Первые поселенцы выращивали на экспорт табак цветы подсолнечник

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Кроссворд Моя Семья публикуется в одноимённой газете, которая выходит каждую неделю по понедельникам. Этот кроссворд всегда радует глаз любителей разгадывать классические кроссворды. Вот и снова понедельник и очередной выпуск номера с кроссвордом.

Внимание! мы перешли на новый формат, вопросы на каждый кроссворд отдельно, а ответы на кроссворд Моя Семья в порядке возрастания за 2022 год в другом месте (просто перейдите по ссылке). Или в конце статьи смотрите фотоответ. Но также по просьбе читателей оставляем ответы после вопросов.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ПО ВЕРТИКАЛИ:

Подсолнечник (подсолнух) – название рода растений семейства Астровые, из которых наиболее известные подсолнечник однолетний и подсолнечник клубненосный (топинамбур).

Родина культурного растения

Всего в Америке насчитывается 3 основных очага растениеводства: Андийский (Южноамериканский) центр, Североамериканский центр и Центральноамериканский центр. А родиной подсолнечника как раз и является Америка, причём в Южной Америке всего только три вида подсолнуха, все остальные – из Северной Америки[1].

Древние очаги земледелия в Америке

Ещё до одомашнивания дикий подсолнечник был весьма распространён в Северной и Центральной Америке, поэтому охотники-собиратели не упустили его из виду. Семена дикого подсолнечника были обнаружены во многих местах пребывания древнего человека в восточной части Северной Америке, куда он был привнесён с запада (откуда-то с плато Колорадо на юго-западе США). Так, в местечке Костер были обнаружены небольшие семена дикого подсолнечника, датируемые 6550-4050 гг. до н.э.*[2], а в местечке Хейес шт. Теннесси найдены уже более крупные семена вероятно культивируемого подсолнечника[3], которые датируются 2850 г. до н.э.* Среди других мест с найденными одомашненными семенами выделяются следующие: Наполеон Холлоу в центральном Иллинойсе (3850-2450 г. до н.э.*), Ривертон в восточном Иллинойсе (1850 г. до н.э.*), Ньют Кэш Холлоу в восточном Кентукки (1350 г. до н.э.*) и Марбл Блафф в Арканзасе (1264-912 гг. до н.э.*).[4]

Очаг земледелия в Северной Америке и стоянки с древнейшими следами доместикации подсолнуха

Очаг земледелия в Северной Америке и стоянки с древнейшими следами доместикации подсолнуха.

Таким образом, одомашнивание растения произошло не на западе, а на востоке Северной Америки, во внутренних областях. Это подтверждается и недавними генетическими исследованиями, указавшими, что в восточной Северной Америке 5-3,8 тысяч лет назад был независимый центр доместикации[5] как минимум 4 видов растений: тыквы обыкновенной (Cucurbita pepo L. var. oviferia), подсолнечника однолетнего (Helianthus annuus L.), циклахены (Iva annua L.) и мари Берландье (Chenopodium berlandieri Moq.)[6].

Древние семена подсолнуха:

1) стоянка Наполеон Холлоу: a - (5,01х1,72 мм.) b - (4,65х1,79 мм.) c - (3,93х2,14 мм.); стоянка Хейес: d - (5,3х2,1 мм.); стоянка Костер: e - (4,62х1,57 мм.); фото: David Asch, Nancy Asch Sidell и Gary Crites; 2) стоянка Ривертон, фото: Scott Whitaker; 3) стоянка Ньют Кэш (9,3х3,7 мм.), ок. 3300 л.назад.

Другие генетические исследования, сравнившие современные дикие и одомашненные виды подсолнуха показали, что самым близким родственником сорта культурного растения из США является дикий подсолнечник, произрастающий в центральной части американского запада[7]. Данные результаты не противоречат археологическим исследованиям мест культивирования подсолнуха, расположенных в восточной части США.

В то же время, у учёных появилось свидетельство того, что в Мексике был второй очаг доместикации подсолнуха, очевидно произошедшего независимо от североамериканского. Однако специалисты отметили, что предками современного подсолнечника однолетнего являются культивированные именно в Северной Америке древние подсолнухи[8]. Таким образом, найденное в 2001 году семя в Сан-Андресе (Табаско, Мексика) и датируемое ок. 2600 г. до н.э.*[9], возможно, является предком не дошедшего до наших дней ещё одного вида культурного подсолнечника[10]. Приблизительно в это время жители мексиканского штата Тамаулипас потребляли в пищу семена дикого подсолнечника – в пещере Окампо были обнаружены копролиты с семенами (2900-2200 гг. до н.э.*).

Профессор биологии Дэвид Ленц с индейцем тараумара. Фото: Robert Bye

Профессор биологии Дэвид Ленц с индейцем тараумара.

В Мексике знали и выращивали подсолнечник и в более поздние времена – так, например, в Куэва-дель-Гальо (Морелос, Мексика) были найдены 3 большие семечки в прекрасном состоянии. Их раскопали в пещере с сухим микроклиматом и одно семя, вероятно, было задействовано в ритуале или же было предметом подношения в захоронении культуры Тикуман – семя датируется ок. 290 г. до н.э.* Другие семена датируются поздним формативным периодом (330 г. до н.э.-250 г. до н.э.*)[11].

В ацтекском же главном храме Темпло Майор было найдено в качестве подношения как минимум 10 семян дикого подсолнечника однолетнего (поздняя постклассика, т.е. 1200–1521 гг. н.э.) – это говорит о большой ритуальной значимости подсолнуха у индейцев центральной Мексики.

Отмечаем также, что культурный подсолнечник выращивали в Сальвадоре в поздний формативный период (400 г. до н.э. – 250 г. н.э.) – об этом свидетельствует найденное семя в местечке Санта-Летисия (западный Сальвадор)[12].

Chrysanthemum Peruvianum из книги Hortus Floridus (Utrecht: Officina Calcographica Cr. Passaei, 1614).

Chrysanthemum Peruvianum из книги Hortus Floridus (Utrecht: Officina Calcographica Cr. Passaei, 1614).

Карта распространения подсолнечника однолетнего в историческое время.

Где бы ни был впервые одомашнен подсолнечник, в Северной Америке или в Мексике, в любом случае он был известен индейцам обоих регионов, правда, как второстепенная, вспомогательная культура. Прибывшие в Америку европейцы застали это растение культивируемым и уже к 1568 году оно стало появляться в садах Европы – сначала в Испании (1568 г.), затем в Бельгии (1576 г.), а к 1623 году в Италии и Германии[14].

Вскоре популярность подсолнечника в качестве декоративного растения стала возрастать. В начале XVIII веке в Великобритании задумались о производстве подсолнечного масла. Однако выращивание растения и изготовление масла в промышленных масштабах было налажено в России к концу XIX века после того, как был выведен подсолнух с увеличенными в размерах семенами и корзиной. Уже в начале XX века ведущим производителем подсолнуха стал СССР[15].

Этнографические и этноисторические данные об использовании подсолнечника в индейских культурах

Северная Америка

У подсолнечника долгая история использования его в качестве пищи. Семена растения как ранее употреблялись, так и продолжают сейчас потреблять в сыром, жаренном, высушенном и измельчённом виде. Некоторые народы их размалывали или толкли в муку и затем изготовляли кашу или хлеб. Семена дополняли многие другие блюда (супы и тушёные блюда), делали их насыщеннее.

В целом семена подсолнуха в качестве продукта питания весьма ценились народами Северной Америки, возможно потому, что в этом регионе не было равных ему по содержанию жиров растений.

Помимо употребления в пищу, подсолнух широко использовался у индейцев Северной Америки в медицине и религиозных церемониях

Индейцы нейтралы (самоназвание этноса история не сохранила), проживавшие на северном побережье оз. Эри, выращивали подсолнух и получали из его семян масло. Это отметили в 1626 году иезуиты – ими был описан процесс получения масла, при котором семена толкли в муку, а затем варили, попутно собирая всплывающее масло деревянными ложками[16].

Помимо употребления в пищу, подсолнух широко использовался у индейцев Северной Америки в медицине и религиозных церемониях. Об этом нам позволяют судить собранные этнографические данные (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Медицинское и религиозное применение подсолнуха у индейцев Северной Америки[17]

Этническая группа

Использование и употребление

Свежий или высушенный корень растения разжёвывался знахарями перед высасыванием яда из места укуса змеи, а затем эта смесь использовалась в качестве припарки для раны; цветы использовались для церемоний[18]

Подсолнух фигурирует в мифе о творении[19]

Соком свежего размолотого стебля растения смазывали порезы и другие раны, затем поверх накладывали повязку, при этом информанты отмечали, что благодаря этому у них никогда не происходило заражения ран[20]

Настой из листьев подсолнуха использовался для лечения почек

Настой из подсолнуха использовался для лечения грудных болей и заболеваний лёгких

Гровантры, арикара, манданы

Использовали подсолнух в своих церемониях; масло, получаемое из семян, использовалось в качестве смазки и раскраски лица и тела; семена использовались в качестве стимулятора, их брали с собой в военный рейд или на охоту, чтобы снять усталость

Семена использовались в качестве стимулятора, их брали с собой в военный рейд или на охоту, чтобы снять усталость

Ели семечки для стимулирования аппетита

Использовали растение для церемонии рисования на солнечном песке; растение служило им дезинфицирующим средством для предотвращения пренатальной инфекции, якобы вызываемой солнечным затмением

Использовали мазь из размельчённых семян и корня растения для предотвращения получения травм от упавшей на человека лошади; использовали мякоть для моксы, чтобы извлекать бородавки

Использовали отвар из корня подсолнуха для облегчения ревматизма

Женщины съедали высушенный отвар из семян для защиты грудных детей

Прикладывали припарку из тёплого пепла к желудку как средство от глистов; отвар из листьев применяли при лихорадке и для промывки язв, образованных личинками мясной мухи

Использовали измельчённые в порошок листья подсолнуха или же получаемую из этого порошка мазь для нанесения на язвы и опухоли

Индейцы также использовали получаемую из дикого подсолнечника пурпурную и чёрную краски для окрашивания материалов для плетения корзин. Для окраски корзин и своих тел индейцы хопи даже выращивали подсолнух с пурпурными семенами.

Широкое применение дикого подсолнечника было отмечено у чирикауа-апачей.

Месоамерика

Подсолнух был хорошо известен ацтекам, а прибывшие в XVI веке в Мексику испанцы отметили его связь у индейцев с солнечным культом и войной, что послужило причиной запрета использования растения после конкисты.

Сегодня подсолнечник культивируется во многих мексиканских штатах, например, Чиуауа, Синалоа, Сонора, Нуэво-Леон, Коауила и Тамаулипас. В одном недавнем исследовании учёные собрали информацию о местных названиях подсолнуха и способах его использования[22]. Специалисты предположили, что традиционное знание поможет указать на длительный обычай использования культурного растения – так, если у этнической группы данному растению присвоено оригинальное название, не схожее с испанским, и с ним связаны определённые традиции, то, вероятнее всего, это говорит в пользу длительной истории пользования подсолнухом. Было опрошено 14 индейских групп и у 11 из них (уастеков, михе, науа, отоми, пополука, рарамури, сери, тепеуа, тотонаков, цельталей и соке) были уникальные названия для подсолнуха.

Таблица 2. Названия подсолнуха и его применение у индейцев Месоамерики

Этническая группа

Название подсолнуха

Перевод

Использование и употребление

Чимальшочитль (chi:malxo:chitl), чималакатль (chi:mala:catl)

Цветок используется в качестве украшения в церквях и на алтарях; семена поедаются сырыми или жаренными с солью

Сеуатсари (sewát s ari)

Семена жарят на комале[23], солят и съедают или размалывают и смешивают с водой, получая атоле[24]; семенами кормят кур; цветок используют в качестве украшения, срезанные цветки продают на местных рынках

Семена размалывают и готовят атоле, используют против болей в желудке; выращивают в качестве декоративного растения

Сахкокта (za:h ko:kta)

Тот, кто следит за солнцем

Растения используют в медицинских целях; используют для подавления кашля

Илхалхниа шанат (ilhalhnia xánat)

Жёлтый цветок солнца

Семена съедают сырыми или жарят на комале и затем размалывают для приготовления атоле

Дя нукхя (dä nukhä)

Большой цветок, смотрящий на бога солнца

Семена едят сырыми или жаренными и при потреблении солят; размалывают и добавляют горячую воду или молоко для приготовления атоле; подсолнечное масло используют в кулинарии; цветки используют в религиозных церемониях; растение также используется в медицинских целях

Метал а кича (met' al a k'i:icha:)

Смотрящий на солнце

Семена жарят, размалывают, смешивают с водой для приготовления атоле; тёплый атоле смешивают с сахаром и используют в качестве лекарства от проблем с желудком

Цветы выращивают в качестве украшения, иногда продают на рынках; семена скармливают птицам

Эш таач тек пих (äx + ta'ach tek pij)

За обмоченной ногой / цветок-нога

Цветы выращивают в качестве украшения, продают на рынках; семена съедают птицы

Ама гахама (ama gahama)

Смотрит на солнце

Выращивают для коммерческих нужд, семена продают на рынке

Ми чихв (mı chıjw)

Для декоративных целей, продают на рынках, украшение в религиозных церемониях; семена едят сырыми; используется в качестве средства от ревматизма

Иллюстрация подсолнуха в травнике Франсиско Эрнандеса, Книга 1. Источник: mexicolore.co.uk

Иллюстрация подсолнуха в травнике Франсиско Эрнандеса, Книга 1.

Ритуал торговцев во Флорентийском кодексе Бернардино де Саагуна. а) подарки для знати: трубка для курения табака и цветки подсолнечника b) подношение трубки и цветка подсолнуха (в т.ч. др. цветка) Уицилопочтли.

Есть у Саагуна и иллюстрация того, как цветок подсолнуха использовали в качестве подношения – его вставляли в специальные держатели с украшениями на концах в виде ленточек (часто такое подношение состояло из ещё нераспустившегося цветка и цветка с открытым бутоном, что, возможно, символизировало как солнце на рассвете побеждает ночь).

Правитель города Тескоко Несауальпилли. Рисунок 108 Кодекса Иштлильшочитль (1580-е гг.).

Правитель города Тескоко Несауальпилли. Рисунок 108 Кодекса Иштлильшочитль (1580-е гг.).

Из манускриптов раннего колониального периода нам известно, что элита общества науа использовала цветок подсолнуха в качестве драгоценного украшения. Так, на рисунке 108 Кодекса Иштлильшочитль (1580-е гг.) изображён правитель города Тескоко Несауальпилли, в левой руке которого бутон красно-жёлтого подсолнуха [28].

Заключение

Многочисленные свидетельства указывают на многотысячелетнюю историю употребления и использования подсолнуха индейцами Месоамерики и восточной и западной Северной Америки. При этом возможно существование двух очагов одомашнивания дикого растения, однако до наших дней дошёл тот вид, который впервые был культивирован индейцами восточной части Северной Америки.

Следует отметить, что в качестве источника пищи семена подсолнечника получили большее распространение у жителей восточной части Северной Америки и в меньшей степени у жителей Месоамерики. Возможно, это связано с тем, что в восточной Северной Америке не было других растений, сравнимых с семенами подсолнуха по содержанию жиров вследствие чего он стал там незаменимым[30]. В Месоамерике, с другой стороны, подсолнух получил большее распространение в качестве декоративного, орнаментального элемента, имеющего ритуальные коннотации.

Также у многих коренных народов подсолнечник ценился как медицинское средство.

[3] До недавнего времени считалось, что одомашнивание подсолнуха произошло ок. 3 тысяч лет назад. На текущий момент археологические данные с различных стоянок древнего человека (см. карту) удревнили эту дату как минимум на 2 тысячелетия.

[7] Origin of extant domesticated sunflowers in eastern North America. Harter A.V., Gardner K.A., Falush D., Lentz D.L., Bye R.A., Rieseberg L.H. Nature. 2004 Jul 8; 430(6996):201-5.

Chloroplast DNA variation confirms a single origin of domesticated sunflower (Helianthus annuus L.). Wills D.M., Burke J.M. J. Hered. 2006 Jul-Aug; 97(4):403-8.

[8] Другое генетическое исследование подтверждает это утверждение. Т.е. масштабное исследование однозначно указало на североамериканское происхождение современного культурного растения, не исключая вероятность того, что разновидность найденного в Сан-Андресе древнего растения просто не дошла до наших дней. Учёные отметили, что для прояснения этого вопроса необходимо проводить дальнейшие генетические исследования с древними семенами, которые будут обнаружены во время археологических раскопок. Benjamin K. Blackman, Moira Scascitelli, Nolan C. Kane, Harry H. Luton, David A. Rasmussen, Robert A. Bye, David L. Lentz, and Loren H. Rieseberg. Sunflower domestication alleles support single domestication center in eastern North America. Proceedings of the National Academy of Sciences, August 15, 2011 DOI:10.1073/pnas.1104853108

[10] Здесь ещё предстоит провести генетический анализ, однако для этого необходимо найти в Сан-Андресе ещё семена, поскольку современная технология генетического анализа образцов предполагает их уничтожение.

[13] Heiser Jr., Charles B. 1951. The Sunflower among the North American Indians. Proceedings of the American Philosophical Society. 95(4): 432-448.

За исключением ряда отдельно отмеченных случаев, в таблице использованы данные из Moerman, D.E. 1986. Medicinal plants of Native America. Research Reports in Ethnobotany, Contribution 2, University of Michigan Museum of Anthropology Technical Reports, Number 19. 534 pp.

[19] Gilmore, M.R. 1977 (1919). Uses of plants by the Indians of the Missouri River region. Lincoln: University of Nebraska Press. Reprint of a work first published as the 33rd Annual Report of the Bureau of American Ethnology. Washington, D.C.

[20] Heiser, C.B. Jr. 1976. The sunflower. University of Oklahoma Press. 198 pp.

[24] Атоле – кашица (или напиток), получаемая путём добавления в муку (чаще кукурузную) воды и последующего размешивания. Атоле был традиционным блюдом в доколумбовой Месоамерике, оно продолжает оставаться таковым у некоторых современных индейцев Мексики и Гватемалы.

[25] Алонсо де Молина (1513/1514 – 1579 или 1585) – францисканский монах, составивший опубликованный в 1571 году знаменитый словарь языка науатль. В 1522 году, будучи ещё ребёнком, он приплывает в Мексику, где на улицах захваченного испанцами Теночтитлана играет с говорящими на науатле и пока ещё не знающими испанский индейскими детьми – благодаря этому Молина вскоре освоил язык науатль и прекрасно его знал.

[27] Торговцы в ацтекском обществе во время своих зарубежных походов воспринимались как своего рода воины. Часто они выполняли функцию разведчиков (шпионов) за что порой платили своими жизнями. Убийство ацтекского торговца давало повод государству начать военные действия против того, кто его совершил.

[30] В Месоамерике проблем с источниками жира не было: авокадо, сапоте, какао, амарант, чиа и др.

400 лет назад, летом 1620 года, из Британии в Новый свет отправился торговый галеон Mayflower с сотней пассажиров на борту. Считается, что это были первые британские поселенцы, и с этого плавания началась Америка.

Считается, что Mayflower отправился в плавание 16 сентября 1620 года из Плимута. Это и так, и не так. На самом деле он вышел в море еще в июле — из Лондона, а точнее из Ротерхайта.

102 протестанта (из них 24 женщины) отправляются в Америку на судне Mayflower

102 протестанта (из них 24 женщины) отправляются в Америку на судне Mayflower

Встретиться они встретились, но у голландского корабля обнаружилась поломка, и ее пришлось чинить. 15 августа корабли покинули Саутгемптон и добрались… лишь до Плимута, где Speedwell вновь дал течь, и всем стало окончательно ясно, что он через океан не ходок.

2. Не все путешественники отправились в Америку за свободой вероисповедания

Модель корабля Mayflower

Модель корабля Mayflower

Современные американцы, впрочем, отдают одинаковую дань уважения и тем, и другим. А пуританство и предпринимательство навсегда стали двумя главными компонентами американской идеи, так что и присутствие торговцев на борту Mayflower было не случайным.

3. Один из пассажиров родился прямо во время путешествия (на самом деле даже два)

Корабль в общей сложности преодолел 3000 миль (почти 5000 км) — этот путь он проделал за 66 дней. За это время у семейной пары — Стивена и Элизабет Хопкинсов — родился мальчик, которого назвали Oceanus. Прожил он, к сожалению, недолго — меньше года.

Еще один ребенок родился на борту корабля, когда тот уже стоял на якоре у американского берега. Имя младенца было Перегрин Уайт — он стал первым англичанином, родившимся на территории американской колонии, и прожил 84 года.

4. Изначально пилигримы хотели высадиться в районе Манхэттена

Им так советовали голландцы, которые уже давно оценивающие осматривали устье Гудзона. Но планы мореплавателей скорректировала буря, из-за которой им пришлось остаться на мысе Код. Там они и основали поселение, которое, недолго думая, назвали Плимутом. Теперь это городок Плимут, штат Массачусетс, один из пригородов Бостона. Именно отсюда началась английская история Америки.

Пилигримы

Манхэттен совсем скоро — в 1625 году — стал голландской землей. Здешнее поселение стало называться Новый Амстердам. Английская история Нового Амстердама началась лишь в 1674 году, когда он в ходе англо-голландской войны отошел Англии и был переименован в Нью-Йорк.

Хотя кто знает. Если бы не буря, может быть, город бы сейчас назывался Нью-Плимут.

5. Сами себя они пилигримами не называли

Вернее, это слово в своих мемуарах использует Уильям Брэдфорд, переселенец и первый правитель колонии. Однако из мемуаров Брэдфорда оно пошло в народ спустя лет 150 после плавания Mayflower — и только тогда закрепилось за первыми переселенцами.

6. Поселение пилигримов не было первым городом Америки

Для удобства и краткости иногда говорят, что пилигримский Плимут был первым английским населенным пунктом в Северной Америке. Но вообще англичане и другие европейцы ко времени вояжа пилигримов знали о существовании Америки уже больше ста лет и активно осваивали ее тоже не первый год. В 1607 году в Виргинии (уже тогда она так называлась) был основан городок Джеймстаун, который просуществовал до конца XVII столетия. Именно в Джеймстауне случилась история Покахонтас.

Пилигримы

А город Сент-Джонс на острове Ньюфаундленд (ныне — Канада) вообще постоянно присутствует на картах Нового света с начала XVI века.

7. Mayflower, возможно, разобрали на доски

Так полагают некоторые историки. Надо же было из чего-то строить дома. Во всяком случае, судьба корабля после прибытия в Америку остается неизвестной по сей день.

У корабля есть две реплики: одна в Плимуте (американском), вторая — в английском Портсмуте. Будете либо там, либо там — оцените, как на такой сравнительно небольшой посудине два месяца плавала сотня человек. И ничего — выжили, даже детей прямо там нарожали (не то что нынешние © ).

8. День благодарения: спорное происхождение (и праздник спорный)

Наконец, обычно все знают, что именно в пилигримском Плимуте на следующий год после его основания родилась традиция Дня благодарения. Историю эту популяризировал не кто-нибудь, а сам Авраам Линкольн, и в его пересказе она звучала примерно так: первая зима была суровой, от голода и холода умерла половина переселенцев, но зато вторая половина вступила в контакт с индейцами, и благородные индейцы научили англичан каким-то базовым навыками выживания на здешней земле. И когда осенью 1621 года те дождались богатого урожая, они позвали индейцев, и вместе воздали хвалу и благодарность Господу.

Картина

Не история, а патока в уши любителей мультикультурализма и благорастворения воздухов.

Однако источники свидетельствуют, что похожие празднества проходили и до 1621 года в других поселениях. Некоторые источники говорят, что впервые задокументированные хвалы Господу (в формате праздника) в Массачусетсе относятся в 30-м годам XVII века, когда тамошний правитель решил порадовать своих солдат славной пирушкой за то, что те вырезали особенно много местных индейцев. Увы, дружба и кооперация между поселенцами и индейцами существовали скорее в преданиях — в реальности же они чаще жестоко воевали.

Потомки вырезанных поселенцами индейцев в ХХ веке начали враждебнее относиться к вековой традиции Дня благодарения. В 1970 году дошло до того, что один из таких активистов по имени Фрэнк Вамсутта Джеймс приехал на День благодарения в Плимут и объявил 4 ноября Днем скорби всех индейцев. У него нашлось немало последователей, которые этот день празднуют до сих пор. И если Америка под давлением cancel culture начнет День благодарения отменять — то вы будете знать, кого благодарить.

Чтобы выяснить, насколько успешно мы могли бы выращивать зерновые культуры на других планетах, ученые Вагенингенского университета в Нидерландах провели эксперимент, в ходе которого посадили и собрали урожай 10 различных видов семян, включавших томаты, горох, редис и рожь, в условиях почвы, идентичных почве на Марсе.

Овощи на Марсе: ученые вырастили томаты на

Это уже второй эксперимент группы ученых, направленный на изучение выращивания урожая в почвах, имитирующих почвы Марса и Луны. Несмотря на то, что в почве, идентичной марсианской, ученым удалось взрастить меньше урожая, чем в почве Земли, разница была невелика, и была обусловлена лишь количеством одной культуры – шпината.


Этот эксперимент позволяет предположить, что в правильных условиях первые поселенцы могли бы сами себя обеспечивать урожаем, выращенным на Красной планете. Таким образом, мечта о заселении Марса стала еще немного ближе к реальности.


Однако прежде чем с уверенностью говорить о возможности переезда на Марс, стоит отметить несколько важных пунктов. Прежде всего, результаты исследования еще не были опубликованы, так что пока мы ждем официального отчета, приходится верить профессорам Вагенингенского университета на слово. Кроме того, при проведении эксперимента имитировалась лишь почва Марса и Луны, такие факторы как серьезное космическое излучение и сильный мороз или жара не учитывались.

Зерновые культуры выращивались в теплицах со стабильным уровнем влажности, освещением и температурой, но доктор Вамелинк объясняет, что это не имело значения, так как первые урожаи на Марсе планируется выращивать в подземных помещениях, чтобы защитить растения от неблагоприятной среды. Несмотря на это, трудно предсказать, как пройдет процесс на другой планете.

Помимо прочего, самый важный этап эксперимента – определить являются ли выращенные растения безопасными для еды – пока не был проведен.

Команда ученых сейчас запустила краунфандинговую кампанию для продолжения исследований в этой области – следующие эксперименты запланированы уже на начало апреля.


В прошлом году астронавтам на борту Международной космической станции также удалось вырастить и съесть первый салат латук, который, надо отметить, выглядел довольно аппетитно.

Читайте также: