Описание картины маслом цветы

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

В России натюрморт долгое время не считали достойным внимания и использовали лишь при обучении для оттачивания художественных навыков. Все изменилось в начале XX века, когда меценаты стали ввозить в страну картины из Франции. Натюрморты импрессионистов вызвали живой интерес у русских художников, что привело буквально к повальному выбору этого жанра многими знаменитыми живописцами от реалистов до абстракционистов.

Натюрморты великих русских художников — на пути перемен

Наверное, было бы странно, если бы все русские живописцы взялись рисовать классические натюрморты, красиво выкладывая на столе предметы, скрупулезно обеспечивая фон и правильное освещение. Поскольку каждый мастер работал в своем направлении и манере, это привело к рождению на свет и самых необычных картин-натюрмортов. Посмотрим, как это проявилось у художников разных стилей.

Натюрморты русских импрессионистов, реалистов и модернистов

Яркое наложение импрессионизма на неодушевленные предметы прослеживается и в работах А. Арапова. Размывая фон и избавляя зрителей от необходимости всматриваться в детали, художник сосредотачивается на эмоциях. Мы не увидим на его полотнах тончайшей прорисовки цветков или предметов, но без труда наполнимся эмоцией радости и ощутим дыхание жизни в его ярких работах.

К. Коровин. Натюрморт с портретом В.В. Перцовой. 1916 г.

Художник-реалист Н. Богданов-Бельский использовал богатые композиции, в каждой из которых любой детали и цветовому решению уделяется максимум внимания, что делает натюрморт очень живописным.

Н. Богданов-Бельский. Пасхальный натюрморт. Начало XX века

У представителя модерна Н. Сапунова цветочные композиции буквально стали частью его жизни. Он создавал многочисленные композиции из ваз и букетов или одних цветов, которые могли словно узоры заполнять все полотно его картин. Отсюда и разнообразие работ, которые помогают зрителю глубоко почувствовать красоту и грандиозность момента, пережитого художником. Его натюрморты по большей части лишены прорисовки деталей, что помогает зрителю больше погрузиться в чувства, нежели в обдумывание сюжета.

Художник-реалист Б. Кустодиев при написании натюрмортов продолжал следовать своему живописному видению. Он любил рисовать отдельные букеты, создавал определенные композиции предметов или органично вписывал неодушевленные объекты в естественную среду. Многие его работы этого жанра очень реалистичны и детализированы.

Натюрморты русских абстракционистов

В. Баранов-Россине. Натюрморт с цветами и фруктами. 1915 г.

В. Баранов-Россине. Натюрморт со стулом. 1911 г.

В. Рохлина. Натюрморт с яблоками

Натюрморты русских экспрессионистов

Экспрессионисты, как и импрессионисты, были сосредоточены на передаче чувств, причем им важен был максимальный накал этих чувств. Одним из художников, который создал в этом стиле множество натюрмортов, стал А. Явленский. Изучая его живопись, мы увидим яркие тона, часто несочетаемые друг с другом, угловатые формы, толстую черную обводку и искаженные очертания. Такие работы побуждают зрителя отойти от рассматривания, сравнения и оценивания и переключиться на переживание эмоций.

Наиболее сильно эмоции проявились в работах Х. Сутина. Реалистичные ужасающие туши животных или мрачные цветы в темных тонах многих заставят содрогнуться. Его работы неспроста вызывают такой эффект, так как они выстраданы всей его тяжелой жизнью. Сутин голодал настолько, что порой по ночам стучал соседям и клянчил хотя бы кусок хлеба, но когда ему что-то давали, терзаемый жутким голодом вначале рисовал натюрморт и только потом позволял себе съесть скудную еду. Но страдания в конце концов оправдали себя, так как и сегодня его натюрморты никого не оставляют равнодушным и уходят с аукционов за огромные деньги.

Мы рассмотрели далеко не всех русских мастеров, которые пробовали себя в новом для них жанре натюрморта. Интересные композиции неодушевленных предметов встречаются также у М. Ларионова, П. Кузнецова, Л. Поповой, Р. Фалька, В. Шухаева и некоторых других живописцев.

Нетипичные натюрморты самых известных русских художников

Если многие русские художники занимались натюрмортами регулярно и преследовали свои изобразительные цели, то некоторые именитые мастера могут удивить переходом к неодушевленному объекту. Рассмотрим несколько всем известных имен.

И. Шишкин. Ученический натюрморт. 1855 г.

Любопытно, что эту работу можно перепутать с одноименной картиной В. Серова. Но и тут нет никаких случайностей. Будучи учителем Серова, Репин дал ему задание нарисовать представленную композицию из яблок, но сам так вдохновился ею, что нарисовал свой вариант. Поэтому теперь мы имеем возможность сравнить мастерство двух именитых живописцев.

К. Малевич. Натюрморт. 1911 г.

Если внимательно изучить коллекции самых известных русских художников, то мы найдем натюрморты у В. Сурикова, В. Васнецова, М. Шагала, В. Кандинского и ряда других авторов. Как мы видим, в руках русских мастеров самых разных стилей натюрморт заиграл новыми красками и показал зрителю новые возможности взгляда на реальность. Наверняка каждый найдет в этом многообразии творчества то, что именно его удивит и заставит долго всматриваться в картину.

Цветы и плоды 1839 г.

Автор

Хруцкий Иван Трофимович (по другой интерпретации Ян Фомич) – русский живописец белорусского происхождения. Годы жизни: 1810 – 1885. Родился в Витебской губернии. Художественное образование получал в Полоцке, затем в Санкт-Петербурге. В 1839 году уехал из столицы на родину, где жил и творил все оставшиеся годы.

Название и традиции

Композиция в целом классическая. Её традиционность состоит ещё и в совершенстве воображаемого треугольника с вершиной над крупным розовым цветком (по вертикальной оси картины).

Яркий натюрморт, выполненный сочными красками, собирает в себе прекрасные дары природы, результаты труда человеческого, пожалуй, всего летнего сезона. Здесь июньские пионы и ирисы соседствуют с июльскими грушами, виноград августа с сентябрьской тыквой, заморские лимоны с теплолюбивыми персиками. Настоящая картина-песня красоте и урожаю.

В центре композиции керамическая или фаянсовая ваза с объёмным рисунком – лисицы в окружении зелени – наверное, пришли воровать виноград (подобные вазы в 1830-е годы были буквально ширпотребом и производились в Петербурге на фабрике Поскочина).

В вазе красуется эффектный букет. Он составлен из бордовых и розовых махровых пионов, голубовато-сиреневых ирисов с бархатистыми язычками, жёлтых и белых крупных, наполовину раскрывшихся бутонов с жёлтой сердцевиной, мелкой россыпи белых цветочков и голубых незабудок. Есть в роскошном букете и гости с полей – хлебные колосья и васильки. Растения срезаны с листвой, которая своей разнообразной зеленью делает охапку цветов ещё пышнее и наряднее.

Ваза стоит на близком ей по цвету столе с трещиной. Серая гамма с землистым оттенком напоминает о том, что вся эта душистая красота – дары земли.

Слева натюрморта на столе небольшое, плетёное из широкой бересты лукошко. Дно его выстлано виноградными листьями, поверх которых осторожно уложены бархатные персики с нежной сочной мякотью. Один из них, разломленный пополам, лежит тут же у ящичка и, кажется, источает умопомрачительный аромат. Половинки персика говорят о том, что плод был именно разломлен – косточка легко отделилась от одной из половинок, да и ножа нигде не видно. Только совершенно спелый персик при нежном прокручивании по природной ложбинке способен так разломиться.

За лукошком большая корзина отборной смородины всяких сортов, какие только есть в садах – белой, чёрной, красной. Поверх ягод брошено несколько лёгких веточек овса.

Справа от вазы – изящные груши (на одной сидит муха, привлечённая сладким ароматом), разрезанный лимон, блестящее яблоко и крупная ребристая тыква, на которой красуется янтарная гроздь винограда. Небольшая его веточка повисла на краю стола перед грушами, как бы приглашая зрителя оторваться от стола и пойти в пышный сад.

В тени за тыквой посверкивает графин с водой. Наполовину наполненный ею стакан, тут же у вазы. В нём виднеется долька лимона, которая освежает и без того сочный натюрморт, насыщенный ароматами цветов и плодов.

Натюрморт в стиле классицизма, выполненный в меру яркими, природными красками, натуральными и живыми, согревает и очаровывает – он удивительно гармоничен и приятен для глаза. Рассматривание картины успокаивает, перенося зрителя в атмосферу положительных впечатлений и эмоций. Тревожные настроения улетучиваются, психоэмоциональное состояние стабилизируется – это факт, который с гарантированным успехом может применяться психологами на практике. Произведение способно растопить самое глухое сердце. Достаточно нескольких минут – и зритель испытывает любовь ко всему окружающему, чувствует домашнее тепло, задушевное и очень камерное.

Возле картины практически не бывает пусто – зрителей неизменно привлекает красота и аромат жизни, исходящий от неё.

Путь картины в ГТГ

Законченная в 1839 году, картина имела успех на осенней Академической выставке и принесла заслуженные награды автору. Через некоторое время её купили богатые петербургские промышленники и коллекционеры Варгунины.

С тех пор картина – любимый экспонат посетителей Третьяковки, в том числе детей.

Это произведение живописи является прекрасным материалом для формирования у детей нежных и добрых чувств к природе, воспитания у них бережного и благодарного отношения к плодам человеческого труда. Рекомендуется для начальной и средней школы как живописный исходник для сочинения по картине – и цветы, и плоды как объекты описания детям понятны, они способны о них рассказать, сформулировав и передав не только увиденное на картине, но и собственные впечатления, ощущения и воспоминания.

Вариант 1 сочинения

Картина привлекает внимание прежде всего пышным букетом, он центр всей композиции. Цветы стоят в вазе, украшенной рельефными изображениями животных. Крупные и мелкие, садовые и полевые, разной окраски цветы в букете обрамлены зеленью. Художник с любовью передаёт всевозможные краски лета. Нежные лепестки, ярко освещённые, словно наполняют комнату чудесным ароматом. Букет, находящийся в потоке света, контрастирует с темнотой помещения, стена и стоящие в глубине стола предметы находятся в тени. Это создаёт впечатление, что источником света является не только окно (за пределами холста), но и сами бутоны, прекрасные цветы.

Налюбовавшись букетом, переносим взгляд на то, что находится по бокам от вазы. Слева это небольшой и неглубокий ящик с румяными персиками, один из которых разломлен на две половинки и лежит тут же, красуясь сочной мякотью. Справа от вазы прямо на столе рассыпаны желтобокие груши. За ними половинка и долька крупного лимона, блестящее красно-жёлтое яблоко, большая полосатая тыква и гроздь спелого белого винограда с янтарными, почти прозрачными ягодами.

На столе у тёмной стены, в тени слева виднеется довольно объёмная корзина, наполненная смородиной. Бусинки её ягод на крупных кисточках посверкивают и зовут отведать свою душистую сочность. Справа за тыквой стеклянный графин с водой поблёскивает резными узорами.

Вода есть и на переднем плане картины, в стакане справа от вазы. К живительной влаге склонился большой малиновый пион из букета, как бы олицетворяя этим возрождающие свойства воды, основы всего живого на земле.

Картина Хруцкого является живописной данью природе и нелёгкому крестьянскому труду. Художник, выходец из белорусской деревни, хорошо знал, как людям достаются подобные плоды и цветы, и что без труда, как говорится в пословице, не вынешь и рыбку из пруда.

Вариант 2 сочинения

Центральный предмет – ваза с роскошным букетом садовых и полевых цветов. Среди пионов и ирисов, незабудок и васильков есть и злаки – в букете виднеются пшеничные колосья, основа будущего хлеба. Сама ваза – предмет народного творчества. Сделана из глины, с любовью и мастерством на ней выполнен объёмный рисунок на тему животных, обработана глянцем.

Рядом с ней художник расположил стакан с водой, на поверхности которой виднеется долька лимона. Его только разрезали – другая долька лежит на столе справа рядом с половинкой сочного свежего плода.

Название картины говорит о множестве цветов и плодов. Так и есть. Здесь и изящные жёлтые груши, краснобокие яблоки, румяные бархатные персики, любовно уложенные в небольшой ящичек слева, спелая сладкая тыква с сухой плодоножкой, напитанный красками и энергией солнца виноград. В теневой части картины огромная плетёная корзина, наполненная свежесобранными ягодами смородины. Справа графин с водой – видимо, из него наполняли и стакан, и вазу. Маленькая часть виноградной грозди оторвалась от неё и зацепилась за край стола рядом с грушей. Она ярко освещена и маняще переливается янтарным блеском, а её положение как бы говорит, что на столе лишь малая часть богатого урожая, которым природа одарила крестьянина за его труд.

Вся картина – это копилка чудесных даров природы, ради которых люди тысячелетиями гнут спину, ведь просто так ничего не даётся. Чтобы вырастить подобное, надо немало поработать.

Радостные краски картины, яркие и сочные, вызывают самые добрые воспоминания, производят приятное впечатление и даже вызывают аппетит. И это признак высшего мастерства живописца – наполнить натюрморт животворящими ароматами цветов и плодов – Хруцкому это удалось сполна.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Уникальным культурным явлением XVII века называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.

Любовно и бережно художники открывали красоту природы и мира вещей, показывали их богатство и разнообразие. Очаровывают и притягивают взгляд букеты из роз, незабудок и тюльпанов Амброзиуса Босхарта Старшего, который стал основоположником в живописи цветочного натюрморта как независимого направления.

АБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ 1573-1621

Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году . С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге , затем в Утрехте (с 1616 года ) и в Бреде .

На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия ( ванитас)


Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе.

На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время. Впечатление естественности и правдоподобия возникает благодаря тому, что изображения отдельных цветов основаны на индивидуальных натурных "штудиях"


Увеличенный фрагмент эскиза Яна Ван Хейсума, который хранится в Метрополитене.


Ян Батист фон Форненбрух. Серед. 17 в.

Это был обычный метод работы живописцев цветочных натюрмортов. Художники выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, в разных ракурсах и при различном освещении, и эти рисунки затем служили им неоднократно — они повторяли их в картинах.


Якоб Моррель. "Два тюльпана".

Как рабочий материал использовались также рисунки других художников, гравюры из печатных сборников и ботанических атласов.

Заказчики, вельможи и бюргеры, ценили в натюрмортах то, что изображенные цветы были "как живые". Но эти изображения не были натуралистическими. Они романтичны, поэтичны. Природа в них преобразована живописью.


Натюрморт с цветами в вазе 1619г

“Портреты” цветов, написанные на пергаменте акварелью и гуашью создавались для флористических альбомов, в которых садоводы стремились увековечить диковинные растения. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны.


Амброзиус Босхарт "Цветы в вазе".1619. Rijksmuseum, Амстердам.

В 17 в. в Голландии был настоящий тюльпановый бум, иногда за луковицу редкого тюльпана закладывали дом.
В Европу тюльпаны попали в 1554 году. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов.


В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. Владельцами луковиц тюльпанов в те времена являлись поистине богатые люди - особы королевских кровей или приближенные к ним. В Версале в честь выведения новых сортов устраивались специальные торжественные празднования.


Натюрморт с цветами.
Владеть прекрасными натюрмортами могли себе позволить не только голландские вельможи, но и обычные бюргеры.

Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность. После аукционов, когда экономическое положение Голландии стало не блестящим, живописные собрания из домов бюргеров попало во дворцы европейских вельмож и королей.


Букет цветов 1920г

В центре этого букета мы видим крокус ,но он огромного размера.Немного информации об этом знакомом нам цветке.

Крокус - лекарственное растение, афродизиак и краситель. Из его тычинок делают прекрасную пряность - шафран, которую добавляют в восточные сладости. Родина крокуса - Греция и Малая Азия. Так же как гиацинты и лилии, крокус стал героем мифов древних греков, изображался в сюжетах росписей дворцов.

По античной легенде, земля покрылась гиацинтами и крокусами для свадьбы и первой брачной ночи Геры и Зевса.

Еще одна легенда описывает историю юноши по имени Крокус, который своей красотой притягивал внимание одной нимфы, но оставался равнодушным к ее красоте. Тогда богиня Афродита превратила юношу в цветок, а нимфу во вьюнок, тем самым создав неразлучный союз.


Цветы в стеклянной вазе.

Стремление художников разнообразить состав своих букетов, заставляло их ездить в разные города, и делать натурных рисунки в садах любителей цветов Амстердама, Утрехта, Брюсселя, Харлема, Лейдена. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.

 (452x698, 64Kb)


Цветы. 1619г



Цветы в китайской вазе.


Цветы в корзине.


Натюрморт с цветами в нише.


Во фруктовых и цветочных натюрмортах кажущееся произвольно-случайным сочетание внешне не связанных между собой представителей флоры и фауны в опосредованной форме воплощало представления о бренной греховности всего земного и, напротив, нетленности истинной христианской добродетели.


Цветы в стеклянной вазе.1606

Согласно представлениям фламандцев и голландцев этот нежный цветок был не только зримым воплощением быстро увядающей красоты, но и его культивирование воспринималось многими как одна из самых суетных и корыстных профессий);

экзотические заморские раковины, бывшие модным предметом коллекционирования, намекали на неразумную трату денег; обезьяна с персиком традиционно считались символом Первородного греха.


Натюрморт с цветами в зелёной стеклянной бутылке.

С другой стороны, муха на том же персике или розе обыкновенно вызывала ассоциации с символикой смерти, зла и греха; виноград и разбитые грецкие орехи — намекали на Грехопадение и, одновременно, искупительную жертву Христа на кресте, Красные ягоды спелой вишни — сим¬вол Божественной любви, в то время как порхающая бабочка — персонифицирует спасённую душу праведника .


Художественное направление Амброзиуса Босхарта продолжили развивать его три сына — Амброзиус Босхарт Младший, Абрахам Босхарт и Иоганнес Босхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.

Когда слов не хватает, на помощь приходят цветы. Кажется, они могут рассказать обо всем: о грусти, любви, нежности, гордости.

Что значат цветы для художников?

Творческие люди смотрят на мир через призму своего чувственного восприятия действительности. Для них важна не столько форма и цвет, сколько наполненность. И этим можно объяснить ту притягательную силу, которая останавливает время и задерживает нас у картин настоящих мастеров.

Британский художник Нейл Кэрролл однажды сказал, что нет ничего сложнее, чем нарисовать розу. И, скорее всего, он имел ввиду не технику изображения, а именно смысловую и эмоциональную составляющую, которую должна нести работа художника. Ведь нет цветов, которые смогли бы выразить чувства точнее, чем розы. В цветах природа соединила красоту, энергию, плодородие, поэтому художники их часто изображают в контексте с женской сексуальностью.

Неувядающая прелесть полураскрытых бутонов, запечатленная на картинах, и сегодня вдохновляет и пробуждает самые глубокие, искренние переживания.

Удивительный микс эмоций, красок и ощущений на холсте художника приковывает взгляд и не отпускает.

Прислушайтесь к тихому шепоту цветов

Язык цветов зародился еще в древности. Символизм дополнялся новыми штрихами, порой утрачивал смысл, иногда приобретал неожиданные оттенки. Сегодня интерес к языку цвету возродился с новой силой.

Хотите сделать приятный сюрприз – купите букет цветов с доставкой в Казани. Правильно составленная композиция навеет приятные воспоминаниями или заставит забиться сердце сильнее в предвкушении долгожданной встречи.

О чем говорят цветы?

  • Георгины. Это символ гордости и неприступности. Часто в букете они выражают сильные, но неразделенные взаимностью чувства. А вот увидеть георгины во сне – считается хорошим знаком. Это – к счастливой судьбе.
  • Розы – классический символ любви. От чисто-белых до темно-бордовых они могут вызвать самые сильные эмоции.
  • Герберы – отличный подарок для хорошего настроения. Подарите такой букет приятной и веселой особе, чтобы подчеркнуть свое восхищение ею.
  • Гвоздики часто незаслуженно обходят вниманием, но они могут стать отличной основой для букета. Яркие и выразительные – они будут долго напоминать о том приятном моменте, когда вы сделали сюрприз. Красные символизируют пылкость, желтые – разочарование.
  • Фиалки – многозначны. Белые означают преданность, синие – скромность и сдержанность.
  • Лилиантус – воплощение сдержанной красоты и достоинства. Такие букеты обычно дарят тем, к кому испытывают теплые чувства благодарности.
  • Подсолнух как воплощение солнца способен поднять настроение в пасмурную погоду и улучшить самочувствие. Даря подсолнухи, вы подчеркиваете чистоту своих помыслов и искренность намерений.
  • Мак – неоднозначен. Он одновременно выражает противоречащие друг другу чувства: это и тоска, и страсть, и желание утешить. Не зря эти цветы встречаются на холстах практических всех великих художников.
  • Ромашка – олицетворение простоты и нежности. Этот цветок выражает терпение и умение ждать.
  • Сирень считается символом первой любви, которая еще не сама себя не осознает. Такие цветы обычно выбирают в качестве первого букета.

Цветы на картинах великих мастеров живописи

Интересная композиция, состоящая из роз и полевых цветов, рождает смешанные чувства.

Современный австралийский художник Деррил Тротт говорил, что наша жизнь похожа на цветок. На его хостах оживают букеты, написаны акварелью

Удивительная реалистичность изображения в акварельных работах Д. Тротта.

Весенняя магия в буйстве раскрывающихся лепестков.

Эдуард Мане в свойственной ему манере импрессионизма изобразил хрустальную вазу с цветами. Букет как будто окутан невесомой дымкой.

Интересная композиция из разных растений смотрится просто и в то же время есть в ней что-то неуловимое и притягательное.

Маки, ромашки, лютики и розовые бутоны соединены в единой симфонии.

Картины Ван Гога сложны и наполнены смыслом, прочесть который под силу только истинным ценителям искусства.

Бельгийский живописец Жан-Батист Роби восхищает своими букетами, которые кажется источают аромат живых цветов.

Белые, желтые и рыжие астры – прекрасная основа для букета.

Возможно, вы уже решили, как должен выглядеть сюрприз? Тогда расскажите, что именно вы хотите сказать с помощью букета. Профессиональные флористы подскажут, как лучше подать презент, во что упаковать, чем украсить.

Купить цветы в Казани можно с доставкой на дом – делайте приятные сюрпризы близким почаще.

Читайте также: