Какой цветок срывает эта девушка изображенная на фреске древнего город акротири

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Мне на канале часто приходится упоминать Акротири, но, наверное, не всем очевидно, что я имею в виду не деревеньку на Санторини, а одноименную археологическую зону, самую большую и богатую на находки после Кноссоса. Кстати, красивый нарратив про фрески из Акротири - смотрите по ссылке .

Я немножко рассказывала про неё в статье про Атлантиду , потому что до сих пор самая реалистичная версия дислокации этого легендарного государства приводит нас на Тиру (греческое название острова, а островом Святой Ирины его окрестили венецианцы, но как-то прижилось). Вкратце повторю, что что в 1939 году греческий археолог Спиридон Мaринатос предположил, что извержение, произошедшее на острове, известное сейчас как Минойское извержение, и породило миф об Атлантиде.

Когда же команда Маринатоса обнаружила на Тире минойский город, скрытый под слоями вулканического пепла, и стало ясно, что он был частью богатой, высокоразвитой цивилизации, многие ученые стали задумываться о том, не могло ли это древнее извержение так поразить современников, что стало основой множества мифов.

Итак, Акротири, больше 3000 лет пролежал под слоями вулканического пепла, а когда археологи полезли туда со своими совочками и щеточками, перед ними предстал действительно прекрасный феникс — город с улицами (опять же со сложными дренажными системами и канализацией), площадями, -двух и –трёхэтажными зданиями построенными с учетом сейсмической активности. Внутри некоторых из них сохранились прекрасные фрески, керамика и даже мебель. Я там внизу на картинке поместила столик, это слепок по форме, оставшейся в вулканическом пепле, но даже в таком виде он напоминает о барочных изгибах мебели в стиле Людовика XIV.

Но фрески из Акротири это и правда что-то невероятное. Антилопы, боксирующие мальчики, флотилия, собирательницы шафрана и моя любимая весна с её ласточками — это настолько тонкие, прочувствованные и эмоционально наполненные образы, что у меня каждый раз мурашки по коже, когда на них смотрю. Ради них в первую очередь каждый приезд в Афины чуть ли не первым делом бегу в Археологический музей, там им выделен целый этаж на котором мне лично хотелось бы остаться пожить на денек-другой.

Хотя основной шок и трепет, конечно, на Санторини. Вы можете увидеть эти улицы своими глазами, разглядеть каждый пиксель краски на фресках, прикоснуться к камням и плитам из вулканического туфа, из которых был построен и которыми был вымощен древний город. В общем, если вдруг вас, как всякого путешествующего по греческим островам туриста, занесет на Санторини — пожалуйста, не ограничивайтесь красными-желтыми-черными пляжами, фешенебельными отелями, катанием на осликах и созерцанием заката в Кальдере за стаканчиком винсанто. Там же для вас целый бронзового века город раскопали!

Тем боле что его посещение снова стало возможным в том числе и благодаря известной каждому русскоговорящему человеку Лаборатории Касперского. Серьезно, не поверите, но там одно время была прямо беда с финансированием, крыша над раскопанной частью обрушилась, все работы заморозили, и как-то туда нагрянул Евгений Касперский и расстроился по этому поводу. А в 2016-ом дал денег и вуаля — раскопки и реставрационные работы возобновились, а Касперский, в смысле компания, теперь – главный спонсор, там даже табличка есть=)

Я вот когда в начале двухтысячных сисадмином работала, прям люто Касперского ненавидела и называла не иначе как антивирусом Кашпировского, потому что проблемы с зависанием и всяческим затупленем подвластных мне компов происходили в том числе и из-за него. А теперь вот благодарна ему всячески. Если серьезно, ужасно радуюсь, когда такие вещи слышу, потому что большому бизнесу, тем более отечественному, на культуру по большей плевать, а тут совсем наоборот вышло.


Минойская культура пережила эпоху расцвета в шестнадцатом, пятнадцатом веках до нашей эры. Особого внимания заслуживает живопись минойцев. Самые знаменитые памятники искусства находились в древних дворцах острова Крит.

Примечателен стиль, предшествовавший дворцовому искусству. Минойцы любили изображать цветы и растения, причем делали это в несколько стилизованной форме. Этот орнаментально-декоративный стиль особенно подходил для оформления ваз. Вазопись достигла совершенства непосредственно перед шестнадцатым веком. Археологи находят много свидетельств в пользу использования минойцами в живописи жёлтых, вишневых и красных цветов. Критяне предпочитали рисовать на темном фоне. Ближе к началу шестнадцатого века художники Крита меняют направление живописи в пользу конкретики и четкой передачи образов. За основу все чаще берется растительный и живой мир. Пейзажи служат отличным фоном для изображения людей.

Археологи находят вазы удивительной красоты, украшенные изображениями морских животных и рыб. Практически все художественные произведения того времени созданы с мельчайшей подробностью, передают элементы мелкой пластики.

Среди множества используемых орнаментов, минойские живописцы отдавали предпочтение спиралевидным завиткам или волнам, цвета которых плавно переходили из одного тона в другой. Художники брали вдохновение из окружающей природы – зависимость от стихии, непрестанные порывы ветра и волны, сменяющиеся то зеркальной гладью, то бушующим штормом.

Примечательны художественные приемы, которыми критские живописцы пользовались при рисовании людей. Изображение людей резко контрастирует с реалистичным мастерством, которое выказывали мастера в рисовании природы. Люди же изображались в лучших традициях Древнего Египта – лица были строго в профиль, глаза смотрели в упор на зрителя, а плечи смотрелись развернутыми в анфас. Необычно было ощущение от рассматривания подобных произведений – странная гармоничность точно переданного фона природы и условно написанных человеческих фигур. Главный памятник минойской живописи этой эпохи – всем известная Парижанка, живость которой отлично передана художником с помощью цвета и стилизации.

Ближе к началу четырнадцатого века в живописи минойцев чувствуется сильное влияние ахейцев, или греков. Увеличивается стилизованность и условность изображений. Образцы подобного стиля присутствовали на рельефах Кносского дворца, в росписи Агиа-Триадского саркофага и на вазах дворцового периода.

Похожая на минойскую, культура острова Фера, также содержит в себе великолепные образцы декоративно-прикладного искусства. На территории современного Санторина был открыт большой и богатый город, дома и дворцы которого были богато украшены причудливыми фресками. Особенной популярностью у живописцев пользовалась роспись керамической посуды.

Подобно критским художникам жители острова Фера использовали в искусстве мотивы природы и человека. Главное отличие от Минойской живописи – лаконичность и сдержанность в образах, устойчивость симметричных форм и обобщение. Особенно наглядно повествуют о культуре Фера фрески, нарисованные на стенах роскошных дворцов в городах Пилос, Фивы, Тиринфе и Микены.

В конце прошлого века на острове Санторине открылся город Акротири, один квартал которого уцелел во время страшного землетрясения. К удивлению историков, город отличался по архитектурному облику от своих городов-современников, таких как Кносс. Дворцов Акротири не имел, зато был застроен просторными особняками. Стены этих домов тоже украшались фресками, особенно в помещениях, предназначенных для религиозных церемоний.

Акротири - тихая деревушка на Санторини

После открытия археологической зоны Акротири несколько лет назад на остров хлынули тысячи любителей истории в надежде разгадать загадку древнего поселения.

Как добраться до Акротири

Добираться до Акротири проще всего из Фиры. Археологическая зона расположилась в 10 км от столицы Санторини. От автовокзала Фиры с интервалом от 30 минут до 1 часа отправляются автобусы. Цена билета — около 2 евро до раскопок и 1,8 евро до посёлка Акротири. На такси поездка обойдётся в 15 евро.

Как добраться до Акротири

История Акротири: от древности до наших дней

Результатом раскопок стали многочисленные фрески, мебель, керамическая посуда, статуэтки и единственный золотой предмет — фигурка козерога. Открытием для учёных стали сложные канализационные системы древнего Акротири и структура домов, которые имели по три этажа. Современная деревня Акротири, расположенная неподалёку от зоны раскопок, — тихий посёлок. Можно остановиться на ужин или обед — здесь работают традиционные греческие таверны, есть несколько магазинов и экскурсионных бюро.

Археологические раскопки Санторини

Археологические раскопки Акротири

Главная причина посетить Акротири — конечно, зона раскопок. Исследования территории древнего поселения начались ещё в середине XIX столетия. Но до сих пор удалось освободить от пепла не больше 35% площади. Над Акротири установили павильоны со специальными дорожками — спуститься непосредственно к древним улочкам не удастся. С этих дорожек можно рассмотреть артефакты и фундаменты зданий, среди которых есть мастерские, дома простолюдинов и богатых граждан, кладовые с уцелевшими глиняными сосудами, фрески. Самые ценные экспонаты были вывезены в Афины и выставлены в Музее доисторической Фиры — его стоит посетить после знакомства с Акротири.

Цена билета в археологическую зону Акротири

Бесплатно Акротири можно посетить 6 марта (День памяти М. Меркури), 18 мая (День музеев), в последние дни выходные сентября (Дни европейского наследия), а также в дни национальных праздников (25 марта и 28 октября).

Часы работы Акротири

В высокий сезон (1 апреля — 31 октября) Акротири открыт с 8:00 до 20:00, по четвергам — до 15:00.

Зимой (1 ноября — 31 марта) археологическая зона работает с 8:00 до 15:00, кроме понедельника.

Что ещё посмотреть в Акротири и чем заняться

Ещё одна достопримечательность Акротири — один из старейших маяков Греции. Он был возведён в 1892 году и примечателен своей квадратной башней. Лучше посещать маяк на закате, когда с его высоты открываются лучше виды. От венецианских времён в Акротири остались руины замка. После захвата турками Санторини сооружение было повреждено и окончательно разрушено в результате землетрясения 1956 года. Замок возвышается в самом центре посёлка. Из религиозных достопримечательностей в Акротири стоит осмотреть церкви Богородицы и Святой Троицы.

Красный пляж на Санторини Акротири

фото Tiantian Zhou

Рядом с Акротири расположены два самых известных пляжа Санторини — Красный и Белый. До Красного можно дойти пешком за 10 минут или добраться лодке. Для отдыхающих на Красном пляже есть шезлонги. Море у этого побережья известно богатой подводной жизнью и привлекает дайверов. Но главный фактор популярности пляжа — впечатляющие скалы ярко-красного цвета.

До Белого пляжа, получившего название по цвету скал и камней, можно добраться только по воде на лодке. Несмотря на это, в разгар сезона здесь всегда много туристов. На пляже можно купить напитки и лёгкие закуски, арендовать шезлонги.

hotelparadise.gr

hotelparadise.gr

Отели Акротири

Если хочется остановиться рядом с главной достопримечательностью Санторини и при этом иметь быстрый доступ к пляжам, можно выбрать один из ближайших отелей. В паре минут езды от Акротири работают:


Оглавление

Археологические свидетельства

Координаты места открытия: 36 ° 21 ′ 6,8 ″ с.ш. , 25 ° 24 ′ 11,6 ″ в.д. 36.351888888889 25.403222222222


Это примерно с 1650 по 1500 год до нашей эры. Фреска имеет длину 3,90 метра и высоту 0,44 метра. Он был установлен над нишами в стене и проходом в юго-восточной стене комнаты 5 в так называемом Западном доме на Драйексплац. Помещение на верхнем этаже западного дома, парадное пространство здания, имело площадь 4х4 метра и высоту около 3 метров. Верхние части стен помещения, на которые должна была быть нанесена крашеная штукатурка, не сохранились. Все найденные фрагменты фриза отвалились от стены и лежали на полу помещения или, в случае его обрушения, в заполняющем материале помещения ниже, до трех метров ниже уровня пола помещения 5. Раскопки после открытия осенью 1972 года. Корабельная фреска, фрагменты которой были привезены в Афины для реставрации, была частью окружающего фриза под потолком. Как и в соседней комнате 4 на юго-востоке, в комнате 5, похоже , была вода как обычная иллюстрированная программа , как соленая, так и пресная.


Юго-восточная сторона западного дома с окнами комнаты 4 (слева) и комнаты 3 (посередине) верхнего этажа, а также лестницей (справа)

Помимо корабельного шествия, из комнаты 5 сохранились и другие фрески. На оконных стенах, северо-западной и юго-западной стенах под фризом изображены два обнаженных юных поклонника в натуральную величину. Оба носят рыбу и имеют бритые головы, кроме двух черных кудрей. Фриз высотой 0,20 метра на северо-восточной стене изображал речной пейзаж с различными животными и грифоном под потолком , а на фризе высотой 0,40 метра над окнами северо-западной стены изображалось прибрежное поселение с пятью копьями и грифоном. затопление корабля изображено ниже. В комнате 5 и прилегающей комнате 4 на юго-востоке, в которую можно было попасть только из комнаты 5 через проход под фреской корабля, были найдены столы для жертвоприношений , рита и другие культовые сосуды. Это указывает на культовый комплекс , святыню , которая должна иметь эквивалент в иконографии фресок в обеих комнатах.


Оконные стены комнаты 5 (передняя) и внешние стены комнаты 4 (задняя правая) и комната 3 (задняя левая) западного дома

Комната 4, по-видимому, была комнатой для подготовки культовых актов, о чем свидетельствуют слив и находки ванны, бронзового чайника, разбитой чаши с красной краской и льва хайтона. Из выявление проход , ведущий из комнаты в комнату 4 5 приходит фреску женщины с замком змей на ее бритую голову и сосуд в руке , которая может быть определена как кадилом. Фигура, которую считают жрицей, загримирована, у нее поразительно красные губы и красное ухо, и, похоже, она идет в комнату 5. В комнату с фреской корабля, комната 5, можно было попасть из комнаты большего размера в середине дома, комнаты 3, с проходом к лестнице. Кроме того, коридор на северо-западной стороне здания вел из комнаты 5 в комнату, в которой было найдено более 100 конических чашек и множество кувшинов. Эта комната 6, вероятно, была своего рода ритуальной столовой . В коридоре между комнатой 5 и комнатой 6 в кирпичном шкафу хранились другие сосуды, включая кастрюли и риту.

Из-за трех входов, больших окон на двух стенах и углубленных ниш и шкафов в стенах в комнате 5 с фреской корабля было мало места для настенных росписей. То, что все же было такое разнообразие картинной программы, говорит о культовом значении фресок. В декоративных целях они не потребовались на богато артикулированных стенах комнаты. Фрески были ориентированы на запад, в углу между двумя оконными стенами. Там на подоконнике был найден трехногий жертвенный стол, который красочно украшен плавающими дельфинами и различными морскими мотивами. Оба юных подростка на оконных стенах идут к западному углу. По всей видимости, в том же направлении двигалась процессия кораблей на фризе.


Сцены с северо-западного фриза


Адорант с рыбой


Северо-восточный фриз с изображением речного пейзажа с животными и грифоном


Жрица в коридоре из комнаты 4

Описание фрески

Корабельная фреска Акротири с юго-восточной стены комнаты 5 на верхнем этаже западного дома изображает процессию кораблей, некоторые из которых украшены и украшены цветами. Всего на фреске изображено 14 кораблей или лодок, в том числе 7 более крупных кораблей, одно из которых с квадратным парусом , а другие с примерно 20 людьми с веслами по бокам, обращенными к зрителю. С этой точки зрения, все корабли, участвующие в процессии, имеют руль слева на корме , прикрепленный к внешней стороне стены корабля , так что на картинке видно, что они движутся слева направо. . Большие корабли также создали за деревянными стержнями , плакированных шкур крупного рогатого скота вниз и вверх открытой кабине , в кабине для шкипера ( древнегреческий Nauarchos ), и за исключением парусного судна сени-подобных структур в центре доставки. Помимо парусника, два корабля процессии имеют посередине мачты , с кончиков которых прикреплены канаты к носу и корме. На одном из двух кораблей веревки увешаны предметами, возможно, для украшения и идентификации самого важного корабля во флоте. Борт корабля расписан львами и дельфинами , парусник - голубями .




Конечная цель корабельной процессии на правой стороне фрески - большой город с лестничным пролетом посередине, как они известны в минойской культуре из Кносса или Феста . Многоэтажные дома построены из серых, красных и желтых каменных блоков. На серой каменной кладки с правой стороны, по крайней мере , четыре и на левой стороне города , по крайней мере два культовых рога можно увидеть, что является признаком религиозной власти , а также указание о священном здании в религии минойской . Слева от города находится бухта, в которой лежат два корабля. Вторая, меньшая гавань соединяется с бухтой, в которой находятся три лодки. Между двумя портами курсирует небольшая лодка без надстроек, в которой всего два человека, которая, очевидно, не принадлежит корабельной процессии. За берегом небольшой гавани с тремя лодками находится многоэтажное красное здание. За ним, на горе, есть еще одно здание из бело-желтой кладки.


Оставив исходную точку


Главный корабль и парусник


Прибытие в пункт назначения

Интерпретация фрески

Гипотезы

Аэрофотоснимок Санторини 02.jpg

Корабельная фреска Akrotiri West House 3-1 01.jpg

Аэрофотоснимок Санторини - архипелаг с двумя высочайшими пиками Пророка Илиаса и Меса Воуно и
деталь фрески корабля начальной точки процессии

Различные интерпретации фрески корабля из Акротири касаются, с одной стороны, локализации корабельной процессии, а с другой стороны, возможного содержания декораций, то есть того, что изображено на картине. Поскольку фреска была найдена на месте археологических раскопок на Санторини, можно предположить ссылку на остров. Это было включено во все предыдущие попытки интерпретации. Геологические образования, которые должны быть распознаны на двух участках суши, таких как береговая линия и горы, и изображенные природные условия, флора и фауна, играют важную роль. При интерпретации корабельного шествия необходимо принимать во внимание ситуацию и контекст находки. Кроме того, изображение людей, кораблей и зданий дает подсказки для оценки происходящего. Среди описаний фрески корабля были интерпретации как экспедиция в Ливию , военная экспедиция с участием микенцев , религиозный праздник или, в связи с фризом напротив комнаты 5 западного дома, кораблекрушение как знак опасности на море.



Фрагменты фрески кресла-седана из Кносса с возможным изображением конструкции корабля: фигура сидит справа в длинной мантии и маленькая фигура слева.

Недавние исследования несколько уменьшили первоначальные размеры кораблей, показанных Спиридоном Маринатосом. Лучше всего сохранившийся корабль мог иметь длину 23,2 метра и ширину 4,7 метра. Тогда меньший корабль перед левым городом будет иметь размеры 9,7 × 2,0 метра, главный корабль - 23,6 × 4,7 метра, а парусник - 16,7 × 3,3 метра.

Изображение жрицы на балконе с культовыми рогами (слева) и несущей жертвенное животное в молодежной процессии (справа) на виде города с правой стороны фрески корабля (по мотивам Нанно Маринатос)



Восточный вид на кальдеру с Неа Камени (в центре), за ней Палеа Камени и Аспрониси , слева мыс Акротири ( Санторини ), справа мыс Трипити ( Тирассия )

Штрассер, с другой стороны, согласен с интерпретацией фриза как морского праздника или религиозной церемонии, а также их комбинации. Как и Нанно Маринатос, он черпает это из украшения кораблей, праздничной одежды пассажиров и практики гребли, что не говорит о долгом и далеком путешествии. Штрассер интерпретирует изображенных дельфинов как метафору открытого моря, он считает животный мир суши кикладским, включая льва, ссылаясь на костные находки из Агиа Ирини на Кеа и частое использование львов в качестве мотива в Эгейском море. искусство. Для львов и обезьян он принимает импорт из Африки. Наконец, он формулирует свой тезис о том, что на фреске изображена процессия внутри кальдеры с видом на открытое море с востока. Отправная точка находилась недалеко от Раоса, недалеко от Каппари, на полуострове Акротири, конечной точки между Аспрониси и мысом Трипити на Тирассии .

Геологи Вальтер Л. Фридрих и Аннетт Хёйен Соренсен также интерпретируют процессию внутри кальдеры, но перемещают ее в противоположном направлении. Исходя из геологических условий и археологических исследований, они предпочитают залив Музаки на севере Санторини в качестве отправной точки, а археологические памятники в Балосе и Раосе недалеко от Акротири - в качестве пункта прибытия флота.

Полемика

Раскопки Акротири на Санторини собрали самую богатую коллекцию настенных росписей бронзового века в Эгейском море. Из изображений, вероятно, не было больше предмета научного исследования, чем фреска так называемой корабельной процессии. Соответственно, взгляды на контент и локализацию противоречивы.


Даже первая интерпретация руководителя раскопок Спиридона Маринатоса о том, что фреска изображает обратный путь флота из Ливии в Акротири, в основном противоречила. Его дочь Нанно Маринатос привела для этого самые важные причины: изображенный способ гребли не подходил для путешествия от побережья Африки к Эгейскому морю и того мнения, что фреска корабля была продолжением северо-западного фриза, в который верил ее отец. видеть потерпевших кораблекрушение ливийцев не было оправдано, даже если обе картины были в определенном контексте. По словам Томаса Штрассера, лев, преследующий трех оленей в пейзаже на левой стороне фрески корабля, - это не животное, которое не вписывается в Эгейское море, а обычное явление в искусстве. Здесь упоминаются только Лев Кеа , Львиные ворота Микен или Львиная терраса на Делосе . Даже в Теменосе Артемидора в северной части Старой Феры есть вырезанный из камня лев.





Фреска восседающей на троне богини из Ксести 3 археологического памятника Акротири с грифоном в качестве компаньона



Если вы теперь посмотрите на отношения между фресками из комнаты 5 западного дома, вы также можете увидеть определенную ориентацию на запад или юго-запад. По словам Нанно Маринатос, это относится как к двум подросткам с рыбой, которые, показанные идущими, встречаются в западном углу комнаты во время движения, так и к фризам под потолком на северо-западной и юго-восточной стенах. оба иконописно обращены на юго-запад. Фреска корабля не является продолжением северо-западного фриза, как отмечают некоторые ученые, а должна пониматься в тематическом контексте победы и празднования победы. Северо-восточный фриз с изображением грифона и сценами охоты в речном пейзаже является отправной точкой для обоих. Северо-восточный фриз можно понять как пейзаж Теры, в котором Потния Терон, символизируемая как грифон, находится у себя дома, а оконная сторона комнаты, в западном углу которой приносились жертвы, как вход в кальдеру. в открытое море, через которое флот жителей Фиры попадает на другие острова и страны. Ориентация и содержание фресок в зале 5, а также найденный там жертвенный стол с нарисованными дельфинами и морскими мотивами говорят о культовом месте морского божества .


Читайте также: