Как вода и минеральные соли попадают в листья цветки и плоды

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

1)Рассмотрите поперечный срез ветки липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
2)Рассмотрите продольный срез этой же ветки. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.
3)Зарисуйте срезы.
4)Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю
плиз.

Воду и минеральные вещества корень поглощает из почвы. Но эти вещества не остаются в корне, а поднимаются по сосудам вверх и поступают в стебель, листья, цветки, плоды и семена. Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения? Рассмотрим срез побега с ветки, постав тонной в воду с чернилами. Чернила окрасили только древесину 69.В опыте чернила как бы заменяли минеральные вещества растворенные в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины. Если же в воду, подкрашенную чернилами, поставить листья герани, имеющие длинные черешки, или веточки комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки 70.Сосуды проходят через стебель, ответвляются в листья и разветвляются там. По этим сосудам вода и поступает в листья.

Воду и минеральные вещества корень поглощает из почвы. Но эти вещества не остаются в корне, а поднимаются по сосудам вверх и поступают в стебель, листья, цветки, плоды и семена. Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения? Рассмотрим срез побега с ветки, постав тонной в воду с чернилами. Чернила окрасили только древесину 69.В опыте чернила как бы заменяли минеральные вещества растворенные в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины. Если же в воду, подкрашенную чернилами, поставить листья герани, имеющие длинные черешки, или веточки комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки 70.Сосуды проходят через стебель, ответвляются в листья и разветвляются там. По этим сосудам вода и поступает в листья.

2.У побега окрасился слой - древесина. Вывод: красящие вещества передвигаются по сосудам древесины от корней к листьям.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 33 Передвижение веществ у растений

ВСПОМНИТЕ

1. Из каких веществ состоят организмы?

Из воды, органических и неорганических веществ.

2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?

Вода, минеральные и органические вещества.

Вопросы на странице 141

1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?

Проводящая система растений соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим. Корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. (Учебник с. 141-142)

2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.

Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — это длинные трубки, представляющие собой мёртвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились. Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре с внутренней стороны. (Учебник с. 141)

3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

Органические вещества, накопленные в семенах, служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов. (Учебник с. 141)

1. Используя рисунок 89, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.

Вода с минеральными веществами всасывается корнями растения при помощи корневых волосков и по сосудам продвигается вверх, к листьям. Из устьиц вода испаряется, а минералы усваиваются растением.
Органические вещества вырабатываются в листьях при фотосинтезе и по ситовидным трубкам идут из листьев к корням растения.

2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.

Через устьица вода испаряется, этим создается разница в осмотическом давлении листа и корня, давление в клетках листа понижается. В результате разницы давлений происходит всасывание воды с растворенными в ней минеральными веществами корневыми волосками и ее передвижение из корня в листья.

ПОДУМАЙТЕ! Как можно спасти дерево с повреждённой корой?

Поврежденные места замазывают садовым варом, чтобы предотвратить соковыделение. Все питательные вещества в таком случае будут проходить через неповорежденные участки дерева.
При кольцевом повреждении коры весь поток питательных веществ прерывается. Деревья погибнут, если не применить особые и быстрые способы лечения. Прежде всего делают так называемую прививку мостиком. Черенки такой же породы заготавливают до распускания почек и хранят во влажных подвалах. В конце апреля – начале мая, когда начнётся сокодвижение, по длине повреждения вырезают черенки, затачивая односторонними косыми срезами их концы. На коре дерева делают продольные разрезы коры и вставляют концы черенка. Всего на каждое дерево ставят 2-4 моста, плотно обвязывают место прививки и обмазывают садовым варом. Сросшиеся черенки становятся проводниками питательных веществ, быстро утолщаются. Можно использовать порослевые побеги, вырастающие внизу повреждённого дерева. Верхнюю часть их обрезают, заводят под верхний край коры, плотно обвязывают. Можно залечить свежие повреждения, обмазав их садовым варом, смешанным с гетероауксина – на 1 кг вара 50-100 мг гетероауксина. Остывшим варом тщательно обмазывают раны, обвязывают плёнкой.

Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 90, а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна — древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению.

Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.
Вывод. Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки.

Опыт 2. Вырежите кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 91). О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.

Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.
Вывод: После срезания кольца коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.

Жилки образованы сосудисто—волокнистыми пучками, которые пронизывают всё растение, соединяя его части — побеги, корни, цветки и плоды. Их основу составляют проводящие ткани, которые осуществляют активное перемещение веществ, и механические. Вода и растворённые в ней минеральные вещества передвигаются в растении от корней к надземным частям по сосудам древесины, а органические вещества — по ситовидным трубкам луба из листьев в другие части растения.

Кроме проводящей ткани в состав жилки входит механическая ткань: волокна, придающие листовой пластине прочность и упругость.

Вопрос 2. Какова роль кровеносной системы?

Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада. Таким образом, кровь выполняет дыхательную функцию. Белые кровяные клетки выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы.

Вопрос 3. Из чего состоит кровь?

Кровь состоит из бесцветной жидкости — плазмы и клеток крови. Различают красные и белые кровяные клетки. Красные кровяные клетки придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество — пигмент гемоглобин.

Вопрос 4. Предложите опыт, доказывающий движение веществ по организму.

Докажем, что вещества движутся по организму на примере растения. Поставим в воду, подкрашенную красными чернилами, молодой побег какого—либо дерева. Через 2—4 суток вытащим побег из воды, смоем с него чернила и отрежем кусочек нижней части. Рассмотрим сначала поперечный срез побега. На срезе видно, что древесина окрасилась в красный цвет.

Затем разрежем вдоль оставшуюся часть побега. Красные полоски появились в местах окрасившихся сосудов, которые входят в состав древесины.

Вопрос 5. Почему срезанные цветы рано или поздно вянут? Как можно предотвратить их скорое увядание?

Срезанные цветы не являются полноценным растением, т. к. у них удалена коневая система, которая обеспечивала адекватное (задуманное природой) всасывание воды и минеральных веществ, а также и часть листьев, которые обеспечивали фотосинтез.

Увядает цветок главным образом потому, что в срезанном растении, цветке в связи с усиленным испарением не хватает влаги. Начинается это с момента срезки и особенно когда цветок и листья долго находятся без воды, имеют большую поверхность испарения (срезанная сирень, срезанная гортензия). Многим срезанным оранжерейным цветам трудно переносить разницу температур и влажности того места, где они выращивались, с сухостью и теплом жилых комнат.

Но цветок может отцветать, или стареть, процесс этот естественный и необратимый.

Чтобы избежать увядания и продлить срок жизни цветов, букет цветов должен быть в особой упаковке, служащей для предохранения от сминания, проникновения солнечных лучей, тепла рук. На улице букет желательно нести цветками вниз (влага всегда на время переноса цветов будет поступать непосредственно к бутонам).

Одна из основных причин увядания цветов в вазе — уменьшение содержания сахаров в тканях и обезвоживание растения. Происходит это чаще всего из—за закупорки сосудов пузырьками воздуха. Чтобы избежать этого, конец стебля опускают в воду и делают косой срез острым ножом или секатором. После этого цветок уже не вынимают из воды. Если же такая потребность возникает, то операцию повторяют снова.

Перед тем как поставить срезанные цветы в воду, удаляют со стеблей все нижние листья, а у роз — еще и шипы. Это уменьшит испарение влаги и предотвратит бурное развитие бактерий в воде.

Вопрос 6. По какой части стебля передвигаются органические вещества?

По сосудам, близким к наружной части стебля передвигаются органические вещества.

Вопрос 7. Откуда в растение поступает вода с растворёнными минеральными солями? В чём заключается роль корневых волосков? Что такое корневое давление?

Вода поступает в растение через корневые волоски. Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневое давление — это сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегам.

Вопрос 8. Каково значение испарения воды листьями?

Попав в листья, вода испаряется с поверхности клеток и в виде пара через устьица выходит в атмосферу. Этот процесс обеспечивает непрерывный восходящий ток воды по растению: отдав воду, клетки мякоти листа, подобно насосу, начинают интенсивно поглощать её из окружающих их сосудов, куда вода поступает по стеблю из корня.

Вопрос 9. Весной садовод обнаружил два повреждённых дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол кольцом. Какое дерево может погибнуть?

Может погибнуть дерево, у которого зайцы обгрызли ствол кольцом. В результате этого будет уничтожен внутренний слой коры, который называют лубом. По нему перемещаются растворы органических веществ. Без их притока клетки, находящиеся ниже повреждения погибнут.

Между корой и древесиной залегает камбий. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины — новые клетки древесины. Поэтому жизнь дерева будет зависеть от того, поврежден ли камбий.

Передвижение воды и питательных веществ

Основные вещества растений неорганические вещества вода минеральные соли органические вещества белки жиры углеводы витамины

Основные вещества растений неорганические вещества вода минеральные соли органические вещества белки жиры углеводы витамины

Основные вещества растений

Какие вещества входят в состав растений?

Откуда они поступают в растения?

Передвижение воды и питательных веществ

Передвижение воды и питательных веществ

Проводящие ткани это ткани растений, служащие для перемещения по растению питательных веществ и продуктов жизнедеятельности растения, растворенных в воде

Проводящие ткани это ткани растений, служащие для перемещения по растению питательных веществ и продуктов жизнедеятельности растения, растворенных в воде

это ткани растений, служащие для
перемещения по растению питательных
веществ и продуктов жизнедеятельности
растения, растворенных в воде.

Сосуды древесины

Ситовидные трубки коры

Какие вещества движутся от корней?

Какие вещества движутся от корней?

Какие вещества движутся от корней?

От корней движутся вода и минеральные соли по сосудам.

вода и минеральные соли восходящий ток органические вещества нисходящий ток

вода и минеральные соли восходящий ток органические вещества нисходящий ток

вода и минеральные соли
восходящий ток

органические вещества
нисходящий ток

Пользуясь материалом стр. 113 учебника заполните таблицу

Пользуясь материалом стр. 113 учебника заполните таблицу

Пользуясь материалом стр. 113 учебника заполните таблицу.

Вода с минеральными солями передвигается: а) по коре б) по камбию в) ситовидным трубкам; г) по сосудам 2

Вода с минеральными солями передвигается: а) по коре б) по камбию в) ситовидным трубкам; г) по сосудам 2

1 вариант
Вода с минеральными солями передвигается:
а) по коре
б) по камбию
в) ситовидным трубкам;
г) по сосудам
2. Вода перемещается из:
а) корня в стебель;
б) листьев в стебли;
в) цветков в стебли;
г) стеблей в корни.
3. По ситовидным трубкам перемещаются
а) вода
б) минеральные соли
в) кислород
г) сахара
4. Сосуды и ситовидные трубки образуют ткань:
а) проводящую
б) механическую
в) покровную
г) образовательную

2 вариант
1. Передвижение веществ в растении обеспечивает ткань:
а) покровная ;
б) образовательная в) проводящая ;
г) основная.
2. Где находятся сосуды?
а) в древесине;
б) в коре
в) в лубе
г) в сердцевине
3.Сосуды древесины состоят из клеток:
а) живых;
б) живых и мертвых
в) мертвых;
г) не имеют клеток

4. Углеводы перемещаются из:

а) корня в стебель;
б) из стебля в листья;
в) плодов в стебли;
г) из листьев в стебли.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Задание №1: выполните тест

Задание №2: соотнесите цифры с названиями веществ, передвигающихся внутри растения

Задание №2: соотнесите цифры с названиями веществ, передвигающихся внутри растения

Задание №2: соотнесите цифры с названиями веществ, передвигающихся внутри растения.

А) Вода и минеральные соли
Б) Углекислый газ
В) Кислород
Г) Органические вещества

Задание №3: вставьте пропущенные слова 1

Задание №3: вставьте пропущенные слова 1

Задание №3: вставьте пропущенные слова

1.Вода поступает в растение через …………………. ………….. . 2.Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают …………… и …………………….. вещества. 3.От корней к надземным органам растения они поднимаются с помощью ………….. ……………… по сосудам ……………… . 4.Попав в листья, вода ……………… с поверхности клеток и в виде пара через ……………. выходит в атмосферу. 5. А органические вещества передвигаются из …………… по ………………. трубкам ………. в другие части растения.

Проверь себя Задание №1: 1 вариант: 1-г; 2-а; 3-г; 4-а

Проверь себя Задание №1: 1 вариант: 1-г; 2-а; 3-г; 4-а

Задание №1:
1 вариант: 1-г; 2-а; 3-г; 4-а.
2 вариант: 1-в; 2-г; 3-в; 4-г.
Задание №2:
1-а; 2-а; 3-б; 4-в; 5-г; 6-г.
Задание №3:
Корневые волоски
Вода, минеральные
Корневое давление, древесина
Испарение, устьица
Листья. Ситовидные, кора

Читайте также: