Памятник черный тюльпан в норильске описание

Обновлено: 07.07.2024

Ежовик - съедобный гриб, внешне похожий на коралл. Он обладает ярким грибным запахом и вкусом. В китайской медицине ежовик применяют для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, повышения иммунитета, улучшения функционирования дыхательной системы, регулирования нервных заболеваний. Увидеть гериций в лесу можно с июля до октября. В крае он встречался в Енисейском, Большемуртинском, Емельяновском, Минусинском, Шушенском и Ермаковском районах. Несколько раз грибы встречали и на красноярских «

Столбы – одна из главных достопримечательностей города и края. На территории нацпарка расположено 99 скал. Их высота достигает 60-90 м, а возраст — около 600 млн лет. Фото: Сергей Токарев

Российский экспортный центр с 5 февраля начинает принимать заявки от предпринимателей на компенсацию затрат на участие в зарубежных выставках и ярмарках. Предприниматели Красноярского края могут покрыть расходы на оплату аренды выставочной площади, мебели и оборудования, а также регистрационных сборов. Лимит затрат малых и средних компаний для одной выставки – до 700 тысяч рублей. Чтобы получить компенсацию, предпринимателям нужно выполнить два условия. Во-первых, в 2021 или 2022 годах самосто

На главную

Логотип

Автором данной скульптурной композиции стала жительница Норильска Л. Шайдуллина. Все работы были выполнены непосредственно скульптором С. Баскаевым. Благодаря этим мастерам можно увидеть российский символ воинской доблести, который украшал орден Победы Андрея Первозванного - восьмиконечную звезду.

Памятники, установленные в честь бойцов, павших в боях в Афганистане, установлены и в других городах Российской Федерации и не только.

Памятник посвящён норильчанам, участвовавшим и погибшим в боевых действиях в Афганистане, Чечне, других локальных конфликтах.

Памятник должен был появиться в Норильске в 2003 г. Однако из-за проблем с проектом, финансированием работы по строительству неоднократно переносились либо прекращались.
Строящийся памятник регулярно подвергался набегам вандалов, которые портили недостроенный объект, похищали стройматериалы и инструменты. Представители норильского отделения Союза афганцев приняли решение о регулярном патрулировании памятника.

Автором проекта стала Лариса Шайдуллина. Это она придумала установить восьмиконечную звезду – символ воинской доблести, - украшавшую орден Победы Андрея Первозванного, а на ней – арки – своеобразные дороги, образующие нишу, в которой спрятан чёрный тюльпан.


Это урок развития речи, построенный на основе активной деятельности каждого обучающегося.

Урок включает в себя знакомство с историей создания памятника, беседу о частях памятника, словарную работу, сбор материалов к сочинению, составление плана. На уроке используется живое общение с автором памятника А.И. Антроповым, бывшим воином-афганцем А.И. Дейнего, звучат стихи местных поэтов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ

Образовательная: учиться описывать архитектурные памятники, используя специальную литературу.

Развивающая: совершенствовать умения общаться, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культуре, любовь к родному городу.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: обогащение внутреннего мира обучающихся, формирование интереса и уважения к русской культуре; применение правил делового сотрудничества, принятие разных точек зрения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД: умение определять цель учебной деятельности; высказывать свое предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; наблюдать и самостоятельно делать выводы; выполнять задания по аналогии; формировать навыки исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других; реагировать на реплики; задавать вопросы; высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра; формулировать собственное мнение и позицию, излагать свои мысли в письменной форме.

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: умение использовать в речи новые архитектурные термины: скульптор, ваятель, скульптура, постамент, рельефные строки, пьедестал; применять свои знания о типах и стилях речи при написании сочинения.

Тип урока: Урок развития речи, интегрированный.

Технологии: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, технология сотрудничества.

Методы: исследовательский, проблемно-поисковый, методы критического мышления.

Книги для выставки:

На урок были приглашены:

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Сценарный план урока

Предшествующее уроку домашнее задание:

  1. Внимательно рассмотреть памятник.
  2. Найти стихи местных авторов об Афганистане.
  3. Написать концовку сочинения.
  4. Сильным обучающимся описать памятник.

I. Организационный этап.

II. Определение темы, цели урока.

III. Организация учебной и речевой деятельности. Актуализация знаний.

- Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война, никем и никому не объявленная. Героическая и трагическая не только из-за обелисков, она в два раза дольше длилась, чем Великая Отечественная и памяти людской еще долго жить, потому что история войны написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками и ворвавшимися фронтовым ветром в нашу мирную жизнь песнями и стихами.

Что с нами сделал ты, Афганистан?

О сколько ран оставил в наших душах…

И нас еще кошмар ночами душит.

Что с нами сделал ты, Афганистан?

Нет, мать растит детей не для войны,

Не для утехи президентских гонок.

И не ответят строчки похоронок,

За что погибли наши пацаны…

- Да, афганский вопрос еще долго будет тревожить сердца и умы людей. О нем будут напоминать пирамиды с красными звездами, боевые награды на пиджаках молодых, костыли и протезы, фильмы и книги. На стенде у нас малая часть книг, написанных об Афганистане. А бывшим воинам-интернационалистам до сих пор еще снятся пепельные горы, зеленые зоны и свинцовые серые дороги.

Надеялся и верил каждый

В свою звезду, в счастливый рок,

И каждый думал не однажды:

Война, однако, не щадила,

Брала любого на прицел,

Бывало, всех подряд косила,

Был счастлив, кто остался цел.

И верил за погибших каждый

В свою звезду, в счастливый рок,

И каждый думал не однажды:

Об этом же думали и те тысячи молодых, чьи жизни унесла эта война. Из всех, кто призывался из Курчатовского военкомата и попал в Афганистан, шестерых забрала в свои цепкие объятия смерть в горах Афганистана. А двое вернулись домой и умерли от ран. Назовем их имена:

Звезды над Кабулом неживые,

Кто-то зажигает их в ночи.

Были вы такие молодые…

Вспомним ваши лица, помолчим…

А теперь зажгите, пожалуйста, свечи и давайте минуту помолчим. (Минута молчания)

С давних времен на Руси повелось отмечать доблесть и славу русского воинства. В честь побед и знаменательных событий в ратном деле ставились на Руси памятные знаки: стелы, триумфальные арки, обелиски, памятники. Такой памятник установлен и в нашем городе. Тюльпан раскрыл свои лепестки, почерневшие от слез и скорби. Пусть никогда не опадут лепестки твои, тюльпан. Бутон выполнен из медных листов. Они, как чаша горечи, которую эти ребята выпили до дна. Цветок окружают цветные глыбы, сделанные из железобетона. Глыбы – скалы. Особенность памятника связана с закатом солнца. Солнце заходит за наклонной стеной. Памятник высотой более 4-х метров изготовлен из железобетона, гранита, меди и частично из мрамора.

И тот цветок - нам всем напоминанье.

На постаменте траурный столбец,

Как плач души, а может, заклинанье:

Когда же распрям подойдет конец?

Проект памятного знака разработан нашим художником, школьным учителем А.И.Антроповым. Сегодня он у нас в гостях. Вам слово, Алексей Иванович.

Испепеленным мальчикам в Афгане

На площади поставлен обелиск.

Исчезли нецелованные парни,

Шагнув во тьму, за чей-то глупый риск.

12 октября 1991 года старанием бывших воинов-интернационалистов в Курчатове, впервые в Курской области, был открыт памятник солдатам, погибшим в афганской войне. Хорошо помню этот яркий, солнечный осенний день.

На липовой аллее улицы Мира собрались жители города, приехали воины-афганцы со всей области, были родители погибших. На открытие и освящение памятника приезжал архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий…

Памятник состоит из двух частей:

1-ая нижняя – курган (символ коллективного захоронения),

2-ая основная – цветок (молодые жизни, хрупкие и нежные).

- А теперь посмотрите внимательно на эскиз и фотографии памятника, на свои рисунки и ответьте на следующие вопросы:

- О чем вы думаете, стоя у этого памятника?

- Какие мысли и чувства вызывает у вас этот памятник?

- Какой тип речи станет преобладающим?

- У солдатских могил люди размышляют не только о жизни и смерти, но и об ответственности каждого за жизнь и торжество на Земле, о подвиге как о смысле жизни. Погрузиться в эти размышления, возвыситься душой помогают нам своим искусством скульпторы, архитекторы – авторы памятников героям.

Тип речи – описание.

IV. Словарно-стилистическая работа.

- Найдите в толковом словаре значения следующих слов:

Проект – разработанный план какого-нибудь сооружения, устройства.

Скульптор – художник, занимающийся созданием объемных произведений путем резьбы, лепки или отливки.

Ваятель – сходное по значению слово, но уже устаревшее, сейчас звучит высоко и торжественно.

  1. Ваяние – один из видов пространственных искусств, создающий объемные произведения.
  2. Произведение этого искусства статуя или скульптура – латинские слова, но первое однозначное. А второе имеет два значения.
  1. Сооружение в память кого- (чего) нибудь.
  2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.

Памятник – исконно русское слово, а монумент – латинское и имеет другое значение: крупный памятник.

- Запишите словосочетания, которые помогут вам при написании сочинения:

гранитный постамент; рельефные строки; памятник кому-чему ( в честь кого-чего); скульптурное сооружение в честь какого-либо лица, события; памятник воинам-афганцам (интернационалистам); к памятнику воинам, павшим; памятник в честь; памятник выражает, заставляет нас о многом задуматься

V. Составление плана.

  1. История создания памятника. (Где расположен памятник? Кто автор? Когда он установлен?)
  2. Описание памятника.
  3. Постамент.
  4. Основная часть памятника.
  5. Белый гранит вокруг цветка.
  • Идея памятника. (Что автор хотел выразить своим произведением? Чем памятник ценен для нас?)

VI. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов.

-Послушайте устное описание памятника. Оцените его достоинства и недостатки.

В центре импровизированного гранитного холма – устремленный к небу черный тюльпан. Впечатление такое, что будто какая-то злая, неведомая сила рубанула наотмашь по стеблю, срезая цветок. Но он не упал, удержался на краешке, на срезе. И два листка, как две ладони, готовы его подхватить, спасти.

И он стоит черный, гордый и печальный, как реквием погибшим. Невозможно смотреть равнодушно – мурашки по коже.

Особую таинственность придают светильники. Вечером в темноте особенно четко выделяется тюльпан. И в наши дни врывается не только безысходность и печаль, но и надежда: листья у черного тюльпана белые, как два крыла чайки, парящей над морем, и олицетворяют они незапятнанную чистоту, веру в светлое. Создается настроение таинственности, недосказанности…

VII. Самостоятельная работа.

VIII. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи. Рефлексия.

- Прослушайте готовое сочинение, сделайте выводы.

На мой взгляд, памятник выглядит немного необычно, в нем есть скрытый смысл. Главной частью является тюльпан. Расположен он в центре импровизированного мраморного холма, где отмечены даты войны. Как мне кажется, бутон олицетворяет солдат, а срезанный стебель – их безвременную смерть. Цветок тянется к небу, словно говоря о душах погибших. В главной части памятника используются два цвета – белый и черный. Почему же подобран такой контраст? Всем известно, что черный цвет – цвет смерти, смерти солдат, а белый – цвет жизни. Но чьей? Наверное, белые гранитные крылья таят в себе души людей, которые вечно будут помнить об этих юношах. Конечно же, это их родители, братья, сестры. Это для нас парни умерли, а для них – нет. Они живут в душах и сердцах близких и родных людей. Поэтому гранитные крылья расположены так близко к цветку. Они окружают тюльпан, словно пытаясь защитить его, уберечь.

Черный тюльпан – символ горя и трагедии целого поколения нашей страны, искалеченные души тех, кто остался в живых. Он – постоянное напоминание о том, что главное на земле – мир! А основная ценность – человеческая жизнь!

Время идет. У памятника часто слышится детский смех, много цветов окружает его, но он никогда не станет аленьким цветочком, ведь он полит слезами родных и близких, да и просто неравнодушных людей.

IX. Домашнее задание. Проанализировать свои сочинения, откорректировать, переписать начисто.

Недалеко от центра города на Ленинском проспекте находится несколько достопримечательностей. Ходит общественный транспорт. Во время прогулок по городу можно перекусить в одном из кафе или ресторанов.

Первый дом Норильска

Первый дом Норильска

После обнаружения в Норильском районе богатых угольных пластов и сульфидных руд власти приняли решение построить в этих местах зимовку и далее начинать строительство города. Опыта работ в условиях вечной мерзлоты в те годы не было. В 1921 году из тысячи брёвен был построен первый деревянный дом.

Сооружение уцелело в суровых условиях. В конце XX века городской совет задумал организовать музей, посвящённый первой экспедиции, направленной в Норильск для разведки полезных ископаемых. Руководил группой известный геолог Николай Урванцев.

Адрес: пр-т. Ленинский,14.

Памятник стулу

Памятник стулу, Норильск

Известный норильский художник Олег Осьмук решил создать композицию, мимо которой не прошёл бы ни один турист или горожанин. Мастер долго думал и принял нестандартное решение: установить в центре города обычный стул.

Художник не ошибся. Железобетонный стул, размеры которого в два раза превышают обычные, сразу привлёк внимание. На стуле всегда фотографируются и местные жители, и путешественники, приехавшие в город.

Адрес: пр-т. Ленинский.

Норильская Голгофа

Норильская Голгофа

У подножия горы Шмидта находится достопримечательность Норильска, напоминающая потомкам, сколько людей погибло при строительстве города. Памятник посвящен узникам Норильских лагерей, которых не щадили на строительных работах в суровых условиях Крайнего Севера.

Адрес: гора Шмидта

Памятник девушке-геологу

Памятник девушке-геологу

Этот монумент был установлен на берегах озера Долгое еще в годы основания города. Морозы и ветра сделали своё дело: постепенно памятник стал разрушаться. В советские годы реставрировать памятник никто не собирался.

Когда в конце 90-х памятник решили отлить из бронзы, никто уже и не помнил, кто эта девушка. Но, всё равно, в торжественной обстановке обновлённый памятник был заново открыт в день металлурга.

Территорию вокруг холма расчистили, провели озеленение. К памятнику ведут ступеньки, и каждый желающих может хорошо рассмотреть скульптуру. Сюда приходят новобрачные в день свадьбы.

Адрес: ул. Октябрьская.

Памятники воинам, погибшим в Афганистане, установлены во многих городах России. В Норильске обелиск отличается изяществом и отсутствием массивных деталей. Восьмигранная звезда сверху украшена орденом Победы Андрея Первозванного. Дороги Афганистана символизируют арки, внутри которых находится чёрный цветок.

Автор проекта Лариса Шайдуллина. Памятник находится на улице Советской.

Осмотрите культовые сооружения Норильска. В этом интернациональном городе есть храмы, принадлежащие разным конфессиям.

Первые общины начали появляться ещё во времена сталинских лагерей. Заключённые, многие из которых были верующими, тайно молились и собирались для обсуждения религиозных вопросов. Среди узников НорильЛАГа было много священников.

Адрес: ул. Пушкина,11.

Мечеть Нурд-Камаль

Мечеть Нурд-Камаль, Норильск

Норильск – самый северный город, в котором есть мусульманская община. Около четверти населения считают себя мусульманами.

Мечеть Нурд-Камаль занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая северная мусульманская святыня. Сюда приходят молиться татары, азербайджанцы и башкиры.

Строительство мечети по проекту Е.Солнышкина началось в 1993 году. Через пять лет мечеть была построена.

Адрес: ул.50 лет Октября,2.

В промышленном Норильске не забывают и о духовности и культурной жизни. Посетите Норильский Заполярный театр драмы, основанный в 1941 году в одном из лагерей.

Норильский Заполярный театр драмы

В каждой зоне была своя театральная труппа, в которую входили талантливые люди. Многие заключённые принадлежали к творческой интеллигенции и пытались хоть как-то скрасить жизнь в неволе.

В Норильский лагерь были сосланы Львовская хоровая капелла, поэт Лев Гумилёв, скрипач Корецкий, актриса Евдокия Урусова и тысячи талантов, мешавших строить коммунизм в стране Советов.

Адрес: Ленинский проспект,34.

Знаете ли вы, где находится самый северный художественный музей России? Пожалуй, вы догадались. Конечно же, в Норильске!

Художественный музей, Норильск

Более 30 лет сотрудники музея собирали коллекцию произведений разных жанров второй половины XX века. Экспозиция насчитывает более пяти тысяч работ.

Читайте также: