К свойствам хроматических цветов относятся

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

К хроматическим цветам относят все красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые и пурпуровые цвета со всеми переходами между ними и всевозможными оттенками. Каждый хроматический цвет обладает тремя свойствами: тем или иным цветовым тоном, большей или меньшей светлотой и определенной насыщенностью.

а) Цветовой тон — это то свойство хроматического цвета, которое мы имеем в виду, когда одни из этих цветов мы называем красными, другие — желтыми, третьи — синими и т. д. Цветовых тонов существует гораздо больше, чем названий для них. Например все цвета, составляющие переход от желтого к зеленому, обычно называются желто-зелеными, как если бы все они имели один и тот же цветовой тон. В действительности же каждый из этих цветов имеет свой особый цветовой тон, отличный от цветовых тонов соседних цветов.

Основной естественный ряд цветовых тонов представляет собой спектр. В спектре цвета располагаются так, что цветовые тона постепенно и непрерывно переходят один в другой. Красный через оранжевый переходит в желтый, желтый через желто-зеленый в зеленый, зеленый через голубовато-зеленый и голубой — в синий. Заканчивается спектр фиолетовым цветом. Фиолетовый цвет содержит в себе некоторый элемент красноты и представляет собой начало перехода от синего к красному. Если присоединить к фиолетовому еще некоторое количество цветовых тонов, продолжающих этот переход, то мы вернемся к тому же, с чего начали — к красному цвету, и тем самым замкнем круг. Этих тонов, промежуточных между фиолетовым и красным, в спектре нет, но их легко получить, смешивая красный и фиолетовый спектральные цвета. Называются эти тона пурпуровыми. Добавив к цветам спектра пурпуровые цвета, мы получим полный ряд цветовых тонов, который часто изображают в виде круга и называют цветовым кругом.

б) Светлотой хроматических цветов называется то свойство их, которое мы имеем в виду, когда говорим, что одни цвета—светлые, а другие—темные. Так как о каждом хроматическом цвете можно сказать, что он светлее какого-либо другого цвета, равен ему по светлоте или темнее, то, следовательно, у каждого хроматического цвета есть определенная светлота. Аналогично ахроматическим цветам все хроматические цвета можно расположить в ряд по убывающей или возрастающей светлоте. Так как светлота является свойством и ахроматических и хроматических цветов, то ее можно считать основным и самым общим свойством всех цветов вообще.

Какую бы светлоту ни имел хроматический цвет, мы всегда можем найти такой ахроматический, который будет равен ему по светлоте. Это обстоятельство дает нам возможность очень просто охарактеризовать светлоту любого хроматического цвета, а именно, если мы нашли равный ему по светлоте ахроматический цвет, то коэфициент отражения этого ахроматического цвета даст нужную нам количественную характеристику светлоты хроматического цвета.

в) Насыщенностью хроматического цвета называется степень отличия этого цвета от ахроматического, равного ему по светлоте. Для того чтобы это свойство хроматических цветов стало достаточно ясным, представьте себе, что произойдет, если к чисто зеленому цвету примешать немного серого, одинакового с зеленым по светлоте. Очевидно, что цветовой тон от этого не изменится, так как мы примешиваем ахроматический цвет, не имеющий никакого цветового тона. Равным образом не изменится и светлота зеленого цвета, так как прибавляемый к нему серый одинаков с ним по светлоте. Вместе с тем очевидно, что новый зеленый цвет будет отличаться от первоначального: он посереет, будет менее зеленым; вот это то изменение и будет изменением насыщенности; новый цвет будет менее насыщен, чем первоначальный. Если мы теперь к получившемуся цвету примешаем еще некоторое количество серого, то он станет, очевидно, еще менее насыщенным. Таким образом, прибавляя к какому-либо хроматическому цвету все большее количество равного ему по светлоте ахроматического, мы постепенно уменьшаем его насыщенность, пока наконец не дойдем до такого цвета, который только едва будет отличаться от ахроматического. Такой цвет будет минимально насыщенным. Следовательно между любым чистым, максимально насыщенным цветом и равным ему по светлоте серым мы можем вставить ряд промежуточных цветов разной степени насыщенности.

Если к какому-либо максимально насыщенному цвету, мы будем примешивать все больше и больше белого, то получим ряд цветов, в котором будет постепенно убывать насыщенность и возрастать светлота.

Легче всего сравнивать по насыщенности цвета одного цветового тона и одинаковой светлоты. Несколько труднее сравнение по насыщенности цветов одного цветового тона, но разной светлоты. Наконец труднее всего сравнивать насыщенность цветов различного цветового тона.

Все цвета подразделяются на ахроматические и хроматические:

ахроматические – белый, черный и все серые;

хроматические – все остальные.

Ахроматические цвета обладают только одним свойством – светлотой. Это значит, что если у двух нейтральных цветов светлота одинакова, то они вообще друг от друга ничем не отличаются.

Под серыми, или нейтральными, цветами понимают только такие, в которых совершенно отсутствует какой-либо цветной оттенок; так что всякий желтоватый, синеватый или зеленовато-серый цвет уже не будет ахроматическим. Таким образом, нейтрально-серый цвет – это затененный белый или белый малой яркости.

Хроматические цвета – это спектральные цвета и еще пурпурные, которых в спектре нет. Хроматические цвета в их спектральной последовательности, включая и пурпурные, располагают по окружности, в результате чего получается цветовой круг.

В колористике принято выделять ряд характеристик цвета:

Цветовой тон — основная характеристика хроматических цветов, которая определяет сходство цвета с одним из цветов спектра. Другими словами – это название цвета, он же спектральный цвет, и он же спектральный состав.


Насыщенность — характеристика цвета, которая характеризует содержание чистого хроматического цвета в смешанном цвете. Насыщенность зависит от чистоты цвета, чем более он чист, тем более он насыщен. Серый цвет придает холод цвету, но делает его менее насыщенным. Наиболее насыщенные цвета — спектральные (чистые).

По другому – это сила цвета. Два цвета могут быть одинаковыми по названию (например, оба синие) и по светлоте (ни один из них не темнее и не светлее другого) и в то же время различаться по силе цвета: один может быть ярко-синим, а другой серовато-синим.

При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета, а при равной светлоте – более насыщенные.

Ахроматические цвета не имеют насыщенности.


Светлота — означает степень добавления к данному монохромному цвету белой или черной краски. Темные цвета получают путем примешивания черной краски в чистый цвет.

Другими словами - это наличие в цвете того или иного количества белого или черного.


Цвет, переходя из светлого в тёмный, изменяет свою светлоту.


Яркость — характеристика цвета, которую часто путают со светлотой, но это объективное понятие, которое зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателю от объекта испускающего, пропускающего или отражающего его. Объективность данной характеристики обеспечивается тем, что яркость измеряются специальными приборами, а не на глаз. Наиболее яркий ахроматический цвет — это белый, а наиболее темный — черный. При снижении яркости любой цвет становится черным.

Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета.

Контрастность — отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме. Чем ближе цвета в композиции по яркости, тем более спокойной композиция получается. Чем более контрастные цвета, тем более - яркой и экспрессивной.

Часто дополнительно разделяют цвета на холодные и теплые. В упрощенной трактовке холодными цветами считаются: синий, фиолетовый, зеленый, а теплыми: красный, оранжевый, желтый. Однако в действительности все цвета можно разложить на теплые и холодные оттенки, что позволяет подбирать, например, холодные красные цвета или теплые синие.

Всё о цвете. Какие цвета в жизни

Речь пойдёт о цвете. Тут краткая информация о цвете.

Оглавление:

Зачем нужно разделение цвета на 2 категории?

Хроматические цвета и ахроматические цвета

Основная соствляющая колористики – цветоведение. Цветоведение – это наука о природе цвета, его основных свойствах и характеристиках, а также о закономерностях восприятия. Тоесть это соединение психических и физических методов изучения цвета. Так какое разделение существует?

Хроматические цвета и Ахроматические цвета на примере фотографии

Хроматические цвета - это все цвета, кроме черного, серого и белого (+ и их оттенки).

Ахроматические цвета - все серые, чёрные и белые. Имеют они различие в том, что отличаются по светлоте и не имеют цветового тона, что присуще хроматическим цветам). У художников и дизайнеров ахроматические цвета играют важнейшую роль в их работе (творчестве). Благодаря этим цветам художники и дизайнеры могут повышать (усиливать) или понижать (ослаблять) "звучность" других красок (хроматических).

Зачем эти сложности и кому это нужно?

Такое понимание позволяет говорить о колористике любого изображения, чаще всего как о результатах профессионального подхода архитектора, художника, фотографа или дизайнера. Такое разделение помогает больше понять о цвете не только профессионалам, но и обычным людям.

Помощь хроматических цветов и ахроматических цветов и для художника и для любого из разновидностей дизайнера заключается в том, что они могут передать зрителю настроение своей работы и не только.

Цветовой круг

Цветовой круг - помощь для художника, дизайнера и фотографа.

На данном цветовом круге (цветовая растяжка) можно быстро и легко ориентироваться для определения наиболее сочетаемых для Вас цветов, как гармоничный с друг другом так и контрастные цвета (самый простой пример, зеленый - красный , фиолетовый - желтый, синий - оранжевый).

Нажмите для увеличения. Разрешение данной картинке позволяет, что бы её распечатывали форматом А4.

Цветовой круг в хорошем разрешение на сайте endpopov.ru

Нажмите для увеличения или вы можете скачать Цветовой круг (4689х3951) по ссылке

Как мы видим цвета в жизни?

Человек различает 3 основных цвета (контрастные) - это жёлтый, синий и красный. На их основе строятся все остальные цвета, которые мы с вами видим и не видим (Выше фиолетового и ниже красного (инфракрасный)).

Белый цвет - все цвета. Мы видим белый объект (предмет), потому что он отражает весь спектр цветов (например, радуга имеет 7 цветов, что доказывает нам сама природа после дождя). Ниже пример с упрощенной картинкой схемой , как и почему мы видим предмет белым в идеале (Абсолютно белых тел в природе не существует).

Как мы видим белый цвет, предмет.

Черный цвет - отсутствие любого цвета. Черный цвет - это пустота ("физика" как предмет нам подтверждение данного утверждения), это полное отсутствие видимого цвета и света. Ниже пример с упрощенной картинкой схемой, как и почему мы видим предмет черным (Абсолютно черных тел в природе не существует).

Как мы видим черный цвет, предмет.

Вот еще несколько примеров, жёлтого, синего и зеленого предмета, который мы видим.

Как мы видим зеленый цвет, предмет.

Как мы видим синий цвет, предмет.

Как мы видим зелёный цвет, предмет.

Эксперимент с вращающимся цветовым кругом. Смешение цветов.

Демонстрационная анимация видео, как проявляется инерция зрения, в результате аддитивного смешения цветов.

Аддитивные цвета — это сложение цветов, а субтрактивные цвета — вычитание цветов. Если быстро вращать цветовой круг, то можно заметить, что постепенно все видимые цвета превращаются в единый белый цвет. Чтобы понять этот ээфект смешения цветов, которое моментально просчитывает наш мозг, можно посмотреть короткое видео с известной ТВ передачи "Галилео".

Цвет. Цветовой круг. Статья о том, что такое хроматические и ахроматические цвета. Смешение цветов и их слияние в один. Как мы виджим черный цвет? Как мы видим белый цвет? Существует ли абсолютно черное и белое тело или предмет?

Все оттенки, которые находятся вокруг нас и которые мы различаем, можно разделить на хроматические и ахроматические цвета. К ахроматическим относятся особые, те, которые нельзя получить смешиванием основных. Чтобы выяснить, что такое ахроматические цвета, разберем сначала, какие же из них называют хроматическими и основными и почему.

Хроматические и ахроматические цвета

Хроматические цвета

Слово "хроматический" в переводе с греческого означает "цветной". Можно сделать логический вывод, что к хроматическим относятся яркие цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все их оттенки. Хроматические и формируют цветовой спектр. Все оттенки этого спектра можно получить смешиванием трех основных - красного, желтого и синего - в различных пропорциях. Из этих основных (первичных) образуются вторичные и третичные. Так всего из трех красок получается множество других тонов и оттенков.

Хроматический спектр

Из основных цветов и их комбинаций состоит цветовой спектр. В нем принято выделять 12 сегментов. Первый сегмент - оттенки красного, второй - оттенки оранжевого, третий - оттенки желто-оранжевого и так по кругу до фиолетового и его вариаций. В таком спектре выделяют первичные цвета (они же основные) - красный, желтый, синий - вторичные - оранжевый, фиолетовый и зеленый - и третичные, образующиеся при смешивании первичных и вторичных. Так и строится привычный яркий радужный спектр.

Какие ахроматические цвета

Ахроматические - "бесцветные"

Слово "ахроматический" в переводе с греческого означает "бесцветный". Такое на первый взгляд странное название получили цвета, которые не образуются никакими комбинациями первичных или вторичных. Так какие ахроматические цвета существуют в природе? Это белый, черный и все возможные оттенки серого.

Из-за того, что их нельзя получить с помощью основных, им и дали такое парадоксальное название - ахроматические, хотя в действительности бесцветный из них только белый.

Ахроматические цвета

Восприятие спектра

Яркие цвета спектра наш мозг распознает в зависимости от длины волны света, которая доходит до зрительного центра глаза после отражения от определенного предмета. Дело в том, что объект определенного цвета поглощает все тона, кроме собственного. Например, желтая чашка поглощает все, но не желтый. Его она отражает, и эта отраженная волна доходит до нашего глаза и воспринимается мозгом. Каждый хроматический цвет имеет определенную длину волны. Фиолетовый имеет самую короткую длину электромагнитной волны - 360-390 нм, красный - 680-720 нм. Этот диапазон длин и формирует видимый свет. То, что за его пределами, - ультрафиолет и инфракрасное излучение, которое не воспринимает человеческий глаз.

Но как же воспринимаются ахроматические цвета? Черный цвет поглощает все другие оттенки, то есть обратный световой поток от черных тел отсутствует, белый - все отражает, здесь световой поток наиболее интенсивный. То есть ахроматические - черный и белый цвета - мы воспринимаем как наличие интенсивного или полное отсутствие обратного светового потока.

Спектр

Именно из-за своей способности поглощать спектр черный издавна ассоциируется с чем-то таинственным, в различных культурах он олицетворяет смерть, депрессию, страх, а белый, как противоположный ему, является символом ясности, чистоты, радости, побуждения действовать.


Цвет – это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей, отраженных от какой-либо поверхности. Восприятие цвета индивидуально и зависит от следующих факторов:
— спектральных характеристик и плотности светового потока, падающего на поверхность;
— спектральных характеристик и плотности светового потока, отраженного от поверхности;
— индивидуальных особенностей зрения конкретного человека;
— психофизических факторов (фонового цвета, зрительной адаптации человека и т.д.).

Свет – это электромагнитное излучение оптического диапазона, характеризуемое длиной волны. Видимый спектр – это часть электромагнитного спектра, видимая человеческому глазу. Типичный человеческий глаз может реагировать на длины волн от 390 до 700 нм.

Рассматривая спектр, невозможно точно указать границы между отдельными цветами, так как каждый цвет постепенно переходит в другой. Поэтому спектр называют непрерывным. В спектре принято выделять семь главных цветов, расположенных последовательно один за другим.

Влияние поверхности на цветовосприятие

Световые лучи, встречая на своем пути тело, могут поглощаться, отражаться или проходить сквозь него, отклоняясь (преломляясь) на боль­ший или меньший угол. Цвет тела определяют отраженные им и попавшие в глаз световые лучи. При полном поглощении поверхностью тела всех видимых лучей возникает впечатление черного цвета. При полном отражении всех лучей видимого спектра поверхность кажется белой. Эти крайние положения следует рассматривать лишь как теоретические, так как в природе не существует ни абсолютно поглощающих, ни абсолютно отражающих тел. Практически все тела поглощают и от­ражают световые лучи в той или иной степени.

Впечатление цвета возникает, когда тело избирательно поглощает (адсорбирует) световые волны определенной длины и отражает волны остальной части спектра. В этом случае тело приобретает цвет, определяемый составом отраженных световых волн.

Влияние освещения на цветовосприятие

Цвет тела может изменяться с изменением состава падающего на него света, если при этом изменяется соотношение отражаемых им лучей, поэтому многие тела при дневном свете выглядят иначе, чем при освещении искусственны­ми источниками света. Так, при освещении лампами накаливания, в спектре которых отсутствуют синие и фиолетовые световые волны, тела красного цвета становятся более насыщенными, а оранжевые красне­ют. Одновременно красные и оранжевые цвета становятся более светлыми. Голубые цвета в свете лампы накаливания зеленеют, а синие и фиолетовые несколько краснеют, приобретая пурпурный оттенок и при этом несколько темнеют. Впечатление цветной окраски возникает также в том случае, если белое тело освещается светом, соответствующим какой-либо одной груп­пе волн спектра.

Метамерия (метамеризм) – явление, когда два окрашенных образца воспринимаются одинаково окрашенными под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения (с другими спектральными характеристиками излучаемого света).

Хроматические и ахроматические цвета

Все цвета делятся на ахроматические и хроматические.

К ахроматическим относят белый и черный, а также серые, которые получают смещением в разных пропорциях белого и черного цветов.

В спектре ахроматические цвета отсутствуют.

Различие в ахроматических цветах определяется их разным коэффициентом отражения. Наибольший коэффициент отражения, равный 96%, имеет порошок окиси магния. Он является самым белым предметом, поэтому с его помощью получают образцовые белые поверхности для колориметрических испытаний. Наименьший коэффициент отражения, равный 0,3%, имеет черный бархат. Он является самым черным предметом. Сме­шением белого и черного цветов можно получить множество ахромати­ческих цветов. Глаз человека в состоянии различить лишь ограничен­ное их количество – около 300.

Ахроматические цвета

Хроматическими цветами называют все цвета, кроме ахроматиче­ских, т.е. такие, которые имеют тот или иной цветовой тон. К ним от­носят все цвета солнечного спектра и другие, которые можно получить смешением этих цветов между собой, а также с белым или черным.

Видимый спектр хроматических цветов

Основные характеристики цвета

Цветовой тон

Краски с разным цветовым тоном

Оттенок – это разновидность одного тона, отличающаяся от него яркостью, светлотой, насыщенностью, или наличием добавочного тона, проявляющегося на фоне основного. Например, светло-голубой и тёмно-голубой – оттенки голубого по насыщенности, а бирюзовый – оттенок голубого по наличию в голубом добавочного зелёного цвета.

Человек может различать порядка 100-130 оттенков по цветовому тону, около 500 оттенков серого. Художники, маляры, дизайнеры и т.д. благодаря натренированности обладают более широким диапазоном цветовосприятия.

Яркость

Яркость – характеристика восприятия цвета. Яркость зависит от степени освещённости объекта и характеризуется плотностью светового потока, направленного в сторону наблюдателя. Например, хорошо освещенная красная поверхность имеет более яркий красный цвет, чем затемненная. При снижении яркости любой цвет стремится к чёрному, при увеличении яркости – к белому.

При одинаковых условиях освещённости один и тот же цвет может отличаться яркостью благодаря способности отражать (или поглощать) поступающий свет. Глянцевый красный будет ярче, чем матовый красный именно потому, что глянец больше отражает поступающий свет, а матовый – больше поглощает.

Цвета красного цветового тона, отличающиеся по яркости

Светлота

Светлота – степень близости цвета к белому. Некоторые источники считают понятия яркость и светлость цвета синонимами, что не лишено логики: при уменьшении яркости цвет стремится к чёрному (то есть уменьшает светлоту, становится темнее), то при увеличении яркости цвет будет стремиться к белому (светлота увеличивается).

Цвета синего цветового тона, отличающиеся по светлоте

Насыщенность

Цвета голубого цветового тона, отличающиеся по насыщенности

Интенсивность

Интенсивность – преобладание какого-либо тона по сравнению с другими в оттенке цвета. Интенсивность используется в качестве характеристики для описания оттенка, отличающегося от основного цветового тона присутствием добавочного тона, например для описания отличия сине-зеленого от зелено-синего.

Качество красящих веществ с точки зрения цветовых свойств может быть оценено их светлотой и насыщенностью. Качество хроматических (цветных) красящих веществ тем выше, чем больше их светлота и насыщенность. Белые красящие вещества тем ценнее, чем больше их светлота, а черные — чем меньше их светлота.

Цветовой (хроматический, Иттена) круг


В цветовом круге выделяют 3 основных (базовых, первичных, чистых) цвета:
— красный
— жёлтый
— синий

Смешиванием основных цветов получают цвета второго порядка. Вторичных цветов тоже 3:
— зелёный = синий + жёлтый
— оранжевый = жёлтый + красный
— фиолетовый = красный + синий

Составные цвета третьего порядка получаются путём смешивания основных с составными цветами второго порядка. Третичных цветов 6:
— жёлто-оранжевый
— красно-оранжевый
— красно-фиолетовый
— сине-фиолетовый
— сине-зелёный
— жёлто-зелёный

Принципы смешивания по цветовому кругу применяются при колеровке лакокрасочных материалов.

Читайте также: