Описание картины врубеля цветы в синей вазе

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Когда цветет сирень, понятно: так природа встречает лето. Провожает его - рябина со своими ярко-красными горькими плодами. Как два верстовых столба по краям лета, сирень и рябина, обрамляют его: одна - в начале, другая - в конце. И в сирене, и в рябине поэты и художники находят образы человеческой жизни и судьбы.


Рябина - ее результат, ее горечь, а сирень - жизнь, пьянящая и манящая, душистая и обещающая, молодость, любовь, свежесть и ожидание счастья. Она пленяет девственной красотой и таинственностью, но только на миг, ее волшебство тает так же быстро, как первый снег. Есть древнегреческий миф о сирени.


Жила в давние времена прекрасная нимфа Сиринга, в которую влюбился бог Пан, друг бога Диониса. Но Пан был настолько страшным, что даже повитухи при его рождении испугались: он родился с рогами, ногами и бородой козла. Мать от страха бросила младенца на произвол судьбы и убежала. Его отец, Гермес, пожалел сына и принес его к богам на Олимп. Там его полюбили.


Но Пан захотел вернуться на землю и стал жить в лесу, ублажая лесных жителей своей игрой на свирели. И все бы хорошо, но однажды он встретил прекрасную нимфу Сирингу, в которую без ума влюбился. Увидев нимфу на охоте в своем лесу, он был покорен ее красотой и пошел за ней, чтобы сказать, какая она красивая.


Но гордая и капризная нимфа, давшая клятву оставаться целомудренной, потому что считала, что никто не достоин ее красоты, увидев козлобородого Пана, бросилась от него бежать. Когда Пан был совсем близко, она увидела речку и взмолилась речным богам, чтобы те ее спрятали. Боги превратили девушку в тростник, который получил название сирени.


Несчастный влюбленный Пан от горя и желания не расставаться с возлюбленной, сделал из нескольких тростиночек куста сирени свирель, которая напоминала ему о прекрасной нимфе.


По форме она была похожа на трубочки цветков сирени. Трубочку он так и назвал - Сиринга, которая в народе получила название флейты Пана (syrinx по-гречески - «трубка). Сиринга стала символом безмятежной радости, чистоты и идиллии.


В этом мифе – вся правда о сирени-Сиринге, таинственном образе романтической веры в воздушную мечту, фантом, выдуманный мир, который никогда не сбывается и рассеивается, как мираж, как только к нему приближаешься.

Не случайно цветет сирень белым, синим, лиловым и фиолетовым – цветами мечты, тайны и загадочности.


Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу.


Куст Врубель писал с натуры, но сказочная идея рождения живого из неживого, воплощения души природы в осмысленный образ, была подсказана ему его фантазией. Картина – воплощение древнегреческого мифа о Сиринге, только наоборот.


Здесь он увидел заросли сирени во всей ее цветущей красоте. Так возникла идея, которую он воплотил в самой сложной своей картине. Михаил Врубель пытался высказать в ней свою философию и свое творческое кредо: художник должен каждый раз стремиться преодолеть видимость формы, прорваться сквозь нее к смыслу.


Главное - стремление, процесс преодоления. Поэтому на картине процесс воплощения души в человеческий образ-смысл еще не завершен. Завершение будет означать смерть, т.к. дальше завершения движения нет. Но в мире процесс воплощения никогда не заканчивается. Возникают бесконечные острова смыслов, порождаемые каждым человеком из хаоса Бытия снова и снова.


Сирень завораживает и очаровывает не только художников, но и поэтов. Она вызывает у них самые разные ассоциации, но в основном жизнеутверждающие, восторженные, любовные. Привожу в заключение только самые-самые понравившиеся любимых поэтов.


Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной - в улетающий день.
Раздышались цветы - и на тёмный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
(Александр Блок)

Клонясь под волнами ветров,
Сирень глядит в мое окно,
Она моих не слышит слов,
Ей все равно, ей все равно.
Ни снов и радостей и бед,
Она, смеясь, стучит в стекло,
В ней вовсе состраданья нет,
Ей все равно, ей все равно.
Она беспечна и нежна,
В ней есть и солнце и тепло,
Но не поймет меня она,
Ей все равно, ей все равно.
Опять настанет новый день,
И все, что было, то прошло,
Тебе ведь нравится сирень,
И все равно, и все равно
(Николай Гумилёв)

Положим,- гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И черные зерна слепней.
И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела.
Далекая молодость в сотах,
Седая сирень расцвела!
Уж где-то телеги и лето,
И гром отмыкает кусты,
И ливень въезжает в кассеты
Отстроившейся красоты.
И чуть наполняет повозка
Раскатистым воздухом свод, -
Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывет.
И тучи играют в горелки,
И слышится старшего речь,
Что надо сирени в тарелке
Путем отстояться и стечь.
(Сирень, Б.Пастернак )


Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень всё лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, -
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
(Импрессионизм, О.Мандельштам)

Прекрасное описание картины!

Светлана! Ваш комментарий удивительно точно дополняет мой текст и является очень красивым описанием этой замечательной картины! Спасибо за такой чистый русский язык, за слог и стиль, это меня тронуло!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Цветы в синей вазе

Увеличить

  • Название: Цветы в синей вазе
  • Художник: Врубель Михаил
  • Музей: Украина. Киевский музей русского искусства
  • Артикул: 8412

Купить картину или постер "Цветы в синей вазе", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.

Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными красками и максимально приблизят копию к оригиналу.

Заказать репродукцию "Цветы в синей вазе" можно на подрамнике или в багетной раме, а так же без оформления.

СИНИЙ ЦВЕТ (др.русск. синь; др.инд. cyamás — "черный, темный"; финск. sini — "синий"; родственно — "сиять, си́вый") — один из семи основных тонов спектра, или хроматического ряда.

Синий является холодным тоном и одним из трех основных цветов, так называемой "трехцветки" (красный, желтый, синий). Дополнительным к синему является желто-оранжевый полутон.

Синий — один из самых любимых цветов в искусстве, отличается многообразной символикой. Это цвет неба, небесной лазури. В отличие от голубого синий тон обладает предельной насыщенностью и пространственностью (глубиной). Поэтому созерцание синего в вышине неба рождает необычайные ощущения. Живописец П. Сезанн говорил, что синий цвет "создает вибрацию". Относительно музыкальной шкалы тонов синий обычно сопоставляют с нотой "ля", а в каббалистике — со звуком, который дает буква "у" (долгое).

В Средневековье синий цвет считали символом любви и верности. Синий цвет неба в сочетании с красным цветом крови дает фиолетовый — "цвет молитвы". Синий настраивает на глубокие размышления (зеленый успокаивает, красный возбуждает, а желтый раздражает). Мадонну чаще всего изображают в плаще синего цвета.

Наиболее полно символика синего проявилась в конце XIX — начале XX в.

, в поэзии и живописи. Синий, как и фиолетовый, — цвет романтиков, влюбленных в неведомое. Это цвет таинственной "Души мира".

Ван Симэн. Горы и реки на тысячу ли (Шелк)

Синий цвет в живописи

Эль Греко. Мария Магдалина

Синий цвет в живописи

Хе́ндрик А́веркамп. Рыбаки в лунном свете

Синий цвет в живописи

Ян Вермеер. Молодая женщина с кувшином воды

Синий цвет в живописи

Клод Моне. Впечатление

Синий цвет в живописи

Odilon Redon. The Beacon

Синий цвет в живописи

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь

Синий цвет в живописи

Константин Сомов. Дама в голубом

Синий цвет в живописи

Поль Сезанн. Натюрморт с голубой вазой

Синий цвет в живописи

Франц Марк. Башня Синего коня

Синий цвет в живописи

Микало́юс Чюрлёнис. Сотворение мира

Синий цвет в живописи

Фридрих Карл Фриске. В синем платье

Синий цвет в живописи

Марк Шарал. Художник в Луна

Синий цвет в живописи

Александр Дейнека. Парашютист над морем

Синий цвет в живописи

Чжао Чжицян. Натюрморт

Синий цвет в живописи

Myoe Win Aung

Синий цвет в живописи

Джулия Брайт. Лето

Синий цвет в живописи

Энн Мортимер. Натюрморт

Синий цвет в живописи

David Lobenberg

Синий цвет в живописи

Larry P. Preston. Lemon with China

Синий цвет в живописи

Кристиан Гранью. Синий велосипед

Синий цвет в живописи

Любовь Лесохина. Синий цвет

Статья взята отсюда. Картины - из интернета.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Плафоны отличает возвышенный строй образов, унаследованный Врубелем от академической школы. Он всегда восхищался совершенством природы, особенно цветами, в которых видел живые драгоценности. Цветы — символ вечной, нетленной красоты природы — у Врубеля получают поэтическое воплощение.

Пышный букет белых хризантем на центральном плафоне вознесен вверх, к таинственным сумрачным небесам. Торжественной ночной мелодии вторят пронзающие небо темно-красные гладиолусы. Расцветшие бутоны роз дополняют эту великолепную картину цветочного царства. Компоновка цветов с далекими облаками, замыкающая композицию триптиха, усиливает тему величия природы и торжественность звучания. Девять роз — темно-бордовые, желтые и розовые — венчаются в правом медальоне цветком бегонии с широкими темно-зелеными листьями. В левом плафоне над букетом роз царят лилии. Их экспрессивно-выразительная форма, хрустальная прозрачность и утонченность лепестков знакома нам и по другим врубелевским произведениям.

Художник обращается к любимой им теме ночи. В наступающих сумерках преображается, становится таинственным сад. Вазы, наполненные цветами, и брошенная на перила темно-зеленая драпировка (возможно, плащ) вызывают в воображении сцену встречи Ромео и Джульетты в саду Капулетти.

Читайте также: