Наличие цветков способы опыления цветков образование плодов ароморфоз идиоадаптация

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Тема: Основные направления эволюции и пути биологического прогресса.

Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюционного процесса и путях достижения биологического прогресса.

Оборудование: презентация на электронных носителях.

Класс рассаживается по группам.

I . Изучение нового материала.

В процессе существования вид может претерпевать…..

1) Самостоятельная работа учащихся по группам (1,2) по заданию:

Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Образец работы: Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Увеличение численности особей

Образование новых видов, популяций

Примеры : рис. заяц и голубь

Уменьшение численности особей

Примеры: рис. бабочка и утконос

Биологический прогресс – показывает преобладание размножаемости в популяции над смертностью в ней (высокий потенциал выживаемости), достижение данной группой организмов успехов в борьбе за существование. Характеризуется возрастанием численности особей, расширением площади обитания, повышением темпов внутривидовой изменчивости).

Биологический регресс –показывает преобладание смертности над размножаемостью в популяции (низкий потенциал выживаемости), эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий среды или не выдержала конкуренции с другими группами. Характеризуется снижением численности популяции, сужением и разрушением целостности площади обитания (ареала), снижением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели. Свидетельствует об угасании вида.

Биопрогресс сопровождается: увеличением особей…..

Биопрогресс сопровождается: уменьшением……

Вызов: о чём мы с вами будем говорить на уроке? …….

Что важнее для эволюции? (биопрогресс)

На уроке подробнее обратим внимание и рассмотрим биопрогресс и пути его достижения.

Одним из первых изучал пути эволюции наш отечественный учёный Северцев. ( фото на слайде) Алексей Николаевич Северцов

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)

Российский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик АН СССР и УССР (1925).

Сейчас их выделяют 3:

Ароморфоз связан с увеличением сложности организации видов. Он резко увеличивает приспособленность видов. С появлением ароморфоза связано появление новых таксонов: надцарств, царств, типов. Вот некоторые примеры ароморфозов:

- появление эукариот от прокариот способствовало образованию надцарств ;

-возникновение многоклеточных от одноклеточных дало новые подцарства;

-появление членистоногих и моллюсков от кольчатых червей дало 2 новых подтипа и т.д.

(слайд с примерами ароморфозов)

возникновение мембранных органелл

появление надцарства эукариоты

появление новых подцарств

возникновение особых систем органов

появление новых типов.

Более мелкими ароморфозами животных были :

§ появление костной ткани

§ появление двух кругов кровообращения

§ появление альвеолярных лёгких

Самыми значимыми ароморфозами у растений были:

v Возникновение эпидермиса (слайд)

v Возникновение устьиц

v Возникновение проводящей и механической систем

v Закономерная смена поколений

v Образование цветков и плодов

Внутри крупных ароморфозов происходят более мелкие изменения, их называют идиоадаптациями. Возникают отряды, семейства, роды.

Если представить ароморфозы как, крупные ступени в эволюции то идиоадаптации будут расширять эти ступени.

На рисунке видно, что возникновение класса птиц из класса пресмыкающихся был ароморфозом .

А вот например , разделение птиц на водоплавающих, летающих и бегающих были уже идиоадаптациями.

Типичными примерами идиоадаптации у животных у животных являются появление больших клыков хищных и появление больших резцов у травоядных, появление предупреждающей окраски шмеля и покровительственной окраски у песца. (слайд рисунок)

Третий путь развития- дегенерация, то есть серьёзное упрощение строения особей. Например у видов обитающих в пещерах, в почве например - у крота (рис) происходит редукция органов зрения, депигментация кожи (рис червя), снижается активность.

Примером дегенерации также является возникновение паразитических форм.

У растений паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев, у паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система. (Слайды с рис.)

В ходе эволюции происходит смена одних направлений другими, так после ароморфоза всегда идут идиоадаптации, а иногда они сменяются дегенерациями. Это характерно для всех групп животного организма. Так земноводные появились в результате крупных ароморфозов – возникновения лёгочного дыхания и пояса конечностей.

Затем внутри этого класса появляются идиоадаптации, которые привели к появлению : хвостатых амфибий-живущих в воде,

безхвостых амфибий – совмещающих жизнь на суше и воде,

безногих амфибий – живущих в толще почвы.

(Слайд с рисунка)

Все перечисленные пути эволюции влияют на сложность организации организма. Однако не всегда увеличение сложности организации ведёт к увеличению биологического прогресса.

Биологический прогресс может быть достигнут как увеличением сложности в результате ароморфоза, так и уменьшением сложности в результате дивергенции. Например, класс птицы появился в результате серьёзного усложнения организации по сравнению с классом рептилии и это обусловило их биопрогресс. А паразитические планарии наоборот устроены более примитивно чем их свободноживущие родственники. При этом именно паразитические планарии более успешны в биологическом плане.

Задание1: а) Выполните задание: п оставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего пути эволюции:

Вариант 1 (1-ая группа)

Основные пути эволюции растительного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение хлорофилла.

2. Возникновение фотосинтеза.

3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.

4. Возникновение ползучего стебля у земляники.

5. Возникновение полового процесса.

6. Появление проводящей ткани.

7. Появление цветка у покрытосеменных.

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

9. Появление плода у покрытосеменных.

10. Появление семян у голосеменных.

11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.

13. Появление зацепок на плодах репейника и череды.

14. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.

17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.

18. Появление клубней у дикого картофеля.

Вариант 2 (2-ая группа)

Основные пути эволюции животного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение многоклеточности.

2. Возникновение хорды.

3. Образование позвоночника.

4. Образование пятипалых конечностей.

5. Образование ластов.

6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.

9. Возникновение теплокровности.

10. Усложнение головного мозга.

11. Увеличение массы головного мозга.

12. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.

13. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.

14. Утрата конечностей у китов.

15. Утрата густого шерстного покрова у слона.

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.

17. Образование хобота у слона.

18. Удлинение шеи у жирафа.

После выполненной работы собираются комбинированная группа из 1-ой и 2-ой группы.Обсуждают выполненную работу.

После из каждой группы по одному ученику перечисляют выбранные примеры А, И, Д. Оценка по выполненной работе.

Читайте также: