Когда цветет каменный цветок в рассказе каменный цветок

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

В кратком описании сказки "Каменный цветок" повествуется о юноше Даниле, которого направили на учёбу к Прокопьичу – мастеру по каменному делу. Из ученика вышел толк, он превзошёл своего учителя. Однажды увидев каменный цветок, Данило-мастер навсегда потерял покой.

Главные герои

  • Данилко Недокормыш - скромный парень лет 12, ставший великим мастером
  • Прокопьич - мастер по каменному делу и учитель Данилки
  • Приказчик - человек, служивший барину
  • Хозяйка Медной горы - мифическая женщина
  • Катя - невеста Данилки

Сюжет произведения

Прокопьич – знаменитый мастер каменных дел, искусно работавший с малахитом. Не любил он учеников брать, да и бежали от него все. Однажды направил приказчик от барина скромного юношу в ученики к Прокопьичу. Не отличаясь физическим здоровьем, парень был талантлив и умён. Со временем строгий Прокопьич стал относиться к Данилке, как к сыну.

Барин давал самые сложные заказы Данило-мастеру, а парень без устали стоял у станка, создавая настоящие произведения искусства. Принялся Данилка делать чашу неподражаемой сложности и красоты по заказу барина. Не нравился ему эскиз – хотел Данилко добиться совершенства, даже женитьбу с невестой Катей откладывал.

Однажды на Змеиной горке мастер встретил Хозяйку Медной горы. Несмотря на её предостережения, юноша взглянул на каменный цветок. С тех пор потерял Данилка покой. Он безжалостно разбил своё лучшее творение и бесследно пропал.

План пересказа

  • 1 Жизнь Прокопьича, его скверный характер.
  • 2 Появление Данилки Недокормыша. Провинность юноши и направление на учёбу к Прокопьичу.
  • 3 Достижения Данилки в каменном деле, дружба с мастером Прокопьичем.
  • 4 Сложный заказ от барина, желание усовершенствовать своё творение.
  • 5 Встреча на Змеиной горке с Хозяйкой Медной горы.
  • 6 Решение Данило-мастера разбить свой каменный цветок в чаше. Исчезновение юноши.

Главная мысль

Природа одарила обычного и неказистого юноша талантом создавать уникальные вещи из камня. Всё, что попадало в его руки, превращалось в произведение искусства. Стремление к совершенству его сгубило – юноша разочаровался в себе, а его труды оказались напрасны.

Вывод

Произведение показывает читателям, что совершенству нет предела. Не стоит предъявлять к себе повышенные требования – каждый имеет право на ошибку. Сказка учит детей быть целеустремлёнными и честными. Успехи в любимом деле важны в жизни, но нельзя забывать об окружающих. Стремление к идеалу может стать разочарованием в собственных силах даже для самого одарённого человека.

Тогда камень откроет Даниле свой секрет, но все, что есть в мире, кроме камня, потеряет для него интерес. Данила взглянул на цветок. Однако горячее сердце не смирилось, и Данила, разбив вдребезги плод своего многомесячного труда, скрылся с глаз людских. Сгинул – как считали одни. Ушел служить Хозяйке Медной горы – уверяли другие.

На уральских заводах трудились камнерезы, которые делали из малахита красивые и нужные вещи: посуду, украшения, шкатулки. Был среди них Прокопьич, мастер славный, но человек уже пожилой.

Барин, на которого трудился Прокопьич, посчитал необходимым приставить к старику ученика, дабы тот успел перенять тайны мастерства. Приказчик много приводил к Прокопьичу мальчишек, но те оказывались не годны: отказывался Прокопьич передавать знания. Надавав ученикам тумаков за непонимание, выбраковывал всех.

Данилка Недокормыш на дудочке играет

Как-то приказчик заметил худенького, слабого мальчика-сироту, Данилку Недокормыша. Казалось, ни к чему у ребенка не было таланта: прислуживать в трактире у него не получалось, за стадом коров он уследить не мог – словом, бесполезен в хозяйстве. Хорошо Данилка разве что на дудочке играл. А еще он любил рассматривать цветы, травинки, слыл мечтательным парнишкой.

Раз Данилка подвергся страшному физическому наказанию за недогляд за коровами (нескольких утащили волки), после чего едва выжил. Приказчику и пришла на ум гениальная идея: раз парнишка сирота, можно отдать его в ученье к Прокопьичу: авось выживет после его суровой школы, а не выживет – все равно плакать по мальчику некому.

Прокопьич поначалу с неохотой принял мальчика, но в первый же вечер подросток покорил сердце старого мастера: указал ему, какой лучше на новом изделии делать узор. Прокопьич попробовал – и понял: у мальчика верный глаз. После этого Прокопьич потеплел, стал считать Данилку почти сыном, заботился о нем и от тяжелой работы берег.

Данилка между тем играючи перенял у старика секреты камнерезного мастерства. Приказчик испытал мальчика. Видит: Данилка справляется со сложной работой. Написал барину, а тот поручил Даниле и Прокопьичу выточить невероятной красоты каменную чашу. Дал время, деньги, материал – все, лишь бы работа вышла славная.

Данилка (к тому времени уже выросший, возмужавший, заимевший невесту) заказ барина выполнил. По этому случаю собрали они с Прокопьичем гостей.

На скромном пиру один совсем старый мастер, учивший еще Прокопьича, рассказал Даниле, как оживить камень и раскрыть всю его силу: для этого надо посмотреть на каменный цветок. Данила вместе с заказом барина еще и свою чашу делал. Сделал чудесную, да только никак не удавалось ему вдохнуть в камень жизнь.

Услышал он рассказ старого камнереза, загорелись у него глаза. Не испугался Данила ничего, даже когда ему сказали, что Хозяйка Медной горы, позволив взглянуть на каменный цветок, мастера от себя никогда не отпустит, и будет он вечно на нее работать глубоко под землей.

Пошел Данила к Змеиной горе, где брал недавно камень малахитовый для своей чаши, стал думать, как бы ему увидеть каменный цветок. Раскрылась гора, явилась юноше великолепная Хозяйка Медной горы, стала уговаривать не смотреть на цветок: это опасно.

Данила на все готов был, упросил Хозяйку показать цветок. Словно нехотя исполнила волшебница просьбу молодого мастера.

Бросился Данила, пораженный красотой цветка, домой. А там спал на лавке сильно сдавший за последние годы, ослабевший Прокопьич. Данила посмотрел на него, пожалел старика.

Вспомнил свою невесту, которая давно уже любила его и очень печалилась, потому что все ждала свадьбу, а Даниле было не до нее. От этих мыслей сердце юноши сжалось. Он понял, что не нужен ему Каменный цветок. Схватил молоток, разбил вдребезги чашу, которую для себя делал, с цветком, и бросился в лес.

С тех пор о нем никто ничего не слышал. Одни уверяют, что Данила ушел к Хозяйке Медной горы в работники. А другие полагают, что молодой мастер лишился рассудка и сгинул в лесу.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

На уральских заводах в стародавние времена работали с малахитом крепостные мастера. Лучшим считался Прокопьич. Барин, зная, что Прокопьич уже в годах, велел приказчику подыскать для Прокопьича ученика, чтобы тот обучил его всем премудростям работы камнереза.

Павел Петрович Бажов

Автор: Павел Петрович Бажов

В том же селе рос маленький Данилко Недокормыш. Лет ему было 12 или чуть большие, был он худенький, гибкий, высокого роста, с голубыми глазами. Мальчик рано остался сиротой, не помнил ни отца, ни матери.

Сначала приказчик пытался сделать из него дворового слугу, но ребенок оказался не редкость нерасторопным. Затем отдали его в подпаски. Большей частью Данилка любовался природой, рассматривал травинки и букашек, о чем-то мечтал, а за стадом следил плохо.

Правда, быстро освоил дудочку, на которой часто играл. За это женщины подкармливали мальчика, дарили ему рубашки да штаны.

Однажды Данилка отвлекся на свои думы, заигрался на рожке, а в это время подкрались волки и утащили несколько коров. Среди коров попалась одна со двора приказчика.

Последовало тяжелое наказание: старого пастуха и его помощника Данилку избили до полусмерти. Мальчик оказался на удивление стойким, проявил характер: как ни старался палач, ни единого вскрика, только слезки капали у ребенка.

Думали, что Данилка не выживет. Сердобольные люди отдали его знахарке Вихорихе, которая с помощью трав и настоек вылечила мальчика. Как только Данилке полегчало, он начал интересоваться травами, расспрашивал бабушку, какая из них как называется, как цветет.

Когда Данилка немного пришел в себя, приказчик отдал его в ученье к Прокопьичу. Решил приказчик, что раз мальчик выжил после чудовищных побоев, значит, несмотря на внешнюю хрупкость, выдержит и суровую школу Прокопьича. А нет – так он сирота, плакать никто не будет.

Прокопьич очень неохотно взял мальчика. Попенял приказчику, что, мол, уж больно хлипкий ученик, как его учить? Стукнешь раз – из него и дух вон. Но приказчик оставался непреклонен.

Делать нечего – скрепя сердце согласился Прокопьич попытаться обучить Данилку. В первый же вечер паренек осмотрел работу Прокопьича и подсказал, как лучше сделать так, чтобы узор полностью раскрылся.

Сразу оттаял сердцем пожилой мастер. Справил Данилке шубенку, сапоги, стал хорошо кормить его, а учебой особо не мучал – решил, что мальчику надо сперва окрепнуть.

Данилка то калину собирал для пирогов, то за дровами ездил, то окуней ловил на пруду. И между делом потихоньку перенимал у Прокопьича азы мастерства: подходил, смотрел за работой, задавал вопросы, а то и сам принимался что-то вырезать.

Однажды приказчик увидел Данилку на пруду с удочкой. Разозлился: взрослый парнишка в рабочий день бездельничает! Взял Данилку за ухо и отвел к Прокопьичу. Старый мастер вступился за мальчика: дескать, я его сам на такую работу отправляю.

Приказчик начал экзаменовать Данилку, проверяя, чему он обучился у Прокопьича. Какой вопрос ни задаст – на все Данила легко отвечает.

Тогда приказчик задал Даниле уроки – велел выточить несколько простеньких вещиц. Мальчик справился. Приказчику изделия очень понравились. Он написал барину: так и так, объявился у нас молодой мастер, зовут Данила.

На уроках его оставить или на оброк отпустить, как Прокопьича? Барин задал Даниле работу – выточить чашу – и отписал, что пусть сначала сделает, а там он уже решит, как дальше с Данилой поступить.

Данилка тем временем уже вырос, возмужал, превратился в крепкого красивого парня. Теперь его уже звали не Недокормыш, а Данила-мастер. Работали они вместе с Прокопьичем, горя не знали. Юноша уже и жениться собирался, влюбился в красавицу Катю, односельчанку.

Выточил Данила по заданию барина чашу. Да не одну, а три. И барину так понравилась работа, что он решил оставить Данилку вместе с Прокопьичем на оброке (это было легче, чем на уроках), дал притом задание: еще одну чашу каменную изготовить. Чертеж точный прислал.

Работают Данила и Прокопьич, вот уже чаша баринова готова. Только Данила захотел еще и свою выточить, особую, чтобы была как настоящий каменный цветок. Ходил по лесу, искал цветок, который дал бы ему вдохновение, да все было не то.

Данила и каменный цветок

По случаю завершения работы над бариновой чашей Прокопьич и Данила устроили скромную пирушку, позвали гостей: Катю Летемину с родителями и знакомых мастеров-камнерезов. Гости подивились тонкой работе, но Данила махнул рукой: работа-то, дескать, хорошая, да только неживая чаша. А хочется такую сделать, чтобы живой цветок получился.

И предупредил, что опасный это цветок: кто на него посмотрит, тому белый свет не мил станет, и он в мастера к Хозяйке Медной горы уйдет.

Данила загорелся: хочу цветок увидеть! Катя заплакала. Мастера стали стыдить дедушку, видя девичье горе: мол, совсем ты, старый, из ума выживаешь, заговариваться стал, парня с толку сбиваешь.

Пошел Данила к указанному месту, а там прямо из горы огромный кусок малахита отломлен. Красивый, глаз не отвести. Данила понял: это и есть тот камень, который ему нужен. Доставил он камень домой, принялся за работу.

Выточил цветок – прямо живой, все, кто приходил смотреть, дивились. Но Данила остался своей работой недоволен: все чего-то недоставало в каменной чаше.

Махнул рукой: ладно, не дано мне силу камня открыть. Стал торопить невесту со свадьбой. Но так и тянуло его еще раз сходить к Змеиной горке, сам не знал, зачем. Не совладал с собой, пошел.

Нашел выбоину в скале, откуда камень для него выломан был, забрался внутрь, думает. Откуда ни возьмись – появилась красивая женщина в малахитовом платье. Это была Хозяйка Медной горы, как догадался Данила.

Стал просить Данила Хозяйку показать ему каменный цветок. Хитрая волшебница отговаривала парня, да только он на своем настоял. Уговорил.

После того, как Данила увидел сказочные каменные цветы на поляне в саду Хозяйки Медной горы, он лишился сна и покоя. Не в радость ему была и предстоящая свадьба. Ночью он поднялся, послушал, как тяжело кашляет старый Прокопьич, сердце его заболело от жалости.

Схватил Данила молоток и изо всех сил ударил по своей чаше, которую все хотел оживить. А в баринову чашу плюнул – и бросился бежать.

С той поры его больше не видели. Кто говорит, что парень с ума сошел и пропал в лесной чащобе, а кто уверяет, будто ушел он к Хозяйке Медной горы, день и ночь вытачивает для нее дивные поделки.

Кратко об истории создания произведения


Описание книги для читательского дневника

Главные герои и их краткая характеристика

Прокопьич – старый мастер малахитных дел, суровый, но добрый мужчина.
Данилка Недокормыш – сирота, ученик Прокопьича, мечтавший познать красоту камня.
Хозяйка – волшебница, обитающая в Змеиной горе, владычица самоцветов.
Барин – богатый хозяин, которому принадлежали крупные залежи малахита.
Приказчик – злобный и недалекий, но исполнительный помощник барина.
Катя Летемина – невеста Данилки, милая, любящая девушка.

Краткое содержание и сюжет

Однажды барин, чтобы определить уровень мастерства Данилки, приказал ему сделать малахитовую чашу на ножке. Увидев его работу, барин был доволен – он сразу смекнул, что Прокопьич взрастил отличного мастера себе на смену. Он передал Данилке новые чертежи, по которым он должен был вырезать новую чашу со сложными, затейливыми узорами.

Чаша по барским чертежам вышла у Данилки знатная. По этому случаю позвал Прокопьич старых мастеров, и те одобрили работу Данилки. Вот только сам он был не очень доволен чашей, в которой не видел ни особой красоты, ни жизни.

Данилка принялся умолять Хозяйку показать ему каменный цветок. Та долго отговаривала от этого: после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем, и Хозяйка повела парня в свой сад, где он увидел неземной красоты каменный цветок.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Многих учеников давали Прокпьичу, но взял он только Данилку. Стал Данилка мастером и заказал ему барин чашу по чертежу. Не понравился Данилке чертеж, пошел другой камень искать. Сделал он дурман-чашу, но не казалась она живой. Сводила Данилку Хозяйка в свой сад, показала каменный цветок. Разбил Данилка свою чашу и пропал.

План пересказа

  • Старый мастер Прокопьич и его ученики.
  • Как Данилка коров пас
  • Наказание
  • Бабка Вихориха
  • В учениках Прокопьича
  • Приказчик устраивает экзамен
  • Три чаши
  • Новый заказ
  • Некрасивый чертеж
  • Поиски нужного камня
  • Голос в шахте
  • Нужная глыба
  • Дурман-чаша
  • Невеста Катя
  • На Змеиной горке
  • Сад Хозяйки
  • Грусть и печаль
  • Разбитая чаша.

Основная мысль

Стремление достичь идеала может свести человека с ума.

Чему учит

Сказка учит стремится к совершенству, но не забывать за работой о простых жизненных радостях. Учит прежде всего оставаться человеком. Учит трудолюбию и упорству. Учит самому выбирать свой путь в жизни. Учит любить близких людей, а не выдуманную красоту.

Отзыв и что понравилось

Мне понравилась эта история, хотя конец у нее печальный. Данилка был одержим своей идей создать каменную чашу как живой цветок. Но даже самому талантливому человеку сделать это не под силу. Поэтому Данилка и сошел с ума. Он променял обычную человеческую жизнь, на вечное стремление к идеалу.

Вывод и мое мнение

Упорно добиваться успеха — вот к чему побуждает сказка. Прокопьич хотя был суровым человеком, но развивал талант Данилы всеми силами. Это учит не смотреть на происхождение человека, и замечать доброе.


Самый лучший мастер по малахиту был старик Прокопьич. Барин велел ему набрать учеников из ребятишек. Да ничего не вышло: выгнал всех старик. И жил тогда 12-летний сирота пастушок Данилушко Недокормыш. Очень уж красоту любил, да музыку на рожке сам сочинял. А коров раз от волков не уберег. Его выпороли, а он и не вскрикнул. Вылечила его от ран травница Вихориха. Она же рассказала про удивительный каменный цветок в малахитовой горе, приносящий несчастье.

За терпение отдали Данилку Прокопьичу. А он взял и в первый же день у мастера ошибку нашел. Этот парнишка пришелся старику по душе, как сын ему стал. Поначалу он к вредной работе его не пускал: пусть окрепнет, отдохнет. А Данилко успевал к делу присматриваться, и на все вопросы приказчика сумел дать ответ. Вырос парнишка мастером по резьбе и красавцем. И была у него невеста Катя. Сделал по заказу барина чашу, все удивляются, а он недоволен: красоты, жизни, радости в ней нет. А один старичок предостерег его: смотри, попадешь в мастера к Хозяйке Медной горы, подпадешь под чары каменного, но живого цветка.

И однажды женский голос советует ему поискать камень у Змеиной горки. Взял он оттуда малахит, сделал чашу в виде дурман-цветка, и опять недоволен. Не то! Пошел к той же горке. И увидел красавицу Хозяйку Медной горы. Упросил ее показать цветок каменный. Увела она его в свой сад, показала цветы-колокольчики с огоньками, со звенящей звездочкой в серединке, как живые, как настоящие. Вернулся он домой опечаленный. На невесту не глядит. Среди ночи чашу разбил, выбежал прочь – и больше его не видели. Поговаривали, что Хозяйка взяла его в свои горные мастера.

Сюжет

Всех учеников разогнал старый мастер по малахиту Прокопьич, а 12-летнего сироту Данилушку Недокормыша полюбил, как сына. Парнишка от природы имел вкус к красоте. Уже взрослому запала в душу Данилке история о каменном цветке, что растет в саду у Хозяйки Медной горы. Позабыл он невесту Катю, своей искусной работой недоволен. И решил сделать дурман-цветок. Где взять камень, ему подсказал голос Хозяйки. У той Змеиной горки он с тех пор часто бывал.

И явилась ему прекрасная Хозяйка. Попросил он ее показать цветок. Та вначале не хотела: несчастен будешь, ко мне придешь. Но повела его в сад, где увидел он поляну колокольчиков, как живых, в огоньках и со звездочкой. Дома Данилка расколотил свой дурман-цвет, а потом убежал в ночь. Говорили в народе, что стал он горным мастером у той самой Хозяйки.

Отзыв

Сказ о поиске совершенства, идеала, правды жизни в работе с камнем, трудной жизни и труде крепостных мастеров, сиротской доле. Любящий и понимающий красоту живого мира, Данилко стремился перенести ее в свои работы. И понял, что человеку это не под силу. Он мечтал увидеть каменный цветок, чтобы попытаться его повторить. И осознал, что сможет это сделать только во владениях Хозяйки Медной Горы. Она знает все тайны камней, оживляет их, вдохновляет мастеров.

Юноша зачарован красотой камня, забывает про все на свете, идет жить и работать к Хозяйке. Сказ учит искать свое призвание, чувствовать красоту, достигать высот мастерства, упорно учиться, работать, честно оценивать свои способности, верить в чудо. Помнить, что за некоторые открытия и тайны можно заплатить слишком высокую тайну, огорчить близких людей.

Читайте также: