Наличие стержневой корневой системы сетчатого жилкования пятичленных цветков характеризуют

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 15.09.2024

Прежде, чем разбирать виды корневых систем у растений, их особенности, функции, то, каким растениям они свойственны, нужно в первую очередь разобраться в том, что же на самом деле такое корень. Корнем называется подземный орган любых сухопутных растений, от травы до деревьев, от обыкновенного одуванчика или подорожника до фикуса или бамбука. И без корня ни одно растение не может существовать. Причин тому несколько.

Во-первых, корни позволяют растениям питаться, поглощать воду и жизненно важные микроэлементы из почвы, доставляя их к надземной части растения, то есть, к стеблю и листьям (а также к цветкам, если таковые имеются), а у ряда растений в корнях накапливаются запасы этих элементов и минеральных солей, что чрезвычайно необходимо и для простого существования, и для роста и развития. Во-вторых, благодаря корню растение может закрепиться в почвенном или любом другом субстрате, и держаться на этом месте весь свой жизненный цикл, причём за счёт надёжного сцепления растение может пережить самые неблагоприятные условия.

К тому же, корни могут позволять растениям дотянуться до глубоких почвенных слоёв, где может содержаться вода, чтобы выживать в засушливые периоды. Ещё корни могут синтезировать жизненно важные для растения вещества, осуществлять размножение, но не половое, а вегетативное, вступать в симбиоз с другими живыми существами – от микроорганизмов и грибов до корней других растений. Но ни один корень ни у одного растения не способен осуществлять то, на что способны надземные побеги и их части. Речь идёт о фотосинтезе. У корней по понятным причинам отсутствуют хлоропласты, но корням фотосинтез осуществлять и не нужно, это дело для надземной части растений.

Существует несколько классификаций растительных корней. Сами по себе корни делятся на главный, боковой и придаточный. Главным корнем называется наиболее выделяющийся на фоне других корень, и он отвечает за закрепление растения в почве, а также копит и содержит в себе необходимые микроэлементы и полезные соли. Этот корень, как и боковые, всегда развивается исключительно под землёй. Что же касается придаточных корней, то они могут вырасти и в почве, и даже над поверхностью почвы, и в отличие от главных корней, они вырастают не из зародышевых корешков, а прямо из побега, в том числе и надземной его части. С боковыми корнями всё проще, ведь они могут отрастать как от главного корня, так и от придаточных корней.

Также выделяют ряд видоизменений корней наподобие корнеплода (о нём, причём непосредственно связанном со стержневой системой, подробнее будет рассказано позже), корнеклубней (корневых шишек), корней-зацепок, ходульных корней, досковидных корней, воздушных (дыхательных) корней, столбовидных корней (корней-подпорок), микоризы и бактериальных клубеньков. Многие из этих видоизменений характерны для конкретных видов растений, так, ходульными и воздушными корнями могут похвастать мангровые деревья. А микоризой называют симбиоз растительных корней с грибными гифами (они могут выполнять функции, схожие с функциями корней у растений).

Ещё одна классификация связана уже с системами корней. В растительном мире корневых систем выделяют преимущественно две: мочковатую и стержневую, а ещё (в отдельных случаях) смешанную. Мочковатую корневую систему формируют придаточные корни (но также и боковые), главный корень в такой системе или поначалу развивается, но через некоторый отрезок времени отмирает, или изначально недоразвит.

У стержневой же системы главный корень, наоборот, развит в высшей степени и прекрасно заметен на фоне остальных (преимущественно боковых) корней. Ведь главный корень вытягивается на дециметры и метры вглубь грунта, и для растения он становится стержнем, что крепко и надёжно держит его в земле. Интересно, что у растений со стержневым типом могут встречаться и придаточные корни, но они играют роль именно вспомогательных придатков малого размера.

Признаки стержневой корневой системы

Одним из основных признаков наличия у растения именно стержневой системы является среда обитания. Растения с такой системой корней могут обитать в засушливых местах. Вообще, немало видов, семейств и целых классов растений, коим свойственна именно стержневой тип, произрастает в разных климатических поясах. Но по некоторым причинам (подробнее о них – далее) именно для засушливых условий больше всего подходит именно стержневая система.

Непосредственно с этим связано и то, что стержневую систему выдаёт очень крупный размер одного определённого корня, являющегося будто бы продолжением наземной части растения, и располагающегося по центру корневой системы. Это главный корень, и размеры у него могут быть поистине впечатляющими. У многих растительных видов – представителей класса двудольных главные корни могут прорастать в значительной степени глубоко в почву. По этой причине такие растения трудно вырвать из земли, и чтобы сделать это, потребуется приложить силу.

Интересно, что главный корень у некоторых растений может видоизмениться с целью накопления запасов питательных веществ, и в результате этого приобретает сильно утолщённую форму и меняет цвет. Такие видоизменения главного корня называются корнеплодами. И корнеплоды встречаются именно у тех растений, у которых система как раз стержневая. Многие корнеплоды пригодны в пищу, в том числе у моркови, свеклы, репы, а потому растения, у которых могут развиться корнеплоды, относятся к сельскохозяйственным культурам.

Особенности стержневой корневой системы

Выше было изложено, что растения со стержневым типом корней встречаются в том числе в тех местах, что подпадают под определение засушливых. И достаточно большая глубина корней, и главного в первую очередь, имеет к этому самое прямое отношение. Корни могут расти и тянуться глубже и глубже в землю, пока не достанут до водоносных почвенных слоёв. То есть, до той части почвы, где однозначно есть влага, не встречающаяся в ближайших к поверхности слоях.

За счёт этого растениям удаётся благополучно переносить неблагоприятные условия, связанные с нехваткой воды. К тому же, главный корень с течением времени может увеличиваться в размерах, и это связано с накоплением запасов поглощённых из почвы минеральных солей и микроэлементов. В том числе поэтому главный корень настолько заметен. У отдельных растений, как упоминалось выше, главный корень видоизменяется, становясь корнеплодом.

Ещё одной особенностью стержневого типа является то, что он может быть ветвистым, хотя некоторая ветвистость свойственна и мочковатому типу. Визуально это может напоминать перевёрнутую и погруженную под землю крону дерева без листвы. Специалисты, кстати, отдельно выделяют ветвистую корневую систему, подчёркивая при этом её связь именно со стержневой системой. Главный корень в ней не выделяется, хотя он может присутствовать в составе, и основой этого варианта корневой системы являются именно боковые корни. Подобную систему различают у некоторых видов деревьев.

Строение стержневой корневой системы

Вне зависимости от типа корневой системы и видов растительных корней, у всех до единого корней одинаковое строение.
Корень делится на несколько зон, имеющих собственные определения. Речь о корневом чехлике (калиптре), зоне деления, зоне роста (растяжения), зоне всасывания (поглощения и дифференциации), на которой располагаются корневые волоски, и зоне проведения. Зона роста интересна тем, что в ней происходит разделение клеток корня на ткани, причём формирование проводящих тканей осуществляется отдельно в зоне всасывания и в зоне проведения.

Ещё в зоне роста происходит дифференциация (или разделение) корневых клеток, часть из них становится ризодермой, другая часть – корой, а третья ложится в основание осевого цилиндра.
Ризодермой, или эпиблемой называют покровную ткань, на которой расположено множество молодых корневых окончаний и корневых волосков. Ризодерма принимает активное участие во всасывании микроэлементов из почвы (это происходит в отдельной зоне корня, называемой зоной всасывания), либо этот процесс осуществляется пассивно. В клетках ризодермы есть митохондрии, и их весьма много, поскольку процесс поглощения минеральных веществ требует определённых затрат энергии. Ризодерма, состоящая из нескольких или множества слоёв, называется веламеном, так именуют первичную покровную ткань, сложенную из пустотелых клеток, имеющих тонкие, но одревесневшие оболочки.

Кора корня может иметь экзодерму. Это её опробковевшее (или одревесневшее) внешнее покрытие, приходящее на замену старым клеткам ризодермы после того, как они отмирают. Основную часть корневой коры называют первичной корой. Кора играет важную роль в транзите поглощённых полезных веществ, растворённых в воде, к надземным частям растительных побегов. Ближний (радиальный) транзит осуществляется по направлению от периферии к центру, в сторону осевого центра.

По межклетникам, что вдоль корневой оси, движутся газы, потребляемые растением в процессе дыхания, и активно в этом процессе участвующие, и более того – участвующие в обменных процессах. Поэтому кора достаточно рыхлая. Ткани коры также являются зоной, где создаются метаболиты и происходит накопление запасов минеральных веществ и полезных микроэлементов.

Осевой цилиндр состоит из нескольких тканей. Учёным удалось определить, что в основе лежат проводящая, образовательная и основная ткани. Интересно знать, что корень является единственной частью растения, что развивается эндогенно, то есть, формирование его начинается из внутреннего слоя материнской оси растения. Надземные части растения, от ветвей до листьев, в свою очередь, формируются экзогенно, то есть, не из внутреннего слоя, а из внешнего, коим для растений является кора.

Функции стержневой корневой системы

И стержневой тип корней, и мочковатый имеют в функциональном плане как сходства, так и различия. Оба типа корневых систем существуют для питания растения путём получения и потребления из почвы минеральных веществ и солей, полезных для роста и развития элементов, в том числе присутствующих в водном растворе. Каждая из систем может по-своему копить запасы этих веществ: если в стержневой запасы копятся в главном корне, то в мочковатой запасы накапливают подземные видоизменения побегов (но это справедливо по отношению далеко не ко всем видам, а только к тем, у которых подобные видоизменения есть, например, к картофелю и луку). Для более объёмного поглощения воды корневая система может охватывать большую площадь в почве, и это возможно и у мочковатого типа, и у стержневого – за счёт боковых корней.


Amoria repens

Тем не менее, стержневую систему отличает ещё одна функция, которой мочковатая похвастать не может. Эта функция – опорная. Мощный стержень в виде главного корня, способного прорасти на многие метры и даже на десятки метров вглубь почвы, обеспечивает возможность растениям очень крепко держаться в грунте, и это может позволять разным видам хорошо расти вверх, не рискуя упасть на землю под собственным весом, и стойко переносить неблагоприятные погодные условия (например, воздействие порывистого и ураганного ветра), равно как и переживать атаки травоядных живых существ и различного рода вредителей, но при условии, что корневой системе не наносится хоть какой-либо ущерб.

Наконец, главный корень способен вытянуться вплоть до богатых грунтовыми водами слоёв почвы, что могут не встречаться в близких к поверхности слоях. И это позволяет растениям стойко пережить засуху и вообще всякие периоды, сопряжённые с нехваткой воды.

Чем отличается стержневая корневая система от других корневых систем

Две широко распространённые среди растений корневых систем отличаются в нескольких вещах. Мочковатый тип, в отличие от стержневого, хоть и не прорастает слишком глубоко в землю, лучше соприкасается с почвой: с помощью придаточных и боковых корни эта система вступает в более плотный контакт с частицами грунта, и благодаря этому обеспечивается более успешное поглощение из почвы воды вместе с растворёнными в ней микроэлементами (тем более, что наземные растения только так могут впитывать воду, и никак иначе). Мочковатая система способна быстрее и объёмнее впитывать воду. На это влияют и климатические условия.

Важно знать, что растениям с мочковатой корневой системой удобнее развиваться в зонах с повышенной влажностью, в том числе и в увлажнённой почве. Для таких условий стержневые корни непригодны: слишком глубоко проросшие корни в чрезмерно увлажнённой земле начинают гнить, а это неизбежно губит растение. В то же время, растениям с мочковатой системой куда тяжелее выживать в сухих зонах и тех местах, которым свойственны засухи. Если перефразировать, то можно сказать, что растения с мочковатыми корнями куда сильнее зависят от воды, нежели те, что со стержневыми, ведь мочковатой системе дотянуться до водоносных слоёв почвы не получится, в том числе из-за того, что рост мочковатых корней через некоторое время останавливается, и далее они не растут.

С учётом всего этого, весьма парадоксальным воспринимается факт того, что общая длина корней мочковатого типа больше, чем у стержневого, у которого наибольшей длиной может обладать только главный корень, тогда как длина боковых бывает небольшой.

Корни, образующие стержневую корневую систему

Если подытожить ранее обозначенные факты, то можно понять главное из того, что требуется знать о стержневой системе. Это то, что в основе всегда главный (обычно крупного размера) и боковые корни. Придаточным корням тоже есть место: они могут присутствовать в качестве вспомогательных. А крупный главный корень у определённых видов быть видоизменён и перерасти в корнеплод.

Растения, имеющие стержневую корневую систему

Одним из ключевых отличий растений со стержневым типом корней от растений с мочковатым типом является то, к какому классу растений они принадлежат. По мочковатой системе легче распознать однодольные растения, тогда как по стержневой двудольные (хотя есть и взаимные исключения). Разница между классом двудольных и классом однодольных растениями – в том, как развиваются в семени растительные зародыши.

У зародышей всех цветковых растений (они же покрытосеменные) присутствуют эмбриональные листочки, называемые семядолями. Это – первые листочки будущего саженца. В семенах двудольных растений у зародыша вырастают два таких листочка, а у однодольных, соответственно, один. Иными словами, двудольным для развития нужны две семядоли, а у однодольным достаточно одной. Но на этом различия не заканчиваются.

Если рассматривать поперечные срезы стеблей и стволов растений, то можно заметить особенность проводящих пучков. В двудольных растениях такие пуски имеют кольцеобразное расположение, чего нет у однодольных. К тому же, двудольные имеют ещё одну особую образовательную ткань, называемую камбием, что находится между подкорьем (другое название – луб) и древесиной.

Благодаря камбию стебель или ствол может вторично утолщаться. Именно за счёт камбия у деревьев могут формироваться годичные кольца. Листья двудольных растений имеют сетчатое жилкование, листовые пластинки расчленённые, с зубчатыми или выемчатыми краями, цветки имеют четыре или пять членов (к коим относятся чашелистики, плодолистики, тычинки). А из зародышевого корешка вырастает именно главный корень.

Что же касается примеров того, какие именно растения отличаются стержневой коренной системой, то в первую очередь в качестве примеров можно назвать те растения, у которых главный корень становится корнеплодом, наподобие моркови, свеклы, редьки, сельдерея, редиса, пастернака посевного, дайкона, петрушки, репы, брюквы, ямса и топинамбура. Большая часть этих растений используются в сельском хозяйстве и пригодны в пищу.

Также стержневую систему различают у отдельных видов клевера, у фасоли и гороха, у сорняков наподобие одуванчика и у цветочных растений наподобие разных видов шиповника и разных сортов роз, у люпина, у подсолнечника, у пиона древовидного. Среди деревьев стержневая система распространена у берёзы, дуба, ясеня, вяза, рябины, боярышника и других, при этом некоторым из подобных видов свойственна ветвистая система без ярко выраженного главного корня.

2. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?

1) расположение семян внутри плодов

2) наличие в клетках хлоропластов

3) симбиоз с бактериями и грибами

4) наличие цветка

5) двойное оплодотворение

6) размножение семенами

3. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?

1) вставочный рост

2) семена с двумя семядолями

3) листья с сетчатым жилкованием

4) из зародышевого корешка развивается главный корень

5) в стебле не происходит вторичного утолщения

6) стержневая корневая система

4. Выберите из приведённого ниже списка три признака, характерных для растений

1) сетчатое жилкование листьев

2) корневая система мочковатая

3) корневая система стержневая

4) дуговое жилкование листьев

5) две семядоли в семени

6) параллельное жилкование листьев

5. Растения семейства Капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1) цветок четырехчленного типа

2) соцветие кисть

3) цветок пятичленного типа

4) соцветие корзинка

5) плод стручок или стручочек

6. Вы­бе­ри­те при­зна­ки се­мей­ства Кре­сто­цвет­ные.

1) че­ты­ре ле­пест­ка

2) пять ле­пест­ков

3) де­вять ты­чи­нок

4) плод ко­ро­боч­ка

5) шесть ты­чи­нок

7. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют се­мей­ство Кре­сто­цвет­ные?

2) плод ко­ро­боч­ка

3) плод стру­чок или стру­чо­чек

4) шесть ты­чи­нок, из ко­то­рых две ко­рот­кие

5) че­ты­ре ле­пест­ка в вен­чи­ке, око­ло­цвет­ник двой­ной

6) ле­пест­ки срос­ши­е­ся

8. Для растения семейства Бобовых характерно:

1) наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус, весла)

2) наличие в цветке нектарников

3) образование плода боб

4) образование плода стручок

5) наличие на корнях клубеньковых бактерий

6) перекрестное опыление насекомыми

9. Растения семейства Розоцветных отличаются от растений семейства Капустных наличием

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником

3) плода – яблока, ягоды, костянки

4) плода – стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

10. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют се­мей­ство Паслёновые?

1) в ос­нов­ном ку­стар­ни­ки и де­ре­вья

2) плод стру­чок или стру­чо­чек

3) плод ко­ро­боч­ка или ягода

4) цве­ток пя­ти­член­но­го типа с двой­ным око­ло­цвет­ни­ком

5) к се­мей­ству от­но­сят­ся кар­то­фель, табак

6) к се­мей­ству от­но­сят­ся редь­ка, редис.

11. Растения семейства Лилейные можно узнать по

1) цветкам трехчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизмененным подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизмененным надземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

12. Какие при­зна­ки ха­рак­те­рны для растений семейства Злаки?

2) стебель соломина

3) вставочный рост

4) сложные листья

5) сетчатое жилкование

6) соцветие сложный колос

13. Со­от­не­си­те при­зна­ки од­но­доль­ных и дву­доль­ных рас­те­ний.

А) стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма 1) Двудольные Б) па­рал­лель­ное или ду­го­вое жил­ко­ва­ние ли­стьев 2) Однодольные В) сет­ча­тое жил­ко­ва­ние ли­стьев Г) раз­вит кам­бий, дре­ве­си­на Д) моч­ко­ва­тая кор­не­вая си­сте­ма Е) кам­бия нет

14. Установите соответствие между классами растений и их признаками.

А) мочковатая корневая система 1) Двудольные

Б) стержневая корневая система 2) Однодольные

В) листья имеют дуговое или параллельное жилкование

Г) число частей цветка кратно 3

Д) листья имеют перистое или пальчатое жилкование

15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между видом рас­те­ния и клас­сом, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся дан­ный вид.

А) Пше­ни­ца твер­дая Б) Ку­ку­ру­за са­хар­ная В) Лютик ка­шуб­ский Г) Тюль­пан ал­тай­ский Д) Клен пла­та­но­лист­ный Е) Пас­ту­шья сумка 1) Дву­доль­ные 2) Од­но­доль­ные

16. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между се­мей­ством и клас­сом по­кры­то­се­мен­ных

А) Ка­пуст­ные (Кре­сто­цвет­ные) 1) Однодольные

Б) Злаки 2) Двудольные

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опи­са­ни­ем при­зна­ков и так­со­но­ми­че­ской груп­пой.

A) од­но­доль­ные Б) со­цве­тие кисть B) ты­чи­нок шесть Г) кор­не­вая си­сте­ма моч­ко­ва­тая Д) плод-ягода Е) жил­ко­ва­ние ли­стьев па­рал­лель­ное 1) Класс 2) Се­мей­ство

18. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком рас­те­ния и се­мей­ством по­кры­тосе­мен­ных.

А) пя­ти­член­ный цве­ток Б) моч­ко­ва­тая кор­не­вая си­сте­ма В) па­рал­лель­ное жил­ко­ва­ние ли­стьев Г) в про­во­дя­щих пуч­ках нет кам­бия Д) мно­гие части рас­те­ния ядо­ви­ты Е) встре­ча­ют­ся ку­стар­ни­ко­вые формы 1) Ли­лей­ные 2) Паслёновые

19. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком рас­те­ния и се­мей­ством по­кры­то­се­мен­ных.

А) плод боб Б) трёхчлен­ный цве­ток В) со­цве­тие слож­ный колос Г) стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма Д) в про­во­дя­щей си­сте­ме есть кам­бий Е) ли­стья с па­рал­лель­ным жил­ко­ва­ни­ем 1) Бо­бо­вые 2) Злаки

20. Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся.

А) бамбук 1) Злаки

Б) груша 2) Розоцветные

21. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между рас­те­ни­ем и его при­зна­ка­ми.

А) цве­ток трех­член­ный Б) око­ло­цвет­ник двой­ной В) плод ко­стян­ка Г) цве­ток пя­ти­член­ный Д) плод зер­нов­ка Е) ли­стья с па­рал­лель­ным жил­ко­ва­ни­ем 1) Вишня 2) Пше­ни­ца

22. Со­от­не­си­те при­зна­ки рас­те­ний с их пред­ста­ви­те­ля­ми.

А) кор­ней нет 1) Кукушкин лён Б) мо­хо­об­раз­ные 2) Рожь В) по­кры­то­се­мен­ные Г) раз­мно­же­ние спо­ра­ми Д) раз­мно­же­ние се­ме­на­ми Е) од­но­доль­ное рас­те­ние

23. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей.

24. Установите последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей.

4) Шиповник коричный

25. Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп, на­чи­ная с наи­боль­шей.

5) Ти­мо­фе­ев­ка лу­го­вая

26. Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.

1) Мятлик луговой

27. Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп, на­чи­ная с наи­боль­шей.

3) Одуванчик лекарственный

28. Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп, на­чи­ная с наи­мень­шей.

1) Садовая астра

29.Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских ка­те­го­рий, на­чи­ная с наи­боль­шей.

4) Пе­ту­нья ги­брид­ная

30. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских ка­те­го­рий, на­чи­ная с наи­боль­шей.

3) Клевер красный

31. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских ка­те­го­рий, на­чи­ная с наи­боль­шей.

3) Фиалка трёхцветная

32. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских ка­те­го­рий, на­чи­ная с наи­мень­шей.

33. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность клас­си­фи­ка­ции яб­ло­ни апорт, на­чи­ная с са­мо­го круп­но­го так­со­на.

5) По­кры­то­се­мен­ные (Цвет­ко­вые)

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

1. Для растений, относящихся к классу Gnetopsida характерно наличие:

  1. Сосудов и трахеид
  2. Только трахеид
  3. Трахеид и древесной паренхимы

2. Семя глосеменных это:

  1. Гаметофит
  2. Спорофит
  3. Сочетание гаметофита и спорофита

3. В первичном эндосперме голосеменных набор хромосом как :

  1. в листьях
  2. в нуцеллусе
  3. в яйцеклетке

4. Larix это латинское название:

5. Женский гаметофит голосеменных это:

  1. листостебельное растение
  2. свободноживущее слоевище
  3. первичный эндосперм

6. Мутовка состоит из пяти иголочек у:

  1. Abies sibirica
  2. Pinus silvestris
  3. Uniperus communis
  4. Pinus sibirica

7. Систематическая категория, к которой относится Pinaceae:

8. Поколение, которое преобладает у голосеменных:

9. Процесс фотосинтеза у эфедры происходит в :

  1. стебле
  2. листьях
  3. укореняющихся побегах

10.К официальным относятся следующие виды голосеменных:

11.Pinus sibirica это:

  1. эфедра двухколосковая
  2. сосна сибирская
  3. пихта сибирская

12.Вид можжевельника, применяемый в официальной практике:

  1. Juniperus sabina
  2. Juniperus sibirica
  3. вJuniperus communis

13.Составная часть мужской шишки хвойных:

  1. кроющая чешуя
  2. семенная чешуя
  3. микроспорофиллы

14.Abies sibirica это:

  1. ель сибирская
  2. сосна обыкновенная
  3. можжевельник обыкновенный
  4. пихта сибирская

15.В качестве лекарственного сырья у можжевельника используют:

  1. листья
  2. молодые побеги
  3. шишкоягоды

В микроспорангиях хвойных образуется…..

17.Источниками получения камфоры являются:

18.При образовании макроспор происходит:

19.Латинское название пихты сибирской:

  1. Pinus sibirica
  2. Abies sibirica
  3. Picea obovata

1. Класс 2. Порядок 3. Семейство

  1. Cupressaceae
  2. Cupressales
  3. Pinophyta
  4. Pinopsida

1. Отдел Голосеменные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Споровым растениям

Г) Водным растениям

2. К голосеменным относится …

А) Щитовник мужской

Б) Сосна обыкновенная

В) Кочедыжник женский

Г) Все ответы верны

3. Листья сосны преобразованы в …

4. Большинство видов хвойных - это …

5. У голосеменных между коркой и камбием находится …

Г) Годичные слои

6. Древесина голосеменных состоит из…

7. Листья хвойных покрыты …

8. Сосна является …

А) Обоеполым растением

Б) Раздельнополым растением

В) Женским растением

Г) Мужским растением

9. В мужских шишках сосны образуются …

10. В женских шишках сосны образуются …

11. Из микроспор формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

12. Из мегаспор сосны формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

Тест по теме"Покрытосеменные"

А 1. Наиболее крупная систематическая категория – это

А 2. Основной систематический признак, по которому определяют сем-во покрытосеменных, - это

1) строение корневой системы

2) внутреннее строение стебля

3) строение цветка и плода

4) жилкование листьев

А 3. По количеству семядолей у зародыша определяется принадлежность цветковых растений к

А 4. Название вида образуется из двух названий

1) рода и видового эпитета

2) семейства и рода

3) класса и семейства

4) типа и класса

А 5. Чтобы определить, к какому семейству класса Двудольные относится растение, надо знать строение его

1) цветка и плода

2) листьев и стебля

3) корневой системы и листьев

4) стебля и корневой системы

А 6. Характерными признаками однодольных растений являются

1) параллельное жилкование листьев и две семядоли в семени

2) мощное развитие придаточных корней и дуговое жилкование листьев

3) развитый главный корень и сетчатое жилкование листьев

4) стержневая корневая система и одна семядоля в семени

А 7. Для двудольных растений характерны

1) мочковатая корневая система и дуговое жилкование листьев

2) стержневая корневая система и параллельное жилкование

3) стержневая корневая система и сетчатое жилкование листьев

4) мочковатая корневая система и сетчатое жилкование

А 8. Простые листья с цельной линейной листовой пластинкой характерны для

А 9. Сложные листья характерны для семейства

А 10. Для растений семейства Сложноцветные характерен плод

А 11. Какую роль играют растения семейства Бобовые в природе?

1) служат продуктом питания для человека

2) обогащают почву соединениями азота

3) являются полноценным кормом для скота

4) на их корнях обитают клубеньковые бактерии

А 12. У злаков листорасположение

А 13. Для сложноцветных характерно соцветие

А 14. На основании каких признаков редьку относят к семейству Крестоцветные

1) ползучие побеги – усы, цветок с околоцветником

2) соцветие сложный колос и плод зерновка

3) цветок из пяти сросшихся чашелистиков и лепестков

4) цветок из 4-х чашелистиков и лепестков, плод - стручок

А 15. К семейству Бобовые относятся

1) бобы, ячмень, овес

2) горох, соя, клевер

3) клевер, овес, люпин

4) фасоль, томат, картофель

А 16. Для растений семейства Крестоцветные характерен плод

А 17. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно сем-во, т.к. у них

1) одинаковые потребности в воде и освещении

2) сходное строение побегов

3) цветки имеют сходное строение

4) стержневая корневая система

А 18. Лилейные относятся к классу Однодольные, т.к. они имеют

1) мочковатую корневую систему и сетчатое жилкование листьев

2) мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

3) стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев

А 19. Растения семейства Бобовые

1) имеют плоды ягоды или коробочки

2) существуют только в виде травянистых форм

3) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

4) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями

А 20. Большинство лилейных –

1) многолетние травянистые с луковицами или корневищами

2) многолетние травянистые с клубнями или корнеплодами

3) однолетние травянистые со стержневой корневой системой

4) однолетние травянистые с клубными или корнеплодами

А 21. Правильная схема

1) вид – род – сем-во – порядок – класс – отдел

2) вид – сем-во – порядок – род – класс – отдел

3) вид – отдел – класс – порядок – род – сем-во

4) вид – класс – отдел – порядок – род – сем-во

А 22. К двудольным относят

3) пастушью сумку

4) ландыш майский

А 23. К однодольным относят

1) дурман обыкновенный

2) спаржу лекарственную

3) василек синий

4) горох посевной

А 24. К одному семейству относятся

1) капуста и картофель

2) редис и томат

3) перец и клевер

А 25. К однодольным растениям не относится

4) нет верного ответа

А 26. К семейству Крестоцветные относится

А 27. К семейству Бобовые относится

А 28. Соцветие корзинка характерно для представителей семейства

А 29. Плод боб у

А 30. Лук репчатый относится к семейству

А 31. В цветке много тычинок у представителей семейства

А 32. К семейству Мотыльковые относится

А 33. К семейству сложноцветных относится

А 34. Сидячие листья с влагалищем и язычком характерны для представителей семейства

А 35. Цветки у одуванчика

1) все трубчатые

2) все язычковые

3) в центре трубчатые, по краям воронковидные

4) в центре трубчатые, по краям язычковые

А 36. Цветки без тычинок и пестиков встречаются у представителей семейства

Выберите 3 верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Растения сем. Капустные (Крестоцветные) можно узнать по следующим признакам

А) цветок четырехчленный

Б) соцветие кисть

В) цветок пятичленный

Г) соцветие корзинка

Д) плод стручок или струночек

В 2. Растения сем. Розоцветных отличаются от растений сем. Капустных наличием

А) пятичленного цветка с двойным околоцветником

Б) четырехчленного цветка с двойным околоцветником

В) плода – яблока, ягоды, костянки

Г) плода стручка или струночка

Д) разнообразных листьев: сложных, простых

Е) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

В 3. Выберите признаки класса Однодольные

А) Зародыш имеет одну семядолю

Б) Листья простые и сложные

В) Корневая система стержневая

Г) Жилкование листьев – чаще сетчатое

Д) Для стебля характерен вставочный рост

Е) Цветки трехчленные

1) чашечка из 5 сросшихся чашелистиков

2) чашечка из 4 свободных чашелистиков

4) плод стручок или стручочек

5) венчик из 5 сросшихся лепестков

6) плод коробочка или ягода

1) преобладают многолетние корневищные и луковичные растения с коротким периодом вегетации

2) травянистые многолетние, реже однолетние растения, составляющие основу лугов, степей

3) цветки трехчленного типа с ярким простым околоцветником

4) мелкие, невзрачные цветки, собранные в колоски

5) плод зерновка

6) плод ягода или коробочка

1) Стержневая корневая система

2) Параллельное или дуговое жилкование листьев

3) Сетчатое жилкование листьев

4) Развит камбий, древесина

5) Мочковатая корневая система

Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий

В 7. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей.

В 8. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наибольшей

5) Тимофеевка луговая

Тест по теме"Двудольные растения"

ВАРИАНТ 2

Выбери один правильный ответ:
1.У растений класса однодольных жилкование листьев обычно:
А. дуговое или параллельное Б. параллельное или сетчатое
В. сетчатое или пальчатое Г. дуговое или пальчатое
2. Назовите основные классы Покрытосеменных растений:
А. злаковые и сложноцветные Б. голосеменные и покрытосеменные
В. однодольные и двудольные Г. Лилейные и злаковые
3. Выберите из перечисленных семейство класса двудольные?
А. Покрытосеменные Б. Пасленовые В. Лилейные Г. Злаковые
4. Корневая система растений класса однодольные обычно:
А. стержневая В. Придаточная Б. мочковатая Г. корневищная
5. Среди перечисленных семейств к классу двудольные относят:
А. злаки и крестоцветные Б. сложноцветные и бобовые
В. пасленовые и лилейные Г. розоцветные и злаковые
6. У представителей какого семейства наблюдаются цветки четырех типов:
А) Бобовые Б) Розоцветные В) Пасленовые Г) Сложноцветные
7. Какой из перечисленных признаков является характерным для семей­ства крестоцветные:
А. околоцветник сростнолепестный Б. соцветие корзинка
В. соцветие кисть или початок Г. плод стручок или стручочек
8. Плод костянка характерен для растений
А. пасленовые Б.. Розоцветные Б. сложноцветные Г. бобовые
9. Ядовитые растения чаще всего встречаются среди растений семейства:
А. злаки Б. пасленовые В. Бобовые Г. сложноцветные
10. Плод боб характерен для:
А. фасоль, горох и соя Б. арахис, сурепка дикая В. астра, нут и мятлик Г. капуста, хрен и горчица
11. Клубеньки развиваются на корнях растений семейства:
А. пасленовые В. Розоцветные Б. сложноцветные Г. Бобовые
12. Признаки класса Однодольных растений:
А) Мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля
Б) Стержневая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля
В) Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
Г) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
13. Среди перечисленных растений к семейству розоцветные относят:
А. шиповник и яблоня В. тополь и подсолнечник
Б. баклажан и липа Г. капуста и мандарин
14. Плод семянка характерен для растений семейства:
А. злаки Б. пасленовые В. Бобовые Г. сложноцветные
15. Среди перечисленных растений к семейству пасленовых относят:
А) кукуруза Б) картофель В) капуста Г) астра

Выбери один правильный ответ:
1. Признаки класса Двудольные растения:
А) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени одна семядоля
Б) Стержневая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля
В) Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
Г) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
2. К семейству Розоцветные относятся:
А) Акация, клевер В) Капуста, репа
Б) Яблоня, слива Г) Томат, картофель
3. Формула цветка семейства Крестоцветные:
А) Ч4Л4Т4+2П1 Б) Ч5Л3+(2)Т(9)+1П1 В) Ч5Л5Т П1 Г) Ч(5)Л(5)Т(5)П1
4. У растений какого семейства лепестки в цветке имеют названия: парус, весла, лодочка:
А) Крестоцветные Б) Пасленовые В) Бобовые Г) Сложноцветные
5. Семейство Крестоцветные по-другому называется:
А) Мотыльковые Б) Капустные В) Пасленовые Г) Астровые
6. У растений семейства Пасленовые плоды называются:
А) Ягода, коробочка Б) Стручок, стручочек В) Костянка Г) Боб
7. Растения какого семейства на корнях имеют клубеньки на корнях:
А) Капустные Б) Бобовые В) Розоцветные Г) Пасленовые
8. Белена черная и дурман обыкновенный могут вызвать смертельные отравления. Эти растения относятся к семейству:
А) Бобовые Б) Крестоцветные В) Пасленовые Г) Розоцветные
9. Среди перечисленных растений для получения масла используются
А. горчица и сурепка Б. подсолнечник В. Капуста Г. рожь
10. Среди перечисленных растений к семейству пасленовых относят:
А. помидор и кукуруза Б. картофель и белена В. баклажан и рожь
Г. горчица и капуста

11. Плод семянка характерен для растений:
А. фасоль, горох и соя Б. подсолнечник, одуванчик
В. Пшеница и мятлик Г. капуста, хрен и горчица
12. Среди перечисленных растений к семейству сложноцветных относятся:
А. шиповник и яблоня В. Одуванчик, астра
Б. малина и абрикос Г. клубника и слива
13. Плод ягода характерен для растений
А. пасленовые Б.. Розоцветные Б. сложноцветные Г. Бобовые
14. У представителей какого семейства наблюдаются трубчатые и воронковидные цветки:
А) Бобовые Б) Розоцветные В) Пасленовые Г) Сложноцветные
15. У растений класса двудольных жилкование листьев обычно:
А. дуговое или параллельное Б. параллельное или сетчатое
В. сетчатое или перистое Г. дуговое или пальчатое

Корень — часть растения, с помощью которой оно закрепляется в почвенном субстрате и добывает воду и питательные вещества. Это важнейший орган большинства представителей царства растений. Корни представляют собой своего рода основу для вегетирующей массы и иногда составляет большую ее часть. Корневая система может достигать солидных размеров, причудливо разветвляться и уходить далеко вглубь земли.

Корень выполняет функцию накопления в себе питательных веществ и при неблагоприятных условиях он зачастую выступает своеобразным буфером, позволяющим сохранить жизненные силы растения, именно он дает возможность начать новый виток жизни в том случае, если надземная часть существенно пострадала. Таким образом зимует множество многолетников, зеленая масса которых отмирает при наступлении морозов, но восстанавливается от корня с приходом весны.

Виды корневой системы

Каждое растение в процессе своей жизни и эволюции вынуждено было приспосабливаться к разнообразным условиям окружающей среды, будь то повышенная влажность, особенности грунта, отрицательные температуры, сильные ветра и так далее. Кроме того, почва могла иметь избыток или недостаток питательных веществ, варьировалась глубина их залегания в слоях субстрата. Все это существенным образом повлияло на форму корневой системы.

Несмотря на то что корневых систем существует множество, и даже внутри одного вида можно найти существенные различия в строении, выделяют два основных типа: стержневой и мочковатый. Иногда в такой классификации упоминают еще и корневую систему смешанного типа, но она, как правило, представляет собой вариацию стержневой разновидности с большим количеством дополнительных отростков.

Корень — часть растения, с помощью которой оно закрепляется в почвенном субстрате и добывает воду и питательные вещества

Стержневая

Стержневой тип характерен наличием у растения одного явно выраженного утолщенного корня, который уходит на большую глубину. Основной корень развит гораздо сильнее, чем остальные и его легко выявить среди других корешков, которые меньше по размеру.

Наиболее длинные стержневые корни можно встретить у некоторых растений, растущих в пустыне, например, у верблюжьей колючки. Ее корень может уходить вглубь до отметки 20 метров.

Стержневая корневая система характерна и для множества хорошо известных садовых культур: овощей, деревьев и кустарников. К стержневой корневой системе относят многие овощи с утолщенным корнем, так называемым корнеплодом, часто используемым в кулинарии. К примеру:

  • морковь;
  • петрушка;
  • пастернак;
  • редис;
  • свекла;
  • редька;
  • сельдерей.

С помощью стержневой корневой системы снабжают крону влагой большинство лиственных и плодовых деревьев. Это всем известные дуб, ясень, боярышник, вяз, рябина и многие другие. Сюда же относятся ряд кустарников и садовых цветов, таких как древовидный пион, люпин, подсолнух декоративный и овощной, роза, шиповник. Эти садовые завсегдатаи сравнительно легко переносят жару и засуху.

Интересен тот факт, что под влиянием условий жизни корневая система может менять свое строение. Так, произрастая на влажных почвах, растение склонно развивать больше корней поверхностного типа, так как ему нет необходимости добывать воду с большой глубины. Тогда как развиваясь на сухом участке, растение будет стремиться корнями уйти как можно глубже пытаясь добыть влагу. Ярким примером такой изменчивости служит сосна.

Стержневая корневая система у растений

Мочковатая

Мочковатая корневая система имеет форму мочалки, она хорошо разветвлена и представлена большим количеством боковых отростков. Как правило, она формируется у растений, которые происходят из влажных регионов и не приходилось пробираться на большие глубины в поисках влаги и других необходимых веществ. Все сеянцы в начале своего развития формируют основной стержень и только потом обрастают боковыми дополнительными отростками.

Поверхностные корни мочковатого или смешанного типа имеют:

Некоторые из этих деревьев благодаря своей способности вытягивать большое количество воды из поверхностных слоев почвы, используются в качестве осушителей затопленных земель. Но на сухих почвах садовые растения такого типа требуют повышенного внимания, они могут сильно страдать в период затяжного отсутствия дождей.

Мочковатая корневая система у пастений

Понимание того, какое строение имеет подземная часть растения, дает возможность грамотно разместить разные культуры на участке, избегая при этом конкуренции отдельных видов, а также обеспечить каждый экземпляр правильным поливом и уходом. Стоит учитывать, что культуры с различным характером корнеобразования, посаженные рядом зачастую охотно образуют симбиоз и не мешают друг другу развиваться, хотя могут потребовать разного режима полива и освещения.

Видео

О видах корневой системы вы узнаете из этого видео.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Читайте также: