Наличие цветков способы опыления цветков образование плодов ароморфоз идиоадаптация
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 19.09.2024
Тема: Основные направления эволюции и пути биологического прогресса.
Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюционного процесса и путях достижения биологического прогресса.
Оборудование: презентация на электронных носителях.
Класс рассаживается по группам.
I . Изучение нового материала.
В процессе существования вид может претерпевать…..
1) Самостоятельная работа учащихся по группам (1,2) по заданию:
Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции
(или критерии прогресса)
Образец работы: Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции
(или критерии прогресса)
Увеличение численности особей
Образование новых видов, популяций
Примеры : рис. заяц и голубь
Уменьшение численности особей
Примеры: рис. бабочка и утконос
Биологический прогресс – показывает преобладание размножаемости в популяции над смертностью в ней (высокий потенциал выживаемости), достижение данной группой организмов успехов в борьбе за существование. Характеризуется возрастанием численности особей, расширением площади обитания, повышением темпов внутривидовой изменчивости).
Биологический регресс –показывает преобладание смертности над размножаемостью в популяции (низкий потенциал выживаемости), эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий среды или не выдержала конкуренции с другими группами. Характеризуется снижением численности популяции, сужением и разрушением целостности площади обитания (ареала), снижением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели. Свидетельствует об угасании вида.
Биопрогресс сопровождается: увеличением особей…..
Биопрогресс сопровождается: уменьшением……
Вызов: о чём мы с вами будем говорить на уроке? …….
Что важнее для эволюции? (биопрогресс)
На уроке подробнее обратим внимание и рассмотрим биопрогресс и пути его достижения.
Одним из первых изучал пути эволюции наш отечественный учёный Северцев. ( фото на слайде) Алексей Николаевич Северцов
Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)
Российский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик АН СССР и УССР (1925).
Сейчас их выделяют 3:
Ароморфоз связан с увеличением сложности организации видов. Он резко увеличивает приспособленность видов. С появлением ароморфоза связано появление новых таксонов: надцарств, царств, типов. Вот некоторые примеры ароморфозов:
- появление эукариот от прокариот способствовало образованию надцарств ;
-возникновение многоклеточных от одноклеточных дало новые подцарства;
-появление членистоногих и моллюсков от кольчатых червей дало 2 новых подтипа и т.д.
(слайд с примерами ароморфозов)
возникновение мембранных органелл
появление надцарства эукариоты
появление новых подцарств
возникновение особых систем органов
появление новых типов.
Более мелкими ароморфозами животных были :
§ появление костной ткани
§ появление двух кругов кровообращения
§ появление альвеолярных лёгких
Самыми значимыми ароморфозами у растений были:
v Возникновение эпидермиса (слайд)
v Возникновение устьиц
v Возникновение проводящей и механической систем
v Закономерная смена поколений
v Образование цветков и плодов
Внутри крупных ароморфозов происходят более мелкие изменения, их называют идиоадаптациями. Возникают отряды, семейства, роды.
Если представить ароморфозы как, крупные ступени в эволюции то идиоадаптации будут расширять эти ступени.
На рисунке видно, что возникновение класса птиц из класса пресмыкающихся был ароморфозом .
А вот например , разделение птиц на водоплавающих, летающих и бегающих были уже идиоадаптациями.
Типичными примерами идиоадаптации у животных у животных являются появление больших клыков хищных и появление больших резцов у травоядных, появление предупреждающей окраски шмеля и покровительственной окраски у песца. (слайд рисунок)
Третий путь развития- дегенерация, то есть серьёзное упрощение строения особей. Например у видов обитающих в пещерах, в почве например - у крота (рис) происходит редукция органов зрения, депигментация кожи (рис червя), снижается активность.
Примером дегенерации также является возникновение паразитических форм.
У растений паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев, у паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система. (Слайды с рис.)
В ходе эволюции происходит смена одних направлений другими, так после ароморфоза всегда идут идиоадаптации, а иногда они сменяются дегенерациями. Это характерно для всех групп животного организма. Так земноводные появились в результате крупных ароморфозов – возникновения лёгочного дыхания и пояса конечностей.
Затем внутри этого класса появляются идиоадаптации, которые привели к появлению : хвостатых амфибий-живущих в воде,
безхвостых амфибий – совмещающих жизнь на суше и воде,
безногих амфибий – живущих в толще почвы.
(Слайд с рисунка)
Все перечисленные пути эволюции влияют на сложность организации организма. Однако не всегда увеличение сложности организации ведёт к увеличению биологического прогресса.
Биологический прогресс может быть достигнут как увеличением сложности в результате ароморфоза, так и уменьшением сложности в результате дивергенции. Например, класс птицы появился в результате серьёзного усложнения организации по сравнению с классом рептилии и это обусловило их биопрогресс. А паразитические планарии наоборот устроены более примитивно чем их свободноживущие родственники. При этом именно паразитические планарии более успешны в биологическом плане.
Задание1: а) Выполните задание: п оставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего пути эволюции:
Вариант 1 (1-ая группа)
Основные пути эволюции растительного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
1. Возникновение хлорофилла.
2. Возникновение фотосинтеза.
3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
4. Возникновение ползучего стебля у земляники.
5. Возникновение полового процесса.
6. Появление проводящей ткани.
7. Появление цветка у покрытосеменных.
8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
9. Появление плода у покрытосеменных.
10. Появление семян у голосеменных.
11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
13. Появление зацепок на плодах репейника и череды.
14. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.
15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.
16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
18. Появление клубней у дикого картофеля.
Вариант 2 (2-ая группа)
Основные пути эволюции животного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
1. Возникновение многоклеточности.
2. Возникновение хорды.
3. Образование позвоночника.
4. Образование пятипалых конечностей.
5. Образование ластов.
6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).
7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.
8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
9. Возникновение теплокровности.
10. Усложнение головного мозга.
11. Увеличение массы головного мозга.
12. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
13. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.
14. Утрата конечностей у китов.
15. Утрата густого шерстного покрова у слона.
16. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.
17. Образование хобота у слона.
18. Удлинение шеи у жирафа.
После выполненной работы собираются комбинированная группа из 1-ой и 2-ой группы.Обсуждают выполненную работу.
После из каждой группы по одному ученику перечисляют выбранные примеры А, И, Д. Оценка по выполненной работе.
Читайте также: