Описание картины врубеля цветы в синей вазе
Добавил пользователь Alex Обновлено: 18.09.2024
Когда цветет сирень, понятно: так природа встречает лето. Провожает его - рябина со своими ярко-красными горькими плодами. Как два верстовых столба по краям лета, сирень и рябина, обрамляют его: одна - в начале, другая - в конце. И в сирене, и в рябине поэты и художники находят образы человеческой жизни и судьбы.
Рябина - ее результат, ее горечь, а сирень - жизнь, пьянящая и манящая, душистая и обещающая, молодость, любовь, свежесть и ожидание счастья. Она пленяет девственной красотой и таинственностью, но только на миг, ее волшебство тает так же быстро, как первый снег. Есть древнегреческий миф о сирени.
Жила в давние времена прекрасная нимфа Сиринга, в которую влюбился бог Пан, друг бога Диониса. Но Пан был настолько страшным, что даже повитухи при его рождении испугались: он родился с рогами, ногами и бородой козла. Мать от страха бросила младенца на произвол судьбы и убежала. Его отец, Гермес, пожалел сына и принес его к богам на Олимп. Там его полюбили.
Но Пан захотел вернуться на землю и стал жить в лесу, ублажая лесных жителей своей игрой на свирели. И все бы хорошо, но однажды он встретил прекрасную нимфу Сирингу, в которую без ума влюбился. Увидев нимфу на охоте в своем лесу, он был покорен ее красотой и пошел за ней, чтобы сказать, какая она красивая.
Но гордая и капризная нимфа, давшая клятву оставаться целомудренной, потому что считала, что никто не достоин ее красоты, увидев козлобородого Пана, бросилась от него бежать. Когда Пан был совсем близко, она увидела речку и взмолилась речным богам, чтобы те ее спрятали. Боги превратили девушку в тростник, который получил название сирени.
Несчастный влюбленный Пан от горя и желания не расставаться с возлюбленной, сделал из нескольких тростиночек куста сирени свирель, которая напоминала ему о прекрасной нимфе.
По форме она была похожа на трубочки цветков сирени. Трубочку он так и назвал - Сиринга, которая в народе получила название флейты Пана (syrinx по-гречески - «трубка). Сиринга стала символом безмятежной радости, чистоты и идиллии.
В этом мифе – вся правда о сирени-Сиринге, таинственном образе романтической веры в воздушную мечту, фантом, выдуманный мир, который никогда не сбывается и рассеивается, как мираж, как только к нему приближаешься.
Не случайно цветет сирень белым, синим, лиловым и фиолетовым – цветами мечты, тайны и загадочности.
Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу.
Куст Врубель писал с натуры, но сказочная идея рождения живого из неживого, воплощения души природы в осмысленный образ, была подсказана ему его фантазией. Картина – воплощение древнегреческого мифа о Сиринге, только наоборот.
Здесь он увидел заросли сирени во всей ее цветущей красоте. Так возникла идея, которую он воплотил в самой сложной своей картине. Михаил Врубель пытался высказать в ней свою философию и свое творческое кредо: художник должен каждый раз стремиться преодолеть видимость формы, прорваться сквозь нее к смыслу.
Главное - стремление, процесс преодоления. Поэтому на картине процесс воплощения души в человеческий образ-смысл еще не завершен. Завершение будет означать смерть, т.к. дальше завершения движения нет. Но в мире процесс воплощения никогда не заканчивается. Возникают бесконечные острова смыслов, порождаемые каждым человеком из хаоса Бытия снова и снова.
Сирень завораживает и очаровывает не только художников, но и поэтов. Она вызывает у них самые разные ассоциации, но в основном жизнеутверждающие, восторженные, любовные. Привожу в заключение только самые-самые понравившиеся любимых поэтов.
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной - в улетающий день.
Раздышались цветы - и на тёмный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
(Александр Блок)
Клонясь под волнами ветров,
Сирень глядит в мое окно,
Она моих не слышит слов,
Ей все равно, ей все равно.
Ни снов и радостей и бед,
Она, смеясь, стучит в стекло,
В ней вовсе состраданья нет,
Ей все равно, ей все равно.
Она беспечна и нежна,
В ней есть и солнце и тепло,
Но не поймет меня она,
Ей все равно, ей все равно.
Опять настанет новый день,
И все, что было, то прошло,
Тебе ведь нравится сирень,
И все равно, и все равно
(Николай Гумилёв)
Положим,- гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И черные зерна слепней.
И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела.
Далекая молодость в сотах,
Седая сирень расцвела!
Уж где-то телеги и лето,
И гром отмыкает кусты,
И ливень въезжает в кассеты
Отстроившейся красоты.
И чуть наполняет повозка
Раскатистым воздухом свод, -
Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывет.
И тучи играют в горелки,
И слышится старшего речь,
Что надо сирени в тарелке
Путем отстояться и стечь.
(Сирень, Б.Пастернак )
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень всё лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, -
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
(Импрессионизм, О.Мандельштам)
Прекрасное описание картины!
Светлана! Ваш комментарий удивительно точно дополняет мой текст и является очень красивым описанием этой замечательной картины! Спасибо за такой чистый русский язык, за слог и стиль, это меня тронуло!
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Увеличить
- Название: Цветы в синей вазе
- Художник: Врубель Михаил
- Музей: Украина. Киевский музей русского искусства
- Артикул: 8412
Купить картину или постер "Цветы в синей вазе", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.
Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными красками и максимально приблизят копию к оригиналу.
Заказать репродукцию "Цветы в синей вазе" можно на подрамнике или в багетной раме, а так же без оформления.
СИНИЙ ЦВЕТ (др.русск. синь; др.инд. cyamás — "черный, темный"; финск. sini — "синий"; родственно — "сиять, си́вый") — один из семи основных тонов спектра, или хроматического ряда.
Синий является холодным тоном и одним из трех основных цветов, так называемой "трехцветки" (красный, желтый, синий). Дополнительным к синему является желто-оранжевый полутон.
Синий — один из самых любимых цветов в искусстве, отличается многообразной символикой. Это цвет неба, небесной лазури. В отличие от голубого синий тон обладает предельной насыщенностью и пространственностью (глубиной). Поэтому созерцание синего в вышине неба рождает необычайные ощущения. Живописец П. Сезанн говорил, что синий цвет "создает вибрацию". Относительно музыкальной шкалы тонов синий обычно сопоставляют с нотой "ля", а в каббалистике — со звуком, который дает буква "у" (долгое).
В Средневековье синий цвет считали символом любви и верности. Синий цвет неба в сочетании с красным цветом крови дает фиолетовый — "цвет молитвы". Синий настраивает на глубокие размышления (зеленый успокаивает, красный возбуждает, а желтый раздражает). Мадонну чаще всего изображают в плаще синего цвета.
Наиболее полно символика синего проявилась в конце XIX — начале XX в.
, в поэзии и живописи. Синий, как и фиолетовый, — цвет романтиков, влюбленных в неведомое. Это цвет таинственной "Души мира".
Ван Симэн. Горы и реки на тысячу ли (Шелк)
Эль Греко. Мария Магдалина
Хе́ндрик А́веркамп. Рыбаки в лунном свете
Ян Вермеер. Молодая женщина с кувшином воды
Клод Моне. Впечатление
Odilon Redon. The Beacon
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь
Константин Сомов. Дама в голубом
Поль Сезанн. Натюрморт с голубой вазой
Франц Марк. Башня Синего коня
Микало́юс Чюрлёнис. Сотворение мира
Фридрих Карл Фриске. В синем платье
Марк Шарал. Художник в Луна
Александр Дейнека. Парашютист над морем
Чжао Чжицян. Натюрморт
Myoe Win Aung
Джулия Брайт. Лето
Энн Мортимер. Натюрморт
David Lobenberg
Larry P. Preston. Lemon with China
Кристиан Гранью. Синий велосипед
Любовь Лесохина. Синий цвет
Статья взята отсюда. Картины - из интернета.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Плафоны отличает возвышенный строй образов, унаследованный Врубелем от академической школы. Он всегда восхищался совершенством природы, особенно цветами, в которых видел живые драгоценности. Цветы — символ вечной, нетленной красоты природы — у Врубеля получают поэтическое воплощение.
Пышный букет белых хризантем на центральном плафоне вознесен вверх, к таинственным сумрачным небесам. Торжественной ночной мелодии вторят пронзающие небо темно-красные гладиолусы. Расцветшие бутоны роз дополняют эту великолепную картину цветочного царства. Компоновка цветов с далекими облаками, замыкающая композицию триптиха, усиливает тему величия природы и торжественность звучания. Девять роз — темно-бордовые, желтые и розовые — венчаются в правом медальоне цветком бегонии с широкими темно-зелеными листьями. В левом плафоне над букетом роз царят лилии. Их экспрессивно-выразительная форма, хрустальная прозрачность и утонченность лепестков знакома нам и по другим врубелевским произведениям.
Художник обращается к любимой им теме ночи. В наступающих сумерках преображается, становится таинственным сад. Вазы, наполненные цветами, и брошенная на перила темно-зеленая драпировка (возможно, плащ) вызывают в воображении сцену встречи Ромео и Джульетты в саду Капулетти.
Читайте также: