Процесс двойного оплодотворения происходит в части цветка обозначенной на рисунке цифрой

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Цветок представляет собой укороченный видоизмененный побег покрытосеменных растений, специализированный для образования спор и гамет, а также для осуществления полового процесса, результатом которого является развитие плода с семенами.

Строение цветка

Приступим к классификации частей цветка. Цветок состоит из:

  • Стеблевой части, в которой выделяется:
    • Цветоножка - разветвление стебля, на котором расположен цветок
    • Цветоложе - расширенная верхняя часть цветоножки, от которой отходят чашелистики, лепестки, тычинки, пестики
    • Чашелистики - видоизмененные листья, составляющие чашечку листа
    • Лепестки - внутренние видоизмененные листья, составляющие венчик листа

    Отметим, что в ботанике есть такое понятие как околоцветник: так называют внешнюю часть цветка, окружающую репродуктивные органы. Обычно околоцветник состоит из внешнего кольца чашелистиков (чашечка) и внутреннего кольца лепестков (венчик).

    • Тычинки - мужской половой орган цветка, состоящий из тычиночной нити и пыльника, в гнездах которого образуется пыльца. Каждое пыльцевое зерно содержит 2 гаплоидные клетки: вегетативную и генеративную.
    • Пестик - основная расположенная в центре часть цветка, является женским половым органом.

    Состоит из завязи - нижней утолщенной части пестика, из которой в дальнейшем образуется плод, столбика - центральной части пестика между завязью и рыльцем, и самого рыльца - широкой верхней части пестика, на которую попадает пыльца.

    В завязи пестика формируются семязачатки, которые после опыления и оплодотворения образуют семена. Выделяют цветки с верхней завязью - картофель, горох, редька, гвоздика и с нижней завязью - у огурцов, колокольчиков, подсолнечника. Верхняя завязь свободная, ее легко выделить из цветка. Выделить нижнюю завязь, не повредив цветок, значительно труднее, так как она срастается с тычинками, листами околоцветника и даже с цветоложем (у огурца).

    Строение цветка

    Особо отметьте наличие в цветке нектарников (медовиков). Они привлекают насекомых-опылителей, выделяя нектар - сахаристый сок с характерным запахом. При попытке собрать нектар насекомые сотрясают генеративную часть цветка, рассыпая пыльцу на себя, на рыльце пестика (благодаря чему происходит опыление) и на другие части цветка. Сами насекомые служат опылителями, перенося на тельце и конечностях пыльцу с одних цветков на другие.

    Околоцветник

    Вместе чашелистики и лепестки составляют околоцветник. Околоцветник цветка бывает двойным и простым. Двойной околоцветник включает в себя чашечку и венчик, имеется у яблони, гороха, картофеля. Если околоцветник не разделен на чашечку и венчик, то его называют простым. Простой околоцветник состоит из листочков, характерен для лука, дуба, березы, тюльпана и ландыша. У некоторых растений околоцветник отсутствует, их цветки называются "голые" : у тополя, вербы.

    Двойной и простой околоцветник

    Чашечка
    • Раздельнолистную чашечку - состоит из разделенных между собой чашелистиков: у дикой редьки, земляники
    • Сростнолистная чашечка - чашелистики сращены между собой: у гвоздики, гороха

    Раздельнолистная и сростнолистная чашечка

    Венчик
    • Свободнолепестный - лепестки венчика разделены между собой
    • Спайнолепестный - лепестки венчика срастаются друг с другом

    В дальнейшем по мере изучения семейств покрытосеменных мы изучим формулы цветков. Запомните сейчас, что в случае, если любые части цветка срастаются между собой, то в формуле цветка их число берется в скобки.

    Свободнолепестный и спайнолепестный венчик

    Симметрия цветка
    • Правильные (актиноморфные), через которые можно провести множество плоскостей симметрии. Правильные цветки имеются у гвоздики, лилии, огурцов. В формуле такие цветки обозначаются знаком *
    • Неправильные (зигоморфные), такие цветки имеют только одну плоскость симметрии. Цветки такого типа есть у гороха, шалфея, львиного зева. В формуле такой цветок обозначается знаком ↑

    Правильные и неправильные цветки у растений

    Однодомные и двудомные растения

    Обоеполые цветки имеют и тычинки, и пестики в одном цветке. Однако есть растения, у которых тычинки и пестики расположены на разных цветках. У таких растений на цветке находятся либо тычинки (тычиночные цветки) - мужские цветки, либо пестики (пестичные) - женские цветки. В зависимости от расположения мужских и женских цветков эти растения делятся на:

    • Однодомные - у них и мужские, и женские цветки расположены на одном и том же растении: у кукурузы, березы, тыквы.
    • Двудомные - имеют и женские, и мужские цветки, расположенные на разных растениях: у тополя, конопли, вербы.

    Поделюсь своей собственной ассоциацией, чтобы вы успешно запомнили эти понятия. Вообразите, что в гости к зажиточным хозяевам приехало большое количество гостей. Богатые хозяева построили на участке два дома, и у них есть возможность разделить всех гостей, так что мужчины отделяются от женщин и идут в разные дома ("двудомные растения"). В случае если хозяева оказались менее богаты, то у них только один дом, так что гостям и мужского, и женского пола придется искать место для ночевки в одном доме ("однодомные растения").

    Однодомные и двудомные растения

    Семязачаток

    Также называется семяпочкой. Представляет собой образующийся в завязи многоклеточный орган, из которого развивается семя. Ткани завязи образуют выступ (вырост), называющийся плацента, которым семязачаток крепится внутри завязи. С помощью семяножки семязачаток сообщается с плацентой.

    Строение семязачатка (семяпочки)

    Процесс локализуется в нуцеллусе, называющимся мегаспорангием. Материнская клетка (2n) начинает делиться мейозом, и, что предсказуемо, получается четыре клетки - четыре гаплоидные мегаспоры (n). Из них три отмирают, выживает только одна, приближенная к халазе - ткани, где соединяются интегумент и нуцеллус.

    Запомните, что из мегаспоры развивается женский гаметофит - зародышевый мешок. Гаметофит у растений это гаплоидная многоклеточная фаза в цикле развития, которая чередуется со спорофитом - диплоидной фазой.

    Ядро мегаспоры трижды делится эндомитозом (удвоение числа хромосом внутри ядерной оболочки, без разрушения ядрышка и без образования нитей веретена деления). В результате образуется 8 ядер, по 4 ядра у каждого полюса зародышевого мешка. На этой восьмиядерной стадии деление ядра женского гаметофита окончено.

    От каждого из двух полюсов в центр зародышевого мешка направляется по одному ядру, так называемые - полярные ядра. Таким образом, у полюсов зародышевого мешка их остается по три. Две клетки в центре сливаются и образуют центральную клетку, диплоидного (2n) набора хромосом. На микропилярном полюсе зародышевого мешка одна наиболее крупная клетка превращается в яйцеклетку, а две других становятся вспомогательными клетками - синергидами, короткоживущими клетками. Вместе яйцеклетка и синергиды образуют яйцевой аппарат.

    Мегаспорогенез

    Локализуется в микроспорангиях - гнездах пыльника. Диплоидная материнская клетка делится мейозом, в результате образуется четыре микроспоры с гаплоидным набором хромосом. Каждая из микроспор делится митозом, в результате получаются две клетки: крупная вегетативная и более мелкая генеративная - эти две клетки и составляют пыльцевое зерно (пыльцу). Пыльцевое зерно состоит из двух оболочек - интины (внутренней) и экзины (наружной).

    Важно отметить, что из генеративной клетки к моменту оплодотворения (еще в пыльнике (до опыления) или в пыльцевой трубке (после опыления)) путем митоза образуются мужские половые клетки - спермии (или сперматозоиды), необходимые для процесса оплодотворения. Запомните, мужской гаметофит семенного растения - пыльцевое зерно.

    Микроспорогенез

    Опыление

    Признаки самоопыляющихся растений: запах и нектар отсутствуют, тычинки выше пестиков, иногда пыльца созревает еще в бутоне и опыление происходит в цветке еще до его распускания.

    Перенос пыльцы из пыльника цветка одного растения на рыльце пестика другого растения. Отметим искусственное опыление, которое сознательно осуществляет человек для повышения урожайности или выведения новых сортов. Осуществляется с помощью воды, ветра и животных. Здесь необходимо ввести новые термины:

    Такие растения имеют следующие характерные черты: у них мелкие цветки, невзрачный околоцветник, цветки лишены нектарников (то есть запах, нектар у цветов отсутствует). Ветроопыляемые растения обычно растут большими скоплениями (заросли тростника, березовые рощи), зацветают ранней весной, до появления листьев. Тычинки располагаются на длинных, свисающих тычиночных нитях. Пыльцы образуется очень много, она мелкая, легкая и сухая.

    Ветроопыляемые растения

    Пыльцевые зерна благодаря наличию воздушных мешков могут перемещаться на большие расстояния, достигающие десятков километров: 30-35 км у березы, у ольхи до 400 км.

    Воздушные мешки пыльцевого зерна

    Эти растения отличают крупные цветки, мелкие - собраны в соцветия. Имеют нектарники и характерный запах (аромат), особенно важный для привлечения насекомых. Пыльцы мало, она крупная, тяжелая, липкая. Ее внешний слой (экзина) часто покрыт различными приспособлениями, которые помогают зацепится за насекомых: бугорки, шипы, гребешки.

    Теперь вы точно знаете, почему именно насекомооплыяемые растения стоит дарить прекрасным девушкам, а не ветроопыляемые (на первом свидании точно лучше подстраховаться насекомооплыяемыми, хотя если вы хотите удивить - вперед в березовую рощу ;)

    Насекомоопыляемые растения

    Оплодотворение

    Оплодотворение - слияние спермия, сперматозоида (мужской половой клетки) с яйцом, яйцеклеткой (женской половой клеткой), приводящее к образованию зиготы. Тем или иным способом пыльца (пыльцевое зерно) оказывается на рыльце пестика. Вегетативная клетка начинает прорастать в ткани пестика, растворяя их, формирует пыльцевую трубку. Из генеративной клетки образуются два спермия.

    Пыльцевая трубка прорастает до зародышевого мешка, благодаря чему спермии достигают яйцеклетки. Далее у цветковых растений происходит уникальное явление, открытое С.Г. Навашиным - двойное оплодотворение. Как вы помните, из генеративной клетки образовалось два спермия. Суть двойного оплодотворения заключается в том, что один из спермиев сливается с яйцеклеткой (оплодотворяет ее) с образованием зиготы (диплоидна), из которой развивается зародыш. Второй спермий сливается с центральной клеткой (эта клетка к моменту слияния уже диплоидна) с образованием эндосперма (триплоиден) - запасного питательного вещества.

    Насекомоопыляемые растения

    После оплодотворения с течением времени из семязачатков образуются семена. Из интегумента семязачатка (от лат. integumentum — покрывало, покров) образуется семенная кожура. Околоплодник формируется из стенок завязи пестика.

    Соцветия

    Цветки, особенно у насекомооплыемых растений, редко расположены по одиночке. Чаще всего цветки образуют скопления - соцветия. Соцветие - часть годичного побега растения, несущая цветки и видоизмененные прицветные листья, в пазухах которых и располагаются цветки или соцветия.

    Простыми называют соцветия с одной осью - главной, на которой расположены цветки. К простым соцветиям относятся:

      Кисть - цветки поочередно крепятся к неразветвленной удлиненной главной оси. Имеется у ландыша, черемухи.

    Соцветие кисть ландыша

    Соцветие щиток груши

    Соцветие колос подорожника

    Соцветие початок кукурузы

    Соцветие корзинка одуванчика

    Соцветие зонтик примулы

    Соцветие головка клевера

    Сложными называют соцветия, у которых на главной оси расположены не цветки, а частные (парциальные) соцветия.

      Метелка - по-другому называется - сложная кисть. Главная ось ветвится, от нее отходят оси боковые, на которых расположены цветки - у сирени, или колоски: у овса, риса, просо.

    Метелка соцветие

    Сложный зонтик моркови

    Сложный колос пшеницы

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Презентация для урока "размножение и оплодотворение растений" в 6 классе.


    Вспомни, что называют размножением. Бесполое размножение осуществляется без участия половых клеток. Половое размножение происходит с участием половых клеток - гамет.

    Вспомни, что называют размножением.

    Цветок – орган семенного размножения

    Семенное размножение – половое.

    Где у растений находятся половые клетки? Рыльце семязачаток Столбик зародышевый мешок центральная клетка Завязь яйцеклетка семявход

    Где у растений находятся половые клетки?

    Где у растений находятся половые клетки? Пыльник Пылинка генеративная клетка Тычиночная нить вегетативная клетка оболочка Вегетативная клетка Пыльцевая трубка Генеративная клетка 2 спермия

    Где у растений находятся половые клетки?

    Опыление – перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика. Пыльца

    Опыление – перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика.

    Самоопыление – перенос пыльцы с тычинки на пестик в пределах одного цветка (пшеница, рис, горох) Перекрёстное опыление – пыльца цветка одного растения переносится на пестик цветка другой особи

    Самоопыление – перенос пыльцы с тычинки на пестик в пределах одного цветка (пшеница, рис, горох)

    Перекрёстное опыление – пыльца цветка одного растения переносится на пестик цветка другой особи

    Способы перекрёстного опыления: при помощи ветра ; при помощи животных (насекомых, птиц, летучих мышей) ; при помощи воды ; при помощи человека.

    Способы перекрёстного опыления:

    Опыление при помощи воды

    Встречается у водных растений (элодея, валлиснерия).

    Пестичные цветки выносятся на поверхность воды. После опыления цветонос закручивается и втягивает цветок под воду, где происходит созревание плода.

    Тычиночные цветки собраны в пучках. После созревания они отрываются и всплывают. Опыление происходит в результате контакта тычинок в с рыльцами пестиков.

    Опыление при помощи насекомых Насекомоопыляемые растения – растения, которые опыляются с помощью насекомых (пчёлы, шмели, бабочки, жуки). имеют ярко окрашенные цветки ; цветки выделяют нектар ; многие цветки издают приятный аромат.

    Опыление при помощи насекомых

    Насекомоопыляемые растения – растения, которые опыляются с помощью насекомых (пчёлы, шмели, бабочки, жуки).

    Опыление при помощи ветра

    Ветроопыляемые растения – растения, у которых опыление происходит с помощью ветра (орешник, берёза).

    Искусственное опыление

    Искусственное опыление - перенос человеком пыльцы из пыльников одного растения на рыльце пестика другого растения для выведения новых сортов или повышения урожайности.

    Пыльца прикрепляется к рыльцу пестика благодаря особенностям строения оболочки, с помощью липких сахаристых веществ.

    Пыльца прикрепляется к рыльцу пестика благодаря особенностям строения оболочки, с помощью липких сахаристых веществ.

    Оплодотворение у цветковых растений пыльцевая трубка спермии оплодотворённая центральная клетка центральная клетка семязачаток яйцеклетка зигота Один спермий оплодотворяет яйцеклетку, а другой центральную клетку зародышевого мешка.

    Оплодотворение у цветковых растений

    Один спермий оплодотворяет яйцеклетку, а другой центральную клетку зародышевого мешка.

    Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Тест Чередование поколений у растений

    1.Выберите две клетки, в которых набор хромосом диплоиден. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Клетки заростка папоротника
    2) Клетки коробочки мха
    3) Спермии ржи
    4) Споры хвоща
    5) Клетки камбия липы

    2 . Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с момента прорастания спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) оплодотворение на заростке
    2) формирование гамет на гаметофите
    3) прорастание споры и формирование заростка
    4) развитие из зиготы побега с придаточными корнями
    5) формирование многолетнего растения (спорофита)

    3 . Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) образование гамет
    2) оплодотворение и образование зиготы
    3) развитие взрослого растения (спорофит)
    4) образование заростка

    4 . Установите правильную последовательность жизненного цикла папоротника, начиная с взрослого растения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) Спорофит
    2) Заросток
    3) Споры
    4) Зигота
    5) Гаметы

    5. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) развитие заростка
    2) оплодотворение
    3) развитие спорофита
    4) образование архегониев и антеридиев
    5) образование спорангиев
    6) прорастание споры

    6 . Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротника, начиная с формирования взрослого растения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) образование коробочек на вайях
    2) созревание гамет
    3) развитие заростка
    4) образование зиготы
    5) формирование спорофита

    7. Установите правильную последовательность в смене стадий в цикле развития мха, начиная с образования спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) образование спорофита
    2) образование зеленой нити (протонемы)
    3) формирование взрослого гаметофита
    4) образование спор
    5) оплодотворение

    8.Установите последовательность стадий развития хвоща, начиная с момента прорастания спор. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) оплодотворение на заростке
    2) формирование гамет на гаметофите
    3) прорастание споры и формирование заростка
    4) митоз зиготы и развитие проростка
    5) формирование на спорофите вегетативных органов и спороносного колоска

    9. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: 1) Гаплоидная, 2) Диплоидная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) Спора
    Б) Протонема (зелёная нить)
    В) Листостебельное растение
    Г) Коробочка
    Д) Гаметы
    Е) Зигота

    10/ Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

    А) в цикле развития преобладает гаметофит
    Б) взрослое растение – спорофит
    В) споры образуются в коробочках
    Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
    Д) из споры развивается заросток
    Е) из споры развивается предросток (протонема)

    11. Установите последовательность процессов в цикле развития хвоща, начиная с оплодотворения

    1) развитие взрослого растения (спорофита)
    2) развитие заростка
    3) созревание спор
    4) образование мужских и женских гамет
    5) образование зиготы

    12. Выберите три варианта. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется

    1) образованием цветка
    2) слиянием спермия с центральной клеткой
    3) формированием пыльцевого зерна
    4) слиянием спермия и яйцеклетки
    5) образованием зиготы в зародышевом мешке
    6) делением зиготы путем мейоза

    13 . Выберите три варианта. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
    1) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
    2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
    3) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
    4) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
    5) процесс может происходить вне организма
    6) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

    14 . Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит

    1) образование тычинок
    2) слияние спермия и центрального ядра
    3) формирование пыльцевого зерна
    4) слияние спермия и яйцеклетки
    5) образование зиготы
    6) образование плода

    15. Установите соответствие между видом клетки и способом её образования: 1) митоз, 2) мейоз. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) спора мха
    Б) сперматозоид мха
    В) сперматозоид обезьяны
    Г) яйцеклетка подсолнечника
    Д) микроспоры мака
    Е) клетка архегония папоротника

    16/ Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: 1) гаплоидная, 2) диплоидная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) спора
    Б) заросток
    В) зрелый спорофит
    Г) молодой спорофит
    Д) гамета

    17. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) в цикле развития преобладает гаметофит
    Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
    В) образование спор происходит в коробочке (спорогонез)
    Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических
    Д) гаметофит представлен заростком
    Е) спора прорастает в предросток

    18. Выберите гаплоидные стадии развития папоротника. Определите два организма имеющие гаплоидный набор, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) спермий
    2) спорангий
    3) листья
    4) спора
    5) зигота

    19. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша семени, эндосперма семени, листьев ячменя? Запишите три числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

    20. Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семян, яйцеклетки и корня цветкового растения? Запишите три цифры в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

    21 . Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени, спермия и листьев вишни? Запишите три цифры в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.). 22. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Запишите три числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

    23. Какой хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкина льна? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

    24. Какой хромосомный набор характерен для клеток взрослого растения и споры сфагнума? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

    25.У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор спор и гамет хламидомонады. Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

    26. Какой хромосомный набор характерен для спор и клеток заростка папоротника? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

    27. Какой хромосомный набор характерен для клеток спорофита и клеток заростка папоротника? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

    28. Какой хромосомный набор характерен для гамет (яйцеклетки и сперматозоидов) и спор хвоща полевого? Запишите два числа в порядке, указанном в задании, без разделителей (пробелов, запятых и т.п.).

    29. Какой хромосомный набор характерен для макроспоры, из которой в дальнейшем формируется восьмиядерный зародышевый мешок и яйцеклетка цветкового растения? В ответ запишите только число.

    30. В соматической клетке спорофита цветкового растения 24 хромосомы. Сколько хромосом в микроспоре этого растения? В ответе запишите только число.

    31. Известно, что у покрытосеменных растений происходит двойное оплодотворение. Один спермий оплодотворяет яйцеклетку, из которой потом развивается зародыш, а второй спермий оплодотворяет центральную клетку, из которой потом развивается триплоидный эндосперм. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) В результате первого оплодотворения образуется зигота.
    2) В процессе размножения происходит деление клетки пополам.
    3) Потомство сохраняет все наследственные признаки родителя.
    4) Центральная клетка диплоидна.
    5) Зародыш развивается из диплоидной зиготы.
    6) В размножении участвуют части растения.

    32. Выберите клетки, в которых набор хромосом гаплоиден. Определите три верных утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) клетки заростка папоротника
    2) клетки коробочки мха
    3) клетки камбия липы
    4) спермии ржи
    5) клетки эндосперма пшеницы
    6) споры хвоща

    hello_html_2a579bd9.jpg


    33/Рассмотрите схему онтогенеза листостебельного мха. Определите две стадии онтогенеза с диплоидным набором хромосом и запишите цифры, под которыми они указаны.

    35. Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) оплодотворение
    2) развитие листостебельного растения
    3) развитие коробочки на ножке
    4) развитие половых органов и гамет
    5) развитие спор
    6) прорастание протонемы

    36.Установите последовательность развития растений, начиная со споры. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) гаметофит
    2) оплодотворение
    3) спора
    4) зигота
    5) гаметогенез
    6) спорофит

    § 24. Половое размножение покрытосеменных растений - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

    § 24. Половое размножение покрытосеменных растений - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

    108. Какие способы опыления обозначены на рисунке цифрами 1 и 2?

    § 24. Половое размножение покрытосеменных растений - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

    109. Почему перекрёстное опыление распространенно в природе значительно шире, чем самоопыление?

    При перекрёстном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского растения. Образовавшееся потомство приобретает новые свойства, помогающие данному виду растений лучше приспособиться к среде обитания. Это значит, что оно более жизнеспособно.

    110. Прочитав текст учебника (с. 135—136), заполните таблицу.

    Признаки насекомоопыляемых растений Признаки ветроопыляемых растений
    Яркая окраска цветов Невзрачная окраска цветков
    Крупные одиночные цветки Мелкие цветки
    Мелкие цветки собраны в соцветие Мелкие цветки собраны в соцветие
    Насыщенный аромат Длинные тычиночные нити, на которых свисают пыльники
    Сладкий нектар Перистые рыльца
    Крупная и шершавая пыльца, легко прикрепляющаяся к тельцам насекомых Лёгкая, гладкая и пористая пыльца, легко переносимая ветром
    Большое количество пыльцы Большое количество пыльцы

    111. Выпишите цифры, которыми обозначены соответственно ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.

    1.Липа. 2. Яблоня. 3. Берёза. 4. Дуб. 5. Орешник. 6. Клевер. 7. Шиповник. 8. Рожь. 9. Кукуруза. 10. Душистый табак. 11. Ольха. 12. Львиный зев.

    Ветроопыляемые: 3, 4, 5, 8, 9, 11

    Насекомоопыляемые: 1, 2, 6, 7, 10, 12.

    112. На рисунке художник перепутал последовательность действий селекционера при искусственном опылении. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и объясните (устно), с какой целью они проводятся.

    Читайте также: