Какой орган формируется на месте цветка после оплодотворения

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

При опылении пыльцевые зёрна тычинок попадают на рыльце пестиков. Каждое зерно содержит две мужские гаметы. Одна сливается с яйцеклеткой, происходит оплодотворение и формируется зародыш растения, другая сливается с центральной клеткой, образуя ткань, содержащую питательные вещества, используемые в дальнейшем зародышем при прорастании. Зародыш, запасающая ткань и кожура формируют семя. Пестик участвует в образовании плода (в этом процессе также могут участвовать другие части цветка: чашечка, венчик, тычинки), защищающего семена и способствующего их распространению. Таким образом, на месте цветка после опыления образуется плод с семенами.

Любое растение, не важно растет оно на лугу, в поле или в саду — представляет собой сложный живой организм. В нашем мире все живые организмы от простейших одноклеточных водорослей до могучих тысячелетних деревьев состоят из клеток.

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.


Органы растения делятся на:

вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №2

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.


Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.


Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

Цель: Создание условий для развития познавательных интересов в области биологии и формирование навыков практической деятельности обучающихся через реализацию технологии проектного обучения.

1. Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном генеративном органе цветкового растения,

2. Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; самостоятельно работать с текстом; сформировать умения по классификации плодов; формировать навыки практической деятельности изучения цветковых растений через создание коллекции плодов и семян.

3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.

4. Развитие УУД: Личностные : готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Коммуникативные : умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог;

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные : осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: натуральные объекты, лист самооценки, презентация

1. Организационный этап.

Добрый день, ребята!

-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.

-Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

На столах у каждого из вас лежат листы самооценки, не забудьте в конце урока по 5-ти бальной шкале оценить свою работу на уроке.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

-Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Он питается, дышит, растет, развивается и размножается. Эти функции выполняют органы, из которых состоит тело растений.

-Давайте вспомним что такое орган?

-На какие 2 группы по выполняемым функциям можно разделить все органы растений? (вегетативные, генеративные)

-Вегетативные органы? Назовите их?

-С особенностями строения, какого из генеративных органов мы познакомились на прошлых уроках? (цветок)

-Ребята, а для чего нужны цветы в природе?

3. Постановка учебной задачи

- Я пришла к вам на урок с корзиной в ней находится то, что будет являться предметом нашего изучения. Найти ответ на этот вопрос вам поможет загадка:

Учитель загадывает загадку:

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

- Так, что находится в корзине?

-Молодцы, действительно в корзине у меня находятся плоды растений.

Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: (корректировка темы)

Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (Слайд 2)

(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).

Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании и значении , а также выполним проект – составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:

Давайте рассмотрим плоды растений лежащие у вас на столах, назовите их, внимательно рассмотрите. Все ли они одинаковые или есть отличия? Какие?

(размер, цвет, форма.)

Правильно, т.е вы назвали внешние признаки плодов -морфологические.

А теперь, опираясь на знания, которые вы получили, изучив особенности строения цветка, попробуйте сформулировать, что же такое плод?

Запись в тетради . Плод – это генеративный орган цветкового растения.

Какие процессы необходимы для образования плода?

Ответ: Процессы, необходимые для образования плода (слайд 5).

Образование цветка.

Оплодотворение

Образование плода (Слайд 6).

Давайте дополним наше определение.

Плод – орган размножения цветкового растения, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ!

А какое практическое значение плодов в природе? (образование семян)

- Давайте посмотрим, из каких основных частей состоит плод.

- Возьмите сливу- разломите пополам. Что наблюдаете? (семя)

- Т.е. главная часть – семя –зародыш будущего растения.

- А чем окружено семя? (мягкое содержимое). Околоплодник. Из какой части цветка он образовался? ( из пестика-завязи) . Т.О. околоплодник-это разросшиеся стенки завязи пестика.

Запись в тетрадь: ПЛОД= СЕМЯ + ОКОЛОПЛОДНИК

- Ребята, сливу вы легко разделили пополам? Почему? Правильно, т.к. околоплодник- мягкий. В биологии такой тип околоплодника называют сочным.

- А теперь тоже самое проделайте с грецким орехом. Получилось разломить этот плод пополам? Почему? Такой тип околоплодника называется сухой.

Итак, мы выяснили, что плоды разнообразны по форме, размерам, окраске, но всех их разделяют на группы : СУХИЕ и СОЧНЫЕ. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

- Приведите примеры растений с сухим и сочным околоплодником.

- А теперь возьмите виноград и разломите пополам, что наблюдаете? Сколько семян?

- Сравните со сливой.

- Оказывается плоды и сухие и сочные можно разделить еще на 2 группы: односемянные и многосемянные. Запись в тетрадь

- Приведите примеры односемянных и многосемянных плодов. Кто затрудняется может открыть учебник стр………

- Ребята, что нового узнали о таком органе как плод?

- Каковы общие признаки всех этих плодов? (Развиваются на месте цветка) - Что находится внутри плода независимо от того сочный он или сухой?(семена)

- А теперь, давайте приступим к следующей задачи урока и выполним проект - составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. С какой целью? Где мы сможем использовать наш проект?

- Посмотрите коллекции плодов и семян, которые составили 6-тиклассники прошлого года, несет ли эта коллекция информационное пространство? Какие недостатки вы видите?

- Что бы вы хотели дополнить? Для чего?

- Для чего нужна информационная карта. Какие критерии выделите? Т.О. продуктом вашего проекта – создание информационной карты

- Давайте теперь определим основные этапы проекта. Проект –групповой, краткосрочный.

Защита проекта (обсуждение, что должны сделать на каждом из этапов)

-У каждой группы, на столах есть информация о растении. Вашей задачей будет составить информационную карту, по тем критериям, которые мы определили. Время выполнения (7 минут. )

Обобщение полученных знаний на уроке.

- Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.

На месте чего образуются плоды и для чего они нужны? (Слайд 14)

Плоды образуются на месте цветка.

Плоды нужны для распространения семян. (Слайд 15)

Давайте подведём итоги урока:

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

мне захотелось… (СЛАЙД)

Домашнее задание : п. 34-читать, поработать с таб классификации плодов , подготовится к защите проекта. Подготовить информации(1чел из команды) о удивительных плодах!

- Ребята, обратите внимание на экран настроения. В виде чего он изображен? (плод-яблоко). Но он бесцветный и некрасивый! Я хочу, чтоб вы преобразили этот плод. Для этого каждый из вас возьмите стикер (красный цвет – у меня все получилось, я много узнал, желтый – не которые вопросы остались не понятными; зеленый- не доволен результатами работы) и и прилепите его на плод. Спасибо за работу.

Цветок – орган семенного размножения. Представляет собой укороченный видоизмененный побег, выполняющий следующие функции: образование спор, женского и мужского заростков, гамет, а также опыления, оплодотворения, формирования семян и плодов.

Обоеполый цветок – цветок, содержащий и тычинки, и пестики (яблоня, картофель, рожь).

Тычиночный цветок – цветок, у которого есть только тычинки (огурец, кукуруза, тополь).

Пестичный цветок – цветок, имеющий только пестики (огурец, кукуруза, тополь).

Однодомное растение – растение с раздельнополыми цветками (огурец, кукуруза).

Двудомные растения – растения одного вида, у которых тычиночные и пестичные цветки находятся на разных особях (тополь, облепиха, конопля, шелковица).

Цветоножка – осевая часть цветка между цветком и прицветником.

Цветоложе – расширенная часть цветоножки, на которой расположены чашелистики, лепестки, тычинки, пестики.

Околоцветник – покров цветка, защищающий тычинки и пестики, а также способствующий опылению.

Простой околоцветник – совокупность одинаковых листочков, не разделенных на чашечку и венчик: зеленых – чашечковидный околоцветник (свекла, лебеда); белых или окрашенных – венчиковидный околоцветник (тюльпан).

Двойной околоцветник – совокупность чашечки и венчика (яблоня, горох).

Чашечка – наружные листочки околоцветника, обычно зеленые, травянистые, называемые чашелистиками.

Венчик – внутренние листочки околоцветника, обычно ярко окрашенные или белые, называемые лепестками.

Тычинка – часть цветка, состоящая из тычиночной нити и пыльника, в котором образуются мелкие споры и затем пыльца.

Мелкие споры – гаплоидные клетки, которые формируются внутри пыльника в результате мейоза. Из них образуется пыльца.

Пыльца – мужской заросток (гаметофит) цветкового растения; состоит из двух клеток с гаплоидным набором хромосом – вегетативной и генеративной, покрытых двойной оболочкой.

Вегетативная клетка – гаплоидная клетка, из которой при прорастании пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка. Она проникает внутрь завязи, входит через пыльцевход в семязачаток, по ней продвигаются два спермия к яйцеклетке.

Генеративная клетка – гаплоидная клетка, из которой при прорастании пыльцевого зерна образуются два спермия – мужские гаметы без жгутиков.

Опыление – перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика.

Самоопыление – перенос пыльцы на рыльце пестика в пределах одного цветка; обычно происходит до открывания бутона (горох, пшеница).

Перекрестное опыление – перенос пыльцы на рыльце пестика другого цветка (рожь, кукуруза, подсолнечник).

Естественное опыление – перенос пыльцы ветром (злаки, береза, орешник); насекомыми (яблоня, огурец), птицами.

Искусственное опыление – перенос пыльцы на рыльце пестика человеком для селекционных целей или при отсутствии возможности естественного опыления (тепличная культура, безветренная погода).

Пестик – центральная часть цветка; состоит из завязи, столбика и рыльца; рыльце улавливает пыльцу, столбик выносит рыльце, завязь защищает семязачатки и образует плод.

Семязачаток (семяпочка) – видоизмененный спорангий семенных растений, в котором образуются крупные споры, женский заросток и происходит оплодотворение. Из семязачатка образуется семя.

Крупные споры – гаплоидные клетки, которые образуются внутри семязачатка в результате мейоза. Из четырех спор три отмирают, одна остается и делится трижды митотическим путем. В результате образуется зародышевый мешок.

Зародышевый мешок – женский заросток цветкового растения. Представляет собой одну большую клетку с 8 гаплоидными ядрами. К моменту оплодотворения ядра группируются по три у полюсов и два остаются в центре. Обычно ядра называют клетками.

Яйцеклетка – женская гамета, расположенная на полюсе зародышевого мешка со стороны пыльцевхода. По обе стороны от нее лежат две клетки-спутницы.

Центральное ядро – диплоидное ядро, образовавшееся в центре зародышевого мешка из двух слившихся полярных ядер.

Антиподы – три гаплоидные клетки, лежащие на полюсе зародышевого мешка, противоположном пыльцевходу.

Двойное оплодотворение – открытый в 1898 г. С. Г. Навашиным половой процесс у цветковых растений, который заключается в том, что один из двух спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй – с центральным ядром зародышевого мешка.

Семя – орган размножения цветкового растения, который образуется в результате двойного оплодотворения из семязачатка. Обязательные части семени – зародыш и кожура, у многих растений имеется эндосперм (злаковые, пасленовые, гречишные, маковые).

Зародыш семени – новое поколение, образующееся в результате развития зиготы и имеющее диплоидный набор хромосом. Состоит из зародышевых органов – корешка, стебелька и почки. Первые листья зародыша – семядольные (семядоли). У однодольных растений одна семядоля, у двудольных – две.

Эндосперм семени – триплоидная питательная ткань, которая формируется в результате двойного оплодотворения из триплоидной клетки (центральное ядро и спермий).

Плод – вместилище семян цветкового растения, образующееся из завязи цветка в результате оплодотворения. Служит для сохранения и распространения семян. Из стенки завязи формируется околоплодник, который бывает сухим и сочным.

Простой плод – плод, развивающийся из одного пестика в цветке (костянка вишни, боб гороха, ягода помидора).

Сложный плод – плод, развивающийся из нескольких или многих пестиков одного цветка (сборная семянка земляники, сборная костянка малины).

Соплодие – плод, образующийся из сросшихся пестиков нескольких цветков (соплодие свеклы, шелковицы, ананаса).

Соцветие – специализированный цветоносный побег, который несет цветки и видоизмененные листья. Простые соцветия имеют одну ось (кисть, початок, головка, корзинка, зонтик), сложные – ветвящуюся ось (метелка, сложный зонтик, сложный колос). Биологическое значение соцветий – приспособление к опылению.

Плод — важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся из цветка после опыления и оплодотворения.

Семена образуются из семязачатков . Семена находятся в плоде и защищены околоплодником, поэтому цветковые растения еще называют покрытосеменными растениями .

Околоплодник (наружная часть плода) — это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи пестика . Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка (основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе).

плоды1.jpg

В околоплоднике происходит накопление запасных питательных веществ: сахаров, белков, витаминов, жиров, различных ароматических веществ, органических кислот, привлекательных для многих животных. Именно поэтому плоды служат различным животным и человеку высококалорийной пищей. Питаясь плодами, животные способствуют их распространению.

плоды.jpg

Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое

3. Плоды служат ценным (высококалорийным) продуктом питания всему животному миру нашей планеты. Человек также широко использует плоды и семена: в пищу, на корм скоту, в медицине и промышленности.

Огромное разнообразие плодов у растений обусловлено выработкой в процессе их исторического развития приспособлений к распространению семян.

  • По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные .
  • В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть. Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют.

плоды (2).jpg

Внутри плодов смородины, клюквы, черники, томатов, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барбариса, финиковой пальмы.

Яблоко — в образовании его, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в пленчатых сухих камерах.


Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя.

Костянки имеют вишня, слива, абрикос, черёмуха. У некоторых растений костянки многосемянные, например у бузины, крушины.

Ореховидные плоды — односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Орех — околоплодник жёсткий, деревянистый. Семя лежит свободно.

Жёлудь — околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружен чашевидной плюской (защитным покровом).

Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.

Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.

Коробочковидные плоды — многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.

Стручок , как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.

Коробочки различаются в основном по способу вскрывания. Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки.

У ириса и тюльпана они открывается створками, у белены — крышечкой, у мака и колокольчика — дырочками. Коробочки развиваются также у льна, хлопчатника, фиалки, табака.

Если семя попадает в благоприятные для прорастания условия, то из него может вырасти новое растение. Очень редко семена прорастают на самом растении.

Большинство семенных растений распространяется животными на значительные расстояния от материнского организма, а также ветром, водой и человеком. В процессе длительного исторического развития у плодов образовались приспособления для того, чтобы их ветер, животные или вода уносили как можно дальше.

Dandelion-seed-head-blowi-001.jpg

seeds-attached-to-fur.jpg

Многие плоды и семена растений прикрепляются к шерсти животных и одежде человека, например, плоды расторопши.

trapa_natans_4.jpg

Человек также участвует в распространении семян. Занимаясь сельским и лесным хозяйством, он случайно или сознательно расселяет плоды и семена ценных и сорных трав, а также древесных растений, изменяя растительный покров Земли.

Это отскакивание плодов при падении (дуб, яблоня, конский каштан); выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (горох, недотрога, люпин, фиалка, бешеный огурец); рассыпание семян при качании стебля (мак, тюльпан), самозарывание плодов в почву (арахис).

У распространяемых ветром — приспособления идут в двух направлениях: уменьшение веса семян (орхидеи) или увеличение их парусности путем образования выростов, крыльев, летучек (одуванчик, берёза, клён).

Читайте также: