Описание вина от сомелье букет

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Важным показателем качества вина является его аромат или букет. Он обусловлен не одним специфическим веществом, а композицией целого ряда компонентов, насчитывающего больше 400 соединений. Он состоит из первичного аромата, приходящего из винограда, к нему добавляется аромат брожения и букет выдержки, обусловленный химическими реакциями, происходящими в процессе созревания виноматериалов.

Тонкий сортовой аромат имеют сорта группы Пино, Рислинг рейнский, Совиньон, Каберне-Совиньон. Более сильный и стойкий аромат у мускатных сортов. Американские сорта винограда (Изабелла, Лидия и др.) имеют навязчивый и приторно-яркий аромат земляники.

Многими учеными установлено, что вещества, отвечающие за аромат винограда, находятся, в основном, в кожице винограда и слоях мякоти, прилегающих к ней. Они входят в состав терпеновых спиртов и вместе со своими производными составляют основу так называемого эфирного масла винограда.

Терпеновые спирты обуславливают аромат мускатных и десертных вин. В винах с законченным алкогольным брожением терпеновые спирты подвергаются существенным изменениям, но их концентрация остается достаточно высокой для восприятия органами чувств.

В процессе брожения под действием дрожжей образуются вторичные продукты, к которым относятся сложные эфиры, высшие спирты, кетоны, ацетали, летучие кислоты и альдегиды. Они являются главными фоновыми компонентами аромата вин, без которых аромат терпеновых спиртов проявляется слабо.

Органы обоняния человека недостаточно чувствительны и по-разному реагируют на разные количества ароматических веществ, поэтому на аромат влияют только вещества, находящиеся в вине в концентрациях выше пороговой.

Пороговая концентрация – это минимальная концентрация вещества, которая может быть зафиксирована с помощью органов нюха. Влияние запаха того или другого вещества в общем аромате выражается с помощью числа аромата. Впервые это понятие ввели ученые из института биохимии им. Баха А. Н. Число аромата – это производное от деления массовой концентрации вещества на его пороговую концентрацию. Вещество принимает участие в формировании общего аромата при значении числа аромата больше единицы.

Терпеновые спирты имеют цветочный аромат. Например, линалоол имеет запах ландыша, гераниол – розы, α-терпинеол – сирени, β-ионон – фиалки. Их массовая концентрация в столовых винах варьирует от 0,01 до 5 мг/дм3, в мускатах – до 10 мг/дм3. Пороговые концентрации терпеновых спиртов находятся в диапазоне 0,5…3,0 мг/дм3.

Сложные эфиры придают вину фруктово-плодовые оттенки. К эфирам, имеющим фруктово-цветочные ароматы, принадлежат изоамилацетат, изоамилбутират, изоамилкаприлат, изобутиллаурат, этилкапринат, этилкаприлат и др.

Пороговые концентрации эфиров разные. Не имеют запаха или обладают слабым запахом этиллактат, диэтилмалат, этилмиристат. В составе средних эфиров жирных кислот преобладает этилацетат (30-200 мг/дм3), обладающий резким запахом фруктовой эссенции. Интенсивный запах дюшеса принадлежит изоамилацетату, содержание которого в винах колеблется от 3 до 85 мг/дм3.

Высшие спирты – бутанолы и пентанолы составляют 85 % всего комплекса сивушных масел, формирующих букет вин и коньяка. Большие концентрации этих спиртов придают вину грубость. А такие ароматобразующие спирты как b-фенилэтанол и n-оксифенилэтанол положительно влияют на вкус и букет вина.

Пороги аромата высших спиртов, имеющих неприятный запах, достаточно высоки (изопропиловый - 2000 мг/дм3, пропиловый - 100- 500 мг/дм3, изобутиловый - 100-200 мг/дм3, изоамиловый - 50-100 мг/дм3), а их содержание в винах незначительно для влияния на аромат. Исключением является изоамиловый спирт. Его массовая концентрация в винах колеблется в диапазоне 100-250 мг/дм3. Высшие спирты, обладающие приятным ароматом (октиловый, доциловый и нониловый), имеют низкие пороговые концентрации (1-5 мг/дм3) и в полной мере могут принимать участие в формировании аромата вина.

Учеными было установлено влияние альдегидов на букет и аромат вин. В состав алифатических альдегидов винограда входят уксусный, пропиловый, масляный, валерьяновый альдегид, гексеналь, гексаналь, цитраль. В концентрированном состоянии они имеют очень резкий запах, а при разведении запах становится приятно-фруктовым. В молодых столовых винах уксусный альдегид не может существенно влиять на аромат вин, так как его число аромата меньше единицы. При концентрациях ацетальдегида выше пороговой вина приобретают тона окисленности, несвойственные группе столовых вин.

В процессе брожения содержание алифатических альдегидов значительно повышается. Он начинает интенсивно накапливаться в начале брожения, потом его концентрация снижается за счет восстановления в этиловый спирт. Поэтому содержание альдегидов всегда будет выше в винах с незаконченным циклом брожения (группа крепких и десертных вин) по сравнению со столовыми винами.

Третья группа веществ букета формируется при созревании и технологических обработках вин. Эти вещества, конечно, характеризуют сам тип вина. Так, в портвейнах, в процессе тепловой обработки с ограниченным доступом кислорода, формируются высокоценные плодово-фруктовые тона и тона сухофруктов.

Технология таких вин как херес и мадера направлена на накопление альдегидов, так как они формируют букет вин и их типичность. Так мадерные (альдегидные) тона развиваются в мадере при тепловой обработке с избытком кислорода, поступающего сквозь поры бочки из воздуха. Иногда мадерные тона сравнивают с каленым орешком миндаля и коньячными оттенками. Хересные дрожжи при производстве хереса накапливают альдегиды, часть которых при выдержке превращается в ацетали. Эти вещества являются главными в формировании неповторимого хересного тона.

Купить букет из бордовых роз

Купить букет из роз с доставкой в Москве

Восхитительные винные тона, богатые и насыщенные, идеальны для создания эффектных цветочных ансамблей для особого повода и особенных людей. Букет в этой цветовой гамме – отличный выбор для человека, который ценит гармоничное сочетание роскоши и естественной красоты. Оттенки вина интересны и разнообразны:

Композиции, выполненные в винных оттенках, выглядят дорого и торжественно. Для создания таких работ наши флористы используют множество интересных декоративных элементов: крупные бусины, блестящие атласные ленты, необычные сухоцветы, украшения из органзы и многое другое. Необычной может быть и упаковка для таких композиций: букеты в винных тонах располагаются в модных шляпных коробках, в резных деревянных или ажурных керамических кашпо и даже в объемных бокалах – как настоящий игристый напиток!

Необходимо знать всего 6 понятий и 7 сортов винограда, чтобы разбираться в вине. И знаете что? Этого действительно достаточно, чтобы самостоятельно идти по жизни. Просто немного понимать ту самую философию вина, с которой все носятся, и продолжать наслаждаться вином, но уже более осознанно.

Участвуйте в нашем бесплатном винном марафоне c виноделами и сомелье.
Подробнее здесь ⇒

Давайте сразу прочитаем что такое стилистика вина от взгляда одного из винных экспертов, Оза Кларка. Всё легко и понятно:

  1. Абсолютно сухие, нейтральные белые — бодрящие, освежающие белые вина, чей букет не заставит вас забыть обо всем на свете. (например, Чаколи/Виньо верде/Пино гриджио)
  2. Бодрые, травянистые белые — резкие и энергичные вина, которые можно любить или ненавидеть, часто обладающие запахом и вкусом крыжовника. (Совиньон блан из Новой Зеландии/ Рислинг)
  3. Насыщенные, ореховые белые — глубокие и довольно плотные, с тонким ореховым и дубовым ароматом, эти вина обычно выдерживаются в дубовых бочках и имеют приятную округлость, контрастирующую с абсолютной сухостью. (Шардоне из Бургундии)
  4. Зрелые белые, с тонами жареных тостов — основные ароматы персиков, абрикосов и тропических фруктов гармонируют с ванильной теплотой и ирисовой глубиной новых дубовых бочек. (Шардоне из Австралии)
  5. Ароматические белые — душистые белые вина, сочетающие экзотическое благоухание с ароматами весенних цветов. (Мускат/Гевюрцтраминер)
  6. Сочное, фруктовое красное вино — освежающее и с восхитительным чистым вкусом. (Мерло)
  7. Шелковистое красное вино, с клубничным оттенком — спелое, душистое вино с ароматами красных фруктов (Пино Нуар).
  8. Насыщенное красное, с черносмородиновым оттенком — красные вина с характерным ароматом черной смородины (Каберне Совиньон).
  9. Пряное, теплое красное — вина с богатым букетом, где сочетается аромат лесных ягод, чёрного перца и шоколада (австралийский Шираз).
  10. Сочное, кисло-сладкое красное — интригующие вина с травянистым оттенком и кисло-сладким вкусом красных фруктов (Кьянти).

Но скажу сразу, что такая необходимость обязательно появится! Пусть не сейчас, вы попьете любимую Вальполичеллу из Италии или Совиньон из Новой Зеландии еще пару лет. Но вино есть вино, однажды эта тема захватывает и больше не отпускает. Просто у всех в своей мере.

. вы попьете любимую Вальполичеллу из Италии или Совиньон из Новой Зеландии еще пару лет. Но вино есть вино, однажды эта тема захватывает и больше не отпускает.

Еще надо помнить о том, что ваш вкус по ходу времени будет меняться, даже если вы того не хотите. И это нормально! Невозможно сразу научиться обожать тончайшие бургундские Пино нуары также, как и невозможно оценить Мишленовский ресторан, если вы любите пюре с котлеткой. Но может случиться так, что неожиданно к котлетке вам подали какой-то необычный соус, вам понравилось. И так незаметно ваш вкус развился и вы уже с любопытством поглядываете на сочетания кулинарии высокой кухни.

Невозможно сразу научиться обожать тончайшие бургундские Пино нуары также, как и невозможно оценить Мишленовский ресторан, если вы любите пюре с котлеткой.

ШЕСТЬ ХАРАКТЕРИСТИК ВИНА

Сухое, - потому что без сахара, а не потому, что не мокрое. Когда идёт ферментация, то дрожжи поедают сахар и поэтому в соке появляется алкоголь. Когда сахар кончился, сок стал сухим вином. А теперь важно следующее

Кислотность. Одни люди любят кислые яблоки, вторые сухие не кислые красные. Оба типа получают удовольствие от яблок. Всё дело в том, “люблю покислее” часто зависит от физиологической особенности человека, от его пониженной или повышенной кислотности в желудке.
Но важно помнить, благодаря кислотности в вине, оно идеально сочетается с едой, хорошо хранится и остаётся свежим. Если ее не будет, вино развалится. Но если совсем не переносите, есть сорта с низкой кислотностью, например Вионье.

Танины. Тут требуется пояснение. Хурма вяжет? Крепкий чай вяжет? Горький шоколад вяжет? Все это обладает дубильными свойствами, т.е. вяжет во рту. Многие вина (простые, недорогие) ужасны из-за своих танинов. А дорогие вина могут быть танинными, но очень мягкими одновременно. Это высший пилотаж, как грань между "быть лёгким на подьем" и "пускаться во все тяжкие".

Баланс. Он очень важен для вина! Приведу пример. Если вино ароматное, яркое, что аж вызывает желание скорее сделать глоток! Вы его делаете и … ничего, нет такой фиерии вкуса, как вы ожидали. Это значит, вино не сбалансировано.

Дубовое. Вино выдерживают в дубе довольно часто, это нужно для пикантности и мягкости вина. Белые вина это про стиль, красные - необходимость. Дуб может дать аромат ванили, кокоса, корицы, сигар, тостов и дымка. Попробуйте уловить какие-то из этих ароматов в следующий раз.

ТРИ КРАСНЫХ СОРТА

Каберне Совиньон

Виноград этого сорта выращивают во всех странах мира, где для его вызревания хватает солнца. И это ключевой момент. Плохие и дешевые варианты Каберне - это всегда не дозревшие вина с грубыми танинами и отчетливой растительностью во рту (паприка, мята, трава). За эту черту отвечают Пиразины.
Вино из него обычно довольно темное, терпкое – с выраженными танинами, но с хорошими фруктовыми нотами, а более дорогие экземпляры отличаются богатыми пряными и дубовыми нотами.


Шираз/Сира

Пино нуар

ЧЕТЫРЕ БЕЛЫХ СОРТА

Шардоне

На мой взгляд, это самый дружелюбный и пластичный сорт винограда. Вино из него можно получить в двух стилях. Первый - не выдержан в бочке, что сделает его свежим и с ароматом яблок, цитрусов и абрикосов. Второй - выдержан в бочке, что сделает вино тягучим и сливочным! Вино будет ощущаться плотным, а бочка даст аромат сливок, тостов, кокосов и ванили!
Аромат будет варьироваться в зависимости от климата: яблоки и цитрусы в прохладном, а персики и экзотические фрукты в жарком.

Совиньон блан

У этого сорта свой уникальный стиль - кислотный, зелёный и хрустящий. Да, из Совиньон блан можно сделать серьёзные и элегантные варианты, но виноделы любят его именно за свежесть и в этом вся прелесть: аромат чёрносмородинового листа, зелёного горошка, цветов яблони и грейпфрута!
Редко, но можно натолкнуться на выдержку вин в бочке, тогда он будет с лёгким ароматом ванили. А иногда, например на его родине в Долине Луара, можно натолкнуться на аромат “пи пи де ша”, или проще аромат “котиков, сделавших пи-пи" в бокале.

Рислинг

Любители вина с тонкой душевной организацией отмечают, что Рислинг это Король среди белых сортов винограда. Родом он из Германии и даже внутри одной страны сложно уловить единый стиль Рислинга. Но что точно о нём стоит знать:

  • отличается пощипывающей яркой кислотностью (пожалуй, самой высокой)
  • может быть лёгким, цветочный, а может быть насыщенным и абрикосовым
  • молекула триметилдигидронафталина (TDN) отвечает за аромат нефти, бензина, резинки в вин после трёхлетнего летнего возраста! Кто-то ненавидит эту черту, а кто-то неуёмный фанат и расстраивается, не найдя аромат бензина в вине.
  • Рислинг можно встретить в варианте от “сухой, как кость”, то есть высушивающий рот, до самых невероятных и сладчайших вариантов, которые кажутся молоком на уста младенца благодаря уравновешенной кислотностью сладости
  • это вина могу жить вечно! Кислотность и сахар - консервант, и открыв вино 50 летнего возраста вы будете молить налить вам еще, потому что ко всей композиции добавятся ароматы тягучей карамели, тофиффи и сладких леденцов.

Гевюрцтраминер

С этим сортом стоит быть аккуратнее. Мускаты – это цветочки, а Гевюрц (так его называют в простонародье) это жирное, сладкое в аромате и удущающие пряностями и розами вино! Это вино не для утончённых натур, но при этом есть в нём что-то манящее.

РОЗОВОЕ vs ОРАНЖ

Розе долгое время не считали и вином вовсе, а оранжи не считают отдельной стилистикой и по сей день.

Розе имеет разные техники изготовления. В основном, это мацерация (настаивание на кожице винограда, представьте чайный пакетик в воде). Если вы подержите вино совсем чуть чуть, 2-3 часа, то вино будет обладать лёгким розовым цветом, приятной кислотностью и ароматом клубники в сливках. Но можно встретить серьёзные образцы: насыщенные вина, перенявшие все прелести красного вина, но без танинов и очень свежие.

Оранжевые же вина сейчас очень популярны. Пошла эта техника из Грузии. Там всегда использовали технику ферментации вина в больших глиняных горшках и с гребнями (веточками), придавая ему характерный аромат сухофруктов, орехов, сена и ромашек. Белое вино, но будто обладающее танинами, что идеально подходит с диким мясом!


САМЫЕ ВАЖНЫЕ СТРАНЫ ДЛЯ ВИНОДЕЛИЯ

Но для многих такой стиль кажется скучным, мол слишком элегантно. Где же наш гудрон в запечённых яблоках или фруктовая граната с перцем?

ФРАНЦИЯ

Страна, в которой есть все стили и виды вин! Красные, белые, сухие, сладкие, коньяки, креплёные, шампанское, сотни игристых, старые методы Ансестраль (дедовский метод изготовления игристого), пряные и спокойные, розовые и нуво. Ну вы поняли. Во Франции всегда можно найти абсолютно идеальную версию вина. Куда не ткни - идеально.

Но для многих такой стиль кажется скучным, мол слишком элегантно. Где же наш гудрон в запечённых яблоках или фруктовая граната с перцем? Потому туда идут: одни в Германию, другие в Австралию.

Франция - это идеал. Дайте себе время, чтобы разобраться и понять такие вина. Поверьте, оно того стоит!


ИТАЛИЯ

Люди, которые любят Итальянское вино, любят и кухню Италии, и образ жизни, культуру, в общем - всё итальянское. Но это только на первый взгляд кажется, что Италия это что-то лёгкое. Если взять вишенку с торта, то такие вина (а) - есть, а (б) очень сложно понять. Возьмём к примеру Бароло. Ох и сложные ж это вина, даже профессионалам нужно время, чтобы начать понимать их. Лучшее это поехать на каникулы в Пьемонт, во время трюфельной охоты и натирать себе в пасту трюфель, наливая Неббиоло (сорт винограда Бароло) в бокал.
В основном, белые итальянские вина - спокойные, лёгкие и для наслаждения где-нибудь у озера. Красные же приятно горьковатые, сочнофруктовые и с хорошей кислотностью. Южные варианты более насыщенные, но всё равно манящие! Такие вина идеально с едой, в общем - часто запивательные.


Испания

Страна Риохи, Хереса и игристой Кавы - суперразношёрстные, но такие прекрасные. Вина Испании про тёплоту и душевность. Сразу хочется достать книжку и обняться с любимым.



Германия

Абсолютнейшая противоположность. Это холодная страна и стиль местных вин строг, тонок, безукоризненно прекрасен и на грани. Много великих белых вин (вспоминаем Рислинги) вин,м прекрасно подходящих под разную кухню - от сашими до свинины с капустой.

Австралия

Жаркая страна, в винах много солнца, они яркие, сочные, пряные и терпкие. Австралию просто любят и точка!

США

Эта страна прославилась своими винами в 70х годах. Начинала как страна Нового Света, а сейчас превращается в конкурентоспособную Европе историю! Тут можно повстречать много великих Шардоне, Каберне совиньонов и Ширазов.

ЮАР

Страна, замахнувшаяся по стилю на Францию и крепко держит свои позиции. Но лучшие экземпляры пока остаются только внутри страны. Ждём!

Каждую страну сомелье может узнать вслепую в бокале, просто опустив нос и попробовав. Для этого эти люди тренируют свои носы, как мышцы! Интересно, что так вино становится гораздо честнее, потому что не видно цены или бренда, значит нет ожиданий, значит честно.

Думаю, на этом мы завершим. Оставим всё самое интересное на потом, а пока этих знаний ну более чем достаточно, чтобы пить разумно и иногда блистать ими в кругу друзей и просто начать уже пить разное и интересное. Кстати, если вы всё еще верите в порошковое вино, посмотрите наш выпуск на YouTube (см. ниже).

Помните, вино это не просто, но безумно интересно!

Участвуйте в нашем бесплатном винном марафоне c виноделами и сомелье.
Подробнее здесь ⇒

Но что же тогда делать? Может быть, просто не обсуждать вкусы и ароматы? Есть и такой способ. Выбирая другие способы коммуникации, можно прекрасно обойтись и без этого. Но мне бы лично не хотелось лишать вино его органолептических свойств, тем более что есть более аккуратный способ их обсуждения. На самом простом уровне можно понять и даже объяснить, чем сухое вино отличается от сладкого, высокая кислотность от низкой, фруктовые ароматы от дрожжевых. Без обсуждения каудалей послевкусия и тонов околоплодника.

Даже сами профессионалы между собой уже давно привыкли пользоваться более емкими терминами и уделяют внимание лишь самым важным характеристикам. Если вы посмотрите на структуру органолептического анализа любой из известных школ (WSET, CMS или классические французские подходы), то насчитаете там порядка 15–20 характеристик, которые описывают свойства вина. При желании можно нарисовать и больше, но для понимания и практического применения путь упрощения удобнее, чем путь усложнения.


WSET 0

Задумываясь над тем, как я сам лично воспринимаю вина, я пришел к выводу, что все вина можно поделить на определенные стили. Таким образом легче представить их органолептическое разнообразие и учитывать его при, например, составлении винной карты. Чтобы было понятнее, давайте уже перейдем к этим стилям.

Стили белых вин

Таблицы стилей – удобный инструмент для работы с органолептическими характеристиками. Я использую его для тренировки слепых дегустаций, для выстраивания гастрономических сочетаний и для работы с винными картами.

картинка

Как это работает?

Для визуализации стилей я использую графические символы, в которых учитывается характер букета (цвет), свежесть-кислотность вина (ширина основания фигуры) и его ароматичность (ширина верха фигуры). Округлые формы символизируют выдержку на осадке и/или в дубе.

Почему это именно таблица, а не список? Начнем с нижнего левого угла.

1. Легкие нейтральные

У этого стиля, как и некоторых других, есть более удобное, но менее официальное название: вода с лимоном. Главные особенности этих вин – высокая кислотность и относительно нейтральный букет. Обычно это вина из регионов с прохладным климатом, сделанные из неароматичных с­ортов винограда.

Похожим образом ведут себя Muscadet и Gavi при условии, что это не премиальные образцы.

2. Легкие фруктовые

Самый яркий пример – коммерческий пино гриджо. Сам стиль я даже иногда называю Pinot Grigio style. В Италии вообще любят вытянуть из не сильно ароматичных сортов такую вот фруктовую составляющую, поэтому огромное количество сортов, в том числе автохтонных, могут быть исполнены в этой стилистике. Стоит отметить, что стили жестко не привязаны к сортам, так как они далеко не всегда проявляют себя в вине одинаково, поэтому далеко не все пино гриджо относятся к Pinot Grigio style. Зато некоторые австрийские грюнеры (Grüner Veltliner) вполне сюда подходят.

© Anton Mislawsky/Unsplash

3. Очень ароматные

4. Свежие травянистые

© Семён Кузьмин

5. Округлые средние

Шардоне, сорт-хамелеон, довольно часто здесь оказывается, если в нем не выражена явно выдержка в дубе.

6. Оранжевые

Да, это те самые, модные сейчас белые вина, произведенные при длительном контакте с кожицей. Это позволяет им обладать более ярким букетом, насыщенным телом и танинами. Кто-то возразит, что эти вина могут очень сильно отличаться и нельзя их сужать до одной категории. Но мы помним, что наша задача – упрощать, а не усложнять. Отталкиваться будем от танинов, как от главной определяющей характеристики. Если хочется учитывать разнообразие, то вы можете перемещать положение вина внутри квадратика моей таблицы. Так более аккуратные и сбалансированные вина будут стоять на границе с пятой ячейкой, а откровенно танинные и темные в цвете справа. Мир до сих пор не договорился, как называть эти вина, и вычислить их по названию или этикетке не так легко. Значительным поставщиком и послом этого стиля выступает Грузия, где в большинстве случаев упоминание квеври (амфоры) в любом виде намекает, что, помимо использования этой емкости, вино долго находилось в контакте с кожицей (часто и с гребнями). Такие вина делают по всему миру, интерес проявляют даже отечественные виноделы, но особое место занимают виноделы и­тальянского Фриули и соседней Словении, которые в большей степени способствовали популяризации этого стиля.

© Константин Глумер

7. Кислотные и ароматные

8. Плотные и ароматные

Не самый популярный зверь, но очень интересный. Это вариант развития предыдущего стиля в сторону большей плотности и богатства. Часто акцент в этих винах смещается с кислотности в тело и аромат. Это происходит, когда потенциально-ароматичные сорта выдерживают в дубе, используют виноград высокой спелости (часто с легким касанием ботритиса) или и то и другое вместе. Классические примеры: выдержанное белое Бордо (весь Pessac-Léognan), топовые рислинги и грюнеры (обычно с отдельных виноградников, всякие немецкие GG и смарагды из Вахау). Сюда же можно отнести премиальное вионье и некоторые ассамбляжи на его основе.

Модный сейчас шенен блан имеет очень много воплощений и умудряется залезть чуть ли не в каждую ячейку таблицы стилей, но его лучшие сухие образцы тяготеют именно к этому стилю.

9. Плотные и маслянистые

С удивлением для самого себя могу отметить, что для выполнения этой задачи я активно задей­ствовал российские вина, которые к 2020 году вышли на заметно новый качественный уровень.

Чек-лист по белому

Хорошая винная карта должна учитывать баланс стилей. Это не означает, что в ней все категории должны быть представлены равноценно, но позволяет проверить, под каждый ли вкус есть хотя бы одно вино и нет ли перекосов, например, в бокальных позициях. Мнимое разнообразие в карте часто дости­гается использованием вин из разных стран и сортов винограда, но на деле все они могут относиться к одному-двум стилям, которые попадают во вкус автора винной карты.

Читайте также: