Праведник цветет как пальма возвышается подобно кедру на ливане

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Автор псалма 91 в православной Библии, так же, как в латинской и еврейской, не обозначен, но по содержанию песни понятно, что он был благочестивым человеком, смыслом жизни которого было непрестанное восхваление и благословение Господа.

В христианском тексте 91 псалма указано, что жизнь этого праведника чудесным образом продлевалась Божьей силой, и это обстоятельство дает исследователям повод приписывать его авторство царю Езекии. Поводом для написания представляется гибель 185-тысячного ассирийского войска под Иерусалимом, однако подтвердить эти предположения документально не представляется возможным.

Христианский псалом 91: молитва о просветлении

В церковном тексте 91 псалма автор противопоставляет праведников и грешников. Первых он уподобляет многолетним ливанским кедрам и пальмам, а вторых – траве, срок жизни которой недолог. Псалмопевец обещает читателю, что человек благочестивый обязательно увидит гибель своих врагов (тут следует принять во внимание, что христианский текст 91 псалма писался во времена, когда военные противостояния были нормой), и его же самого господь убережет от гибели и возвысит над всеми. В православной традиции читать и слушать онлайн 91 псалом следует о людях, далеких от Бога, чтобы Он просветил их разум.

Слушать на видео православную молитву псалом 91 на русском языке

Читать православный текст псалма 91 на русском языке

Песнь на день субботний.

Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, — Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем; и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях. Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.

Православный Псалтырь, текст псалом 91 на церковно славянском языке

Благо eсть исповедатися Господеви и пети имени твоему, вышнiй; возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнiю в гуслех. Яко возвеселил мя eси, Господи, в творенiи твоем, и в делех руку твоeю возрадуюся. Яко возвеличишася дела твоя, Господи; зело углубишася помышлeнiя твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих. Внегда прозябоща грешницы яко трава, и проникоша вси делающiи беззаконiе, яко да потребятся в век века; ты же вышнiй во век, Господи. Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающiи беззаконiе. И вознесется яко eдинорога рог мой, и старость моя в eлеи мастите; и воззре oко мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое. Праведник яко фiнix процветет; яко кедр, иже в лiване, умножится. Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут; eще умножатся в старости мастите, и благопрiемлюще будут. Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в нем.

На данном изображении может находиться: небо и природа

«Праведник цветет, как пальма… (Псалтирь 91:13)

Ниже мы увидим характеристики пальмы и поймем, почему Бог так грациозно сравнивает нас с ней!

1. Очень трудно вырвать пальму из земли.
Пальма является одним из самых твердых деревьев, которые вырываются из земли, так как она имеет один из самых сильных корней. В то время как другие деревья умирают намного легче, пальма сильная и очень трудная для уничтожения ветрами и штормами. Она обладает способностью противостоять огромным штормам и имеет корень, который проникает глубоко в землю. В обычном дереве корень находится всего в нескольких метрах под землёй, а корень пальмы достигает от 3 до 4 км под землей. Говорят, что корень пальмы проникает в землю, пока не найдет воду. В то время как другие растения высыхают, она обладает способностью процветать даже в пустыне из-за ее корней.

То, что Библия говорит нам, состоит в том, что мы должны пустить наши корни и глубоко укорениться.


Символ гордости или праведности?

Кедр упоминается в Библии неоднократно. Пророк Исайя сравнивает гордых людей с этим величественным представителем растительного царства (Ис. 2:12-13), говоря о том, что в определенный день все высокомерные люди будут унижены. Несомненно, имеется в виду Судный День, когда неверных ждет кара Господня.

Однако в псалмах кедр упоминается в совершенно ином значении. В этой книге вечнозеленый красавец символизирует праведника.


Почему именно ливанский кедр?

Удивительное дерево известно с древнейших времен. Растет оно на горах Ливана и в Турции . Давным-давно кедровником были покрыты многочисленные хребты, однако в наши дни его количество существенно сократилось. По этой причине кедровые рощи включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО .

Ветви могучего дерева густы, растут горизонтально. Ствол красноватый, древесина приятного светлого цвета, горьковата на вкус, а потому редко повреждается насекомыми. Кедр способен расти свыше 2000 лет, всегда оставаясь зеленым и источая тонкий аромат.

Издревле благородное дерево использовали в строительстве. Из него сооружали храмы, корабли. Смолу употребляли в процессе мумификации и в медицине. Известно, что храм Соломона и дворцы Давида строили из ливанского кедра.


Корни дерева простираются далеко в глубь земли, обеспечивая устойчивость стволу. В первые три года жизни совсем не видно внешнего роста кедра. Но корневая система в это время стремительно развивается, простираясь в длину до полутора метров. Ствол и крона растут с четвертого года жизни, достигая 50 метров в высоту и 14 метров в диаметре.

Духовный смысл

Итак, почему жизнь праведника сравнивается в Библии с ливанским кедром? Тот, кто следует за Богом, идет по пути к Вечности. Творца не волнует наше внешнее превосходство. Он заботится о душе человека — о том, что скрыто от внешних глаз.

Тот, кто стремится к Царству Небесному, находится в поисках света, как ливанский кедр, растущий на горных высотах. И неважно, какими мы кажемся людям. Если душа наша благородна, возвышенна и питается Божьей мудростью, никакой грех и несовершенство этого мира не сломят ее.

Праведник цветет как пальма

В Псалме 91:13 сказано о том, что праведник цветет: "Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане."

Таким образом, участь праведника заключается в том, чтобы цвести.

Это созвучно с написанным в Иер. 17:7-8, где сказано, что праведник будет, как дерево посаженное у потоках вод: "Блажен (или благословен) человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод."

А что подразумевает цветение? Цветение -- это как предел совершенства растения, это его слава и красота, но более того, это и очень важная стадия в жизненном цикле растения, потому что без неё не будет плода, а без плода не будет умножения .

Итак, праведность как бы устанавливает благоприятную среду в жизни человека для того, чтобы ему цвести -- совершенствоваться, умножаться, распространятся, приносить плод и достигать успеха. Вместе с этим, праведность также будет и возвышать человека, ведь далее в Пс.91:13 написано, что праведник не просто, не только цветет, но еще и возвышается.

И это абсолютно противоположно тому, что приносит беззаконие, ведь несколькими стихами выше, в ст.8, сказано, что если нечестивый и цветет, то только для того, чтобы исчезнуть: "Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки" (Пс.91:8).

Интересно также провести параллель между теми образами, которым уподобляется праведник и беззаконник. Праведник сравнивается с пальмой и кедром Ливанским, а беззаконник -- с травой. Как видим, уровень устойчивости, прочности, долговечности, влияния и величия разный у этих образов -- у травы и деревьев.

Трава подвержена к негативному влиянию чрезмерно палящих солнечных лучей, не надежно укоренена в земле, её поедают животные -- а все это говорит о временном характере её существования, так что она имеет не большое и не длительное влияние на окружающую среду.

Так и беззаконник: он не надежно держится на своем месте, он подвержен всяческому влиянию негативных, хотя бы даже и малейших, факторов снаружи. Он не устойчив и не постоянен в своем успехе, а потому не может оказывать длительное влияние на окружающих, так что даже вся его жизнь носит характер временного существования, которое не имеет будущности.

Праведник же отличается от беззаконного так, как дерево отличается от травы. Дерево намного прочнее и устойчивее, оно многолетнее, долговечное растение, которое имеет крайне важное, очень большое и исключительно значительное влияние на окружающую среду, давая многим лесным жителям укрытие, пищу, в конце концов тень, но что наиболее важно -- кислород, без которого все живые существа не смогли бы дышать, а потому и жить.

И пусть оно растет дольше, и пусть цветет позже, чем трава, зато оно будет жить, цвести и приносить плод, когда от травы не останется уже больше и следа. Ведь не смотря на определенно длительный период роста, когда оно возвысится, то будет намного выше даже самой высокой травы.

Так и праведник: он имеет прочное и надежное основание для своей жизни и будущего, которое и коренится в праведности, поэтому он насытится долготою дней, оставаясь стоять и продолжая возвышаться, цвести и приносить плод уже тогда, когда от травы простыл и след. И пусть путь и процесс возвышения праведника может занять немного больше времени, зато в последствии результаты будут ни в какое сравнение с травой.

Так что пусть трава себе в своей заносчивости цветет сейчас, ведь завтра её цвет уже увянет. Но когда мы поднимемся, будучи укоренены в праведности, то мы поднимемся намного выше, чтобы стоять, цвести и пахнуть, и приносить плод, и влиять на мир намного больше и дольше, а не оказывать временный, предельно короткий эффект.

Итак, праведность дает нам способность стоять и возвышаться, умножаться и иметь успех, приносить плод и влиять на других тогда, когда все остальные уже упали, потому что их время уже прошло. У них был лишь кратковременный проблеск цветения, в то время, когда нам предназначено цвести и умножаться вечно -- начиная с земли, где мы будем насыщенны долгой-долгой-долгой жизнью (Пс.90:16), и продолжая на небесах.

Поэтому, мы должны стоять в своей праведности и продолжать идти её путем, потому что только она дает гарантию и уверенность в надежном, светлом будущем . И пусть на пути праведности нам потребуется несколько дольше времени на то, чтобы возрастить определенные вещи, мы можем не сомневаться в том, что когда они вырастут, эффект их будет долговечен, а длительность успеха будет равняться постоянству и стабильному умножению.

Вот что дает праведность! Аллилуйя!

Так что наша участь -- это цвести, подобно пальме, и возвышаться, подобно кедру, возвещая даже самим таким своим состоянием о благости Божьей.

Читайте также: