Опыление цветка шмелем тип взаимоотношений

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Цель: изучить типы взаимоотношений организмов между собой.

- расширить и углубить знания обучающихся о типах взаимоотношений между организмами;

- повысить усвояемость информации за счёт использования новых компьютерных технологий;

- развить коммуникативную культуру обучающихся;

- воспитать любовь и уважительное отношение к природе, своей малой Родине;

Оборудование и материалы:

- офисные технологии (Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Picture Manager);

- разработка мультимедийной презентации.

Тип урока: информационный. Изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция с элементами эвристической беседы (диалога).

Методы проведения урока: словесные, наглядные.

    Организационно-мотивационный момент.
  1. Изучение нового материала.
  2. Закрепление изученного материала.
  3. Домашнее задание.

Примчание. Данная тема изучается на уроках биологии как в 9, так и в 11 классах. Также этот материал можно использовать и на уроках экологии. Поэтому домашнее задание не прописывается.

Изучение нового материала

1. Вступление учителя

В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. (Cлайд 1.)

2. Знакомство учащихся с целью и задачами урока. (Cлайды 2, 3).

3. Популяции любых организаций, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Положение популяции (или вида) при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния). Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп (слайд 5).

4. Изучать типы взаимоотношений мы будем заполняя таблицу (слайд 6).

5. Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимоотношений.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу.

- нахлебничество (слайд 10,11)

- сотрапезничество (слайд 12)

Потребление остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи.

Разные бактерии перерабатывают разные органические вещества сгнивших растений, а растения потребляют эти минеральные вещества

6. Таковы типы взаимоотношений в природе. Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары может измениться в различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов.

Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость

7. Д/з? (Письменно в тетрадях)

1.Чем можно объяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе?

2. каковы отрицательные последствия уничтожения хищников в природе?

Задания на закрепление и проверку изученного материала

Я привожу ряд заданий, которые учитель может использовать на своё усмотрение, как на уроках, так и при составлении олимпиадных заданий, а так же при подготовке к ЕГЭ

Задание № 1. Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос.

1. Что может быть хуже змей?

Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?

Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов — стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто-то догадался и привез из соседнего района несколько змеек…

2. Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ. Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.

3. Яблонька садовая, чем ты не лесная?

В промышленном садоводстве яблони и груши страдают от многочисленных вредителей — плодожорки, огневки, десятков иных паразитов. Если деревья не обрабатывать специальными инсектицидами, то урожай вообще может погибнуть. Интересно, что эти же деревья, растущие в лесу, практически не подвержены нападению вредителей. Попробуйте объяснить, почему?

Ответ. В естественных условиях растения окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина, мята — эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на

насекомых-вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет.

Задание № 2. Из предложенных вариантов выберите верный.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, - такая форма взаимоотношений называется:

5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:

8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:

1) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

4) человек и виру гриппа.

9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:

10. На рисунке изображены рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.

Взаимоотношения живых организмов

Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ______(А) – умерщвляет другого________(Б) и использует его в качестве пищи, называется _________ (В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ (Г) – умерщвление и поедание себе подобных.

Перечень терминов: 1) паразитизм; 2) симбиоз; 3) каннибализм; 4) хищничество; 5) хищник; 6) жертва; 7) паразит; 8) хозяин.

Здравствуйте, дорогие друзья. Приветствую вас на канале "Дачные истории".

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодняшнюю нашу беседу мы начнем с того, что дадим определение термину "опыление". Рассмотрим его основные типы, а затем определимся, каким образом мы можем помочь нашим огородным культурам принести хороший урожай с помощью искусственного опыления.

Итак, опыление — это процесс переноса пыльцы, образующейся в тычинке (мужской орган), на рыльце пестика (женский орган), то есть, проще говоря опыление — процесс в результате которого происходит оплодотворение семяпочки, из которой впоследствии образуется завязь (зародыш плода).

Говоря простыми словами опыление бывает двух типов: перекрестное опыление и самоопыление.

Перекрестное опыление происходит в случае, когда пестик и тычинка расположены на разных цветках, женские органы отдельно от мужских.

Самоопыление — процесс опыления мужских и женских органов, расположенных на одном цветке.

Казалось бы, при ОБЫЧНЫХ погодных условиях, опыление- это процесс, в котором не требуется постороннее вмешательство (перенос насекомыми пыльцы с одного цветка на другой) происходит быстро и качественно. Однако, так бывает не всегда.

  • Следует учесть, что период времени, в который пестик способен оплодотвориться составляет в среднем 4-6 дней, и именно в это время он должен быть оплодотворен.
  • Высокая влажность и перепады температур негативно влияют на оплодотворение семяпочки.

Высокая влажность.

При высоком уровне влажности пыльца в пыльнике может "склеиться", и самостоятельно высыпаться на пестик в отведённый для оплодотворения срок, ему будет сложно.

Температурный режим.

Температура, комфортная для способности пыльцы к оплодотворению составляет около 30 градусов.При повышении температуры воздуха до 35 градусов, способность пыльцы оплодотворить пестик длится не более суток. При благоприятных температурных условиях такая способность восстанавливается в течение двух недель, сами понимаете, за это время пестики, расположенные в том же цветке потеряют свои репродуктивные функции.

Так же негативно действует на оплодотворяемость и резкое понижение температуры до 9-13 градусов в течение даже непродолжительного времени.

Вот в таких случаях садоводы и должны воспользоваться дополнительными приемами для опыления своих растений.

Время суток, благоприятное для механического опыления: о бычно, дополнительное опыление производят в первой половине дня — до обеда, это обусловлено тем, что в этот период уровень влажности меньше, чем во второй половине дня или вечером. В такой среде пыльце проще высыпаться из пыльника.

Для производственных масштабов используются устройства, создающие дополнительную вибрацию для того, чтобы пыльца просыпалась на пестик.

В домашних условиях некоторые садоводы рекомендуют с той же целью использовать вентилятор, либо потрясти легонько ствол самих растений.

Используют так же при самоопылении цветков томатов специальные стимуляторы типа Бетаксон, Партенокарпин или Паслиний, которые помогают ускоренному прорастанию пыльцевых трубок.

Но, лично я, не р екомендую использовать большое количество химических веществ. Обусловлено это тем, что при их переизбытке томаты могут вырасти неправильной формы.

Мой выбор, проверенный годами практики, и ни разу меня не подводивший, основывается на дополнительном естественном опылении. Он заключается в том, чтобы привлекать на свой участок шмелей.

Изначально, при выборе насекомых для опыления, выбор был сделан в пользу пчел. Но со временем оказалось, что длина их хоботка недостаточна для того, чтобы достать до нектара, и не получив желаемого, эти насекомые больше не возвращаются к таим растениям как томаты . Опыляют томаты в открытом грунте хорошо, только шмели.

При сравнении пчел с другими насекомыми, оказалось, что самые лучшие в этом отношении помощники — шмели. Они имеют длину хоботка достаточную для того, чтобы проникнуть вглубь пыльника, и пробивают его. При этом часть пыльцы они уносят с собой, но основная масса высыпается на рыльце пестика.

Помимо этого шмели более непритязательны в плане погодных условий. За пыльцой, трудяга шмель вылетает при температуре воздуха всего в +2 C, а главное, что даже мелкий дождь, не является ему помехой. Медоносные пчелы покинут улий, только если температура будет выше + 12 С, и на улице не будет дождя.

Поводить опыление шмели могут при температуре воздуха + 35 С и только при более высокой температуре улетают, но в этих условиях опыление уже и так не возможно.

"Работают" шмели по 18 часов в день, и только за один час способны посетить и опылить около 2000 цветов. Многие считают, что пчела самое трудолюбивое насекомое. Во многом, это так. Но, что касается опыления, тут шмели вне конкуренции, у них это получается примерно в 5 раз эффективные.

На дачных участках шмели опыляют множество растений: яблоню, вишню, смородину, малину, землянику, шиповник (все виды из семейства розоцветные), а также подсолнечник.

Биологи утверждают, что особенно нравятся шмелям цветущие растения семейства бобовые, губоцветные, норичниковые, и сложноцветные. А крестоцветные, лилейные и гвоздичные, они посещают только в редких случаях.

Для привлечения шмелей не нужно больших усилий, по своему опыту могу сказать, что достаточно посадить на участке настурцию и мальву, им они очень нравятся. Поэтому для привлечения этих насекомых обязательно посадите данные цветы на своем участке.

У кого есть интерес, или нужно привлечь шмелей, например, на целое поле, можно купить или самому сделать улии для шмелей.

Надеюсь, моя статья оказалась вам полезной, попробуйте и не прогадаете.

Всего доброго и до новых встреч!

Спасибо за интерес к моей статье.

Что бы не пропустить новые статьи, подпишитесь на канал, оставьте комментарий, поставьте лайк, СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.

А.С. Замотайлов, И.Б. Попов, А.И. Белый
Экология насекомых
Краткий курс лекций. – Краснодар: КубГАУ, 2009. – 184 с.

5.2. Экологические связи насекомых с растениями

Экологические связи насекомых с растениями выражаются, в основном, в питании за счет различных частей растений, косвенно также в питании за счет животных-фитофагов и в паразитизме, а в редких случаях в хищничестве некоторых растительных организмов на насекомых. Во многих случаях растения используются насекомыми в качестве убежища от неблагоприятных метеорологических условий, или укрытия от их естественных врагов. Некоторые насекомые могут расселяться по территории с семенами и опавшими частями растений. Известны случаи симбиоза насекомых с одноклеточными грибами и бактериями, живущими в полости тела насекомых.

Значение насекомых для растений определяется питанием на них насекомых, влиянием насекомых на численность и жизненность других растительноядных животных, переносом насекомыми возбудителей заболеваний растений, влиянием насекомых на почвенные процессы. Некоторые растительные организмы, в свою очередь, развиваются непосредственно на насекомых, таковы в частности энтомофторовые и некоторые одноклеточные грибы. Многие бактерии также развиваются за счет насекомых. Есть и высшие насекомоядные растения, способные усваивать белковые вещества. Насекомые помогают расселению растений по территории. Растения и насекомые взаимно обуславливают географическое распространение. Питание насекомых на растениях далеко не во всех случаях относится к антагонистическим отношениям, особенно велико положительное взаимное значение питания насекомых-опылителей, в этом случае создаются симбиотические связи.

Основной вред причиняется насекомыми растениям при их питании, однако, он может происходить и в результате поражения тканей растений яйцекладками самок. Крупные хлопковые цикады приводят в отдельные годы к массовому усыханию вершин растений, перерезая при яйцекладке проводящие сосудистые пучки стеблей. При питании чаще всего совершается перенос возбудителей заболеваний насекомыми. Особенно часто переносится ряд опасных вирусных болезней. Насекомые могут способствовать также заболеванию растений грибными и бактериальными болезнями. Согласно учению академика Е.Н. Павловского, существуют природные очаги трансмиссивных заболеваний. Такими очагами являются места с исторически сложившимся комплексом возбудителей заболеваний, их переносчиков и заражаемых хозяев. Все эти компоненты биоценозов взаимно приспособлены друг к другу, они имеют синхронное развитие, хозяева и переносчики имеют соответствующую подвижность и численность, обеспечивающие постоянные контакты. Примерами заболеваний насекомых грибными болезнями могут служить эпизоотии, вызываемые энтомофторовыми грибами, из важнейших вредителей ими поражаются личинки люцернового листового долгоносика, гусеницы златогузки саранчовые, свекловичный долгоносик. Не меньшее значение имеют бактериальные заболевания насекомых.

В некоторых случаях повреждение растений не связано с питанием на нем насекомых, например, пчелы рода Megachile строят гнезда в готовых полостях тростника, ежевики и ряда других растений с мягкой сердцевиной стебля, выгрызая и вычищая ее. При этом ячейки внутри трубчатой полости они изготавливают из кусочков листьев некоторых растений, вырезая идеально правильные овалы и круги с краю листовой пластинки и изготавливая из них стенки и дно ячеек. За подобную деятельность их называют пчелы-листорезы.

В качестве примера насекомоядных растений можно назвать болотное растение росянку, улавливающее насекомых клейкими выделениями многочисленных желез листа, эти выделения содержат пищеварительные ферменты; водное растение пузырчатку, охотящуюся на водных насекомых, а также большое количество тропических растений, основными из которых можно назвать венерину мухоловку и различные виды непентесов. Как у насекомых по отношению к болезнетворным растительным организмам, так и у растений по отношению к нападению вредящих им насекомых, а также предаваемых ими заболеваний, должны вырабатываться защитные приспособительные реакции. Так у насекомых вырабатывается фагоцитоз к некоторым болезнетворным микроорганизмам. Фагоциты служат для уничтожения инородных органических тел. У некоторых насекомых выявлена секреция бактерицидных веществ. Подобно высшим животным, насекомые обладают гуморальной реакцией – способностью крови вырабатывать антитела, вступающие в реакцию с проникающими в кровь чуждыми белками (антигенами) и их обеззараживающие. Перитрофическая мембрана средней кишки, образующаяся у многих насекомых из выделений кишечника, непроницаема для многих бактерий, поглощаемых вместе с пищей.

С другой стороны, некоторые анатомические черты растений, такие, как толщина кутикулы, опушенность, некоторые физиологические признаки являются адаптациями по отношению к поедающим их насекомым. В последнее время установлено, что у растений, подвергшихся нападению листогрызущих насекомых, энергия дыхания резко увеличивается, а это обеспечивает ускорение восстановительных процессов. Регенерационная способность растений обеспечивающая, более или менее быстрое восстановление объеденных насекомыми листьев, ветвей и корней, несомненно, является защитной реакцией. Для избежания нападения вредных насекомых на растения может иметь значение быстрота созревания. На насекомых оказывают отпугивающее действие фитонциды, выделяемые растениями. Так, например, смешанные посевы вики и чеснока, лука или конопли, меньше страдают от акациевой огневки.

Эволюция цветковых растений и насекомых привела к созданию энтомофилии – опылению цветков насекомыми. Так возникли образование нектара у растений и аромат цветков, привлекающие насекомых, а также строение цветков, удобное для опыления насекомыми, и лепестки цветков, окрашенные в цвета, видимые насекомыми. У насекомых в связи с их питанием нектаром и сбором пыльцы возникло соответствующее устройство хоботка, а у специфических опылителей – особенное строение задних ног и органов чувств. Классическим примером опылительной роли насекомых в жизни растений является завоз красного клевера в Австралию, где не удавалось получить семян этого растения до тех пор, пока туда не были завезены шмели, практически единственные насекомые, способные его опылять. Еще одним примером симбиоза является взаимодействие одного из видов бражников (Sphyngidae) и лианы, произрастающей на Мадагаскаре. Цветки этой лианы имеют очень длинный венчик, что позволяет брать из них нектар и попутно опылять их лишь этому бражнику, хоботок которого достигает 30 см в длину. При этом гусеницы бражника являются монофагами и питаются листьями данной лианы.

Насекомых, не способных к опылению посещаемых ими цветков, называют дистропными, не имеющих специального поведения, необходимого для опыления цветков, но иногда переносящих на себе пыльцу с цветка на цветок, относят к аллотропным, специфических опылителей называют эутропными.

Полезные для растений и насекомых связи устанавливаются тогда, когда они обеспечивают более широкое расселение видов. Разнос семян и спор на поверхности тела животных носит название эктозоохории. С другой стороны, и растения помогают расселению насекомых. В опавшей осенью листве деревьев залегают на зимовку многие насекомые. Уносимые ветром листья могут содержать на себе и находящихся на них насекомых.

Нейтрализм — сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий. Например, белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий.

Протокооперация — взаимовыгодное, но не обязательное сосуществование организмов, пользу из которого извлекают все участники. Например, раки-отшельники и актинии. На раковине рака может поселяться коралловый полип актиния, который имеет стрекательные клетки, выделяющие яд. Актиния защищает рака от хищных рыб, а рак-отшельник, перемещаясь, способствует распространению актиний и увеличению их кормового пространства.

Мутуализм (облигатный симбиоз) — взаимовыгодное сожительство, когда либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя. Например, травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии. Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишечнике травоядных копытных. Они продуцируют ферменты, расщепляющие целлюлозу, поэтому обязательно нужны травоядным, у которых таких ферментов нет. Травоядные копытные со своей стороны предоставляют бактериям питательные вещества и среду обитания с оптимальной температурой, влажностью и т.д.

Комменсализм — взаимоотношения, при которых один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Различают две формы комменсализма: синойкия (квартирантство) и трофобиоз (нахлебничество). Примером синойкии являются взаимоотношения некоторых актиний и тропических рыбок. Тропические рыбки укрываются от нападения хищников среди щупалец актиний, которые имеют стрекательные клетки. Примером трофобиоза служат взаимоотношения крупных хищников и падальщиков. Падальщики, например гиены, грифы, шакалы, питаются останками жертв, убитых и частично съеденных крупными хищниками — львами.

Хищничество — взаимоотношения, при которых один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертва) и использует его в качестве пищи. Например, волки и зайцы. Состояние популяции хищника тесно связано с состоянием популяции жертв. Однако при сокращении численности популяции одного вида жертв хищник переключается на другой вид. Например, волки могут использовать в качестве пищи зайцев, мышей, кабанов, косуль, лягушек, насекомых и т.д.

Частным случаем хищничества является каннибализм — умерщвление и поедание себе подобных. Встречается, например, у крыс, бурых медведей, человека.

Паразитизм — взаимоотношения, при которых паразит не убивает своего хозяина, а длительное время использует его как среду обитания и источник пищи. К паразитам относятся вирусы, патогенные бактерии, грибы, простейшие, паразитические черви и др. Различают облигатных и факультативных паразитов.Облигатные паразиты ведут исключительно паразитический образ жизни и вне организма хозяина либо погибают, либо находятся в неактивном состоянии (вирусы). Факультативные паразиты ведут паразитический образ жизни, но в случае необходимости могут нормально жить во внешней среде, вне организма хозяина (патогенные грибы и бактерии).

Конкуренция — взаимоотношения, при которых организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних. Организмы могут конкурировать за пищевые ресурсы, полового партнера, убежище, свет и т.д. Различают прямую и косвенную, внутривидовую и межвидовую конкуренции. Косвенная (пассивная) конкуренция — потребление ресурсов среды, необходимых обоим видам. Прямая (активная) конкуренция — подавление одного вида другим. Внутривидовая конкуренция — соперничество между особями одного вида. Межвидовая конкуренция возникает между особями разных, но экологически близких видов. Ее результатом может быть либо взаимное приспособление двух видов, либозамещение популяцией одного вида популяции другого вида, который переселяется на другое место, переключается на другую пищу или вымирает.

Конкуренция приводит к естественному отбору в направлении увеличения экологических различий между конкурирующими видами и образованию ими разных экологических ниш.

Аменсализм — взаимоотношения, при которых один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого. Например, ель и растения нижнего яруса. Плотная крона ели препятствует проникновению солнечных лучей под полог леса и подавляет развитие растений нижнего яруса.

Частным случаем аменсализма является аллелопатия (антибиоз) — влияние одного организма на другой, при котором во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности одного организма, отравляя ее и делая непригодной для жизни другого. Аллелопатия распространена у растений, грибов, бактерий.

Физиология растений - наука об организации и координации функциональных систем зеленого растения.

1) Прямые (контактные) взаимодействия между растениями. Примером механического взаимодействияявляется повреждение ели и сосны в смешанных лесах от охлестывающего действия березы. Раскачиваясь от ветра, тонкие ветви березы ранят хвою ели, сбивают легкие молодые иглы. Очень заметно это сказывается зимой, когда ветви березы безлиственны.Растения, живущие на других растениях (на ветвях, стволах деревьев), без связи с почвой, получили название эпифитов,а поселяющиеся на листьях –эпифиллов.

2) Физиологические контактымежду растениями включают паразитизм, симбиоз, сапрофитизм, срастание корней. Паразитизм- наиболее яркий пример прямых физиологических воздействий между растениями, т.е. переход одного из партнеров на гетеротрофный способ питания и существование за счет организма-хозяина. Симбиоза - это сожительство высших растений с бактериями, так называемая бактериотрофия. Встречается симбиоз мицелия гриба с корнем высшего растения, или микоризообразование. Такие растения называютмикотрофными,или микотрофами.

3) Косвенные трансбиотические взаимоотношениямежду растениями (через животных и микроорганизмы).Важная экологическая роль животных в жизни растений состоит в участии в процессах опыления, распространения се,мян и плодов. Опыление растений насекомыми, получившее название энтомофилии,способствовало выработке ряда приспособлений как у растений, так и насекомых.

Читайте также: