Какие цветы растут на клумбе 1 класс

Обновлено: 08.07.2024

Изучение “Окружающего мира” невозможно без соприкосновения с объектами природы. И помогают с ними познакомиться уроки-экскурсии.

Урок, проведённый вне классного кабинета, не только повышает познавательную активность учащихся, но и формирует у них конкретные представления и впечатления об окружающем мире.

Слово “экскурсия”, пришедшее в русский язык в 19 веке, первоначально означало “выбегание, военный набег ”. Позже оно приобрело несколько иной смысловой оттенок – “вылазка, поездка”.

Это значение слова актуально для нас и сейчас.

Сегодня, хорошо подготовленная и проведённая экскурсия имеет большую обучающую и воспитательную ценность. Во время экскурсий дети учатся наблюдать за объектами природы, на основе которых раскрывается учебная тема. Они получают необходимую информацию, овладевают навыками анализа и сравнения, развивается их кругозор.

Каждая экскурсия разрабатывается с учётом её значения в системе работы по конкретному разделу и в соответствии с возрастными особенностями детей. Программа А.Плешакова “Мир вокруг нас” предлагает проводить такие нетрадиционные уроки с первых дней ребёнка в школе. Первая экскурсия – “Знакомство со школой”. На ней ребята узнают историю школы, её традиции, встречаются с работниками школы.

Не стоит планировать для первоклассников дальние поездки в музеи. Большой объём информации, огромное количество экспонатов сделают экскурсию бесполезной. Для шестилетних ребят, у которых ещё преобладает предметно-образное мышление, лучше предложить экскурсию, где они встретят знакомые для себя объекты, но увидят их с другой, научной стороны. Важно, чтобы дети научились видеть удивительное рядом.

Например, экскурсия к школьному цветнику, мимо которого они проходят каждый день по дороге в школу, может стать для них настоящим открытием.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с распространёнными декоративными растениями клумбы, учить распознавать растения, наблюдать за ними, формировать умение сравнивать, развивать интерес учащихся к природе, их кругозор, прививать любовь к предмету, к красоте природы.

При помощи родителей в классе подготовлена выставка “Дары цветника” - лосьоны, мыло, шампуни, крема с добавлением розового масла, экстракта календулы; варенье из лепестков роз,

настойка календулы, сироп шиповника, консервированные семена настурции, пирог, украшенный физалисом, букеты из сухих растений.

У учителя – луковица гладиолуса, плоды шиповника, лоскут бархатной ткани, клубень картофеля, корень георгина. У учеников – атлас-определитель “От земли до неба”.

Растения украшают жизнь людей, радуют их своими красками, ароматом и красотой. Городские жители, дома которых находятся далеко от парковых и лесных зон, не хотят лишать себя общения с природой. Они разбивают на улицах города клумбы, ухаживают за ними, наблюдают за ростом и цветением растений.

Сегодня мы посетим школьный цветник и познакомимся с декоративными (клумбовыми) растениями.

Наша клумба загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась
К нам цветы разрисовать. (Е.Николаева)

Некоторые цветы на нашей клумбе вам хорошо знакомы, но сегодня мы рассмотрим их повнимательней и вы узнаете о них много нового и интересного.

Найдите в центре клумбы самый яркий цветок. Это роза. Её называют королевой клумбы. Роза любимый цветок многих народов, известна с глубокой древности. Существуют сотни сортов роз с различной окраской лепестков. Уже выведены сорта голубого и даже черного цвета. Многие розы обладают удивительно сильным ароматом, поэтому её лепестки используют для изготовления цветочных масел и духов. Ещё из лепестков розы варят варенье. Это растение может предупредить о надвигающемся ненастье. Перед дождем роза плотно сжимает лепестки.

Очень красивы цветы розы, но не даст она себя в обиду. Трудно будет сорвать этот цветок. Догадались почему? Рассмотрите на стебле острые наросты, это шипы. Один из видов диких роз, так и называется - шиповник .Вы наверняка с ним знакомы. Его плоды (учитель показывает плоды шиповника) содержат большое количество полезного для нас витамина С, намного больше чем есть в лимонах и апельсинах.

Многие из вас 1 сентября пришли в школу с букетами из этих высоких, благородных цветов. Название которых-гладиолусы. Просто не верится, что из такой маленькой луковицы, похожей на луковицу репчатого лука вырастает такой крупный красивый цветок.(Учитель показывает луковицу гладиолуса.) Существует много расцветок этих цветов. Иногда гладиолус называют шпажником. Как вы думаете почему? Рассмотрите листья растения. На что они похожи? На острые мечи или шпаги. Учащиеся находят гладиолус в атласе-определителе “От земли до неба” и сравнивают с растением на клумбе.

Крупные кусты украсили махровые шарики- цветы. Это хризантемы. Этот цветок будет украшать клумбу до самых морозов, когда все цветы уже отцветут. Особенно любимо это растение в Японии. Там им не только любуются ,но и делают из него салаты, сладкие десерты, лекарства. Орден Хризантемы - высшая награда в Японии. Ученики рассматривают растение не только в цветнике, но и в атласе-определителе. Один из ребят, умеющих хорошо читать, зачитывает описание растения из книги.

Как красиво смотрятся на осенней клумбе разноцветные астры. Их существует 250 видов, всех цветов и оттенков. Но отличаются они не только по цвету. Бывают астры - махровые с огромным количеством лепестков, торчащих во все стороны. У всех лепестки узенькие, но у одних ровные, прямые, у других волнистые, загнутые внутрь, у третьих заострённые - игольчатые. Есть старинная легенда о появлении астры на Земле .С далёкой звезды упала на нашу планету пылинка и превратилась в очаровательный цветок. Слово “астра” произошло от греческого слова “звезда”. Игольчатая астра особенно похожа на звезду: серединка крупная тёпло- жёлтая, а от неё отходят лучики-лепестки цветка. Некоторые люди верят в то, что если ночью встать среди астр, то можно услышать их разговор со своими сёстрами –звёздами. Давайте пофантазируем: о чем они могут беседовать?

(О жизни на Земле, о других цветах на клумбе, о приближающейся зиме…)

Весёлые оранжевые, бардовые бархатцы обычно обрамляют садовые дорожки, растут по краю цветников. Пушистые кустики с резными листочками украшают клумбу всё лето до глубокой осени. У меня в руках кусочек ткани, которая называется бархат. Свое название растение получило от названия ткани. Как вы думаете почему? Лепестки растения имеют бархатный блеск, на ощупь кажутся такими же мягкими и пушистыми как бархат.

Ноготки или календула похожи на оранжевые ромашки. Этот растение не только украшает клумбу, оно очень полезно для человека. Из него делают лекарственные настойки, добавляют в шампуни, мыло. Используют для заживления ран. Найдите на клумбе растение, где уже есть семена. На что похожи семена? На когти, ногти волшебных существ. Отсюда и название растения-ноготки. Этот цветок можно увидеть не только на клумбе, но на огороде. Огородникам он помогает избавиться от насекомых-вредителей, которые бояться сильного запаха календулы. Ученики находят растение в атласе-определителе.

Через всю клумбу тянутся тонкие плети-стебли настурции. Среди округлых листьев выделяются ярко-оранжевые или красные цветы. Из-за островерхой формы цветка, напоминающего капюшон монаха-капуцина, их иногда называют капуцинами. Это растение обладает лечебными свойствами. В кулинарных книгах можно встретить рецепты из настурции.

Из неё готовят салаты, маринады, супы, солянки, добавляют в пюре и фарши. В пищу используют свежие листья, твёрдые цветочные почки и недозрелые семена. Но не все сорта настурции съедобны. Мы будем любоваться этим растением на клумбе.

Разноцветные ромашки на высоких зелёных ажурных кустах - это космея. Иногда их называют космос. Но к космосу они не имеют никакого отношения. В переводе с греческого языка космея - “украшение”.Она действительно украшение нашей клумбы. Розовые, белые, бардовые и красные космеи колышутся на ветру, образуя разноцветные волны. Садоводы часто называют этот цветок “красотка”.

Самые высокие растения в нашем цветнике – георгины. Крупные, яркие цветы. Кажется, что некоторые из них сделаны из гофрированной бумаги. Такие они пышные и нарядные. Корень этого растения похож на клубень картофеля. Учитель показывает картофель и корень георгина. Георгины дальние родственники астр.

Цветущий физалис легко найти на клумбе. Цветы его похожи на оранжевые фонарики. Фонарик защищает плод - маленькую ягодку, похожую на вишню. Учитель раскрывает оранжевую коробочку физалиса и показывает плод. Некоторые сорта физалиса съедобны. Физалис в переводе на русский язык-“пузырь”. Это растение используют для изготовления зимних букетов. За окном сугробы, а эти цветы будут долго напоминать нам о тёплом лете и золотой осени. Ученики работают с атласом-определителем.

Мы сегодня узнали много нового о привычных для нас растениях. Какую пользу приносят

людям декоративные растения? (Украшают наши улицы; некоторые клумбовые растения являются лекарственными, используются в пищу.) Как надо относиться к растениям, которые приносят нам столько радости, приятных впечатлений? Один из учеников читает стихотворение:

Мы цветочки рвать не будем
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям
Всем - и крохам, и большим!

Подведение итогов экскурсии:

Викторина “Угадай растение”. Учащиеся вспоминают названия декоративных растений, которые видели во время экскурсии.

Оранжевый фонарик
На зелёной ножке,
Вырос он на клумбе
Около дорожки. (Физалис.)

На клумбу звёздочка упала
И цветком красивым стала. (Астра.)

Разноцветные ромашки
Восхищают всех ребят.
Дружно машут нам листочками,
В космос улететь хотят. ( Космея.)

Ароматен тот цветок,
Но колючий стебелёк. ( Роза.)

Сквозь землю прошёл,
Оранжевый ноготок нашёл. ( Календула.)

Стебли дынные
Тонкие, длинные.
А под зелёным щитком
Цветки, как атласные
Жёлтые и красные. (Настурция.)

На шесте - флаги.
Под шестом – шпаги. ( Гладиолус.)

По краю клумбы
Выстроились в ряд,
Одели мы сегодня
Бархатный наряд. ( Бархатцы.)

На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветы её огромные
И светлые, и тёмные. ( Георгина.)

Удивительно красива клумба осенью. Мы сюда придём весной и посмотрим, какие растения появятся в цветнике. Учащиеся возвращаются в класс, где для них подготовлена выставка “Дары цветника”.

Во избежание аллергической реакции, не стоит разрешать ребятам во время экскурсии трогать и нюхать растения. В случае отсутствия рядом со школой цветника, можно совершить заочное путешествие при помощи мультимедийного проектора.

Сегодня Муравьишка с Черепахой пришли к нам на урок и с ними мы будем выполнять задания и получать знания.

Актуализация знаний. Повторение

- Мудрая Черепаха загадала Муравью Вопросику загадку. Отгадайте загадку.

Дышит, растет,
А ходить не может. (Растение)

- На какие две группы делятся растения? (дикорастущие и культурные)
- Какие виды растений вы знаете? Деревья, кустарники, травянистые растения.
- Повторим части растений и потренируемся работать в группах.

- Растения украшают жизнь людей, радуют их своими красками и ароматом. С какими растениями вы познакомились на прошлом уроке? (с комнатными)
- Приведите примеры комнатных растений? (читают названия растений из дом. задания)
- Для чего нужны комнатные растения? (очищают воздух, а так же украшают помещение)

- Узнайте растения. (Слайд)
- Возьмите красный карандаш и обведите цифру под каким номером на слайде фиалка. (1)
- Возьмите синий карандаш и обведите цифру под каким номером на слайде калла. (6)

- Возьмите зеленый карандаш и обведите цифру под каким номером на слайде кактус. (4)
- Возьмите желтый карандаш и обведите цифру под каким номером на слайде зигокактус. (7 и 12)
- Возьмите оранжевый карандаш и обведите цифру под каким номером на слайде сансевьера или щучий хвост. (11)

Определение темы урока. Постановка цели

Показ слайдов клумбы.

Цветы на клумбе

Цветы на клумбе

- Все ли растения растут в помещениях?
- Какая сегодня тема урока? (Что растет на клумбе?)

- А какую цель мы перед собой поставим? (Узнаем какие растения растут на клумбе)
- Открыли учебник на стр. 26 и прочтите первый абзац текста. (знакомство с учебной задачей урока)

Изучение нового материала

Учебник на стр. 26

- Вспомните по своим наблюдениям, какие из этих цветов растут на клумбе или дачном участке. Поставьте свои пальчики на кружочки возле этих цветов.
- Рассмотрим некоторые растения, которые растут на клумбах.

- Рассмотрим некоторые растения, которые растут на клумбах.
- Рассмотрим растения возле нашей школы.

Физминутка

Растения нужно беречь, не рвать, не топтать, а любоваться ими. Воспитанные люди не ходят по клумбам. Взрослые за растениями ухаживают, пропалывают, поливают, подкармливают. А потом любуются цветами.

- Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.

Первичное осмысление и закрепление. Практическая работа

1. Знаете ли вы растения цветника, изображенные на фотографиях в учебнике?
2. Определяем растения клумбы. № 1 в тетради. Работа в группах по 4 чел.

1 гр. 4 стр. Атласа. Гладиолус, рудбекия "Золотой шар";
2 гр. 1 стр. Атласа. Крокус, нарцисс;
3 гр. 2 стр. Атласа. Лилейник, календула;
4 гр. 4 стр. Атласа. Астра, бархатцы;
5 гр. 3 стр. Атласа. Сальвия, пион.

Дополнительно работа по рядам ЗАГАДКИ презентация:

3. Узнай растение по частям. № 2 в тетради. Самостоятельно.

4. Собираем мозаику № 3 в тетради.
Дома подумать, какие растения есть в мозаике, какие цветы особенно нравятся и почему, записать с помощью родителей 1-2 растения, которые растут возле вашего дома.

Подведение итогов урока. Рефлексия

  • Для чего выращивают цветы?
  • Что вы можете сделать, чтобы сохранить эту красоту?

- Возьмите три карандаша, желтого, зеленого и красного цветов. Кому на уроке все было понятно и понравилось – поднимите зеленый карандаш. Кому что-то было не понятно, но урок понравился – желтый. Кому ничего не понятно и не понравился урок – красный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Что растет на клумбе".
Цели: познакомить учащихся с наиболее распространенными растениями клумбы, учить различать их, воспитывать бережное отношение к природе.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-С какими растениями мы познакомились на прошлом уроке?
-О каких комнатных цветах вы узнали дома?
3. Самоопределение к деятельности.
-Цветы сопровождают нас всю жизнь. Они дарят нам красоту, радость, дают утешение. В течение долгих лет человек радовался только тем цветам, которые давала ему природа. Затем он стал пересаживать цветы с полей, лугов и из лесов ближе к своему дому, создавая при этом благоприятные условия для них.
- Догадались, о чем сегодня пойдет речь?
- Сформулируйте задачу урока.
4. Работа по теме
Давайте отправимся в царство цветов.
-Послушайте стихотворение.
Чудесный гость далекого Ирана,
Любитель опаленных солнцем стран,
В садах Хафиза огненный тюльпан
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.
- О каком цветке идет речь в этом стихотворении? Какого цвета тюльпаны растут на вашем дачном участке? (изображение цветка)
- Послушайте сказку о другом цветке. Давным-давно в Греции жил юноша. Он был красивым, сильным, побеждал во всех состязаниях. Он часто любовался своим прекрасным отражением. Сердце его было недобрым, глухим к жалобам людей. Боги превратили юношу в цветок - нарцисс.
- У кого на участке растут нарциссы? Какого они цвета? (белого, желтого)
- Послушайте стихотворение о другом цветке.
Ирис, ирис мой лиловый
Ты под снегом столько сил
От ветров зимы суровой
В корневище затаил. (изображение цветка)
- Какого цвета ирисы растут на вашем участке? (желтые, сиреневые)
- В какое время года цветут тюльпаны, нарциссы и ирисы? (весной)
Учитель вывешивает табличку с надписью "весна" и изображения цветов: тюльпаны, ирисы и нарциссы.
- А сейчас, ребята из нашего класса расскажут о цветах, которые расцветают летом? Учитель по мере чтения вывешивает на доску изображения цветов.
Пионы.
Украшая свежие газоны,
К шумам привыкая городским.
Эти пышноцветные пионы
Нас нарядом радуют своим.
Пусть их яркость радует прохожих,
Веселит играющих ребят!
На цветенье роз они похожи,
Тем же ярким пламенем горят.
Лилии.
Дожди посетить нас забыли ли,
Иль впрямь загостилась жара, -
Но свежи в саду только лилии,
Головки качая с утра.
Нельзя и назвать их усталыми,
В жаре изнывают кусты,
Они же склоняясь бокалами,
Все так же свежи и чисты.
- Следующее время года - осень. Послушайте стихи о цветах осени.
Астра.
Осень над парком тенистым
Ложится золото кленов на воды пруда.
Кружатся листья. Умолкли все птицы.
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра - звезда.
Георгины.
Осенние стынут картины.
Давно осыпается сад,
Но в гордой красе георгины
Одни, не склоняясь, стоят.
Гладиолус
У крылечка нашей школы
Клумбу свежую стеречь
Встал на стражу гладиолус
(По-латыни это - "меч")
И, как будто строгий воин,
В светлых латах лепестков
Поднимается, спокоен,
Неприступен и суров.
Флоксы.
Вдоль песчаной нашей дорожки,
Уводящей в тенистый сад,
Чуть касаясь на стройной ножке,
Флоксы, вытянувшись, стоят.
На одном стебельке чудесно
Разместилась семья цветков.
Хоть им вместе немного тесно,
Не помял никто лепестков.
5. Физминутка
Мы по лугу прогулялись.
И немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
6. Закрепление изученного
А) Работа в паре
Кроссворд.
Ключевое слово: растение.

Что растет на клумбе? Окружающий мир, 1 класс, по учебнику А.А.Плешакова Подгото

№ слайда 1


№ слайда 3


№ слайда 5


№ слайда 6

гладиолусУ крылечка нашей школы Клумбу свежую стеречь Встал на стражу гладиолус

№ слайда 7


№ слайда 8

бархатцыМноголетние растения Названы в честь внука бога Юпитера Тагеса, бога пре

№ слайда 9

бархатцыМноголетние растения Названы в честь внука бога Юпитера Тагеса, бога предсказателя будущего и красоты Происходят из Южной Америки


№ слайда 10

календулаЛекарственное растение Отваром цветов календулы полощут горло, обмывают

№ слайда 11

календулаЛекарственное растение Отваром цветов календулы полощут горло, обмывают раны Календулу используют при изготовлении кремов, шампуней, мыла Второе название календулы – ноготки


№ слайда 12

петуния Неприметные обитательницы садов Дарят множество цветовых оттенков Цветут

№ слайда 13

петуния Неприметные обитательницы садов Дарят множество цветовых оттенков Цветут о начала мая до начала октября Цветков настолько много, что они закрывают листву


№ слайда 14


№ слайда 15

Узнай растение

№ слайда 16


№ слайда 17


№ слайда 18


№ слайда 19


№ слайда 20


№ слайда 21


№ слайда 22

Что лишнее?Астра Гипеаструм Петунья

№ слайда 23

Что лишнее?Астра Гипеаструм Петунья

Какое растение лекарственное?Бархатцы Космея Календула

№ слайда 24

Какое растение лекарственное?Бархатцы Космея Календула

1. Растение, похожее на зелёного ёжика.

№ слайда 25

1. Растение, похожее на зелёного ёжика.

2. Этот цветок называют звездой

№ слайда 26

2. Этот цветок называют звездой

3. А это растение является лекарственным

№ слайда 27

3. А это растение является лекарственным

7. Какое растение способно радовать нас цветами круглый год?

№ слайда 31

7. Какое растение способно радовать нас цветами круглый год?

Ответь на вопросы На какие группы можно разделить все растения? Назовите растени

№ слайда 32

Ответь на вопросы На какие группы можно разделить все растения? Назовите растения, которое растут на подоконнике Назовите растения, которые украшают наши сады и парки Цветы – это всегда ярко, красиво, торжественно. Если мы хотим украсить комнату, дачный участок, мы стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними. Охраняем, бережем красоту, которую они нам дарят

Читайте также: