Почему сорванные цветы не могут расти

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Формировать представление о внешнем виде растений, занесенных в Красную книгу, о том, почему возникла эта книга.

ВложениеРазмер
tsvety_kotorye_nelzya_rvat.docx 7.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Воспитывать бережное, внимательное отношение к красиво цветущим растениям, стремление беречь и охранять их, воспитывать способность любоваться красотой цветов. Формировать представление о внешнем виде растений, занесенных в Красную книгу, о том, почему возникла эта книга.

Материал: Кукла-Буратино, Красная книга или книга о природе (заповедники Байкала).

Стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку - Буратино, обращает внимание на книгу, которую принес Буратино.

Предлагает посмотреть картинку или иллюстрацию, где изображены цветы.

Буратино нам предлагает открыть окошко в природу. Что мы сегодня увидим через окошко? Цветы. Мы уже много знаем о цветах. Что нам еще сегодня расскажет Буратино? Обращает внимание, какая обложка у книги, а внутри красивые картинки. Наверно, это очень интересная книга. Расскажи нам Буратино про нее. Мы с нетерпением ждем твоего рассказа об этой книге и цветах, которые там нарисованы. Это очень красивые цветы, а книга, наверное, веселая.

  • Цветы и вправду красивые, а книга очень грустная. Я ее называю печальной книгой о красивых цветах. Мне очень грустно, когда я ее листаю, мне очень жалко эти цветы.
  • Почему, Буратино, расскажи нам, что с ними случилось.

Тип урока: урок изучения нового материала.

  • Ознакомление с растениями и бабочками луга; взаимосвязь их в природе.
  • познакомить с цветами и бабочками луга;
  • показать их красоты;
  • продолжить обучение распознаванию природных объектов;
  • обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий выработки элементарных эколого-этических норм;
  • развивать память, мышление, воображение и речь.
  • рабочая тетрадь к учебнику “Мир вокруг нас. 1 класс” по программе “Школа России”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат, смарт доска (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).

Урок окружающего мира в 1 классе (программа “Школа России”) по теме: “Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран (Смарт доска)
  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация PowerPoint

I. Организационный момент

- Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: рабочая тетрадь и цветные карандаши.

- Урок начнём с проверки д/з. Откройте “рабочие тетради” на стр. 39 № 1. Что надо было сделать?

III. Основная часть

Вступление в тему.

Зелёное, зелёное
Сегодня всё вокруг
Зелёными травинками
Шумит зелёный. (луг)

2. Объяснение новой темы.

- Сегодня на уроке мы побываем на лугу и узнаем много интересного.

- Что же такое луг?

- Луг – это большая территория с травянистой растительностью. Послушайте стихотворение о растениях луга. Будьте внимательны, т.к. я потом задам вопросы.

(стихотворение читает ученик)

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки.
Граммофончики-вьюнки.
Ещё много разных травок
У тропинок и канавок
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых.

- Как вы уже слышали, на лугу можно увидеть много растений. Перечислите их.

Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. (Дети читают стихи о растениях, а учитель рассказывает интересные факты о них).

Лютик

Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот
Солнцем налитой
Лютик золотой.

- Ярко-желтые блестящие цветки лютика можно увидеть с мая до осени, он цветет все лето. Растет лютик на лугах, сыроватых полянках, в оврагах, по берегам рек, вдоль дорог, на огородах. Лютик — самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его.

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки —
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.

- Рома?шка — род многолетних цветковых растений семейства Астровые или Сложноцветные. Невысокие, цветущие в первый год жизни, часто пахучие травы.

Колокольчик

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А вы?

- В пышном разнотравье июньских лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид – форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубнами.

Клевер

Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его “пчелиной кашкою”
Называет наш народ.

- Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на колхозных полях, так как он дает питательное сено для животных. Цветки клевера используют в медицине. Вот такое это полезное растение.

- А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, у своих парт.

IV. Продолжение изучения нового материала.

- Послушайте ещё 1 загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел. (Бабочка)

- Бабочки одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. Именно на лугу можно встретить огромное количество бабочек.

- Бабочки не могут жить без цветов, как и цветы не могут жить без бабочек.

- А почему? Мы сегодня узнаем. Тема урока: “Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?”

Послушайте об этом стихотворение.(Читает ребёнок)

Цветок всю ночь готовит "мед",
И бабочку сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу.
И бабочка несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.

- Что даёт цветок бабочке? А чем помогает бабочка цветку? Познакомимся с некоторыми бабочками поближе.

(Знакомство с бабочками и объяснение, почему они так названы.)

- А как называются эти бабочки?

- Очень многие путают лимонницу и капустницу. Рассмотрите их внимательно и скажите, чем они отличаются?

Составление рассказа по картинке.

(Посмотрите на картинку и составьте небольшой рассказ по ней)

(Примерный рассказ) Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики.

- Каким останется луг после них? Хорошо ли поступили дети?

“Если я сорву цветок” Т.Собакин

Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок.
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы.

- Если мы сорвём цветы на лугу и принесём их домой, то они порадуют нас день-два и букет завянет. Если мы поймаем бабочку и некоторое время подержим её в руках, она погибнет, т. к. на наших пальчиках останется пыльца с крылышек и бабочка не сможет улететь.

- Составление 2 рассказа по картинке:

Но вот на луг пришли дети. Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные – стали делать рисунки насекомых и цветов.

V. Закрепление пройденного.

2. Вывод: заполнить таблицу числами от 1 до 21 в порядке возрастания и получится итог нашего урока.

е-4, ч-19, ц-9, к-21, б-1, е-11,и-14, т-7, о-18, в-10, р-3, б-15, ы-13, е- 2, а-16, и-6, т-12, е-20, г-5, б-17, е-8.

В сезон цветения тюльпанов, в социальных сетях вновь появляются фотографии, на которых запечатлены сорванные дикорастущие тюльпаны , занесенные в Красную книгу. В это время можно увидеть большое количество фотографий с букетами краснокнижных тюльпанов, фотографии целых охапок сорванных цветов, набитые багажники и кучи цветов разложенные на капоте автомобилей. В основном цветы нужны только в виде фоток – для Одноклассников, В контакте и Instagram. Для лайков и лучей славы. Такие цветы не стоят долго и скорее всего уже утром будут выкинуты. Чаще всего в букеты попадают самые яркие и красивые тюльпаны Шренка. Но ведь не зря эти тюльпаны занесены в Красные книги России и Саратовской области , как вид, находящийся на грани исчезновения . За каждый сорванный цветок по закону грозит штраф до 5 тыс. рублей . Давайте разберемся почему все таки нельзя рвать тюльпаны .

Тюльпаны относятся к многолетним растениям. Они быстро растут, а бутоны приобретают характерную для вида окраску в последние дни перед цветением. Примерно через месяц после цветения созревают плоды – трехгранные, слегка заостренные коробочки. Внутри они разделены перегородками на три гнезда, в каждом из которых двумя стопками плотно упакованы плоские коричневатые семена. Созревшая коробочка раскрывается с верхушки по створкам, и семена высыпаются на землю. Семена лежат в земле от четырех до семи лет, прежде чем прорастут и образуют новую луковицу, из этой луковицы прорастает стебель с цветком. Цветок отцветает и на его месте образуется коробочка с семенами. И так каждый год, на протяжении 70-80 лет . Столько может прожить луковица тюльпана под землей. Может, но не проживет. Потому что цветок срывают для букета, сфотографируются с ним и, скорее всего, через два часа букет выбросят, так как дикие тюльпаны очень быстро вянут". Биология этого вида такова, что хоть срезание цветка, хоть луковицы, - одинаково приводит к гибели особи . При формировании цветоноса луковица погибает и формируется заново в конце периода вегетации, нет цветка, погибает и луковица .

Вот почему так остро стоит вопрос сохранения дикорастущих тюльпанов . Большинство из них размножается только семенами, вегетативно (с образованием луковиц-деток, как у садовых тюльпанов) – очень редко. Массовый сбор цветов (даже если не выкапывают луковицы) в конечном итоге приводит к полному уничтожению тюльпанов. Особенно это хорошо заметно в окрестностях городов и крупных поселков. Давайте думать прежде, чем срывать краснокнижные цветы у дороги . Может лучше фотографировать эту красоту не срывая и сохранить ее на долгие годы.

Саратовская область пока ещё может похвастаться такой природной редкостью своей флоры, как степным тюльпаном. В регионе луковичные цветы растут со времён послеледникового периода, когда формировались степи. Так как тюльпанные степи в нашей области постепенно исчезают, и цветов на одном и том же поле становится с каждым годом всё меньше и меньше, учёные призывают не обрывать нежные весенние цветы. Нетронутых участков степей на территории области осталось немного, около 90 % степых просторов на территории области распаханы.
На территории области, встречается четыре диких вида тюльпанов : тюльпан Биберштейна , двуцветковый тюльпан , тюльпан поникающий и тюльпан Шренка или по-другому тюльпан Геснера . Три из них занесены в Красную книгу и находятся на грани исчезновения.

Цветки всех тюльпанов обладают оригинальной способностью двигаться в зависимости от изменения температуры окружающей среды. При повышении температуры они раскрываются: это происходит из-за расширения клеток на внутренней стороне листочков околоцветника. При понижении – закрываются: в этом случае расширяются клетки наружной стороны. Вот почему цветки тюльпанов днем широко раскрыты, а вечером или в дождливую и пасмурную погоду закрыты.
В цветках нет нектара, но яркая окраска и обилие пыльцы влекут насекомых (пчел, мух, мелких жуков), которые и способствуют перекрестному опылению. То, что тюльпаны цветут ранней весной (апрель – май), объясняется еще одной их особенностью. Почки возобновления, находящиеся в центре луковиц, и побеги будущего года формируются летом-осенью года, который предшествует времени цветения. С некоторыми перерывами они развиваются даже зимой, поэтому вскоре после таяния снега из земли проклевываются стебли, готовые листья и бутоны.

Тюльпановые поля Саратовской области уникальны. Они представляют собой научный, культурный и эстетический интерес. Их можно назвать одним из наиболее ярких привлекательных чудес дикой природы России Эти местности входят в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области. Эти участки нетронутой человеком степи ценны в научном и экологическом плане ведь это типичная ковыльно¬типчаковая степь, сохранившая черты сухостепного ландшафта, каким он здесь был до масштабной распашки целины в середине ХХ века и сейчас практически утерянная. Здесь расцветают весной не только тюльпаны Шренка, с его белыми, красными, розовыми, желтыми, сиреневыми и бордовыми цветами соседствуют распускающиеся сиренево¬фиолетовые ирисы, растут и цветут мытник мохнатоколосый, франкения жестковолосистая, додартия восточная, палимбия солончаковая, ковыль перистый и другие занесенные в Красную книгу растения.

Едва успевает сойти снег, как на проталинах загораются первые яркие весенние краски. Белые, золотисто-жёлтые, розовые, фиолетовые, сиреневые цветы первыми встречают весну. За это их и прозвали первоцветами. Они появляются рано — в марте-апреле, даже когда ещё не до конца сошёл снег. Первоцветы — это обобщённое название для всех рано зацветающих растений, в том числе и кустарников.

Ветреница

Первоцветы нередко называют подснежниками. Но обыкновенно с подснежниками ассоциируются белые цветы с нежными поникшими лепестками, жёлтой сердцевиной и расклешенными листьями. Это ветреница из семейства лютиковых, по-латински название звучит красиво — анемоны. Известно несколько её видов: ветреница дубравная, уральская, алтайская, лесная В лесах Башкирии, например, чаще всего можно встретить ветреницу дубравную. Кстати, надо быть внимательным. Многие первоцветы ядовиты.

Также к первоцветам относится сон-трава, или прострел — мохнатый и долгое время невзрачный цветок. Шелковистые волоски щедро покрывают и стебелек, и листья, и даже наружную часть цветка. Цветок прострела, переживая холода, долго не раскрывается и глядит себе под ноги. Только когда потеплеет, прострел выпрямляется и раскрывает свои крупные лиловые лепестки.

Хохлатка плотная — сиреневые цветки, мелкие, собранные в вертикальные соцветия, которые повсеместно в лесу качаются на коротких стебельках, любят соседствовать с дубравницей.

Наряду с яркими солнышками мать-и-мачехи, лимонными звёздочками гусиного лука яркого золота добавляет лугам адонис весенний. Растение считается редким. Если раньше весной даже в городе можно было найти крокусы, пролеску, примулу, венерины башмачки, тюльпаны Биберштейна, то теперь это почитают за чудо.

Яркие краски примулы и белые колокольчики ландышей… Как не соблазниться набрать букет? Но лучше воздержаться: сбор, продажа и покупка первоцветов преследуются по закону. Любителям редких весенних растений грозит штраф.

Почему надо беречь первоцветы? Да потому, что они легко могут исчезнуть с лица земли. Скажите, часто вам встречаются ландыш, рябчик русский, ирис низкий? А тюльпан поникший или крокус? Понятно, что сегодня их не надо днём искать с огнем. А когда-то были ведь обычные весенние цветы… Пока не стали объектом охоты предприимчивых людей.

Почему нельзя собирать первоцветы? Да потому, что они не успеют восстановить свою численность и канут в Лету. Век у первоцветов очень короткий — они цветут всего несколько недель. Основные процессы, которые обеспечивают их выживание, протекают под землей: в корнях, клубнях и луковках. За небольшое время растениям нужно собрать максимум питательных веществ, созреть и рассеять семена. Ну вот, ничего страшного, подумает читатель. Всё равно ведь все растения не соберут, а эти оставшиеся отцветут и оставят себе продолжение.

Но прежде, чем зацветут новые первоцветы, должно пройти два-три года, а то и пять. Да к тому же многое зависит от природных условий: температура, влажность, освещённость… Если что-то цветам не понравится — их не видать. Да и смысла собирать их нет — уже через несколько часов, сорванные, они поникнут. Так не лучше ли просто любоваться нежными краснокнижными созданиями на природе?

Читайте также: