К вегетативным органам растений относится цветок плод стебель семя

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Основные органы растений, их возникновение и функции. Вегетативные и генеративные органы.

В процессе морфогенеза формируются органы растения. Орган – это часть растения определенного строения, выполняющая те или иные функции.

В зависимости от функций, выполняемых органом, различают вегетативные и репродуктивные (генеративные) органы растений.

К вегетативным органам растений относятся корень, стебель и лист, составляющие тело высших растений.

Корень . Значение корня для растения очень велико; корень прикрепляет растение к почве и обеспечивает противостояние растения ветру, бурям; поглощает и доставляет растению воду с растворимыми в ней минеральными веществами почвы; нередко служит вместилищем запасных питательных веществ; выполняет функцию возобновления всего растения (почками); является той частью растения, которая вступает в тесные физиологические взаимоотношения, а весьма часто и в прямой симбиоз с бактериями и грибами.

Главный корень развивается из зародышевого корешка и имеет в почве обыкновенно вертикальное положение, углубляясь концом в нижние слои грунта. По сторонам главного корня появляются из него боковые корни, которые в свою очередь дают начало боковым корням второго порядка, а корни третьего порядка возникают из корней второго порядка и т.д.

Стебель. Стебель – орган второго порядка побега – формируется из общего массива меристем (конуса нарастания побега) и обладает единой проводящей системой.

Стебель обеспечивает расположение листьев, цветков и плодов в пространстве, способствуя наилучшему выполнению их функций. По стеблю проходит транспорт веществ восходящего и нисходящего токов (т.е. он выполняет функции между корнями и листьями).

Лист . Важнейшим органом зеленого высшего растения является лист – орган фотосинтеза, газообмена и транспирации. Помимо этих трех основных функций, лист может служить хранилищем запасных питательных веществ, органом вегетативного размножения, движения и т.п. Ни один орган растения не проявляет себя столь изменчивым, столь пластичным в эволюционном отношении, как зеленый лист.

Листья расположены на стеблях. Лист у цветковых растений образуется из меристемы клеток конуса нарастания стебля.

Генеративные органы растений служат для различных путей размножения. Они обеспечивают вегетативное, половое и бесполое размножение. К генеративным органам растений относятся у голосеменных стробилов, у покрытосеменных цветок и плод.

Стробилы – видоизменённые побеги или части побегов, несущие на себе спорангии. У представителей отделов плауновидные и хвощевидные стробилы называются спороносными колосками, у представителей голосеменных — шишками.

Мужские стробилы собраны колосом у основания молодых веточек. Пыльцевые мешочки раскрываются продольной трещиной. Женские стробилы в шишках, расположенных в верхней части дерева.

Цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений. Он представляет собой особый генеративный (репродуктивный) побег. Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег. В главных частях цветка (тычинках и завязи): образуются споры и гаметы, происходит половой процесс. В отличие от обычных вегетативных побегов, цветок имеет ограниченный рост. Из цветка образуется плод с семенами. Исключительная роль цветка как особой морфологической структуры связана с тем, что в нём полностью совмещены все процессы бесполого и полового размножения.

Плод – репродуктивный орган покрытосеменных, обеспечивающий семенное размножение растений. Он предназначен для формирования, защиты и распространения семян. Плод развивается из цветка, как правило, после двойного оплодотворения, но может образовываться и в результате апомиксиса. В образовании плода главную роль играет гинецей, и прежде всего завязь. В процессе развития плода из стенки завязи формируется стенка плода – околоплодник.

А также: может запасать вещества (георгин); вступает в симбиоз с грибами (микориза).

Корнеплод – это орган, состоящий наполовину из корня и наполовину из стебля, выполняет запасающую функцию (свекла, репа, морковь).

Побег

Состоит из стебля, листьев и почек.

Примеры видоизмененных побегов:

  • столон (картофель) – подземный побег, на его конце образуется клубень
  • клубень (топинамбур) – имеет почки (глазкú)
  • луковица (тюльпан) – имеет стебель (донце), мясистые листья (чешуи) и почки
  • корневище (пырей) – подземный побег, имеет стебель, остатки листьев (чешуи) и почки

Стебель

  • держит на себе все остальные органы растения
  • проводит воду с растворенными в ней веществами
    • по ксилеме (древесине) проводится вода с минеральными солями снизу вверх
    • по флоэме (лубу) проводится вода с сахарами сверху вниз

    А также: может фотосинтезировать (картофель), запасать вещества (кактус).

    Листья

    • фотосинтезируют (на свету в хлоропластах за счет хлорофилла из углекислого газа и воды делают глюкозу и кислород).
    • испаряют воду (транспирация), за счет этого происходит
      • охлаждение листа
      • движение воды по ксилеме (это одна из двух причин, вторая – корневое давление)

      А также: могут превращаться в колючки (кактус), зацепки (горох), могут запасать вещества (алоэ).

      Почки

      Это зачаточные побеги. Внутри почек содержатся зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки. Почки бывают:

      • верхушечные
      • пазушные (в пазухе листа)
      • придаточные (на стебле, листьях, корнях).

      Окучивание растений приводит к тому, что из придаточных почек на стебле образуются придаточные корни.

      Еще можно почитать

      Задания части 1

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Клубень картофеля, в отличие от его плода ягоды,
      1) содержит пластиды
      2) запасает органические вещества
      3) имеет клеточное строение
      4) образуется на подземном побеге

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Видоизмененный подземный побег с укороченным стеблем-донцем и мясистыми листьями с запасными питательными веществами – это
      1) корнеклубень
      2) корневище
      3) луковица
      4) корнеплод

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Почки, развивающиеся на листьях и корнях растения,
      1) верхушечные
      2) пазушные
      3) боковые
      4) придаточные

      Выберите один, наиболее правильный вариант. К видоизмененным подземным побегам относят
      1) корневища пырея
      2) корнеплоды моркови
      3) корневые отпрыски малины
      4) придаточные корни пшеницы

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Почка растения представляет собой
      1) зачаточный побег
      2) семязачаток будущего растения
      3) видоизмененные листья или их части
      4) верхушечную зону побега и корня

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Чтобы у кукурузы быстрее образовались придаточные корни, человек
      1) удаляет верхушки главного побега
      2) окучивает растения
      3) проводит перекрестное опыление
      4) прикрывает всходы укрывным материалом

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствует корневое давление и
      1) образование органических веществ в растении
      2) испарение воды листьями
      3) отток органических веществ в другие органы
      4) поглощение корнями минеральных веществ

      Выберите один, наиболее правильный вариант. Вода и минеральные вещества поступают из корня к листьям по
      1) лубу
      2) древесине
      3) сердцевине
      4) пробке

      КОРЕНЬ
      Установите соответствие между характеристиками и видами корней: 1) придаточный 2) главный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) образует корнеплод при разрастании
      Б) развивается из зародышевого корешка
      В) формирует мочковатую корневую систему
      Г) развивается на побеге
      Д) отходит от корневища или луковицы
      Е) формируется при вегетативном размножении

      Установите последовательность размещения зон корня покрытосеменных растений, начиная от его окончания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
      1) зона проведения
      2) зона деления
      3) зона роста
      4) зона всасывания
      5) корневой чехлик

      Свекла

      Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня. Запишите цифры, под которыми они указаны.
      1) зона, образованная постоянно делящимися клетками верхушечной образовательной ткани
      2) зона, образованная недифференцированными клетками с тонкой оболочкой
      3) зона начальной дифференциации клеток
      4) зона проведения
      5) боковой корень
      6) придаточный корень

      Свекла

      КОРЕНЬ-ЛИСТ
      Установите соответствие между функциями органов растения и органами, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) транспирация
      Б) поглощение воды и минеральных веществ
      В) синтез глюкозы
      Г) выделение молекулярного кислорода
      Д) фиксация неорганического углерода
      Е) закрепление в почве

      ТРАНСПИРАЦИЯ
      1. Установите соответствие между характеристикой и процессом, который протекает в растениях: 1) испарение, 2) фотосинтез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) синтез органических веществ из неорганических на свету
      Б) обеспечение растения энергией
      В) защита растения от перегрева
      Г) обеспечение транспорта воды и минеральных веществ
      Д) выделение кислорода в атмосферу

      2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Испарение воды растениями (транспирация)
      1) способствует транспорту воды от корня
      2) происходит с одинаковой интенсивностью в течение суток
      3) уменьшается в ветренную солнечную погоду
      4) регулируется открыванием и закрыванием устьиц
      5) обеспечивает терморегуляцию
      6) угнетает процесс фотосинтеза

      ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЛИСТА
      Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства насекомоядных растений?
      1) отсутствие фотосинтетических пигментов
      2) наличие ловчих органов
      3) произрастание на заболоченных лесах и болотах
      4) способность всасывать органические вещества из почвы
      5) редукция цветов и утрата полового размножения
      6) выделение пищеварительных ферментов – протеаз

      ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГА
      1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К видоизменённым побегам относят
      1) корневище
      2) корнеплод
      3) корневые шишки
      4) грибокорень
      5) клубень
      6) луковицу

      2. Установите соответствие между видоизменениями и органами растений, из которых они сформировались: 1) корень, 2) побег. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) луковица лука
      Б) корнеплод репы
      В) корневище ландыша
      Г) клубень картофеля
      Д) корневая шишка георгина
      Е) клубнелуковица гладиолуса

      3. Установите соответствие между растениями и видоизменениями их побега: 1) корневище, 2) клубень, 3) луковица. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
      А) осот
      Б) нарцисс
      В) картофель
      Г) чеснок
      Д) ландыш
      Е) топинамбур

      4. Установите соответствие между растениями и видоизменениями их побегов: 1) корневище, 2) луковица, 3) клубень. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
      А) имбирь
      Б) ландыш
      В) чеснок
      Г) тюльпан
      Д) картофель
      Е) щитовник

      ВЕГЕТАТИВНЫЕ - ГЕНЕРАТИВНЫЕ
      Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из органов растения относятся к вегетативным?
      1) семя
      2) кочан
      3) семяпочка
      4) пестик
      5) луковица

      Установите соответствие между органами растений и группами органов: 1) вегетативные, 2) генеративные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) корнеплод
      Б) цветок
      В) клубень
      Г) семя
      Д) лист
      Е) плод

      Установите соответствие между частями растений и видами органов: 1) вегетативные, 2) генеративные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
      А) клубнелуковица
      Б) шишка
      В) ягода
      Г) соцветие
      Д) колючка

      АГРОТЕХНИКА
      Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для
      1) улучшения дыхания растений
      2) уменьшения испарения воды из почвы
      3) сокращения испарения воды растениями
      4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням
      5) улучшения снабжения растений неорганическими веществами
      6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

      Лист

      Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображённого на рисунке?
      1) многолетнее развитие
      2) наличие черешковых листьев
      3) размножение с помощью корневища
      4) жизненная форма – кустарник
      5) образование семян
      6) стержневая корневая система

      Установите соответствие между растениями и их жизненными формами: 1) дерево, 2) кустарник, 3) трава. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
      А) липа
      Б) клевер
      В) шиповник
      Г) овес
      Д) тополь
      Е) ежевика

      Все растительные организмы имеют общие черты, как отличающие их от представителей других царств органического мира, так и сближающие с ними. Отличительными признаками царства Растения можно считать следующие:

      Сближает растительные организмы с представителями других царств живой природы клеточное строение, общие механизмы роста, развития, размножения, обмена веществ.

      Растения способны к фотосинтезу благодаря наличию хлорофилла в их зеленых органах, стеблях у молодых и травянистых растений и листьях. Накапливая органические вещества в процессе фотосинтеза, растения создают основной запас биомассы на планете Земля, т.е. являются продуцентами. Кислород, выделяемый растениями в процессе фотосинтеза, служит источником аэробного дыхания и образует озоновый слой атмосферы.

      Растения появились на Земле около 2 млрд лет назад. Первоначально развитие растительных организмов происходило в водной среде, что привело к появлению – водорослей. Затем растения стали осваивать сушу. Этому способствовало возникновение следующих ароморфозов:

      Эволюция растений шла в направлении от споровых к семенным, от низших к высшим. У низших растений нет настоящих тканей и органов. Они занимают водную среду обитания.

      Тело высших растений расчленено на вегетативные и генеративные органы; они имеют проводящие ткани и занимают три среды обитания: водную, почвенную и воздушную.

      Ткани высших растений


      Ткани – это устойчивые комплексы клеток, сходные по своему строению, происхождению и функциям. У прокариот и примитивных водорослей тканей нет. Клеточная дифференциация начинается у бурых водорослей и достигает максимума у покрытосеменных растений. Различают следующие основные группы тканей: образовательные, основные, проводящие, покровные, механические, выделительные.


      Вегетативные органы цветковых растений. Корень

      Орган – это часть тела, состоящая из различных тканей, имеющая определенную форму и выполняющая определенные функции. Вегетативные органы обеспечивают обмен веществ и рост растения. К ним относятся корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек.



      Корень – орган растения, выполняющий функции закрепления растения в почве, почвенного питания водой и минеральными веществами, запасания органических веществ, вегетативного размножения подземными частями.

      Корень является осевым органом с радиальной симметрией. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, под которым находится образовательная ткань, обеспечивающая рост корня.

      Разновидности корней: главный, боковые, придаточные. Совокупность всех корней одного растения образует корневую систему. Корневые системы двудольных растений, как правило, стержневые, корневые системы однодольных растений, как правило, мочковатые.

      зона деления, образующая конус нарастания корня. Эта группа клеток образует клетки корневого чехлика и слизь, защищающие корень и облегчающие его продвижение в почве.

      зона корневых волосков (зона всасывания) образована выростами клеток первичной, однослойной всасывающей ткани корня;

      зона проведения . Здесь формируются боковые корни и вторичная структура корня многолетних растений. У однолетних сохраняется только первичная структура корня.

      Транспорт воды из почвы в корень происходит пассивно, благодаря разности осмотических давлений между цитоплазмой корневых волосков и водных растворов почвы. А эта разность давлений, в свою очередь, создается активно, за счет затраты энергии. Из клеток всасывающей зоны вода поднимается в проводящие элементы корня в результате роста осмотического давления. В сосудах корня давление поднимается до 3 атмосфер. Оно создано за счет затраты энергии растением. Вверх же по стеблю вода поднимается за счет испарения воды в листьях.

      У многих растений встречаются видоизмененные корни: корнеплоды (у редиса, редьки, свеклы, и т.д.), корневые клубни (у георгина, батата). Корни многих растений вступают в симбиоз с грибами, образуя микоризы или грибокорни. Корни бобовых растений вступают в симбиоз с азотобактериями. В результате образуются клубеньки. Бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают им растения.

      Побег




      это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Расположение почек и листьев на побеге бывает:

      образовательной ткани и обладают единой проводящей системой. Формирование побега относится к крупнейшим ароморфозам, обусловившим выход растений на сушу.


      Стебель – осевой вегетативный орган с радиальной симметрией. Обладает верхушечным ростом. Главный стебель развивается из почечки зародыша семени. Функции стебля:опорная, проводящая, запасающая, фотосинтезирующая, рост и ветвление растения, вегетативное размножение.

      Строение стебля. Стебель травянистых растений состоит из эпидермы и основной ткани – паренхимы. В ней располагаются проводящие сосудисто-волокнистые пучки, содержащие элементы ксилемы и флоэмы. В стеблях древесных растений ксилема и флоэма разделены камбием. Камбий – это образовательная ткань, обеспечивающая рост стебля в толщину. На поперечном срезе такого стебля видны: сердцевина, древесина с годичными кольцами, камбий, кора. Кора – это весь слой, расположенный кнаружи от камбия. Внутренний слой коры, прилегающий к камбию, образован лубом или флоэмой.

      По характеру направления роста стебли делятся на прямостоячие (сосна), ползучие (огурец), цепляющиеся (чина луговая), лазающие (лианы), вьющиеся (вьюнок).

      Лист – это боковой орган растения, обладающий двусторонней симметрией и обеспечивающий функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. В зависимости от количества листовых пластинок листья бывают простыми (с одной листовой пластинкой на черешке) и сложными (с несколькими листовыми пластинками, имеющими собственные черешки). Форма листьев и их расположение на стебле, тип жилковани я являются важными систематическими признаками.

      1 – вильчатое; 2 – перистое; 3 – дуговое; 4 – параллельное (жилки идут параллельно вдоль всего листа, от его основания до кончика, что типично для однодольных растений, таких как травы); 5 – пальчатое (несколько основных жилок радиально расходятся недалеко от основания черешка, например, у клёна)

      Лист с обеих сторон покрыт эпидермисом. На нижней стороне листа находятся устьица, обеспечивающие газообмен и транспирацию. У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа. Мякоть листа называется паренхимой или мезофиллом.

      Скелет листа образован сосудисто-волокнистыми пучками и механической тканью. Через черешок проводящие элементы листа связаны со стеблем. По характеру расположения жилок встречаются листья с сетчатым, дуговым и параллельным жилкованием. Сетчатое жилкование наиболее характерно для двудольных растений, дуговое и параллельное – для однодольных.

      Фотосинтез происходит в столбчатой и губчатой тканях паренхимы. Столбчатая ткань примыкает к верхней кожице, а губчатая – к нижней.

      В зависимости от среды обитания у листьев возникли различные адаптации. У растений засушливых мест адаптации связаны с уменьшением испарения и накоплением запасов влаги. У растений влажных мест обитания адаптации связаны с увеличением транспирации.

      В зависимости от характера адаптаций возникли видоизменения листьев: колючки (барбарис, кактус), усики (горох), ловчий аппарат (непентес), мясистые чешуи (лук), плотная кутикула (столетник).

      Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение

      Цветок – это видоизмененный генеративный побег, служащий для семенного размножения. На основании строения цветков растения относят к определенному семейству.

      Цветок развивается из генеративной почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем. Остальные части – чашечка, венчик, тычинки, пестик представляют собой видоизмененные листья. Совокупность чашечки и венчика называется околоцветником. Околоцветник, не подразделенный на чашечку и венчик, называется простым. Околоцветник с чашечкой и венчиком называется двойным.

      Главные части цветка – тычинки и пестик. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, внутри которого созревает пыльца. Пестик (плодолистик) состоит из рыльца, столбика и завязи. Внутри завязи находится семяпочка (семязачаток), из которой после оплодотворения развивается семя. Из стенок завязи развивается плод. Цветки, в которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми. Однополые цветки содержат либо тычинки, либо пестики. Растения, у которых есть и тычиночные, и пестичные цветки, называются однодомными. Растения, на которых развиваются или тычиночные, или пестичные цветки, называются двудомными.

      Цветки могут быть одиночными или собранными в соцветия – группы цветков, расположенных в определенном порядке.

      Соцветия более заметны для опылителей, легче опыляются ветром. На растениях, несущих соцветия, количество созревающих плодов значительно больше, чем на одиночных цветках.

      Соцветия делятся на простые и сложные. У простых соцветий на главной оси расположены цветки, у сложных – простые соцветия. Простые соцветия – кисть (люпин), колос (подорожник), початок (кукуруза), простой зонтик (вишня), головка (клевер), корзинка (астры), щиток (рябина). Сложные соцветия – сложная кисть или метелка (сирень), сложный зонтик (петрушка), сложный колос (пшеница), сложный щиток (пижма).

      Семя, плод. Семя – орган, образующийся в результате полового размножения цветковых растений и служащий для расселения растений. Развивается из семязачатка. Семя состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Зародыш состоит из корешка, почечки и одной или двух семядолей. У однодольных семядоля одна, а запас питательных веществ содержится в эндосперме. У двудольных две семядоли. Запас питательных веществ у них находится в семядолях. Семенная кожура образуется из покровов семяпочки и защищает зародыш от высыхания. Для прорастания семян необходимы определенная температура, влажность, воздух. Покой семян – важное приспособительное свойство, предохраняющее от преждевременного прорастания.

      Плоды – органы защиты и распространения семян. Плод – это конечный этап развития цветка. Развивается из завязи цветка. Стенки завязи образуют околоплодник. В зависимости от типа околоплодника плоды делят на сухие и сочные, а от количества семян – на многосемеянные и односеменные.


      Сухие плоды. Слева направо: орех, боб (горох), семенная коробочка (мак), семянка (подсолнечник), зерновка (пшеница), крылатка (клён)

      Сочные плоды. Слева направо: яблоко, ягода (помидор), многоорешек (косточки земляники с цветоложем), костянка (персик), многокостянка (ежевика)

      Сложные плоды: многоорешек, многокостянка, земляничина (мякоть земляники – это цветоложе, а настоящие плоды – орешки на поверхности земляничины).

      Приспособления плодов к распространению связаны со способом распространения – животными, ветром, водой. Крючки, зацепки, цвет, вкус, летучки, парашютики и др. приспособления обеспечивают расселение растений.

      Гост

      ГОСТ

      Понятие об органах растений

      Орган — это часть растительного организма, приспособленная к исполнению одной или нескольких функций.

      У растений различают две группы взаимосвязанных в целостную систему органов — вегетативные и генеративные.

      К вегетативным относятся корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек, а к генеративным — цветок, плод и семя (у споровых это спорангий, у голосемянных — шишка).

      Вегетативные органы растений

      Вегетативными органами (от лат. vegetativas - растительный) у растений называются те, которые поддерживают основные жизненные процессы, то есть исполняют основные функции его питания и обмена веществ со средой.

      Эти органы образовались в результате расчленения однородного тела низших растений (водорослей) — талома. Причиной этого стал переход от водного к наземному образу жизни.

      Одной из общих особенностей вегетативных органов есть их полярность. Каждый орган имеет два полюса: верхний, или верхушечный, и нижний, или основный. Вегетативные органы способны определённым образом ориентироваться в пространстве: корень всегда растёт к центру Земли (позитивный геотропизм), стебель — от центра Земли (отрицательный геотропизм). Осевые органы — стебель и корень — расположены вертикально к поверхности Земли (ортотропные органы) а листья — под углом (плагиотропные органы). Такая специализация обусловлена двумя сферами питания растений (почвенной и атмосферной), а значит, двусторонним потоком воды с растворёнными минеральными и органическими веществами.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Корень имеет неограниченный рост, не имеет листьев. Обеспечивает поглощение и транспортировку воды и растворённых в ней соединений, синтез (а часто и запасание) веществ, дыхание.

      Стебель в типичных случаях — осевой полисимметрический орган неограниченного роста. Стебель обеспечивает связь между листьями и корнями, содействует образованию крепкой ассимиляционной поверхности листьев и наилучшему размещению их относительно света, запасает питательные вещества.

      Лист — боковой орган ограниченного роста, нарастает основой путём вставочного роста (у однодольных) или всей поверхностью (у двудольных). Лист состоит из листовой пластинки и черешка, прилистников; листья без черешка называются сидячими (рожь). У однолетних растений протяжённость жизни листа аналогична периоду жизни стебля. У деревьев и кустов — временный орган. Основные функции листа: фотосинтезирующая, газообменная, транспираторная, размножения, защитная (колючки), очистительная (листопад), питательная (росянка).

      Вегетативные органы не берут участия в половом размножении но все таки могут способствовать так называемому вегетативному способу размножения растений (с помощью корневищ, луковиц клубней, усов и т. п.). При таком способе размножения новый организм вырастает из многоклеточной части материнского организма.

      Расчленение тела растений на органы и образование большого количества веток, листьев и корней дали возможность развить огромную фотосинтезирующую поверхность и поглощать достаточное количество воды и минеральных элементов.

      Генеративные органы растений

      Генеративные (репродуктивные) органы (от лат. genero - рождаю) растений возникли значительно позже, чем вегетативные. Цветок, семя и плод, которые из него образуются, считают высшим достижением процесса размножения в растительном мире. Благодаря генеративным органам обеспечивается процесс полового размножения.

      Генеративные органы цветковых растений — цветы, за счет которых и формируются плоды с семенами. Процесс полового размножение цветковых растений происходит, когда растение цветёт (цветки раскрываются).

      По форме, размерам, цвету и особенностями строения цветы очень разнообразны. Однако основная схема строения и процессы развития цветка у всех растений идентичны. Цветок имеет тычинки, пестики и околоцветник (лепестки и чашечка). Основная функция тычинок - формирование пыльцевых зёрен с мужскими половыми клетками (спермиями). В пестиках находятся семенные зачатки, а в них - женские половые клетки (яйцеклетки).

      Из семенного зачатка в результате оплодотворения образуется семя, внутри которого под кожицей есть зародыш и эндосперм. Окружены семена околоплодником, который образовался из стенок завязи. Вместе семена и околоплодник образуют плод. После периода покоя семена при благоприятных условиях прорастают и из них развивается молодое растение.

      Генеративные органы споровых растений - мхов, хвощей, папоротников - имеют иное строение.

      Получи деньги за свои студенческие работы

      Курсовые, рефераты или другие работы

      Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 06 2021

      Маргарита Андреевна Белоцерковская

      Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

      ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ, органы полового размножения растений: семя, цветок, плод.
      ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ, части растения, служащие для поддержания его жизни: стебель, корень, Лист, клубень.

      Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

      Читайте также: