Палочка для рыхления цветов
Обновлено: 08.07.2024
Автор: Елисеева Наталья Ивановна
Населенный пункт: Московская область, г.о. Серебряные Пруды
Цель:
Создать ситуацию развития в процессе трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями.
Задачи по образовательным областям:
- Построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию трудовой деятельности для воспитания трудовых навыков по уходу за комнатными растениями. Уточнить знания детей о приемах и способах ухода за комнатными растениями и их последовательности. Создать условия для закрепления детьми приемов рыхления, мытья растений их опрыскивания и полива. (Познавательное развитие)
- Создавать условия для развития речи детей и побуждения к высказыванию. (Речевое развитие)
- Обеспечивать условия для становления правил взаимодействия через взаимопомощь, для эмоционального комфорта. (Социально-коммуникативное развитие)
- Создавать условия для предупреждения утомляемости детей. (Физическое развитие)
Оборудование: комнатные растения (6-7 шт), письмо с картинками растений, нуждающихся в уходе; мнемотаблица - приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, полив, опрыскивание; картинки с изображением материала для туда; цветные круги; фотографии с комнатными цветами. Инвентарь для ухода: на каждом рабочем столе на подносе: палочки для рыхления, тряпочки, миска с водой, кисточки, пульверизатор, лейка.
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Посмотрите, что дал мне сегодня почтальон. Это письмо. И пришло оно из Цветочной планеты! Посмотрите, тут какой – то знак! Что он означает?
(карточка с изображением SOS)
Дети: Это сигнал бедствия, просьба о помощи.
Воспитатель: Да, правильно. Интересно, кто просит о помощи? Отгадайте загадку:
Воздух очищают, создают уют.
На окнах зеленеют, и зимой цветут" (Ответ: Цветы)
Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нём.
(Воспитатель открывает, достаёт из конверта письмо и фотографии комнатных цветов в неухоженном состоянии.)
Воспитатель: Дети посмотрите, это цветы, но с ними что – то не так! Как вы думаете, что с ними? (Они заболели, завяли, не красивые, унылые).
Воспитатель: Почему они стали такими? (Потому, что за ними никто не ухаживал)
Воспитатель: Ребята, в письме написано, что жители Цветочной планеты не знают, как ухаживать за комнатными растениями и просят нас о помощи, чтобы мы научили их как правильно ухаживать и заботиться о цветах.
Воспитатель: Ребята, вы хотите им помочь? Научим жителей Цветочной планеты правильному уходу за комнатными растениями? (Мы хотим помочь и научить жителей Цветочной планеты как правильно ухаживать за цветами).
Воспитатель: Какие условия необходимы для того, чтобы цветы росли? (тепло, свет, земля, вода)
Воспитатель: Как нужно ухаживать за цветами? (их нужно поливать, протирать листочки, опрыскивать, рыхлить почву)
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали, посмотрите внимательно на таблицу.
(дети подходят к фланелеграфу, где установлена мнемотаблица № 1,
(приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, опрыскивание, полив.)
(работа по мнемотаблице: показываю на картинку№1 где изображено рыхление)
Воспитатель: Что здесь делают? (рыхлят землю)
Воспитатель: Когда мы начинаем рыхлить землю? (Землю начинаем рыхлить на следующий день после полива.)
Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода, и чтобы к корням поступала влага и воздух.)
Воспитатель: Чем нужно рыхлить землю? Почему? (Землю рыхлят деревянными палочками, чтобы не поранить у цветка его корни.)
Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить землю? (Ближе к стеблю рыхлят не глубоко, а дальше от стебля – немного глубже.) Почему? (чтобы не повредить корни)
(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №2 где изображено мытье протирание листьев)
Воспитатель: Что означает эта картинка? (протирают листья)
Воспитатель: Как определить, что листочки пора протереть?
Дети: Тогда, когда на листах у цветов видна пыль, появляется грязь.
Воспитатель: Как правильно надо протирать листочки?
Дети: Если у цветка листья крупные – их протирают тряпочкой, кладут листик на ладошку, в другой руке тряпочка слегка влажная, от стебля лёгким движением протираем листочек. Тряпочку нужно промывать после 2-3 листочков. Если листья тонкие и ворсистые, то пыль стирают с помощью кисточки.
(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №3
где изображено опрыскивание растений)
Воспитатель: Что означает эта картинка? (опрыскивают растение)
Воспитатель: Как правильно опрыскивать растение? (Стань на небольшом расстояния и не частым нажатием опрыскать растение). Чем? (водой комнатной температуры с помощью пульвиризатора)
(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №4 где изображена лейка)
Воспитатель: Что означает эта картинка? (растение поливают водой)
Воспитатель: Как определить, что цветку нужен полив? (Надо потрогать пальчиком землю в горшке и если верхний слой земли подсох, то цветку требуется полив.)
Воспитатель: Как правильно поливать растение? (Поливать растение нужно тёплой, отстоявшейся водой. Носик лейки нужно класть на край горшка.).
(воспитатель выкладывает перед детьми карточку с изображением лейки)
Воспитатель: А для чего мы выращиваем комнатные растения? (Для того, чтобы было красиво, цветы в комнате поглощают углекислый газ и выделяют кислород, т.е очищают воздух)
- Наши ладошки – это листочки, а руки – стебельки. Правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.
Воспитатель: Ребята пройдёмте в наш природный уголок, и посмотрим, не нуждаются ли наши цветы в уходе?
(Воспитатель с детьми идут к уголку природы.)
Воспитатель: Нуждаются ли наши цветы в уходе? (Да, нуждаются.)
Воспитатель: Почему вы так решили?
Воспитатель: Назовите какие растения есть в нашем уголке.
(Дети называют все растения.)
Воспитатель: Сейчас я приглашу фотокорреспондента, который снимет весь наш труд, как мы ухаживаем за цветами, и отправит наши фотографии в Цветочную планету, чтобы жители смогли научиться правильно ухаживать за цветами и смогли спасти свои цветы.
(Воспитатель вызывает по телефону фотокорреспондента.
Он приходит, дети его приветствуют.)
Воспитатель: У вас на груди круги разных цветов, на рабочих столах такие же цвета разделитесь на группы по цветам. На столах перед вами лежат фотографии цветов. Посмотрите, какие цветы изображены и возьмите их в нашем уголке, принесите на свое рабочее место. К работе никто не преступает, пока все не выберут цветок.
(дети делятся на группы, находят цветы и несут на рабочее место)
Воспитатель: Скажите, как называется ваш цветок? (дети называют). Посмотрите внимательно на таблички, которые есть в вашем цветке и скажите, какие условия необходимы для его роста и как правильно ухаживать за ним (дети по схемам называют условия и что требуется растению сейчас)
Воспитатель: Молодцы, правильно определили, что необходимо сделать для вашего растения. Пора приступать к работе, перед началом работы необходимо одеть фартуки.
(Воспитатель включает спокойную тихую музыку. Дети, надев фартуки принимаются за работу. Фотокорреспондент всё снимает на фото, воспитатель наблюдает за процессом труда, частично помогает.)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились!
(воспитатель подходит к каждому рабочему столу и определяет еще раз по схемам, что требовалось сделать для растения и что дети сделали и почему?
Воспитатель: А теперь красивые, ухоженные цветы относите в наш уголок, свое рабочее место приведите в порядок.
(Дети относят цветы, наводят порядок на столах)
Воспитатель: Что мы сейчас с вами делали? (Ухаживали за цветами, рыхлили, мыли, опрыскивали и поливали)
Воспитатель: Посмотрите, какие стали цветы после нашего ухода за ними!
Ребенок читает стихотворение:
Чтоб растение росло,
И питалось, и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять,
Надо помнить нам всегда,
Ему плохо в холода,
И во тьме не может жить,
Лучик света должен быть.
Много правил и забот,
Знает мудрый садовод!
Воспитатель: Ребята, любой труд всегда поощряется. И в качестве поощрения я хочу вам вручить медаль за труд! Всегда трудитесь, помогайте друг другу и своим родным.
Многим комнатным растениям, чтобы они выглядели ухоженно и красиво, необходима опора. Существуют самые разнообразные виды опор. Ниже в статье они рассмотрены более подробно.
Зачем нужна подпорка для цветов и для каких культур необходима?
Опора требуется для многих растений. Для комнатных видов она является декоративной и практичной деталью. Опора требуется для видов с недостаточно упругими, чтобы выдерживать вес, листьями, а также с хрупкими и плетистыми побегами.
Опора требуется для:
- растений, у которых образуются воздушные корни (филодендрон, монстера);
- растений с длинными побегами (стефанотис, дипладения, жасмин);
- для высоких растений (аралиевые);
- для тех растений, у которых вся красота показывается только, когда они подвязаны (плющ, циссус).
Только с опорой данные растения будут расти правильно.
Требования к поддерживающим приспособлениям
С выбором определенного вида опоры требуется определиться еще до того, как растение будет высаживаться. На выбор влияют высота и мощность побегов, способ и степень крепления к опоре.
Основные требования:
- Надежность и прочность. Опора должна хорошо держаться за горшок и выдерживать вес растения.
- Должно быть равномерное расположение растения по опоре.
- Практичность: опора не должна быть громоздкой, растение должно выглядеть в ней красиво и собранно.
- Безопасность: опора должна быть сделана из натуральных экологически чистых материалов.
- У опоры должен быть привлекательный внешний вид.
При соблюдении всех требований опора будет выполнять свои функции максимально.
Разновидности подпорок
Опоры для комнатных растений могут быть сделаны из разных синтетических и природных материалов. По материалу изготовления опоры могут быть сделаны из:
- металла;
- пластика;
- дерева;
- бамбука.
Как сделать своими руками?
Многие виды опор можно сделать самостоятельно. Это экономичнее и позволяет сделать вариант на свой вкус.
Из металла
Для изготовления металлической опоры необходимо:
- Взять любой длинный предмет цилиндрической формы и обернуть его металлической сеткой.
- Края сетки связываются так чтобы получилась труба.
- Внутренняя часть достается.
- Труба доверху заполняется мхом.
- Опора ставится в горшок, и рядом с ней высаживается растение.
Из пластика
Подпорки из пластмассы подходят для крупных и тяжелых растений. Для изготовления потребуется полипропиленовая труба. Процесс изготовления опоры:
- От трубы отрезается необходимое количество.
- На трубу наматывается толстый слой мха, который увлажняется и привязывается проволокой или леской.
- Затем опора вставляется рядом с растением.
Опоры из пластика служат длительное время.
Из дерева
Такие решетки не позволяют растению разрастаться в ширину. Растение тянется вверх.
Из бамбука для вьющихся культур
Из бамбука легко сделать опору в виде дуг. Палку вставляют в землю и фиксируют зажимами. Такие опоры подойдут для крупных, невысоких и длинных вьющихся растений. Бамбуковые прутья идеально подходят для раскидистых растений.
Опору изготавливают следующим образом:
- Три или четыре палочки бамбука перевязывают посередине.
- Прутья вставляют во время пересадки. Если их вставить после пересадки, то можно повредить корни.
- Стебель или побеги привязываются к опоре. Нельзя затягивать слишком туго, чтобы растение имело возможность расти дальше. Нить сначала крепится на опоре, а затем восьмеркой обходится вокруг стебля. Данный способ позволяет развиваться стеблю в диаметре.
Важно! Из бамбука опоры считаются одними из самых лучших. Они хорошо маскируются в листве и подходят для молодых растений.
Из кокоса
Кокосовые опоры являются наиболее экологичными. Они незаметные. Чтобы сделать опору из кокоса, необходимо:
- Взять пластиковую трубу и обмотать кокосовым волокном.
- Кокосовая опора втыкается в землю около растения.
Нахождение рядом с кокосовым волокном будет полезно для растения. Изделие эстетично смотрится. Если все сделать правильно, то оно будет выдерживать большие нагрузки.
Таким образом, опоры для некоторых растений играют важную роль в их нормальном росте. Опору можно сделать своими руками. Это намного выгоднее, чем покупать ее в магазине. Для изготовления понадобятся подручные средства и минимальный набор инструментов. Перед началом работы необходимо определиться с материалом.
Работая с детьми в школе с особыми образовательными потребностями: замечаю у них негативное отношения к природе. Российский психолог Бочкарева Н.В. утверждает, что дети недополучившие любви и внимания в семье, не могут видеть красоту цветов, не умеют ухаживать за комнатными растениями.
Зная контингент наших воспитанников приходиться согласиться с данными утверждениями.
При опросе детей было выявлено: из 12 человек ни у одного нет комнатных растений дома, нет понимания для чего они нужны растения. А следовательно они не умеют ухаживать за ними.
На начальном этапе обучения были поставлены следующие цели:
1. Узнать и полюбить комнатные растения.
2. Научиться ухаживать за ними.
3. Видеть прекрасное вокруг.
Я проводила следующие занятия:
1. Беседа: "Знаешь ли ты комнатные растения."
2. Беседа: "Ядовитые комнатные растения"
3. Конкурс рисунков: "Комнатные растения у нас в классе"
4. Практическая работа: "Полив и опрыскивание растений"
5. Экскурсия в школьную теплицу
6. Практическое занятие: "Рыхление цветов"
7. Беседа: "Расположение растений к источнику света"
8. Конкурск загадок о комнатных растениях
Цель:
1. Учить детей ухаживать за цветами
2. Умение работать по плану
3. Воспитывать ответственность за проделанную работу
I. Вводная беседа.
1. У нас много цветов в классе.
-Давайте вспомним названия цветов.
2. А где вы еще видели комнатные растения?
3. Для чего люди выращивают комнатные растения?
4. Жизнь растений в комнате полностью зависит от нашего ухода.
5. Как ухаживать за цветами?
(Поливать, рыхлить, протирать большие листочки и опрыскивать маленькие листочки)
II. План работы.
1. Рыхление земли.
2. Протри листочки или опрыскай пульверизатором.
4. Протри горшок.
5. Приведи в порядок рабочее место.
III. Распределение по группам.
1. Дети берут один из листиков.
2. У кого листочки дифенбахия - Это 1 группа. Остальные 2 группа.
3. 2 группа подойдите к столу где стоят цветы традесканции.
- 1 группа к остальным цветкам.
4. Смотрим на план и приступаем к работе.
IV. Итог:
1. Поднимете руку те, у кого приятно стало на душе от проделанной работы.
2. А кто помнит тему нашего занятия?
(Уход за цветами)
3. Как же надо ухаживать за цветами?
Практическая работа: "Уход за цветами"
Цель: Закрепление умений и практических навыков в уходе за цветами"
Задачи:
1. Обобщить, систематизировать и расширить знания о комнатных растениях.
2. Учить работать по плану.
3. Воспитывать ответственность за проделанную работу.
Оборудование:
2. Палочки для рыхления.
Предварительная работа:
1. Словарная работа.
2. Наблюдение за цветами.
3. Просмотр видеофильма: "Полив комнатных цветов"
Х о д з а н я т и я
I. Вводная беседа. (3 мин.)
За окном морозы и метели, а в классе радуют глаза комнатные растения. А если зацвёл цветок, так душа радуется. Давайте вспомним названия цветов.
Дифенбахия (большие листья в крапинку)
Герань (круглые листочки с яркими цветами)
Традесканция (мелкие листочки на длинном стебельке)
Хлорофитум (длинные узкие листики)
- А где вы ещё видели комнатные растения?
- Для чего люди выращивают цветы?
II. План работы. (6 мин.)
Жизнь растений в комнате полностью зависит от нашего ухода.
- Как ухаживать за цветами?
- Поливать (определяем на глаз, в зависимости от размера горшка)
- Рыхлить (специальными палочками)
- Протирать большие листочки тряпочкой, мелкие листочки опрыскать пульверизатором.
- Рыхление земли.
- Протри листочки или опрыскай пульверизатором.
- Полей цветок.
- Протри горшок.
- Приведи в порядок рабочее место.
- Кто сможет повторить план работы? (2-3уч-ся)
Распределение на группы. (3 мин.)
(нарисованные листики двух видов - дети берут один из них)
- У кого листики дифенбахия- это первая группа.
- У кого листики хлорофитума- это вторая группа.
- Первая группа подойдите к столу, где стоят цветы традесканции.
- Вторая группа подойдите ко второму столу.
- Смотрим на план и приступаем к работе.
III. Практическая работа. (15мин.)
- Поднимите руку те, у кого приятно стало на душе от проделанной работы? Почему?
Образовательная : Закрепить знания и умения детей по уходу за растениями уголка природы .
Воспитательная : Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Воспитывать любовь и интерес к растениям, желание за ними ухаживать, создавать благоприятные условия для их роста.
Развивающая : Развивать интерес, трудолюбие, любознательность, желание ухаживать за растениями уголке природы .
Цель : Познакомить детей с особенностями дежурства в уголке природы . Формировать ответственность к уходу за растениями.
Способы деятельности:
Правила ухода за растениями.
Практическая работа детей.
Пословицы о труде.
Место проведения : музыкальный зал.
Продолжительность занятия : 20-25 мин.
Оборудование: Посылка с принадлежностями для дежурства в уголке природы (леечка с водой, пульверизатор, палочки для рыхления почвы, тряпочки); музыкальный цент, флеш-накопитель USB с аудиозаписью, проектор, экран,
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие
Введение с ситуацию.
Задача: мотивировать детей на включение в деятельность. Заинтересовать.
Постановка проблемы
Мотивация детей.
Правила ухода за растениями
- Здравствуйте ребята! Я хочу пожелать вам хорошего настроения на весь день. С добрым утром, с новым днем, С новым солнцем за окном! Утро доброе встречайте, день хороший начинайте!
-Настроение у всех хорошее? Замечательно и пусть хорошее настроение не покидает нас с вами и наших гостей целый день.
- Ребята, я совсем забыла, я сегодня утром получила посылку. Вы хотите узнать от кого? Давайте посмотрим.
Посылка от нашего друга старичка - Лесовика.
- Ребята, вы хотите узнать, что в посылке? Давайте откроем. Что это?
- Давайте рассмотрим инструменты, которые прислал нам старичек-Лесовичек, и определим, для чего они нужны:
Деревянная палочка - рыхлить,
Тряпочки - стирать пыль с листочков.
А вот еще какая-то бумажка.
-Правильно - это комнатные цветы. А для чего нам нужны инструменты?
- А сейчас, я предлагаю пройти на стульчики и поиграть в игру “Хорошо - плохо”.
1 .Комнатные растения – это хорошо? Для чего выращивают комнатные цветы?
2. Но комнатные растения – это и плохо. Почему как вы думаете?
- Ребята, а мы можем помочь растениям в нашем уголке природы?
- Давайте вначале познакомимся с правилами ухода за растениями.
-Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.
- Полив. Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.
- Протирание листьев от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.
- Ребята, а если мы не будем ухаживать за цветами, что произойдет?
-Посмотрите, на экран, что может произойти.
Дети входят в зал.
Выполняют движения с воспитателем, здороваются с гостями.
ответы детей (инструменты)
Дети помогают отвечать.
Ответ детей (комнатные цветы)
Ответы детей (Инструменты для ухода за комнатными цветами.)
Предполагаемые ответы детей (Они дарят нам свою красоту; украшают нашу группу; они выделяют кислород; очищают воздух от пыли.)
Предполагаемые ответы детей ( От сухих листьев остаётся мусор; цветок может упасть и будет грязь-земля, когда ухаживаешь за растениями, остаётся грязная вода, мусор, нужно убирать; на листиках собирается пыль.)
Ответы детей ( они погибнут и засохнут)
Основная часть
Работа детей с растениями.
Пословицы о труде.
- Итак , давайте наденем фартуки и приступим к спасению наших растений. Мы будем протирать пыль с листьев, рыхлить почву, поливать цветы, опрыскивать листья.
- Давайте распределим обязанности. ( распределение детей, кто поливает, кто рыхлит, кто протирает листики)
- Перед тем, как мы с вами начнём трудиться, давайте разомнёмся.
- Наши алые цветки
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветочки
Головой качают, тихо засыпают.
- А сейчас приступаем к работе.
- Ребята мы вместе смогли помочь растениям в нашем уголке природы. Вы все молодцы хорошо потрудились и от наших цветов вам большая благодарность.
- Ребята, а вы знаете пословицы о труде?
- Сделал дело, гуляй смело.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
- Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться.
- Сядьте на свои стульчики, закройте глаза и расслабьтесь.
-Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, убирать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
Открываем глаза, тихо встаем.
Дети надевают фартуки.
(Плавно поднимаем руки вверх.)
(Качание руками влево - вправо.)
(Присели, спрятались.)
(Движения головой влево - вправо.)
(дети ухаживают за цветами)
(воспитатель начинает пословицу, дети продолжают, если знают)
(дети присаживаются и закрывают глаза)
Заключительная часть
- Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны .
Ой - посмотрите, фиалочка улыбнулась ( имя ребенка) и ( имя ) за рыхление, а фикус улыбнулся ( имена )за хорошо протертые листочки от пыли, а ( имена ) за опрыскивание. Герань говорит спасибо ( имена) за водичку.
- Ребята, поднимите руку, кому понравилось занятие, а кому не понравилось занятие.
(дети поднимают или не поднимают руки)
Полный текст материала Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Дежурство в уголке природы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Читайте также: