Описание главного героя красный цветок

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

В психбольнице герой находит свое призвание. Он понимает, что от него зависит жизнь всего человечества. По крайней мере он воспринимает это так. Для него красные маки, которых росло всего то навсего 3 цветка, стали воплощением всего зла, которое только существовало на Земле за весь период ее жизни. Эти невинные цветы напились крови всех павших и пострадавших и хотят возмездия. Для мужчины они представляют самую большую опасность. Единственный способ спасти всех — это пожертвовать собой во благо населения.

В этом моменте автор показывает всю преданность человека, готовность принести себя в жертву. В кое-какой мере это идеал человека. Такие люди всегда существовали в нашем мире. Но он всего лишь безумец кто-то скажет. Это не отменяет того факта, что если бы стал выбор между его жизнью и чужими, он бы без раздумий лишился своей. Именно в таких людях сохраняется вся чистота и доброта. Красный цветок стал для героя неким вызовом. Даже когда он срывал цветки и прятал под рубашкой, ему казалось будто он пускает свои корни, листки в тело больного. Мужчина страдал, но не жаловался и терпел. Он вырвался из смирительной рубашки, разбил руки в кровь, продирался сквозь железные решетки, но выполнил свое задание и умер. На лице его было спокойствие и гордость, ведь он смог победить зло и спасти всех от зловещего красного цветка…

Мы прочитали рассказ В.Гаршина “Красный веток”. На прошлом уроке мы выяснили, что на всех он произвел большое впечатление, никого не оставил равнодушным. Сегодня на уроке мы продолжим обсуждение прочитанного, попытаемся осмыслить идейно-тематическое содержание и ответить на ряд вопросов.

Первый вопрос сокрыт в эпиграфе. Давайте прочитаем его.

Человек в “Красном цветке”
больше мирового зла, которому
бросает вызов, хотя цена
победы его – жизнь.

Попытайтесь сформулировать вопрос. (Что есть мировое зло?)

Проблемный вопрос (записан на доске):

Анализируя рассказ, вы также должны будете доказать, какое это произведение – социальное, высмеивающее странные порывы людей, или философское, заставляющее нас в очередной раз задуматься о сложности жизни.

Кроме того, сегодня на уроке мы введем новое литературное понятие. Ну и конечно, каждый для себя сделает какой-то вывод из прочитанного.

Мы остановились на том, что у всех вас герой вызывает сочувствие. Даже у автора, т.к. он очень выразительно, подробно, до жути, описывает и душевное, и физическое состояние больного.

2. Беседа по вопросам. Работа с текстом.

- Какие поступки выдают в герое больного человека, а что говорит о том, что в своих действиях он последователен?
- Охарактеризуйте образ доктора. Каково его описание по сравнению с описанием больного?
- Какие прилагательные использует автор при его описании?
- Почему герой считает, что доктор делает зло?
- Кому еще противопоставляет себя больной? Что его отличает от остальных пациентов и от доктора?
- С каким чувством автор описывает доктора? Объясните причину неприязни.
- В чем заключается проблема, которую пытается решить больной? О чем думает герой? (В отличие от других пациентов, у него есть мысль!)
- Найдите описание цветов. Какими вам представляются цветы, с которыми борется герой?
- Какими они кажутся ему?

Итак, красные маки стали для героя рассказа символом зла.

Давайте поработаем с понятием “символ”. (Проверка домашнего задания: учащиеся рассказывают о происхождении слова “символ”)

- Какие символы вы знаете? (дорожные знаки, хлеб-соль – символ гостеприимства, книга, глобус–символ знаний, голубь – символ мира).
- Сделайте вывод, ради чего герой жертвует жизнью?
- Вспомните, герой какого произведения зарубежной литературы также боролся со злом, и его тоже сочли сумасшедшим? (“Дон Кихот” М. Сервантеса)

Разве идея спасти мир – это бред? И все, кто готов пожертвовать собой ради благополучия других, – сумасшедшие? Это проблема одного человека или всего общества?

- Определите тему рассказа. (Тема противостояния злу).
- А определить идею произведения нам поможет сопоставление его со стихотворением А.С.Пушкина “Анчар”.
- Что символизирует собой Анчар? Анчар – древо смерти, яда, воплощение зла.

Проверка индивидуального задания: учащийся читает наизусть стихотворение “Анчар” А.С. Пушкина, дает краткий литературоведческий комментарий.

3. Вывод по уроку.

Итак, зло существовало всегда: и в древности (вспомните мифы Древней Греции), и во времена Пушкина, и в наше время.

Сделайте вывод, какую мысль хотел донести до нас автор? (злу нужно противостоять, со злом нужно бороться)

А если вспомнить время, в которое жил Всеволод Гаршин, то, наверное, становится понятно, что побудило его написать этот рассказ. Мы говорили о времени правления Александра III, о его преобразованиях, которые были названы “контрреформами”, о том, что их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, способных создать оппозицию политике правительства. Гаршина волновало бездействие, отсутствие сопротивления. Об этом он и говорит в своем рассказе, поэтому и были о нем произнесены такие слова:

Ты грустно прожил жизнь.
Больная совесть века
Тебя соделала глашатаем своим…

- А теперь ответьте на вопросы, которые записаны на доске. В чем актуальность этого рассказа?
- Какова его проблематика – философская или социальная?

4. Домашнее задание.

Домашнее задание. Дать развернутый ответ на вопрос: “ Почему зло предстало больному в образе красного цветка и отчего герою не жаль своей жизни в борьбе со злом?”

Понятие о притче

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Характерный для Блока мотив ожидания, узнавания (здесь — исторических перемен):

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.

И бредя о крутом полете,
как топчешься, как бьешься ты
в горячечной рубашке плоти,
в тоске телесной тесноты!

Иль, тихая, в безумье тонком
гудишь-звенишь сама с собой,
вообразив себя ребенком,
сосною, соловьем, совой.

1 Гаршин В. М. Избранное. — М.: Правда, 1985. — С. 343.
2 Ходасевич В. Ф. О Сирине // Колеблемый треножник. — М., 1991. — С. 458.
3 Бердяев Н. А. Самопознание. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 166.
4 Там же . — С. 355.

3 Проблемный урок по рассказу В.М.Гаршина "Красный цветок"

Задачи урока:

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы

Развивать навыки анализа художественного произведения

Способствовать формированию личностной позиции, воспитание нравственных качеств: сострадания, гуманности.

Воспитывать интерес к литературе, как к искусству слова.

Эпиграф урока

Ход урока :

Организация класса, установка на активную деятельность

Вступительное слово учителя.

Изучение новой темы.

Выступление учащихся, презентация.

Попробуем разобраться и прейдем к анализу рассказа.

Беседа по вопросам. Анализ рассказа. Работа с текстом.

Когда мы встречаемся с героем рассказа?

Какую знаменательную первую фразу произносит герой? Что значит слово ревизия? обследование, проверка, контроль, осмотр, пересмотр, инспектирование; переворот, перелом, перелицовка, перемена , обновление. Можем ли мы сказать, что эта фраза героя символична? Что она подразумевает? ( Мир нуждается в обновлении).

Ревизию чего собирается производить герой?

Осознает ли он, где находится?

Почему герой, зная, где находится, не сопротивляется, а сам идет в отделение?

(Герой интеллигентный, свободолюбивый, гордый человек)

Почему у героя нет имени?

Какие краски преобладают при описании больницы?

Как больница действует на больного?

Итак, в первой главе определены две противоборствующие силы. Какие?

(Герой, наделенный духовными стремлениями и все-таки здравым смыслом, и больница, подавляющая их. Больница, как особый замкнутый мир, имеет своего идеолога.)

Кто им является?

Как зовут доктора?

Можно ли сказать, что образ доктора символичен?

Символом чего является доктор? Символом власти. Больница? Несвободы.

4. Инсценирование разговора главного героя с доктором.

- Какое ключевое слово произносит герой в этой сцене?

(Именно в разговоре с доктором герой произносит слово зло .)

Способны ли они понять друг друга?

Кто из них вызывает сочувствие?

(Больной думает не о своем благополучии, а о спасении несчастных больных, он не самодоволен, как доктор, он страдает. Те условия, в которые поставлен больной, не дают ему никаких шансов для борьбы. И все же он борется.)

С чем связано дальнейшее повествование в рассказе? (С борьбой героя с тремя красными цветами)

Почему герой, несмотря на «необыкновенный аппетит, катастрофически терял вес?

(Им овладела мысль о цветке)

Что это были за цветы?

Какими они кажутся герою?

Опишите лицо героя, когда он смотрит на цветок. (Можно зачитать отрывок)

Символом чего становится цветок для героя? (символом мирового зла)

Почему герой видит цветы иначе, чем все остальные?

Какие чувства вызывает герой?

Как изменилось лицо героя в финале рассказа. Найдите в тексте последний абзац, прочитайте. (Работа с текстом)

Почему оно стало спокойным, умиротворенным? (Он спас человечество от зла, унеся его с собой, хотя и ценой собственной жизни).

Почему он сжимал цветы на груди?

6. Работа в группах: (1-2 минуты на обсуждение)

3 группа. Задание. Почему В.Гаршин посвятил свой рассказ И.С. Тургеневу? Ваши предположения.

4 группа. Задание. Определите отношение автора к герою. Докажите свою точку зрения.

Ответы спикеров групп.

Ответ 4 группы. Ответы учащихся (1 минута для каждой группы)

Работа по сравнению двух портретов В.М. Гаршина.

Какое настроение вызывает у вас первый портрет?

Какое из изображений понравилось вам больше и почему?

Какие состояния Гаршина передал художник в этих портретах?

Работа над эпиграфом. Слайд

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл этой фразы?

Итак, ответим на вопрос: герой или безумец?

Подведение итогов урока.

Учитель: Гаршина тяготила несправедливость современной жизни. Своим творчеством он протестовал против социального уклада, основанного на бездушии и насилии. Но жизнь в своей сущности не теряла для него своего обаяния.

Свой литературный путь Гаршин закончил веселой сказкой для детей.

Что узнали нового на уроке?

В чем актуальность рассказа в наше время?

Какое это произведение – социальное, высмеивающее странные порывы людей, или философское, заставляющее нас в очередной раз задуматься о смысле жизни?

Оценки за урок.

Дополнительные сведения:

________________________________________________

Задание. Почему В.Гаршин посвятил свой рассказ И.С. Тургеневу? Ваши предположения.

______________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Место, занимаемое героем в произведении _____________________________________________________________________________

Образование, род деятельности ___________________.

Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Манера держаться, внешность, особенности костюма _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Понимание героем целей жизни, его основные интересы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение других действующих лиц к данному герою _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Выполнил: Алексеева К., 9Гкл., МОУ СОШ№8

Читайте также: