По берегам темных речушек заваленных буреломом зацветают первые весенние цветы

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Однажды, уже в сентябре, Манька еще более одичавшая за лето, подошла к тоне и настороженно остановилась. День выдался с утра ненастный, с ветром, с беспорядочным волнением на море. На рассвете прошел короткий крупный дождь, изба потемнела, приняла сразу осенний вид, скупо, бледно отсвечивала стеклами. Особенно много навалило на берегу в этот день водорослей, особенно много было на песке влажно-алых медуз, буро-желтых мелких звезд.
Вчера к вечеру попалось в ловушки много семги, сегодня в Вазинцах был престольный праздник, – стосковавшиеся рыбаки погрузили семгу в карбас и все вместе поехали сдавать ее на рыбоприемный пункт, а заодно попариться в бане, переночевать дома и погулять на празднике.
Поехал вместе со всеми и Перфилий, вечером пошел в клуб, послушал гармошку, сам немного и пренебрежительно поиграл, потом бросил, стал грызть подсолнухи, стал особенно громко острить, потом выпил с ребятами на улице, темные красивые глаза его начали косить, голос слегка охрип, он все больше возбуждался, расталкивал ребят и девок, враскачку входил в круг, закинув суховатое маленькое лицо, лениво прикрывая глаза, постукивал, поскрипывал хромовыми сапогами и равнодушно, под радостный гогот ребят и притворную ругань девок, выпевал похабные частушки.
И весь вечер хищно, трепетно следил за Ленкой, и что бы ни делал – делал ради нее. А когда всех выгнали из зала, стали расставлять лавки и продавать билеты в кино, он нашел ее в толпе, крепко схватил за руку, вывел в сени, где хрустела под ногами подсолнечная шелуха и пахло уборной, прижал к стене и, все больше бледнея, кося глазами, зашептал:
– Пойдем к тебе. Что ж ты со мной делаешь? Пойдем, дома посидим.
– Дома я всегда насижусь, – бойко, равнодушно сказала Ленка, не глядя на Перфилия, жадно прислушиваясь к тому, что делалось в клубе.
– Не хочешь, значит? – с угрозой и бессилием просил Перфилий, вдыхая запах пудры и волос Ленки. – Другого нашла? Из морячков, да? Смотри, не пожалела бы! Смотри, потрешь на кулак слезы.
– Пусти! – шепотом приказала Ленка, грубо и сильно рванулась и, не взглянув на Перфилия, ушла опять в клуб, сильно хлопнув дверью. А Перфилий впервые заметил, какая у нее раздражающе высокая грудь, какие жадные и крупные руки, какое жестоко-красивое лицо и как нагло, вызывающе покачивает они на ходу бедрами.
Он вышел на темную улицу, освещенную редкими фонарями, на бодрящий холод, отрывая пуговицы, расстегнул гимнастерку, снял фуражку и пошел домой, вздрагивая от ярости и стыда, крепко стуча сапогами по деревянным мосткам. Из дому, не слушая уговоров матери, захватив с собой бутылку водки, хлеба и сала, он спустился к морю, сел в карбас и через два часа был у себя на тоне.
Он вошел, разгоряченный злобной греблей, зажег лампу, не присаживаясь к столу, налил стакан водки, выпил и сжал зубы, моргая, ероша отросшие за лето жесткие волосы. Потом вышел из избы, сел на бревне, закурил и долго остекленелыми глазами смотрел в темноту, в холод моря, туда, где летом катился ночью по горизонту огромный тускло-багровый диск солнца и где теперь все чаще дрожали, зыбко светились и устало потухали голубые столбы северного сияния.
И когда утром, настороженная необычной тишиной, вошла в избу Манька, Перфилий спал на своей койке в углу, раскинув ноги, с заголившимся мускулистым животом, завернув голову телогрейкой. Услышав стукнувшую дверь, он проснулся, тупо посмотрел на Маньку, потер лицо.
– А! Пришла. – сказал он хмуро и сел к столу, обхватив голову руками. – Письма есть?
– Нету. – Манька опустилась на лавку, стыдливо поджала ноги и перевела дух.
– Нету! А чего принесла?
– Газеты, – Манька кашлянула и облизала губы.
– Газеты! – Перфилий мрачно посмотрел в окно.– Шторм будет! Как бы ловушки не сорвало. В деревне-то чего у нас? Уехали, суки, гулять им надо!
Он тяжело поднялся, пошел к ведру напиться, оглядывая съежившуюся фигуру Маньки.
– Чего это ты сегодня какая-то. – невнятно спросил он и, закинув голову, раздувая горло, стал пить.
– Какая? Никакая. – прошептала Манька, краснея до смуглоты, наклоняясь, разглаживая платье на коленях.
– Все одна живешь?
– Одна.
– Скучно одной-то, – без выражения сказал Перфилий, глядя в окно.
– Живу. – Манька слабо двинула рукой, кашлянула, встала, подошла к ведру и тоже стала пить, наслаждаясь от мысли, что пьет из той же кружки, из которой только что пил Перфилий.
– Идти мне надо, – сипло сказала она, снова садясь и поднимая на Перфилия испуганный взгляд. Но Перфилий не слышал ее – смотрел в окно и молчал.
– Шторм идет! – сказал он глухо. – Метеористы чертовы! Три балла сегодня по метеосводке.
Манька тоже взглянула в окно. Море потемнело, билось в берег, ветер посвистывал в вешалах. Волны шли быстро, пенясь, налезая друг на друга, а по горизонту росла, приближалась черно-лиловая полоса.
– Шторм идет, а они гулять поехали! – горько и грубо повторил Перфилий, вспомнив Ленку, пошел за занавеску, стал натягивать брезентовые штаны и куртку.
– Куда ты? – спросила Манька, обмирая. – Куда ты, ай утонуть хочешь?
– Куда! Ловушки в море стоят, выбирать надо! – пробормотал Перфилий и вышел вон. Манька, приоткрыв рот, прислушалась к ветру, потом глянула в окно на полосу, которая значительно расширилась за эту минуту, и опрометью выскочила вслед за Перфилием. Ветер туго ударил ей в лицо. Перфилий возился у карбаса, когда Манька подбежала к нему.

Mills Steven

|вытянувшие чёрные головы|, и |согнувшиеся над ними| всадники× показывались на мгновение на белом фоне неба.

|засеянным только что зацветшею рожью|,(4) виднелась небольшая деревенька.

4)Илья Ефимович Репин×, (1) |проявивший себя как художник-реалист|,(2) любил и знал народ, видел |таящиеся в нём| силы, талант, доброту.

5)По берегам тёмных речушек×,(1) |заваленных буреломом|,(3) распускаются первые весенние цветы×,(4)

|поражающие яркостью красок|.

6) |Привлечённые светом| бабочки кружились возле фонаря×,(3)

|висевшего на самом верху веранды| и

|освещавшего угол дома|.

8)Многие горожане×,(1) проживавшие в Москве в конце ХIХ столетия,(2) знали Савву Ивановича Мамонтова×,(3) |по-настоящему ценившего искусство| и

|устраивавшего домашние спектакли|.

9)Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка — представляет собой

|хорошо освещенный изнутри| храм×,(4)

|окружённый крытыми галереями|.

10) |Уставшие от долгой тренировки| футболисты× решили отдохнуть и отправились в парк×,(3)

А1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вызв.. лить, выр.. стающий, предст.. вительный

2) вл.. стелин, пок.. рать, укр.. титель

3) пок.. ряющий, з.. ря, провозгл.. шать

4) упл.. тняя (бетон) , к.. саться, к.. мпаньон

А18. В каком ряду все наречия пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

1) (по) собачьи, (по) моему мнению, (по) двое

2) (едва) едва, (во) первых, (по) дружески

3) (тихо) тихо, (по) вашему, (по) полам

4) (по) перек, (в) обнимку, (в) третьих

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Надо было (ВО) ВРЕМЯ собрать малину и (В) НАЧАЛЕ
августа вырезать сухие кусты. 2) Очень хотелось, ЧТО (БЫ) всё шло по
плану, (ПО) ТОМУ что от этого зависело многое.

3) Мы устали (ДО) ТОГО, что уже (СО) ВСЕМ не могли идти.

4) Артём был согласен (СО) ВСЕМ, что говорил отец, Костя, (НА) ПРОТИВ, никогда с ним не соглашался.

А13. В каком ряду на месте всех пропусков пишется НН?

1) тума… о, медле… о, постепе… о

2) кова… ый, нарисова… ый, изране… ый

3) заседание законче… о, история рассказа… а

4) слома… ый, неписа… ый, начерче… ый

A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По берегам тёмных речушек (1) заваленных (2) буреломом (3) распускаются первые весенние цветы (4) поражающие яркостью красок.

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания В1-В4

(1)Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или
в школе, но и… у самого себя. (2) Надо только знать, что такое настоящая
воспитанность.

(3) Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется
прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

(4) Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, он невоспитанный человек.

(5) Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь
родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, он
невоспитанный человек.

(6) Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко
разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это
будут даже его маленькие дети) , он невоспитанный человек и никогда не
сделает воспитанными своих детей.

(7) Воспитанный человек это тот, кто хочет и умеет считаться с
другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и
легка, но и приятна. (8)Это тот, кто в равной степени вежлив и со
старшим и с младшим годами и по положению.

В1. Из предложения 5 выпишите частицу.

В2.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

В3. Какой частью речи является слово каждому (предложение 4)?

В4. Из предложения 1 выпишите сочинительный составной союз.

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) д . серт, в . лосипед, л . гион

2) в . нтилятор, м . лодия, п . рамида

3) с . анс, в . дро, инц . дент

4) ар . мат, канн . нада, фил . рмония

2. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) ш . рох 3) облуч . к

2) ч . порно 4) печ . нка

3. В каком слове пропущена буква и ?

1) Выше головы не прыгн . шь.

2) Дыма без огня не быва . т.

3) Из песни слов не выкин . шь.

4) Кашу маслом не испорт . шь.

4. В каком слове пишется и ?

1) отча . нный 3) выздоров . ть

2) распил . нный 4) постро . в

5. Укажите, на месте каких цифр пишется нн .

На краше (1) ом деревя (2) ом столе были расставле (3) ы жестя (4) ые кружки, в центре стоял чугунок с разваре (5) ой картошкой.

6. В каком предложении не пишется отдельно?

1) Художник (не)навидит фальшь.

2) Мы купили (не)большую вместительную сумку.

3) Работа (не)закончена.

4) Раздумывать было (не)когда.

7. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Мы подолгу и (в)волю любовались не в меру беспечными утками, плававшими среди тростников.

(в)волю – союз, пишется отдельно.

(в)волю – наречие, пишется слитно.

(в)волю – существительное с предлогом, пишется отдельно.

(в)волю – предлог, пишется слитно.

8. Укажите предложение с ошибкой.

1) Из-за дождя все остались дома.

2) Вы для меня умерли так же, как и мои чувства к вам.

3) Чтобы я без тебя делала!

4) В течение ночи шёл дождь.

9. Укажите простое предложение.

1) В саду было прохладно, и тёмные покойные тени лежали на земле.

2) Изредка вдалеке вспыхивает молния.

3) Голубые дни подымались с востока и медленно уходили на запад, становилось прохладно.

4) Возле этой осинки летом стог поставили, ребята часто отдыхали в нём.

10. Укажите односоставное предложение.

1) Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах.

2) Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык.

3) Возле дома стоит запах поздней травы и сухой соломы.

11. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

Не спали только Маша, отопление и зима.

сказуемое 3) дополнение

подлежащее 4) обстоятельство

12. Укажите предложение, в котором определение обособляется:

1) Багряная листва (1) покрытая морозною росою (2) шуршит в аллее под моей ногой.

2) Среди начинающих (1) кудрявиться деревьев стали появляться небольшие домики.

13. Укажите предложение с обособленным обстоятельством:

1) Все звуки разъединились и (1) устало прижимаясь к земле (2) засыпали в теплоте её.

2) Далёкий ропот моря (1) долетавший в чащу этих лесов (2) придавал им таинственность.

14. Продолжите правильно предложение:

можно только на зелёный свет;

часто нарушаются правила;

не нарушайте правил уличного движения.

15. Укажите предложение со сравнительным оборотом:

1) Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная.

2) Однако, болтая с тобой, грибов не наберёшь.

16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) Любой камень или самая обычная травинка по-своему красивы.

2) Мягкий ветерок то просыпался то утихал.

3) В лесу и прохладно и красиво и спокойно.

17. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания:

Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса (2) пенилась (3) вздымая

валы (4) и стремительно катилась мимо.

Обобщающий тест по русскому языку.

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) к . рова, с . бака, эст . када

2) д .рога, п . дарок, ш . колад

3) сан . торий, алг . ритм, би . тлон

4) р . внина, выр . внить (грядки), ур . внять (в правах)

2. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) чащ . ба 3) вычерпать ковш . м

2) сгущ . нное молоко 4) ханж . й

3. В каком слове пропущена буква у ?

1) собаки гон . тся 3) (они) маш . т платками

2) (они) тащ . т мешок 4) (они) муч . т учителей

4. В каком слове пишется и ?

1) заставл . нный 3) взлеле . ть

2) накле . в 4) застрел . нный

5. Укажите, на месте каких цифр пишется нн .

Изгна (1) ый из време (2) ого пристанища медведь беше (3) о рявкнул и испуга (4) о ринулся по нехоже (5) ым тропам в глубину тайги.

6. В каком предложении не пишется отдельно?

1) На ещё (не) кошеном лугу паслось стадо.

2) Врагу (не) сдобровать!

3) Его гибель - (не) заживающая рана.

4) Но они уехали, (не) смотря на дождь и ветер.

7. Найдите ошибку:

8. Укажите верное решение и объяснение орфограммы:

Он уехал в город, (при) чём забрал все деньги.

Причём – всегда пишется слитно

При чём – всегда пишется раздельно

Здесь это сочетание местоимения с предлогом, поэтому пишется раздельно.

Здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

9. Укажите простое предложение.

1) Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

2) На берегах тёмных речушек, заваленных буреломом, зацветают первые весенние цветы, поражающие яркостью красок.

10. Укажите односоставное предложение.

1) Утренняя заря едва окрасила безоблачное небо.

2) Помутилось у него в глазах.

3) Над лесом поднялся туман.

4) Течение реки постепенно замедлялось.

11. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.

подлежащее 3) определение

сказуемое 4) дополнение

12. Укажите предложение, в котором имеется обособление:

1) Большие деревья, лишённые снизу ветвей, поднимались из воды, мутной, чёрной.

2) Я внутренне хохотал и даже два раза улыбнулся.

13. Укажите предложение с обособленным обстоятельством:

1) Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на неё шёл серый гусь.

2) Бедный гость, с оборванной полою и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.

14. Продолжите правильно предложение:

Лентой извиваясь среди лесов и полей…

длина реки составляла сотни километров.

речка давала живительную влагу сотням гектаров земли.

течение в реке постепенно замедлялось.

кое-где по берегам речки росли плакучие ивы.

15. Укажите предложение со сравнительным оборотом:

1) Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный.

2) Ветра точно на свете никогда не было.

16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цвета.

2) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

3) Чуя близкую зиму встревожено каркали грачи в верхушках оголённых деревьев.

17. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания.

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1 вариант.2 вариант.

Обобщающий тест по русскому языку.

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) к . рова, с . бака, эст . када

2) д .рога, п . дарок, ш . колад

3) сан . торий, алг . ритм, би . тлон

4) р . внина, выр . внить (грядки), ур . внять (в правах)

2. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) чащ . ба 3) вычерпать ковш . м

2) сгущ . нное молоко 4) ханж . й

3. В каком слове пропущена буква у ?

1) собаки гон . тся 3) (они) маш . т платками

2) (они) тащ . т мешок 4) (они) муч . т учителей

4. В каком слове пишется и ?

1) заставл . нный 3) взлеле . ть

2) накле . в 4) застрел . нный

5. Укажите, на месте каких цифр пишется нн .

Изгна (1) ый из време (2) ого пристанища медведь беше (3) о рявкнул и испуга (4) о ринулся по нехоже (5) ым тропам в глубину тайги.

6. В каком предложении не пишется отдельно?

1) На ещё (не) кошеном лугу паслось стадо.

2) Врагу (не) сдобровать!

3) Его гибель - (не) заживающая рана.

4) Но они уехали, (не) смотря на дождь и ветер.

7. Найдите ошибку:

8. Укажите верное решение и объяснение орфограммы:

Он уехал в город, (при) чём забрал все деньги.

Причём – всегда пишется слитно

При чём – всегда пишется раздельно

Здесь это сочетание местоимения с предлогом, поэтому пишется раздельно.

Здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Войдёшь в дом ( ) и тебя обдаст родным запахом, знакомым с детства.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Жаркий шум южного дня (1) покрытый тяжёлым вздохом пушки (2) на секунду прижался к нагретым камням мостовых (3) и (4) снова вскинувшись над улицами (5) потёк в море широкой рекой.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Приезжий (1) вид (2) которого (3) напугал детей (4) преспокойно расположился в гостиной на диване, ожидая хозяев.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Тигрица прислушалась (1) и (2) когда услышала тихое повизгивание детёнышей (3) одним прыжком оказалась там (4) откуда доносились эти звуки.

13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Люди, которые звали Цандера, отмечают, что любые дела и разговоры, не связанные с межпланетными путешествиями, его никак не интересовали.

2) Спортсмены, которые будут выступать в Сочи, сейчас упорно тренируются, мечтая о победе.

3) Дорога, которая привела нас в лес, постепенно превратилась во множество тропинок, убегавших в разные стороны.

4) Жорж Кювье, который известен как великий натуралист 19 века, не верил в эволюцию животного мира.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обобщающий тест по русскому языку.

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) д . серт, в . лосипед, л . гион

2) в . нтилятор, м . лодия, п . рамида

3) с . анс, в . дро, инц . дент

4) ар . мат, канн . нада, фил . рмония

2. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) ш . рох 3) облуч . к

2) ч . порно 4) печ . нка

3. В каком слове пропущена буква и ?

1) Выше головы не прыгн . шь.

2) Дыма без огня не быва . т.

3) Из песни слов не выкин . шь.

4) Кашу маслом не испорт . шь.

4. В каком слове пишется и ?

1) отча . нный 3) выздоров . ть

2) распил . нный 4) постро . в

5. Укажите, на месте каких цифр пишется нн .

На краше (1) ом деревя (2) ом столе были расставле (3) ы жестя (4) ые кружки, в центре стоял чугунок с разваре (5) ой картошкой.

6. В каком предложении не пишется отдельно?

1) Художник (не)навидит фальшь.

2) Мы купили (не)большую вместительную сумку.

3) Работа (не)закончена.

4) Раздумывать было (не)когда.

7. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Мы подолгу и (в)волю любовались не в меру беспечными утками, плававшими среди тростников.

(в)волю – союз, пишется отдельно.

(в)волю – наречие, пишется слитно.

(в)волю – существительное с предлогом, пишется отдельно.

(в)волю – предлог, пишется слитно.

8. Укажите предложение с ошибкой.

1) Из-за дождя все остались дома.

2) Вы для меня умерли так же, как и мои чувства к вам.

3) Чтобы я без тебя делала!

4) В течение ночи шёл дождь.

9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Поэты (1) пытаясь передать непостижимую красоту храма Покрова на Нерли (2) сравнивают его с парусом (3) уносящим вдаль по безбрежным волнам времени (4) уподобляют (5) уплывающей в бесконечность мироздания (6) лучистой безмолвной звезде.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он построил храм Покрова на Нерли.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Шведы постоянно опустошали озёрный русский север (1) и (2) когда в Северной войне

Боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь.

13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, которая достигает сорока метров.

2) По соседству с колокольней – Покровская церковь, которая опоясана резным деревянным кружевом.

3) Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, которое живёт в настоящем.

4) Монах Нестор, о котором до сих пор ходят легенды как о редком мастере, строил Преображенскую церковь.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это выступление (1) значит (2) для меня многое. Однако (3) по правде говоря (4) я больше переживаю за свою научную лабораторию.

1) 1,2,3 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

Похожие документы:

Тесты по русскому языку для 9 класса Учитель русского языка

Итоговый тест по русскому языку в 10 классе

Итоговый тест по русскому языку в 10 классе Тестовая работа по русскому языку в 10 классе содержит 2 варианта по 26 заданий с выбором ответа . того, о чём говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами .

Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

Тесты по русскому языку Тесты итогового (тематического) контроля

Тесты по русскому языку Тесты итогового (тематического) контроля Тест № 10 Обведите . 5-го класса под редакцией М.В. Панова: “В некоторых учебниках русского языка говорилось: . СОЮЗАХ Задание 79. Составьте обобщающую таблицу «Пунктуация в предложениях с .

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана . к контрольной работе 27. Обобщающий урок. Развитие умения распознавать . развивать речь Комбинированный Рисунки, тесты, пословицы, загадки Выразительн. .


Бежали по лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, глядят завороженно на море… Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревянные мостки проложены, звонко отдают шаг. Идет человек — далеко слышно, приникают старухи к окошкам, глядят, слушают: семгу ли несет, с ружьем ли в лес идет, или так.

Чуткие избы в деревне, строены крепко, у каждой век долгий — все помнят, все знают. Уходит помор на карбасе, бежит по морю, видит деревня его темный широкий парус, знает: на тоню к себе побежал. Придут ли рыбаки на мотоботе с глубинного лова, знает деревня и про них, с чем пришли и как ловилось. Помрет старик, древний, отмолят его по-своему, отчитают по древним книгам, повалят на песчаном угрюмом кладбище, и опять все видит деревня и чутко принимает вопли жёнок.

Возле Никишкиного крыльца стоит конь оседланный. Грыз плетень, щепал крупным желтым зубом, надоело ему, глаза прикрыл, голову свесил, осел, ногу заднюю поджал, только вздохнет во сне, ноздри разымутся. Стоит конь, дремлет, а деревня знает уже: собрался Никишка к отцу на тоню ехать, чай-сахар везти за двадцать верст по сухой воде мимо гор и мимо леса.

Выходит Никишка с матерью на крыльцо. Через плечо киса, на ногах сапоги, на голове шапка, тонкая шея шарфом замотана. От гордости боится по сторонам глядеть, сопит, лезет в седло, ноги в стремя, сдвигает бровки: — Но-о!

Встрепенулся конь, тронулся, на ходу просыпается, уши назад насторчил, хочет понять, что за седок на нем нынче. Закачались мимо избы, подковы по мосткам застукали: тук-ток. Кончились избы, показалась слева школа, рыбоприемный пункт, новый клуб под черепичной крышей, дохнуло от колхозной пекарни хлебным духом, раздул конь ноздри, сладостно заржал… Но вот кончились и конюшни, и фермы молочные, и огороды с овсом прошли — блеснуло справа море! Сильно светит низкое солнце, блестит, сияет под ним море и кажется выпуклым. Длинные мысы впереди плавают в голубой дымке, будто висят над морем. Смотрит Никишка вокруг, головой вертит, распускает в улыбку губы. Глядит на солнце, на море выпуклое, огненное, смеется:

А вон еще что-то темнеет впереди… Подъезжает ближе Никишка — старая шхуна в песок вросла. Мачт нету и киля не видно, засосало. Лежит шхуна на боку, палуба сгнила, борты светятся; внутри водоросли с песком, больше ничего. Подходит волна, затопляет все, хлюпчит внутри, клокает, булькает, отходит — тонко струйки звенят, стекает вода на камни.

Воля, простор, воздух синий, резкий, и никого нет вокруг на много верст. Попадет когда тоня рыбачья пустая, заброшенная. Стены мохом поросли, окошки маленькие, голову только просунуть, крыша осела, прохудилась, да и сама тоня на один бок села, другой задрала, смотрит окошками в пустое небо. Вешала повалены, все рушится, только крест старый, поморский, черный, восьмиугольный, страшно торчит, будто страж, поставленный навечно, и нет ему смены. Жутко глядеть на такое, отвернись — и мимо, мимо.

Тропа незаметная начинается, конь на нее сам свернул, Никишка задумался, поглядывает вокруг, хочет тайну такую узнать, чтобы все, что видит, разом открылось бы ему. Да не узнать, наверно, такой тайны, смотри только с тоской, впитывай глазами, слушай да нюхай…

И глядит Никишка очарованный, слушает, думает, а тропа все удаляется от моря, глохнет, лесом идет, и становится тихо, золотисто. Октябрь на дворе, под ногами коня — желтые, красные, оранжевые языки. Мохом пахнет, грибами, янтарные рыжики везде, румяные волнушки, — весь лес горит, пламенеет, елочки только зеленые да вереск стелется приплюснутыми островками.

Красен лес, а из-под земли камни обомшелые, серые и бурые выпирают, да стоят особнякам серые изуродованные скрученные елки, и странные березы стоят, похожие на яблони. Попался бы кто-нибудь навстречу! Но никто не попадается, один Никишка в мертвом лесу. Скоро ли жилье? Не у кого спросить, молчат сосны и елки, загадочно смотрят на Никишку камни из-под земли. Все тут камень да сырость… Только тропа глубоко в земле выбита, старая, глухая.

И вспоминает Никишка — рассказывала бабка — давно это было, еще до революции, — шли по мертвым лесам нищие странники, шли беглые, больные, несчастные, обиженные, всякий народ шел. И шли они все к одному месту, в одно место тропы глухие прокладывали, в пресветлую обитель — Соловецкий монастырь. И обратно шли, все такие же нищие, печальные. А где этот монастырь, Никишка не знает, там где-то, где солнышко закатывается, а где — поди-ко, узнай!

И вдруг среди этого безмолвия, звуков неживых — песня! И слышно, топором кто-то постукивает, слышно, дымком попахивает. Конь — уши торчком, заржал звонко, рысью, рысью вперед — жилье чует. Выезжает Никишка из лесу, перед ним изба — тоня отцовская. Все новое, все крепко и ладно, из трубы дымок курится, над крышей шест торчит с антенной-ежиком, на вешалах сети сушатся, рыбой пахнут, на катках карбас лежит, черным боком маслится. А на пороге отец сидит, топором постукивает, весло кормовое ладит да песню поет.

Читайте также: