Поль гоген женщина с цветком описание картины

Обновлено: 08.07.2024

Картину “Женщина, держащая плод” написал французский художник Поль Гоген приблизительно в 1893 году.

Цикличность жизни и Ева из Таити

Полотно было написано во время первой поездки Гогена на Таити, став у истоков экзотического периода творчества. На первом плане, в центре полотна изображена полуодетая таитянка, держащая в руках то ли фрукт, предположительно манго, то ли специальный сосуд для воды, вырезанный из плода. Она стоит на фоне своей деревни и других девушек.

Удивительным образом художнику удается передать тепло, не прибегая к свойственным тому времени приемам. Здесь нет движения воздуха характеризующего его вибрацию во время зноя, нет и солнечных лучей. Атмосфера жаркой экзотической страны передана исключительно яркими, сочными цветами. Интенсивно синее, практически безоблачное небо, яркая зелень и золотисто-коричневый оттенок кожи девушек дарят атмосферу Таити зрителям.

Искажение пропорций человеческого тела Гоген допускал намеренно, чтобы придать героине полотна большей монументальности. Практически прямые линии без изгибов и намеренная плоскость изображения отлично вписываются в общую статичность картины. Узор на юбке таитянки перекликается с ветвями в верхней части полотна, напоминая, что человек является частью природы.

На первый взгляд сюжет картины довольно прост, однако биографы Гогена и искусствоведы видят в нем и некий тайный смысл. Некоторые из них считают, что на картине изображена юная жена Гогена Техура. Плод в руках девушки заставляет вспомнить о библейском сюжете грехопадения. Зная любовь художника к религиозной тематике, можно утверждать, что так он изобразил свое видение Евы. Именно такой она представляется, практически первобытной, близкой к природе.

Интересна и другая теория. В левой части картины изображены две юные девушки. Справа же женщина с ребенком. Этот факт наводит искусствоведов на мысль, что Техура на тот момент была беременна. Таким образом Поль Гоген мог высказаться о течении времени и цикле человеческой жизни.

В начале ХХ века картина была приобретена русским меценатом, в настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.


Поль Гоген прожил всего 54 года - насыщенной авантюрной жизнью, оставив после себя много любопытных работ, материалов, полотен для историков, коллекционеров, биографов и для интересующихся живописью постимпрессионизма. Самыми известными работами художника стали его последние — выполненные на Таити, насыщенные цветом, откровенные и первобытные, таинственные и завораживающие. Гоген прославился не только своими живописными полотнами, а также керамическими изделиями и гравюрами, которые он вырезал ножом по дереву, когда не было денег на краски для картины.

гоген автопортрет

Чудесное детство в Перу

С самого детства, которое маленький Поль провел до семилетнего возраста в Перу у родственников матери, будущий художник искал ту неповторимую естественную палитру красок вместе с буйством природы и неприкрытыми страстями натуры людей. Знойный климат, редкие дожди, бурная экзотическая яркая растительность оставили неизгладимый след в душе будущего художника, вселяя навсегда в сердце любовь к экзотике, национальным культурам, естественной красоте, сочному колориту растительности. Каждый день его окружали люди с кожей разного цвета и разными лицами: азиаты, африканцы, люди с благородной кровью, индейцы, мулаты — всевозможное смешение кровей. Семье Гогена прислуживали негритянка и китаец. Свободу, которой он дышал первые годы своей жизни среди перуанских живописных мест, Поль искал и желал всю свою жизнь, утоляя жажду путешествий, покидая семью и друзей.

Ранние работы

Уже в пресной и прохладной Франции — такой она воспринималась Полем после перуанского периода - последовали 5 лет обучения в духовной семинарии, затем скромный пансион, где Поль задыхался от обыденности, серости и мучительной несвободы. Ему удалось вырваться из нарочитой нравоучительности его быта на дорогу странствий и путешествий, лишь провалив экзамены в мореходное училище. В 18 лет Поль поступил простым матросом на судно. В течение нескольких лет он побывал в экзотических странах по всему миру, напитываясь духом океанов и морей, наведался и в Перу — страну своего сказочного детства.

Самые ранние работы юного художника относятся к тому периоду, когда, призванный в армию, он вынужден был служить в северных водах Норвегии и Дании. Там, обветриваемый суровыми холодными ветрами, он начал рисовать — пробовать изображать то, что согревало его замерзающую душу, вспоминая далекий мир тропиков.

В 23-летнем возрасте Гоген занялся карьерой в финансово-биржевой сфере, благодаря протекции Гюстава Арозе, его опекуна (после смерти матери), вхожего в круг импрессионистов того времени. В течение последующих 10 лет Гогену способствовала удача на поприще профессиональной карьеры. В этот период он обзавелся семьей — женой, на которой женился по любви и которая родила Гогену пятерых детей.

сан-клу

Гоген: картины с названиями

Поль проводит каникулы у своего друга и наставника художника Камиля Писсаро в Понтуазе и именно там пишет много работ, по стилю очень похожих на работы самого мэтра. Это сельские пейзажи, сады, натюрморты - эти картины Гоген пишет вплоть до 1885 года. Из известных работ этого периода - "Конец зимы" 1885 г.,

пионы в вазе

"Букет пионов на музыкальной партитуре", 1873 г., "Работа на земле", 1876 г.

Дружба с Эдгаром Дега привнесла стиль и черты импрессионизма в работы раннего Гогена. Дега морально поддерживал молодого художника и часто покупал его картины.

После ухода с биржи и от семьи, которая не могла жертвовать своим благополучием ради творений главы семьи, Гоген берет уроки живописи и поселяется в Бретани, окраинном местечке Франции. Он уже одержим рисованием и, уверенный в своем выборе, отдается искусству всецело, мирясь с нищенским существованием, легкомысленными отношениями, невостребованностью его работ. В этот период его работы начинают высоко оценивать и признавать знатоки искусства.

Стиль синтетизм

На его стиль повлияла дружба с художником Лавалем, который привнес в картины Гогена любовь к японскому искусству. К этому периоду относятся работы "Видение после проповеди",или ее называют также "Борьба Иакова с ангелом" (1888), которую критики назвали манифестом символизма.

желтый Иисус

Картина "Желтый Христос" (1889), считается одним из ключевых произведений в символизме, где контрастируют безграничные муки Христа и незамечаемость происходящего людьми, кроме горстки последователей — все на фоне умиротворенного типичного французского пейзажа. На лице Христа страдание на стадии апатии и безразличия ко всему происходящему.

Гоген становится проповедником нового стиля — синтетизма. Как он сам выражался, он "синтезировал разные техники" — по-новому использовал форму и цвет, упрощая образы, смело очерчивая контуры и сопоставляя большие участки с малыми — для придания мощной эмоциональности картине. Все заметнее становятся упрощение и эмоциональность в картинах Гогена (фото с названиями приводятся в статье). Они и породили направление примитивизма в эпоху распространенного импрессионизма в живописи, выражающего мимолетные впечатления всеми возможными техниками, методами и приемами для запечатления движущейся реальности.

Керамика Гогена

богиня овири

После двух лет в Полинезии (1891-1893), где Гоген создал более 80 ярких произведений — самобытных, бьющих через край цветовой выразительностью, он свел знакомство с известнейшим в то время керамистом Шапле, у которого многому научился в искусстве керамики. Его влекла впечатлившая его доколумбовая керамика инков, с которой он познакомился еще в детстве в Перу. Гоген игнорирует гончарный круг и использует все грани свойств глины, придавая своим работам скульптурно-примитивный, грубый вид. В этот период он создал множество интересных работ, шедевром из которых стала "Овири" - таитянская богиня смерти, кровожадная и жестокая. В табакерке и кувшине Гоген изобразил в форме перекошенной от страдания головы самого себя.

Резьба по дереву

деревянные панели

Таити

Во Франции он продолжает работать над картинами Гоген. Художник устраивает выставку своих полотен. Друзья- художники в восхищении, а вот вкусу буржуазной публики претили сцены "из жизни дикарей", необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов. Его планам не суждено было сбыться — он не признан, осуждаем в родном Париже и решает уехать навсегда из этого лицемерного мира, захваченного тщеславием и сластолюбием. Он хочет жить там, где нет и следов цивилизации, где первозданная природа, где вечная красота и близкая связь с природой. В том раю Гоген и остается до конца жизни, не переставая работать, даже измученный болезнью.

Рай навсегда

Гоген осуществляет свою мечту остаться наедине с природой в дальней стране и творить, пока есть силы. Вдалеке от всякой цивилизованности, губящей истинный талант и растлевающей душу, жить среди простодушных дикарей, создавать шедевры, возвращающие к истокам человечества.

Свои картины Гоген писал с местных жителей, о самой простой их жизни, той самой, которую он утратил когда-то, будучи вырванным из своего рая.

мария у дерева

Гоген пишет и работает сначала на Таити, а последних почти 3 года жизни проводит на Маркизских островах, где пишет пейзажи, рассказы и работает журналистом, создав сатирический журнал. Не раз художник, пребывая в депрессии, доведенный до отчаяния бедностью и болезнями, пытается покончить жизнь самоубийством. Несмотря на надрывность бытия, именно в этот период были созданы множество прекрасных произведений, в которых причудливо сплетаются реальная жизнь жителей Океании и местные мифы.

Посмертное признание

Ван Гог рисующий подсолнухи

Влияние неоднозначного творчества Поля Гогена на искусство 20 века, конечно, бесспорно. Художник оставил, кроме драгоценных художественных работ, свои мемуары, рассказы, письма, дневники. Его образ и жизненный путь вдохновляет литераторов, сценаристов, режиссеров, снимающих картины, которые помогают понять суть даровитой и сложной натуры одного из великих художников ушедшего столетия.

Признаюсь, эту картину я сначала приняла за работу Поля Сезанна, который по признанию современников вскормил своими яблоками парижское искусство. Но это всё же работа его тёзки Поля Гогена. Гоген с глубоким уважением относился к мэтру и создал сей оммаж в знак своего почтения. Монументально разложенная ткань формирует будто бы горный ландшафт, яблоки разложены намеренно не случайно. Сезанн подкладывал под них монетки, чтобы создать идеальный ландшафтный натюрморт. Гоген, видимо, сделал то же самое. Сезанн – гений, Гоген – тоже. Один безупречно копирует манеру другого, оставаясь при этом самим собой.

2. Первобытное кокетство

4 апреля 1891 года Гоген отбыл на Таити, куда и добрался спустя 63 дня в пути. В 1893 он опрометчиво вернулся во Францию, но к марту 1895 осознал свою ошибку и навсегда покинул загнивающую Европу.

3. Сочинённый натюрморт

В 1898 году эту картину купил Эдгар Дега. Как бы ни были непохожи эти два художника, Дега собрал солидную коллекцию работ Гогена. Жанр натюрморта не характерен ни для того, ни для другого. Тем это полотно интереснее! Что это? Реальный букет или метафора таитянского рая? Вероятнее всего, картина задумывалась как первое, а обернулась вторым.

Как раз в 1896, в год написания этого натюрморта, Гоген попросил своего друга Монфрейда прислать из Парижа семян: "Я хочу приукрасить свою скромную плантацию, а ты знаешь, как я обожаю цветы" . Учитывая то, что по признанию Гогена "Таити – не то чтобы цветущий край" , для этого натюрморта ему, видимо, "позировали" выращенные из парижских семян цветы.

Но опять же, в 1899 на просьбу известного маршана Амбруаза Воллара прислать ему натюрмортов Гоген ответил:

" Я не копирую природу – сейчас ещё меньше, чем раньше. Всё происходит в моём бурном воображении. А когда я устаю писать фигуры (а их я предпочитаю всему прочему), я берусь за натюрморт, который заканчиваю, не имея перед глазами натуры. "

Видимо, вот так, не привязываясь к натуре, Гоген в свойственной ему манере сочинил эту цветущую метафору таитянского рая с его плодородной землёй, прогретыми солнцем песками, невероятного цвета морем и яркими всполохами нарядных парео.

Читайте другие статьи из серии "Шедевры Национальной Галереи Лондона": о женщинах Эдгара Дега , пугающем шедевре Рембрандта , нежном – Диего Веласкеса , о безумствах Ван Гога , мучениях Артемизии Джентиллески и картине её отца .

Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!

Гоген начинал с реалистичных пейзажей, а затем ударился в экзотические сюжеты. Как так вышло — узнаем в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Эта часть посвящена Полю Гогену. Давайте начнем с того, что попробуем посмотреть на его картины без шпаргалок и теории.

Подумайте, какие чувства они вызывают? Что притягивает взгляд? Чем они кажутся особенными?






Поль Гоген
1. Побег, 1902
2. Кафе в Арле, 1888
3. Что нового?, 1892
4. Свинопас, 1888
5. Ива, 1889

Поль Гоген — художник, который продолжил линию экзотических поисков. Мы говорили о том, что Ван Гог вдохновлялся Японией. Гоген пошел дальше — и прочувствовал кожей чужую, дикую цивилизацию.

👨‍🎨 Это очень созвучно его биографии: перуанские корни, детство, прожитое в Лиме, матросская юность, и, наконец, бегство на Таити определили темы, манеру и даже цветовую гамму его картин.

🎨 В 1870-е Гоген познакомился с группой импрессионистов, и особенно близко сдружился с Писсарро и Дега. Искусство увлекало его все сильнее — он начал коллекционировать картины импрессионистов, вскоре бросил работу брокера и всерьез начал заниматься живописью.

Сегодня мы пройдем путь Гогена: посмотрим, как от ранних пейзажей французской провинции он пришел к яркости и безумству островов Океании.

Поль Гоген. Автопортрет в шляпе, 1893


Как узнать картины Гогена?

🌄 Темы — из архаичных цивилизаций. Гоген пытался культивировать в своих картинах черты детского, наивного и архаического искусства. В этом ему помогали мифологические образы, таитянские религиозные мотивы. Так выражалось желание Гогена создать древний образ из далекого варварского мира.

🎨 Манера — из древнего европейского искусства. Гоген использует приемы из арсенала древних египтян, крито-микенской живописи, искусства Месопотамии. Например, неестественный разворот фигуры, когда голова человека показана в профиль, плечи в фас, ноги снова в профиль. Линейность его картин тоже оттуда: он отделяет предметы контурами и заполняет их локальным цветом, без светотеневых переходов — потому что писать древний мир нельзя приемами академической живописи.

❤️🧡💜 Цвет — красив сам по себе. Гоген пишет яркими цветами, избегая полутонов. Цвет для него самодостаточен: из всей палитры художник выбирает максимально эффектный. Гоген уходит от реалистичности, поэтому неважно, можно ли встретить такой цвет у дерева, волны или песка — главное, чтобы было красиво.

Таити и вся Полинезия — мир, где другая природа и краски, которых нет в Европе. Вспомним Ван Гога: тот тоже считал, что искусство обновят линия и цвет, но он нашел свое вдохновение в Провансе с его ярким солнцем и графичными тенями.

1️⃣ Реалистические пейзажи раннего периода

Ранние работы Гогена из 1870-х годов — это реалистичные пейзажи французской деревни. Они продолжают традиции художников Барбизонской школы, но с элементами импрессионистической манеры.

Читайте также: