Наблюдение за цветами на клумбе осенью

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Цели: научить любоваться растущими цветами, видеть и вос­принимать их красоту; воспитать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить знание названий садовых растений.

- Посмотрите на клумбу. Полюбуйтесь цветами на ней. На­зовите их и опишите. Почему нельзя рвать цветы? Для букетов цветы специально выращивают на дачах.

Наблюдение за бархатцами

- Рассмотрите сначала каждое растение отдельно. У бархат­цев не отдельные цветки, а соцветия, скопление множества цветков. У этого растения в соцветии два вида цветов трубча­тые, похожие на трубочку в середине и язычковые, похожие на язычки (рассмотреть с детьми в большую лупу). Соцветия их очень яркие и привлекают детей. Какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков? Понюхайте, поищите цветки, похо­жие друг на друга.

Приметы: садовые ноготки к дождю закрывают цветки; пе­ред дождем цветки маргариток поникают.

Поговорки и пословицы: весна красная, а лето страдное; красное лето никому не наскучит.

Стихотворение про цветы.

Меня назвали царицей цветов За запах, за цвет моих лепестков,

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов! (Роза.)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

Труд на участке: уборка территории.

ПРОГУЛКИ В ИЮЛЕ

Прогулка 1: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ПТИЦ

Цели: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц; учить ви­деть особенности в их строении и поведении; закрепить умение сравнивать объекты по выделенным признакам.

- Понаблюдайте за повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться: вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ. Воро­бьи - смелые и ловкие птицы. Они снуют по улицам среди про­езжающих машин и идущих людей. Поймать воробья – дело нелегкое, даже кошки редко лакомятся этими птицами, у них быстрая реакция и хорошая память.

Наблюдение за птицами

На прогулку взять хлеб от завтрака. На открытом простран­стве покрошить хлеб и отойти подальше, но так, чтобы было видно это место. Понаблюдать за поведением птичек.

Приметы: птицы запели в дождь - к ясной погоде; кукушка кукует - будет хорошая погода; если птицы вьют гнезда на юж­ной стороне деревьев или домов, то будет холодное лето; воро­ны купаются - к теплу.

Поговорки и пословицы: вороне соколом не быть; мала синичка, да коготок остер.

Стихотворение про птиц.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хриповатая - Известная персона.

Кто она? (Ворона.)

Прогулка 2: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАСТЕНИЯМИ

Цели: обобщить представление о типичной морфологии растений; закрепить умение различать и называть части расте­ний; формировать представления о потребностях растений (теп­ло, влага, земля).

- Обратите внимание на многообразие растительного мира. У центрального входа детского сада растут все представители растительного царства (кусты, деревья, травы). Назовите части растения. Найдите отличительные черты этих растений. Какие условия необходимы для нормального роста и развития растений

(вода, тепло, земля). Сравнить растения с огорода с теми, что растут за забором и их не поливают. Как выглядят они? Почему?

- Обратите внимание на разнообразие цветов на участках. Люди специально сажают цветы, ухаживают за ними, поливают, пропалывают, и цветы радуют наш глаз, принося радость и хо­рошее настроение. Рассмотрите клумбу возле входа в детский сад, там растут бархатцы двух видов. Низкорослые и обыкно­венные. Сравните их. Найдите различия и сходства.

Приметы: много ягод летом - к холодной зиме; поздний расцвет рябины - к поздней осени.

Поговорки и пословицы: июль - месяц ягод, зеленая стра­да; июль - перелом лета, месяц красного цвета.

Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет она все лето.

Коровам без нее - беда:

Она их главная еда. (Трава.)

В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)

Ход опыта: Обратить внимание на то, что на тропинках не растут растения. При помощи палочек попробовать плот­ность земли. Она плотная, а за пределами тропинки намного мягче. Растению легко прорасти в мягкой земле, тогда как на тропинке они не могут пробить землю, а если и смогут, то их все равно затопчут.

Цель: показать детям важность воды для жизни и роста растения.

Материал: два цветка, вазочка с водой.

Ход опыта: Из букета выбирается один цветок и оставля­ется без воды. Через некоторое время сравнить цветок без воды и цветы в вазе. Чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.


Цель: продолжать знакомить детей с характерными признаками осени (стало холоднее, солнце не так греет, как летом, желтеют листья, вянет трава и цветы).
Задачи: закрепить названия растений (астры, георгины, бархатцы, флоксы, календула) и их ярко выраженные признаки; воспитывать бережное отношение к растениям).
Оборудование: горшочек с землей, совочек, леечка, вазочка; осень в нарядном костюме.
Словарь: листопад и названия растений.
1 часть:
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось лето. Послушайте, я вам загадаю загадку, а вы мне скажете, какое сейчас время года:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …
(осень).

Цель:
Образовательные:
- формировать представление о многообразии неживой природы;
- учить любоваться растущими цветами.
Развивающие:
- развивать умение обобщать по существенным признакам;
- развивать речь, активизировать словарный запас;
- расширять представление о частях растений.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение к прекрасным творением природы.
Ход прогулки.
Загадка.
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок -
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.



Дети. Летом.
Воспитатель.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам погулять и посмотреть на наши клумбы.
(Дети идут к клумбам.)

Воспитатель.
- Ребята, послушайте загадку.
Загадка .
Л истики в спирали гнутся,
И друг к другу жмутся,
А над ними те цветы,
Не бутоны, а духи,
Что же это за цветы?

Дети. Лилия
(Предложить детям рассмотреть цветы и вспомнить названия.)



Из-за своего длинного стебля лилии всегда сажают внутри клумбы, чтобы цветки смотрелись красиво среди более низких цветов у периферии цветника. У лилии очень много ланцетовидных листьев, собранных в прикорневую разетку, из которой выходит высокий прямой стебель с изящным цветком. Цветки лилии бывают оранжевыми, снежно-белыми, тигровыми (испещренными чёрными пятнами) и т. д. Корень у лилии — луковица. На большом цветке лилии очень хорошо рассматривать части цветка. Чем крупнее цветок, тем лучше видны его части: лепестки венчика, расположенные на цветоложе, - они большие и оранжевые; большие чёрные тычинки с пыльцевыми мешочками на кончиках; в середине один высокий пестик.



Найти одинаковые цветы (лилии и петунии) и цветы, собранные в соцветия.
(Дети находят цветы).



На бархат мы похожи,

Нам каждый будет рад. (Бархатцы.)




Рассмотреть отличия этих цветов.
Воспитатель .
Все цветы радуют глаз и украшают окружающее пространство.
Давайте вспомним стихи.
1.Мы цветочки все польём
Жарким ясным летним днём.
Будем мы беречь цветы,
Чтоб они всегда цвели.

2. Весной и летом там и тут
На радость всем цветы цветут:
В лесу лесные, в поле — полевые,
Душистые, красивые, живые.
Поэтому не рву цветы.
А ты?

Воспитатель.
- Ребята, вспомним приметы.
1. Перед дождём не раскрывают своих цветов роза, ноготки.
2. К 8 часам утра открывают свои соцветия бархатцы.
3. Ноготки не раскрывают своих цветов — к дождю.



Вывод: растениям необходима вода.

Труд на участке . Полив клумб.




Воспитатель. Нам пора возвращаться в группу.
- Что нового вы сегодня узнали?

На базе детского сада функционирует консультационный центр "7Я". В центре Вы можете получить бесплатые услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи. Запись по телефону: 222683, 222637, 89051991175, 89083003022.

Осенние цветы, вы ярки и красивы,

И пышен ваш торжественный наряд.

Последние цветы и оттого так дивны,

Невольно останавливаешь взгляд.

Осень – одно из самых благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. А цветущие растения – самый подходящий объект для наблюдения. Ведь цветы не только украшают территорию детского сада, а также они доставляют детям радость, эстетическое наслаждение разнообразием красок и ароматов.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей


Во время прогулок в 1-2 неделю сентября начинается цикл наблюдений за цвету­щими травянистыми растениями участка.

Цель: уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кус­тарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые, на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться.

Цель: уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать детей к срав­нительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости, что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Воспитатель может провести игру 2—3 раза, при этом роли детей будут меняться.

На этой же неделе воспитатель начинает накапливать и уточ­нять представления детей об овощах и фруктах. Делать это можно по-разному, используя любые ситуации.

Продолжаются наблюдения за цветами на участке уже в октябре.

Цель: воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; учить украшать по­мещение цветами; воспитывать доброе отношение к людям и желание делать им приятное.

Воспитатель подводит детей к клумбе и предлагает полюбоваться цве­тами. После паузы говорит о чувствах, которые испытывает, глядя на цветы. Затем спрашивает у детей, приятно ли им смотреть на цветы, что им нравится в цветах, чем цветы красивы, кому стало радостно.

Затем говорит, что красивое надо беречь, чтобы оно сохранялось и ра­довало людей. Цветы украшают участок, но если срезать немного расте­ний и поставить в вазу с водой, то они будут украшать и помещение. Еще небольшой букет можно подарить кому-нибудь из сотрудников детского сада — ведь всем бывает очень приятно, когда им дарят цветы.

Дети помогают воспитателю срезать два небольших букета: один — для группового помещения, другой — для подарка.

В группе воспитатель вместе с детьми ищет место, где букет будет смот­реться особенно красиво. Воспитатель советуется с детьми, куда поставить вазу: в групповую комнату, в раздевалку, в спальню; на стол, на полку или на шкаф. Потом все вместе обсуждают, кому подарить другой букет — за­ведующей, чтобы она украсила свой кабинет, медсестре или же музыкаль­ному руководителю. Вместе с детьми воспитатель вручает букет.

На этой же неделе, в пятницу, воспитатель начинает зна­комить детей с произведениями Евгения Чарушина. Собрав ребят вокруг себя, он рассказывает им о маленьком мальчике Никите — их ровеснике. Его папа — Евгений Иванович Чару­шин — часто бывал на природе, много знал о животных и писал для детей интересные рассказы — он был писателем. Еще папа Никиты умел рисовать животных. Поэтому картинки к своим рас­сказам рисовал сам. Никита очень любил играть с игрушечными животными, вот Евгений Иванович и написал рассказ о том, как Никита играл в охоту. Воспитатель медленно и выразительно читает первую часть рассказа, рассматривает с детьми кар­тинки. Затем называет с помощью детей животных, на которых охотился герой рассказа. Обсуждает с детьми каждую игрушку — из чего были сделаны слон, змея, носорог. Все вместе смотрят, есть ли в группе такие игрушки. Предлагает всем в выходные дни найти эти игрушки дома и принести их в детский сад в по­недельник, чтобы можно было поиграть, как Никита.

Четвертая неделя октября

Продолжается цикл наблюдений за цветущими растениями участка.

Цель: уточнить представления детей о том, что растения живые — они растут и изменяются (растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды, теперь дни становятся короткими — тем­нота наступает быстро, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте цветков образуются семена, из которых могут вырасти новые расте­ния, зрелые семена собирают, на одном цветке бывает много семян).

Подводя детей к клумбе, воспитатель обращает их внимание на то, что цветы стали меняться. Просит всмотреться и сказать, что с ними проис­ходит, как они выглядят. Объясняет, что многие цветы стали некрасивыми не потому, что их не берегли, а потому, что пришло время и они начали увядать. Беседует с детьми о том, как изменились условия для растений. Затем показывает семена, просит ребят поискать их на разных цветах. Учит отличать зрелые семена от незрелых. В заранее заготовленные пакетики, ко­робочки дети собирают семена.

Цель: воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов.

Воспитатель рассматривает с детьми вазу с цветами, обращает их внимание на то, что цветы стали хуже выглядеть, некоторые завяли, и на то, что воды в вазе стало мало. Вместе с детьми удаляет все завядшие части растений, обрезает стебли, моет вазу, наливает чистую воду. Дети снова лю­буются букетом. В свободное время воспитатель в окружении ребят рисует красками вазу с цветами.

В конце недели в свободное время воспитатель читает детям весь рассказ. Заводит разговор о прочитанном (какой смешной Никита — испугался сорочонка). Показывает на картинке сороку.

Предлагает двум детям разыграть эпизод охоты Никиты на сорочонка (один ребенок изображает мальчика, другой — птенца). В заключение напоминает детям, что такой интересный рассказ написал Евгений Иванович Чарушин про своего сына Никиту. Книгу воспитатель ставит в книжный уголок для свободного поль­зования.

Читайте также: