Подготовка к сочинению по картине хруцкого цветы и плоды

Обновлено: 08.07.2024

2 Иван Трофимович Хруцкой Иван Трофимович Хруцкой

3 О художнике. Родился в семье священника в городе Витебске. Родился в семье священника в городе Витебске. Закончил Академию художеств в Москве. Закончил Академию художеств в Москве. Вошел в историю живописи как мастер натюрмортов. Вошел в историю живописи как мастер натюрмортов.

9 Цветы на картине Пионы; Пионы; Роза; Роза; Нарцисс; Нарцисс; Гиацинты; Гиацинты; Ирис; Ирис; Васильки; Васильки; Колосья. Колосья.

10 Цветы в природе

11 Все цветы сравниваются с чертами человеческого характера 1. Пионы - твердость, уверенность; 2.Роза – гордость, красота; 3.Нарцисс- себялюбие; 4.Гиацинты- спокойствие и кротость; 5.Ирис- нежность; 6.Васильки- добродушие; 7.Колосья пшеницы- простота.

12 Плоды Персики, лимоны Персики, лимоны Груши, тыква, яблоки Груши, тыква, яблоки виноград виноград

13 Предметы : Стакан с водой (долька лимона); Стакан с водой (долька лимона); Ящик ( с персиками); Ящик ( с персиками); Ваза с цветами. Ваза с цветами.

14 Требование к творческой работе Тип речи – описание; Тип речи – описание; Жанр – сочинение; Жанр – сочинение; Стиль- художественный.

16 План сочинения I Несколько слов о художнике И.Хруцком. 2 Описание картины - цветы; - цветы; - плоды; - предметы. 3 Ваше мнение о картине.

18 Литература Русский язык 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской.- Волгоград., 2005г. Русский язык 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской.- Волгоград., 2005г. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- Москва., 2004г. Москва., 2004г. Хруцкой И: Альбом.- Москва., Хруцкой И: Альбом.- Москва., 2000.

Краткое описание: Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по программе М. М. Разумовской. Обучение написанию сочинения по картине И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды". Цели урока: подготовка к написанию сочинения-описания картины, обучение собиранию рабочих материалов и составлению просто

Разработка урока учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №16 г. Невинномысска Ставропольского края Назаровой Людмилы Васильевны.

Цели урока: 1. подготовить к написанию сочинения - описания картины в художественном стиле;

2. учить собирать рабочие материалы к сочинению и составлять простой план;

3. учить детей наблюдать, давать словесное выражение увиденному на картине.

Межпредметные связи: ИЗО.

Вступительное слово учителя 1 мин.

Выявление первоначальных впечатлений учащихся 3 мин.

Чтение и запись плаката № 1 3 мин.

Коллективное составление плана 10 мин.

Работа с теоретическими понятиями 2,9 мин.

Коллективное собирание рабочих материалов 15 мин.

Групповая словарно - стилистическая работа 20 мин.

Коллективная работа над вступлением 4 мин.

Коллективная работа над заключением 5 мин.

Работа по предупреждению речевых ошибок 2 мин.

Устное сочинение по картине 10 мин.

1. Вступительное слово учителя.


2. Выявление первоначальных впечатлений учащихся.

- Что изображено на картине? (Ваза с цветами и фрукты)

- Чем привлекает изображенное на картине? (Цветы очень красивы, разнообразны, ярки;

фрукты спелые, сочные, художник их так изобразил, что их хочется съесть; чувствуется аромат цветов)

- Всмотритесь в цветы, перечислите их (эта работа вызывает у детей затруднение, т.к. некоторые цветы им неизвестны, подсказывает учитель). - Это розы, пионы, ирисы, флоксы, незабудки.

- Перечислите фрукты (персики, груши; кроме того, грозди винограда и тыква).

- Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами? Попытайтесь (Попытки неудачны, т.к. дети не знают, с чего начинать).

Учитель: Вам поможет подсказка-план, в котором показана последовательность ваших действий.

3. Чтение и запись содержания плаката:

Дать общее представление о картине.

Описание деталей, частей изображенного на картине.

4. Коллективное составление плана:

1. Роскошный букет и спелые фрукты.

2. Мастерство художника в изображении

в) других деталей натюрморта.

3. Великолепие щедрых даров природы, запечатленных И. Т. Хруцким.

Учитель: Поскольку вы описываете картину, вам нужно пользоваться терминами и понимать их значение.

5. Чтение плаката:

Натюрморт - картины, на которых изображены различные предметы: фрукты, овощи, цветы и др.

Композиция - построение картины (использовать слова: задний и передний план, справа, слева, возле, около, рядом, ниже, в центре и др.)

Цветовая гамма - последовательный ряд близких по цвету и оттенкам красок.

6. Коллективное собрание рабочих материалов (к основной части сочинения). Оформление в виде таблицы.

Материалы (форма, цвет, характерные признаки)

3. Другие предметы

Махровые алые пионы, нежные белые пионы, бледно-розовая роза, лиловые ирисы, изящные букетики сиреневых флоксов, колоски спелой ржи, оранжевые маки с шелковистыми лепестками, голубые незабудки.

Бледно-желтые груши с румяным бочком, крупная кисть янтарного винограда, спелые персики с бархатным пушком, огромная золотистая тыква.

Изящный бронзовый кувшин, тонкий стеклянный стакан, наполненный кристально чистой водой, плетеный короб, ломтик лимона в стакане.

Примечание: в третью колонку ученики записывают понравившиеся им слова и словосочетания.

7. Словарно- стилистическая работа

Учитель: Каким глаголом можно назвать положение цветов по отношению к кувшину?

Ученики: Стоит; цветы стояли в кувшине.

Учитель: А по отношению к фруктам?

Ученики: лежат; лежат на столе, в корзине.

Учитель: А можно ли постоянно повторять эти глаголы: пионы стоят, роза стоит, персики лежат, груши лежат?

Ученики: Нет, это речевая ошибка.

Учитель: Как можно избежать этой ошибки?

Ученики: Подобрать синонимы, выразить мысль по-другому

Назовите как можно больше глаголов, которые описывают положение предметов.

Итоги игры: подобраны глаголы: темнеет, спряталась, возвышается, пламенеет, притаился, выглядывает, гордится, возвышается.

в) Групповая работа

1 группа подбирает слова эмоционально-оценочной лексики; эпитеты (глаголы: любоваться, наслаждаться, восхищаться; эпитеты и прилагательные: пышный букет, роскошный букет, великолепные цветы, дивная роза, прелестные флоксы)

2 группа подбирает олицетворения (цветы красуются, ирисы скромно спрятались за пышными пионами, флоксы окружили розу изящными зонтиками соцветий, алые пионы грустно опустили свои шляпки, колоски ржи притаились за яркими цветами.

8. Коллективная работа над вступлением к сочинению

9. Коллективная работа над написанием заключения сочинения

Варианты: 1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды - все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой.

3) В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы.

10. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Учитель: Старайтесь избегать речевых недочетов типа: на рисунке нарисован…, мне очень понравилась эта картина…, впечатление хорошее…, нарисовал хорошо и др.

11. Устное сочинение по картине (по пунктам плана; 2-3 ученика)

На дом: написать сочинение по картине, используя рабочие материалы и записи в тетради

Приложение: Сочинение ученика

В центре полотна на переднем плане я вижу бронзовый кувшин, в котором красуются роскошные цветы. Алые пионы кажутся еще ярче на тёмном фоне картины. По контрасту с ними белая роза и светлые пионы нежны и скромны. Лиловые ирисы стыдливо притаились среди других цветов. Оранжевые маки пламенеют среди зелёной листвы. Прекрасно дополняют композицию букетики сиреневых флоксов, грациозные голубые незабудки и колоски спелой ржи.

Справа от вазы находится тонкий стеклянный стакан с кристально чистой водой, в котором плавает тонкий кружок лимона. Рядом со стаканом лениво разлеглись бледно-жёлтые груши с румяным бочком. Позади них возвышается большая золотистая тыква, на которой лежит крупная кисть янтарного винограда. Слева от кувшина в плетёном коробе теснятся спелые персики с бархатистым пушком.

Всё в картине дышит радостью жизни, восхищением великолепными дарами солнечного лета.

Список использованной литературы:

Цветы и плоды картина Хруцкого

Цветы и плоды Хруцкого план сочинения:

  • Автор
  • Описание картины
  • а) цветы
  • б) плоды
  • в) предметы
  • Мои впечатления

Цветы и плоды Хруцкий сочинение 3 класс

Картина имеет осеннее настроение. Именно к этому времени зацветают цветы и поспевают фрукты, овощи, ягоды. В этой картине Хруцкий продемонстрировал всю красоту и щедрость осени, которая радует нас как великолепными цветами, так и вкусными плодами, которые мы собираем в садах и на огородах. Совместив всё это в одной картине, автор работы добился потрясающего вида, от которого невозможно оторвать взгляда.

В первую очередь привлекает внимание букет цветов, который находится в вазе с красивым рельефом прямо посередине картины. Здесь мы можем увидеть красные, розовые, жёлтые, синие цветы. Несмотря на то, что они имеют разную форму и размеры, Иван Хруцкий подобрал их так грамотно, что смотрится букет очень гармонично.

Цветы — не единственное достоинство картины. Многообразие плодов делает картину не только красивой, но и вкусной. Здесь мы можем увидеть гроздь винограда, ящик с персиками, лимоны, груши и тыкву. Тыква в этом натюрморте является самой объёмной. Она привлекает внимание, так как несколько отличается от общей лёгкости, воздушной красоты цветов и небольшого размера фруктов и ягод. Также на заднем плане мы можем увидеть спелые колосья, которые напоминают нам о плодородной осени.

Помимо цветов и плодов, картина украшена красивыми предметами. Бросается в глаза рельефная ваза, в которой находится букет цветов. На её поверхности можно рассмотреть стаю волков и деревья. Такой рельеф вписывается в общую задумку природного разнообразия, представленного на картине. Слева от кувшина деревянный ящик с персиками и плетёная корзина с виноградом. Несмотря на то, что сделаны они руками человека, природные материалы дополняют общий вид продуктов растительного мира. Справа от кувшина с цветами находится стакан воды с долькой лимона внутри. За тыквой — стеклянный прозрачный графин с водой.

Картина выглядит очень живой, красивой и разнообразной на элементы. Многообразие расцветок заставляет восхититься неповторимой красотой природы. Особенно мне понравилось, как Иван Хруцкий гармонично совместил на своей картине природные цветы, плоды и изделия рук человека, которые выглядят не менее красиво и утончённо.

На картине мы можем увидеть красивейший осенний натюрморт. Композиция из цветов, ягод, фруктов, овощей и предметов, сделанных руками человека, выглядит настолько красиво, что дарит истинный восторг зрителю.

Поражает своим разнообразием букет садовых и полевых цветов в красивой вазе. Здесь удивительным образом сочетаются красные, синие, жёлтые, розовые, белые цвета и оттенки. В вазе можно заметить пионы, ирисы, васильки и даже колосья полевых культур.

Разнообразные плоды на картине будто распространяют вокруг себя сладкий аромат. Они лучше всего демонстрируют осеннее настроение, когда собирается урожай с полей, садов и огородов.

Слева мы можем увидеть деревянный ящик с персиками. Один из персиков разрезан на две половины, тем самым показывая, насколько он вкусный и сладкий. Позади ящика с персиками в плетёной корзине грозди винограда, которые к этому времени уже поспели и готовы к употреблению. Можно увидеть, что небольшая гроздь из четырёх виноградин находится справа от вазы и вот-вот сорвётся вниз. Такое расположение ягод делает картину более живой и динамичной. Здесь же находятся спелые груши и лимон. Лимон также разрезан, но, в отличие от разрезанного персика, придаёт картине остроты и кислинки.

Позади фруктов можно увидеть объёмную тыкву, которая является практически самым крупным и привлекающим внимание элементом на картине.

Не менее привлекательными, чем благоухающие цветы и вкусные плоды, здесь являются предметы, сделанные руками человека. Ваза с изображением стаи волков в лесу, плетёная корзинка, деревянный аккуратный ящик, стакан с водой, прозрачный графин. Здесь природное и человеческое соединилось в красивой гармонии.

Картина произвела на меня действительно приятное ощущение. Художник своей работой показал неповторимую красоту природы.

Цветы и плоды Хруцкий сочинение 5 класс

В первую очередь, конечно же, внимание привлекает роскошный букет цветов, который находится в центре картины и является главным её акцентом. Цветы самых разных расцветок и форм. Здесь есть пионы, ирисы, а также другие садовые и полевые цветы. Помимо цветов, в букете присутствует зелень, листва и трава, а на заднем плане композицию завершают колосья полевых культур.

Ягоды, фрукты и овощи придают картине особый вкус. Здесь можно увидеть персики, виноград, груши, лимон и большую тыкву. Спелость фруктов художник подчеркнул тем, что поместил на картине два разрезанных фрукта — сладкий персик и кислый лимон. От такого вкусного и ароматного вида просыпается аппетит. Кажется, что стакан воды с долькой лимона художник поместил здесь будто специально. Он словно говорит зрителю — попробуй эти фрукты, запей водой с приятной кислинкой.

На коричневом фоне многообразие расцветок выглядит впечатляюще, будто вся красота осени собрана в одном месте.

Гармонию в природное многообразие привносят и предметы человека. Художник очень тщательно подбирал их вид и фактуру, чтобы они идеально вписались в натюрморт, богатый на детали. На поверхности кувшина с букетом можно увидеть объёмное изображение — стая волков в лесу. Интересно, что слева художник поместил плетёную корзину и деревянный ящик, которые вписываются в природную концепцию натюрморта, а вот в правой части автор поместил стеклянные предметы — стакан с водой и графин.

Картина выглядит по-настоящему восхитительно. Поражает та работа, которую провёл художник над этим натюрмортом, чтобы получить настолько мастерски подобранный колор и сочетание форм.

Пышный букет с многообразием спелых плодов написал известный русский художник белорусского происхождения Иван Трофимович Хруцкий. Академик Императорской Академии художеств, знаменитый портретист и мастер натюрмортов прославился благодаря своему искусству создавать совершенно невероятные и сказочные по красоте полотна.

В центре картины мы можем увидеть красивую вазу, в которой стоит роскошный букет из садовых и полевых цветов, а также зелени, трав, колосьев полевых культур. Пионы, васильки, ирисы и другие цветы выглядят, словно красивый фейерверк, настолько букет разнообразный на расцветки, яркий, вызывающий искренний восторг.

Аромат и вкус картине придают многочисленные плоды. Судя по тому, что на столе собран богатый урожай, картина была написана в конце лета или осенью. От такого вида просыпается настоящий аппетит, так как здесь представлены персики, виноград, груши, лимон и тыква.

Особое внимание стоит обратить на разрезанный персик, который демонстрирует свою спелость и сладость. В правой части картины можно увидеть разрезанный лимон, но, в отличие от сладости персика, он скорее придаёт картине остроты и свежести. Большая тыква словно уравновешивает многообразие мелких плодов. Без такого крупного элемента на картине, она могла бы показаться слишком раздробленной и чрезмерно пёстрой, тогда как тыква перетягивает на себя внимание большими и несколько грубоватыми формами.

Букет и плоды находятся на столе. Прямо посередине стола можно увидеть трещину. Таким образом художник подчеркнул его грубость и несовершенство перед уточнёнными, воздушными и совершенными формами природы. Кувшин с цветами имеет красивый рельеф. Здесь изображены волки в лесу. Слева плетёная корзина и ящик, которые идеально сочетаются с собранным урожаем плодов. Справа стоит стакан с водой и лимоном, который дарит нотку свежести картине. Позади тыквы находится красивый стеклянный кувшин с водой, который является гармоничной парой для кувшина посередине.

Цветы и плоды 1839 г.

Автор

Хруцкий Иван Трофимович (по другой интерпретации Ян Фомич) – русский живописец белорусского происхождения. Годы жизни: 1810 – 1885. Родился в Витебской губернии. Художественное образование получал в Полоцке, затем в Санкт-Петербурге. В 1839 году уехал из столицы на родину, где жил и творил все оставшиеся годы.

Название и традиции

Композиция в целом классическая. Её традиционность состоит ещё и в совершенстве воображаемого треугольника с вершиной над крупным розовым цветком (по вертикальной оси картины).

Яркий натюрморт, выполненный сочными красками, собирает в себе прекрасные дары природы, результаты труда человеческого, пожалуй, всего летнего сезона. Здесь июньские пионы и ирисы соседствуют с июльскими грушами, виноград августа с сентябрьской тыквой, заморские лимоны с теплолюбивыми персиками. Настоящая картина-песня красоте и урожаю.

В центре композиции керамическая или фаянсовая ваза с объёмным рисунком – лисицы в окружении зелени – наверное, пришли воровать виноград (подобные вазы в 1830-е годы были буквально ширпотребом и производились в Петербурге на фабрике Поскочина).

В вазе красуется эффектный букет. Он составлен из бордовых и розовых махровых пионов, голубовато-сиреневых ирисов с бархатистыми язычками, жёлтых и белых крупных, наполовину раскрывшихся бутонов с жёлтой сердцевиной, мелкой россыпи белых цветочков и голубых незабудок. Есть в роскошном букете и гости с полей – хлебные колосья и васильки. Растения срезаны с листвой, которая своей разнообразной зеленью делает охапку цветов ещё пышнее и наряднее.

Ваза стоит на близком ей по цвету столе с трещиной. Серая гамма с землистым оттенком напоминает о том, что вся эта душистая красота – дары земли.

Слева натюрморта на столе небольшое, плетёное из широкой бересты лукошко. Дно его выстлано виноградными листьями, поверх которых осторожно уложены бархатные персики с нежной сочной мякотью. Один из них, разломленный пополам, лежит тут же у ящичка и, кажется, источает умопомрачительный аромат. Половинки персика говорят о том, что плод был именно разломлен – косточка легко отделилась от одной из половинок, да и ножа нигде не видно. Только совершенно спелый персик при нежном прокручивании по природной ложбинке способен так разломиться.

За лукошком большая корзина отборной смородины всяких сортов, какие только есть в садах – белой, чёрной, красной. Поверх ягод брошено несколько лёгких веточек овса.

Справа от вазы – изящные груши (на одной сидит муха, привлечённая сладким ароматом), разрезанный лимон, блестящее яблоко и крупная ребристая тыква, на которой красуется янтарная гроздь винограда. Небольшая его веточка повисла на краю стола перед грушами, как бы приглашая зрителя оторваться от стола и пойти в пышный сад.

В тени за тыквой посверкивает графин с водой. Наполовину наполненный ею стакан, тут же у вазы. В нём виднеется долька лимона, которая освежает и без того сочный натюрморт, насыщенный ароматами цветов и плодов.

Натюрморт в стиле классицизма, выполненный в меру яркими, природными красками, натуральными и живыми, согревает и очаровывает – он удивительно гармоничен и приятен для глаза. Рассматривание картины успокаивает, перенося зрителя в атмосферу положительных впечатлений и эмоций. Тревожные настроения улетучиваются, психоэмоциональное состояние стабилизируется – это факт, который с гарантированным успехом может применяться психологами на практике. Произведение способно растопить самое глухое сердце. Достаточно нескольких минут – и зритель испытывает любовь ко всему окружающему, чувствует домашнее тепло, задушевное и очень камерное.

Возле картины практически не бывает пусто – зрителей неизменно привлекает красота и аромат жизни, исходящий от неё.

Путь картины в ГТГ

Законченная в 1839 году, картина имела успех на осенней Академической выставке и принесла заслуженные награды автору. Через некоторое время её купили богатые петербургские промышленники и коллекционеры Варгунины.

С тех пор картина – любимый экспонат посетителей Третьяковки, в том числе детей.

Это произведение живописи является прекрасным материалом для формирования у детей нежных и добрых чувств к природе, воспитания у них бережного и благодарного отношения к плодам человеческого труда. Рекомендуется для начальной и средней школы как живописный исходник для сочинения по картине – и цветы, и плоды как объекты описания детям понятны, они способны о них рассказать, сформулировав и передав не только увиденное на картине, но и собственные впечатления, ощущения и воспоминания.

Вариант 1 сочинения

Картина привлекает внимание прежде всего пышным букетом, он центр всей композиции. Цветы стоят в вазе, украшенной рельефными изображениями животных. Крупные и мелкие, садовые и полевые, разной окраски цветы в букете обрамлены зеленью. Художник с любовью передаёт всевозможные краски лета. Нежные лепестки, ярко освещённые, словно наполняют комнату чудесным ароматом. Букет, находящийся в потоке света, контрастирует с темнотой помещения, стена и стоящие в глубине стола предметы находятся в тени. Это создаёт впечатление, что источником света является не только окно (за пределами холста), но и сами бутоны, прекрасные цветы.

Налюбовавшись букетом, переносим взгляд на то, что находится по бокам от вазы. Слева это небольшой и неглубокий ящик с румяными персиками, один из которых разломлен на две половинки и лежит тут же, красуясь сочной мякотью. Справа от вазы прямо на столе рассыпаны желтобокие груши. За ними половинка и долька крупного лимона, блестящее красно-жёлтое яблоко, большая полосатая тыква и гроздь спелого белого винограда с янтарными, почти прозрачными ягодами.

На столе у тёмной стены, в тени слева виднеется довольно объёмная корзина, наполненная смородиной. Бусинки её ягод на крупных кисточках посверкивают и зовут отведать свою душистую сочность. Справа за тыквой стеклянный графин с водой поблёскивает резными узорами.

Вода есть и на переднем плане картины, в стакане справа от вазы. К живительной влаге склонился большой малиновый пион из букета, как бы олицетворяя этим возрождающие свойства воды, основы всего живого на земле.

Картина Хруцкого является живописной данью природе и нелёгкому крестьянскому труду. Художник, выходец из белорусской деревни, хорошо знал, как людям достаются подобные плоды и цветы, и что без труда, как говорится в пословице, не вынешь и рыбку из пруда.

Вариант 2 сочинения

Центральный предмет – ваза с роскошным букетом садовых и полевых цветов. Среди пионов и ирисов, незабудок и васильков есть и злаки – в букете виднеются пшеничные колосья, основа будущего хлеба. Сама ваза – предмет народного творчества. Сделана из глины, с любовью и мастерством на ней выполнен объёмный рисунок на тему животных, обработана глянцем.

Рядом с ней художник расположил стакан с водой, на поверхности которой виднеется долька лимона. Его только разрезали – другая долька лежит на столе справа рядом с половинкой сочного свежего плода.

Название картины говорит о множестве цветов и плодов. Так и есть. Здесь и изящные жёлтые груши, краснобокие яблоки, румяные бархатные персики, любовно уложенные в небольшой ящичек слева, спелая сладкая тыква с сухой плодоножкой, напитанный красками и энергией солнца виноград. В теневой части картины огромная плетёная корзина, наполненная свежесобранными ягодами смородины. Справа графин с водой – видимо, из него наполняли и стакан, и вазу. Маленькая часть виноградной грозди оторвалась от неё и зацепилась за край стола рядом с грушей. Она ярко освещена и маняще переливается янтарным блеском, а её положение как бы говорит, что на столе лишь малая часть богатого урожая, которым природа одарила крестьянина за его труд.

Вся картина – это копилка чудесных даров природы, ради которых люди тысячелетиями гнут спину, ведь просто так ничего не даётся. Чтобы вырастить подобное, надо немало поработать.

Радостные краски картины, яркие и сочные, вызывают самые добрые воспоминания, производят приятное впечатление и даже вызывают аппетит. И это признак высшего мастерства живописца – наполнить натюрморт животворящими ароматами цветов и плодов – Хруцкому это удалось сполна.

Читайте также: