных образовательными и научно-исследовательскими учреждениями МВД России. Рекоме.

Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях

  • формат doc
  • размер 8.27 МБ
  • добавлен 25 января 2011 г.

Соловьев В. Особенности психологического статуса сотрудников спецподразделений в постэкстремальный период

  • формат doc
  • размер 70.5 КБ
  • добавлен 14 июля 2010 г.

Фоменко Г.Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях

  • формат doc
  • размер 327 КБ
  • добавлен 28 июня 2010 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. (На правах рукописи). Краснодар, 2006 г. – 49 стр. (тир. 100 экз. ). Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Научный консультант: доктор психологических наук, профессор Рябикина З. И. Актуальность темы обусловлена потребностью общества в повышении профессионального и личностного потенциала сотрудников силовых структур, их.

Хвостов А., Проценко Л., Мухина В. Сотрудники уголовно-исполнительной системы: Экстремальные условия профессии и их следствия

  • формат doc
  • размер 88 КБ
  • добавлен 14 июля 2010 г.

Развитие личности. -2003. -№ 3. -С.133-144. Статья посвящена личности в экстремальных условиях. Актуальность исследования. В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. К числу таких экстремальных профессий, безусловно, относятся и специалисты уголовно-исполнительной системы (УИС). Специалисты, работающие в уголовно-исполнительной системе, отвечают насущной потребности общества в защите от преступни.

Полукарпов С.Б., Туманов В.Д., Кузнецов Д.Ю. Психологический тренинг и подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях. Методические разработки

Гримак Л.П. Психологическая подготовка парашютиста

  • формат djvu
  • размер 2.97 МБ
  • добавлен 16 июля 2010 г.

- М.: Изд-во ДОСААФ, - 1988 г. – 132 с. Под общ. ред. полковника медицинской службы А. Е. Мазина. Книга представляет собой редкое издание об одном из наиболее экстремальных видов деятельности в спортивной психологии – парашютизме. Материал, изложенный в ней известным психологом, и сегодня является актуальным и базовым при психологической подготовке парашютистов. Краткое содержание: Эмоция и воля. Особенности эмоциональных состояний парашютиста н.

Доклад - Основные формы и методы работы психологов, социальных работников и специалистов физической реабилитации в условиях экстремальной ситуации

  • формат doc
  • размер 315 КБ
  • добавлен 28 июня 2010 г.

Иванова С.П. Психологическая концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России

  • формат doc
  • размер 727 КБ
  • добавлен 05 ноября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург. - 2011. – 43 стр. Специальность: 05.26.03 – пожарная и промышленная безопасность. Цель исследования - разработать психологическую концепцию профессиональной подготовки психологов МЧС России, способных выполнять свои профессиональные обязанности в экстремальных условиях, а также оберегать себя и свою психику от воздействий разрушительных факторов.

Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска

  • формат doc
  • размер 182.05 КБ
  • добавлен 31 декабря 2011 г.

Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста России. - Москва, 2002. - 97с. Оглавление: Теоретические основы психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях. Специфика методики и ее апробация. - экстремальные ситуации и особенности их воздействия на психику активных участников событий; - возможность повышения толерантности к стрессу активных участников собы-тий.

Наприев И.Л., Луценко Е.В. Структурное моделирование изменений образа-Я сотрудником органов внутренних дел под влиянием экстремальных условий

  • формат pdf
  • размер 404.01 КБ
  • добавлен 28 июня 2010 г.

Статья. Научный журнал КубГАУ, №30(6), 2007 г. - 25 стр. Наприев И. Л. – адъюнкт, Луценко Е. В. – д. э. н., к. т. н., профессор. Кубанский государственный аграрный университет. В статье рассматривается структурно-содержательные трансформации образа-Я сотрудников органов внутренних дел под воздействием экстремальных условий. В ходе проведенного экспериментального исследования были разработаны критерии изменения интенсивности экстремальных ситуаци.

Прошин А.А и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях

  • формат doc
  • размер 876.83 КБ
  • добавлен 01 сентября 2010 г.

Методическое пособие предназначено для психологов органов внутренних дел, сотрудников подразделений по работе с личным составом, руководителей МВД, ГУВД, УВД, начальников специальных подразделений, преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений МВД России. В пособии использованы информационно-методические материалы и результаты исследований, проведенных образовательными и научно-исследовательскими учреждениями МВД России. Рекоме.

Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях

  • формат doc
  • размер 8.27 МБ
  • добавлен 25 января 2011 г.

Соловьев В. Особенности психологического статуса сотрудников спецподразделений в постэкстремальный период

  • формат doc
  • размер 70.5 КБ
  • добавлен 14 июля 2010 г.

Фоменко Г.Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях

  • формат doc
  • размер 327 КБ
  • добавлен 28 июня 2010 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. (На правах рукописи). Краснодар, 2006 г. – 49 стр. (тир. 100 экз. ). Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Научный консультант: доктор психологических наук, профессор Рябикина З. И. Актуальность темы обусловлена потребностью общества в повышении профессионального и личностного потенциала сотрудников силовых структур, их.

Хвостов А., Проценко Л., Мухина В. Сотрудники уголовно-исполнительной системы: Экстремальные условия профессии и их следствия

  • формат doc
  • размер 88 КБ
  • добавлен 14 июля 2010 г.

Развитие личности. -2003. -№ 3. -С.133-144. Статья посвящена личности в экстремальных условиях. Актуальность исследования. В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. К числу таких экстремальных профессий, безусловно, относятся и специалисты уголовно-исполнительной системы (УИС). Специалисты, работающие в уголовно-исполнительной системе, отвечают насущной потребности общества в защите от преступни.

Читайте также: