Не просвечивает сквозь воду солнце не блестит песок не цветут подводные травы

Обновлено: 08.07.2024

Цель: знакомство с понятием пейзаж, умение различать типы речи, использовать в письменной речи особенности данного стиля, развитие речи, творческих способностей учащихся.

Используемые средства и методические материалы: Русский язык (учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), мультимедийный аппарат для показа слайдов с текстами и картиной.

План

1. Ориентационно-мотивационный этап

(обоснование темы, определение цели и желаемого конечного результата, план работы)

2. Операционно-исполнительский этап

1) Словарная работа (работа с упражнением 276)

  1. Подберите словарные слова, которые можно использовать для описания данного пейзажа. Составьте предложение(слова записываются на доску)
  2. Используя словарные слова коллективно опишите картину так, чтобы получился текст (каждое следующее предложение должно быть продолжением предыдущего; один ученик – одно предложение)

2) Повторение типов речи.

Определите тип речи (тексты выносятся на интерактивную доску) Приложение.

  1. На опушке леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием солнца – такие лучистые, радостные, до яркого блеска умытые росой. И название у этих милых цветков под стать их красоте: купальницы. Купавки. Разбежались купавки по росистой траве, как беспечные, шаловливые дети. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски. Короткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения!
  2. В мае Новосибирск отметил традиционный День ассоциации. Новосибирская ассоциация лицеев и гимназий существует уже одиннадцать лет. Пожалуй, инновацией ее не назовешь. Но организации, подобной ей, существующей реально, а на бумаге, действующей весомо, интеллигентно, зримо, в Сибири нет.
  3. Слово поляны является именем существительным.

Во-первых, оно обозначает предмет. Что? Поляны. Начальная форма – поляна.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонения.

Употреблено в винительном падеже, во множественном числе – это непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является дополнением.

3) Творческий диктант

Вспомним, что такое эпитет.

Задание: вставьте подходящие по смыслу эпитеты, выраженные именами прилагательными. Подчеркните их как члены предложения.

Толстой ----------- крышей закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна ----------вода. В ---------- реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь ------ воду, не блестит песок, не цветут ---------- травы.

В ----------- тишине среди холмов речного дна стоят неподвижные рыбы. Они стоят ----------- стаями, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом.

Толстой ледяной крышей закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная вода. В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь темную воду, не блестит песок, не цветут водяные травы.

В глубокой тишине среди холмов речного дна стоят неподвижные рыбы. Они стоят большими стаями, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом.

4) Диктант по аналогии

Задание: опишите по аналогии другую птицу

Зимой в тундре падают с веток и зарываются в снег белые куропатки. На деревьях они клюют почки, а под снегом ищут мерзлые ягоды и спасаются в пургу. Зимой куропатки совсем белые.


В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная шапочка. Это – синица. В сад она прилетела за жучками.

Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.

Много разных жучков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

(По Г. Скребицкому). 94 слова.

Грамматическое задание.

1. Укажите, какой частью речи выражены слова:

1-в В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка.

2-в Увидит зорким глазом добычу, схватит её и съест.

2. Разберите слова по составу:

1-в наносят, фруктовых, грудка;

2-в разломишь, маленький, жучками.

3. Подчеркните орфограммы в словах:

1-в вред, плоды, на дереве;

2-в клюв, головка, с ветки.

Контрольный диктант за I четверть.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идёшь по лесной тропинке, а кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздаётся звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листвы мелькает пёстрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то её найдёт лисица и съест.

(По Соколову-Микитову). 80 слов.

Грамматическое задание.

3. Произвести морфемный анализ слов: повисли, ночного, раздаётся, лисица

4. Произвести синтаксический разбор предложения, дать характеристику:

Легко дышит осенней свежестью грудь.

Контрольный диктант за II четверть.

Лето я провёл у родителей на даче.

Старинный дом стоял ещё со времён войны с Наполеоном. Вокруг дома был парк с вековыми деревьями.

Внутри дома были узкие комнаты, высокие окна. Настольная керосиновая лампа разбрасывала гигантских размеров тени по углам бордовых стен и потолку.

Под парком вилась небольшая речка с несколькими омутами. Над одним из этих омутов росла большая старая берёза. Её зелёные ветви нависали над водой воздушной беседкой. В их крепком переплетении можно было сидеть или лежать. Здесь и устроил я свой рабочий угол. Я читал Тютчева, писал первые стихи.

В гуще этого дерева за три летних месяца я написал стихотворения своей первой книги.

Тип проекта: групповой, информационно-исследовательский.

Участники : дошкольники 4-х лет, педагоги и родители.

Продолжительность : среднесрочный, 2-3 недели.

Для расширения кругозора детей мы дополнили картинки с пресноводными рыбами и местами их обитания зимой. Во время игры у детей возникла проблема, куда поместить щуку и леща, если в игре два изображения водоёма: зимовальная яма и толща воды. Дети обратились с вопросом к воспитателю: кто, где зимует?

Таким образом у детей появилась проблема, значимая для них, а у педагога тема для проекта.

Цель: Создание условий для изучения речных рыб, внешнего вида, характерных особенностей, место обитания в зимний период.

1.Расширять первоначальное представление детей о речных рыбах.

2.Способствовать развитию познавательного интереса к обитателям водоёма.

3. Развивать умение делать самостоятельные выводы на основе наблюдений.

4. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; поддерживать интерес к движениям.

5. Формировать у детей интерес и положительное отношение к художественному творчеству, театрализованной деятельности.

6. Формировать личную значимость каждого ребенка в жизни коллектива.

1. Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка в совместной деятельности: составление рассказа об одной из речной рыбы, чтение рассказов, сказок о рыбах, просмотр видеофильмов.

2. Повысить уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ как активных субъектов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- узнают о жизни речных рыб в зимний период.

- овладение техникой проектной деятельности;

- повышение уровня коммуникации детей, их речевой активности.

- активно участвуют в образовательном процессе.

План работы по осуществлению проекта:

2. Подбор материалов для опытно - экспериментальной деятельности с детьми.

1. Рассматривают иллюстраций, альбома о жизни животных в зимний период, разучивание подвижных и речевых игр.

2. Обращаются с просьбой к родителям рассказать где зимуют рыбы.

1. Помогают ребёнку узнать о жизни рыб зимой: читают сказки, стихи, загадки, рисуют, или подбирают картинки речной рыбы и составляют с детьми рассказ о ней.

2 этап: Основной

Основные направления реализации проекта по образовательным областям

Социально – коммуникативное развитие

1. Игровая импровизация: изображение плавающих рыб;

2.Рассматривание иллюстраций речных рыб, наборов открыток;

Художественно – эстетическое развитие

1. Пальчиковые игры, физкультминутки.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имел прогрессивный характер и позволил не только повысить уровень знаний о пресноводных рыбах и жизни рыб в зимний период , но и даст толчок для развития любознательности, инициативности, самостоятельности.

1. Имеют представление, о пресноводных рыбах, познакомились с внешним видом рыб, их характерных особенностях, о жизни рыб в зимний период.

2. Обогатилась речевая и двигательная активность.

3. Сформировано положительное отношение к художественному творчеству, эмоциональный отклик на музыкальные произведения.

4. Начала проявляться личная значимость каждого ребенка в жизни коллектива.

1. Повысился уровень творческой инициативы, умение к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

2. Создали условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

1.Повысился уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

Опыт 1. Что происходит с водой зимой?

Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит.

Вывод: лед— это тоже вода.

Опыт 2. Ледяная крышка

Ставится ведро с водой и рыбами на улице, образуется ледяная крышка. Лёд не пропускает воздух.

Вывод: В такой воде становится очень трудно дышать рыбам и другим обитателям, они начинают задыхаться. Рыбаки помогают рыбам, когда делают лунку на озере.

Опыт 3. Глубоко – мелко

Наливают в две одинаковой ёмкости воды. Объём воды разный. В эти ёмкости опускают рыб и относим на улицу. Принести в помещение и обратить внимание, в каком ведре рыбы замёрзли в воде, а в каком продолжают плавать в воде.

Вывод: Рыба покидает места своих летних стоянок, и уходит глубже в воду.

Кот Мурлыка — рыбачок,
Ловит рыбку на крючок.

Мишка, лисонька, волчок
Да зайчишка-русачок
Прибежали — тут как тут!
И сидят улова ждут.

Чок-чок-чок-чок!
Ловись рыбка на крючок!

Первую рыбку поймал — лисичке отдал!

Вторую рыбку поймал — волку отдал!

То же самое делаем безымянными пальчиками.

Третью рыбку поймал — мишке отдал!

То же самое — средними пальчиками.

Четвёртую рыбку поймал — зайке отдал!

То же самое — указательными пальчиками.

Пятую рыбку поймал — себе взял!

То же самое — большими пальчиками.

Рыбки Е. Железнова

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке,

Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Вторая сказала: “ Ведь здесь глубоко”.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит )

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны)

То зароются в песке. ( Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто зарываете их в песок)

Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).

Чья голова? – Это рыбья голова.

Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.

Чье туловище? – Это рыбье туловище.

Чья чешуя? – Это рыбья чешуя.

Чей хвост? - Это рыбий хвост.

Чье брюшко? – Это рыбье брюшко.

Чьи плавники? – Это рыбьи плавники

Познавательные сказки и рассказы

Всем вам крышка. Э. Шим

Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать.
Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать.

Как хлопнет — так ледяная крышка готова.
Для луж маленькие крышечки понаделал.
Для болот — побольше крышки.
Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
— Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою.

Наклонился над лужицей , крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
— Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозно, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.

Дальше идёт. К болоту выбрался.
— Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глядь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал.

Дальше идёт. На озеро вышел.
— Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глядь — рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни , и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка.

— Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
— Я один тут властелин!

И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
— Дышите себе, — говорят, — на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.

А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!

Как рыбы зимуют. Л. Карпова

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы. В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются - дышат. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.
Летом, толстоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.
Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубину и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.
Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.
Веселый, проводной окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.
Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей. Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.
Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движенья её медленны, не то что летом, когда она молнией бросается на добычу.
И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок.
Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры. А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

СКАЗКА НЕПОСЛУШНЫЕ ОКУНЬКИ

Н. СЛАДКОВ. ОКУНЬ И НАЛИМ.

— Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?
– А то, что для всех рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!
– Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…

Ерши
Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей. Ю. Могутин


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Как зимуют рыбы в прудах и искусственных водоемах




Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Искусственный водоем – отличное украшение любого, даже небольшого участка. Он придает яркость, красоту и уникальность даче, увлажняет воздух, а отблески от солнца на водной глади добавляют света. В жаркий день у пруда намного прохладней, а плеск воды действует успокаивающе.

Отлично оживляют пруд рыбы — за их грациозными движениями очень интересно наблюдать. Да и польза от них весьма ощутимая — они поедают личинок комаров.

Мы сделали пруд на даче в 2018 году. Целый сезон в нем росли только растения. Когда мы научились ухаживать за ними, появилась идея заселить его рыбками. И главным вопросом в тот момент стала зимовка рыб — как сделать возможным не просто выживание, а комфортное пребывание рыбок в небольшом искусственном пруду в условиях нашей зимы.

В этой работе отражены цели и задачи, которые мы ставили перед исследованием, а также этапы реализации проекта.

Тип проекта

Актуальность и практическая ценность

Экспериментальная составляющая работы — как обустроить пруд на даче таким образом, чтобы рыбы могли спокойно зимовать из года в год.

Развитие любознательности и познавательной мотивации. Привлечение к уходу за животными и рыбами.

расширение представлений о том, как разные живые существа переживают зиму;

изучение общей информации о том, как рыбы зимуют в реках, озерах и прудах в дикой природе;

определение, каким параметрам должен соответствовать пруд на даче, чтобы рыбы могли в нем жить круглогодично;

определение видов рыб, которые могут комфортно зимовать в искусственном пруду в нашей местности.

Этапы реализации проекта

Изучение литературы о зимовке рыб в естественной среде обитания, наблюдение, создание наглядного материала.

Создание интереса к теме, практические мероприятия по подготовке пруда на даче к зиме, ухода за ним в течение разных сезонов, расширение знаний, обсуждение результатов наблюдений.

Подготовка презентации и защита проекта.

Глава 1. Зимовье рыб в природных водоемах.

Зимовка рыб – это очень интересный раздел биологии. Можно сказать больше — это уникальное явление в живой природе.

Морозная зима — особое время в жизни речных и озерных обитателей. С приближением зимы жизнь во всех водоемах меняется, причем кардинально. Заметно уменьшается световой день, температура воды снижается, и постепенно водоемы начинают покрываться ледяной коркой, а сверху еще и насыпается снег. То есть, под водой становится темно. У обитателей водоема впереди целых четыре месяца, во время которых им придется переживать условия холода, полумрака и сильного дефицита кислорода.

И поведение рыб зимой, конечно, меняется — в этот период почти все рыбы перестают потреблять пищу, их активность снижается, практически до нуля. Процесс их роста и обмена веществ приостанавливается, частота сокращений сердца снижается. Реакция на внешние раздражители тоже падает почти до нулевой отметки. Жизнь в их организме теплится только за счет накопленного летом жирка.

Когда река покрывается льдом, кислорода в воде становится меньше. В глубоких ямах подводным обитателям с каждым месяцем дышать всё труднее. Чтобы рыба не задохнулась, люди прорубают специальные проруби, и под лед начинает поступать свежий воздух.

Благоприятно переносить зимовку подводным обитателям помогают особые физические свойства воды.

Пресная вода приобретает наибольшую плотность при +4 градусов Цельсия. Охлаждаясь в подледном слое до этой температуры, вода опускается вниз, не доходя до критической точки замерзания. Смена теплых и остывающих слоев не прекращается до тех пор, пока весь водоём не охладится до +4, что случается только в очень неглубоких прудах и озёрах.

Варианты зимовки рыб

Поскольку в царстве рыб существуют разные виды этих существ, то и зимуют они разными способами.

Распространённые варианты зимовки рыб:

стайное малоподвижное существование в зимовальных ямах;

активная сумеречная жизнь (для хищных видов);

вступление в фазу зимнего нереста;

Зимовальная яма рыб

Зимовальными ямами (Рис.1.) называются места, в углублениях дна водоема, где скапливается большое количество рыб.

В этих ямах рыбы почти три месяца находятся безо всякого движения, плотно прижимаясь друг к другу. Часто у нижнего слоя рыб к весне образуются пролежни в области брюшка.

Рис.1. Зимовальная яма.

Зимнее похолодание — время, когда останавливается приумножение водной растительности и планктона. Корма становится меньше, и рыбы снижают жизненную активность, сбиваются в стаи, ищут для зимовки подходящие места.

В зимовальных ямах собираются особи одного возраста и размера. Так им проще переносить стужу, плотно сбиваясь в стаи. Подобное поведение характерно для теплолюбивых лещей, карпов, линей (Рис.2, Рис.3). Запасенные летом жировые запасы позволяют не заботиться о питании.

Противостоять холоду, минимизировать затраты энергии помогает обильно выделяемая на поверхность чешуи слизь. Вероятнее всего, именно она отпугивает хищников, и поголовье рыб остается нетронутым во всю зиму.

Зимовка хищных рыб

Хищные рыбы (Рис.2, Рис.3), относящиеся к сумеречным видам, неплохо чувствуют себя подо льдом. Хищники не трогают сонную рыбу, скопившуюся в зимовальных ямах, а ведут охоту на тех, кто не спрятался. Это плотва, серебристый карась и уклейка.

Окунь активно охотится и на свету, и на затененных льдом участках, становясь частой добычей рыбаков – мастеров подледного лова.

Щука предпочитает более темные глубинные пространства, держась вблизи от окуневых и плотвичных стай, вылавливая ершей, уклеек и верховок.

На тех же рыб, не меняющих обычные места существования в холодный период года, охотится и самый глубоко сумеречный хищник – судак. Зимняя ловля судака возможна только в тёмных глубинах на значительном удалении от берега.

Несколько большую активность проявляют сомы — они ищут места у границ зимовальных ям, на повышениях дна, вблизи быстрин, более насыщенных кислородом. Значительная масса тела позволяет сому не опасаться быстрого переохлаждения.

Рис.2. Подводные обитатели рек

Рис.3. Подводные обитатели рек

Зима - время сига и налима

Температурный режим в подледном мире благоприятен для налима. Эта рыба вообще не любит тёплой воды. Прогретая на летнем мелководье до температуры 27°С, она становится гибельной не только для молоди, но и для взрослых особей. Летом рыба ведет малоактивный образ жизни, прячется под коряги, валуны и в норы. Жор налима начинается с осенним похолоданием, когда вода остывает до температур ниже +15 градусов. Зимние холода еще больше добавляют активности. Именно в пору сильных морозов налим мечет икру на покрытые мелкими камнями участки дна.

Сиг, обитающий в водоемах, опоясывающих север нашей страны, от европейской до дальневосточной части, также вступает в фазу активного размножения осенью и в начале зимы. Пищей сигу служат донные организмы, а также икра нерестящихся в зимний период рыб, поедает он и свою собственную икру.

Вот так, получается, что все рыбы разные и зимуют они по-разному.

Вот как описывает зимнюю жизнь рыб Л.Карпова в своем рассказе.

Как рыбы зимуют.

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода.

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы… В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются — дышат. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.

Летом толстоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днем выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.

Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубину и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.

Сазанывыбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.

Веселый, проворный окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.

Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей. Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.

Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движения ее медленны, не то что летом, когда она молнией бросается на добычу.

И только один налимвсю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок.

Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры… А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

Глава 2. Как на даче построить водоем, пригодный для зимовки рыб, и правильно подготовить его.

Что необходимо учесть при обустройстве пруда

Если планируется заселить пруд декоративными рыбками, то при его проектировке лучше сразу учесть такие моменты:

Чем больше размеры водоема, тем не только живописнее его вид, но и более комфортно его обитателям — площадь поверхности пруда не менее 7 квадратных метров. в среднем на одну рыбку должно приходиться не менее 50 литров воды.

Рекомендуемая глубина — не менее 120 см, чтобы хорошо прижились подводные растения, а рыбы могли бы комфортно зимовать.

В среднем на одну рыбку должно приходиться не менее 50 литров воды.

Если разместить водоем под большими деревьями, то в него будет попадать много листвы, что усложняет очистку воды.

Водные и околоводные растения, а также рыбы должны освещаться солнечным светом не менее 5 часов в день.

В водоем не должна стекать вода с химикатами, которые используют на огороде.

Рис.5. Строительство нового пруда для рыб в 2020 году.

Летом 2020 года было решено увеличить площадь и глубину пруда, чтобы сделать условия для рыб еще более комфортными. Теперь наш пруд состоит из 2-х бассейнов, общей площадью около 15 квадратных метров. И глубина зимовальной ямы составляет 1,5 метра (Рис.5, Рис.6).

Рис.6. Бассейн пруда с зимовальной ямой

При выборе рыб мы учли размеры нашего пруда. Он достаточно большой и глубокий, поэтому мы выбрали 2-х карпов кои и 5 золотых рыбок (Рис.7) — они выносливые и непритязательные, нужно только следить, чтобы зимой поверхность воды не затягивалась льдом на долгое время.

Другой важный момент — условия видимости. Лучше заселять пруд яркими рыбками, чтобы в пруду они не “терялись” — белыми, желтыми, оранжевыми и красными.

Самые подходящие для этого — золотые рыбки, поскольку они почти всегда держатся у поверхности воды.

Рис.7. Карпы кои и золотые рыбки — обитатели нашего прудика.

Рыбки сами находят себе пропитание. Но если весной и летом, когда они особенно активны, их подкармливать, они будут лучше расти и меньше бояться. Кои можно даже приручить есть с руки.

Перекармливать рыб нельзя — раз в день мы даем корм, который не тонет, и спустя 10 минут убираем с поверхности воды недоеденные остатки.

Рыб спокойно можно оставить без корма, например, на время отпуска — они позаботятся о себе сами.

Подготовка пруда к зиме

Следует начинать подготовку пруда к зиме еще до наступления холодов.

Перед началом листопада мы накрываем его сеткой, чтобы в воду не падали листья. Если этого не сделать, то вскоре листья опустятся на дно и начнут гнить. В результате они не только испортят красоту, но и загрязнят водоем.

Если листья все же попали в пруд, мы вылавливаем их сачком.

Чистка водоема

Водоем любого вида нуждается в тщательной очистке осенью. Ведь все, что оседает на дне (ил, мусор, корм для рыб), разлагается и образует болезнетворные газы, которые могут отравить жителей водоема. Дно удобно чистить с помощью граблей.

Зимовка пруда

Дно и стенки мы чистим вручную при помощи щетки.

Наш пруд достаточно большой(площадью свыше 15 кв.м и глубиной более 1м), поэтому ему нужна только чистка (с извлечением оборудования) и подготовка к зиме растений и рыбы, воду мы не сливаем.

Что делать с водными растениями?

Еще один важный момент – зимовка водных растений (Рис.8). Болотные и мелководные культуры обрезаем практически под корень.

Незимостойкие растения (некоторые осоки, ирисы, канны, циперус) извлекают из пруда и отправляют зимовать в помещение с минимумом света, постоянно влажной почвой и температурой воздуха около 5°С.

А вот тростник ни в коем случае нельзя срезать: его полые стебли послужат отводами углекислого газа и проводниками кислорода для зимующих растений и рыб.

Водные растения (кувшинку, кубышку желтую, элодею, болотник, водокрас, ряску, аир, калужницу) на зиму можно оставить в глубоком водоеме, но только если это зимостойкие сорта. Большинство из них осенью дают зимующие почки, которые опускаются ко дну.

У зимостойких водных растений обрезают старые листья и побеги до корня. Корзины с ними передвигаем на середину водоема и притапливаем на глубину более 1 м.

Рис.8. Растения около пруда

Зимовка рыбы в пруду — практическая часть исследования

Смена места обитания может вызвать у рыб сильный стресс. Поэтому мы изначально решили, что они будут оставаться зимовать в родном водоеме.

Глубина пруда чуть более 1,5 м. Вода не промерзает полностью, и рыба в нем не замерзает.

Выбор видов рыб — тоже не случаен. Карпы и караси превосходно уживаются в зимовальных ямах.

Запасенные летом жировые запасы позволяют не заботиться о питании.

Противостоять холоду, минимизировать затраты энергии помогает обильно выделяемая на поверхность чешуи слизь.

На зиму мы убираем из пруда аэраторы для водоема, поэтому регулярно приходится проделывать прорубь и подливать в это отверстие кипяток (Рис.9, Рис.10, Рис.11).

Рис.9. Пруд, засыпанный снегом.

Рис.10. Проделываем прорубь и вливаем горячую воду.

Рис.11. Естественные освещение и аэрация пруда в зимний период.

Дополнительные приемы и хитрости

На завершающем этапе подготовки водоема к зиме в него опускают несколько поленьев или резиновых мячей. Это нужно для того, чтобы лед не повредил стенки пруда.

Во время сильных морозов водоем поверх льда мы укрываем соломой, досками или мешковиной. Но поскольку в нем зимуют рыбы, то нельзя надолго оставлять такое укрытие, поскольку живые организмы не могут находиться без света длительное время. По этой же причине нужно регулярно чистить поверхность водоема от снега и контролировать наличие прорубей.

Если осенью грамотно провести все мероприятия по подготовке пруда к зимовке, то зиму он переживет без особых хлопот и потерь. А весной вновь порадует нас своим живописным видом и веселым плеском перезимовавшей рыбы.

В ходе исследования я изучила вопросы, связанные с зимовкой рыб, узнала много нового о физических свойствах воды, поняла, как проводят зимний период рыбы и что помогает им выжить в трудных зимних условиях.

Собрав и проанализировав все теоретические данные, мы смогли на своем дачном участке создать красивое и уютное место — пруд.

В пруде уже 2 сезона отлично перезимовывают растения и рыбы.

Летом 2020 года мы увеличили размеры пруда и глубину зимовальной ямы, потому что количество рыбы увеличилось естественным образом.

Данное исследование может быть интересно учащимся школ, увлекающихся биологией, садоводам, которые хотят разнообразить свой ландшафт, а также деятелям сельского хозяйства, которые планируют обустроить рыбные фермы.

Читайте также: