Орнамент составляется из стилизованных листьев цветов плодов ветвей

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Презентация на тему: " Тема: Тема: Декоративно- прикладное искусство. Традиции народного орнамента." — Транскрипт:

1 Тема: Тема: Декоративно- прикладное искусство. Традиции народного орнамента.

2 Мастера Жизнь мастеров, как всех людей, - мгновенье. Ушли и мастера – пришла пора. И говорю я, видя их творенья: Бедняги мастера, Счастливцы мастера! В железе, в слове, в камне воплощенье, Застыло в очертанье серебра Все то, что вам приснилось и приснилось, Бедняги мастера, Счастливцы мастера! Пусть сердце и у вас не вечно бьется, Но след мотыги, молота, пера, След мастерства навеки остается. Бедняги мастера, Счастливцы мастера! Кайсын Кулиев Кайсын Кулиев

3 Наблюдать умиранье ремесла – все равно, что себя хоронить. А.Тарковский А.Тарковский

4 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – ЧАСТЬ ИСКУССТВ НАРОДОВ. Декоративное Прикладное Красотапредмета Украшение Орнамент

5 Классификация декоративно- прикладного искусства 1. По функциональному признаку (мебель, посуда, ювелирные изделия, (мебель, посуда, ювелирные изделия, кухонная утварь, орудия труда, кухонная утварь, орудия труда, оружие, игрушки). оружие, игрушки). 2. По материалу (металл, дерево, кера- мика, стекло, текстиль, эмаль, лаки) мика, стекло, текстиль, эмаль, лаки) 3. По технике выполнения (резьба, роспись, ковка, чеканка, литье, лепка, краже- пись, ковка, чеканка, литье, лепка, краже- в оплетение, ковроткачество, тиснение). в оплетение, ковроткачество, тиснение).

6 Виды декоративно- прикладного искусства Керамика Керамика Резьба и роспись по дереву Резьба и роспись по дереву Ткачество Ткачество Кружево Кружево Вышивка Вышивка Ковка, литье, чеканка Ковка, литье, чеканка Резьба по камню Резьба по камню Резьба по кости Резьба по кости Изделия из стекла Изделия из стекла

7 Самым древним видом украшения является орнамент

8 Традиции народного орнамента

9 ОРНАМЕНТ – (от лат. – украшение) – узор, построенный на ритмичном чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов.

10 По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: 1) ленточный, имеющий семь разных видов симметрии (фриз, бордюр, видов симметрии (фриз, бордюр, кайма); кайма); 2) орнамент в круге (розетка); 3) орнамент в квадратной или прямоуугольной фигуре, сетчатый (может угольной фигуре, сетчатый (может быть семнадцать принципиально быть семнадцать принципиально разных типов сеток, на которых разных типов сеток, на которых располагаются элементы орнам.). располагаются элементы орнам.).

12 Орнамент в круге (розетка) (розетка)

14 Элементы – мотивы древнейших орнаментов Круг Круг Квадрат Квадрат Ромб Ромб Волнистые Волнистые линии линии

15 Роль орнамента в декоре и в культуре Древнего Египта

16 Скарабей Солнечныедиски Пучки цветов лотоса и папируса

17 Вазопись краснофигурного стиля

18 Вазопись чернофигурного стиля

19 Русский народный орнамент - наследие наших предков

20 Прялки и их орнаменты

22 Павловские головные платки

26 Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато- пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.

28 Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декора- тивные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

29 Антропоморфный орнамент Антропоморфный орнамент в качестве мотивов используются мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.

Известно, что природа и искусство тесно взаимосвязаны. Живопись и скульптура основаны на более или менее прямом подражании природе. Орнамент точно также основан на подражании природе и, действительно, для орнамента имеется масса первообразов в природе.

Первообразом для орнамента служат растения, животные, люди и художественные произведения человеческого труда. Каким же образом художник должен преобразовать образец, взятый из природы, в такую форму и цвет, который, в виде орнамента, мог бы соответствовать своему назначению? Что же такое орнамент в сравнении с первообразом в природе? Это есть украшение, исполненное человеческой рукой, преобразованное его фантазией.

Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

Орнамент может быть симметричным или ассиметричным.

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

Стилизация – это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т. п. в ином, применительно только к пластическим искусствам смысле, стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором объект изображения становится мотивом узора.

Вышивка как вид орнаментальной композиции.

Вышивка сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам, бабушек или безымянных мастериц.

Вышивка – это украшение изделий сюжетным изображением или орнаментальным узором иглой вручную или машинным способом при помощи ниток либо других материалов. Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур, у этого искусства многовековая история. В разное время материалом для вышивки служили как драгоценные камни и жемчуг, бисер и бусы, монеты, блестки, ракушки, так и жилы животных, окрашенные или натуральные нити конопли, льна, шелка, хлопка, волос и шерсти. Во все времена вышивка отражала представления и художественные вкусы разных народов, показывала их мастерство и национальное своеобразие.

Гладь — живопись нитками

Самая эффектная техника вышивки, с давней богатой историей. Требует большого терпения и тренировки, но результат получается просто необыкновенный. Огромный плюс вышивки гладью — возможность украсить изящным узором любой текстильный предмет, материал практически не ограничивает рукодельницу.

Для глади схема не нужна тоже, но необходим контурный рисунок. Именно части этого рисунка и заполняет вышивальщица цветными нитками. Делать это нужно аккуратно и с соблюдением живописных принципов смешивания цветов и их плавных переходов, цвета-тени. В глади используется несколько типов швов, вышивальщица должна знать все и умело использовать их.

Одна из разновидностей глади, почти всегда — одноцветной. Рисунок наносится на ткань и каждый его элемент обшивается ровными одинаковыми стежками, как при вышивке гладью. Ришелье предполагает прорезывание и прокалывание ткани с последующей аккуратной обработкой краев. Готовое изделие подобно кружеву, очень ажурное и выгляди необыкновенно нарядно.

Вологодчина в своей северо-восточной части практически не знала войн. Обилие лесов и защищенность многих населенных пунктов болотами и бездорожьем - все это способствовало сохранению в течение неизмеримого ряда веков древнейших форм быта и хозяйства, бережного отношения к вере отцов и дедов, и, как прямое следствие этого - к древнейшей символике, закодированной в орнаментах вышивок, в узорах тканей и кружев. Особый интерес представляет вышивка Тарногского района Вологодской области. Именно в этих краях наилучшей сохранностью обладают традиции орнаментальных схем древнейшего происхождения. Орнаментальными композициями, о которых пойдет речь, украшались лишь сакрально отмеченные вещи.

В разных районах вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета нитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия и несли с собой пожелание счастья и благополучия.

Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры. Расположенная в центре трехчастной сцены или повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична и геометризована, вместо головы - цветок-розетка, а поднятые крючья-руки оканчиваются гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно, руки на поясе, а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат в руках птиц. Если устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежками двустороннего шва, то в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника "набора" с характерными вертикалями прямых линий.

На подзоре XIX века из Сольвычегодского уезда вышиты барсы с поднятыми лапами и процветшим хвостом, чередующиеся с пышными кустами. Образ барса и торжественный строй композиции напоминают об их истоках в средневековом искусстве. Но мастерицы исполнили узор в традициях крестьянской вышивки своего района, для которой характерен шов в мелкий крестик с зернистой рельефной фактурой поверхности.

Мелкая и дробная узорчатость фигур с более строгими крестовидно-ромбическими заполнениями отличает вышивки из Тотемского уезда. Здесь часто вышивали изображения птицы с пышным павлиньим хвостом. На одном из полотенец орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где вокруг павы расхаживают простые птички, и словно от удивления всплеснув руками, стоят геометризованные человечки. Подобный "бытовой жанр" все больше привлекал внимание народных мастеров и находил выражение даже в таких приверженных старине видах искусства как крестьянская вышивка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад является помощником при изучении темы "Орнамент". К данному докладу идет презентация "Искусство орнамента".

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования Свердловской области

Доклад по МОПВД

Колотовкина Анастасия

Болотова Елена Юрьевна

Содержание

2. Стилистические признаки орнамента.

3. Религиозное значение орнамента.

4. Виды орнамента.

4.1. В зависимости от характера мотивов:

Геометрический орнамент.

Растительный орнамент.

Зооморфный орнамент.

4.2. По характеру позиционных схем:

5. Структура орнамента.

6. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.

7. Стилизация природных форм.

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т.п.

Орнамент можно нарисовать графическими материалами и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева, циновки или выковать из металла.

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углубленно.

2. Стилистические признаки орнамента.

Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладает определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеет ярко выраженный эмоциональный характер. Поэтому, можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране (готика, барокко, модерн и др.)

3.Религиозное значение орнамента и его задачи.

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно-выразительным. Свойство орнамента зависит от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. Орнамент помогает подчеркнуть пластические и конструктивные особенности предмета, усилить его образное решение, лучше выявить природную красоту материала. Все это можно при условии гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.

4. Виды орнамента.

Искусство орнамента – сложное, многозначное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освоения. Знакомство с этим искусством предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

Геометрический орнамент.

Может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты, типа меандр, встречающееся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.

Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек, выражал свое представление о мире. Вначале этого были простые, легко запоминающиеся знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат или ромб – поле, волнистая линия – воду.

Растительный орнамент.

Зооморфный орнамент

Изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративное изображение птиц и рыб так же относится к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент.

Комбинированный орнамент

Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных.

По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента:

Ленточный орнамент (фриз, бордюр, кайма).

Имеет семь разных видов симметрии.

Сетчатый орнамент

Может быть 17 принципиально разных типов сеток с элементами орнамента.

Замкнутый орнамент (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.)

5. Структура орнамента.

Очень важен в орнаменте ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности. Ритмическое посторенние в орнаментальной композиции может достигаться за счет различных приемов. Раппортное повторение мотива создает разнообразный ритм.

Раппортом орнамента называется повторяющееся элементы орнамента.

Особая тема – орнамент и симметрия. Казалось бы, искусство и математические закономерности несовместимы, однако орнамент основан на точных расчетах.

Симметрией орнамента в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого. Наиболее простым её видом является зеркальная симметрия.

Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты. Осью симметрии называется линия, при полном обороте вокруг которой происходит неоднократное совмещение орнамента. Ось симметрии проходит через центр композиции узора перпендикулярно его плоскости.

6. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.

Орнамент одного народа может отличаться от орнамента другого, непросто мотивами, цветом, но и самим строем. Основу орнаментальных мотивов, как правило, составляют образы окружающей природы, например, основа многих орнаментов Греции – декоративно переработанные морские волны, пальмовые ветви и лотосы, а у Северных народов – оленьи рога, горы.

Во все времена в орнаменте проходила тема космоса. Символ отражает взаимосвязь человека и природы.

В орнаментах предстает поэтический образ животворящего мира, что очень характерно для искусства народа Сервера и Дальнего Востока, свойственно русскому народному творчеству.

Розетки разных видов – излюбленный орнамент архитектурного декора и прикладного искусства многих стран и народов.

Орнамент со знаком свастики встречался уже в эпоху Неолита, на территории Передней Азии, особенно Ирана. Этот символ был известен с древнейших времен в Европе, на Крите, в Индии. Он символизирует движение солнца по небосводу. Его загнутые концы, могли быть направлены как в одну, так и в другую стороны в зависимости от времени суток.

Любимый древнерусский орнамент, использованный для украшения книг, искусно вплетает фигурки людей, силуэты зверей и птиц в кружевную сетку узора.

Путешественники, побывавшие в странах Востока, рассказывали о таких животных как слон, обезьяна, лев, носорог. Они были популярны в орнаментах на тканях и рельефах Индии. Однако неведомых еще животных русский мастер изображал на основе собственных представлений и фантазий. Так носорог превращался в сказочного единорога. А лев изображался не злым, а добродушным, не редко, он радостно улыбался, чем-то напоминая человека.

Женская фигура с поднятыми вверх руками – это изображение матери земли. Дерево жизни – один из самых популярных мотивов у разных народов мира, например, в мифах Месопотамии упоминается священное дерево, растущее в раю. В Древней Индии священное дерево олицетворяло верховную богиню. В Древнем Египте с культом дерева было связано поклонение женским божествам.

Сочетание живописности со свободной орнаментальной структурой отличает русское искусство от восточных, южных и северных народов. В русском орнаменте присутствует напевность и ритмичность. А так же в нём преобладают растительные формы, например, на кружевах, вышивках, росписях по дереву и металлу модно увидеть изображение цветов, ветвей, листьев и дерево жизни, даже геометрические формы, порой приобретают растительную живость и плавность.

В русском искусстве ярко проявлялась любовь к узорочью. Их особенно отличали разнообразные цветовые решения с преобладанием красного, золотистых и желтых тонов, так же белого, зеленого, синего и голубого.

Орнаменты могут строится на цветовых контрастах или в единой цветовой гамме. Например, в росписях Жостова преобладают мягкие плавные переходы от цвета к цвету, росписи Северной Двины строятся на цветовых контрастах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

Орнаменты могут помещаться в различных местах, причем характер орнамента должен сообразовываться с характером той части объекта, которую он украшает. Таким образом, орнамент (украшение) — это узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов, и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т.д.).

В зависимости от мотивов (мотив - часть орнамента, его главный элемент), орнаменты делятся на несколько групп: геометрический, растительный, зооморфный, каллиграфический и т.д.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов,
многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.


Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.


Каллиграфический орнамент. Состоит из отдельных букв или элементов текста, иногда в сложном сочетании с геометрическими или растительными элементами.


В данной статье говориться об истории происхождения орнамента. Даётся характеристика видам орнаментального декора и его использования.

Орнамент (от лат. Орнаментум — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Исполняемый средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки. Орнамент — это особая область искусства которая интересна по своему историческому происхождению и своему близкому соотношению с другими прекрасными видами искусства.

Орнамент служит украшением предметов прикладного и декоративного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике. На сколько трудно представить себе какой-нибудь архитектурный памятник без орнаментального декора того времени и народа. Общие стилистические, признаки орнаментального искусства определяются особенностями изобразительной культуры данного народа, обладают определённой устойчивостью на протяжении того или иного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. В каждом отдельном случае свойства орнамента зависят также от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. Если внимательно понаблюдать и изучить культуру разных народов мира, то можно заметить, что декорирование имело разное предназначение по своему характеру и строению; так появились мозаика, чеканка, инкрустирование, резьба, декоративное шитьё и др.

Человечество не просто так выдумало это декорирование, каждый узор имел свой смысл, своё предназначение, смотря где и на каком материале он используется. В основе многочисленных видов орнамента чаще всего лежит изобразительное начало: даже многие геометрические мотивы являются, по своему происхождению, стилизованными изображениями реальных предметов. По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространённые разновидности орнамента: орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры), розетты (орнамент, вписанный в круг) и сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором); по изобразительному началу — орнамент растительный, геометрический, тератологический. В искусстве народов Средней Азии и стран Ближнего востока орнамент нередко включает надписи (эпиграфический орнамент). У некоторых народов орнаментальное искусство занимало высочайшие степени развития по сравнению с другими видами искусства.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение. Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива.

Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле. Особенно в народном творчестве орнамент имеет самое широкое распространение в котором отобразилось фольклорно-поэтическое отношение к миру.

Спустя много времени орнаментальные мотивы потеряв свой первоначальный смысл, сохранили декоративную выразительность. Важное значение в развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Зарождение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, и первые его следы запечатлены уже в эпоху верхнего палеолита (35–10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита (7–2 тыс. до н. э.) орнамент достигает большого разнообразия форм и начинает доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура имеет свою систему декоративных знаков, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Изучая элементы и символы традиционного орнамента народов мира мы начинаем понимать мышления наших предков, выявить универсальные черты человеческого разума, раскрыв этим смысл традиционной символики и её роль в сохранении и передаче из поколения в поколение базовых ценностей духовной культуры общества.

Человек стремился украсить свое жилище. И всё-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По представлениям, присущим людям традиционной культуры, причины болезней человека или домашнего скота, порчи продуктов и других житейских неприятностей заключаются в воздействии невидимых сил — враждебных человеку духов окружающего пространства или сознательно наведённого кем-то колдовства. Украшая жилище, одежду, оружие или поверхность сосуда знаками орнамента, тем самым человек будто — бы оберегал свой дом, свою семью от зла. Именно в этом кроется основной смысл традиционного орнамента: он не просто украшает поверхность предмета, но в миниатюре повторяет саму гармонию мироздания, обеспечивая тем самым магическую защиту от сил хаоса.

В искусстве орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: изобразительный орнамент, неизобразительный орнамент, комбинированный орнамент.

Изобразительный орнамент включает в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;

Неизобразительный орнамент— это орнамент образованный из геометрических элементов, абстрактных форм и не имеет конкретного предметного содержания;

Комбинированный орнамент — это сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов с абстрактными формами.

  1. По изобразительным мотивам орнамент классифицируют на растительный, геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т. д.
  2. По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и др.
  3. По народной принадлежности: русский, греческий, китайский и др.
  4. По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контрельефный (небольшое углубление внутрь).

Традиционные орнаменты в свою очередь делятся на несколько видов:

1) геометрический — состоит из ритмически повторяющихся элементов: точек, линий, кругов, спиралей и других геометрических фигур;

2) растительный — составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. д.;

3) зооморфный — включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных;

4) антропоморфный — в качестве основных мотивов используются мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Все виды вышеперечисленных знаков традиционного орнамента несут в себе определённую информацию. Из перечисленных разновидностей орнамента наиболее древним является геометрический, элементы которого получили распространение ещё в эпоху палеолита. Они являются отражением тех базовых структур, которые лежат в основе нашего мира, его знаки символически выражают ключевые идеи устройства мироздания.

  1. Обухов Г. Г. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. -Москва, 1961.
  2. Лоренца Н. Ф. Орнаменты всех времён и стилей. — Санкт Петербург, 1898.

Основные термины (генерируются автоматически): орнамент, знак, изобразительный орнамент, комбинированный орнамент, неизобразительный орнамент, орнаментальное искусство, орнаментальный декор, поверхность предмета, традиционный орнамент, эпоха палеолита.

Похожие статьи

История возникновения орнамента

Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали.

Краткий исторический очерк развития орнамента | Молодой ученый

Орнамент предназначен для украшения различных предметов. Орнамент служит украшением предметов декоративно — прикладного искусства.

Большое влияние на развитие орнаментального искусства оказал орнамент Древней Греции.

Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском.

Композиционная структура орнамента. Характер орнаментальных мотивов. Мотиви орнаментальных композиций.

Орнамент (от латинского ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений. Известный во всем мире математик Г. Вейль назвал орнаментальное искусство.

Особенности обучения студентов выполнению национальных.

Использование традиционных славянских орнаментов в отделке.

Восприятие искусства и формирование предметного образа на.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большего разнообразия форм и стал доминировать.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве.

Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана

Всю поверхность обрабатываемого предмета, покрывает геометрический и растительный орнамент. Самыми популярными и часто используемыми на старых изделиях элементами декора, были надписи, которые выполнялись арабским шрифтом.

История возникновения орнамента

Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали.

Краткий исторический очерк развития орнамента | Молодой ученый

Орнамент предназначен для украшения различных предметов. Орнамент служит украшением предметов декоративно — прикладного искусства.

Большое влияние на развитие орнаментального искусства оказал орнамент Древней Греции.

Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском.

Композиционная структура орнамента. Характер орнаментальных мотивов. Мотиви орнаментальных композиций.

Орнамент (от латинского ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений. Известный во всем мире математик Г. Вейль назвал орнаментальное искусство.

Особенности обучения студентов выполнению национальных.

Использование традиционных славянских орнаментов в отделке.

Восприятие искусства и формирование предметного образа на.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большего разнообразия форм и стал доминировать.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве.

Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана

Всю поверхность обрабатываемого предмета, покрывает геометрический и растительный орнамент. Самыми популярными и часто используемыми на старых изделиях элементами декора, были надписи, которые выполнялись арабским шрифтом.

Читайте также: