Описание действия цветов на организм

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

г. РОСТОВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Работу выполнила:

Руководители:

Бирюкова Т.А. – учитель биологии,

Мячина Г.В – учитель химии.

Глава 1 Цветовой символизм в истории и культуре человека……….3

1.1. Цвет и магия у первобытных народов………………………………………4

1.2.Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека…………………………………………………………………………. 6

1.3. Учёные, открывшие влияния цветов на организм человека.

2.1. Воздействие цвета на вегетативную нервную систему………………………………………………………………………. …..7

2.2. Воздействие цвета на центральную нервную систему и психическую деятельность человека………………………………………………………..….9

2.4. Цветовые предпочтения детского возраста……………………………….10

2.5. Цветовые предпочтения взрослого населения…………………………….13

Список использованных источников…………………………..……17

Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло — мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Недавно я задала себе вопрос:

Каким образом и почему каждый человек по-своему воспринимает разные цвета?

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины.

Наука, для которой они могут считаться основными, называется, может быть не совсем удачно, психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

Гипотеза: цвет влияет на настроение и характер человека.

Цель моей работы:

Выяснить, каково влияние цветового спектра на организм человека

Узнать, как влияют различные цвета на сознание людей взрослого и молодого поколения

Выяснить причины такого влияния

Сравнить восприятие цветов на организмы людей разных поколений

Глава 1. Цветовой символизм в истории и культуре человека.

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету. [1]

1.1. Цвет и магия у первобытных народов

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета — белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей.

Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета следующие.

БЕЛЫЙ ассоциируется со следующим: благо, источник сил и здоровья, чистота, безбедность, сила, отсутствие неудач, слез, смерти, главенство или власть, жизнь, здоровье.

Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.

Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу (В. Тэрнер — 1983).

Зло, дурные вещи, отсутствие удачи, чистоты, страдание, болезни и т.п.

Кровь животных, последа (роженицы), убийства, колдовства и ведовства.

1.2.Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека.

Ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.

Очевидным является суждение о том, что цвета с самого рождения оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром.

1.3. Учёные, открывшие влияния цветов на человека.

В 1879 г. Н.Е. Введенским было описано повышение осязательной чувствительности, происходящее при освещении. [2]

Переход от темноты к свету приводит к уменьшению частоты пульса и повышению кровяного давления (С.О. Истманов, 1885).

В 1904 г. П.П. Лазарев в Москве демонстрировал опыт, показывающий факт усиления слуховой чувствительности под влиянием освещения.

2.1. Воздействие цвета на вегетативную нервную систему.

Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — проф. С.В. Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма.

Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС

увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС)

усилению кровотока, при этом, кровь приливает к мозгу и мышцам

Ослабевает моторика кишечно-желудистой системы

замедляются процессы пищеварения

в крови возрастает концентрация глюкозы и жирных кислот.

Все это обеспечивает необходимый уровень активации организма для того, чтобы он мог бороться или спасаться бегством.

При преобладающей активности ПНС, наоборот, создаются условия для отдыха и восстановления сил. Общий характер парасимпатической активации напоминает то состояния покоя, которое наступает после сытной еды.

СНС и ПНС находятся между собой в реципрокных отношениях, обеспечивая как гомеостаз, так и адаптацию к внешним воздействиям.

Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение.

2.2. Воздействие цвета на центральную нервную систему и психическую деятельность человека.

То, что цвет оказывает воздействие на деятельность Центральную нервную систему, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным. Однако в отличие от вегетативной нервной системы, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и центральной нервной системой (ЦНС) человека представляет более сложную картину.

Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения. Специфические поражения Центральной нервной системы могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, т.н. цветовой агнозии .

2. 3. Цветовые предпочтения.

Ч. Осгуд (1957), изучая с помощью СД роль цвета в рекламной продукции, эмоциональном воздействии произведений искусства и архитектуры, выявил, что цветовой ряд, составленный на основе оценок цветов, практически, совпадает с последовательностью этих цветов в спектре: наиболее высокие оценки отмечены у цветов красно-желтой части спектра, а наименьшие — у сине-зеленой. Оценки цветов оказались в прямой зависимости с таким параметром цвета как насыщенность.

2.4. Цветовые предпочтения детского возраста.

В таблице 1 сведены воедино результаты этих работ, что дало возможность выявить ведущую тенденцию в цветовых предпочтениях обследованных детей.

Учитывая, что в различных исследованиях использовалось разное количество цветовых стимулов, в таблицу внесены данные о предпочтении тех цветов, которые упоминались не менее, чем в пяти работах.

Таблица1. Цветовые предпочтения детей

Позиция цвета в цветовом ряду предпочтений

Цвета коротковолновой части спектра (синий и зеленый) значительно проигрывают им в популярности. Несколько странным выглядит невысокое место в ранговом ряду предпочтений оранжевого цвета, но здесь надо учитывать, что он использовался только в пяти работах, а цвета, о которых говорилось выше, не меньше, чем в восьми.

2.5. Цветовые предпочтения взрослого населения.

Если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь, определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д.

Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) указывают на то, что с возрастом растет предпочтение более темных, спокойных тонов — коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по прежнему, чаще предпочитаются красный, желтый, зеленый и синий. При этом мужчины больше симпатизируют красному и желтому, а женщины — синему.

Пайко Галина Александровна

Исследовательская работа с презентацией, выполнена учеником 9 класса. Работа заняла призовое место на районной научно-практической конференции и стала лауреатом Уральской межрегиональной конференции юных исследователей "Интеллектуалы XXI века"

ВложениеРазмер
Исследовательская работа ученика 9 класса о влиянии цвета на организм человека 2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Уральская межрегиональная конференция юных исследователей

Влияние цвета на организм человека

Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия: зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм.

Жак Вьено писал “Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может и вызвать катастрофу”.

Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета. В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, — слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, — мягкий, а рядом с желтой — слабый. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента.

В наше время существует медицинская техника, позволяющая исследовать влияние цвета на человека. Например, проводилось измерение процессов, происходящих в организме, когда людей с завязанными глазами помещали в одноцветную комнату. Было установлено, что мы способны воспринимать цвет даже кожей: красный цвет – ускоряет пульс, синий – замедляет.

  • Наш глаз способен различать до 1,5 миллионов оттенков .
  • Цветовое восприятие возрастает до 25 лет , а потом начинает снижаться.
  • Женщины считаются более чувствительными, чем мужчины.

По выбранному человеком цвету можно определить, в каком настроении он находится , и даже выявить некоторые черты его характера . На этом основываются многие психологические тесты, да и сами люди, хоть и бессознательно, оценивают внешность и одежду других.

К сожалению, большинство людей мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, какое серьезное влияние на их физическое, умственное и душевное состояние он оказывает. А ведь с рождения каждый знает, как улучшается настроение, стоит солнцу выйти из-за туч в пасмурный день и сколько надежды может подарить созерцание радуги в небе после дождя.

Цель работы: Выявить влияние цветового дизайна кабинетов на эмоциональное состояние учащихся 8 – 9 классов нашей школы.

Гипотеза: цветовой дизайн школьных кабинетов оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся 8 – 9 классов.

  1. Познакомиться с литературой и Интернет - источники по данному вопросу
  2. Изучить влияние цвета на организм человека
  3. Изучить рекомендации психологов по цветовому дизайну учебных кабинетов
  4. Проанализировать цветовой дизайн учебных кабинетов
  5. Изучить влияние цвета на эмоциональное состояние учащихся 8 – 9 классов нашей школы
  6. Проанализировать полученные результаты.
  1. Изучение теоретических источников;
  2. Метод сравнения
  3. Метод анкетирования
  4. Метод анализа
  5. Метод обобщения

Воздействие цвета на организм человека

Мы воспринимаем цвет не только глазами, но и каждой частичкой своего организма. Каждый оттенок имеет свою физическую природу, электроволны, которые своими микроколебаниями влияют на наше подсознание.

Красный самый длинноволновой в оптической области. Поэтому он глубоко проникает в живые ткани, воздействуя на их питание; увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление и ритм дыхания. Красный цвет возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, активизирует все функции организма; на короткое время он увеличивает мускульное напряжение. Стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. Способствует рассасыванию воспалительных процессов и последствий механических повреждений. Красный свет используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и др. кожных заболеваний.

У всех древних народов красный цвет был целебным. Различные растения, животные, камни широко употреблялись для лечения болезней. Например: средство от лихорадки — носить с собой в красной тряпочке первые анемоны или навозного жука; против ушной боли помогает мокрица или сороконожка, сваренная с красной кожурой плодов граната. Людей, укушенных бешеной собакой, защищает от бешенства петушиный гребень, приложенный к ране. Против ревматизма рекомендуется прикладывать к больному месту красных улиток. Множество подобных рекомендаций можно найти в античной литературе, а также в исследованиях культур древних и примитивных народов.

О действии красного цвета следует добавить, что длительная фиксация его вызывает отрицательную реакцию — утомление, раздражение, депрессию. Особо чувствительные люди не выносят красного.

Этот цвет — промежуточный между красным и желтым; действие его в некоторой степени объединяет действия того и другого. Оранжевый цвет - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Э. И. Гоникман перечисляет благотворное действие оранжевых камней: янтаря, сердолика, сардоникса, корунда, яшмы. Целебная энергия этих камней повышает уровень нейроэндокринной регуляции, действует омолаживающе, способствует регенерации тканей, излечивает патологию лёгких и ослабленную деятельность сердца. Способствует увеличению мышечной силы, улучшает кровообращение.

В больших количествах оранжевый может утомлять и раздражать не менее, чем красный. Впрочем, передозировка любого цвета вызывает негативные последствия.

Желтый цвет — физиологически оптимальный; видимость его наибольшая среди чистых спектральных цветов, а насыщенность наименьшая. Поэтому утомляющее действие — наименьшее. Желтый стимулирует зрение, нервную систему и мозг. Он стимулирует умственную деятельность, успокаивает некоторые нервные состояния (психоневрозы). (См. М. Дерибере, с. 76, 77). Благоприятное действие желтого цвета на зрение можно объяснить тем, что он возбуждает одновременно два цветоощущающих аппарата: красный и зеленый (если исходить из трёхкомпонентной теории цветового зрения Юнга — Гельмгольца).

По данным Э. Гоникман, желтый цвет исцеляет слабость пищеварения, стимулирует желудочную секрецию, производит очищающее воздействие на весь организм, возбуждает аппетит, лечит бессонницу, кожные заболевания. Желтые камни: янтарь, берилл, гиацинт, сердолик, яшма и другие.

Зеленый цвет — совершенно особенный в ряду спектральных цветов, хотя он и не экстремальный, а скорее нейтральный. Это цвет девственной природы, молодой Земли, покрытой растениями. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный. Главное действие зеленого — гипнотизирующее, болеутоляющее. Он эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус; зеленый расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Используется для лечения психических болезней (истерии, нервного переутомления). (см. М. Дерибере, с.74-76)

Действие этого цвета на организм многосторонне и эффективно. Синий производит более успокаивающее действие, чем голубой; его даже можно назвать угнетающим. Поскольку этот цвет коротковолновой, он обладает антисептическим действием. Применяется для лечения эндокринной сферы, почек, легких, верхних дыхательных путей, глазных заболеваний. Эффективен для лечения детских инфекций, коклюша, желтухи, кожных заболеваний. (См. Э. Гоникман. Ваш талисман. — М. 1997, с.266) Особенно сильно влияние этого цвета на нервную систему. Синим светом лечат бессонницу, ипохондрию, шизофрению, истерию, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсию.

При передозировке синий угнетает и вызывает торможение нервной системы. Синие камни: сапфир, лазурит, бирюза, топаз.

Фиолетовые камни излечивают психические заболевания, невралгию, болезни почек и печени, воспалительные заболевания. Фиолетовые камни: аметист, чароит, сиреневый халцедон, сиреневый турмалин, гранат, топаз. При передозировке фиолетовый цвет вызывает угнетение нервной системы.

Кроме физической составляющей, цвета обладают информационным содержанием,
влияющем на каждого, воспринимающего цвет. Это издавна используется в цветотерапии, дизайне.

Цветотерапия - это целое направление в медицине и психологии, использующее воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека, на его самочувствие.

…Механизм лечебного воздействия цвета – заключается в том, что наша нервная клетка от рождения имеет "здоровую" вибрацию с определенной длиной волны. При различных патологических состояниях вибрация клетки меняется. В цветотерапии по принципу резонанса клетке навязывается здоровая вибрация. По своей природе нервная клетка способна усваивать и накапливать недостающие цвета и отталкивать цвета избыточные.

Можно использовать это чудо осознанно, целенаправленно, тогда, когда нам это больше всего нужно. С помощью "цветной" воды можно поддерживать организм человека в трудную минуту, облегчить боль, улучшить состояние. Чтобы использовать вибрации цвета для терапии, можно завернуть белый прозрачный сосуд с водой в цветную пленку или бумагу, поставить на солнечный свет приблизительно на четыре часа и затем выпить воду.

Для улучшения своего самочувствия очень эффективна вода, которая заряжена определенным цветом. Как установили ученые, вода имеет память. Вода прекрасно воспринимает информацию, поэтому достаточно поставить на 5-10 минут стакан с водой на цветную подставку, чтобы вода "восприняла" и передала человеку ее энергетику. "Цветную" нужно пить не спеша, мелкими глотками.

Если после крупной ссоры человек возбужден и раздражен, следует выпить несколько глотков воды из стакана, который стоял на подставке зеленого цвета. После того, как он немного успокоился, можно прибегнуть к помощи розового цвета. Таким образом, можно избавиться от остатков напряжения.

Подобным образом работает и голубой цвет, но он не только снимает остроту конфликта, а вообще может предотвратить его.

Бывает, что после неприятного события или досадной неудачи никак не удается успокоиться: человек мучает себя, прокручивая ситуацию в голове снова и снова, проигрывая как все было. В таких случаях поможет лимонный цвет. При потере близких, когда горе так велико, что человек не знает, как жить дальше, необходимо воспользоваться подставкой лимонного цвета. Этот цвет также помогает укрепить память. "Лимонную" воду полезно пить накануне экзаменов.

При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь рядом с собой стакан воды на бирюзовой подставке и чаще пить глоток за глотком. Бирюзовый цвет защищает от радиоактивности, от так называемого "электрического тумана" и от теплового излучения компьютера. "Бирюзовая" вода способна сотворить чудо - она поможет на экзамене или докладе без труда подобрать нужное слово.

Ученику который отправляется в школу на контрольную работу, можно предложить немного воды, "приправленной" энергией желтого цвета. Желтый цвет - способствует генерации блестящих идей, стимулирует духовную деятельность.

А если человек страдает чрезмерным аппетитом, то позаботиться о нем цвет индиго. Каждодневно выпиваемые 2 стакана воды, стоящие на подставке цвета индиго, постепенно обуздают аппетит.

При переутомлении - рекомендуется выпить глоток воды из "красного стакана". Человек сразу ощутит прилив энергии. Красный цвет поможет также "омолодиться" и вновь ощутить полноту жизни.

Несколько глотков "заряженной" фиолетовым цветом, помогут выйти из заколдованного круга гнетущих мыслей, очистят селезенку и сделают гармоничной работу полушарий гармоничной.

Воздействие оранжевого цвета часто становится первым толчком к позитивным переменам. А также улучшают аппетит.

Цвет в интерьере школы

Окраска помещения также действует на восприятие: помещение с темными потолками кажется ниже; длинная комната или коридор – короче при ярко окрашенной дальней стене; белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение.

Несколько десятилетий назад школьные помещения окрашивались в основном в коричневые и серые оттенки. Они казались наиболее практичными: на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особенно чистых ладоней.
Что же несут эти цвета в эмоциональном и психологическом плане?

Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки – главным образом розовый. В возрасте 9–11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется тяготением вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и к зеленому. После 12 лет любимый цвет – синий.

Оригинальный дизайн школы с учетом психологических особенностей предлагает Н.Герасименко.
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета – он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения – доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно-зеленая доска: на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся. Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты – от цвета этих деталей в интерьере тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание: его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый или синий текст на белом и т.д.
Спортзал выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого: это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность – ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале.

Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему. Коридоры и вестибюли лучше красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам.

В основе колорита школьной столовой предпочтительны светло-желтые и бежевые оттенки: теплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу желудка. Красивы и уместны на фоне желтого декоративные панно или витражи в красно-оранжевой гамме.
Для актового зала приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету считают, что удачнее всего сочетание или чередование светло-зеленых и золотисто-желтых плоскостей.

С целью изучения влияние цветового дизайна классных кабинетов на эмоциональное состояние учащихся 8 – 9 классов мы разработали анкету и провели опрос учащихся (Приложение 1).

В анкетировании приняли участие - 56 учащихся 8 и 9 классов.

Наиболее комфортно чувствуют себя учащиеся в кабинетах № 20, 12, 23, 18, 26, главная причина – приятная цветовая гамма. Большинство опрашиваемых считают необходимым условием школьных кабинетов - наличие цветов.

Изменить цвет стен большинство учащихся предложили в 24 кабинете. Учащиеся предпочли сделать в этих кабинетах оранжевый и зелёный цвет.

А цвет парт большинство учащихся 8,9 классов изменили бы в 22 кабинете, тёмно-коричневую окраску парт учащиеся считают мрачной.

Окраска коридоров нашей школы соответствует требованиям учащихся.

Второй раз анкетирование проводилось среди учащихся 6-7 классов. Было опрошено 37 чел.

В целом результаты опроса совпадают с первым анкетирование. Правда, учащиеся 6-7 классов хотели бы видеть в школьных кабинетах больше живых цветов.


На основании полученных результатов исследования можно сделать вывод:

  1. Цветовой дизайн помещений оказывает влияние на эмоциональное состояние школьников.
  2. Положительное влияние цветового дизайна наблюдается не во всех кабинетах школы, таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично.
  3. Учащиеся интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность.
  4. Предпочитаемые школьниками цвета: зеленый, желтый, оранжевый, голубой (Приложение № 2).
  5. Цветовой дизайн школьных кабинетов и коридоров соответствует требованиям СанПиНа.

Рекомендации:
планируя дизайн школы и оформляя учебные кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников.

На основе собственного опыта, изучения литературы по проблеме и проведенного исследования мы пришли к следующему заключению:

Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может внести и определенный дисбаланс в нашем организме.

Под воздействием определённого цвета может подняться давление или пропасть/повыситься аппетит. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым.

Окраска помещения также влияет на восприятие: помещение с темными потолками кажется ниже, длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной дальней стене, белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение в своем направлении. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения и на психическое состояние. [2].

Если мы вернемся в прошлое на несколько десятилетий назад и вспомним, в какие цвета окрашивались школьные помещения, то становится очевидным, что в ходу были в основном коричневые и серые оттенки - они казались наиболее практичными, на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особо чистых детских ладоней.

В настоящее же время мы можем наблюдать, что для дизайна помещений используется широкий спектр цветов. А какое влияние на психоэмоциональное и физическое состояние детей оказывают различные цвета?

Ярко-красный цвет увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление и в целом действует возбуждающе, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. Он укрепляет сердце и систему кровообращения. Но нужно помнить, что во всем необходима мера. Если ребенок вял, ему подойдет этот цвет, но если кроха гиперактивен, этот цвет не для него – малыш может получить перегрузку нервной системы.

Розовый дарит ощущение лёгкости, счастья, нежности. Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями. Он помогает избавиться от стресса, приводит в норму сон, улучшает аппетит.

Оранжевый вызывает чувство радости и благополучия, пробуждает радость жизни и веселье. Помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита. Но в интерьере комнаты, находящейся на солнечной стороне, этим цветом лучше не увлекаться – перенасыщение грозит перевозбуждением нервной системы ребенка.

Жёлтый – самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему и внутренние органы.

Зелёный цвет считается особо целительным. Он действует освежающе, успокаивающе, нейтрализует боль, понижает давление, поднимает жизненный тонус. На его фоне ребенок будет легко воспринимать и усваивать большой объем информации, внимательно и сосредоточенно слушать, ни на что не отвлекаясь.

Голубой и синий цвета вызывают ощущение прохлады и успокаивают, причём в большей степени, чем зелёный.

Голубой цвет снижает мускульное напряжение, кровяное давление, успокаивает дыхание, приводит в норму пульс. Он притупляет вкусовое восприятие и располагает к сонливости.

Синий уменьшает воспаление и помогает при нарушениях сна, а так же при головной боли. Он способствует улучшению интеллектуальных процессов, открывает возможность познавать себя и окружающий мир.

Фиолетовый оказывает расслабляющее воздействие на психику. Фиолетовые тона способствуют лучшей концентрации внимания, заметно снижают психическое напряжение. [3]

Коричневый – этот цвет дарит спокойствие, надежность и прочность. Он помогает снять беспокойство и тревогу. Это цвет защиты.

Белый цвет оказывает тонизирующее действие на организм человека. Оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных, помогает при общении. Белый дает ощущение чистоты, но всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмерной стерильности и неприступности.

Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребенка: или положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; или становится преградой, мешающей ребенку проявлять творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения.

Поэтому очень важно создать правильную цветовую обстановку, отвечающую разнообразным потребностям детей.

Согласно исследованиям, детям больше нравятся красный, розовый, желтый, оранжевый, бирюзовый цвета. Их привлекают яркие контрастные сочетания, например красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового. А вот черный, серый и темно-коричневый цвета вызывают отрицательные эмоции.

В зависимости от назначения помещений их цветовые решения могут быть различными. Длительное время дети проводят в групповой и игровой комнатах. Характер использования этих помещений требует создания спокойной цветовой среды, поэтому для окраски их стен желательно использовать светлые теплые тона, например желтовато-зеленые, которые служат благоприятным фоном для разнообразной детской деятельности. В интерьер этих помещений желательно включать небольшие яркие пятна: игрушки, детские рисунки, предметы обстановки и т. п. Для занавесок лучше использовать светлые ткани, гладкие или с неярким рисунком. Золотистый тон занавесок создает ощущение солнечного освещения. Если окна выходят на север, откосы целесообразно окрасить в светло-желтый цвет: тогда попадающий в комнату свет кажется более теплым и солнечным.

Короткое пребывание детей в раздевалке, на лестничной клетке и во внутренних переходах позволяет активизировать пространственно-цветовую характеристику этих помещений за счет более насыщенных цветов: красного, оранжевого, желто-зеленого.

Для спален целесообразно применять разбеленные и приглушенные тона. Плитки, использованные для покрытия пола, позволяет создать геометрический орнамент или геометрические композиции. Наиболее целесообразно делать пол светлого цвета с графическим выделением отдельных зон. Можно применять и ворсовые ткани, лучше зеленого цвета, что напомнит детям зеленый луг.

Цвет сопровождает человека постоянно, провоцирует его на проявление различных чувств и эмоций. Преобладание какого-либо оттенка в окружении индивида говорит о его характере, темпераменте, вкусе, настроении и внутреннем состоянии.

 Использование цвета в рекламе

Использование цвета в рекламе

Значение цвета в психологии

О влиянии цвета на эмоциональное состояние человека известно давно. Кроме выраженного психотерапевтического эффекта, психология цвета важна в современном маркетинге. Расшифровка результатов многочисленных тестов показывает, что правильно подобранная цветовая гамма на логотипе компании способна увеличить ее популярность в несколько раз.

Связь между любимым цветом и характером

Основным критерием выбора тех или иных предметов является их цвет. Проанализировав цветовые приоритеты человека, можно выяснить его психотип и сиюминутное душевное состояние.

Важно! Предпочтения людей обычно не ограничиваются одним локальным цветом, что тоже говорит о изменчивости каждой личности.

Например, что означает красный цвет в психологии человека? Это обозначение чувств, бурных страстей, а также мощнейший оберег от вредного воздействия злых людей. Такой тон выбирают сильные личности, лидеры.

Влияние цвета на эмоции и психологическое состояние

Еще древние египтяне заметили, что различные краски по-разному влияют на душевное состояние человека. К XIX столетию этому явлению посвятили целую науку – психологию цветовосприятия, изучающую влияние цветных оттенков на физическое и психическое состояние индивида. Цветотерапия (хромотерапия) – лечение и коррекция психических расстройств через восприятие цвета. Интуитивно каждый человек применяет элементы этих методик при выборе одежды и элементов интерьера. Профессионалы таким способом снижают тревожность, изгоняют депрессию, повышают самооценку пациентов и улучшают качество их жизни. Лечебный эффект основан на том, цветовая гамма теплых оттенков придает бодрости, а холодных, наоборот, – замедляет ход психических процессов.

В середине прошлого столетия М. Люшер разработал тест на цветовое восприятие, интерпретация которого говорит о том, что индивид отдает предпочтение одним цветам и отвергает другие, в зависимости от своего психоэмоционального состояния на момент проведения теста.

Тест Люшера

Характеристика цветов

Каждый цвет имеет свою психологическую символику и особенный спектр действия на человека.

Краткое описание цвета и его влияния на психику

ЦветЗначение и область воздействия
БелыйСимволизирует чистоту, простоту, беспристрастность и непорочность, у некоторых народов является траурным символом. Славянам помогает избавиться от негативных ощущений, расслабляет, способствует полноценному отдыху и избавлению от страхов. Повышает остроту зрения, нормализует деятельность эндокринной системы, содействует выведению шлаков и токсинов из тела человека. Длительное влияние белого цвета может привести к появлению апатии, тоски, депрессий.
ЧерныйСимволика данного цвета у многих народов связывается со смертью. Психология трактует его как депрессивность, подавленность, разрушительность, желание скрыть свои помыслы от других. В то же время этот цвет помогает человеку собраться с силами и проявить силу воли, выказать протест или сконцентрировать внимание на самом существенном.
КрасныйСпособствует формированию лидерских черт личности, улучшает самооценку, увеличивает работоспособность. Повышает артериальное давление, ускоряет процесс обмена веществ, укрепляет защитные силы организма. Переизбыток цвета способен вызвать утомленность, раздражительность, агрессию и даже ярость. Этот цвет – источник властности, страстности и солидности. Наделяет человека чувственностью и вселяет уверенность в будущем.
ОранжевыйКак и красный, бодрит и возбуждает нервную систему, раскрепощает и улучшает настроение. Способствует профессиональному росту, повышает ответственность, активизирует умственную деятельность, помогает легкому установлению межличностных контактов. Регулирует гормональный фон, стимулирует работу пищеварительной, дыхательной и эндокринной систем. Выводит из депрессивных состояний, является символом благородства, радости и благополучия.
ЖелтыйЭтот оттенок обозначает оптимизм, радость, легкость и тепло. Стимулирует работу интеллекта, способствует развитию творческих способностей, благотворно влияет на состояние кожи, улучшает процесс усвоения кальция, укрепляет скелет человека. Переизбыток желтого цвета может привести к бессоннице, нервным истощениям и срывам. У детей данный оттенок пробуждает познавательные способности, развивает самоорганизацию и способность к концентрации.
ЗеленыйЯвляется символом покоя, любви, гармонии, жизни. Объединяет людей с природой, успокаивает, расслабляет, восполняет энергетические запасы, помогает достичь поставленных целей. Нивелирует негативное воздействие психических, эмоциональных и умственных перегрузок. Большое количество темных оттенков подавляет и провоцирует депрессивные настроения. Нормализует деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Участвует в налаживании отношений с противоположным полом. На сеансах цветотерапии применяют для борьбы со злобой, грубостью, неуравновешенностью и закомплексованностью.
ГолубойСимвол легкости, нежности, стабильности, чистоты и некоторой пассивности. Устраняет напряжение, снижает аппетит, освежает. Одновременно стимулирует мыслительную деятельность и повышает внимательность. Снимает внутренние комплексы, развивает коммуникативные и творческие способности. Способствует укреплению иммунитета, нормализует деятельность щитовидной железы, избавляет от бессонницы, мигрени и головной боли. Большое количество голубого цвета провоцирует апатичность и лень.
СинийЯвляется символом строгости, чистоты и таинственности. Нейтрализует возбуждение, снимает тревогу и страх, снижает аппетит. Эффективно борется с гиперактивностью и эмоциональной неуравновешенностью, способствует развитию дисциплинированности. Обезболивает, лечит воспалительные процессы и бессонницу, способен снизить температуру и артериальное давление. Создает доверительную безопасную атмосферу. Избыток синего цвета, особенно темных оттенков, приводит к депрессивности, тревожности, меланхоличности, будит нездоровую фантазию.
ФиолетовыйСимвол высшего разума, аристократизма, мудрости, зрелости. Способствует пробуждению интуиции и самопознания, приносит умиротворение, помогает восстановить самоуважение и веру в себя, объединяет духовные и физические потребности личности. Обилие фиолетовых тонов провоцирует усталость, психические расстройства личности, депрессию.
СиреневыйОбозначает таинственность, творчество, несмелость и искренность. Пробуждает склонность к философским размышлениям, устанавливает душевное равновесие, способствует самоутверждению.
КоричневыйСимволизирует тепло, стабильность, безопасность и верность семейным традициям. Помогает развитию целеустремленности, жизнелюбия, рассудительности, оптимизма и прямолинейности. Переизбыток провоцирует меланхоличность, консерватизм.

Цветовая гамма

Использование в одежде и интерьере

Подбирают цветовую гамму для оформления помещения с учетом влияния различных оттенков на психическое состояние человека:

  • декор спальни в голубых, синих и лиловых цветах обеспечит качественное расслабление и отдых;
  • столовая или кухня в оранжевых или желтых тонах гарантирует отменный аппетит и приятное общение с близкими;
  • контрастное сочетание теплых и холодных цветов уместно при оформлении прихожей;
  • яркое сочетание разных оттенков красного и оранжевого подойдет для гостиной;
  • для рабочего кабинета выбирают спокойную пастельную гамму.

Специалисты рекомендуют оформлять жилище так, чтобы была возможность влиять на психику и эмоции домочадцев с помощью сменных элементов декора (текстиль, картины).

Цветовая гамма в одежде обычно подбирается интуитивно и зависит от:

  • вкуса и настроения;
  • времени года;
  • типа внешности;
  • дресс-кода и ситуации.

Зная способности цвета влиять на эмоции людей, для ответственных мероприятий подбирают оттенки, которые помогут достичь поставленных целей.

Цветовая гамма в одежде

Цветовая гамма в одежде

Таким образом, цвет значит очень многое в жизни человека. Грамотное применение всего спектра улучшает качество жизни, но при неосторожном обращении с оттенками можно получить материальный и моральный ущерб.

Видео

Читайте также: