Наблюдение за цветком в горшке описание

Обновлено: 04.07.2024

Продолжать знакомить детей с приемами ухода за растениями, названиями обитателей уголка природы, их основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья, ухаживать за ними. Воспитывать бережное внимательное отношение к комнатным растениям.

Наблюдение за узумбарской фиалкой

Закрепить знание детей о узумбарской фиалке, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода. Учить детей находить общее и различия.

Полив комнатных растений

Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Наблюдение за драценой

Закрепить знание детей о драцене, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода. Учить детей находить общее и различия.

Наблюдения за камнеломкой

Закрепить знание детей о камнеломке, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода.

Наблюдение за геранью

Закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Наблюдение за плющом

Закрепить представление об отличительных свойствах плюща, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Рассматривание и сравнение комнатных растений

Наблюдение за фикусом

Продолжать учить находить фикус среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям

Рыхление почвы у комнатных растений

Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Наблюдение за бальзамином

Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида.

Опрыскивание комнатных растений

Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней

Наблюдение за традесканцией

Познакомить детей с новым комнатным растением (традесканция), рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания, с помощью моделей закрепить знания о способах ухода, их размещении (светолюбивые, теневыносливые).

Знакомство с кливией

Познакомить с кливией, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение

Индивидуальные потребности некоторых растений

Обучать детей таким приемам заботы, которые обеспечивают растению хороший рост. Знакомить с индивидуальными особенностями растений

Познакомить детей с комнатными растениями- лекарями (каланхоэ, алоэ, герань душистая). Учить детей запоминать какую пользу приносят растения людям.

Уход за комнатными растениями

Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической экологически -ориентированной деятельности

Наблюдение за бегонией

Познакомить детей с характерными признаками бегонии

Наблюдение за лимоном

Познакомить детей с характерными признаками лимона

Способы ухода за растениями

Обобщать представление детей об уходе за комнатными растениями, закрепить знание об основных потребностях комнатных растений, уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей, воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь

Посадка лука на подоконнике

Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле

Наблюдение за хлорофитумом

Продолжать формировать знания об особенностях хлорофитума

Знакомство с примулой

Познакомить детей с новым комнатным растением, дать сведения о нем, упражнять в узнавании комнатного растения по внешним признакам, закреплять знания о частях растений, учить связно рассказывать об их назначении.

Огород на подоконнике

Наблюдения за ростом и развитием овса, гороха, лука, петрушки, фасоли, рассада овощей и ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями

Наблюдение за колеусом

Продолжать формировать знания о разнообразии комнатных растений

Знакомство с сансевьерой

Познакомить детей с комнатным растением сансевьерой

Труд в уголке природы

Систематизировать знания о процессе посадки семян, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий

Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев)

Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Черенкование комнатных растений, осмотр и подкормка растений (фуксия, бальзамин)

Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка). Сообщать детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю и подкармливать.

Посев семян цветов для клумбы

Подвести к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений: свет, тепло, вода; развивать желание самим выращивать растения из семян; воспитывать желание трудиться

Наблюдение за кринумом

Закрепить знание детей о кринуме, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода.

Пересаживание комнатных растений

Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности

работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Посев семян цветов и овощей

Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Наблюдение за цикламеном

Познакомить детей с характерными признаками цикламена

Высаживание рассады, уход за ней

Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней

Мы научились ухаживать за комнатными растениями

Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях, их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений. Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем

Комплекс наблюдений за комнатными растениями

Елена Мухина

Комплекс наблюдений за комнатными растениями

Комплекс наблюдений за комнатными растениями

Наблюдение 1

• Продолжать учит различать среди природных объектов растения, закреплять знания об их строении;

• Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпочкой);

• Формировать интерес к комнатным растениям, вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими

• Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах

Ход: Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета)

и цветы (красивые, дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?

Что нужно сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

Подвести к обобщению: растения живые, о них надо заботиться, ухоженные растения здоровые и красивые.

Наблюдение 2

• Учит среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растений (листья, цветы)

Ход:Сюрпризный момент: на занятие приходит кукла Катя и прячется за геранью с красными цветами. Воспитатель предлагает найти ее и сказать, за каким растением она спряталась.

Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать)

Можно спросить, как надо заботиться о герани, предложить полить ее. В заключении кукла Катя дарит детям фотографию (картинку с изображением цветущей красной герани)

и предлагает поставить ее рядом с
растением.
Наблюдение 3

• Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зеленые, пушистые, круглые, душистые листья, красные и белые цветы)

• Учить находить ее среди других растений

• Продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Ход:Сюрпризный момент: приходит Матрешка и просит детей показать красную и белую герань. Рассматривает растения вместе с детьми.

Матрешка: Чем вы дышите? (Носом)

. А что делаете в детском саду?
(Играем, бегаем, едим, поем и т. д.)
Значит, вы живые. А что еще пьет воду и дышит?
(ответы)
. Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого
растения зеленые, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить еще одну герань. (Показывает ее детям)
.Посмотрите: внизу у нее тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землей и полью. Корни будут пить воду, и у герани
вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.
Поощрение детей: подарить каждому ребенку картинку с изображением герани.

Наблюдение 4

• Дать представление о фуксии (маленькое деревце, с зелеными листьями и красивыми цветами, похожими на девочку в красной кофте и белой пушистой юбочке,

• Учить находить фуксию среди других растений

• Закреплять навыки полива,

• Формировать бережное отношение к растениям.

Ход:Сюрпризный момент: на занятие приходит кукла в красной кофте и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на ее одежду.

Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии.Воспитатель подводит детей к выводу: фуксия – растение,похожее на маленькое деревце с зелеными листьями и красными цветами: фуксия – красивое растение, у него много цветов; оно требует ухода – полива.

Наблюдение 5

• Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого дерева, крупные листья;

• Закреплять навыки полива растений

• Продолжать воспитывать бережное отношение к ним

Ход: На занятие приходят куклы Маша и Ваня.

Маша: Мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья деревьев, но пошел дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растет зеленое деревце с крупными (большими)

гладкими листьями. Они запылились и их надо помыть. Помогите найти это деревце.

Дети показывают куклам герань и фуксию, но гости просят их найти маленькое деревце без цветков, но с большими гладкими листьями.

Птичка: Чик – чирик! Вон оно!

Дети ищут птичку и находят ее на листе фикуса. Приглашают Машу и Ваню подойти к растению и рассмотреть его, поливают фикус и протирают его листья. Маша и Ваня дают детям картинки с изображением фикуса.

Наблюдение 6

• Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зеленую травку.

Воспитатель показывает бумажную бабочку на тонкой резинке, позволяющей имитировать ее полет. Обращает внимание детей на растение, на котором расположилась бабочка.

Дети рассматривают хлорофитум: растение похожее на зеленую травку – листья гладкие, зеленые, длинные.

: бабочка взлетает и садится на фикус, фуксию и т. д. Воспитатель предлагает назвать цветок и показать бабочке, как они умеют заботиться о
растениях. Вместе с детьми протирает листья и поливает растение.
Контрольное наблюдение

• Обобщить и закрепить знания о растениях, с которыми дети уже познакомились, умение находить и показывать их

• Напомнить о необходимости двух-трех условий для жизни растений,

• Закрепить навыки полива

Ход:Воспитатель: Дети, кто-то стучит в дверь.

Открывает дверь и встречает куклу Аленку в косынке и фартуке, в руках у нее лейка.

Воспитатель: К нам в гости пришла Аленка

Дети здороваются, приглашают куклу пройти в комнату

Дети: Что у тебя в руках?

Аленка: Я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку, чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса.

Любуется, восхищается красотой растений. Просит найти красную и белую герань, фикус, зеленую травку.

Аленка: Зачем вы поливаете растения, моете у них листочки? (Ответы)

Воспитатель: У наших комнатных растений всегда чистые листья. Корни берут питание из земли, мы систематически поливаем растения, поэтому они хорошо растут и красиво цветут.

Аленка: Дети, покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.

Дети показывают способы ухода за растениями. Аленка хвалит их и предлагает поиграть в прятки. На прощание дарит карточку с изображением фикуса и хлорофитума.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В картотеке представлены виды работ и наблюдений за комнатными растениями в уголке природы в младшей группе.

Главная Познание

МБДОУ № 44 г. Уссурийск 2015 Выполнил воспитатель: Архипова Светлана Юрьевна Вид проекта: групповой. Тип проекта: информационно — творческий. Длительность проекта: краткосрочный (две недели). Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель. Место проведения: групповая комната, цветник детского сада. Форма проведения: игра.

На сегодняшний день вопросы сохранения видового разнообразия растений актуальны для многих жителей планеты Земля, как и экологическая ситуация, которая ухудшается в результате деятельности человека: вырубка лесов, пожары, использование химических удобрений в агротехнике, внезапные аварии и катастрофы на радиационных объектах, химических предприятиях, нефте — и газопроводах, морском и железнодорожном транспорте. Выбросы автотранспортом токсичных веществ. Эти факторы оказывают губительное воздействие на растительный мир. Происходит атмосферное и почвенное загрязнения, усыхание лесов. На нашей планете под угрозой исчезновения находится 25- 30 тыс. видов растений.

Проблема:

Проблемой является наличие у детей трудности в знании комнатных растений, в формировании навыков правильного ухода за ними. Недостаток наглядного материала. Отсутствие у детей экологической грамотности и культуры по отношению к растительному миру, родной природе.

Цель:

сформировать представление детей о комнатных растениях, растениях уголка природы нашей группы. Привить правила экологической культуры в познании и взаимодействии с растительным миром.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с комнатными растениями, их внешним видом, строением, условиями роста, развития, размножением, способами ухода за ними. Формировать умение устанавливать сходства и различия между природными объектами.

Развивающие:

развивать у детей активный познавательный интерес, связную речь, память, наглядно — действенное мышление, внимание, воображение, эстетическое восприятие, наблюдательность. Творческие способности (умение передавать свои впечатления общения с растительным миром, используя инновационные техники) в продуктивных видах деятельности; коммуникативные навыки, навыки ухода за комнатными растениями.

Воспитательные:

Предполагаемый результат:

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

Консультации для родителей.

Во все времена существования человечества люди любили растения, украшали ими свои жилища, улицы, города. Использовали их целебные свойства для лечения заболеваний. Научились скрещивать растения и выводить новые сорта, поражавшие удивительной красотой, своими уникальными свойствами. В наши дни растения так же любят, берегут, восхищаются ими, эстетически наслаждаются. Одаривают заботой и вниманием. Пишут о них замечательные стихи, сочиняют прекрасные песни.

Если комнатными растениями серьёзно заниматься, ухаживают за ними с любовью, ласково разговаривать, хвалить их за великолепие, силу, то они чувствуют хорошее отношение и реагируют: быстро растут, развиваются и пышно, ярко цветут.

Первооткрыватель индийский профессор ботаники Т. Ц. Сингх в средине ХХ века им провел эксперименты, подтвердившие влияние музыки на рост растений. Сингх обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и танцам.

Под воздействием музыки происходит усиление процесса фотосинтеза, ускорения обмена веществ. Его ученики провели опыт на луковицах репчатого лука. Результаты опыта показали, что на музыку шумов ветра и воды растения развивались и росли положительно, напротив, на тяжелый рок растения угнетались, наблюдалось уменьшение размеров листьев и корней, снижение веса.

Агроном-ботаник Джордж Е. Смит в своих экспериментах на кукурузе и сое использовал музыку Джорджа Гершвина. Проростки у обеих культур появились раньше предполагаемых сроков, их стебли были толще, прочнее и зеленее по цвету, а вес семян был больше на 42% у кукурузы, на 24% — у сои.

Результаты опытов показали, что музыка для растений является мощным стимулом роста и развития.

В двадцатом веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых независимыми исследователями из разных стран.

  • Значение продолжительности воздействия музыки.
  • Значение стиля музыки при воздействии на растение.

Эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй — северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклоняли свои стебли к источнику звука, но произошёл сильнее наклон к динамику с северно-индийской классической музыки.

Голландские учёные своими исследованиями подтвердили выводы Дороти Ретеллек о негативном влиянии рок-музыки на жизнедеятельность растительных объектов. Три расположенных рядом поля были засеяны одинаковыми семенами и озвучивались классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время растения третьего поля погибали.

В настоящие время, во многих странах мира были проведены эксперименты, подтверждающие воздействие музыки на жизнедеятельность растений. На классические произведения: Бетховена, Гайдна, Шуберта или Брамса, растения вытягивали свои побеги в сторону динамика. Пришлась им по душе и индийская классическая музыка. Растения склонялись к источнику звука почти горизонтально, обвивая его своей листвой. Звуки рока оказывали на растения такое губительное влияние, что некоторые из них происходило снижение веса, они теряли листья и засыхали. Не выдерживали звуки рока и корни растений. Они начинали расти в противоположную сторону.

Влияние классической музыки, спокойной мелодии бардовской песни на растения:

  • Увеличивает скорость движения цитоплазмы.
  • Увеличивает рост растения за счет усиления метаболизма (ферментных реакций), дыхания.
  • Усиливает выделение нектара.
  • Растение наклоняется под углом 60° в сторону источника звука.

Влияние поп-музыки на растения:

Происходят нарушения в росте.

Ослабевает корневая система.

Высокочастотная музыка (рок-музыка) ухудшает рост.

Земля – единый организм. Всё живое на Земле взаимосвязано – человек, животные, растения. Изучая влияние музыки на растения, мы сравниваем его с таким же влиянием на животных и человека. Музыка создаётся человеком. Он с помощью музыки влияет на растения. Музыка имеет биологическую силу воздействия на живые растения. Люди должны постоянно помнить, что природа и гармония едины. И мы должны жить, не нарушая этой связи. Растения не зря любят слушать классические произведения, музыку бардов, лирические песни разного времени, т. к. в них звучит жизнеутверждающая музыка. Это мелодия добра, любви, нежности, искренности, сопереживания ко всему живому. Она призывает к стремлению познания и совершенства, и поэтому будет актуальна во все эпохи развития человеческого общества.

1. Вопросы:

Участвуют двое ведущих. Один возьмёт в руки полевые цветы, другой комнатные (садовые). Дети (цветы) танцуют под музыку в зале. Ведущие поднимают каждый свой цветок, и дети по окончании музыки образуют круг своего ведущего.

3. Защита костюма

На выбор — это стихотворение, песня, танец.

Анкеты для родителей

Цель:

  • Выращиваете Вы дома комнатные растения?
  • Владеете ли Вы информацией о правильном содержании комнатных? растений, которые находятся дома, в детском саду?
  • Знаете ли Вы биологические особенности комнатных растений?
  • Какое участие в уходе за комнатными растениями дома принимают ваши дети?
  • Нравится ли им заниматься этим?
  • Какие комнатные растения Вы любите?
  • Ваши пожелания, советы по озеленению нашей младшей группы.

Цель:

Получение информации об экологической культуре дошкольников в детском саду и его осуществлении в семье.

  • Содержите ли Вы дома комнатные растения? (Какие?)
  • Кто ухаживает за растениями?
  • Какую заботу о комнатных растениях проявляет ребёнок?
  • Имеется ли дома экологическая литература (энциклопедии, книги со стихотворениями, с рассказами о растительном мире)?
  • Знакомите ли Вы ребёнка с многообразием, строением, размножением комнатных растений, правилами ухода за ними?
  • Бываете ли Вы с ребёнком на природе (в парке, лесу), с какой целью?
  • Посещаете ли Вы с ребёнком дендрарий? (Какие растения ребёнку наиболее понравились, запомнились?).
  • Делаете ли Вы фотографии, находясь с ребёнком на природе?
  • Как Вы относитесь к приобщению ребёнка к содержанию комнатных растений в уголке природы детского сада?
  • Считаете ли Вы необходимым развитие у ребёнка экологических знаний и воспитание экологической культуры?
  • Считаете ли Вы актуальным экологическое образование родителей?
  • Ваши пожелания по организации экологического воспитания у детей младшей группы.

Исторические факты по охране природы.

Афоризмы:

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению и обогащению знаний о разнообразии, особенностях строения, роста, развития, размножения комнатных растений. Умения наблюдать, ухаживать, создавать для комнатных растений необходимые условия роста и развития. Развитию

познавательного интереса, эстетического восприятия. Воспитанию доброго, бережного отношения к живой природе, экологической культуры поведения.

Наблюдение в подготовительной группе за комнатными растениями

Подготовительная к школе группа

У детей седьмого года жизни в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к наблюдению за растительным миром уголка природы становится более устойчивым. Учитывая это, педагог привлекает ребят к выполнению более сложных видов ухода за растениями, длительным (в течение нескольких дней и даже недель) наблюдениям за обитателями уголка. Например, нескольким детям поручает уход и наблюдение за двумя-тремя растениями (а в некоторых случаях и за одним). Для этого подбирают быстрорастущее растение или такое, у которого неожиданно для ребят развиваются бутоны (кактус декабрист, амариллис). Чтобы поддержать интерес детей к работе, воспитатель систематически контролирует их, спрашивая, как растут растения, не появилось ли у них что-нибудь новое. Быстрое развитие бутонов очень радует ребят и укрепляет их интерес к растениям; они гордятся тем, что на растении, за которым ухаживали, появились такие красивые цветы.

В подготовительной к школе группе воспитатель больше внимания обращает на осознание детьми такого факта, что уход за растениями должен быть неодинаков: одни нуждаются в частой и обильной поливке, другие надо поливать реже и понемногу, одни любят свет, другие могут расти в затененном месте. Знакомые детям приемы ухода усложняются: воспитатель учит ребят поливать луковичные растения понемногу и не в край горшка, а в поддон, иначе луковица может загнить. Учитывая возросшие знания и умения детей, в уголок природы подготовительной к школе группы помещают растения, требующие более сложного ухода, например фиалки или некоторые виды бегоний, которые требуют осторожного полива.

Воспитатель учит детей очищать от пыли ворсистые листья растений мягкой щеточкой, показывает, как это делается, и объясняет, почему от капель воды на листьях этих растений остаются бурые пятна. Сообщает, что некоторым растениям нужен влажный воздух, поэтому их следует опрыскивать несколько раз в день (из пульверизатора или отряхивая над ними щетку).

Детей подготовительной к школе группы учат более внимательно относиться к растениям, замечать в них изменения. Например, воспитатель подчеркивает: листья герани в зимнее время поворачиваются к свету, у лиловой сеткрезии молодые листья тонкие и бледные; просит ребят подумать, почему листья так поворачиваются. Таким образом, воспитатель подводит детей к выводу: некоторым растениям мало света, значит, их следует перенести в более светлое место, после этого понаблюдать, как они себя здесь будут чувствовать. Так педагог развивает мышление детей.

Примерный объем знаний, воспитательные задачи. Дети должны знать названия многих растений, находящихся в уголке природы своей группы, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части; знать о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений (например фикуса, амариллиса и др.), их жизни на родине; знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных, необходимость или вред опрыскивания и т. д.); уметь подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий (большем количестве света, уменьшении или увеличении поливки); знать особенности размножения растений (черенками, детками). Педагог продолжает воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

С какими растениями рекомендуется знакомить детей. С более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узамбарская фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань); интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм); легко размножающимися черенками (традесканции, сеткрезии и др.); с разными подземными частями — луковицами, клубнями (кринум, сансевьера).

Что дети должны делать по уходу за растениями. Весь текущий уход осуществляют самостоятельно: определяют необходимость поливки, рыхления, опрыскивания. Помогают воспитателю при пересадке: определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором, приготовленным воспитателем.

Согласно плану в подготовительной к школе группе проводят занятия по ознакомлению с комнатными растениями (они проводятся по типу того, которое описано в материалах старшей группы). На этих занятиях воспитатель так же, как в старшей группе, закрепляет знания детей о растениях, учит отмечать существенные признаки их внешнего вида, упражняет в описании растений, в сравнении их между собой. Это дает возможность подвести ребят к выводу о том, чем похожи все растения. (У всех есть стебель, корни, все растут в земле, всем нужны свет и вода, за всеми нужно ухаживать.)

Чтобы укрепить интерес детей к растениям, на каждое занятие желательно вносить новое растение; воспитатель называет его, рассказывает о том, какие условия ему необходимы и как за ним ухаживать.

Систематически осматривая растения, дети обращают внимание на то, что некоторые очень разрослись, у них много листьев, корни выходят сверху из земли и снизу из водосточного отверстия. Педагог объясняет: этому растению мал горшок с землей, предлагает его пересадить. Работа эта организуется как коллективная во вторую половину дня. Воспитатель привлекает в помощь себе нескольких детей, просит их вымыть горшок, в который будет пересажено растение, вместе с ними готовит землю, песок и черепки для пересадки. Затем воспитатель вынимает растение из старого горшка и вместе с детьми осматривает ком земли. Дети видят, какие подземные части у разных растений (тонкие или толстые корни, подземный стебель-корневище, луковички-детки), убеждаются, что земли стало совсем мало. Затем воспитатель ставит ком земли в новый горшок, а дети насыпают землю вокруг кома. В дальнейших работах по пересадке растений воспитатель предлагает детям самим осмотреть небольшие растения сверху и снизу и определить, какие из них нуждаются в пересадке. Весной таким же образом воспитатель привлекает детей (по 2-3 человека) к рассаживанию растений в несколько горшков.

Рекомендуем почитать ► Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД в подготовительной группе

В марте — апреле проводится занятие по уходу и подкормке растений. Эта работа выпускников детского сада проводится с некоторым усложнением (по сравнению со старшей группой): воспитатель предлагает детям рассказать, как ухаживать за растениями, показать, какие можно опрыскивать, а какие нельзя, подумать и определить, какие растения надо удобрять (у них появились новые листья и цветы), а какие нельзя.

В процессе наблюдений и ухода за растениями дети узнают, что некоторые из них размножаются детками; они помогают воспитателю отсаживать деток камнеломки, бриофиллюма, хлорофитума. Весной, в апреле — мае, воспитатель знакомит ребят еще с одним способом размножения растений — черенкованием.

Программное содержание. Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение. Дать понятие о новом способе выращивания растений — черенковании. Учить детей приемам правильной посадки черенка, воспитывать у них желание самим вырастить растение из черенка. Закрепить название растений. Закрепить понятия: черенок, черенковать.

Подготовка к занятию. Дежурные сдвигают столы так, чтобы дети сидели по 6-8 человек. На столы ставят заранее подготовленные горшочки, внутри которых проведены полоски, песок, землю, черепки, совочки, палочки, стаканчики с водой, клеенки, тряпочки, черенки растений, на окне — комнатная тепличка или стеклянные банки.

Дети приступают к работе. Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью ее выполнения. По окончании воспитатель спрашивает: «Чему вы сегодня научились? Черенки каких растений вы посадили? Запомните свои черенки: как они выглядят, сколько на них листочков. Сейчас вы поставите свои черенки в тепличку и будете за ними ухаживать: опрыскивать их из пульверизатора, снимать стекло с теплички, проветривать. Поливать их нужно очень немного. Когда на ваших черенках появятся новые листочки, значит черенки прижились. Уберите свои рабочие места и отнесите черенки в тепличку; если не все черенки в нее поместятся, поставьте их на поднос, который стоит на окне, и закройте их стеклянными банками. Ухаживать за ними надо так же, как за черенками в тепличке.

После занятия воспитатель организует уход за черенками и наблюдения за их ростом. После того как черенки приживутся, можно провести повторное занятие по черенкованию — вырастить растения, которые дети возьмут с собой в школу. Методика повторного занятия будет иная. Воспитатель не объясняет ход работы, а спрашивает у ребят, что нужно сделать дальше, почему нужно сделать именно так. К показу некоторых приемов работы он привлекает детей.

Конспект НОД Комнатные растения для детей подготовительной к школе группы

Цель: Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру.

— Подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые; организмы, требующие определенного ухода;

— Учить детей находить комнатное растение по перечисленным признакам;

— Расширять представление о разнообразии комнатных растений, правила ухода за ними.

— Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

— Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

Материалы и оборудование:

— Карточки-схемы с изображением предметов и действий, необходимых для роста и развития комнатных растений;

— Картинки с изображением комнатных растений группы и одуванчика.

Предварительная работа:

— Наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

— Рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;

— Уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

«Рук нет, ног нет, а двигается.

Носа нет, а дышит.

Дети: Это растение!

Воспитатель: Правильно. Скажите, как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет?

Дети: Растет, поворачивается к свету.

Воспитатель: Как дышит растение?

Дети: Через листья, корни.

Воспитатель: Как пьет и ест? Так же как и мы?

Дети: Корнями.

Воспитатель: Правильно, ребята, именно корни кормят растение. А где же хранится пища для растения?

Дети: В земле, почве.

Воспитатель: Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, оно погибнет.

Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения.

(Педагог показывает картинки комнатных растений и одна картинка одуванчика)

Скажите, какое из них здесь лишнее и почему?

Дети: Одуванчик. Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут только в помещении.

Воспитатель: Правильно! Поэтому их как называют?

Дети: Комнатные растения.

Воспитатель: Мир комнатных растений разнообразен. Их жизнь полностью зависит от человека. Если оставить комнатные растения в тени или забыть полить, они погибнут. В чем заключается уход за комнатными растениями?

Дети: Растения поливают, рыхлят почву, меняют почву и горшочек, подкармливают удобрениями.

Воспитатель: Очень важно знать, как правильно ухаживать, так как все растения разные. Для чего нам растения в комнате?

Дети: Они дарят нам красоту, очищают воздух.

Физкультминутка:

Я прошу тебя, цветок:

Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

(дети выполняют действия согласно тексту)

Воспитатель: А сейчас рассмотрите эти рисунки-схемы и вспомним, что они обозначают. Давайте выберем из этих рисунков-схем только то, что нужно для жизни наших растений. (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

— Что было бы, если бы растение поставили в темное место? (ответы детей)

— Что было бы, если бы растение забыли полить? (ответы детей)

— Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? (ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой:

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Где зимою – лето,

Воспитатель: Комнатные цветы нуждаются в уходе и защите. Ведь они приносят столько пользы человеку, потому что они очищает воздух. Люди обязаны сберечь то, что им дает щедрая российская природа!

Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете?

— Нарисуйте, что полезного дают растения человеку.

Наблюдение в подготовительной группе за комнатными растениями

· формировать у детей представление об отличительных признаках комнатных растений: растут в комнате, растут в цветочных горшочках, за ними ухаживают люди;

· развивать желание познавать природу;

· воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям, желание заботиться о них.

Обратить внимание детей на растения уголка природы. Пояснить, что это комнатные растения, поэтому растут только в комнате, они любят постоянное тепло, поэтому на улице не могут жить.

Рассказать, что за комнатными растениями надо ухаживать. Продемонстрировать способ ухода (полив). При этом педагогический работник дает детям простые поручения: подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

2. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ ПОМЕЩЕНИЕ

· формировать у детей представление о строении комнатного растения: цветок, листья;

· развивать умение замечать красоту комнатных растений;

· воспитывать желание заботиться о комнатных растениях.

Предложить детям найти в помещении комнатные растения и подойти к ним.

Обратить внимание детей на то, что растения красивые: у них красивые цветы (какого цвета?), красивые листья (какого цвета?). Листья красивые , потому что они чистые и блестящие.

Рассказать о том, что за растениями надо ухаживать, тогда они будут украшать нашу комнату. Продемонстрировать способ ухода за комнатными растениями (удаление пыли с листовой пластины). При протирании листьев педагогический работник обращает внимание детей на то, какими стали листья (чистыми, красивыми, блестящими).

3. ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (ОГОНЬКОМ)

· формировать у детей представление об отличительных признаках комнатного растения огонька;

· продолжать формировать представление о строении комнатного растения: цветок, листья, стебель;

· развивать умение замечать красоту комнатных растений;

· воспитывать желание познавать мир растений.

4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

· формировать у детей представления о способе ухода за комнатными растениями: поливе;

· формировать представления о свойствах почвы (сырая и сухая);

· воспитывать желание заботиться о комнатных растениях.

Предложить детям найти в уголке природы комнатное растение огонек и потрогать почву в цветочном горшочке. Объяснить, что когда в цветочном горшке почва сухая, то это говорит о том, что растение очень хочет пить.

Показать лейку, налить в нее воды, продемонстрировать процесс полива: носик лейки следует ставить на край горшочка, воду лить осторожно, на почву.

Предложить нескольким детям полить растения (на первых порах держа руку ребенка с лейкой). В процессе полива растения детьми читать стихотворение, вставляя имя ребенка:

Катя леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

5. ПОЧЕМУ НАДО ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

· формировать у детей представление о потребности комнатных растений в воде;

· развивать умения различать и называть свойства почвы (сырая и сухая);

· развивать умение осуществлять элементарный уход за комнатными растениями: полив;

· воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям.

Для того чтобы не забывать поливать растения, педагогический работник предлагает поставить в уголке природы картинку с изображением лейки. Далее детям предлагается полить комнатные растения.

Через некоторое время следует обратить внимание детей на то, что листочки у огонька поднялись, стали крепенькими.

6. ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ КРАПИВКОЙ (КОЛЕУСОМ)

· формировать у детей представление о комнатном растении крапивке (колеусе);

· развивать умения различать и называть части комнатного растения: листья, стебель;

· развивать умение замечать красоту комнатных растений;

· воспитывать желание познавать мир растений.

Предложить детям найти в уголке природы растение с красивыми яркими разноцветными листьями. Пояснить, что это растение называется крапивкой.

Обратить внимание детей на красивые листья, покрытые шерстистыми волосками, на их зубчатые края. По форме они очень похожи на листья крапивы, только при прикосновении не обжигают рук.

7. ПОЧЕМУ НАДО РЫХЛИТЬ ПОЧВУ В ГОРШОЧКАХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ?

  • формировать у детей представления о способе ухода за комнатными растениями: рыхлении;
  • развивать умения различать конкретные виды комнатных растений;
  • развивать умения различать свойства почвы (рыхлая, мягкая, плотная, твердая);
  • воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям.

Предложить детям найти комнатные растения огонек и крапивку и потрогать почву. Обратить внимание детей на то, что почва в одном цветочном горшочке очень твердая, плотная, в другом — рыхлая и мягкая.

Рекомендуем почитать ► Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД в подготовительной группе

Полить растения и предложить детям посмотреть на то, как водичка впитывается в рыхлую и плотную почву. Объяснить, что когда в цветочном горшке почва такая плотная, то растению приходится очень тяжело: оно не может попить водички.

Показать и назвать палочку-рыхлитель, медленно продемонстрировать процесс рыхления: палочка вставляется в почву, слой почвы сдвигается, палочка достается и переставляется с другое место. Рыхлить нужно вдоль стенок горшочка. Сделать акцент на том, что таким образом мы помогли растению: оно сможет попить водичку.

Рублевская Е. А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е. А. Рублевская. – Минск: Аверсэв, 2018, стр. 19-23.

Продолжать знакомить детей с приемами ухода за растениями, названиями обитателей уголка природы, их основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья, ухаживать за ними. Воспитывать бережное внимательное отношение к комнатным растениям.

Наблюдение за узумбарской фиалкой

Закрепить знание детей о узумбарской фиалке, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода. Учить детей находить общее и различия.

Полив комнатных растений

Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Наблюдение за драценой

Закрепить знание детей о драцене, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода. Учить детей находить общее и различия.

Наблюдения за камнеломкой

Закрепить знание детей о камнеломке, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода.

Наблюдение за геранью

Закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Наблюдение за плющом

Закрепить представление об отличительных свойствах плюща, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Рассматривание и сравнение комнатных растений

Наблюдение за фикусом

Продолжать учить находить фикус среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям

Рыхление почвы у комнатных растений

Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Наблюдение за бальзамином

Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида.

Опрыскивание комнатных растений

Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней

Наблюдение за традесканцией

Познакомить детей с новым комнатным растением (традесканция), рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания, с помощью моделей закрепить знания о способах ухода, их размещении (светолюбивые, теневыносливые).

Знакомство с кливией

Познакомить с кливией, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение

Индивидуальные потребности некоторых растений

Обучать детей таким приемам заботы, которые обеспечивают растению хороший рост. Знакомить с индивидуальными особенностями растений

Познакомить детей с комнатными растениями- лекарями (каланхоэ, алоэ, герань душистая). Учить детей запоминать какую пользу приносят растения людям.

Уход за комнатными растениями

Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической экологически -ориентированной деятельности

Наблюдение за бегонией

Познакомить детей с характерными признаками бегонии

Наблюдение за лимоном

Познакомить детей с характерными признаками лимона

Способы ухода за растениями

Обобщать представление детей об уходе за комнатными растениями, закрепить знание об основных потребностях комнатных растений, уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей, воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь

Посадка лука на подоконнике

Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле

Наблюдение за хлорофитумом

Продолжать формировать знания об особенностях хлорофитума

Знакомство с примулой

Познакомить детей с новым комнатным растением, дать сведения о нем, упражнять в узнавании комнатного растения по внешним признакам, закреплять знания о частях растений, учить связно рассказывать об их назначении.

Огород на подоконнике

Наблюдения за ростом и развитием овса, гороха, лука, петрушки, фасоли, рассада овощей и ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями

Наблюдение за колеусом

Продолжать формировать знания о разнообразии комнатных растений

Знакомство с сансевьерой

Познакомить детей с комнатным растением сансевьерой

Труд в уголке природы

Систематизировать знания о процессе посадки семян, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий

Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев)

Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Черенкование комнатных растений, осмотр и подкормка растений (фуксия, бальзамин)

Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка). Сообщать детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю и подкармливать.

Посев семян цветов для клумбы

Подвести к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений: свет, тепло, вода; развивать желание самим выращивать растения из семян; воспитывать желание трудиться

Наблюдение за кринумом

Закрепить знание детей о кринуме, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода.

Пересаживание комнатных растений

Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности

работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Посев семян цветов и овощей

Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Наблюдение за цикламеном

Познакомить детей с характерными признаками цикламена

Высаживание рассады, уход за ней

Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней

Мы научились ухаживать за комнатными растениями

Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях, их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений. Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем

Комплекс наблюдений за комнатными растениями

Елена Мухина

Комплекс наблюдений за комнатными растениями

Комплекс наблюдений за комнатными растениями

Наблюдение 1

• Продолжать учит различать среди природных объектов растения, закреплять знания об их строении;

• Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпочкой);

• Формировать интерес к комнатным растениям, вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими

• Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах

Ход: Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета)

и цветы (красивые, дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?

Что нужно сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

Подвести к обобщению: растения живые, о них надо заботиться, ухоженные растения здоровые и красивые.

Наблюдение 2

• Учит среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растений (листья, цветы)

Ход:Сюрпризный момент: на занятие приходит кукла Катя и прячется за геранью с красными цветами. Воспитатель предлагает найти ее и сказать, за каким растением она спряталась.

Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать)

Можно спросить, как надо заботиться о герани, предложить полить ее. В заключении кукла Катя дарит детям фотографию (картинку с изображением цветущей красной герани)

и предлагает поставить ее рядом с
растением.
Наблюдение 3

• Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зеленые, пушистые, круглые, душистые листья, красные и белые цветы)

• Учить находить ее среди других растений

• Продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Ход:Сюрпризный момент: приходит Матрешка и просит детей показать красную и белую герань. Рассматривает растения вместе с детьми.

Матрешка: Чем вы дышите? (Носом)

. А что делаете в детском саду?
(Играем, бегаем, едим, поем и т. д.)
Значит, вы живые. А что еще пьет воду и дышит?
(ответы)
. Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого
растения зеленые, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить еще одну герань. (Показывает ее детям)
.Посмотрите: внизу у нее тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землей и полью. Корни будут пить воду, и у герани
вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.
Поощрение детей: подарить каждому ребенку картинку с изображением герани.

Наблюдение 4

• Дать представление о фуксии (маленькое деревце, с зелеными листьями и красивыми цветами, похожими на девочку в красной кофте и белой пушистой юбочке,

• Учить находить фуксию среди других растений

• Закреплять навыки полива,

• Формировать бережное отношение к растениям.

Ход:Сюрпризный момент: на занятие приходит кукла в красной кофте и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на ее одежду.

Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии.Воспитатель подводит детей к выводу: фуксия – растение,похожее на маленькое деревце с зелеными листьями и красными цветами: фуксия – красивое растение, у него много цветов; оно требует ухода – полива.

Наблюдение 5

• Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого дерева, крупные листья;

• Закреплять навыки полива растений

• Продолжать воспитывать бережное отношение к ним

Ход: На занятие приходят куклы Маша и Ваня.

Маша: Мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья деревьев, но пошел дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растет зеленое деревце с крупными (большими)

гладкими листьями. Они запылились и их надо помыть. Помогите найти это деревце.

Дети показывают куклам герань и фуксию, но гости просят их найти маленькое деревце без цветков, но с большими гладкими листьями.

Птичка: Чик – чирик! Вон оно!

Дети ищут птичку и находят ее на листе фикуса. Приглашают Машу и Ваню подойти к растению и рассмотреть его, поливают фикус и протирают его листья. Маша и Ваня дают детям картинки с изображением фикуса.

Наблюдение 6

• Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зеленую травку.

Воспитатель показывает бумажную бабочку на тонкой резинке, позволяющей имитировать ее полет. Обращает внимание детей на растение, на котором расположилась бабочка.

Дети рассматривают хлорофитум: растение похожее на зеленую травку – листья гладкие, зеленые, длинные.

: бабочка взлетает и садится на фикус, фуксию и т. д. Воспитатель предлагает назвать цветок и показать бабочке, как они умеют заботиться о
растениях. Вместе с детьми протирает листья и поливает растение.
Контрольное наблюдение

• Обобщить и закрепить знания о растениях, с которыми дети уже познакомились, умение находить и показывать их

• Напомнить о необходимости двух-трех условий для жизни растений,

• Закрепить навыки полива

Ход:Воспитатель: Дети, кто-то стучит в дверь.

Открывает дверь и встречает куклу Аленку в косынке и фартуке, в руках у нее лейка.

Воспитатель: К нам в гости пришла Аленка

Дети здороваются, приглашают куклу пройти в комнату

Дети: Что у тебя в руках?

Аленка: Я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку, чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса.

Любуется, восхищается красотой растений. Просит найти красную и белую герань, фикус, зеленую травку.

Аленка: Зачем вы поливаете растения, моете у них листочки? (Ответы)

Воспитатель: У наших комнатных растений всегда чистые листья. Корни берут питание из земли, мы систематически поливаем растения, поэтому они хорошо растут и красиво цветут.

Аленка: Дети, покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.

Дети показывают способы ухода за растениями. Аленка хвалит их и предлагает поиграть в прятки. На прощание дарит карточку с изображением фикуса и хлорофитума.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В картотеке представлены виды работ и наблюдений за комнатными растениями в уголке природы в младшей группе.

Читайте также: